Синдром мальабсорбции. Волшебная точка почек Лимфатический и почечный дисбаланс

1

В связи с развитием медицинской науки и увеличением количества узкопрофильных дисциплин возрастает объем учебного материала в вузе, который студент не в состоянии полностью охватить. Большие требования к знаниям узкого предмета таят в себе опасность растворения основ в море мелких деталей и не способствуют получению целостного представления о больном. Между тем, выпуск врача общей практики предусматривает наличие прочного багажа, прежде всего, фундаментальных знаний и умений. Они отражены в целях и задачах, обозначенных в рабочих программах дисциплин. Для лучшего их усвоения, по-видимому, необходима выработка четкого алгоритма действий студентов при обследовании больного. На это должны быть направлены все учебно-методические материалы, разрабатываемые на кафедрах.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней разработан селективный метод (селекция-отбор) обучения студентов теоретическим вопросам и практическим навыкам с выделением основополагающих учебных элементов. Именно они ложатся в основу всех обучающих и контролирующих учебно-методических материалов кафедры, а методические рекомендации по практическим навыкам для студентов создаются с направляющей схемой диагностического поиска и этапами деятельности студентов.

Учебное пособие «Пропедевтика внутренних болезней. Селективный метод обучения» состоит из двух больших модулей:
1 - методы обследования внутренних органов; 2 - болезни внутренних органов, протекающие в типичной форме, основные клинические симптомы и синдромы. Модули разделены на блоки обследования отдельных органов и систем. В пособии изложены теоретические и практические понятия курса пропедевтики внутренних болезней, за основу принят селективный принцип обучения. В табличном варианте все учебные элементы и клинические синдромы разделены на основополагающие, желательные и дополнительные. Выделены основные теоретические вопросы и методы обследования внутренних органов, необходимые для усвоения дисциплины. Представленный раздел «Практические навыки в курсе пропедевтики внутренних болезней» составлен по тому же принципу и в соответствии с теоретической частью учебного пособия. Он богато иллюстрирован рисунками, фото, схемами; в нем отражены правила, порядок и методика проведения практического навыка. К пособию прилагаются тесты и ситуационные задачи по основополагающим учебным элементам (контроль первого уровня) с эталонами ответов для самоконтроля и самокоррекции.

Весь учебный материал изложен в традиционном стиле, отражает методику обследования больного, существующую на кафедре. Указанная рукопись рекомендована Учебно-методическим объединением (УМО) к изданию в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

Для примера представляются краткие фрагменты данного пособия из раздела «Модуль - I. Методы обследования внутренних органов».

Почки и мочевыводящие пути

I. Учебные элементы

Пальпация

Основополагающие. Методика бимануальной пальпации почек в положении больного лежа на спине (по Образцову-Стражеско) и стоя (по Боткину). Определяют опущение, увеличение почек, поверхность и болезненность.

Желательные. Мочеточниковые точки: верхняя и нижняя на передней стенке живота.

Дополнительные. Баллотирующая пальпация почек; мочеточниковые точки: реберно-позвоночная и реберно-поясничная. Пальпация мочевого пузыря.

Перкуссия

Основополагающие. Поколачивание области почек - симптом Пастернацкого.

Желательные. Перкуссия мочевого пузыря.

Аускультация

Желательные. Аускультация почечных артерий.

II. Практические навыки (фото, рисунки)

Основополагающие

Пальпация почек

Правила: пальпация почек бимануальная (двумя руками). Почки пальпируют в положении больного на спине и вертикальном положении. Больной лежит на спине со слегка согнутыми ногами, мышцы расслаблены. Врач - справа от больного, лицом к нему.

Методика пальпации в горизонтальном положении

1-й момент: ладонь левой руки с сомкнутыми и выпрямленными пальцами накладывают на поясничную область справа ниже 12 ребра. Правая рука врача с сомкнутыми и слегка согнутыми пальцами устанавливается под реберной дугой кнаружи от прямой мышцы живота.

2-й момент: на вдохе правой рукой образуют кожную складку вверх.

3-й момент: на выдохе правая рука погружается в брюшную полость, сближаясь с левой рукой. Левая рука, оказывая давление на поясничную область, приподнимает почку, лежащую на поясничной области, к правой руке.

4-й момент - собственно пальпация: больной делает вдох, почка, опускаясь вниз, проходит под пальцами правой руки (если она опущена или увеличена). Врач, соприкасаясь с почкой, придавливает ее к задней брюшной стенке - левой руке. Больной делает выдох, при этом правая рука скользит по поверхности почки, которая возвращается в исходное положение.

Методика пальпации в вертикальном положении (по С. П. Боткину): больной стоит к врачу боком со слегка наклоненным вперед туловищем. Руки больного сложены на груди. Врач сидит на стуле перед больным. Исследование почек в вертикальном положении проводится так же, как и в положении на спине.

Определяют форму, величину, поверхность, болезненность.

Перкуссия почек (поколачивание)

Правила . Больной стоит или сидит слегка наклонившись вперед. Руки сложены на животе. Врач стоит позади больного.

Методика (поколачивание): врач накладывает левую руку на область проекции почек справа. Ребром ладони правой руки наносит короткие средней силы удары по левой руке. Аналогичо проводят поколачивание слева. Возникновение болезненности при ударе расценивают как положительный симптом Пастернацкого .


III.Тестовые задания

Таким образом, применение селективного метода в учебном процессе позволяет выделить фундамент основных знаний и умений терапевтической дисциплины в подготовке врача общего профиля и поможет сохранить идею приоритета общетерапевтического развития.

Библиографическая ссылка

Емелина Л.П., Папшицкая Н.Ю. ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ. СЕЛЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (учебное пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 30-31;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8706 (дата обращения: 18.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Волшебная точка: помогаем почкам

Точка Юн Цюань - это первая точка канала почек.

Она находится на центральной линии стопы. Если стопу от основания пальцев до пятки условно разделить на 3 отрезка, точка Юн Цюань расположена на границе первого и второго отрезков.

Точка Юн Цюань - это точка-колодец, отсюда начинается движение ци по каналу. Когда мы говорим, что нужно направить энергию и кровь к ногам, мы имеем в виду, что энергия должна поступить к точкам Юн Цюань в центре стопы. Это называется «заставить кровь и ци вернуться к источнику».

Какая от этого польза? Это помогает замедлить процессы старения, вот в чем польза.

Цель, которую мы преследуем, выполняя упражнения «Золотой петух стоит на одной ноге» и «Походка сумасшедшего» — заставить кровь и ци поступить к точке Юн Цюань . Но иногда, выполняя эти упражнения, мы понимаем, что кровь и ци не могут поступить в область стоп. В этом случае следует дополнительно проработать точки Юн Цюань массажем, активировать их.

Лучше продавливать точки подушечками больших пальцев, давить достаточно сильно. Если точки болезненны, следует массировать их каждый день. Запаситесь упорством. Укреплением почек нужно заниматься всю жизнь. Если в почках достаточно энергии, мы не будем дряхлеть. Но у некоторых, как бы сильно они не давили на точку, она безболезненна.

Только в месте продавливания остается ямка . Это классический показатель слабости почек, недостатка энергии в организме. Если в этом случае стимулировать точку Юн Цюань , даже если продавливать очень сильно, это будет только бесполезной растратой сил. Лучше начать с выполнения упражнения «Ходьба на коленях», «Золотой петух стоит на одной ноге» . Заставить кровь и ци прилить к ногам. А уже после этого продавливать точку Юн Цюань.

Очень важно, чтобы точка Юн Цюань была активной. Однако, если в организме недостаточно ци и крови, стимулировать ее не стоит.

Кто-то скажет: Когда я массирую Юн Цюань, образуется ямка. Но точка при этом очень болезненна. Полезно ли мне ее массировать?

Полезно ! Если точка болезненная, значит она работает, значит кровь и ци поступают к этой точке. Нужно массировать ее ежедневно.

Если в течении месяца ежедневно по три минуты массировать точки Юн Цюань, вы заметите, что кожа на ступнях стала более упругой, ямка не образуется, сколько ни дави. Это значит, что ци поступила в эту область. Фактически, если точки Юн Цюань активированы, значит проходим весь канал почек. Это простой и эффективный способ укрепить почки.

А другой человек скажет: Я месяц ежедневно массирую точки Юн Цюань, но они как были чрезвычайно болезненными, так и остались.

Это говорит, что кровь и ци застаиваются в каких-то других точках канала почек, и застой достаточно серьезный. Нужно продавить канал почек, найти болезненные точки - места зажимов. Необходимо массировать болезненные точки, сделать канал проходимым и свободным от заторов. После этого снова помассируйте точки Юн Цюань - они уже не будут настолько болезненны.

Нужно добиться, чтобы точки Юн Цюань стали упругими и умеренно чувствительными при надавливании. Когда вы этого достигните, вы почувствуете, что произошли положительные изменения в общем самочувствии и душевном состоянии. В этом и заключался смысл наших усилий — направить ци и кровь в область стопы, вернуть энергию к истокам.

Когда вы ощутите положительные изменения в своем состоянии, вы проникнетесь глубоким уважением к волшебной точке Юн Цюань , поймете, какая удивительная вещь каналы и точки нашего организма. И это станет стимулом к дальнейшей работе.

Теория пяти элементов — У Син. Вода порождает дерево

Воздействуя на Юн Цюань , можно избавиться от синдрома холодных ног . Если вы восприимчивы к холоду, все время мерзнете, ноги холодные, при надавливании на точку Юн Цюань надолго остается вмятина, вам полезно прижигать точку полынными сигарами. Но этот способ не подходит людям горячей структуры.

У некоторых людей ступни постоянно горячие, таким людям необходимо продавливать, массировать точки Юн Цюань . В их организме избыток Огня. Этот Огонь нужно рассеять, а для этого требуется иньская энергия почек. Если энергии в почках недостаточно, Огонь не рассеивается, ступни словно горят.

Точка Юн Цюань — точка-колодец канала. Эти точки относятся к элементу Дерево, то есть связаны с печенью. Вода порождает Дерево, то есть отсюда мы можем черпать ресурсы для питания печени.

Горячие ступни говорят о том, что печень просит помощи у почек, нуждается в иньской энергии почек (Воде), чтобы уменьшить Огонь в печени. В этом случае нужно хорошенько массировать точки Юн Цюань . Через несколько дней ступни перестанут гореть.

Точка Юн Цюань - очень мощная и эффективная точка. Но есть некоторые ограничения для ее стимулирования, которые нужно иметь в виду. Ее нужно стимулировать при подходящих условиях. Иначе можно получить обратный результат. Нужно понимать природу точки, чтобы работать с ней. В разных стадиях развития заболевания меняется и действие точки.

Точка помогает остановить икоту. Если в почках недостаток энергии, ци не движется вниз, не возвращается к истокам, а идет вверх, что вызывает икоту. Нужно заставить ци двигаться вниз, самый простой способ - воздействовать на точки Юн Цюань .

Точка Юн Цюань помогает остановить холодную рвоту. У некоторых желудок не принимает холодную пищу, и начинается рвота. Это тоже один из признаков слабости почек.

Движение энергии в канале почек начинается снизу, от стоп, затем поднимается к кишечнику и желудку и дальше вверх до точки Шу Ф у у ключицы.

Китайская медицина считает, что канал может лечить органы , рядом с которыми он проходит. Если канал проходит в области грудины, значит может лечить такие состояния, как сдавленность в груди и тому подобные недомогания.

Канал проходит в области бронхов, значит, воздействуя на него, можно лечить кашель, одышку, астму. Проходит канал и область желудочно-кишечного тракта, значит, может лечить недомогания в этой сфере.

Воздействуя на точку Юн Цюань, можно избавиться от звона и шума в ушах. «Почки раскрываются в уши» , недостаток ци в почках проявляется звоном в ушах.

Для борьбы с гипертонией Юн Цюань тоже эффективна. В древности практиковали такой способ: делали кашицу из лекарственных трав на уксусе и прикладывали эту кашицу на точки Юн Цюань - это помогало держать давление в норме. Фактически, это тоже способствовало рассеиванию излишков Огня. Такой же эффект от упражнения Золотой петух стоит на одной ноге, принцип действия один и тот же.

На рисунке вы видите позу для очищения канала почек, помогающую оздоровить соответствующие этому каналу органы, влияющую на омоложение всего организма.

Сядьте в позу канала почек . Плавно и медленно распрямитесь, соедините стопы ног вместе, а колени разведите в стороны. Обопри-тесь руками о пол сзади, запрокиньте голову и мак-симально прогнитесь в спине. Мысленно представь-те весь ход меридиана. Начинается он в центре подошвы в ямке, образующейся при сгибании паль-цев, проходит по внутренней стороне стопы, дости-гает верхнего края пяточной кости, затем опускает-ся вниз и назад, к середине внутренней поверхности пяточной кости, затем проходит ниже внутренней лодыжки, кзади от ладьевидной кости, делая петлю. Затем меридиан идет по внутренней поверхности голени и бедра, идет по животу и груди, заканчиваясь в подключичной ямке. Представьте, как синяя иньская струя энергии поднимается по ногам вверх по меридиану, а затем проникает вглубь тела и идет непосредственно к са-мим почкам, наполняя орган своей силой и энергией. Почувствуйте, как поч-ки омолаживаются, оздоравливаются, наполняются новой силой, из них выхо-дят все яды, все шлаки, вся негативная энергия. Со вдохом вбирайте в себя энергию, с выдохом направляйте ее во внутренний ход канала и в сами поч-ки. Дыхание плавное и спокойное.

Из переписки с читателями

Вопрос: Точку Юн Цюань лучше массировать пульсирующим продавливанием или лучше вести нажим от центра точки к пальцам?
Ответ: Можно стимулировать точку любым способом, как вам больше нравится. Можно использовать какое-то приспособление - массажную палочку или карандаш. Главное, чтобы точка была чувствительна. Если точка не чувствительна, только образуется вмятина на месте нажима, не следует проводить массаж. Сначала помассируйте другие точки канала на ногах, добейтесь прилива ци и крови к нижним конечностям.

Вопрос: У меня постоянная сухость во рту, особенно по ночам. Посоветуйте, какую точку лучше задействовать?
Ответ: Практически половина точек канала почек могут быть полезны в этом случае. Вы продавите точки, определите самую чувствительную, с ней и работайте. Главной целью должно сделать чувствительной точку Тай Си. Затем точку Юн Цюань. Тогда вы решите свою проблему и укрепите почки.


Проводится по методике, описанной при пальпации правой почки, за исключением: левая рука проводится дальше под туловище до проекции левой почки, правая располагается снаружи от левой прямой мышцы живота.

2. Метод Шелагурова (отечественный терапевт ХХ века). Положение больного и врача соответствуют методу Образцова – Стражеско. Основные признаки методики:

III палец правой руки необходимо несколько согнуть так, чтобы концы II, III и IV пальцев находились на одном уровне;

- в пальпации принимают активное участие обе руки врача – при вдохе ребёнка руки сближаются одна к другой, что позволяет получить больше информации о состоянии почек.

3. Метод Боткина аналогичен методу Образцова - Стражеско, кроме положения больного – вертикальное. Этот способ является более удачным при значительной подвижности почек, так как в стоячем положении больного они опускаются вниз.

4. Метод Гнатюка А.И. (современный украинский педиатр). Врач располагается перед больным, который находится в вертикальном положении. Затем исследуемый наклоняется вперёд (туловище находится под углом 90 0) и врач проводит пальпацию почки рассмотренным методом. Такое положение больного расслабляет мышцы брюшной стенки, что позволяет врачу глубже ввести руку.

5. Есть ещё один вариант пальпации почек в вертикальном положении, когда больной тоже наклоняется вперёд. Врач при этом располагается позади ребёнка. Прикладывает правую ладонь к коже живота соответственно проекции почки, углубляет пальцы вглубь и скользящими движениями снизу вверх пальпирует орган.

У детей раннего возраста пальпируется мочевой пузырь в наполненном состоянии, так как он несколько выходит из полости малого таза.

Пальпация голеней, поясницы позволяет определить склонность к накоплению жидкости в подкожно-жировой клетчатке. При пальпации живота можно заметить наличие жидкости в брюшной полости.

Перкуссия

При перкуссии определяют уровень мочевого пузыря при заполненном состоянии. Пер­куссию проводят по срединной линии живота сверху вниз к лобку до наступления тупости Почки у здоровых детей перкутировать невозможно. Исследуется метод поколачивания (сим­птом Пастернацкого) - врач кладет левую руку на поясницу, а правой рукой наносит короткие удары ребром ладони; если больной ощущает боль, симптом расценивается как положитель­ный.

Болевые точки почки:

- задние :

а) реберно-позвоночная (в углу, образованном XII ребром и позвоночником);

б) реберно-поясничная (место пересечения XII ребра и поясничной мышцы).

- передняя подреберная (у переднего края X ребра).

Болевые мочеточниковые точки:

1) верхняя мочеточниковая (у наружного края прямой мышцы живота на уровне линии,
проведенной через пупок);

2) средне-мочеточниковая (место пересечения I. biiliaca с вертикальной линией, прохо-­
дящей через соответственно spina osis (Jubis);

3) нижняя мочеточниковая точка очень вариабельна и зависит от наполнения мочевого
пузыря, находится в устье мочеточников у места впадения в мочевой пузырь.

Болевые мочеточниковые точки - места физиологического сужения мочеточников, где обычно возникает боль при наличии воспалительного процесса, камнях и т. д.

При поражении почек может быть гипертония, поэтому необходимо измерять АД, опреде­лять границы относительной и абсолютной тупости сердца и проводить аускультацию сердца.

Объективным признаком при заболеваниях почечной системы является пальпаторное вы­явление скрытых отеков.

Одним из первых, вполне объективным в педиатрии, профессионально любимым врачами клиническим признаком заболеваний почек является симптом Пастернацкого (отечественный терапевт XIX века), определяемый методом поколачивания (постукивания). Суть метода заключается в возникновении болевого синдрома в месте расположения почек.

Варианты методики

1. Левую руку врач укладывает всей ладонью в горизонтальном положении на пояснице в
проекции почки (это угол между XII ребром и наружным краем длинных мышц спины или ре-
берно-позвоночный угол).

Затем ребром кисти или кулакомправой руки врач делает 2-3 удара по своей левой руке.

Вначале делаются слабые удары. Если ребенок на это не реагирует словом, беспокойст­вом, плачем, т.е. болевого синдрома нет, можно сделать 2-3 более сильных удара.

Методика выполняется с обеих сторон.

Отсутствие боли - симптом Пастернацкого отрицательный, наличие боли - положи­тельный. В истории болезни можно записать так или сделать соответственно запись иного вида - с. Пастернацкого (-) или с. Пастернацкого (+). Необходимо указать пораженную сторону, например: с. Пастернацкого (-) справа и (+) слева.

2. Методику можно выполнить только одной рукой - правой, делая удары по коже ребен-­
ка в проекции почек. При слабом поражении почек первый метод может дать отрицательную информацию, а второй - положительную.

3. А такой метод определения симптома Пастернацкого особенно подходит для маленьких детей. Рёбрами кистей обеих рук, слегка надавливая, необходимо провести снаружи внутрь по задней части талии, т.е. в проекции почек. Если при этом ощущается сокращение мышц - симптом Пастернацкого (+).

Следует отметить, что симптом Пастернацкого в педиатрии является вспомогательным методом при заболеваниях ренальной системы только у детей старше 2-3 лет, так как в раннем возрасте «почка не болит» (почка имеет дольчатое строение, нет единой капсулы, а ведь именно она болит при растягивании).

Методом перкуссии можно определить верхнюю границу мочевого пузыря . Проводится тихая перкуссия по срединной линии живота сверху от пупка вниз до появления тупого звука (метка ставится над пальцем-плессиметром).

Результаты перкуссии:

В норме при освобождённом мочевом пузыре притупления не должно быть;

Выявление притупления после мочеиспускания - признак наличия остаточной мочи;

Чем выше установлена граница мочевого пузыря, тем больше он заполнен мочой.

Исследование мочи (мочевой синдром) - абсолютно обязательное нефрологиче-ское исследование.

А. Физические свойства :

Прозрачность (изменение обусловлено избыточным содержанием солей, жира, слизи,
клеточных элементов);

Цвет (темно-желтый, бледный, темно-бурый, темный, красный, вид «мясных помоев»,
цвет пива или зеленовато-бурый, зеленовато-желтоватый, коричневый, беловатый, молочный);

Запах (ацетона, мышиный, кленового сиропа и др.);

Реакция мочи (рН).

Б. Химические свойства:

Белок (до 0,033 г/л в разовых порциях или в суточной моче до 30-60 мл считается нормальным). Исследование селективности протеинурии;

Сахар (глюкоза или другой дисахарид, алиментарная, ренальная (тубулопатия), диабе-­
тическая);

Желчные пигменты;

Желчные кислоты;

Уробилин;

Наличие гемоглобина;

В. Форменные элементы (микроскопическое исследование):

Лейкоциты (нейтрофилы, лимфоциты);

Эритроциты;

Эпителиальные клетки;

Мочевые цилиндры (гиалиновые, зернистые, эпителиальные, восковидные);

Кристаллические и аморфные соли (ураты, оксалаты, фосфаты).

Обязательно количественное определение форменных элементов крови в моче либо в су­точной порции (проба Каковского-Аддиса), либо собранной за 2 ч (проба Амбурже), либо опре­деленной в 1 мл мочи (проба Нечипоренко).

Г. Бактериологическое исследование:

Степень бактериурии;

Исследование бактериальной флоры с определением чувствительности высеваемых из мочи бактерий к антибактериальным средствам.

Исследование крови гематологическое, биохимическое, бактериологическое, иммунологическое):

А) определение белка сыворотки (общего и его фракции);
Б) определение холестерина;

В)определение липидов и их фракций;

Г) определение электролитов (натрий, калий, кальций, фосфор неорганический);

Д) осмолярность;

Е) определение фибриногена;

Ж) определение сахара крови.

Методы исследования функционального состояния почек

1. Определение плотности и количества выделенной мочи :

- проба Зимницкого - после того, как утром натощак ребенок помочится, (из этой порции делают общий анализ мочи), каждые 3 часа собирают мочу днем и ночью в течение суток (с 9 ч утра до 6 ч утра следующего дня, всего 8 порций). В каждой порции определяется количество мочи и ее плотность. Суточный диурез сравнивают с количеством выпитой жидкости (отклонение в пределах 20% является допустимым). Первые 4 порции - дневной диурез (составляет 2/3 или 3/4 суточного диуреза, последние 4 порции - ночной диурез). Низкая (гипостенурия - 1002-1005) и высокая (1030) плотность мочи;

- проба на разведение и концентрацию - ребенку в возрасте 5-15 лет в 8 ч утра дают
слегка подслащенную воду в количестве 25-30 мл/кг, в полдень и вечером - сухую пищу (хлеб,
рис, мясо). К 8 ч утра освобождают мочевой пузырь, потом с 8 до 12 ч каждые 30 мин собира-­
ют мочу, потом с 12 до 20 ч - каждые 2 ч, а с 20 до 8 ч утра следующего дня мочу собирают, ко-­
гда ребенок захочет. Измеряют объем каждой порции мочи и ее плотность. Оценка пробы: ко-­
личество мочи в течение первых 4 часов должно быть больше введенной жидкости; плотность
мочи должна быть ниже 1004; в дальнейшем плотность мочи увеличивается выше 1025.

- задние :

а) реберно-позвоночная (в углу, образованном XII ребром и позвоночником);

б) реберно-поясничная (место пересечения XII ребра и поясничной мышцы).

- передняя подреберная (у переднего края X ребра).

Болевые мочеточниковые точки:

1) верхняя мочеточниковая (у наружного края прямой мышцы живота на уровне линии,
проведенной через пупок);

2) средне-мочеточниковая (место пересечения I. biiliaca с вертикальной линией, прохо-­
дящей через соответственно spina osis (Jubis);

3) нижняя мочеточниковая точка очень вариабельна и зависит от наполнения мочевого
пузыря, находится в устье мочеточников у места впадения в мочевой пузырь.

Болевые мочеточниковые точки - места физиологического сужения мочеточников, где обычно возникает боль при наличии воспалительного процесса, камнях и т. д.

При поражении почек может быть гипертония, поэтому необходимо измерять АД, опреде­лять границы относительной и абсолютной тупости сердца и проводить аускультацию сердца.

Объективным признаком при заболеваниях почечной системы является пальпаторное вы­явление скрытых отеков.

Одним из первых, вполне объективным в педиатрии, профессионально любимым врачами клиническим признаком заболеваний почек является симптом Пастернацкого (отечественный терапевт XIX века), определяемый методом поколачивания (постукивания). Суть метода заключается в возникновении болевого синдрома в месте расположения почек.

Варианты методики

1. Левую руку врач укладывает всей ладонью в горизонтальном положении на пояснице в
проекции почки (это угол между XII ребром и наружным краем длинных мышц спины или ре-
берно-позвоночный угол).

Затем ребром кисти или кулакомправой руки врач делает 2-3 удара по своей левой руке.

Вначале делаются слабые удары. Если ребенок на это не реагирует словом, беспокойст­вом, плачем, т.е. болевого синдрома нет, можно сделать 2-3 более сильных удара.

Методика выполняется с обеих сторон.

Отсутствие боли - симптом Пастернацкого отрицательный, наличие боли - положи­тельный. В истории болезни можно записать так или сделать соответственно запись иного вида - с. Пастернацкого (-) или с. Пастернацкого (+). Необходимо указать пораженную сторону, например: с. Пастернацкого (-) справа и (+) слева.

2. Методику можно выполнить только одной рукой - правой, делая удары по коже ребен-­
ка в проекции почек. При слабом поражении почек первый метод может дать отрицательную информацию, а второй - положительную.

3. А такой метод определения симптома Пастернацкого особенно подходит для маленьких детей. Рёбрами кистей обеих рук, слегка надавливая, необходимо провести снаружи внутрь по задней части талии, т.е. в проекции почек. Если при этом ощущается сокращение мышц - симптом Пастернацкого (+).


Следует отметить, что симптом Пастернацкого в педиатрии является вспомогательным методом при заболеваниях ренальной системы только у детей старше 2-3 лет, так как в раннем возрасте «почка не болит» (почка имеет дольчатое строение, нет единой капсулы, а ведь именно она болит при растягивании).

Методом перкуссии можно определить верхнюю границу мочевого пузыря . Проводится тихая перкуссия по срединной линии живота сверху от пупка вниз до появления тупого звука (метка ставится над пальцем-плессиметром).

Результаты перкуссии:

В норме при освобождённом мочевом пузыре притупления не должно быть;

Выявление притупления после мочеиспускания - признак наличия остаточной мочи;

Чем выше установлена граница мочевого пузыря, тем больше он заполнен мочой.

Исследование мочи (мочевой синдром) - абсолютно обязательное нефрологиче-ское исследование.

А. Физические свойства :

Прозрачность (изменение обусловлено избыточным содержанием солей, жира, слизи,
клеточных элементов);

Цвет (темно-желтый, бледный, темно-бурый, темный, красный, вид «мясных помоев»,
цвет пива или зеленовато-бурый, зеленовато-желтоватый, коричневый, беловатый, молочный);

Запах (ацетона, мышиный, кленового сиропа и др.);

Реакция мочи (рН).

Б. Химические свойства:

Белок (до 0,033 г/л в разовых порциях или в суточной моче до 30-60 мл считается нормальным). Исследование селективности протеинурии;

Сахар (глюкоза или другой дисахарид, алиментарная, ренальная (тубулопатия), диабе-­
тическая);

Желчные пигменты;

Желчные кислоты;

Уробилин;

Наличие гемоглобина;

В. Форменные элементы (микроскопическое исследование):

Лейкоциты (нейтрофилы, лимфоциты);

Эритроциты;

Эпителиальные клетки;

Мочевые цилиндры (гиалиновые, зернистые, эпителиальные, восковидные);

Кристаллические и аморфные соли (ураты, оксалаты, фосфаты).

Обязательно количественное определение форменных элементов крови в моче либо в су­точной порции (проба Каковского-Аддиса), либо собранной за 2 ч (проба Амбурже), либо опре­деленной в 1 мл мочи (проба Нечипоренко).

Г. Бактериологическое исследование:

Степень бактериурии;

Исследование бактериальной флоры с определением чувствительности высеваемых из мочи бактерий к антибактериальным средствам.

Исследование крови гематологическое, биохимическое, бактериологическое, иммунологическое):

А) определение белка сыворотки (общего и его фракции);
Б) определение холестерина;

В)определение липидов и их фракций;

Г) определение электролитов (натрий, калий, кальций, фосфор неорганический);

Д) осмолярность;

Е) определение фибриногена;

Ж) определение сахара крови.

Почки (чаще правую) можно прощупать у детей первых 2 лет жизни(особенно при пониженном питании) вследствие относительно больших размеров и низкого расположения. У детей старшего возраста почки в норме не пальпируются. Обнаружение почек при пальпации у детей старшего возраста свидетельствует об их увеличении или смещении. Увеличенные почки могут прощупываться при гидронефрозе, опухоли, викарной гипертрофии единственной почки. Иногда удается выявить опущение почки (нефроптоз), дистопированную почку. При отсутствии патологии почек их можно прощупать при аномалиях развития мышц брюшной стенки. Болезненные ощущения при пальпации почек возникают при пиелонефрите, паранефрите.

Пальпацию мочевого пузыря в надлобковой области проводят двумя руками одновременно. Перед исследованием мочевой пузырь должен быть опорожнен. Мочевой пузырь как эластичное, флюктуирующее образование, верхний полюс которого иногда достигает пупка, пальпируется при острой и хронической задержке мочеиспускания. В норме наполненный мочевой пузырь можно прощупать у детей грудного возраста.

Пальпация селезенки.

Пальпацию селезенки проводят в положении больного на спине и на правом боку. Слегка согнутые пальцы пра вой руки располагают примерно напротив X ребра на 3-4 см ниже левой реберной дуги параллельно ей. На вдохе селезенка больного (если она увеличена) выходит из под края реберной дуги, наталкивается на пальпирующие пальцы и «соскальзывает» с них. В норме пальпировать селезенку не удается, поскольку ее передний край не доходит до края реберной дуги приблизительно на 3-4 см. Селезенку можно прощупать при ее увеличении (спленомегалия) не менее чем в 1,5-2 раза. При пальпации селезенки оценивают ее форму, консистенцию, состояние поверхности, подвижность,болезненность.

Пальпация лимфоузлов.

Затылочные лимфатические узлы. Руки располагают плашмя на затылочных буграх, ощупывают поверхность затылочной кости. У здоровых детей пальпируются не всегда.

Околоушные лимфатические узлы. Ощупывают область сосцевидногоотростка, область кпереди от мочки уха и наружного слухового прохода. У здоровых детей не пальпируются.

Подчелюстные лимфатические узлы. Голову ребенка несколько наклоняют вниз. Обычно эти лимфатические узлы пальпируются хорошо и поразмерам не более горошины.

Подбородочные лимфатические узлы пальпируют по средней линии подбородочной области.

Переднешейные лимфатические узлы пальпируют перемещением пальцев по передней поверхности грудино-ключично-сосцевидной мышцы в верхнем шейном треугольнике.



Заднешейные лимфатические узлы пальпируют по задней поверхности грудино-ключично-сосцевидной мышцы в нижнем шейном треугольнике.

Надключичные лимфатические узлы пальпируют в надключичных ямках. В норме они не доступны пальпации.

Подключичные лимфатические узлы пальпируют в подключичных ямках. В норме они не доступны пальпации.

Подмышечные лимфатические узлы. Ребенка просят развести руки в стороны. Исследующий вводит пальцы глубоко в подмышечные впадины и просит опустить руки вниз. Эта группа лимфатических узлов обычно пальпируется.

Торакальные лимфатические узлы прощупывают на передней поверхности грудной клетки под нижним краем большой грудной мышцы. В норме они не пальпируются.

Локтевые лимфатические узлы. Руку ребенка сгибают в локтевом суставе под прямым углом, прощупывают желобок двуглавой мышцы. Пальпируются не всегда.

Паховые лимфатические узлы пальпируют по ходу паховой связки.

Подколенные лимфатические узлы пальпируют в подколенных ямках, нога должна быть согнута в коленном суставе. В норме не пальпируются.

У здоровых детей обычно пальпируют не более трех групп лимфатических узлов. В норме не доступны пальпации следующие группы лимфатических узлов:

Подбородочные;

Надключичные;

Подключичные;

Торакальные;

Кубитальные;

Подколенные.

Пальпация щитовидной железы



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх