Ширк – многобожие. Многобожие

Что такое многобожие, неверие и каковы их виды

Знание сути и проявлений многобожия и неверия, причин их появления, путей, приводящих к ним, их различных форм и видов, без всякого сомнения, имеет огромную пользу для каждого мусульманина. Верующий обязан изучать все это, чтобы прежде всего уберечь себя и своих близких, а затем других от великого зла, кроящегося в них, и дабы искать спасения от этого величайшего несчастья. Всеблагому Аллаху любо, когда его рабы познают пути, которые ведут к истине, с целью привязаться серцем к ним и следовать ими. Всевышнему также любимо изучение Его рабами путей, ведущих ко лжи и пороку, чтобы отдаляться от них и ненавидеть их. Мусульманин обязан изучать не только те пути, которые ведут к благу, чтобы жить и действовать в соответствии с этими знаниями, но так же и те пути, которые ведут ко всякому злу, чтобы остерегаться их. В обоих «Сахихах» приводится хадис от Хузейфы бин аль-Йамана (да будет доволен им Аллах), что он говорил: «Люди спрашивали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о добре, а я спрашивал его о зле, опасаясь того, что оно настигнет меня» (аль-Бухари «Сахих» (7084), Муслим «Сахих» (1847)).

Второй праведный халиф Умар бин аль-Хаттаб (да будет им Аллах) говорил: «Узы Ислама будут разрушаться одна за другой, когда в исламской умме вырастут люди, не знакомые с невежеством».

Священный Коран полно и совершенно разъясняет, что такое многобожие и неверие, предостерегает от этих губительных грехов, указывает на те ужасные последствия, к которым они приводят как в мире этом, так и в мире вечном. И это даже одна из величайших целей Священного Корана и пречистой Сунны, как сказал об этом Всевышний: «Таким образом Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников» (сура «аль-Ан’ам», 55-аят).

Многобожие в арабском языке выражается словом «ширк», которое означает «уравнивание двух вещей». В шариате же данное слово применяется в двух значениях: в общем и в частном.

1. Многобожие в общем смысле означает равнение творений с Пречистым Аллахом в том, что присуще только Аллаху. Существуют три разновидности такого многобожия:

Первая разновидность – это приобщение сотоварищей к Аллаху в господстве, то есть равнение творений с Аллахом в его качествах Господа, или приписывание какого-либо из этих качеств, например, сотворения, ниспослания удела, умерщвления, управления вселенной и т.п, кому-либо, кроме Него Одного.

Аллах, Свят он и Велик, сказал: «Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, достойного поклоенения, кроме Него! До чего же вы отвращены от истины (сура «Фатыр», аят 35).



Вторая разновидность – приобщение сотоварищей к Аллаху в обладании божественными именами и атрибутами, то есть равнение творений с Аллахом в каком-либо из этих имен и атрибутов. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «аш-Шура», аят 11).

Третья разновидность – приобщение сотоварищей к Аллаху в поклонении, то есть равнение творений с Аллахом в том, что является исключительным правом только Его, как истинного Бога, достойного поклонения. Это относится к намазу, посту, молитве, мольбе о спасении, жертвоприношении, обету и всем другим видам поклонения, как большим, так и малым, как обязательным, так и желательным, как скрытым, так и явным.

Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха» (сура «аль-Бакъара», аят 165).

2. В частном же смысле под многобожием подразумевается приобщение к Аллаху равных, к которым взывают так, как взывают к Нему, которых просят о заступничестве так, как просят Его, на которых надеются так, как надеются на Него, которых любят так, как любят Его. Это значение первым приходит на ум при упоминании слова многобожие, когда оно встречается в текстах Корана и Сунны.

Почему многобожие порочно и в чем его опасность

О порочности многобожия разносторонне свидетельствуют различные аяты и хадисы, которые так же предостерегают от этого величайшего греха, разъясняя его опасность и тот скверный исход, уготованный для многобожников как в этом мире, так и в последней жизни.

Во-первых, Аллах, Пречист Он и Возвышен, сообщил в своей Книге, что приобщение к Нему сотоварищей является единственным грехом, который не прощается без покаяния в нем. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) гре­хи, кому пожелает» (сура «ан-Ниса», аят 48).

Во-вторых, Аллах засвидетельствовал, что многобожие является величайшей несправедливостью. Всевышний сказал: «…многобожие является великой несправедливостью» (сура «Лукман», аят 13).

В-третьих, Аллах сказал, что этот грех сводит на нет, т.е. делает тщетными все деяния человека. Всевышний предупредил Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (сура «аз-Зумар», аят 65).

В-четвертых, Аллах охарактеризовал многобожие как умаление достоинств Господа миров и равнение с Ним творений. Всевышний Господь сказал о мучениках Ада: «Препираясь там, они скажут: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» (сура «аш-Шуара», аяты 96-98).

В-пятых, Всевышний Аллах сообщил о том, что тот, кто умер, приобщающим сотоварищей к Аллаху, будет наказан вечными муками в Аду. Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (сура «аль-Маида», аят 72).

В Священном Коране очень много и других доказательств на эту тему.

Лексическое значение слова «ширк» — «признавать существование сотоварища». В терминологии же оно означает
«признание существования подобия Аллаху в Божественности, Атрибутах или Деяниях». Многобожие (ширк) и неверие (куфр) – два близких понятия. Разница заключается только в том, что неверие — понятие более широкое, а многобожие — более узкое и специфическое. В этом смысле всякий ширк —
это куфр, но не всякий куфр – это ширк. Каждый многобожник
– неверующий, но не каждый неверующий — многобожник. Ибо, многобожие возникает только в результате признания существования подобия Аллаху и приписывания Ему сотоварища. А неверие возникает в результате признания целого ряда различных убеждений.
Одним из видов неверия является приписывание сотоварища Аллаху. К примеру, признание существования двух божеств, как это принято в зороастризме, это одновременно и многобожие, и неверие. Не верить в Конец Света – это только неверие и не является многобожием. В Суре «Аль-Байина» 98/1 Священного Корана люди Писания и многобожники упоминаются, как неверующие, относящиеся к разным категориям. Самый большой грех, который не прощается Всевышним, – это непризнание Его Единобожия, так как это является великой несправедливостью по отношению к Нему. И об этом так сказано в Священном Коране: «Поистине, Аллах не прощает того, кто приписывает Ему сотоварищей, но Он может простить любой другой грех, меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил большой грех» . (Cура «Ан-Ниса» 4/48,116).
Мудрец Лукман, делая назидание своему сыну, сказал
следующие слова:
«О сын мой! Не придавай сотоварищей Аллаху. Ибо, многобожие – это большой грех» . (Сура «Лукман» 31/13). У многобожия, являющегося антиподом Единобожия, есть пять разновидностей:
«Ширк истикляль» – это вид многобожия, основанный
на поклонении двум разным божествам, присущий для зороастризма или дуализма.
«Ширк таб’из» – это вид многобожия, основанный на
признании Единственности Бога — Всевышнего Аллаха, но
состоящего из отдельных сущностей.
«Ширк такриб» – это вид многобожия, свойственный для тех, кто наряду с верой в то, что Вселенная создана
Единственным Богом – Аллахом, поклоняется разного рода
идолам, статуэткам, которые якобы являются посредниками
в деле сближения с Богом. Таков был вид поклонения Аллаху арабов первого периода века «джахилийи».

«Ширк таклид» – это вид многобожия — подражательное поклонение идолам потомками арабов в последний период века «джахилийи».
«Ширк асбаб» – это вид многобожия, заключающийся в
убеждении, что все во Вселенной, всякого рода законы якобы были созданы не Всевышним Аллахом, и что истинная причина кроется в самих вещах, которые порождают сами себя. Этот вид политеизма присущ натуралистам и философам-материалистам.

Вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния .

Политеизм противостоит монотеизму - вере в единого Бога и атеизму, отрицающему существование Бога или богов. Происхождение и связь политеизма с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отождествляется с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле легально существовали священные горы и священные рощи, в которых совершалось поклонение языческим богам: Ваалу , Дагону , Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье и Передней Азии.

В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон - бог водной стихии, Гея - богиня земли; в социальной сфере - Гермес - бог торговли, славянский Велес - бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.

Выделяют различные виды политеизма: анимизм , считающий все явления природы одушевленными, источником которых служит вмешательство духов и демонов; фетишизм - почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами; тотемизм - вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы - с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков , которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала - это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает ее успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие - повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности.

Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как индуизм , синтоизм , африканские культы и др. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология . Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы - мифы о происхождении богов и космогонические - мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф - это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нем.

Научный подход к изучению политеизма возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до XVIII века в Европе изучалась главным образом античная мифология. В христианской традиции политеизм считался вторичным по отношению к естественному монотеизму. Политеизм, как деградация и забвение единого Бога, связан с моральным упадком человечества; это состояние, которое должно быть преодолено. Однако в Новое время в связи с секуляризацией религиозных исследований появляются теории, считающие политеизм первичным состоянием человечества. Так, Юм называет политеизм «первобытной религией невежественного человечества», сформированной «заботами о житейских делах, надеждами и страхами». Соответственно, развитие человеческого разума и созерцание творений природы привело человечество к монотеизму. Знакомство с историей, культурой и мифологией других стран, таких как Египет, Америка, Индия, Китай дало возможность перейти к сравнительному изучению политеизма и отойти от теории мифа как «первобытного невежества». Так, английский поэт Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости, зашифрованной в поэтических образах. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф понимается как особый способ рационализации мира. Леви-Брюль говорит о первобытном мышлении как «дологическом», принципиально отличном от современного мышления. Структурная антропология (французский учёный Леви-Стросс) видит в мифологии поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Юнг находит в мифологии источник архетипов коллективного бессознательного. Почти во всех теориях мифа есть указание на первостепенную роль бессознательного в первобытной ментальности . Особый интерес к политеизму в его мифологической составляющей доказывает значимость религиозных истоков любой рационализации.

Боги по категориям

  • Боги ацтеков
  • Боги войны
  • Живые божества
  • Боги луны
  • Боги любви и брака
  • Морские боги
  • Боги мудрости и знаний
  • Боги неба и погоды
  • Боги огня
  • Боги охоты
  • Боги плодородия
  • Боги славян
  • Боги смерти и загробного мира
  • Солярные боги
  • Боги судьбы и случая

См. также

  • Боги и Богини
  • Основные типы индоевропейских богов

Литература

  • И. Мананников «Политеизм», Католическая энциклопедия. Том 3, Издательство Францисканцев, 2007 г.
  • Юм Д. Малые произведения: Эссе; Естественная история религии; Диалоги о естественной религии, М., 1996;
  • Лосев А. Ф., Диалектика мифа, М., 1930;
  • Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957;
  • Элиаде М., История веры и религиозных идей, т.1.От каменного века до элевсинских мистерий, М.,2002;
  • Элиаде М. Космос и история. М., 1987;
  • Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.
  • Толстой Н. Боги в славянской мифологии // Славянские древности. Т.1. М., 1995, с.202-204

Многобо́жие (ар. ُاَلشِّرْك [аш-Ширк]‎) - приравнивание к Всевышнему Аллаху сотоварища, в то время как только Он является Творцом, а также поклонение наряду с Всевышним кому-либо или чему-либо, будь то камень, человек, солнце, луна, пророк, джинн, звезда, ангел и т.д. Лексическое значение слова ширк - «участие двоих в праве на владение или управление чем-либо». В ша­ри­‘а­те ширк означает «уравнивание с Аллахом кого-либо или чего-либо в том, что присуще то­лько Ему и достоин только Он». «Ширк» - самый большой грех в исламе. Тот, кто придавал Все­выш­не­му Аллаху сотоварищей и умер многобожником попадет в Ад . А тот же, кто уверовал в Ал­ла­ха и умер верующим, войдет в Рай, даже если ему придётся понести наказание за свои грехи .

История появления многобожия на земле

Согласно исламским источникам, впервые многобожие появилось в народе пророка Нуха (Ноя) . От сподвижника Пророка Ибн ‘Аббаса передаётся, что между Нухом и Адамом было десять столетий. В течение этого времени люди были на истинном Единобожии, но после этого дьявол сбил их с этого пути, и появились первые проявления многобожия на земле.

Затем на протяжении истории многобожие заново появлялось в разных местах. И не смог избежать этого народ Ибрахима (Авраама) . Начали они покло­няться идолам, планетам, луне, солнцу. Смилостивился Аллах над ними и послал к ним Ибрахима , которого он наделил праведным потомством. Ведь все остальные пророки и посланники от сына Ибрахима, Исхака (Исаака) . А из по­том­ства, второго сына Ибрахима, Исма‘иля (Измаила) Аллах вывел лучшего из посланников - пророка Мухаммада ﷺ .

Многобожие дошло до арабов, по причине человека, которого зовут ‘Амр ибн Люхай аль-Хуза‘и. Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я видел ‘Амра ибн Люхая аль-Хуза‘и в Огне, волочащим свои кишки » . А также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Он первый, кто изменил религию Ибрахима » . Он первым принёс идо­лов на Аравийский полуостров. После этого идо­лов становилось всё больше и больше. Их начали устанавливать возле Ка‘бы, вокруг неё и внутри. Люди полностью оставили Едино­божие и перешли на поклонение камням. Передается от Абу Раджа‘ аль-‘Атариди , который сказал: «Во времена невежества мы поклонялись камням. Если мы находили камень лучше первого, то оставляли старый камень и начинали поклоняться новому. А если вообще не было камня, то делали холмик из песка, приводили овцу и доили её на этот холмик. После этого делали обход (таваф ) вокруг этого холмика» . И когда Аллах пожелал наставить людей того времени на прямой путь, Он послал к ним пророка Мухаммада ﷺ с призывом: «Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, нет у вас другого божества (достойного поклонения). Ведь только Он достоин поклонения. А то, чему поклоняетесь вы, не слышит и не видит, и ничем не может помочь». И были среди людей те, которые возгор­дились и не последовали со словами: Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное! . Затем начали всячески препятствовать призыву Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников. Однако это ничего не прибавило мекканским язычникам и тем, кто их поддерживал, а наоборот сподвижники почувствовали вкус веры, стали более искренними в своей религии.

Коран о запрете многобожия

В Коране большое количество о многобожии, вот некоторые из них:

Хадисы о запрете многобожия

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не поведать ли вам о самом великом грехе? Это приобщение к Аллаху сотоварищей! » . Также Пророк ﷺ сказал: «Остерегайтесь семи губительных грехов », и упомянул среди них ширк . Хадисов Пророка ﷺ , в которых строго осуждается ширк также огромное количество.

Суждение ислама о ширке и его виды

«Многобожие» (ширк ) является антонимом слова «единобожие» (тавхид ), также как слово «неверие» (куфр ) является антонимом слова «вера» (иман ). Многобожие делится на два вида: большое многобожие (ширк акбар ) и малое многобожие (ширк асгар ). Когда говорят о многобожии без уточнения вида, обычно подразумевают большое многобожие.

Большое многобожие является самым тяжким грехом, из-за которого человек вечно будет гореть в Аду. В Коране сказано: Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение. . Всевышний Аллах сотворил человека, облагоде­тель­ствовал его разными видами Своей милости, такими как разум, зрение, слух, здоровье, способность говорить, формулировать мысли и т. д. Всевышний Аллах окружил человека красотой и пользой окружающего мира, Он даровал ему любимых и любящих его родственников , близких друзей, имущество и возможность созидать. Единобожник благодарит за это Всевышнего Аллаха и покло­няется только Ему, а многобожник пользуется всеми этими благами и вместо того, чтобы признавать Милостивого Аллаха, благо­дарить Его и поклоняться только Ему Одному, приравнивает к Нему сотоварищей.

Малое многобожие также является грехом, однако в отличие от большого многобожия оно из религии не выводит. Но из-за того, что малое многобожие может в конечном итоге привести к большому многобожию, этот грех стал разновидностью многобожия. По этой причине малое многобожие считается одним из тяжких грехов в исламе. Следует также помнить, что большое многобожие становится причиной аннулирования всех благих дел, в отличие от малого многобожия, которое делает тщетным только тот поступок, который связан с этим грехом.

Формы большого многобожия

К сожалению, большое многобожие (ширк акбар ) имеет разные формы приобщения к Аллаху сотоварищей:

  • К одной из форм многобожия относится приписывание особенностей Господа кому-либо, помимо Аллаха. Примером такой формы многобожия является убеждение человека в том, что кто-либо (или что-либо), кроме Всемогущего Аллаха способен оживлять или умерщвлять, творить или воскрешать, принести пользу или причинить вред.
  • К другой форме многобожия относятся такие случаи, когда человек приравнивает кого-либо (или что-либо) к Всевышнему Аллаху в Его Прекрасных именах или совершенных качествах. Примером такого многобожия служит приписывание одного из Имён Аллаха, например аль-‘Алим («Всезнающий»), кому-либо из Его творений, вкладывая в это Имя то, что присуще только Всевышнему Аллаху. Другой пример такого многобожия: слова человека, который говорит: «Слух Аллаха такой же, как и слух кого-либо из его творений». Или, наоборот, если человек говорит, что качества людей похожи на качества Аллаха, то это тоже относится к этой форме многобожия.
  • Но самой распространенной формой многобожия является приобщение к Аллаху сотоварищей в поклонении. Осуждение этой формы ширка было одной из основных задач всех пороков. Даже арабские язычники признавали Аллаха как Господа, но придавали Ему сотоварищей в обожествлении. Наряду с Аллахом они поклонялись идолам и истуканам, которых они считали посредниками между ними и Всевышним Аллахом и которые якобы приближали их к Нему. К примерам такой формы многобожия относится поклонение помимо Аллаха Солнцу, Луне, звёздам, человеку, джинну, ангелам, животным или камням. Посвящение молитв , поста, обета, жертвоприношения такого рода творениям является проявлением многобожия. Если человек возвеличивает кого-либо подобно Аллаху, уповает на него как на Аллаха, боится его как Аллаха, повинуется ему как Аллаху, любит его как Аллаха, то это тоже приводит к многобожию и выводит из Ислама. В случае, когда человек совершает молитву, посвящая её могиле, камню, дереву или совершает обход вокруг них; посвящает им обет или жертвоприношение; взывает помимо Аллаха, такие действия также считаются проявлением многобожия.
Формы малого многобожия

Малое многобожие (ширк асгар ) также имеет разные формы. К малому многобожию относятся такие грехи, которые в некоторых первоисточниках ислама получили название многобожия, но в целом, в свете всех текстов ислама, к большому многобожию не относятся. Такие деяния можно разделить на три вида:

  1. Малое многобожие совершаемое сердцем, как совершение намерения получить за свои слова или дела уважение, славу или мирское благо. Это то, что совершается не ради Аллаха, а совершается ради людей, и называется рийа‘ («показуха»). Если тот, кто совершает рийа‘ является верующим в Аллаха, то он всё же не выходит из лона ислама, но считается грешником, а если человек совершает благие деяния ради довольства людей и у него нет веры в Аллаха в сердце, то это называется нифаком («лицемерие») и такой человек считается неверующим.
  2. Второй формой малого многобожия является многобожие, совершаемое языком. К нему относится клятва кем-либо или чем-либо кроме Аллаха, как слова произносящего клятву: «Клянусь хлебом», «клянусь жизнью родителей », «клянусь здоровьем своих детей» и т. д. К этому виду многобожия можно отнести и слова: «Это то, что было угодно Аллаху и тебе». Вместо этого следует сказать: «Это то, что пожелал Аллах, а после этого пожелал такой-то человек».
  3. К третьей форме малого многобожия относится многобожие в некоторых делах. Примером такого многобожия служит ношение нити на руке или талисманов на шее, в виде камня, кости или бусинок при условии, что человек считает, что эти предметы помогают в избавлении от проблемы или достижении какой-то цели только с дозволения Аллаха. А если он считает, что такие предметы могут приносить пользу и без дозволения Аллаха, то есть самостоятельно, то это приводит к большому многобожию.

Некоторые люди считают, что от сглаза их оберегают определённые предметы, которых они вешают в доме или на себя. А другие совершают какие-либо дела или отказываются от их совершения следуя приметам, как вера в то, что чья-то рука легкая в торговле, или в то, что чёрная кошка, перебежавшая дорогу или цифра тринадцать являются поводом для отказа от совершения дел. Если человек считает, что с дозволения Аллаха какие-то предметы помогают в избавлении от сглаза или какие-то приметы являются поводом для оптимизма или пессимизма, то это приводит к малому многобожию в делах. Причина этого заключается в том, что человек хоть и считает, что всё происходит с дозволения Аллаха, всё же связывает надежду и с этими предметами или приметами, или, наоборот, опасается чего-то, в то время как только на Аллаха нужно надеяться и только Его нужно бояться. А если он считает, что такие предметы или приметы могут избавить от вреда или причинить вред и без дозволения Аллаха, то это тоже приводит к большому многобожию.

  • M. Mir, Polytheism and Atheism // Encyclopaedia of the Qurʾān . - Leiden: E. J. Brill , 2004. - Vol. 4 (P-Sh). - P. 159-162. (англ.)
  • Polytheism and Polytheists // Integrated Encyclopedia of the Qurʾān . - Sherwood Park: CIS , 2013-2019. - Vol. 5 (P-So). (англ.)


  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх