Синдром мальабсорбции. Успехи современного естествознания Болевые точки проекции почек сзади

1

В связи с развитием медицинской науки и увеличением количества узкопрофильных дисциплин возрастает объем учебного материала в вузе, который студент не в состоянии полностью охватить. Большие требования к знаниям узкого предмета таят в себе опасность растворения основ в море мелких деталей и не способствуют получению целостного представления о больном. Между тем, выпуск врача общей практики предусматривает наличие прочного багажа, прежде всего, фундаментальных знаний и умений. Они отражены в целях и задачах, обозначенных в рабочих программах дисциплин. Для лучшего их усвоения, по-видимому, необходима выработка четкого алгоритма действий студентов при обследовании больного. На это должны быть направлены все учебно-методические материалы, разрабатываемые на кафедрах.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней разработан селективный метод (селекция-отбор) обучения студентов теоретическим вопросам и практическим навыкам с выделением основополагающих учебных элементов. Именно они ложатся в основу всех обучающих и контролирующих учебно-методических материалов кафедры, а методические рекомендации по практическим навыкам для студентов создаются с направляющей схемой диагностического поиска и этапами деятельности студентов.

Учебное пособие «Пропедевтика внутренних болезней. Селективный метод обучения» состоит из двух больших модулей:
1 - методы обследования внутренних органов; 2 - болезни внутренних органов, протекающие в типичной форме, основные клинические симптомы и синдромы. Модули разделены на блоки обследования отдельных органов и систем. В пособии изложены теоретические и практические понятия курса пропедевтики внутренних болезней, за основу принят селективный принцип обучения. В табличном варианте все учебные элементы и клинические синдромы разделены на основополагающие, желательные и дополнительные. Выделены основные теоретические вопросы и методы обследования внутренних органов, необходимые для усвоения дисциплины. Представленный раздел «Практические навыки в курсе пропедевтики внутренних болезней» составлен по тому же принципу и в соответствии с теоретической частью учебного пособия. Он богато иллюстрирован рисунками, фото, схемами; в нем отражены правила, порядок и методика проведения практического навыка. К пособию прилагаются тесты и ситуационные задачи по основополагающим учебным элементам (контроль первого уровня) с эталонами ответов для самоконтроля и самокоррекции.

Весь учебный материал изложен в традиционном стиле, отражает методику обследования больного, существующую на кафедре. Указанная рукопись рекомендована Учебно-методическим объединением (УМО) к изданию в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

Для примера представляются краткие фрагменты данного пособия из раздела «Модуль - I. Методы обследования внутренних органов».

Почки и мочевыводящие пути

I. Учебные элементы

Пальпация

Основополагающие. Методика бимануальной пальпации почек в положении больного лежа на спине (по Образцову-Стражеско) и стоя (по Боткину). Определяют опущение, увеличение почек, поверхность и болезненность.

Желательные. Мочеточниковые точки: верхняя и нижняя на передней стенке живота.

Дополнительные. Баллотирующая пальпация почек; мочеточниковые точки: реберно-позвоночная и реберно-поясничная. Пальпация мочевого пузыря.

Перкуссия

Основополагающие. Поколачивание области почек - симптом Пастернацкого.

Желательные. Перкуссия мочевого пузыря.

Аускультация

Желательные. Аускультация почечных артерий.

II. Практические навыки (фото, рисунки)

Основополагающие

Пальпация почек

Правила: пальпация почек бимануальная (двумя руками). Почки пальпируют в положении больного на спине и вертикальном положении. Больной лежит на спине со слегка согнутыми ногами, мышцы расслаблены. Врач - справа от больного, лицом к нему.

Методика пальпации в горизонтальном положении

1-й момент: ладонь левой руки с сомкнутыми и выпрямленными пальцами накладывают на поясничную область справа ниже 12 ребра. Правая рука врача с сомкнутыми и слегка согнутыми пальцами устанавливается под реберной дугой кнаружи от прямой мышцы живота.

2-й момент: на вдохе правой рукой образуют кожную складку вверх.

3-й момент: на выдохе правая рука погружается в брюшную полость, сближаясь с левой рукой. Левая рука, оказывая давление на поясничную область, приподнимает почку, лежащую на поясничной области, к правой руке.

4-й момент - собственно пальпация: больной делает вдох, почка, опускаясь вниз, проходит под пальцами правой руки (если она опущена или увеличена). Врач, соприкасаясь с почкой, придавливает ее к задней брюшной стенке - левой руке. Больной делает выдох, при этом правая рука скользит по поверхности почки, которая возвращается в исходное положение.

Методика пальпации в вертикальном положении (по С. П. Боткину): больной стоит к врачу боком со слегка наклоненным вперед туловищем. Руки больного сложены на груди. Врач сидит на стуле перед больным. Исследование почек в вертикальном положении проводится так же, как и в положении на спине.

Определяют форму, величину, поверхность, болезненность.

Перкуссия почек (поколачивание)

Правила . Больной стоит или сидит слегка наклонившись вперед. Руки сложены на животе. Врач стоит позади больного.

Методика (поколачивание): врач накладывает левую руку на область проекции почек справа. Ребром ладони правой руки наносит короткие средней силы удары по левой руке. Аналогичо проводят поколачивание слева. Возникновение болезненности при ударе расценивают как положительный симптом Пастернацкого .


III.Тестовые задания

Таким образом, применение селективного метода в учебном процессе позволяет выделить фундамент основных знаний и умений терапевтической дисциплины в подготовке врача общего профиля и поможет сохранить идею приоритета общетерапевтического развития.

Библиографическая ссылка

Емелина Л.П., Папшицкая Н.Ю. ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ. СЕЛЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (учебное пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 30-31;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8706 (дата обращения: 18.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

И мочевого пузыря применяются самые разные методы обследования, к которым относятся пальпация почек, перкуссия и осмотр. Каждый вид диагностики имеет свои особенности и дает определенный набор информации.

Итак, подробнее. Пальпация почек у здорового человека не дает результатов, так как они не прощупываются. Эту процедуру можно провести только в том случае, если имеется патология органов. Или же у очень худых людей.

Пальпация почек проводится в двух положениях: лежа и стоя. В лежачем положении происходит опущение мышц брюшного пресса, их расслабление, в результате чего процедура облегчается. Стоя при обследовании, можно прощупать подвижную почку, которая имеет смещение вниз под своей массой.

Пальпация почек проводится двумя руками. Больной ложится на кушетку на спину, ноги должны быть прямыми, руки - свободно размещаться на груди. В таком положении мышцы брюшного пресса максимально расслабляются, дыхание становится ровным, спокойным. Врач находится справа от пациента. Левую руку он подкладывает под поясницу, чуть ниже последнего ребра таким образом, чтобы она разместилась недалеко от позвоночника. При обследовании левой почки руку подкладывают под спину дальше, за позвоночник.

Правая рука врача располагается на животе несколько ниже реберной дуги кнаружи от прямых мышц. На выдохе специалист погружает руку в брюшную полость по направлению к пальцам левой руки.

Далее. При пальпации почек, во время сближения рук, больному предлагается сделать вдох. Очень глубокий. Как только он выдохнет, специалист может ощутить край которой подойдет к правой руке и пройдет под ее пальцами. Если орган имеет сильное увеличение, врачу удастся полностью пропальпировать его переднюю стенку, найти оба полюса. Такой метод обследования позволяет определить форму и размер органа.

Существует и методика пальпации почек в положении пациента, лежа на боку. В этом случае процедура проводится по тем же правилам, что и в положении на спине. Но при расположении пациента на боку, врач сидит, а больной должен быть повернут к нему лицом. Его туловище слегка наклоняется вперед, мышцы расслабляются. При обследовании в этом случае возможно обнаружить нефроз. В первой стадии недуга прощупывается только нижний полюс органа. На второй с легкостью обнаруживается весь орган. На третьей стадии нефроза орган свободно смещается в любом направлении. Иногда во время пальпации наблюдается болезненность.

Иногда, во время проведения процедуры, можно спутать орган с наполненным участком толстой кишки, увеличенной правой долей печени или с опухолью. Чтобы этого не произошло, следует знать форму органа: она напоминает боб с гладкой поверхностью. Для почек характерно поднятие вверх и возвращение в исходное положение. После проведения пальпации в моче появляется белок и примесь эритроцитов.

Осмотреть пациента можно в положении стоя. В этом случае врач сидит напротив больного, а пациент стоит перед специалистом, слегка наклонившись вперед и скрестив руки на груди. Врач кладет руки так же, как при обследовании почек сзади.

Результаты

Во время пальпации почек у детей и взрослых при увеличенном органе можно предположить следующие патологии:

  • нефрит;
  • гидронефроз;
  • гипернефрома;
  • аномалия развития в виде опущенной почки.

Все очень серьезно. Помимо пальпации, оценивается перкуссия органа. Подробнее.

Перкуссия

По-порядку. Чтобы врач смог точнее установить диагноз, необходимо провести пальпацию и перкуссию почек. Последний метод обследования позволяет выявить изменения звука над органом.

В норме слышен тимпанический звук. Это связано с тем, что почки прикрыты кишечником. Если же слышен тупой звук, то это говорит о резком увеличении органа. В данном случае петли кишечника раздвигаются.

Симптом Пастернацкого

Огромное значение при обследовании имеет определение симптома Пастернацкого. Это - метод покалачивания, при котором оценивается болезненность органа. Во время процедуры врач находится за спиной пациента. Левую руку размещает на области двенадцатого ребра и немного левее позвоночника. Ребром ладони другой руки наносятся короткие несильные удары по левой руке. В зависимости от степени выраженности боли, определяется тип симптома: положительный, слабовыраженный, отрицательный.

Положительный симптом Пастернацкого определяется при МКБ, пиелонефрите, паранефрите и некоторых других недугах. Стоит понимать, что болезненность пациент может ощущать при остеохондрозе, болезни ребер, мышц поясницы. Реже боль возникает из-за патологий желчного пузыря, панкреатита и других недугов.

Пальпация мочевого пузыря

Следующий момент. Пальпация почек и мочевого пузыря проводится для выявления самых разных патологий. То есть. Для обследования пузыря, пациент находится в положении лежа. При этом врач располагает продольно на животе руку. При погружении в брюшную полость, образуется складка, направленная к пупку. Это действие выполняется несколько раз, постепенно перемещая руку к лонному сочленению.

В норме, пустой мочевой пузырь для пальпации недоступен, так как он располагается за лоном. Наполненный орган ощущается. При воспалении мочевой пузырь прощупывается за пределами лона. Больной может ощущать болезненность при надавливании.

Перкуссия мочевого пузыря

Для определения верхней границы мочевого пузыря, применяется метод перкуссии. Во время этого вида диагностики, врач располагает палец-плессиметр (которым стучит) горизонтально органу. Постукивание проводят по средней линии, по направлению сверху вниз, начиная от уровня пупка и заканчивая лобком.

При пустом мочевом пузыре слышен тимпанический звук, который сохраняется до В случае переполнения органа в области верхней границы звук переход в тупой. Это место отмечают, как верхнюю границу.

Заключение

Физиологические методы диагностики позволяют выявить самые разные патологии почек и мочевого пузыря. С их помощью определяют размеры, расположение органов, а также наличие жидкостей в них. После проведения осмотра, пальпации и перкуссии, обязательно назначаются В обязательном порядке проводится ОАМ.

Желчный пузырь в норме не доступен для пальпации. Проекция желчного пузыря на переднюю брюшную стенку соответствует месту пересечения наружного края правой прямой мышцы живота с реберной дугой. О патологии желчного пузыря могут свидетельствовать ряд симптомов.

Симптом Кера (рис. 9-12) - появление резкой болезненности в точке желчного пузыря на высоте вдоха при обычной пальпации желчного пузыря).

Симптом Мерфи (сильная и резкая боль в момент вдоха при погружении пальцев руки врача в область проекции желчного пузыря, что заставляет больного прервать вдох).

Симптом Ортнера (рис. 9-13) - боль в правом подреберье при поколачивании краем с одинаковой силой поочередно по обеим реберным дугам).

Симптом Георгиевского-Мюсси (френикус-симптом) болезненность в точке поверхностного расположения правого диафрагмального нерва. Выявляют путем одновременного надавливания кончиками пальцев в промежутке между ножками обеих грудино-ключично-сосцевидных мышц над медиальными концами ключиц (на странице 275 есть фото симптомов).

Пальпация- проекция поджелудочной железы.

Поджелудочную железу удается пальпировать очень редко, поэтому диагностическое значение имеют болевые точки и зоны на брюшной стенке. Головка поджелудочной железы проецирована в зоне Шоффара-Риве, которая имеет форму прямоугольного треугольника, расположенного в правом верхнем квадранте пупочной области. Одна вершина этого треугольника лежит на пупке, один из катетов - срединная линия, а гипотенуза представляет внутреннюю треть линии, соединяющей пупок с правой реберной дугой и образующей со срединной линией угол 45°. Хвостовая часть поджелудочной железы проецирована в точке Мейо-Робсона, которая находится на биссектрисе левого верхнего квадранта живота, на 1/3 расстояния от края реберной дуги (рис. 9-8, 9-9).

Пальпация-мочеточниковые точки.

Почки (чаще правую) можно прощупать у детей первых 2 лет жизни(особенно при пониженном питании) вследствие относительно больших размеров и низкого расположения. У детей старшего возраста почки в норме не пальпируются. Обнаружение почек при пальпации у детей старшего возраста свидетельствует об их увеличении или смещении. Увеличенные почки могут прощупываться при гидронефрозе, опухоли, викарной гипертрофии единственной почки. Иногда удается выявить опущение почки (нефроптоз), дистопированную почку. При отсутствии патологии почек их можно прощупать при аномалиях развития мышц брюшной стенки. Болезненные ощущения при пальпации почек возникают при пиелонефрите, паранефрите.

Пальпацию мочевого пузыря в надлобковой области проводят двумя руками одновременно. Перед исследованием мочевой пузырь должен быть опорожнен. Мочевой пузырь как эластичное, флюктуирующее образование, верхний полюс которого иногда достигает пупка, пальпируется при острой и хронической задержке мочеиспускания. В норме наполненный мочевой пузырь можно прощупать у детей грудного возраста.

Пальпация селезенки.

Пальпацию селезенки проводят в положении больного на спине и на правом боку. Слегка согнутые пальцы пра вой руки располагают примерно напротив X ребра на 3-4 см ниже левой реберной дуги параллельно ей. На вдохе селезенка больного (если она увеличена) выходит из под края реберной дуги, наталкивается на пальпирующие пальцы и «соскальзывает» с них. В норме пальпировать селезенку не удается, поскольку ее передний край не доходит до края реберной дуги приблизительно на 3-4 см. Селезенку можно прощупать при ее увеличении (спленомегалия) не менее чем в 1,5-2 раза. При пальпации селезенки оценивают ее форму, консистенцию, состояние поверхности, подвижность,болезненность.

Пальпация лимфоузлов.

Затылочные лимфатические узлы. Руки располагают плашмя на затылочных буграх, ощупывают поверхность затылочной кости. У здоровых детей пальпируются не всегда.

Околоушные лимфатические узлы. Ощупывают область сосцевидногоотростка, область кпереди от мочки уха и наружного слухового прохода. У здоровых детей не пальпируются.

Подчелюстные лимфатические узлы. Голову ребенка несколько наклоняют вниз. Обычно эти лимфатические узлы пальпируются хорошо и поразмерам не более горошины.

Подбородочные лимфатические узлы пальпируют по средней линии подбородочной области.

Переднешейные лимфатические узлы пальпируют перемещением пальцев по передней поверхности грудино-ключично-сосцевидной мышцы в верхнем шейном треугольнике.

Заднешейные лимфатические узлы пальпируют по задней поверхности грудино-ключично-сосцевидной мышцы в нижнем шейном треугольнике.

Надключичные лимфатические узлы пальпируют в надключичных ямках. В норме они не доступны пальпации.

Подключичные лимфатические узлы пальпируют в подключичных ямках. В норме они не доступны пальпации.

Подмышечные лимфатические узлы. Ребенка просят развести руки в стороны. Исследующий вводит пальцы глубоко в подмышечные впадины и просит опустить руки вниз. Эта группа лимфатических узлов обычно пальпируется.

Торакальные лимфатические узлы прощупывают на передней поверхности грудной клетки под нижним краем большой грудной мышцы. В норме они не пальпируются.

Локтевые лимфатические узлы. Руку ребенка сгибают в локтевом суставе под прямым углом, прощупывают желобок двуглавой мышцы. Пальпируются не всегда.

Паховые лимфатические узлы пальпируют по ходу паховой связки.

Подколенные лимфатические узлы пальпируют в подколенных ямках, нога должна быть согнута в коленном суставе. В норме не пальпируются.

У здоровых детей обычно пальпируют не более трех групп лимфатических узлов. В норме не доступны пальпации следующие группы лимфатических узлов:

Подбородочные;

Надключичные;

Подключичные;

Торакальные;

Кубитальные;

При осмотре можно обнаружить паранефрит, на что указывает выпячивание в области почек сзади, соответственно пораженной стороне; опухоли почек и надпочечников, особенно у детей, могут достигать величины, резко изменяющей конфигурацию живота.
У мужчин при опухоли почек отмечают нередко расширение вен семенного канатика с соответствующей стороны (varicocele), а при туберкулезе почки-туберкулезный орхит и эпидидимит.
Объективным исследованием устанавливаются определенные болезненные зоны и точки, соответствующие почке и мочеточнику. Поколачивание по спине в области почек вызывает ощущение резкой болезненности на пораженной стороне. Этот симптом Пастернацкого определяется следующим образом: ладонь левой руки кладут на область XII ребра и кулаком правой поколачивают по левой руке сначала осторожно во избежание резкой боли, а затем сильнее.
Давлением пальца отыскивают болезненные точки, соответствующие тем местам, где почка прилежит ближе к задней поверхности туловища и не прикрыта толстым слоем мышц. Это так называемая реберно-позвоночная (косто-вертебральная) точка в углу между последним ребром и позвоночным столбом и реберно-мышечная точка у места пересечения XII ребра с массой сакролюмбальных мышц. Передние болевые точки соответствуют проекции почек и мочеточников на брюшную стенку.

Сюда относится:

  1. подреберная точка, тотчас под реберным краем на уровне конца X ребра,
  2. верхняя мочеточниковая, или параумбиликальная, точка на уровне пупка по наружному краю прямой мышцы и
  3. средняя мочеточниковая точка, отвечающая месту впадения мочеточника в пузырь-по linea biiliaca, кнутри на одну треть от соответствующей spina iliaca anterior superior.

{module директ4}

Пальпацию почек производят в лежачем положении больного. Левую руку подводят под туловище больного в почечной области тотчас ниже последнего ребра справа (для исследования правой почки) и далее продвигают в ту же область слева (для исследования левой почки). Правую руку со слегка согнутыми пальцами исследующий помещает в правой боковой или соответственно в левой боковой части живота (фланке) кнаружи от прямой мышцы, непосредственно ниже реберной душ и параллельно позвоночнику; при. каждом выдохе врач стремится продвинуть концы пальцев правой руки все глубже и глубже, до соприкосновении с задней стенкой брюшной полости и до появления ощущения соприкосновения пальцев обоих рук через толщу поясничных мышц. Затем движением кпереди левой руки, лежащей на поясничной области, врач приподнимает всю поясничную область и вместе с тем приближает лежащую на поясничных мышцах почку кпереди, под пальпирующие пальцы правой руки. Когда получится впечатление, что пальцы рук соприкасаются, больной должен сделать глубокий вдох диафрагмой. В том случае, если почка доступна для пальпации, нижний круглый конец ее подходит под пальцы правой руки, которые его и захватывают, усилив давление кзади (Стражеско). Нередко ощупывание почки удается лучше при положении больного на боку.
Для почки характерно ощущение так называемого «баллотирования», когда толчки в области почки со спины, благодаря глубокому пристеночному положению органа, передаются ощупывающей спереди руке. Блуждающая почка дает наиболее характерное ощущение при пальпации двумя руками. При пальпации правой почки на высоте вдоха проникают большим пальцем левой руки к задней стенке живота выше сместившейся почки, тем самым лишая ее возможности вернуться в свое ложе, и правой рукой ощупывают иммобилизованную таким образом почку; во второй момент ослабляют давление большого пальца, и почка проскальзывает под пальцем на свое место, причем большой палец ощущает характерную толщину и эластичность органа. Блуждающую почку можно нащупать много ниже обычного места ее нахождения, охватить ее левой или правой рукой и смещать в различных направлениях; при этом характерна конфигурация органа, эластичность его и своеобразно неприятное ощущение, испытываемое больным. Начальные степени смешения почек легче определить пальпацией при стоячем положении больного.

Значительное увеличение почек наблюдается при новообразовании почек, гидронефрозе и кистозной почке.
Из общих объективных признаков поражения почек врач обращает особое внимание на вид больного, бледность покровов, наличие отеков или пастозности, наличие признаков нарушения кровообращения, изменений сердца (гипертрофия левого желудочка, расширение полостей, ритм галопа, шум трения перикарда), изменения глазного дна и т. д. Все эти признаки подробно разбираются ниже.
Большое значение для постановки диагноза имеет исследование других органов, например, печени, где можно обнаружить метастазы гипернефромы, поликистозное перерождение или эхинококковую кисту при соответствующем заболевании почек и т. д.
Даже такие состояния общей дистрофии, как отставание роста, остеопороз, могут указывать на поражение почек-почечный инфантилизм в случае длительной почечной недостаточности п детском возрасте.
Большое значение для распознавания заболеваний почек и почечных лоханок имеет, наконец, лабораторное, инструментальное и рентгенологическое исследование. Сюда входят: лабораторное исследование мочи, крови, цистоскопия с применением специальной урологической методики исследования (катетеризация мочеточников, хромоцистоскопия, пиэлография ретроградная и внутривенная и т. д.).
Необходимый объем этих дополнительных исследований врач устанавливает только после выявления ведущих синдромов у данного больного при наметившееся уже предположительном диагнозе заболевания.

- задние :

а) реберно-позвоночная (в углу, образованном XII ребром и позвоночником);

б) реберно-поясничная (место пересечения XII ребра и поясничной мышцы).

- передняя подреберная (у переднего края X ребра).

Болевые мочеточниковые точки:

1) верхняя мочеточниковая (у наружного края прямой мышцы живота на уровне линии,
проведенной через пупок);

2) средне-мочеточниковая (место пересечения I. biiliaca с вертикальной линией, прохо-­
дящей через соответственно spina osis (Jubis);

3) нижняя мочеточниковая точка очень вариабельна и зависит от наполнения мочевого
пузыря, находится в устье мочеточников у места впадения в мочевой пузырь.

Болевые мочеточниковые точки - места физиологического сужения мочеточников, где обычно возникает боль при наличии воспалительного процесса, камнях и т. д.

При поражении почек может быть гипертония, поэтому необходимо измерять АД, опреде­лять границы относительной и абсолютной тупости сердца и проводить аускультацию сердца.

Объективным признаком при заболеваниях почечной системы является пальпаторное вы­явление скрытых отеков.

Одним из первых, вполне объективным в педиатрии, профессионально любимым врачами клиническим признаком заболеваний почек является симптом Пастернацкого (отечественный терапевт XIX века), определяемый методом поколачивания (постукивания). Суть метода заключается в возникновении болевого синдрома в месте расположения почек.

Варианты методики

1. Левую руку врач укладывает всей ладонью в горизонтальном положении на пояснице в
проекции почки (это угол между XII ребром и наружным краем длинных мышц спины или ре-
берно-позвоночный угол).

Затем ребром кисти или кулакомправой руки врач делает 2-3 удара по своей левой руке.

Вначале делаются слабые удары. Если ребенок на это не реагирует словом, беспокойст­вом, плачем, т.е. болевого синдрома нет, можно сделать 2-3 более сильных удара.

Методика выполняется с обеих сторон.

Отсутствие боли - симптом Пастернацкого отрицательный, наличие боли - положи­тельный. В истории болезни можно записать так или сделать соответственно запись иного вида - с. Пастернацкого (-) или с. Пастернацкого (+). Необходимо указать пораженную сторону, например: с. Пастернацкого (-) справа и (+) слева.

2. Методику можно выполнить только одной рукой - правой, делая удары по коже ребен-­
ка в проекции почек. При слабом поражении почек первый метод может дать отрицательную информацию, а второй - положительную.

3. А такой метод определения симптома Пастернацкого особенно подходит для маленьких детей. Рёбрами кистей обеих рук, слегка надавливая, необходимо провести снаружи внутрь по задней части талии, т.е. в проекции почек. Если при этом ощущается сокращение мышц - симптом Пастернацкого (+).


Следует отметить, что симптом Пастернацкого в педиатрии является вспомогательным методом при заболеваниях ренальной системы только у детей старше 2-3 лет, так как в раннем возрасте «почка не болит» (почка имеет дольчатое строение, нет единой капсулы, а ведь именно она болит при растягивании).

Методом перкуссии можно определить верхнюю границу мочевого пузыря . Проводится тихая перкуссия по срединной линии живота сверху от пупка вниз до появления тупого звука (метка ставится над пальцем-плессиметром).

Результаты перкуссии:

В норме при освобождённом мочевом пузыре притупления не должно быть;

Выявление притупления после мочеиспускания - признак наличия остаточной мочи;

Чем выше установлена граница мочевого пузыря, тем больше он заполнен мочой.

Исследование мочи (мочевой синдром) - абсолютно обязательное нефрологиче-ское исследование.

А. Физические свойства :

Прозрачность (изменение обусловлено избыточным содержанием солей, жира, слизи,
клеточных элементов);

Цвет (темно-желтый, бледный, темно-бурый, темный, красный, вид «мясных помоев»,
цвет пива или зеленовато-бурый, зеленовато-желтоватый, коричневый, беловатый, молочный);

Запах (ацетона, мышиный, кленового сиропа и др.);

Реакция мочи (рН).

Б. Химические свойства:

Белок (до 0,033 г/л в разовых порциях или в суточной моче до 30-60 мл считается нормальным). Исследование селективности протеинурии;

Сахар (глюкоза или другой дисахарид, алиментарная, ренальная (тубулопатия), диабе-­
тическая);

Желчные пигменты;

Желчные кислоты;

Уробилин;

Наличие гемоглобина;

В. Форменные элементы (микроскопическое исследование):

Лейкоциты (нейтрофилы, лимфоциты);

Эритроциты;

Эпителиальные клетки;

Мочевые цилиндры (гиалиновые, зернистые, эпителиальные, восковидные);

Кристаллические и аморфные соли (ураты, оксалаты, фосфаты).

Обязательно количественное определение форменных элементов крови в моче либо в су­точной порции (проба Каковского-Аддиса), либо собранной за 2 ч (проба Амбурже), либо опре­деленной в 1 мл мочи (проба Нечипоренко).

Г. Бактериологическое исследование:

Степень бактериурии;

Исследование бактериальной флоры с определением чувствительности высеваемых из мочи бактерий к антибактериальным средствам.

Исследование крови гематологическое, биохимическое, бактериологическое, иммунологическое):

А) определение белка сыворотки (общего и его фракции);
Б) определение холестерина;

В)определение липидов и их фракций;

Г) определение электролитов (натрий, калий, кальций, фосфор неорганический);

Д) осмолярность;

Е) определение фибриногена;

Ж) определение сахара крови.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх