Самые красивые и знаменитые Мосты Рима - Святого Ангела и Виктора Эммануила II. Ангел с одеждой и игральными костями

Последние изменения: Сентябрь 30, 2018

Великолепие Вечного Города царит в самой его атмосфере. Попадая в объятия этого древнего мегаполиса начинает кружиться голова от той красоты, которую он сумел пронести через столетия и сохранить многие детали в своем первозданном виде. Одним из таких необычных мест является мост Святого Ангела в Риме.

Прохаживаясь по вымощенной булыжником мостовой, наблюдая за бурным течением Тибра и любуясь статуями ангелов на фоне древнего замка, тонущего в лучах заходящего солнца, хочется хоть на минуту вернуться на несколько столетий назад. Посмотреть одним глазком на мужественных римских воинов в блестящих доспехах, заглянуть в лавки местных торговцев и отведать настоящего крестьянского вина.

То очарование, которое дарит нам Рим, невозможно получить ни в одном другом городе. Здесь каждый камушек пропитан духом одной из величайших империй в истории человечества.

Это интересно!

Пешеходный мост Святого Ангела изначально был построен из пеперина, серого вулканического туфа, и впоследствии перестроен из травертина, более распространенного строительного материала не только в Древнем Риме, но и далеко за его приделами.

Мост Ангелов: История

Первый пешеходный мост через Тибрв этом месте был построен в 30-х годах II века при императоре Адриане и вел к построенному им же фамильному мавзолею. В древние времена по мосту часто проходили колонны пилигримов, направлявшихся непосредственно к . Один из таких походов, в 1450 году закончился трагедией. Тогда мост не выдержал огромного наплыва паломников и рухнул, унеся за собой множество человеческих жизней. Виной тому, по свидетельству сохранившихся исторических документов, стала древняя триумфальная арка, установленная у выхода с моста и замедлявшая движение по нему. После реконструкции моста арку демонтировали.

Мост Ангелов в Римезнаменит своими прекрасными статуями, установленными на мраморных пьедесталах по обеим его сторонам. Первые скульптуры появились здесь еще в середине XVIвека. Тогда по настоянию Папы Римского Климента VII при входе на мост появились две монументальные фигуры святых апостолов — Петра и Павла. Немногим позже были установлены и другие статуи, представлявшие собой четырех евангелистов, а также персонажей из Ветхого Завета: Адама, Ноя, Авраама и Моисея.

Веком позже, когда трон Святого Престола занимал Папа Климент IX, один из главных мостов города подвергся очередной реконструкции, в результате которой на месте старых, появились новые скульптуры, продуманные Бернини и реализованные под его чутким руководством. Однако не все статуи были заменены: фигуры Петра и Павла остались в своем неизменном виде. Даже сегодня их можно увидеть именно на том месте, где они находились и несколько столетий назад.

Благодаря проекту Лоренецо Бернини, древний мост Рима приобрел особое изящество. Скульптуры ангелов, выполненные в стиле итальянского возрождения, словно небесные воины стоят на страже, оберегая город от недуга и вражеского вторжения.


Всего на мосту установлено десять фигур ангелов держащих в руках атрибуты Иисуса Христа.

Подберите по карте отель в Риме на Ваши даты

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Мост Святого Ангела в Риме или Понте Сант Анджело (Ponte Sant"Angelo)– одна из самых популярных в городе достопримечательностей, потому что располагается в непосредственной близости к Замку Сант Анджело, в двух шагах от Ватикана (если на идти на запад) и в 15 минутах ходьбы от пьяцца Навона (если двигаться на юго-восток. См. карту ниже).

Кроме удобнейшего (по любым туристическим меркам) месторасположения Мост Святого Ангела в Риме обладает еще несколькими неоспоримыми преимуществами:

с него открывается прекрасный вид на Тибр, сам замок, на мост Виктора Иммануила; но, самое приятное – он полностью пешеходный: можно с удовольствием пофотографироваться, накупить сувениров, понаблюдать за туристами и итальянцами, и заодно оценить барочную скульптуру.

История Моста Святого Ангела в Риме

В 136 году император Адриан приказал построить мост через Тибр, для того, что бы соединить свой собственный мавзолей (сейчас он называется Замок Сант Анджело) с Марсовым Полем. В то время мост назывался Мостом Элия по имени самого императора Публия Элия Адриана. После постройки базилики Святого Петра (4 век), мост Элия стал главной дорогой для поломников к собору и стал называться Мостом Святого Петра.

Свое же настоящее название – Мост Святого Ангела получил (согласно легенде) после того, как Папе Григорию Великому привиделся Архангел Михаил на самом верху Мавзолея Адриана, вкладывающего свой меч в ножны, что было истолковано как знак свыше об окончании эпидемии «черной смерти» (бубонной чумы).

Утверждение, что понте Сант Анджело получил свое название из-за установленных на нем скульптур ангелов неверно, так как эти скульптыр были установлены на мосту почти на десять веков позже.

Ангелы моста Сант Анджело в Риме

Статуи Ангелов на мосту Сант Анджело были установлены только в конце 17 века. Папа Клемент-IX получил великому Бернини сделать на мосту подобающий декор в 1668 году. Бернини со своими учениками создал 10 скульптур ангелов, каждый из которых держит в руках одно из Орудий Крестных Страданий Спасителя:

  1. Терновый Венец Спасителя
  2. Колонна Бичевания, к которой привязала Христа на допросе у понтия Пилата
  3. Розги, которыми бичевали Спасителя
  4. Крест, на котором Спаситель принял смерть
  5. Гвозди, которыми Иисус Христос был распят
  6. Табличка с надписью «INRI» - «Иисус Назарянин Сын Иудейский», для осмеяния Христа
  7. Губка, на которой вместо воды для утоления жажды подавали уксус
  8. Копье, которым был умертвлен на кресте Спаситель
  9. Игральные кости, которыми играли солдаты на одежду Христа
  10. Судариум – кусок материи, которым отерли и накрыли лицо Спасителя после снятия с Креста (это не одно и тоже, что Туринская Плащаница и Плат Вероники).

Из десяти скульптур Ангелов с Орудиями Страстей Господних только две были созданы непосредственно самим Бернини – Ангел, держащий Терновый Венец; и скульптура Ангела, держащего Табличку с надписью «INRI». Остальные скульптуры моста Святого Ангела в Риме были созданы его учениками. Скульптуры ангелов, созданные Бернини были красоты такой необычайной силы, что Папа приказал ученикам скульптора сделать копии, а оригиналы установить в церкви Сант Андреа делла Фратте (к югу от Испанской Лестницы).

Статуи Апостолов Петра и Павла на понте Сант Анджело

В 1450 году на мосту произошла катастрофа: под напором большого числа поломников (пилигримов) обрушились перилла моста и 172 человека погибли в давке и водах Тибра.

Для поминания погибших по обе стороны поста на входе с южной стороны соорудили небольшие часовенки. Через 84 года эти небольшие капеллы были запенены скульптурами Апостола Петра и Апостола Павла. Согласно иконографической традиции католической церкви скульптор Паоло Такконе изобразил Апостола Павела с мечем и книгой, а скульптура Апостола Петра работы Лоренцетто выполнена с книгой.

Где находится Ponte Sant"Angelo в Риме?

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Цитата сообщения Мост Святого Ангела в Риме/Ponte Sant"Angelo

Мост Святого Ангела в Риме/Ponte Sant"Angelo

Рим — это один из старейших городов мира, где сохранились до наших дней многочисленные памятники античности, не посетить которые — просто не простительно для каждого путешественника!

Одной из достопримечательностей Рима является Мост Святого Ангела , соединяющий левый берег реки Тибр и Замок Святого Ангела , совсем рядом с Собором Святого Петра в Ватикане.

Мост Святого Ангела (итал. Ponte Sant’Angelo) — это живописный пешеходный мост, сооруженные римским императором Адрианом в далеких 134—139 гг.

Мост Святого Ангела (Ponte Sant"Angelo)производит самое яркое впечатление на туристов, он, словно, жемчужным ожерельем украшенен белоснежными мраморными статуями.

К сожалению, очарование современного Рима частенько затмевается обилием туристов, продавцов сувениров и попрошаек. Как и другие популярные достопримечательности города, мост Святого Ангела, находясь в непосредственной близости от одноименного замка и базилики Святого Петра, в дневные часы заполняется пёстрой человеческой толпой, которая часто мешает внимательно осмотреть этот уникальный памятник истории и культуры. И очень жаль! Ведь именно этот мост многие искусствоведы считают самым красивым мостом в мире!

А вот в более спокойные часы раннего утра или позднего вечера, когда улицы освобождаются от атмосферы пыльной суеты и шума, путешественник, пересекающий Тибр по мосту Святого Ангела, поймёт, что Рим вполне может поспорить с Парижем за титул самого романтичного города планеты.

Краткая история

Построенный по проекту архитектора Деметриана между 130-135 гг. по приказу императора Публия Элия Адриана, мост первоначально носил имя своего создателя — Понте Элио (Mост Элия).

Новый мост предназначался для доступа к находившемуся на противоположном от города берегу Тибра мавзолею Адриана (ныне известному как Замок Святого Ангела ).

Одна из первых фоторафий с видом на Тибр и замок Святого Ангела.

Современное название восходит к легенде, согласно которой в 590 году папе Грегорио Маньо, пересекавшему мост во главе покаянной процессии, явился святой Архангел Михаил, стоящий на вершине мавзолея Адриана.

Архангел, вкладывающий свой меч в ножны, ознаменовал конец эпидемии чумы, терзавшей Рим на протяжении долгого времени. С тех пор мост удостоился нового имени вслед за мавзолеем, на котором в память о событии была установлена статуя ангела.

Замок Святого Ангела (итал. Castel Sant’Angelo)

На вершине замка находится фигура ангела, который, по легенде, спас Рим от эпидемии чумы.

Поэтому мавзолей Адриана стали называть Замком Святого Ангела.

Мост Святого Ангела печально знаменит давкой, случившейся в 1450 году, в которой на нём погибло около 200 паломников, спасавшихся бегством от взбесившихся лошадей. Но на этом грустная слава моста не заканчивается: в XVI веке именно он становится местом проведения смертной казни с последующим экспонированием тел повешенных.

В 1533 году папа Клемент VII приказал установить на мосту статуи святых Петра и Павла, которые сохранились до наших дней. А в 1536 году в честь визита испанского императора Карла V, мост был украшен восемью гипсовыми статуями, изображавшими четырёх евангелистов и четырёх патриархов. Выполненные из хрупкого материала скульптуры довольно скоро превратились в руины.

Слева: Статуя святого апостола Павла Спарава : Статуя сявятого апостола Петра

В 1669 году мост подвергся капитальной реставрации по приказу папы Клемента IX, доверенной знаменитому скульптору Джану Лоренцо Бернини. Во время реставрационных работ каменные балюстрады и железная ограда моста были заменены на новые, а к существовавшим статуям святых апостолов были добавлены десять новых скульптур ангелов — символов страстей Христовых.

Десять скульптур Ангелов

Десять статуй ангелов на мосту

Ангелы созданы под руководством скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Их фигуры и позы описывают Страстей Христовых. Лица ангелов то кажутся умиротворёнными верой в воскресение Спасителя, то удерживающими рыдания из-за сострадания к нему.

Руке Бернини принадлежат два ангела: держащий табличку с надписью Inri и тот, в чьих руках находится терновый венец. Исполнение остальных скульптур художник поручил своим единомышленникам, стилю и мастерству которых он мог полностью довериться. В 1670 году скульптуры, выполненные непосредственно Бернини, по причине их высокой художественной ценности заменили на копии, созданные его учениками. Сейчас подлинники украшают интерьер церкви Сан-Андреа-делле-Фратте, находящейся в нескольких шагах от площади Испании.

Все фигуры ангелов стоят ногами на мраморных облаках, хотя из-за угла зрения и высоких пьедесталов пешеходам они скорее кажутся парящими в небе. Под каждой скульптурой в назидание проходящим мимо высечена надпись на латинском языке.

В 1892 году сооружение было вновь реконструировано по причине расширения русла Тибра. Сейчас мост опирается на пять цементных аркок и составляет 130 метров в длину и 9 метров в ширину.

Первый ангел, высеченный скульптором Антонио Раджи, приподнимает колонну, к которой был привязан Христос для бичевания во время допроса у Понтия Пилата. Надпись под статуей гласит: «Престол мой на колонне» (Tronus menus in columna).

Сакральное значение моста

Мостов в античном Риме было значительно меньше, нежели сейчас

Мост Святого Ангела был самым ближайшим мостом, соединявшим Вечный город с главной католической достопримечательностью — базиликой Святого Петра. Неудивительно, что мост Святого Ангела стал неотъемлемой частью маршрута паломников, съезжавшихся в Рим со всех концов света.

Пересечь Тибр по этому мосту означало перейти из мирского города в Святой город. Для верующих этот отрезок приобрёл символическое значение очищения, почти что крестного хода, приближающего грешника к миру божественному.

Он подобен символу общения между человеком и Богом. И неудивительно, что фигуры ангелов украшают этот мост, ведь именно они часто являются посредниками между миром земным и миром небесным.

Десять ангелов, каждый из которых в своих руках держит символ Страстей Христовых, обрамляют путь паломника, направляющегося в сторону Ватикана, приготавливая его к святому таинству исповеди.

Не случайны и фигуры cвятых апостолов Петра и Павла, встречающие путников в начале моста: они обозначают начало пути искупления и вход в Святой Город.

Мост Святого Ангела , построенный более 1900 лет назад, это один из двух мостов, которые сохранились в Риме со времён античности. Он связывает исторический центр Рима с Ватиканом и поэтому является символическим местом встречи мирского и духовного.

Римские мосты

Римская цивилизация была основана на восточном берегу реки Тибр в VIII веке до н.э. По реке переправляли товары, строительные материалы, в ней ловили рыбу, она же служила границей между двумя враждующими племенами – этрусками и латинами. Первые переправы по Тибру были паромными и находились в той части реки, где течение было наиболее спокойным, то есть, ниже острова Тиберина. Здесь же около 621 года до н.э. был построен первый деревянный свайный мост , на приблизительном месте которого сейчас находится понте Субличо («субличиус» переводится как «сваи»). Первые мосты строили из дерева без использования металла для того, чтобы их можно было быстро разрушить или сжечь при приближении противника. Первый каменный мост на деревянных сваях через Тибр римляне построили в 179 году до н.э., а в 142 году до н.э. его деревянные сваи были заменены на каменные арки.

В Риме существовало четыре типа мостов: 1) частные, 2) для людей и повозок, проходящих через город транзитом, 3) поддерживающие акведуки и 4) общественные городские (как, например, мост Святого Ангела)

Надпись в начале моста

Мост Святого Ангела

Мост Святого Ангела изначально назывался «мост Элия » в честь императора Элия Адриана, который построил его в 134 году . Этот мост соединял Марсово поле на одном берегу и мавзолей Адриана (современный замок Святого Ангела) на другом.

Основным строительным материалом был камень: травертин с внешней стороны и туф с внутренней, что хорошо видно, если посмотреть под одну из центральных арок. Травертин это плотный известняк белого цвета; менее пористый, более долговечный и монолитный, чем туф. Мост не был полностью построен из травертина потому, что он тяжелее и дороже туфа.

Хорошо видна серая «изнанка» моста

Не сохранилось никаких свидетельств того, как именно был создан мост Святого Ангела, однако, очевидно, что его строители использовали принятые во втором веке стандартные методы конструирования каменных арочных мостов. В тех местах, где планировалась установка опор моста, делали кессоны для подводных работ – по два кольца из жердей, обмазанных глиной. После этого в дне реки делались углубления для фундаментов опор. Римляне обычно копали, пока не доходили до определённого почвенного горизонта, а тех случаях, когда это было невозможно – вбивали в дно деревянные жерди . Благодаря отсутствию кислорода патогенные бактерии неспособны выживать и размножаться, поэтому деревянные основания мостов могут быть неожиданно надёжными и долговечными.

Строительные леса для каменного арочного моста, 1932

Для того чтобы уменьшить разрушительную силу воды, на основании строили водозащитные барабаны в форме ромба, угол которого был направлен против течения. Таким образом, вода рассекалась и более плавно обтекала опоры. Арки моста собирали из камней трапециевидной формы. Поскольку вся конструкция была очень неустойчива до тех пор, пока на месте не будут установлены все замковые камни (самые крупные вверху), использовались сложные строительные леса . Там, где арки доходили до берегов, строилась стена или большие колонны, способные выдержать давление моста (в случае с мостом Святого Ангела это две 12-и метровые стены).

Вид на реку Тибр, мост Ангела и улицу Банко-ди-Санто-Спирито

Строительство моста к мавзолею Адриана должно было дорого обойтись императору, поскольку для него требовалось много квалифицированных рабочих из разных областей. Так, поскольку его строили без цемента, требовалось вырезать камни идеально точно, чтобы они подходили друг к другу как ключ и замочная скважина. Строительство лесов для арок было также непростой задачей. Кроме того, дорогими были сами материалы и их транспортировка до места.

Длина построенного моста составила 90 метров . Он состоит из пяти арок, диаметр которых равняется 9 метрам.

Вид на мост Ангелов с замка. Красным кружком обведён острый угол водозащитного барабана

Римский мост Святого ангела упоминается в «Аде » Данте – части «Божественной комедии», которую он писал с 1308 по 1320 годы. В нём описано два потока паломников, которые в 1300 году (в первый в истории Юбилейный год), шли по нему в Ватикан.

К раннему Средневековью (V – XI вв.) настоящее название моста было забыто и паломники, которые после разрушения моста Нерона (совр. ) вынуждены были идти по нему к базилике Святого Петра, стали называть его «мост Святого Петра». Современное название он получил благодаря легенде . Она гласит, что в VI веке, когда Рим вымирал от чумы, на вершине мавзолея Адриана появился Архангел Михаил с мечом в руках. Папа Григорий I объявил, что тот был предвестником скорого окончания эпидемии, после чего мавзолей был переименован в «замок Святого Ангела», а мост Элия, соответственно, в «мост Святого Ангела». Позже на крыше замка была установлена огромная статуя Архангела Михаила .

Вид на мост от замка

В 1450 году на этом мосту среди толпы паломников , стремящихся в Ватикан, возничий потерял контроль над лошадью, из-за чего началась паника, и люди продавили балюстраду. 172 человека упало с моста и утонуло. Впоследствии были разрушены несколько домов и римская триумфальная арка, которые перегораживали путь на мост.

С 1488 по 1534 годы на левой стороне моста выставляли на всеобщее обозрение тела людей, казнённых на соседней площади пьяцца-ди-Понте.

Вид на мост и на вход в замок Святого Ангела

В 1535 году на доходы, полученные в виде сбора за проезд по мосту, папа Климент VII заказал две статуи : скульптору Лоренцетто – апостола Петра, держащего книгу, на пьедестале которого было написано «Rione XIV», а скульптору Паоло Романо – апостола Павла, держащего сломанный меч и книгу, на пьедестале которого было написано «Borgo». Впоследствии Раффаэлло да Монтелупо (1505 – 1567) при папе Павле III (1534 – 1549) создал ещё четыре статуи евангелистов и патриархов, а также скульптуры Адама, Ноя, Авраама и Моисея. В 1669 году папа Климент IX распорядился заменить крошащиеся гипсовые статуи ангелов новыми. Работа была поручена скульптору Лоренцо Бернини (1598 – 1680), для которого она оказалась одной из последних. Согласно его проекту, все десять ангелов должны были держать орудия Страстей Христовых . Лично Бернини сделал только две скульптуры – ангела с надписью «I.N.R.I.» и ангела с терновым венцом. Они не были установлены на мосту, поскольку Климент IX забрал их в своё распоряжение (сейчас они находятся в ).

В конце XIX века, во время строительства набережной, два пролёта римского моста, соединявшие его с берегами, были разрушены и заменены новыми.

Вид на мост и на замок Ангела с противоположной стороны

Ангелы на мосту

На левом берегу, противоположном замку Святого Ангела, на входе на мост стоят статуи Петра (слева) и Павла (справа).

Апостол Павел

Статуя Апостола Павла (на мосту справа)

Апостол Пётр

Статуя Св. Петра (слева на мосту)

Ангел с колонной

Скульптор Антонио Раджи.
Подпись: «Tronus meus in columna» («престол мой во столпе облачне», книга Премудрости Иисуса 24:4).
Эпизод из Страстей: в римские времена пленников, в том числе Иисуса, бичевали, привязывая к невысоким колоннам.
Раджи работал с Бернини с 1647 года и стал одним из его лучших ассистентов. Он помогал ему и при строительстве фонтана Четырёх рек на пьяцца Навона, и при создании капеллы Киджи в базилике Санта-Мария-дель-Пополо, поэтому он очень хорошо понимал стиль Бернини. Однако в случае с этой скульптурой он не последовал указаниям своего учителя. Бернини нарисовал ангела, который с трудом держит колонну, поскольку он наступил на своё одеяние, спадающее с плеч и при этом стягивающее руки. Вероятно, он хотел показать, что ангел также связан своей одеждой, как Иисус был связан предательством своих же учеников. Однако ангел Раджи держит колонну с видимой лёгкостью, и его одежда свободно свисает с плеч. Выражение его лица исступлённое, волосы развиваются, а накидка выглядит так, как будто бы ангел стоит на сильном ветру. Облако, на которое он ступает, растрёпанное и вздымающееся.

Ангел с колонной

Ангел с колонной, вид с середины моста

Ангел с плетью

Скульптор Ладзаро Морелли.
Подпись: «In flagella paratus sum» («я готов на раны», Псалом 37:18).
Эпизод из Страстей: Понтий Пилат приказал высечь Иисуса перед распятием.
Широкие полоски кожи, из которых состоит плеть, складки одежды ангела, его волосы и даже сильно вздымающееся облако, на котором он стоит, всё закручено в движении, предполагающем удар. Крылья этого ангела с несколькими слоями перьев повёрнуты так, что одно видно со стороны Рима, а другое – со стороны замка. Кажется, что он с грустью созерцает плеть, но если встать под плетью, то видно, что он смотрит не на неё, а на стоящего человека. Этот ангел был сделан очень близким к тому, что нарисовал Бернини, поскольку он дал молодому скульптору маленькую глиняную модель в качестве образца. Морелли работал с ним над гробницей Александра VII в базилике Святого Петра.

Ангел с плетью

Ангел с розгами, вид с середины моста

Ангел с терновым венцом

Копия скульптуры Бернини создана Пьетро Паоло Нальдини.
Подпись: «In aerumna mea dum configitur spina» («шип крепится на меня», Псалом 31:4 Латинской Библии).
Эпизод из Страстей: римские солдаты надели на Иисуса терновый венец перед тем, как распять.
Этот ангел очень открыто выражает свои эмоции, свою страшную скорбь из-за страданий Христа. Венец является символом слепоты людей, которые не смогли распознать Спасителя.

Ангел с терновым венцом

Ангел с венцом, вид с середины моста

Ангел со Спасом (вуалью Вероники)

Скульптор Козимо Фанчелли.
Подпись: «Respice faciem Christi tui» («посмотри на лицо Христа твоего», Псалом 84:9, Дуэйская Библия).
Эпизод из Страстей: когда Иисус нёс крест, женщина по имени Вероника вытерла ему лицо куском ткани, и его образ остался на этой ткани.
Ангел держит Спас обеими руками, как бы демонстрируя его нам. Ткань выглядит очень мягкой, поскольку символизирует сострадание, которое было проявлено к Иисусу во время его Страстей. Ангел смотрит прямо на вуаль, привлекая к ней внимание и проявляя уважение к реликвии. Он стоит на очень плоском облаке; его крылья, видимые только со стороны Рима, состоят из нескольких довольно больших перьев. Фанчелли, также, как Раджи, работал с Бернини над фонтаном Четырёх рек на пьяцца Навона. В постаменте, на котором стоит этот ангел, видна выбоина – это след от пушечного ядра , которое было выпущено в 1870 году во время сражений за присоединения Рима к Италии. Это ядро толкнуло статую в Тибр, но она был найдена, отреставрирована и установлена на своё место.

Ангел со Спасом

Ангел со Спасом, вид с середины моста

Ангел с одеждой и игральными костями

Скульптор Пьетро Паоло Нальдини.
Подпись: «Super vestimentum meum miserunt sortem» («и об одежде моей бросают жребий», Псалом 21:19).
Эпизод из Страстей: римские солдаты забрали одежду Иисуса и разыграли её между собой в кости.
Ангел смотри вдаль, как бы показывая, что всё потеряно, и он не может даже осознать, что люди были способны на такое. Игральные кости лежат в складке одежды, которую он держит обеими руками. Мастерство Нальдини хорошо видно по реалистичности левой ноги ангела, закрытой накидкой.

Ангел с игральными костями

Ангел с игральными костями, вид с середины моста

Ангел с гвоздями

Скульптор Джироламо Лученти.
Подпись: «Aspicient ad me quem confixerunt» («и они воззрят на Него, Которого пронзили», книга пророка Захарии 12:10).
Эпизод из Страстей: Иисус был прибит гвоздями к кресту.
Этот ангел уникален тем, что его тело выглядит непропорционально большим по сравнению с головой, а выражение лица не похоже ни на одного другого ангела на мосту. Правой рукой он демонстрирует один гвоздь, тогда как ещё два зажаты в его левой руке. Облако, на котором он стоит, выглядит как камень.

Ангел с гвоздями

Ангел с гвоздями, вид с середины моста

Ангел с крестом

Скульптор Эрколе Феррата.
Подпись: «Cuius principatus super humerum eius» («владычество на раменах Его», книга пророка Исайи 9:6).
Эпизод из Страстей: Иисус был распят на кресте.
Эта скульптура сделана хуже остальных, потому что она скорее двухмерная, как рельеф, а не трёхмерная. Крест на плечах Иисуса символически связан с его царством. Феррата работал с Барнини и Риджи над капеллой Киджи церкви Санта-Мари-дель-Пополо. Он довольно точно следовал рисунку Бернини, хотя и сделал крест намного меньше того, каким он должен был быть.

Ангел с крестом

Вид на ангела сбоку

Ангел с надписью «I.N.R.I.»

Копия скульптуры Бернини была сделана Джулио Картари.
Подпись: «Regnavit a ligno deus» («Господь воцарился с дерева»).
Эпизод из Страстей: табличка с такой надписью была прибита к кресту над головой Иисуса.
I.N.R.I. это аббревиатура от латинского «Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский). Лицо этого ангела выглядит очень похожим на лицо Святой Терезы из капеллы Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа.

Скульптура «Экстаз Святой Терезы» в капелле Корнаро

Ангел с надписью inri

Вид на ангела со стороны замка

Статуя ангела, вид с середины моста

Ангел работы Бернини в церкови Сант-Андреа-делла-Фратте

Ангел с губкой

Скульптор Антонио Джоргетти.
Подпись: «Potaverunt me aceto» («пытались напоить меня уксусом», Псалом 69:21).
Эпизод из Страстей: перед смертью Иисуса один из солдат надел губку, смоченную в «кислом вине», на палку и держал у его рта.
Ангел стоит на вздымающемся облаке; глубокие складки его одежды и перья крыльев прекрасно вырезаны. Он аккуратно держит копьё и внимательно смотрит на надетую на него губку. Джоргетти очень точно отобразил позу и одежду, нарисованные Бернини.

Ангел с губкой


Ангел с копьём

Скульптор Доменико Гвиди.
Подпись: «Vulnerasti cor meum» («Пленила ты сердце мое», книга Песни Песней Соломона 4:9).
Эпизод из Страстей: после смерти Иисуса, перед тем, как снять его с креста, один из солдат пронзил его сердце копьём.
Ангел держит копьё приподнятым, как бы имитируя движение, которое произвёл солдат, и при этом с грустью смотрит за него – на того, на кого оно было направлено. Складки одежды ангела и зачёсанные назад волосы акцентируют внимание смотрящего на угол наклона копья. Эта скульптура должна была напоминать паломникам о страдании, которое причинили Иисусу людские грехи.

Ангел с копьём

Статуя на фоне замка Святого Ангела

В соответствии с каноном, все ангелы стоят на мраморных облаках разного размера.

Достопримечательности поблизости: замок Святого Ангела, церковь Санти-Челосо-э-Джулиано (16 в.), фонтан Тор-ди-Нона (1925), церковь Сан-Сальваторе-ин-Лауро (16 в.), церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини (1734), церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина (1566)

Полезная информация о мосте Святого Ангела в Риме

Где находится:
Перед замком Святого Ангела

Как добраться:
Ближайшие станции метро – Оттавиано (Ottaviano, линия А) и Лепанто (Lepanto, линия А).

Автобус 280 до остановки Lungotevere Tor Di Nona- Rondinella.
Автобуса 34, 40, 46, 62, 64, 190F, 916, 916F, 982, N5, N15 или N20 до остановки Corso Vittorio Emanuele- Ponte Vittorio.
Автобус 40 до остановки Borgo Sant’Angelo.

Остановка туристического автобуса Vaticano.

Мост Святого Ангела в Риме (Италия) имеет очень давнюю историю. Сегодня же туристов привлекают шедевральные статуи десяти ангелов, изображающих Страсти Христовы. В разные годы мост, имеющий сакральное значение, вел к усыпальнице римского императора, темнице, в которой заключали неугодных католическому духовенству, папской резиденции, сокровищнице. В настоящее время в замке Ангелов расположен музей.

Римские мосты через реку Тибр

Римская цивилизация была основана в восьмом веке до нашей эры на восточном берегу Тибра. По реке переправляли товары, в ней искали пропитание, она служила пограничной линией между воюющими латинами и этрусками. Первые переправы находились в той части течения, где было относительно спокойно, то есть ниже, чем остров Тиберина. Здесь же построили свайный мост из дерева без использования железа и гвоздей. Приблизительно на этом месте сейчас стоит мост Субличио. Первый мост был возведен в период правления четвертого древнеримского царя Анка Марция. По разным причинам Субличио в Риме неоднократно разрушался, но раз за разом его восстанавливали.

Первые мосты через Тибр возводили так, чтобы сооружения можно было легко разрушить или поджечь при приближении противника. Ведь переправиться через быструю реку было довольно сложно. Первый каменный мост на сваях из дерева построили здесь в 179 году до нашей эры, а в 142 году деревянные сваи заменили на каменные арки. В 109 году был построен Мульвиев мост, через который в столицу въезжали многие победители крупных войн и завоеватели, среди которых Гай Юлий Цезарь и Карл I Великий. Вообще, в Риме было четыре типа мостов: частные - для повозок и людей, проходящих через город по пути следования куда-то в другое место, поддерживающие акведуки и общественные. Мост Ангела в Риме, Италия, относится как раз к последнему типу.

Строительство архитектурной достопримечательности

Мост Ангелов в Риме начинает свою историю со времен римского императора Элия Адриана, который был не чужд любви к самому себе (как и все римские правители). Имея достаточно ресурсов, он выражал свой нарциссизм путем сооружения величественных строений, одним из которых стал мавзолей, возведенный на берегу Тибра по его приказу. Чтобы восхищенные подданные могли поклоняться богоподобному царю, был построен мост, ведущий к мавзолею Адриана (сейчас это замок Святого Ангела) от Марсова поля. Окончание строительства датируется 134 годом.

Особенности конструкции и материалы

Основной строительный материал, который использовался при возведении моста Ангела (на фото выше видна часть сооружения), - травертин с внешней стороны и туф с внутренней. Плотный известняк был более долговечным и менее пористым, чем туф. Полностью построить мост из травертина не удалось, потому что этот материал дороже и тяжелее. Работы значительно затянулись бы, да и средств потребовалось бы намного больше.

Никаких свидетельств о том, как именно строили мост Ангела в Италии времен Элия Адриана, не сохранилось. Очевидно, что рабочие использовали стандартные методы строительства каменных мостов, применявшиеся во втором веке. Там, где планировалась установка опор, делали кольца из жердей, обмазанных глиной. Это кессоны для подводных работ. После в дне реки делали углубления для фундаментов. Обычно копали, пока не доходили до определенного слоя почвы, а когда это было невозможно по какой-то причине, просто вбивали деревянные жерди. Деревянные основания могут быть неожиданно надежными и достаточно долговечными, потому что без кислорода патогенные бактерии не способны выживать и размножаться.

Ромбовидные водозащитные барабаны, угол которых направлен против течения, устанавливались, чтобы уменьшить его разрушительную силу. Вода более плавно обтекала опоры сооружения. Арки собирали из камня трапециевидной формы. Вся конструкция была очень неустойчива до того момента, пока не были установлены все камни (верхние, то есть самые крупные), поэтому весь период строительства активно использовались сложные леса. В тех местах, где арки доходили до берегов, строились целые стены или большие колонны, способные выдержать такое значительное давление. В данном случае это были две 12-метровые стены.

Стоимость постройки и монументальность моста

Строительство дорого обошлось императору, потому что требовалось много квалифицированных рабочих. Мост Святого Ангела (Италия) строили без цемента, так что камни нужно было обточить так, чтобы они идеально подходили друг к другу. Непростой задачей было и строительство лесов. Сами материалы и их подвозка к месту возведения памятника были очень дорогостоящими. Когда строительство было окончено, длина моста составила 90 метров. Мост Ангелов состоит из пяти арок диаметром в девять метров.

Дальнейшая история памятника

Мост Святого Ангела в Риме, Италия, упоминался в части "Ад" "Божественной комедии" Данте, которая была написана в период с 1308 по 1320 годы. Описываются два нескончаемых потока паломников, которые шли по мосту в первый Юбилейный год (1300 год) в истории в святой город - Ватикан. К раннему Средневековью настоящее название моста - Элия - было забыто. Паломники, которые после обрушения моста Виктора Эммануила II (тогда он назывался мостом Нерона) шли по этому сооружению к базилике Святого Петра, начали называть его мостом Святого Петра.

В середине 15 века, когда в толпе паломников, стремившихся в Ватикан, возничий потерял контроль над лошадью, началась паника. Люди продавили балюстраду. Почти 200 человек упало с моста и утонуло. В результате последовавших за этим беспорядков несколько домов были разрушены, пострадала и арка, которая перегораживала путь к мосту. Во второй половине того же столетия по левой стороне моста на обозрение горожан выставляли тела тех, кто был казнен на соседней площади.

изображающих Страсти Христовы

Мост Святого Ангела в Риме обзавелся первыми двумя статуями в 1535 году. Скульптуры заказал папа Климент VII. Скульптор Лоренцетто получил заказ на статую апостола Петра, держащего в руках книгу, Паоло Романо - апостола Петра, держащего книгу и сломанный меч. При папе Павле III Раффаэлло да Монтелупо создал еще четыре статуи, а также скульптуры Авраама, Адама, Ноя и Моисея. В 1669 году по распоряжению папы Климента IX крошащиеся скульптуры из гипса заменили новыми. Эта работа была поручена для которого она оказалась одной из последних. По его проекту, все десять скульптур должны были держать орудия Страстей Христовых. Скульптор успел сделать только две статуи, которые Климент IX забрал в свою личную коллекцию.

Сакральное значение достопримечательности

Неоднократно упоминалось, что по мосту Святого Ангела в Риме верующие пересекали Тибр на пути к главной католической достопримечательности, а именно - базилике Святого Петра. Перейти реку по этому мосту означало направиться из мирского города в Святой город. Этот отрезок пути имел для верующих символическое значение очищения, приближающего грешника к божественному миру. Мост Святого Ангела символизирует общение человека с Богом. Так, неудивительно, что достопримечательность украшают статуи ангелов, которые являются посредниками между земным и небесным мирами. Не случайны статуи Петра и Павла, которые встречают путников. Они обозначают начало искупления.

Десять статуй ангелов

Мост Ангелов украшают десять фигуры которых представляют собой Страсти Христовы. Лица кажутся то удерживающими рыдания из сострадания к Спасителю, то умиротворенными верой в воскресение. Скульптору Бернини принадлежит ангел, в чьих руках находится терновый венец, и тот, который держит табличку с надписью Inri. Работу над другими скульптурами мастер доверил своим единомышленникам. В 1670 году работы самого Бернини по причине их высокой художественной ценности были заменены копиями. Подлинники украшают церковь Сан-Андреа-делле-Фратте.

Первый ангел приподнимает колонну, к которой привязывали Христа во время допроса Понтия Пилата. Эта скульптура создана Антонио Раджи. Раота авторства Ладзаро Морелли грустно смотрит на кнуты, которые напоминают о ранах Спасителя. Ангел, созданный Паоло Нальдини, держит венец из терна как символ людской жизни. Лик Христа, отпечатавшийся кровью на плате Вероники, рассматривает ангел, выполненный Козимо Фанчелли. Скульптура, высеченная Паоло Нальдини, держит игральные кости на одеянии Христа.

Скульптура Джироламо Лученти показывает гвозди, которыми были пронзены руки и ступни Спасителя. Следующий ангел держит крест - символ веры в Христа и распятия. Эта скульптура создана Эрколе Феррата. Табличку с надписью Inri держит следующий ангел. Скуптура, выполненная Антонио Джоржетти, смотрит на губку, прикрепленную к концу трости. Последнего ангела высек из камня Доменико Джули. Ангел обращает взгляд на острие копья, чтобы напомнить об ударе, который пронзил грудь Спасителя.

Современный облик моста

Мост Ангелов в Риме неоднократно перестраивали и добавляли новые детали. Нескольким масштабным модернизациям памятник подвергся во времена Ренессанса. В 1450 году снесли триумфальную арку, вместо которой поставили фигуры апостолов Петра и Павла. В 1669 году мост украсили фигурами ангелов, посмотреть на которые сегодня съезжаются толпы туристов со всего мира. Эту скульптурную группу местные жители остроумно прозвали маньяками на ветру, потому что ангелы держат в руках предметы казни и поношения Христа. Мост Святого Ангела является пешеходной зоной, так что ничего не помешает туристам неспешно прогуляться по нему и рассмотреть все шедевральные фигуры.

Замок (мавзолей, тюрьма и музей) в Риме

Мост Святого Ангела ведет к замку на другом берегу реки. Последнее пристанище римского императора, резиденция понтификов, которая успела побывать фортом и темницей, в итоге получила статус музея и сокровищницы. Усыпальница Адриана к 14 столетию стала резиденцией римских пап, а Николай III соединил замок с базиликой. В ходе вторжения Карла V защиту в стенах замка нашел папа Климент VII. В замке был заключен монах-доминиканец Джордано Бруно. В 1901 году замок Святого Ангела был объявлен музеем. Сегодня это место желают посетить сони туристов. Осмотреть достопримечательность можно прогулявшись по мосту Святого Ангела.

Как добраться до достопримечательности

Чтобы найти мост Святого Ангела, стоит ориентироваться на замок, расположенный на востоке от площади Петра. Пешая прогулка от одной достопримечательности до другой займет максимум пять минут. К подножию замка подвезет городской рейсовый автобус № 271 или № 6. Выходить нужно на остановке Piazza Pia. Ближайшая станция метро называется Ottaviano-San-Pitro (это линия А). Мост открыт круглосуточно, плата за проход не требуется.

Несколько интересных фактов

Мост несколько раз менял название. Свое современное наименование мост Святого Ангела получил только благодаря распространенной легенде о том, как в шестом веке Рим просто вымирал от чумы. Считается, что тогда на вершине мавзолея по ту сторону реки появился архангел Михаил с мечом в руках. Папа Григорий I расценил это, как знак скорого окончания беды. После этого события сооружение, оставшееся со времен Древнего Рима, было переименовано в замок Святого Ангела, а ведущий к нему мост - в мост Святого Ангела соответственно. Позже на крыше мавзолея установили огромную статую спасителя архангела Михаила.

Знаменитые узники замка, к которому ведет мост

С 14 века замок, к которому ведет мост Ангелов в Риме (фото в статье), бывший мавзолей римского императора, служил тюрьмой для особых преступников. В разные годы узниками замка были Джованни Батиста Орсини, Бенвенуто Челлини, Беатриче Ченчи, Джузеппе Бальзамо и другие.

Кардинал, принадлежавший к одной из самых состоятельных римских семей, Джованни Батиста Орсини был обвинен в тайном заговоре против папы и попытке отправления. Семья пыталась выкупить заключенного, но папа Александр VI отравил узника (хотя принял в дар огромную жемчужину).

Скульптор и ювелир, участвовавший в осаде крепости в 1527 году, Бенвенуто Челлини был обвинен в воровстве. Челлини досконально знал расположение коридоров и помещений замка, что позволило ему совершить побег. Кстати, это единственный побег за всю историю замка.

Молодая Беатриче Ченчи стала жертвой интриг. Обвиненная в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего девушку, была казнена в 1599 году. Папа отказался смягчить приговор. Считается, что отказ был вызван тем, что после смерти прямой наследницы все огромное состояние семьи перешло в пользу Святого престола.

Граф Калиостро (он же известен под именем Джузеппе Бальзамо) был арестован в 1789 году. Это известный авантюрист и мошенник. Против него были выдвинуты тяжкие обвинения, а именно - масонство и богохульство. Смертную казнь, однако, заменили помилованием. Джузеппе Бальзамо был заключен в тосканской провинции Эмилья-Романия, где провел остаток своих дней.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх