Симптомы ухудшения памяти. Причины ухудшения памяти и внимания у взрослых

Память – это одна из важнейших психических функций человека, необходимая для накапливания, воспроизведение и использование в повседневной деятельности получаемой информации. Снижение памяти или дисмнезия может возникнуть при самых различных обстоятельствах. Чаще расстройство встречается у пожилых людей вследствие возрастных изменений и заболеваний, но также проявляется и в молодом возрасте обычно в совокупности с ухудшением концентрации внимания. Так как подобное состояние существенно ухудшает качество жизни и препятствует нормальной адаптации человека в социуме, заметив признаки расстройства памяти необходимо обратиться к врачу, чтобы тот установил точную причину нарушений и назначил соответствующее лечение.

Провоцирующие факторы

Функциональное расстройство памяти и как следствие ухудшение функции внимания может быть вызвано многими неблагоприятными факторами, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Наиболее частые причины, вызывающие дисмнезии у пожилых и молодых людей выделяют следующие:

  • возрастные изменения;
  • поражение головного мозга и ухудшение кровообращения в нем вследствие инсультов, черепно-мозговых травм, онкологических заболеваний, атеросклероза;
  • болезнь Альцгеймера;
  • бактериальное и вирусное поражение головного мозга (менингит, энцефалит);
  • заболевания других органов человеческого организма;
  • неадекватный прием седативных лекарственных препаратов, наркотическая зависимость;
  • нездоровый образ в жизни в целом при никотиновой и алкогольной зависимости, нездоровом питании, отсутствии физических нагрузок;
  • психологические причины, связанные со стрессом, недосыпанием, умственным переутомлением;
  • гормональный дисбаланс;
  • сахарный диабет, патологии щитовидной железы.

Не следует путать функциональное снижение памяти с элементарной забывчивостью, которая может быть свойственна многим абсолютно здоровым людям. Препараты для лечения дисмнезий должны назначаться врачом на основании причины, приведшей к расстройству памяти.

Человек обладает различными формами памяти и за каждую из них отвечает определенный отдел головного мозга. Так, к примеру, височные доли ответственны за слуховое и речевое восприятие, левое полушарие – за предметное и буквенное, правое – за цветовое, затылочно-теменные области – за пространственное и зрительное и т.д. Соответственно, при поражении конкретного отдела мозга может пострадать тот или иной вид памяти.

Признаки

Если человек забыл чей-то номер телефона или дату рождения, это еще не указывает на патологию, так как человеческой памяти свойственна избирательность и некоторые вещи просто не запоминаются. С медицинской точки зрения на патологическое ухудшение памяти указывают такие симптомы, при которых человек не можжет вспомнить совсем недавние события,
но в деталях рассказывает о том, что происходило с ним несколько месяцев или лет назад. Также тревожные признаки заключаются в том, что индивид не может закрепить и воспроизвести информацию, которую получает в текущий момент времени. При этом обычно происходит нарушение концентрации внимания.

У пожилых людей резкое ухудшение памяти, сопровождающееся выпадением целых временных отрезков, также не относится к вариантам нормы. И хотя с возрастом способность к запоминанию и воспроизведению информации может снизиться, резкая прогрессирующая дисмнезия может указывать на начало болезни Альцгеймера, которая обычно имеет и другие характерные симптомы. Стоит отметить, что современные фармакологические препараты могут поддержать способность головного мозга запоминать информацию и воспроизводить ее, но само заболевание, к сожалению, пока остается неизлечимым.

Диагностика

Чтобы выявить причину ухудшения памяти и внимания необходимо обратиться к врачу, который соберет подробный анамнез и индивидуально назначит необходимые исследования:

  • магнитно-резонансную и компьютерную томографию головного мозга;
  • исследование сосудов головного мозга;
  • ультразвуковое исследование внутренних органов;
  • гормональное и биохимическое исследование крови;
  • электрокардиограмму;
  • исследование функции памяти с помощью специальных тестов и методик, позволяющих выявить признаки ее ухудшения и т.д.

Терапия

Лечение должно начинаться с выявления и устранение фактора, способствующего снижению памяти. Любые терапевтические методы и лекарственные препараты должны назначаться исключительно лечащим врачом.

Помимо медикаментозной коррекции дисмнезия лечится при помощи физиотерапии, в частности электрофореза или введения глютаминовой кислоты. Также лечение проводится с помощью специально разработанных психолого-педагогических методик. Специалист проводит работу с пациентом, в ходе которой он учится заново запоминать поступающую информацию, используя непораженные области головного мозга, также может использоваться метод, при котором больной мысленно воспроизводит образы услышанных фраз, запоминая их. Подобная методика, направленная на улучшение памяти и внимания требует полной отдачи от пациента, но доведя процесс до автоматизма, можно заметить значительные улучшения.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозное лечение ухудшения памяти в пожилом и молодом возрасте обычно включает в себя препараты, действие которых направлено на улучшение мыслительных процессов и концентрации внимания. Как правило, врач назначает медикаменты из группы ноотропов, содержащие необходимые человеку аминокислоты, воздействующие на нейроны в коре головного мозга, стимулирующие восстановление функции памяти и внимания. Ноотропы классического типа обычно прописываются людям после инсультов и прочих нарушений кровообращения мозга, а также тем пациентам, у которых наблюдается физическое и умственное перенапряжение.

Также в ходе медикаментозной коррекции могут назначаться препараты-субстраты энергетического обмена, обеспечивающие нервные клетки необходимой им энергией и некоторые лекарства растительного происхождения, косвенно стимулирующих метаболизм нервных клеток.

Упражнения

В дополнение к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению специалисты рекомендуют выполнять специальный комплекс упражнений для тренировки памяти и внимания. Это могут быть любые настольные игры, будь то шахматы или шашки, заучивание наизусть стихов и отрывков из различной прозы, разгадывание сканвордов, кроссвордов, ребусов, изучение иностранных языков, чтение статей и познавательной литературы на ранее не интересующие темы и т.д. Также в качестве тренировки можно пытаться выполнить привычные повседневные действия с закрытыми глазами.

Также существует специальная методика, называемая мнемотехникой, направленная на облегчение запоминания необходимой информации методом формирования ассоциативных связей. Абстрактные понятия заменяются теми представлениями, которые можно визуализировать или представить кинетическим или аудиальным путем.

Народные средства

Так как снижение памяти часто становится следствием нарушения кровообращения в головном мозге, улучшить состояние сосудов могут помочь не только фармакологические препараты, но и некоторые народные средства, применять которые следует также после консультации с лечащим врачом.

Так помочь в восстановлении памяти может прием настоя семян люцерны. Для приготовления которого чайную ложку сырья заливают 100 мл теплой воды и пьют за тридцать минут до приема пищи трижды в день в течение нескольких месяцев. Также улучшить гемодинамику головного мозга поможет настой из боярышника и листьев барвинка. Чайную ложку барвинка смешивают с половиной литра воды и доводят до кипения на медленном огне, после чего добавляют столовую ложку боярышника и настаивают несколько часов. Народные врачеватели советуют употреблять снадобье по половине стакана примерно за час до приема пищи. Народное лечение рекомендуется проводить в качестве дополнения к основной терапии.

Помимо лекарственных трав для восстановления памяти крайне важен здоровый, полноценный сон, способствующий восстановлению потенциала организма на клеточном уровне, регулярные физические нагрузки, обеспечивающие нормальное снабжение органов кровью и кислородом, а также выработке гормонов, стимулирующих память. Плодотворная работа головного мозга невозможно и без правильного рационального питания. Для того чтобы память не подводила в продуктах питания должно содержаться достаточное количество липидов, железа и других полезных веществ. А вот сладости специалисты рекомендуют ограничить, так как сахарная глюкоза может спровоцировать ухудшение памяти.

Потеря памяти у пожилых людей: как лечить, что предпринимать при появившихся симптомах заболевания – тема нашей очередной статьи о здоровье людей, перешагнувших «осенний» порог.

Снижение важнейшей психической функции – это настоящая трагедия для человека, ведущая к разрушению личности, ухудшению качества жизни, нарушению социальных связей.

Возраст и забывчивость

Плохая, «дырявая» память является достаточно распространенным явлением у людей зрелого возраста. Старческие болезни занимают первые позиции среди животрепещущих проблем здоровья нации любой страны. И самое обидное, что они сваливаются на человека в «золотой» период – свободы от работы, возможностью отдыхать, путешествовать, общаться с природой. Даже школьники знают, если у бабушек-дедушек происходит потеря памяти, как называется болезнь. Конечно, речь идет об амнезии.

Медициной давно установлено, что эмоциональные переживания (и радостные, и болезненные), увлекательные события запоминаются лучше, чем события рутинные. Старческой амнезией – утратой познавательной способности удерживать (сохранять) знания или воссоздавать ранее накопленный материал – страдает более 15% людей, перешагнувших семидесятилетний рубеж.

Возрастная забывчивость связана с накоплением «плохого» холестерина на стеночках сосудов нашего «центра управления» — мозга, разрушающими процессами, которые происходят непосредственно в мозговой ткани. Многие замечали, что зачастую старые люди с удовольствием и мельчайшими подробностями могут рассказывать о ярких событиях своего детства и совершенно забывать о том, что делали совсем недавно.

Причины потери памяти у пожилых людей

В то же время патологические процессы в старческом возрасте не всегда являются следствием прожитых лет. На их возникновение может влиять наследственность, образ жизни, перенесенные заболевания, в т. ч. и в раннем возрасте. Изменения познавательных способностей могут быть временными и постоянными.

При первых факторах дегенеративного процесса необходимо учитывать, что если произошла кратковременная потеря памяти, причины могут быть вызваны:

  • Протекающими и не всегда заметными для окружающих недугами, в т. ч. , бессонницей, обмороками, головокружением.
  • Различными повреждениями.
  • Инфекциями ( , третичным сифилисом, туберкулезом и др.).
  • Последствиями приема химических препаратов. Установлено, что негативно влияют на головной мозг «Кемадрин», «Тимолол», «Проциклидин», «Дисипал» и др.
  • Злоупотреблением горячительными напитками.
  • Приемом наркотиков.

В наше время всё чаще среди молодых людей можно услышать такую фразу: «Я забыл», «Не помню куда положил». Они становятся похожи в этом на пожилых людей. Что же вызывает потерю памяти? Что делать если ухудшилась память, какие шаги предпринять для профилактики ухудшения памяти?

Причины ухудшения памяти.

Причин ухудшения памяти много и мы перечислим лишь несколько из них.

  1. Часто причиной потери памяти является употребление спиртных напитков. Употребление алкоголя приводит к заболеванию печени, и вызывает ряд побочных эффектов, которые ведут к изменению работы мозга и снижению памяти. Особенно это относится к людям, сопутственно страдающих хроническим алкоголизмом.
  2. Чрезмерное курение. Курение опасно не только тем, что может привести к такому заболеванию, как рак лёгких. Во время проведения исследований было показано, что при курении происходит сужение кровеносных сосудов. Это препятствует поступлению необходимого количества кислорода в мозг, ведёт к ухудшению памяти и может привести к стенозу сосудов.
  3. Плохой сон. В то время, когда человек спит, его мозг отдыхает. Если человек страдает бессонницей и мало спит, то его мозг не успевает хорошо отдохнуть. Это влечёт за собой снижение памяти, концентрации внимания, приводит к забывчивости. Именно потому люди, страдающие бессонницей, часто болеют такими заболеваниями как неврастения.
  4. Человек слишком много времени проводит за компьютером. Безусловно, компьютер значительно облегчает работу человека. Однако предоставляя компьютеру выполнять все задачи за него, человек перестаёт выполнять умственную работу, напрягать свои мозги, и это ведёт к причине ухудшения памяти. Часто у молодых людей в возрасте 20-30 лет замечается такая тенденция.
  5. Осложнения после болезни. Зачастую перенесенные заболевания, такие как депрессия, неврастения, хронический синусит и другие воспалительные заболевания, артериосклероз и др. оказывают побочный эффект, который производит негативное действие на мозг человека и ведёт к ослаблению памяти.

10 способов, с помощью которых можно улучшить память.

  1. Прослушивание медленной музыки. Болгарский доктор и психолог Рязанов, после проведения исследований обнаружил, что музыка Баха, Генделя и др. композиторов способствует устранению напряжения мозга и помогает расслабить мышцы тела. Он позволял студентам во время обучения слушать медленную музыку, что способствовало лучшему усвоению материала. После занятий необходимо включить весёлую музыку, чтобы мозг «проснулся».
  2. Чтение литературы. Люди часто читают различную литературу, для учёбы или для проведения досуга. Это требует концентрации внимания. Для того, чтобы улучшалась память нужно хотя бы 20 минут в день посвящать чтению. Это может быть литература, стихи, или что-либо другое, но чтение книг обязательно, так как помогает повысить способность к запоминанию.
  3. Пересказывание прочитанного. Для наилучшего усвоения прочитанного или услышанного, его нужно пересказать своими словами. Это способствует не только развитию памяти, но и улучшает речь и развивает воображение.
  4. Специальное запоминание. При чтении книг мы узнаём много новой информации, и часто нам нужно запоминать какие-то цифры или предложения. Умышленное запоминание помогает закреплению информации намного больше, чем случайно брошенный взгляд на вещи. Нужно стараться запоминать любые мелочи, и тогда в нужный момент информация будет всплывать в памяти человека.
  5. Тщательно пережёвывать пищу. Научно доказано, что тщательное пережёвывание пищи способствует предотвращению потери памяти. Пожилые люди прожёвывают пищу меньше и потому это ведёт к ухудшению запоминания. Жевательные движения вызывают приток крови к мозгу, и это помогает улучшить память. Именно потому в США так часто жуют жвачку.
  6. Следует говорить о том, что нужно запомнить. Ученые установили, что женщины более склонны к тому, чтобы повторять вслух, чем мужчины. При столкновении с тем, что тяжело запоминается, нужно поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом это будет способствовать улучшению памяти. Когда необходимо будет вспомнить, о чём говорилось с человеком, то в памяти всплывает разговор и обсуждаемая тема.
  7. Правильно сбалансированное питание. Регулярное употребление в пище оливкового масла является профилактикой возникновения тромбоза и способствует нормализации кровообращения. Необходимо употреблять в пищу также много овощей и фруктов, которые богаты на витамины и минералы. Они способствуют усилению памяти и необходимы для здоровья организма.
  8. Развивать свою память. Человек, который ведёт активный образ жизни находится в прекрасном физическом состоянии. А человек который развивает при этом своё мышление в различных видах спорта, или при помощи чтения, логических игр, изучении языков, увеличивает количество нейронных связей. Они отвечают за поставку сигналов в мозг, что оказывает благотворное влияние на улучшение памяти человека.
  9. Спорт и фитнес. Ряд исследований показали, что для поддержания мозговой активности требуется регулярно заниматься спортом. Люди, любящие спорт и ведущие здоровый образ жизни имеют хорошую память и способность к запоминанию. Физические упражнения расширяют сосуды, что способствует усиленному поступления кислорода в мозг, и это помогает лучше запоминать.
  10. Счастливая семейная жизнь. По данным социальных опросов было установлено, что семейное счастье является необходимым условием для наилучшего запоминания. Когда люди любят друг друга, то организм вырабатывает гормон ацетилхолин, который укрепляет иммунную систему, замедляет процесс старения мозга у усиливает память.

Таким образом установлено, что основными способами, при помощи которых можно улучшить память является: позитивный настрой, хороший, здоровый сон, умение расслабиться, уменьшение дозы курения и приёма алкоголя, активное занятие спортом, правильно сбалансированное питание, прослушивание музыки. Всё это помогает противостоять стрессам, способствует укреплению здоровья, развитию и улучшению памяти.

Прочитанная статья была полезна для вас? Ваше участие и материальная помощь способствуют развитию проекта! Введите любую приемлемую для вас сумму и форму оплаты в таблицу ниже, затем вы будете перенаправлены на сайт Яндекс.Деньги для безопасного перевода.

Мы привыкли, что память - это надежная опора в нашей повседневной жизни. Память позволяет сортировать и хранить множество полезной информации, без нее стал бы невозможным процесс обучения, она вовремя подсказывает необходимые нам факты. К сожалению, все знают, что память ухудшается с возрастом. Поэтому для многих становится полной неожиданностью, когда проблемы с памятью возникают в достаточно молодом или зрелом возрасте, когда социальная активность человека еще очень высока. В большинстве случаев ухудшение памяти не обусловлено тяжелым первичным заболеванием мозга, а, вероятнее всего, является следствием других соматических болезней, перегрузками на работе, часто повторяющихся стрессовых ситуаций. А потому, если вовремя устранить причины, приведшие к нарушению памяти, она может быть полностью восстановлена.

Какие же причины могут обусловить нарушение памяти в молодом и зрелом возрасте?

Стресс

Несмотря на то, что в повседневной жизни избежать стрессовых ситуаций невозможно, крайне важным является то, как человек справляется с ними, насколько силен стресс и как долго человек находится в такой ситуации. Известно, что длительное стрессовое воздействие психологически и физически истощает человека и, соответственно, негативно влияет на память. В такой ситуации, правильная организация труда и отдыха, полноценный сон, а в ряде случаев и психологическая помощь легко устраняют данную проблему.

Однако, такие стрессы, как кататрофы, травмы, могут привести к более тяжелым нарушениям памяти, в частности, к ее полной потере (различные виды амнезий), требующих специализированной помощи.

Нарушения сна

Уже доказано, что сон является необходимой частью жизнедеятельности человека, поскольку именно во сне происходит работа мозга по сортировке и запоминанию полученной за день информации. В среднем для полноценного отдыха требуется как минимум 6 часов сна ежедневно. Хроническое недосыпание вследствие выполнения больших объемов работ или бессонницы приводит к повышенной рассеянности, раздражительности и, в том числе, ухудшению памяти. Нормализация режима сна способствует не только более полноценному отдыху, нормализации памяти, но и помогает легче преодолевать стрессовые ситуации.

Депрессивные расстройства

Иногда деперессия, особенно возникшая на фоне потери любимого человека, может имитировать ухудшение памяти. Возникает забывчивость, рассеянность, невнимательность, ухудшается самоорганизация. Обычно все эти симптомы исчезают при устранении депрессии.

Алкоголизм

Злоупотребление алкоголем не только ухудшают память, но и в ряде случаев способствует развитию деменции. Первоночально нарушение памяти проявляется в виде отдельных эпизодов забывчивости или невозможности вспомнить события, происходящих во время употребления алкогольных напитков. В последствие ухудшение памяти становится более тяжелым и сопровождается снижением интеллекта.

Сопутствующие соматические заболевания

В первую очередь это касается заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, а также нарушений функционирования основных органов и систем (почечная, печеночная, дыхательная, сердечная недостаточность). Некоторые инфекционные заболевания (например, менингит, энцефалит и др.) также проявляются нарушением умственных функций, в том числе и снижением памяти. Кроме того, утрата или неполное восстановление памяти может наблюдаться не только во время манифестации болезни, но и в течение некоторого периода «выздоровления» (например, после инсульта).

Дефицит витамина В12

Витамин В12 необходим для полноценной работы головного мозга. Поэтому длительный его дефицит приводит к повреждению клеток головного мозга и, соответственно, их функций.

Медикаментозные препараты

Прием лекарств из групп снотворных, обезболивающих, антигистаминных (первых поколений), антидепрессантов и противотревожных препаратов могут оказать негативное влияние на память. При этом особенно осторожным нужно быть людям с нарушенной функцией печени или почек, поскольку в этих случаях выведение этих препаратов из организма замедляется, и их концентрация в крови и тканях мозга повышается. Обычно отмена препарата приводит к нормализации памяти.

Лечение нарушений памяти
Защитить нейроны мозга от вредного воздействия и улучшить их работу можно с помощью лекарственного препарата нового поколения - НООПЕПТ. Его особенность - уникальная пептидная природа, снабжение клеток мозга аминокислотами, играющими важную роль в механизмах памяти. НООПЕПТ способствует восстановлению памяти, действуя на все фазы: начальную обработку информации, ее обобщение и извлечение. Препарат повышает концентрацию внимания и облегчает процессы обучения. НООПЕПТ помогает также уменьшить тревожность, раздражительность и способствует улучшению сна.

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

  • туберкулез легких
  • патологии нервной системы
  • нарушения мозгового кровообращения, инсульт
  • черепно-мозговые травмы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх