Сербы: "балканские русские". «Сербы — единственный народ на Балканах, никогда не воевавший с русскими

10 апр 2017 - 16:39:18 11

История Сербии - это история борьбы за свободу и независимость. За свою историю Белград был завоёван 40 армиями, и 38 раз отстраивался заново. Сербы никогда ни на кого не надеялись, кроме России. Не зря говорят, что русские и сербы - братья навек.

Почему "сербы"?

Однозначного мнения на тот счет, откуда произошел этноним "сербы" до сих пор нет, однако версий множество. Славист Павел Шафарик возводил слово "сербы" к праславянским формам *сьрбъ и *сърбъ, которые, в свою очередь, происходили от от индоевропейского слова со значением «сеять, родить, производить».

Макс Фасмер интерпретировал слово "сербы" как "принадлежавший к тому же роду, тому же племени". Подобное значение поддерживали также филологи Ильинский и Ковалев. По их мнению, "серб" - это "человек, член родового союза".

Также интересной, но бездоказательной является версия слависта Мощиньского, который связывал происхождение слова "серб" с индоевропейским корнем *ser-v- , имеющим значение "сторожить, охранять скот".

В 1985 году исследователь Шустер-Шевц высказал предположение, что слово "сербы" родственно русскому диалектному глаголу "сербать" (хлебать). Эта версия интересна, поскольку во всех славянских языках есть слова с корневой основой "с-р", значение которого "отделять,выделять, выдавливать".

Эта корневая основа является метатезой индоевропейского *res>*ser, что значит "резать, разрезать,отделять". В древнеславянском языке преобладающим значением корневой основы *ser стало "отделять, выделять, выдавливать". Это значение сохранилось, например, в русском главголе "черпать", который произошел от того же глагола "сербать". Такого же происхождения и слово "сера". Это не что иное как смолистые выделения дерева.

Таким образом, можно сказать, что слово "сербы", вероятнее всего, значит "выделенный, отделенный по какому-либо признаку". Если учитывать, что предками славян в европейской историографии считались венеды, то, скорее всего, сербы были названы так при отделении, выделении именно из венедов.

Есть также версия, которой придерживаются те, кто сербов недолюбливает. Харватские националисты вслед за Анте Старчевичем считают, что этноним "сербы" произошел от латинского слова servus – раб. В рамках этой версии считается, что хорваты - наследники германцев, перешедшие на славянский язык для того, чтобы лучше справляться с сербскими рабами. Как говорится, комментарии излишни.

Борьба за свободу

Сербы впервые упоминались у Геродота и Птоломея ещё во II веке нашей эры, Сербия же как территориальное образование ведет свою историю с VI века, в VIII веке уже возникли сербские протогосударственные образования. В XIII веке в Сербском государстве к власти пришла династия Неманичей, в это же время страна освободилась от власти Византии.

Сербия достигла больших высот и развилась в крупное государство, которое стало занимать почти весь юго-запад Балканского полуострова. Наибольшего рассвета Сербское государство достигло во времена правления Стефана Душана (1331-1355), однако после смерти монарха история Сербии резко изменилась. Османская империя в середине XIV века стремительно завоевывала территории. Сербский князь Лазарь Хребелянович стремился объединить сербские земли, чтобы успешнее противостоять турецкой агрессии, однако времени для этого у него не хватило.

В 1382 году Мурад взял крепость Цателицу. Сил проивостоять мощной осанской армии у сербов не было, и Лазарем было принято непросто решение о заключении перемирия на кабальных условиях. По условиям договора, он обязался давать султану 1000 своих воинов на случай войны.
Такое положение дел не устраивало ни одну, ни вторую сторону: турки стремились развить экспансию, а сербы были недовольны сомнительными условиями перемирия.

Военная агрессия турков продолжилась, и в 1386 году Мурад I взял город Ниш, после чего сербы объявили о начале народного восстания. Мощная армия Османской империи 15 июня 1389 года нанесла поражение армии сербских князей в битве на Косовом поле. Это привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году.

С этого времени практически 400 лет Сербия находилась под властью Османской империи. Однако на всем протяжении османского владычества в Сербии не прекращалось освободительное движение. То и дело вспыхивали восстания, которые курировались Печским патриархатом, которому удалось наладить связи с Испанией, Венгрией и Испанией. Наибольшего успеха достигли восстания в XIX веке (первое и второе сербские восстания). Однако только в 1878 году Сербия получила долгожданную независимость.

Братья навек

Сами сербы признают, что нигде так не любят русских, как в Сербии. История взаимоотношений наших народов имеет глубокие корни и начинается как минимум со времени крещения Руси. До сих пор именно православие является одной из "духовных скреп", соединяющих русских и сербов.

Во время монголо-татарского ига сербы поддерживали монастырь Святого Пантелеймона на Афоне, со времен Ивана III шла активная поддержка сербских монастырей. В 1550 году Иван Грозный после общения с сербскими иерархами направил письмо турецкому султану Сулейману II, призывая его чтить святыни Хиландара и других сербских монастырей.

Через шесть лет русский царь даже подарил монахам Хиландарского монастыря помещение для монастырского подворья в центре Москвы, которое сразу стало сербским дипломатическим центром, в котором собирались средства для отправки в Сербию. В годы правления Бориса Годунова сербским мигрантам уже оказывалась серьезная поддержка со стороны России.

Особое развитие русско-сербские отношения получили при Петре Первом. В годы правления императора шел прием сербов в русскую армию, устанавливались тесные связи в культурной среде. Отдельно нужно сказать о Савве Владиславличе-Рагузинском, русском дипломате сербского происхождения. Именно он подписал Кяхтинский договор, служил послом России в Константинополе и Риме, а также перевел книгу Мавро Орбини "Славянское царство".

В 1723 году Пётр Первый разрешил Ивану Албанезу, черногорцу по происхождению, создать поселение в районе города Сумы, куда переехало больше сотни сербских семей. Отсюда взяли свое начало два сербских территориальных образования, существовавших в Российской империи – Славяносербия и Новая Сербия.

Ледяная Голгофа

В Первую мировую войну (которая фактически началась в Сербии) Николай II встал на сторону братского государства. Не имея возможности помочь сербской армии русскими войсками, российский император организовал доставку в Сербию боеприпасов, военного снаряжения и провианта. Также в Сербию было отправлено несколько санитарных отрядов. В самом начале войны сербское войско смогло выдержать несколько лобовых наступлений австрийской армии, и дважды очищало свою территорию от захватчиков.

Однако в октябре 1915 года удар в спину сербам нанесла Болгария. Сербия оказалась в тяжелейшем положении. 9 октября пал Белград, уже на следующий день болгары соединились с австрийцами в Нише.

Зимние бои с превосходящими вражескими силами не сулили ничего хорошего, поэтому для того, чтобы избежать плена, сербские военные приняли решение об отступлении 300-тысячной армии на юг, к Адриатическому морю. Однако для того, чтобы там оказаться сербам нужно было пройти через албанские горы. Вместе с солдатами и простыми людьми, которые были вынуждены покидать свои земли, чтобы не попасть под призыв (новобранцев отправляли на Галицкий фронт, где нужно было воевать с русскими) в горы ушел и престарелый сербский король Петар.

Это отступление сербов вошло в историю под названием "ледяной Голгофы". Каждый третий погиб. Позже сербы стали говорить: "Нас спрашивают, почему мы называем детей несвяточными именами? У нас на Ледяной Голгофе замерз каждый третий мальчик, поэтому с тех пор у нас все имена святые".

Четники

Сербам свойственна высокая степень народной самоорганизации, особенно на основе национально-освободительного движения. Особого упоминания заслуживает такой феномен в истории Сербии как "четничество".

Его создание можно отнести к 1903 году, когда в Белграде был создан так называемый Сербский комитет, который, помимо внешней деятельности, занимался созданием вооруженных четницких формирований для дальнейшей борьбы с турецкой властью на Балканах.

Отряды созывались по мере необходимости и принимали участие как в обеих Балканских, так и в Первой Мировой войнах. В межвоенный период, после обретения Сербией независимости, четничество "воспитывало" молодежь – оно представляло собой ветеранские организации, которые вели идеологическую пропаганду, а также занималось поддержкой инвалидов боевых действий и семей погибших.

Негативная окраска термина "четник" уходит своими корнями к событиям Второй Мировой войны. На территории Югославии она переросла во внутреннее вооруженное противостояние. Часть югославской армии во главе с полковником Драголюбом Михаиловичом (ветераном Балканской и Первой мировой) отказались признать капитуляцию Королевства Югославии.

Сам Михаилович не опирался непосредственно на предыдущие четницкие организации, считая себя все еще составной частью Армии Королевства, и называл подконтрольные ему силы Югославской Армией в Отечестве. Четниками их прозвал уже народ. Национально настроенные монархисты первоначально пытались бороться со странами Оси совместно с партизанами Иосифа Броза-Тито, но, спустя несколько месяцев, союз между националистами и коммунистами распался.

Отдельные группировки четников стали открыто сотрудничать с оккупационными властями против красных партизан. Михаилович до последнего лавировал между неприятием коммунистической идеологии (невзирая на уважительное отношение к вооруженным силам Советского Союза), и нежеланием сотрудничать с оккупационной властью.

В конце концов, находящийся уже в звании генерала Михаилович, был снят эмигрантским правительством со всех командующих постов. Невзирая на это, он продолжал вооруженную борьбу вплоть до марта 1946 года, когда его отряд был разгромлен силами Броза-Тито уже после занятия Югославии Красной Армией. Драголюб Михаилович был казнен после суда, не учитывавшего показания спасенных четниками пилотов американских ВВС (всего которых было около 500 человек), 15 июля 1946 года.

Родина римских императоров

Сербия является родиной многих римских императоров. Город Сремска Митровица, в античные времена назывался Сирмий и был частью Римской империи. Этот город считается родиной шестнадцати римских императоров. В Сербии также родился Константин Великий.

В Сербии оливье называют русским салатом, сладкий квас - русским квасом, русским же называют почему-то черный сладкий хлеб, который может быть с мармеладом.

Сербия - настоящая "малиновая страна". Здесь выращивается треть всей малины мира.

  • 11 просмотров

Загреб - По мнению граждан стран бывшей Югославии хорваты - народ культурный, гостеприимный, но заполитизированный, воинственный, и ленивый.

Мнения о хорватах их соседей отличаются в зависимости от страны, самое позитивное в Македонии, а самое негативное в Сербии.

Результаты исследования, проведенного преподавателем факультета политических наук из Загреба Божо Скоко, и несколько предыдущих соцопросов показывают, что имидж Хорватии гораздо более позитивный, чем считают аналитики и граждане этой страны.

У сербов хорваты ассоциируются с геноцидом, они считают их враждебными, заполитизироваными, но культурными и дистанцированными.

Интересно, что все, кроме словенцев, полагают, что хорваты трудолюбивы, и только в Словении хорватов считают ленивыми.

«Что касается имиджа Хорватии в соседних странах, с одной стороны он отражает последствия войны, жизни в последние 70 лет и мировоззрение, созданное СМИ за последние 10 - 20 лет, как хорватских, так и прессы соседних стран», - говорит Скоко.

Хотя первая ассоциация это война, за ней следуют красоты Хорватии, экономическое развитие, хорошие дороги, культурное наследие и тому подобное.

В Сербии Хорватию не рассматривают в качестве примера для евро интеграции, зато именно так ее воспринимают в Македонии, Боснии и Герцеговине.

По данным других исследований хорваты лучше всего думают о венграх, итальянцах и австрийцах, а чуть хуже относятся к словенцам из-за территориальных споров. Однако хорваты признают, что у словенцев более развитая экономика и демократия.

На Боснию и Герцеговину в Хорватии смотрят как на чудесную страну, где нет стресса, которая известна своей кухней и юмором. «Это свидетельствует о том, что мы не смотрим на БиГ шире, не воспринимаем ее как политического игрока», - считает Скоко.

Хорваты часто воспринимают сербов как воинственных националистов, патриотичных и агрессивных, а боснийцев как очень религиозных, гостеприимных, консервативных и веселых.

Это исследование в большой степени подтвердило предыдущие, в которых респонденты наиболее положительной чертой хорватов называли культурность. Скоко считает, что здесь имеет место стереотип, установившийся около ста лет тому назад как среди интеллигенции, так и у граждан соседних стран.

«Хорваты цивилизованный народ, но, согласно тому же стереотипу, достаточно политизированы, жесткие и холодные», - сказал Скоко.

На Востоке Хорватия воспринимается как развитая страна, которая несет культуру с Запада, но немного закрыта по отношению к Балканам.

В течении последних десяти лет на факультете политических наук в Загребе изучали социальную дистанцию, и выяснили, что она уменьшается с окончанием войны и всех конфликтов, ведь еще 20-15 лет назад она была особенно выражена по отношению к сербам, но в последние годы резко сократилась. Несмотря на то, что она все еще присутствует, по сравнению с некоторыми другими европейскими странами, которые воевали друг с другом, она не так выражена.

«В целом, хорваты доброжелательны по отношению к другим народам, и обидно, когда несколько хулиганов устраивают инциденты, которые позорят целый народ», - прокомментировал Скоко выходки футбольных болельщиков.

Шесть из них - традиционно православные ( , ). Термин «традиционно» упомянут здесь потому, что практически все из этих государств официально светские. Материал ниже не носит никакого академического характера, можно рассматривать его просто как наблюдения. плюс сведения о некоторых особенностях Православия в .

Начнем с вопроса, который каждую зиму волнует очень многих: кто когда празднует Рождество. На Рождество празднуют также, как и мы, т.е. 7 января Сербская церковь (соответственно, сербы и черногорцы), также непризнанная Македонская церковь и монашеская республика Афон (территориально - часть Греции). Остальные, а именно: Греческая, Болгарская и Румынская церкви празднуют Рождество также, как и католики - 25 декабря. Вообще, среди всех поместных церквей, также как мы (7 января) Рождество празднуют Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Афон. Все остальные поместные Православные церкви празднуют Рождество 25 декабря. Но вернемся к неформальным оценкам состояния Православия в балканских странах.

Сербия

Приняла православие позже всех Православных Церквей. В XIII веке она получила автокефалию. Что касается сербского православия в настоящее время, то можно с уверенностью сказать, что оно «на подъеме». До недавнего времени (до 15 ноября 2009) Сербской Православной Церковью управлял человек, которого в православном мире вообще считают святым. Это был 44-й сербский Патриарх Павел. Что же касается самих сербов, то в храмах в крупных городах по большим праздникам «не протолкнуться». По воскресным дням в храмах тоже пусто не бывает. Сербская Православная Церковь, так же как и Русская, подвергалась гонениям в социалистические времена. Как ни парадоксально, но возможно это и стало причиной массового возврата сербов в Церковь.

В сербском Православии есть своя особенность. В отличие от русских, где каждый крестящийся человек получает крестное имя (имя святого, в честь которого крестится), у серба крестное имя уже определено до крещения, и не только до крещения, но и до его рождения. Это так называемый феномен сербской «Славы». Крестное имя (или «Слава») передается по мужской линии из рода в род. Начало идет от Святого Саввы, основателя Сербской Православной Церкви. Крестя сербов Святой Савва давал им крестные имена, которые с тех пор передаются по мужской линии из рода в род. Т.е. сын будет иметь такую же «Славу», что и его отец. С женщинами сложнее. Девочка до замужества имеет «Славу» своего отца, а выйдя замуж, ее «Славой» будет «Слава» ее мужа.

В рассказах о Сербии разумно было бы добавить Черногорию и Македонию, так как эти страны являются канонической территорией Сербской Православной Церкви, хотя в последние времена Македонская церковь претендует на самостоятельность и претендует очень настойчиво.

Македония

С Македонией все сложно. Македонская православная церковь претендует на самостоятельность (т.е. независимость от Сербской). Процесс идет, но завершенным его назвать нельзя. Официального признания независимой Македонской Церкви пока нет. Те кто посещали Македонию отмечали, что вера среди славянского населения (именно, славянского, так как в последнее время сильно растет албанская составляющая) реально существует. Народ массово посещает храмы, и не раз в год, а регулярно.

Болгария

В Болгарии с Православием дела обстоят абсолютно иначе. Православие в Болгарии сейчас находится в упадке. Люди массово забывают веру своих предков, придумывая порой самые нелепые объяснения этому забвению. Одно из самых распространенных объяснений, которые приходилось слышать, - это тот факт, что начиная с социалистических времен в церквях вместо священников служат офицеры спецслужб. Вероятно, какой-то процент действительно служит, или, правильнее сказать, служил. Ровно так же, как и в СССР. Но к массовому отходу от Церкви в России это не привело, даже наоборот, а вот в Болгарии народ в Церковь после краха социализма возвращаться решительно не хочет, и это очень явно видно. В больших городах по великим праздникам в храмы заполнены в лучшем случае наполовину. В Болгарии огромное количество храмовых развалин, которыми болгары гордятся, как памятниками архитектуры, абсолютно забывая о том, что это ни что иное, как свидетельства состояния их православия. Резюме: массовый отход (или невозврат после социализма) есть, и он заметен очень явно. Очень яркий пример: в крупнейшем Болгарии Рильском монастыре, - 8 монахов вместе с настоятелем. В некоторых действующих монастырях есть только настоятель, например, в монастыре Свв. Константина и Елены в одноименном приморском городке. Все это удивительно, учитывая, что Болгарская Церковь не подвергалась таким жестоким гонениям как в России или Сербии.

Румыния

В отличие от Болгарии в соседней Румынии Православие - это больше, чем традиция. Люди в храмы ходят. Присутствовавшие на службах в румынских храмах отмечают, что в Румынии Православие «самое домашнее». Большинство прихожан приходят со своими ковриками. В моменты коленопреклоненных молитв опускаются на них. Храмов в Румынии очень много. Один только пример: на 3 миллиона жителей Бухареста - 300 православных храмов. Для сравнение в Москве на 15 миллионов - 400. 90% населения - православные, причем не на словах, а на деле.

Греция

В Греции православие особенное. Его вполне можно назвать либеральным. Оно менее строгое, чем в России. Это выражается, например, в необязательности исповеди перед каждым Причастием. Службы, как правило, короче, чем в России и в Сербии. Но, что безусловно. Православие - это определенно часть Греции. Храмы совершенно точно не пустуют. По некоторым сведениям, до недавнего времени Церковь была богатейшим институтом Греции.

Из особенностей следует отметить греческое духовное пение. Человек, который никогда не сталкивался с греческим духовным пением, вряд ли отличие его от пения муэдзина в мечети. Четверть-тоновые ходы, мелизмы. Православная литургия в сопровождении такого пения, а хоры в Греции не обязательное явление, часто просто стоит один человек с микрофоном, выглядит довольно необычно. О том, какой момент службы сейчас реально совершается, часто можно догадаться только по действиям священников.

В мире нет другого народа, который бы так верно и стойко хранил свои братские чувства к России и русским, как сербы. И не только потому, что своей независимостью они обязаны нашей стране. Многие сербские святые, мыслители и литераторы неоднократно утверждали, что, несмотря на очевидные языковые и этнокультурные различия, а также сотни километров, разделяющие русских и сербов, мы – один народ. Почему? Попробуем разобраться.

«Нас и Руса триста миллиона», - эта старинная сербская пословица, не нуждающаяся в переводе, широко известна. Хотя мало, кто знает ее продолжение: «А без Руса пола камиона». То есть «полгрузовика».

Увы, этот горький факт неоднократно давал о себе знать. Самые трагические страницы сербской истории всегда были связаны с тем, что именно в эти моменты наши братья оказывались с внешним противником один на один. Без поддержки большой России. Но победы сербов всегда были нашими общими победами, ведь именно благодаря им западный рубеж православной цивилизации вот уже более тысячи лет держится в самом центре Балканского полуострова.

Несколько лет назад героический лидер Сербской радикальной партии профессор Воислав Шешель, выступая на допросе в Гааге, бросил обвинителям:

«Почему американцы и их западные союзники против нас, сербов? Потому что мы маленький, но непокорный народ. И потому что мы близки к русским: и этнически, и как союзники, и культурно, да в каждой сфере. Мы на самом деле происходим от русских, от восточных славян…»

Действительно, предки сербов, упомянутые в «Географии» Птолемея еще во II веке от Рождества Христова, жили на территории современной России - на Северном Кавказе и Нижней Волге. Но ближе всего нас породнили отнюдь не кровь, не почва и даже не родственный славянский язык, а православная вера, которую мы приняли практически одновременно. Сербы - в IX веке, а русские - столетие спустя.

Хотя, конечно, близость русской и сербской речи тоже зачастую позволяла нам находить общий язык. Что, кстати, неоднократно отмечали в своих воспоминаниях русские солдаты и офицеры, участвовавшие как в сербской борьбе за независимость в XIX веке, так и в войнах века XX. В Белградской операции 1944 года и череде войн, прошедших в 1990-х годах в стремительно распадавшейся Югославии.

Вообще прошедший XX век стал очень тяжелым испытанием как для русского, так и для сербского народов. Но сербы вплоть до сегодняшнего дня прекрасно помнят, что в августе 1914-го Российская империя вступила в Первую мировую войну именно в защиту их страны. А потому и сейчас в Сербии и Республике Сербской (Босния и Герцеговина) не просто глубоко почитают императора Николая II, но на всенародно собранные средства устанавливают ему памятники.

К слову, сербские элиты это тоже прекрасно понимали. А потому после революционных событий 1917 года и Гражданской войны, именно сербский монарх - король Александр I Карагеориевич - дал возможность десяткам тысяч белых эмигрантов найти приют в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (позднее получившем название Королевство Югославия).

Позднее, в годы Второй мировой войны, многие русские принимали участие в югославской народно-освободительной войне против гитлеровских оккупантов. Причем как на стороне титовских красных партизан, так и в рядах сербских православных повстанцев-монархистов - четников.

Освобождение Югославии советскими войсками, которые на сербской территории практически не встретили сопротивления (даже коллаборационисты отказывались поднимать оружие против русских), стало одной из завершающих фаз Второй мировой войны. И, наверное, неслучайно полгода спустя после того как на Пасху 1944 года англо-американская авиация разбомбила Белград, советские летчики ошибочно (а может, и «ошибочно») вступили в воздушный бой с американскими ВВС, потерявшими, по разным данным, до семи самолетов.

В итоге 20 октября 1944-го войска 3-го Украинского фронта под командованием маршала Федора Толбухина во взаимодействии с югославскими партизанами освободили Белград. Фронт был отодвинут к северу более чем на 200 км, что создало возможность для успешного проведения Будапештской операции и дальнейшего наступления на Берлин.

Без малого полтора века назад Федор Михайлович Достоевский в своем «Дневнике писателя» произнес очень горькие слова:

«…Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!..

Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации…»

К сожалению, эти слова оказались пророческими: сегодня мы видим, что многие наши братья по крови - причем не только западные славяне, но порой даже православные болгары - именно так и относятся к России. Практически все славянские страны устремились в НАТО, и сегодня стараются продемонстрировать Брюсселю и Вашингтону свои верноподданнические чувства.

И только сербы, несмотря даже на то, что мы не смогли оградить их от НАТОвской агрессии 1999 года, продолжают говорить «Маjкa Русиjа!» («Россия - матушка!»), а российского Президента в Белграде встречают цветами и транспарантами со словами «Владимире, спаси Сербию!»

И это лишний раз подтверждает то, что сербы - это не просто наш братский народ. Это самые настоящие русские на Балканах.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: inherit;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 600px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #30374a; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -webkit-border-radius: 3px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: normal;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #002da5; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}

Попробуем приподнять занавес над очень сложной и трепетной темой о взаимоотношениях между несколькими народами, населяющими Балканы и являющимися соседями черногорцев. Прежде всего речь пойдет об албанцах и хорватах, немного меньше о сербах и боснийцах. О сербах меньше прежде всего из-за их более-менее одинаковой с черногорцами общности, хотя у некоторых исследователей даже на этот факт свое собственное обоснованное мнение.

Во времена Броз Тито ходил такой анекдот- Вопрос : Когда наступит коммунизм в Югославии?
Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать, и когда босниец все ЭТО поймет!

сербы-черногорцы и хорваты

Итак-сербы и многие черногорцы не любят хорват,и хорваты соответственно платят им той-же монетой. Начнем с истории и религии.

На долю католиков в Хорватии приходятся 76,5% населения, православных — 11,1%, мусульман — 1,2%, протестантов — 0,4%. В Сербии 62% - православные, 16% - мусульмане, 3% - католики Согласно историческим фактам в 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную Римско-Католическую и Восточную Греко-Кафолическую «великая схизма»., не углубляясь в причины и тонкости этого процесса, надо отметить, что в Восточной Римской

империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Хотя еще во времена апостолов на заре распространения христианства, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Римской или Ромейской.
Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне — сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе.

А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга в разные стороны. Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году. 12 апреля крестоносцы Четвертого Крестового похода по пути в Иерусалим совершили, по словам сера Стивена Рансимана, «величайшее преступление в истории», разграбив Константинополь. Поджигая, мародерствуя и насилуя во имя Христа, крестоносцы разрушили город и увезли награбленное в Венецию, Париж, Турин и другие западные города. «От сотворения мира никто не видывал и не завоевывал таких сокровищ»,- воскликнул крестоносец Робер де Клари.

Согласитесь,что этот факт отразился на разной ментальности этих двух народов, хотя они и говорят почти на одном сербско-хорватском языке.

По данным историка д-ра

У каждой этнической группы свой гаплотип, у каждой подгруппы и у каждой семьи также свой гаплотип. Славянские черты лица, руский язык, цвет волос, вероисповедание – это вторичные признаки, они относительно недавние и за сотни и тысячи лет смешивания генов могли быть смазаны. В отличие от вторичных признаков,гаплотип неистребим, он не меняется десятками тысяч лет, за исключением естественных мутаций. Но эти мутации не имеют ничего общего с генами. Мутации в генах не приводят ни к чему хорошему (выкидыши, болезни, ранняя смерть).

Мутации гаплотипа – это отметки, насечки, которые показывают, как далеко потомок ушел от общего предка. Такие естественные мутации происходят раз в несколько тысяч лет. Гаплотип – это метка рода . Надо еще заметить, что у каждого мужчины в Y хромосоме ДНК имеются определенные участки, которые всегда идентичны у отца с сыном, с внуком, и далее вглубь по потомству. Далее мы ознакомимся с этой таблицей. Здесь приводятся результаты генетического исследования балканских и рядом живущих народов (венгров) .Мы видим наличие различных генетических линий у славян.
R1a — это так называемый «арийский» ген, а I2 — «динарский» ген -(ген I2a) загадочен тем, что его связали с иллирийцами. Очевидно, что славяне в генетическом плане имеют смысл только как сочетание трёх линий — двух «арийских» и одного «динарского». И сербы с хорватами на генетическом уровне очень близки и имеют гораздо больше различий с русскими и украинцами,чем между собой.

Перейдем к типичным представителям сербов визуально(кликабельно для увеличения)








черногорцев











Анте Старевич был сторонником единства южных славян, однако считал, что единым наименованием единого народа должно быть слово «хорват», а не «ненародное» слово «серб»

это как раз те места на севере и западе Балкан. Помимо чисто религиозных различий и их предпосылок,описанных выше, имелись и социальные проблемы между этими народами. Хорватские феодалы, помещики, когда-то получившие от своих властителей грамоты на владение землей, считали своими те территории, на которых поселились свободные сербские земледельцы.

Сначала возникшие на этой почве конфликты не носили межнационального характера. Но когда на хорватской политической сцене во второй половине XIX века появился идеолог независимости Хорватии Анте Старевич, который считал сербов не только людьми второго сорта, но и называл их рабами.

Современные сербские ученые считают этот период началом геноцидной идеологии, прогрессирующей вплоть до наших дней. Так в самосознание хорватов были заложены элементы агрессивности по отношению к сербам.

Ну а во времена второй мировой войны и известного исторического факта о присоединении большей части хорват к войскам вермахта и жесточайшим движением хорватских усташей, различия и взаимная вражда еще более усилилась. Не помогло и более 60-ти десятилетнее нахождение сербов и хорват в единой Югославии и события 1991 года, унесшие на территории Хорватии около 30 тыс. человеческих жизней и около 500 тыс. беженцев и переселенцев, тому наглядное подтверждение.

В итоге можно с более -менее большой вероятностью сказать, что не смотря на единую генетику и общий язык (основная разница в написании,так как у хорват -латиница) и даже похожие внешние признаки, у сербов-черногорцев и хорват, на данный момент, мало шансов подружится в рамках единой европы или даже шенгенской зоны в ближайшем будущем.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх