Самые красивые и знаменитые Мосты Рима - Святого Ангела и Виктора Эммануила II. Ангел с надписью «I.N.R.I.»

Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo) имеет грандиозный вид и не менее внушительную историю. Цилиндрический мавзолей, выстроенный на заре христианства на берегу , в ходе своей долгой жизни успел побывать последним пристанищем для , резиденцией понтификов, превратиться в форт, затем в темницу, а в последствие получить статус музея и сокровищницы .

Мавзолей Адрина

Усыпальница императора Адриана Публия (лат. Publius Hadrianus) была воздвигнута на высоком берегу реки около 139 года нашей эры. В оригинале мавзолей имел цилиндрическую форму и был богато украшен. Плоскую крышу здания украшал декоративный сад, по центру которого была установлена позолоченная квадрига. В 138 г. прах императора Адриана был помещен в гробницу , совместно с урнами его жены Сабины и приемного сына. Также по приказу Адриана был построен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), ведущий из центра Рима к усыпальнице.

Упадок

К 5-му веку н.э. мавзолей Адриана растерял свой былой блеск и торжественность , поскольку постепенно был превращен в военное укрепление. Во времена нашествия готов, большая часть бронзовых украшений, урн и статуй были украдены или разрушены.

Существует легенда, которая гласит о том, что Архангел Михаил появился над мавзолеем, вкладывая свой меч в ножны . Таким образом, было ознаменовано окончание эпидемии чумы в 590 г. н.э. В честь этого знамения усыпальница получила свое нынешнее имя.

Еще один любопытный факт : в Италии, да и во многих других европейских странах человеку, только что чихнувшему, говорят «Благословенен, будь!», аналог нашего «Будь здоров!». Так вот, в средневековье считалось, что чума начинается с приступов чихания. А уж заболевшему чумой человеку мог помочь только Бог!

Крепость, папская резиденция и тюрьма


К 14-ю столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка. Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

Чуть позже понтификат обустроил на территории мавзолея комфортные апартаменты, на случай, если повторится история с осадой столицы. Как ни печально, но католической церкви также пришлось организовать в стенах укрепленного замка темницу.

Так, знаменитый средневековый ученый, астролог и монах-доминиканец Джордано Бруно (Giordano Bruno) был заточен в стенах Кастело Сан-Анджело 6 лет!

Примечательно, что защитник форта Бенвенуто Челлини, спустя некоторое время впал в немилость понтификата и также угодил за решетку. Ловкий и умелый скульптор, Челлини, сумел совершить побег из замка.

С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).

Архитектура


Еще при императоре Адриане сложился основной архитектурный ансамбль Замка Святого Ангела. Мощное кубическое основание было облицовано дорогостоящим мрамором. Сверху на пьедестале возвышалась «шайба» мавзолея, исполненная из вулканического камня. Снаружи строение было облицовано травертином и украшено резными пилястрами в виде голов крупного рогатого скота (Bucrani). Усыпальница была окружена стеной, имевшей декоративное и фортификационное назначение.

В наши дни, замок выглядит гораздо скромнее, чем это было при Адриане. Травертин, мрамор, пилястры и бронза растерялись в веках. Однако внешняя структура мавзолея осталась практически без изменений. Гораздо сильнее строение было преобразовано изнутри. Древние усыпальницы, в которых покоился император и его семья, а также Антоний Пий, Марк Антоний и приближенные к ним лица, были сильно разрушены. Урны с пеплом - утеряны.


Уже в 14 столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение - капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo).

В 15 веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александр VI служил для роскошных приемов и торжеств.


В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В 17 столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо.

Во второй половине 17 столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время.


В 18 веке каменный архангел Михаил получил продолжение в бронзе. Работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) до сих пор украшает собой крышу замка.

Что посмотреть

Для современных посетителей, Замок Святого Ангела предстанет в виде достопримечательности, разделенной на 6 уровней:

  1. Дворик Спасителя , рабочие комнаты Бонифация XI, внутренний дворик , в котором ранее проводилась казнь осужденных, часовня Святого распятия , служившая для последней молитвы обреченных на смерть узников, римский атриум - древняя арка, ведущая к гробнице Адриана и спиральный спуск к усыпальнице.
  2. Коридор и зал , в котором хранился прах императора и его семьи, тюремные помещения , кладовые для зерна и продуктов, созданные в 16 веке, помещения для хранения масла - универсального средства на случай осады.
  3. Дворик Ангела, зал Климента III (лат. Clemens III) - красивый камин и украшенная резьбой дверь, зал Суда украшают средневековые пушки и ядра, на стене - часть фрески, изображающей ангела, зал Аполлона - место для светских приемов, служившее понтификам, капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano), зал Климента VII , дворик Александра VI, снабженный колодцем, дворик и часовня Льва X (лат. Leone X), красиво оформленная купальня Климента VII работы Джованни да Удине (Giovanni da Udine).
  4. Крытая галерея , по которой в средние века паломники совершали свое шествие на встречу с Папой Римским, комнаты Пия IV (лат. Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II), с видом на город и мост Элио, приписывается к работам Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), обширный арсенал , в котором собрана коллекция оружия и военного обмундирования 15-20 веков, лоджия Павла III , находится на противоположной стороне относительно лоджии Юлия (смотрит на Виа Фламиния (Via Flaminia), зал Паолины - часть наиболее богато убранных апартаментов Павла III Фарнезе (лат. Paulus III), зал Персея тематически украшен по мотивам одноименной легенды, продолжает тему мифологии зал Амура и Психеи.

  5. - круглая комната, вмещавшая в себя в 15-16 веках богатства понтификата, библиотека , начало которой положил Павел III, залы Адрианео и Гирлянд богато украшены фресками 16 века, тройные комнаты, носящие название Калиостара (Cagliostra) некогда служили апартаментами для самого графа Калиостро, между библиотекой и залом Аполлона расположился коридор Помпеано, украшенный затейливой потолочной росписью, комната смотрителя замка 18 века.
  6. Круглый зал, колонный зал , построенный и украшенных мраморными колоннами по заказу Бенедикта XIV сейчас служит хранилищем для знамен итальянской пехоты. Через круглый зал можно попасть на Террасу Ангела (Terrazzo dell’Angelo), с которой открывается незабываемый вид на весь Рим.

Как добраться

  • Адрес : Lungotevere Castello, 50
  • На : линия А (станции: Lepanto, Ottaviano-San Pietro).
  • Автобусом : №62,40,23,271,982,280 (остановка: Piazza Pia), №34 (остановка: via di Porta Castello), №49,87,926,990 (остановка: пересечение Piazza Cavour и via Crescenzio), №46,64 (остановка: Santo Spirito).
  • Часы работы : с 9:00 до 19:30; касса закрывается в 18:30.
  • Цена билета : 10 евро, льготный для граждан Евросоюза с 18 до 25 лет - 5 евро. Для групп, начиная с 20 человек, предусмотрено бронирование в размере 1 евро с каждого посетителя.
  • Первое воскресенье каждого месяца посещение музея в Замке Святого Ангела - бесплатное.
  • Телефон : +39 06 32810
  • Официальный сайт : www.castelsantangelo.com

Случалось ли вам ступать по мостовой, которой почти две тысячи лет? Вы можете это сделать, если взойдёте на мост Святого Ангела в Риме, переброшенного через Тибр – реки, на берегах которой волчица вскормила легендарных братьев Ромула и Рема.

История создания

Римский император Элий Адриан был, как и все римские правители, не чужд любви к самому себе и, имея немалый административный ресурс, выражал её путём строительства помпезных сооружений. Одним из них был мавзолей Адриана, построенный по его приказу на берегу Тибра.

Ну а чтобы предоставить восхищенным подданным возможность поклоняться богоподобному Адриану был построен мост, ведущий от Марсово поля на одной стороне реки до мавзолея Адриана на другой стороне реки. Официальное окончание постройки датируется 134 годом нашей эры.

Подробная информация о Мавзолее Адриана (он же замок Святого Ангела) в этой статье:

Жителя Рима стали называли постройку мостом Элия. Эта постройка, проект которой тиражировался по всей Римской империи – массивное каменное сооружение, опирающееся на несколько арочных пролётов и облицованное белым мрамором.

Перед въездом на мост стояла столь же триумфальная арка . Но больше поражали характеристики моста Элия, как инженерного сооружения: пять арочных пролётов, длина 106 метров и ширина 20.

Но как бы не была интересна постройка, со временем она могла быть разрушена, что и случилось с большинством достопримечательностей Рима, но мост вел к стратегически важному мавзолею Адриана, который позже использовали и как базилику, и как Папскую резиденцию, и как крепость, и как тюрьму и как музей (в последние годы).

Именно поэтому мост Элио был столь нужен. Уже позже, вслед за мавзолеем наименования моста часто меняли, но, в конце концов, устоялась название «мост Святого Ангела». Но почему же именно Святого Ангела?

Мост Святого Ангела на картине Сильвестра Щедрина

Мрачные страницы моста Святого Ангела

Мост Святого Ангела – весьма своеобразное имя для сооружения, на перилах которого в Средние века вешали преступников в назидание жителям Рима. Однако всему есть объяснение. С V по XIV века постройка называлася мостом Святого Петра, поскольку вёл к одноимённой базилике (бывший мавзолей Адриана), крупнейшему в средневековой Европе христианскому храму. В середине XIV века Европа была на грани вымирания из-за эпидемии чумы. Народ тихо сходил с ума от безысходности и неизбежности смерти.

И тут Папе Григорию I привиделся на вершине мавзолея Адриана ангел, убирающий меч в ножны. Этот знак был трактован как Божественная милость, избавляющая людей от мора. Мавзолей тут же переименовали в Замок Святого Ангела, а в последующем его башню увенчали бронзовой фигурой архангела Михаила. Заодно стали точно так же звать и мост у его подножия.

Так что ангелы, стоящие на его парапете, – всего лишь позднейшее подтверждение статуса. Стоит сказать, что после этого чума действительно оставила город в покое.

Современный облик моста

На протяжении истории мост Святого Ангела не раз перестраивали, реконструировали и добавляли новые детали. Во времена ренессанса он подвергся нескольким последовательным модернизациям, придавшим ему весьма помпезный вид:

  • Во-первых, в 1450 году снесли римскую триумфальную арку, которая мешала проходу паломников, что однажды привело к давке и гибели людей. Вместо них поставили скульптуры апостолов Петра и Павла.
  • Во-вторых, в 1669 году, повелением Папы Климента IX, архитектор Бернини с учениками украсил мост десятью статуями ангелов. Фигуры получились действительно шедевральными. Но из-за того, что все они изображали «Страсти Христовы» – ангелы в развевающихся одеждах держат в руках то терновый венец, то копье, которым Спаситель был умерщвлён, а также гвозди, кнут и прочие инструменты казни и поношения – эту скульптурную группу остроумные жители Рима обозвали Breezy maniacs («маньяки на ветру»).

Сегодня мост Святого Ангела в Риме – это пешеходная зона. Ничто не помешает вам полюбоваться деталями каждого ангела или сделать селфи на их фоне. За прогулку по мосту денег не берут.

Многие люди считают мост Святого Ангела самым красивым в Риме, а некоторые – даже самым красивым в мире. Он был построен во втором веке императором Адрианом, который хотел соединить левый берег Тибра со своим мавзолеем. Сначала мост был известен как мост Элия в честь второго имени императора Адриана. В четвертом веке он был переименован в мост Святого Петра, так как соединял Рим с только что построенным Собором Святого Петра. А свое нынешнее название он получил благодаря Папе Римскому Григорию Великому в конце шестого века. Наряду с мавзолеем Адриана мост был переименован в честь Святого Ангела, который привиделся папе Григорию как вестник победы над чумой, поразившей Рим.

Ангелы на мосту

Главным украшением моста являются великолепные статуи ангелов, установленные на мраморных парапетах. Некоторые считают, что мост получил свое название из-за этих статуй, но это не так: под своим нынешнем именем мост известен с шестого века, а статуи были построены только в 17 веке.

На мосту установлены 10 статуй, которые были созданы по заказу папы Климента IX знаменитым итальянским скульптором Бернини. По замыслу Бернини ангелы должны были символизировать Крестный путь Христа. Все они держат предметы, имеющие отношение к распятию Спасителя.

Лишь две статуи были созданы самим Бернини: ангел с терновым венцом и ангел с надписью INRI, означающей «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Остальные восемь статуй были изваяны учениками скульптора. Папа Климент IX посчитал, что две статуи Бернини слишком хороши для того, чтобы стоять на мосту, поэтому студенты Бернини изготовили их копии, которые и были установлены на мосту Святого Ангела. Оригиналы статуй хранятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте недалеко от Испанской лестницы.

В части моста напротив замка Святого Ангела установлены статуи Святого Петра, держащего ключи от рая, и Святого Павла, держащего меч, как напоминание о том, что «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать». Соответствующие надписи на латыни выбиты на постаменте каждой фигуры.

Как добраться:

  • Ближайшие станции метро : Оттавиано и Лепанто (Ottaviano, Lepanto линия A).
  • Автобус № 280 до остановки Lungotevere Tor Di Nona-Rondinella.
  • Автобусы №№ 5, 15, 20, 34, 46, 62,64, 190F, 916, 916F до остановки Corso Vittorio Emanuele - Ponte Vittorio.
  • Автобус 40 до остановки Borgo Sant"Angelo

Что делать после?

Недалеко от моста Святого Ангела находятся несколько уютных кафе и ресторанов, в которых можно отдохнуть после осмотра моста и замка. В их числе ресторан La Fraschetta di Castel Sant’Angelo, который расположен на Via del Banco di Santo Spirito, 20 . Это небольшое семейное заведение, в котором вас угостят домашней пастой и настоящим тирамису. Неплохой бар Coffee in Castel Sant’Angelo находится и в самом замке Святого Ангела, здесь вы сможете выпить чашку кофе или подкрепиться после экскурсии.

В данной статье расскажем о двух самых знаменитых и красивых мостах Рима, через реку Тибр:

1. Мост Святого Ангела, его также называют Элиев Мост,

2. Мост Виктора Эммануили II,

и о самой реке Тибр.

Эти два моста соединяют правый и левый берега реки Тибр, а также Новый и Древний Рим. Вообще в Риме через реку Тибр очень много мостов, мосты расположены буквально через каждые 100-300 метров и все они одинаково хороши, представляют собой архитектурно-историческую ценность и каждой из мостов прекрасен по-своему.

Мост Святого Ангела или Элиев мост в Риме

Мост Святого Ангела/ponte Sant Angelo или Элиев мост, это один из самых древних пешеходных мостов Рима перекинутых через реку Тибр, возведен в 134-139 годах императором Адрианом. Изначально мост носил название мост Адриана, так как находился в непосредственной близости с мавзолеем Адриана. В настоящее время мавзолей носит официальное название замок Святого Ангела, в связи с чем и мост возле него именуют мостом Святого Ангела. Длина моста 135 метров, снаружи он облицован мрамором.

Изначально на мосту не было скульптур. Но в шестнадцатом веке образовался обычай вешать на мосту тела казненных преступников. Именно тогда на мосту появились статуи апостолов Петра и Павла. Позже к статуям двух уже установленных апостолов с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов. Две из этих оригинальных статуй хранятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. По этой причине мост в народе именуют мостом Ангелов.

Именно этот мост считается самым красивым и главным мостом Рима, как магнитом притягивающим к себе сотни туристов. К тому же мост Святого Ангела является знаменитой и одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима, излюбленным местом свадебных фотосессий.

Мост Святого ангела напрямую ведет к центральному входу в замок Сант-Анджело. О замке Сант-Анджело мы рассказывали в предыдущей статье, прочитать .

На мосту очень любят фотографироваться туристы. Именно он изображен на многих открытках и плакатах Рима.

У моста со стороны замка Святого Ангела можно видеть людей в костюмах, охрану замка и моста, и просто ряженых развлекателей честного народа надеющихся на щедрые подаяния. Наряды этих людей красивые и привлекающие к себе внимание, просто пройти мимо, не обратив на них внимания практически невозможно.

Мост Виктора Эммануила II в Риме

Мост Виктора Эммануила или как его ещё называют Эммануэля и Эммануэле второго/ponte Vittorio Emanuele II находится совсем близко от моста Ангелов, всего в нескольких шагах от него, чуть ниже по течению. Так что за раз вполне можно осмотреть сразу два самых знаменитых и красивых моста Рима.

Мост Виктора конечно тоже знаменит, но не так как мост Святого Ангела, но это не делает его менее красивым, возможно даже наоборот, смотря с какой стороны посмотреть. Это тоже пешеходный мост через реку Тибр украшенный скульптурами с обеих сторон. По краям моста установлены бронзовые статуи, изображающие Крылатую Победу с военным арсеналом, сломанными цепями и венком из цветов. На батареях центральной арки расположена мраморная скульптурная группа из аллегорических фигур, символизирующих свободу и единство. Помимо этого мост богато украшен рельефными деталями и антропоморфными изображениями.

Мост Витторио Эммануэля II назван в честь первого короля Италии. В настоящее время представляет собой памятник истории и шедевр архитектурного творчества. Он соединяет исторический центр города с . Мост разработан архитектором Эннио Де Росси и открыт в 1911 году в честь празднования 50-летия объединения страны.

Мост Эммануэле второго представляет собой очень массивную трехарочную конструкцию с четырьмя колоннами. Его длина составляет 108 метров, а ширина - 20 метров.

На мосту Виктора Эммануила 2 меньше народа, поэтому так комфортно гулять по нему. На мосту и возле него тоже проводят свадебные и торжественные фотосессии. Да и туристы не прочь сделать пару кадров на память))

С обоих мостов открывается прекрасный вид на реку Тибр по которой ходят прогулочные водные трамвайчики и катаются на каноэ. Вода в река конечно мутная и довольно грязная.

Река Тибр/Tiberis это третья по протяженности среди рек Италии. Сначала река носила название Альбула/ Albula, но по преданию, легендарный царь Тиберин Сильвий, девятый в списке царей Альба-Лонги, утонул в реке Альбула после чего река сразу же была переименована в его честь и с тех пор носит название Тибр.

Мост Святого Ангела , построенный более 1900 лет назад, это один из двух мостов, которые сохранились в Риме со времён античности. Он связывает исторический центр Рима с Ватиканом и поэтому является символическим местом встречи мирского и духовного.

Римские мосты

Римская цивилизация была основана на восточном берегу реки Тибр в VIII веке до н.э. По реке переправляли товары, строительные материалы, в ней ловили рыбу, она же служила границей между двумя враждующими племенами – этрусками и латинами. Первые переправы по Тибру были паромными и находились в той части реки, где течение было наиболее спокойным, то есть, ниже острова Тиберина. Здесь же около 621 года до н.э. был построен первый деревянный свайный мост , на приблизительном месте которого сейчас находится понте Субличо («субличиус» переводится как «сваи»). Первые мосты строили из дерева без использования металла для того, чтобы их можно было быстро разрушить или сжечь при приближении противника. Первый каменный мост на деревянных сваях через Тибр римляне построили в 179 году до н.э., а в 142 году до н.э. его деревянные сваи были заменены на каменные арки.

В Риме существовало четыре типа мостов: 1) частные, 2) для людей и повозок, проходящих через город транзитом, 3) поддерживающие акведуки и 4) общественные городские (как, например, мост Святого Ангела)

Надпись в начале моста

Мост Святого Ангела

Мост Святого Ангела изначально назывался «мост Элия » в честь императора Элия Адриана, который построил его в 134 году . Этот мост соединял Марсово поле на одном берегу и мавзолей Адриана (современный замок Святого Ангела) на другом.

Основным строительным материалом был камень: травертин с внешней стороны и туф с внутренней, что хорошо видно, если посмотреть под одну из центральных арок. Травертин это плотный известняк белого цвета; менее пористый, более долговечный и монолитный, чем туф. Мост не был полностью построен из травертина потому, что он тяжелее и дороже туфа.

Хорошо видна серая «изнанка» моста

Не сохранилось никаких свидетельств того, как именно был создан мост Святого Ангела, однако, очевидно, что его строители использовали принятые во втором веке стандартные методы конструирования каменных арочных мостов. В тех местах, где планировалась установка опор моста, делали кессоны для подводных работ – по два кольца из жердей, обмазанных глиной. После этого в дне реки делались углубления для фундаментов опор. Римляне обычно копали, пока не доходили до определённого почвенного горизонта, а тех случаях, когда это было невозможно – вбивали в дно деревянные жерди . Благодаря отсутствию кислорода патогенные бактерии неспособны выживать и размножаться, поэтому деревянные основания мостов могут быть неожиданно надёжными и долговечными.

Строительные леса для каменного арочного моста, 1932

Для того чтобы уменьшить разрушительную силу воды, на основании строили водозащитные барабаны в форме ромба, угол которого был направлен против течения. Таким образом, вода рассекалась и более плавно обтекала опоры. Арки моста собирали из камней трапециевидной формы. Поскольку вся конструкция была очень неустойчива до тех пор, пока на месте не будут установлены все замковые камни (самые крупные вверху), использовались сложные строительные леса . Там, где арки доходили до берегов, строилась стена или большие колонны, способные выдержать давление моста (в случае с мостом Святого Ангела это две 12-и метровые стены).

Вид на реку Тибр, мост Ангела и улицу Банко-ди-Санто-Спирито

Строительство моста к мавзолею Адриана должно было дорого обойтись императору, поскольку для него требовалось много квалифицированных рабочих из разных областей. Так, поскольку его строили без цемента, требовалось вырезать камни идеально точно, чтобы они подходили друг к другу как ключ и замочная скважина. Строительство лесов для арок было также непростой задачей. Кроме того, дорогими были сами материалы и их транспортировка до места.

Длина построенного моста составила 90 метров . Он состоит из пяти арок, диаметр которых равняется 9 метрам.

Вид на мост Ангелов с замка. Красным кружком обведён острый угол водозащитного барабана

Римский мост Святого ангела упоминается в «Аде » Данте – части «Божественной комедии», которую он писал с 1308 по 1320 годы. В нём описано два потока паломников, которые в 1300 году (в первый в истории Юбилейный год), шли по нему в Ватикан.

К раннему Средневековью (V – XI вв.) настоящее название моста было забыто и паломники, которые после разрушения моста Нерона (совр. ) вынуждены были идти по нему к базилике Святого Петра, стали называть его «мост Святого Петра». Современное название он получил благодаря легенде . Она гласит, что в VI веке, когда Рим вымирал от чумы, на вершине мавзолея Адриана появился Архангел Михаил с мечом в руках. Папа Григорий I объявил, что тот был предвестником скорого окончания эпидемии, после чего мавзолей был переименован в «замок Святого Ангела», а мост Элия, соответственно, в «мост Святого Ангела». Позже на крыше замка была установлена огромная статуя Архангела Михаила .

Вид на мост от замка

В 1450 году на этом мосту среди толпы паломников , стремящихся в Ватикан, возничий потерял контроль над лошадью, из-за чего началась паника, и люди продавили балюстраду. 172 человека упало с моста и утонуло. Впоследствии были разрушены несколько домов и римская триумфальная арка, которые перегораживали путь на мост.

С 1488 по 1534 годы на левой стороне моста выставляли на всеобщее обозрение тела людей, казнённых на соседней площади пьяцца-ди-Понте.

Вид на мост и на вход в замок Святого Ангела

В 1535 году на доходы, полученные в виде сбора за проезд по мосту, папа Климент VII заказал две статуи : скульптору Лоренцетто – апостола Петра, держащего книгу, на пьедестале которого было написано «Rione XIV», а скульптору Паоло Романо – апостола Павла, держащего сломанный меч и книгу, на пьедестале которого было написано «Borgo». Впоследствии Раффаэлло да Монтелупо (1505 – 1567) при папе Павле III (1534 – 1549) создал ещё четыре статуи евангелистов и патриархов, а также скульптуры Адама, Ноя, Авраама и Моисея. В 1669 году папа Климент IX распорядился заменить крошащиеся гипсовые статуи ангелов новыми. Работа была поручена скульптору Лоренцо Бернини (1598 – 1680), для которого она оказалась одной из последних. Согласно его проекту, все десять ангелов должны были держать орудия Страстей Христовых . Лично Бернини сделал только две скульптуры – ангела с надписью «I.N.R.I.» и ангела с терновым венцом. Они не были установлены на мосту, поскольку Климент IX забрал их в своё распоряжение (сейчас они находятся в ).

В конце XIX века, во время строительства набережной, два пролёта римского моста, соединявшие его с берегами, были разрушены и заменены новыми.

Вид на мост и на замок Ангела с противоположной стороны

Ангелы на мосту

На левом берегу, противоположном замку Святого Ангела, на входе на мост стоят статуи Петра (слева) и Павла (справа).

Апостол Павел

Статуя Апостола Павла (на мосту справа)

Апостол Пётр

Статуя Св. Петра (слева на мосту)

Ангел с колонной

Скульптор Антонио Раджи.
Подпись: «Tronus meus in columna» («престол мой во столпе облачне», книга Премудрости Иисуса 24:4).
Эпизод из Страстей: в римские времена пленников, в том числе Иисуса, бичевали, привязывая к невысоким колоннам.
Раджи работал с Бернини с 1647 года и стал одним из его лучших ассистентов. Он помогал ему и при строительстве фонтана Четырёх рек на пьяцца Навона, и при создании капеллы Киджи в базилике Санта-Мария-дель-Пополо, поэтому он очень хорошо понимал стиль Бернини. Однако в случае с этой скульптурой он не последовал указаниям своего учителя. Бернини нарисовал ангела, который с трудом держит колонну, поскольку он наступил на своё одеяние, спадающее с плеч и при этом стягивающее руки. Вероятно, он хотел показать, что ангел также связан своей одеждой, как Иисус был связан предательством своих же учеников. Однако ангел Раджи держит колонну с видимой лёгкостью, и его одежда свободно свисает с плеч. Выражение его лица исступлённое, волосы развиваются, а накидка выглядит так, как будто бы ангел стоит на сильном ветру. Облако, на которое он ступает, растрёпанное и вздымающееся.

Ангел с колонной

Ангел с колонной, вид с середины моста

Ангел с плетью

Скульптор Ладзаро Морелли.
Подпись: «In flagella paratus sum» («я готов на раны», Псалом 37:18).
Эпизод из Страстей: Понтий Пилат приказал высечь Иисуса перед распятием.
Широкие полоски кожи, из которых состоит плеть, складки одежды ангела, его волосы и даже сильно вздымающееся облако, на котором он стоит, всё закручено в движении, предполагающем удар. Крылья этого ангела с несколькими слоями перьев повёрнуты так, что одно видно со стороны Рима, а другое – со стороны замка. Кажется, что он с грустью созерцает плеть, но если встать под плетью, то видно, что он смотрит не на неё, а на стоящего человека. Этот ангел был сделан очень близким к тому, что нарисовал Бернини, поскольку он дал молодому скульптору маленькую глиняную модель в качестве образца. Морелли работал с ним над гробницей Александра VII в базилике Святого Петра.

Ангел с плетью

Ангел с розгами, вид с середины моста

Ангел с терновым венцом

Копия скульптуры Бернини создана Пьетро Паоло Нальдини.
Подпись: «In aerumna mea dum configitur spina» («шип крепится на меня», Псалом 31:4 Латинской Библии).
Эпизод из Страстей: римские солдаты надели на Иисуса терновый венец перед тем, как распять.
Этот ангел очень открыто выражает свои эмоции, свою страшную скорбь из-за страданий Христа. Венец является символом слепоты людей, которые не смогли распознать Спасителя.

Ангел с терновым венцом

Ангел с венцом, вид с середины моста

Ангел со Спасом (вуалью Вероники)

Скульптор Козимо Фанчелли.
Подпись: «Respice faciem Christi tui» («посмотри на лицо Христа твоего», Псалом 84:9, Дуэйская Библия).
Эпизод из Страстей: когда Иисус нёс крест, женщина по имени Вероника вытерла ему лицо куском ткани, и его образ остался на этой ткани.
Ангел держит Спас обеими руками, как бы демонстрируя его нам. Ткань выглядит очень мягкой, поскольку символизирует сострадание, которое было проявлено к Иисусу во время его Страстей. Ангел смотрит прямо на вуаль, привлекая к ней внимание и проявляя уважение к реликвии. Он стоит на очень плоском облаке; его крылья, видимые только со стороны Рима, состоят из нескольких довольно больших перьев. Фанчелли, также, как Раджи, работал с Бернини над фонтаном Четырёх рек на пьяцца Навона. В постаменте, на котором стоит этот ангел, видна выбоина – это след от пушечного ядра , которое было выпущено в 1870 году во время сражений за присоединения Рима к Италии. Это ядро толкнуло статую в Тибр, но она был найдена, отреставрирована и установлена на своё место.

Ангел со Спасом

Ангел со Спасом, вид с середины моста

Ангел с одеждой и игральными костями

Скульптор Пьетро Паоло Нальдини.
Подпись: «Super vestimentum meum miserunt sortem» («и об одежде моей бросают жребий», Псалом 21:19).
Эпизод из Страстей: римские солдаты забрали одежду Иисуса и разыграли её между собой в кости.
Ангел смотри вдаль, как бы показывая, что всё потеряно, и он не может даже осознать, что люди были способны на такое. Игральные кости лежат в складке одежды, которую он держит обеими руками. Мастерство Нальдини хорошо видно по реалистичности левой ноги ангела, закрытой накидкой.

Ангел с игральными костями

Ангел с игральными костями, вид с середины моста

Ангел с гвоздями

Скульптор Джироламо Лученти.
Подпись: «Aspicient ad me quem confixerunt» («и они воззрят на Него, Которого пронзили», книга пророка Захарии 12:10).
Эпизод из Страстей: Иисус был прибит гвоздями к кресту.
Этот ангел уникален тем, что его тело выглядит непропорционально большим по сравнению с головой, а выражение лица не похоже ни на одного другого ангела на мосту. Правой рукой он демонстрирует один гвоздь, тогда как ещё два зажаты в его левой руке. Облако, на котором он стоит, выглядит как камень.

Ангел с гвоздями

Ангел с гвоздями, вид с середины моста

Ангел с крестом

Скульптор Эрколе Феррата.
Подпись: «Cuius principatus super humerum eius» («владычество на раменах Его», книга пророка Исайи 9:6).
Эпизод из Страстей: Иисус был распят на кресте.
Эта скульптура сделана хуже остальных, потому что она скорее двухмерная, как рельеф, а не трёхмерная. Крест на плечах Иисуса символически связан с его царством. Феррата работал с Барнини и Риджи над капеллой Киджи церкви Санта-Мари-дель-Пополо. Он довольно точно следовал рисунку Бернини, хотя и сделал крест намного меньше того, каким он должен был быть.

Ангел с крестом

Вид на ангела сбоку

Ангел с надписью «I.N.R.I.»

Копия скульптуры Бернини была сделана Джулио Картари.
Подпись: «Regnavit a ligno deus» («Господь воцарился с дерева»).
Эпизод из Страстей: табличка с такой надписью была прибита к кресту над головой Иисуса.
I.N.R.I. это аббревиатура от латинского «Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский). Лицо этого ангела выглядит очень похожим на лицо Святой Терезы из капеллы Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа.

Скульптура «Экстаз Святой Терезы» в капелле Корнаро

Ангел с надписью inri

Вид на ангела со стороны замка

Статуя ангела, вид с середины моста

Ангел работы Бернини в церкови Сант-Андреа-делла-Фратте

Ангел с губкой

Скульптор Антонио Джоргетти.
Подпись: «Potaverunt me aceto» («пытались напоить меня уксусом», Псалом 69:21).
Эпизод из Страстей: перед смертью Иисуса один из солдат надел губку, смоченную в «кислом вине», на палку и держал у его рта.
Ангел стоит на вздымающемся облаке; глубокие складки его одежды и перья крыльев прекрасно вырезаны. Он аккуратно держит копьё и внимательно смотрит на надетую на него губку. Джоргетти очень точно отобразил позу и одежду, нарисованные Бернини.

Ангел с губкой


Ангел с копьём

Скульптор Доменико Гвиди.
Подпись: «Vulnerasti cor meum» («Пленила ты сердце мое», книга Песни Песней Соломона 4:9).
Эпизод из Страстей: после смерти Иисуса, перед тем, как снять его с креста, один из солдат пронзил его сердце копьём.
Ангел держит копьё приподнятым, как бы имитируя движение, которое произвёл солдат, и при этом с грустью смотрит за него – на того, на кого оно было направлено. Складки одежды ангела и зачёсанные назад волосы акцентируют внимание смотрящего на угол наклона копья. Эта скульптура должна была напоминать паломникам о страдании, которое причинили Иисусу людские грехи.

Ангел с копьём

Статуя на фоне замка Святого Ангела

В соответствии с каноном, все ангелы стоят на мраморных облаках разного размера.

Достопримечательности поблизости: замок Святого Ангела, церковь Санти-Челосо-э-Джулиано (16 в.), фонтан Тор-ди-Нона (1925), церковь Сан-Сальваторе-ин-Лауро (16 в.), церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини (1734), церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина (1566)

Полезная информация о мосте Святого Ангела в Риме

Где находится:
Перед замком Святого Ангела

Как добраться:
Ближайшие станции метро – Оттавиано (Ottaviano, линия А) и Лепанто (Lepanto, линия А).

Автобус 280 до остановки Lungotevere Tor Di Nona- Rondinella.
Автобуса 34, 40, 46, 62, 64, 190F, 916, 916F, 982, N5, N15 или N20 до остановки Corso Vittorio Emanuele- Ponte Vittorio.
Автобус 40 до остановки Borgo Sant’Angelo.

Остановка туристического автобуса Vaticano.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх