Развенчивая мифы: горячий напиток викингов. Пиры и увеселения викингов

Скандинавы, как и другие народы древности, довольно часто проводили «свободное» время в пирах и празднествах.

Пиры устраивались во время весенних и зимних праздников, в дни жертвоприношений, после возвращения из морских походов и когда рождался ребенок или справлялась свадьба.

Иногда в округе устраивался пир «в складчину», то есть хозяева усадеб «складывались» яствами и напитками и сходились в назначенное время попить и повеселиться. «Для мужчин веселье, - говорится в одной саге, - когда они пируют большим обществом». Кроме того, хозяева усадеб и знатные люди давали пиры, когда конунг объезжал страну.

Во времена викингов общие собрания, или пиры, назывались просто «пиво», по основному напитку, употребляемому на них.

Но когда мы обнаруживаем в новых христианских законах запись о том, что под угрозой большого штрафа хозяева каждой большой усадьбы обязаны собрать гостей на пир не менее трех раз в год, нам становится понятно, что закон этот ставит своей целью вовсе не сохранение языческих обычаев.

Совершенно очевидно, что пиры нужны были людям для общения, часто общения религиозного. Пиво же (или мед) в эпоху викингов было естественной частью религии. Мед являлся даже не «украшением» обрядов и не средством утоления жажды, а предметом самого настоящего культа.

Во всех религиях жертвоприношения еды и питья являются неотъемлемой частью культового ритуала. И совершенно естественно, что в «примитивных» религиях жертвоприношениям уделялось больше внимания, чем в поздние времена.
На стол подавали самые лучшие кушанья, какие были в доме: мясо, рыбу, хорошее крепкое пиво.

На длинном столе, возле которого стояли лавки, водружали блюда с едой; на другом, поменьше, ставили рога и кубки с медом и пивом. Все было выметено, вычищено; зал празднично убран.

На «высоком» месте у южной стены дома сидел сам хозяин; напротив него - самый знатный гость. Гости садились по достоинству и значению: чем ближе к хозяину, тем почетнее. У южной стены места были почетнее, чем у северной. В отдельном помещении или в стороне от «мужского» стола сидели женщины. Самая знатная располагалась в середине; прочие по сторонам ее и так же по достоинству: чем большее значение имел в обществе муж, тем лучшее место отводилось жене. Порядок рассаживания соблюдался строго, и из-за мест за столом выходили между гостями даже громкие споры, кончавшиеся смертельной враждой.

Однако случалось, что женщины и мужчины садились попарно и даже пили из одного кубка. Такой обычай был у «мирных» северян, викинги же никогда не ели вместе с женщинами.

В усадьбах конунгов и ярлов, а также богатых людей дружинники и работники делились на так называемые «столовые команды», когда за определенным столом сидела определенная группа людей.

На свадьбах почетное место во главе стола занимала невеста, другое, также почетное, - тесть, третье - жених, каждого окружали близкие родственники.
Принимать и угощать гостей должны были особые люди. Вокруг стола ходили слуги с наполненными водой чашами и полотенцами в руках, чтобы гости в любой момент могли вымыть руки и умыться: в те времена еще не было вилок и ели руками. Кубки (рога) обыкновенно наливали и подносили женщины, напоминая валькирий, угощающих павших воинов в Вальгалле.

Обычно перед каждым человеком ставили его порцию, но часто блюдо подавалось на всех. То же самое происходило и с напитками.

Иногда в палаты мед приносился в больших чанах, откуда пирующие сами могли зачерпывать его.

Обычаев было много. Прежде всего, существовало питье в одиночку. Гость в этом случае пил из только ему одному предназначенного кубка или рога. Из кубка могли пить двое - двое мужчин или мужчина с женщиной. Это называлось питьем вдвоем. Была еще круговая, когда чаша обходила по кругу весь стол. Викинги всегда садились за отдельный стол и пили только все вместе из одной чаши. Нарушитель правил поведения на пиру выпивал кубок наказания или рог опоздавшего.

Хозяева в качестве шутки не брезговали подстроить так, что гости опаздывали, и тогда, на потеху собравшимся, им приходилось пить «рог опоздавшего».

Дружинники Харальда Прекрасноволосого, любившие повеселиться, один раз подкупили звонаря, и тот позвонил на службу раньше обычного времени. В результате многие в церковь опоздали, и вечером им поднесли «рога опоздавших».
Пили на всех больших «сборищах» и пирах. Играть свадьбу, собирать поминки на древнескандинавском языке называлось «пить свадьбу», «пить поминки».
На подобных сборищах германцев потреблялось невиданное количество пива. Тацит пишет, что у германских народов не считается зазорным пить день и ночь напролет. Довольно часто пиры заканчивались перебранками, и в ход шло оружие. Даже такие серьезные дела, как покупка и продажа усадьбы, помолвка и обсуждение приданого, выбор конунга и выплата виры, всегда обсуждались за пиршественным столом. Напитки развязывали людям языки, по образному выражению Тацита, и именно поэтому на пирах говорилась правда в лицо - вне зависимости от общественного положения говорящего.

К слову сказать, именно Тацит писал о том, что германцы теряют разум, когда пьют, и обретают его, когда трезвеют. Для примерного римлянина подобное «злоупотребление» пивом должно было выглядеть весьма отталкивающе. И поэтому его вовсе не удивляло, что в конце пира в споре побеждал тот, кто лучше владел оружием. А германцам пива всегда было мало.

Неутолимая жажда викингов хорошо известна и другим историкам. Осенью норманны неизменно устремлялись в страны, где рос виноград, и подгадывали всегда так, что время их нападения приходилось на праздник сбора урожая, сопровождавшийся обильным возлиянием. Виноградари уже знали об этом и стремились спрятать вино подальше от ненасытных викингов.

Когда в 865 году норманны захватили земли по берегам Сены, они специально отрядили дружину в 200 воинов за вином в Париж. Но ничего не смогли найти и там.
В 869 году герцог Бретани заключил мирный договор с викингами на Луаре. По этому договору за ним признавалось право собирать виноград в своих землях в Анжу, но при этом его подданные должны были платить дань скандинавам в натуральном виде - вином, чтобы норманны оставили их земли в покое.

В норвежских письменных документах вино фигурирует неоднократно. В воображении жителей средневекового Севера даже возникла некая Виноградная страна, где рос дикий виноград. Страну так и назвали - Страна винограда, или Страна вина. Многообещающее название заманило в эту таинственную землю не один десяток искателей приключений, но все они были горько разочарованы.
Торхалл, отправившийся в одно из таких путешествий в Винланд, даже сложил следующую вису:

Хёвдинг обещал мне
Море вина в той стране,
Но земля та была неприветлива,
И на берегах ее возникли
Тора воители злые.
И стыжусь я признаться -
Ни капли вина
Не попало мне в горло.

В дар северным конунгам властители других земель часто посылали вино. Они знали, что подобное подношение будет с радостью принято.

О «пьянстве» северян во времена саг сохранились противоречивые мнения. Например, Адам Бремен-ский писал, что норвежцы «знают меру в еде и питье». А датские пилигримы, посетившие в 1191 году некоторые норвежские города, утверждали, что «в городе Тунсберге необыкновенно гостеприимные и добрые жители… которые ничего не жалеют для своих гостей, но излишняя их приверженность к питью мешает беседе и часто приятный вечер заканчивается кровопролитием…». О жизни же в самом городе датчане отзывались следующим образом: «…на улицах никогда нельзя быть уверенным в собственной безопасности, ибо в любой момент даже самые добропорядочные горожане под воздействием пива готовы схватиться за оружие и пролить кровь своих сограждан… Незнающее удержу пьянство приводит к тому, что даже хозяева и гости, знакомые и незнакомые люди вступают в битву, часто заканчивающуюся смертоубийством. Причем часто жертвами их оказываются ни в чем неповинные люди…» Эти весьма мрачные описания городов сделаны, вне всякого сомнения, во времена уличных сражений в Бергене между командами кораблей и бергенцами.
В древние времена люди прекрасно отдавали себе отчет, насколько опасно злоупотребление пивом и медом. Достаточно вспомнить строфы из «Речей Высокого», одной из песен «Старшей Эдды»:

Лучший запас в дорогу для странника -
Смысла запас и ума.
А всех хуже тот делает, кто, до ухода
Пива напившись, пустится в путь.
Пользы для смертных от пенного пива
Меньше, чем многие мнят.
Чем больше ты выпьешь, тем меньше ты можешь
Собственным духом владеть.
Птица забвенья парит над пирами:
Разум у пьющего крадет она.
Перья той птицы меня осеняли,
Когда я у Гэннлод сидел.
Был опьянен, отуманен был хмелем
В доме у мудрого Фййлара я.
Всех тот счастливей, кто с ясным рассудком
С пира прибудет к себе. [

Один в «Речах Высокого» выступает мудрым советчиком: пей мед, но знай меру, будь осторожен, но не трусь, будь мудр, но не умничай.

Заботливый отец в «Королевском зерцале» дает приблизительно те же самые советы сыну: «Избегай неумеренного пьянства, драк… игры и посещения шлюх… Где бы ты ни был, не напивайся допьяна, ибо может случиться, что призовут тебя в этот миг свидетельствовать в суде. И можешь ты в это время оказаться замешан в грязные дела, а выбраться из этого положения не сможешь, ибо рассудок твой окажется замутнен».
Речь конунга Сверрира (ум. 1202) к жителям Бергена с призывом ограничить пьянство также очень известна, особенно в части, касающейся заморских напитков.

Хотя справедливости ради заметим, что подобное злоупотребление питием и неумеренность в еде были в те времена типичны не только для Севера. Письменные источники говорят то же самое о положении дел в Англии и Франции: до нас дошли многочисленные свидетельства о злоупотреблениях пивом и вином в обществе и пламенные речи королей с призывами прекратить пьянство и обжорство.

Речь конунга Сверрира ни в коей мере нельзя считать показателем того, что в Норвегии больше пьянствовали или что король был более «сознателен», чем в других странах. Это была речь короля Божьей милостью, а не только по праву рождения, правителя нового - христианского - времени, который стремился навести порядок в раздробленной и раздираемой на части претендентами на престол стране. Это была речь политика, который думал о будущем всей страны больше, чем о собственном величии или славе. Эта была речь политика, которого собственная жизнь волновала меньше, чем судьба и вопрос существования государства.

Но не таков был его противник - Магнус Эрлингсон, основной жизненный принцип которого выражал девиз «Стать конунгом во что бы то ни стало». Он хотел быть королем по старым законам, хотел распоряжаться по собственному усмотрению судьбами других людей, хотел сидеть во главе стола и получать по первому желанию все блага жизни.
Конунг Сверрир утверждал, что из семи смертных грехов самый ужасный - невоздержанность в еде и питье. Поэтому не следует позволять себе лишнее на пирах, ибо «пьянство служит причиной ссор и разлада с друзьями, туманит рассудок и портит здоровье, и - что не менее важно для христианина - человек легко совершит смертный грех, когда будет не в состоянии контролировать свои поступки…».

По предложению епископа Эйнстейна и с согласия ярлов и хёвдингов был принят закон, по которому «надлежало являться на тинг в трезвом состоянии и поститься во все время тинга. Кто же нарушит этот закон и будет уделять еде и питью более внимания, чем происходящему на тинге, дело того в этом году разбираться не будет… Кроме того, на тинг запрещается привозить пиво, как для собственных нужд, так и для продажи». Если же пиво все-таки будет привезено на тинг, то выливать его не следует, а следует разделить между всеми собравшимися.

В XIII веке король также решил ограничить употребление пива, особенно на свадьбах и поминках. «Те поминки, - говорится в законе, - что устраиваются по стране, совершаются более для услаждения живых, чем для поминовения душ усопших»…
Но подобные законы почти не имели влияния на граждан, ибо по всей Норвегии на свадьбах и поминках присутствовали страждущие, чью жажду было вовсе не просто утолить, и пиво на таких собраниях лилось рекой по-прежнему. Продолжали пить и в тавернах, и на королевском дворе, в городах и на хуторах. Пили и церковники. Когда в монастыри приезжали посланцы от епископа, то в отчетах их регулярно появлялись записи о злоупотреблениях и непомерном аппетите настоятеля и братии…

В сагах неоднократно подчеркивается, что одним из великих искусств во времена викингов было умение пить. В знаменитой древнеисландской «Саге об Эгиле» говорится, что Эгиль был первым во всем - в том числе и на пиру. О слепом короле Рёреке сообщается, что он мог на пиру перепить любого и спаивал всех, кто сидел подле него, но, добавляется затем, сам обычно пил мало. В «Саге об Олаве Тихом» из «Круга Земного» конунг Олав назван «мужем рослым и статным. Все говорят, что не было мужа более красивого или видного, чем он. У него были красивые и золотистые, как шелк, волосы, пышущее здоровьем тело, очень красивые глаза и соразмерное сложение. Он был обычно немногословен и не любил говорить на тингах, но был не прочь попировать и за пивом был разговорчив и приветлив».

Одним из признаков помешательства конунга в древнеисландской «Саге о Сигурде» считается его поведение во время употребления пива: «Говорится, что конунг Сигурд бывал неразговорчив, когда пил пиво, и тяжкая нападала на него немочь. Не слушал он, что говорят ему люди… И не было решения в делах, с которыми к нему обращались, когда держал он в руках рог с пивом». Когда посещал он свои усадьбы, то рано отправлялся в постель, в то время как сын его Магнус продолжал долго сидеть за пиршественным столом.

Ярл Эрлинг из «Саги о Сверрире» более интересовался содержимым рога с пивом, чем делами собственной дружины. Сын его тоже любил пиво и мед, а вот сам конунг Сверрир был человеком непьющим.

О воинах Магнуса, что вышли против него в сражении при Илувеллире, конунг Сверрир сказал в речи к своему войску: «Вам надо испытать свои мечи, вспарывая наполненные медом брюха людей из Вика. У нас очень хорошее войско, и нам есть за что сражаться. А их превосходство им не пригодится. Большинство их людей больше годятся в дружки на свадьбе, чем в дружинники, и больше привыкли к пьянству, чем к войне».

Инги сын Барда прослыл «спокойным и уравновешенным человеком, был он незаносчив и доброжелателен, особенно со своими людьми. Он… не любил больших сборищ и потому не пил пива и меда, что было не по нраву многим из его воинов, которым хотелось бывать на пирах, где говорились громкие слова и лилось пиво».

Совершенно другим человеком представляется ярл Кнут, умерший в 1261 году, вскоре после свадьбы Магнуса сына Хакона: «Он был величественным и приятным на вид, добрым и щедрым, высокого роста, но слишком любил пить, и именно пиво стало причиной его болезни». Ярл Кнут - единственный человек, о котором в сагах говорится, что он умер из-за неумеренного питья.

Во времена викингов самым обычным делом было просиживать за пиршественным столом ночь напролет. Лишь в XIII веке, после христианизации Норвегии, излишняя любовь к пиву и меду стала порицаться. В законах появляются наказания, которым подвергаются пьяницы, но пиры по-прежнему устраиваются по всей стране.

У древних скандинавов также существовала поговорка: «Если входит пиво, уходит рассудок», а в одной саге говорится: «Часто человек в пьяном виде говорит много безумного, чего никак не исполнить ему, когда протрезвеет».

Заботливое угощение гостей составляло требование древнего гостеприимства. Еда и питье за столом всегда посвящались какому-то богу перед началом трапезы - например Одину, Тору или Фрейру, а после принятия христианства - Иисусу Христу, Деве Марии или святому Олаву. Это подтверждает и тот факт, что во времена саг большие пиры были приурочены именно к религиозным празднествам.

Но, как бы много пива ни потреблялось в Норвегии эпохи викингов, совершенно неверно утверждение, что в те времена пенистый напиток в усадьбах был обычным и привычным питьем на каждый день.

Саги почти ничего не сообщают нам о «простой» жизни. Речь в них идет прежде всего о знатных и родовитых людях, о пирах и празднествах, об особенно важных событиях и битвах. Рассказчики саг считают своим долгом подчеркнуть необыкновенный размах пира или важность происходящего.

События каждого дня были известны всем, и упоминать о них не имело смысла. И если внимательно вчитаться в саги, то легко можно прийти к выводу, что у простых людей в повседневной жизни не было привычки пить крепкие напитки. Да и в богатых усадьбах пиво пили тоже не каждый день. В одной из песен «Старшей Эдды» (не входящей в основной корпус), «Песне о Риге», говорится следующее:

Дальше шел Риг по дороге широкой.
Прибыл к хоромам с дверями на полдень
Незапертыми; кольцо было в двери.
В дом он вошел; пол соломой был застлан.
Рядом сидели там Мать и Отец,
Ласково в очи друг другу смотрели.
Муж тетиву себе прочную вил,
Стрелы точил, лук резьбой украшал.
Мать улыбалась, любуясь собою,
Платье свое, рукава оправляла,
Пояс, повязку, - с монистой на шее,
В длинной одежде с узорами синими.
(Брови блестящее, груди светлее,
Шея белее холодного снега.)
Странник хозяев учил уму-разуму,
Риг в середине жилища сидел,
Слева и справа уселись супруги.
Скатерть с разводами вынула Мать,
Стол она тонкою тканью накрыла.
После блинов принесла она плоских -
Белых, пшеничных, на стол их поставила.
Полные были блюда еще поданы,
Посеребренные, - стол весь заставлен -
Мясом и салом, и птицею жареной;
Чаши с вином серебром все горели.
Пили; болтали; час поздний настал.

Таковы были правила приличия, и именно такие блюда подавали на стол: у богатых потчевали гостя птицей, салом и вином, а в бедных домах приходилось довольствоваться мясом и пивом.

Во времена Харальда Прекрасноволосого вошло в обычай потчевать медом, и даже сам конунг в одной из вис жалуется на излишнее пристрастие своих дружинников к этому напитку. В саге говорится, что, когда люди были созваны на пир и был наварен мед, конунг сказал про себя:

Столпились здесь ратники, Старики седые, До меда охотники, Куда вас так много?

Даже при дворе Сигурда Свиньи не было в обычае подавать хмельные напитки каждый день. Когда Олав Харальдссон вернулся с дружиной домой из викингского похода, конунг Сигурд кормил их «через день рыбой и молоком, а через день - мясом и пивом».
И когда англы рассказывали своему епископу Уильяму, что в Норвегии никому не получить иного напитка, кроме как смешанного с водой пива, они были ближе к истине, чем скальд, что сочинил вису о «полной вина чаше» и «струях пенного пива, что ласково горло щекочут».

Несомненно, что в Средние века пиво играло более важную роль, чем в наши дни, но вряд ли его значение было столь велико, как мы это иногда себе представляем.
Ордерик Виталис писал, что жители Норвегии «в изобилии обеспечены рыбой, дикой птицей и мясом всевозможных диких зверей». Ни о какой излишней приверженности к питью и еде он не упоминает. Наоборот, по его словам, норвежцы «преисполнены уважения к святой христианской вере и внимательно относятся к своим христианским обязанностям».

Квирини пишет, что на острове Рёст жители едят в основном рыбу, которую готовят с маслом и разными специями и которая очень вкусна. Иногда они потребляют в пищу говядину и пьют молоко. Много употребляют кислого молока, что итальянцам, впрочем, вовсе не пришлось по вкусу. Изредка пьют пиво. Среди яств, которые подавались гостям на прощальном обеде, пиво не упоминается, однако говорится, что по прибытии их на остров пиво было предложено итальянцам священником, «немецким монахом».
Во время поездки по Норвегии Квирини и его спутникам приходилось бывать во многих усадьбах, «получше и похуже», и там им давали хлеб, молоко, масло, сыр и громадное количество кислого молока. Изредка доводилось им жить в лучших условиях - migliore allo-giamento, - где им подавались в избытке пиво, мясо и прочее, чего им хотелось.
Немец Бёхайм в своих путевых заметках 1450 года говорит об условиях жизни приблизительно то же самое.

Из письменных свидетельств более позднего времени мы узнаём много интересного об употреблении пива - вряд ли эти обычаи могли особенно измениться со времен викингов.

В те времена пиво варили прежде всего для каких-то важных и праздничных событий: на Рождество, свадьбы и рождения детей, поминки, праздник середины лета. В таких случаях варилось очень много пива, и пили гости и хозяева без всякой меры.
Варка пива - как и другие важные события человеческой жизни - происходила по определенным канонам, была своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от драгоценного напитка. Есть и другие причины тому, с нашей точки зрения, «злоупотреблению» пивом, которое наблюдалось в Средние века. И это не только и не столько разные уровни жизни, и даже не ритуальная значимость пенного напитка. Пиво было необходимой составной частью питания викингов.

Нетрудно заметить, что в исторических источниках постоянно упоминаются сочетания «рыба и молоко», «мясо и пиво». И иногда мы встречаем «птица и вино». Мясо редко подавалось свежеприготовленным, его чаще всего ели соленым или сушеным. До сих пор это сочетание соленого мяса и пива встречается в меню скандинавских ресторанов и кафе.

Люди с хорошим достатком могли позволить себе постоянно пить пиво к соленой еде. Остальным же приходилось довольствоваться молоком, а пиво пить только по праздникам.
Поэтому нам вряд ли, исходя из современных представлений о еде и питье, удастся правильно оценить ситуацию с потреблением пива в эпоху викингов. Пристрастие к этому напитку в столь давние времена объясняется большим количеством потребляемой соли - прежде всего в мясе и флатбрёде.

Кроме того, пиво «удовлетворяло» и определенные социальные запросы общества - его подавали в качестве особого приветственного напитка гостям и на пирах, и на религиозных собраниях.

Надо оговориться, что обычное пиво, сваренное дома, не было каким-то особенно вкусным напитком. Совсем иное дело - медовое пиво, или мед, которое варили в королевской усадьбе.

Но самым ценным и самым вкусным считалось вино. Его подавали только в исключительно торжественных случаях.

Подтверждение этой градации «пиво - мед - вино» мы находим и в легенде об Олаве Святом. Однажды конунг проделал большой путь верхом и очень захотел пить. Он приказал дать ему воду, а епископа попросил освятить ее. Епископ освятил. Тогда конунг взял рог с напитком, посмотрел в него и сказал: «Не хочу я во время поста пить пива». В рог налили другую жидкость, и епископ вновь освятил ее. Конунг взял рог и сказал: «Еще менее хочу я во время поста пить мед». Рог снова наполнили, и епископ вновь освятил его. Тогда конунг воскликнул: «И уж совсем большим грехом будет пить вино». На что епископ отвечал: «Он, Тот, Кто имеет право разрешать, позволяет тебе выпить этот напиток». Тогда только смог конунг утолить жажду.

Несомненно, это всего лишь легенда, но исторические источники говорят об употреблении пива, меда и вина то же самое.

А вот к чему может привести неправильное распределение меда и пива между гостями и дружинниками, как о том рассказывается в «Саге о Сверрире»:

«Магнус конунг собирался провести Рождество в Бьергюне. Дружинники должны были пировать в большой дружинной палате, а гости - в палате Сунневы. Гости были недовольны тем, что дружинники пьют мед, а они пиво.

На пятый день Рождества, когда гости перепились, они взялись за оружие, пошли к палате конунга и хотели взломать дверь. Поняв, что происходит, конунг бросился к двери, чтобы остановить их. Но Бард Щит, его раб, опередив его, выбежал в сени и был сразу же убит. После этого конунг вернулся назад, и дружинники захлопнули дверь. Но гости взломали ее. Тогда бросились к двери те, кто в тот день стоял на страже, так как только у них было оружие. Некоторые брали печные камни и бросали их в сени. Когда горожане и работники Магнуса конунга и лендрманнов поняли, что происходит, они схватились за оружие и пошли к дружинной палате. Тут гости отступили. Но многие были ранены».

Вино проникло в Скандинавские страны благодаря христианизации. Вино на Севере в эпоху викингов особой популярностью не пользовалось.

Тем не менее норманнам были известны многие сорта вин - испанские, французские и итальянские. Последние были так хороши, что «изготовители не продают их в другие земли, и чтобы попробовать их, надо отправиться в ту благословенную страну», как пишет Олаус Магнус.

Большинство норманнов знали, что вино возбуждает и одновременно лишает твердости руку, а потому стремились быть с ним поосторожнее.

На пир созывали громадное количество гостей. Чем больше приходило людей, тем больше славы и почета доставалось хозяину. В сагах есть указания, что на пиры иногда собиралось до тысячи (или даже более) гостей. Для таких пышных торжеств строили специальные помещения - залы. В одной саге говорится, что в Исландии на поминки, собранные сыновьями Хьяльти, сошлось 1200 гостей. Поскольку это случилось в Исландии, то чтобы построить зал для приема такого множества гостей, из Норвегии на кораблях привезли строевой лес.

Пиры обыкновенно продолжались много дней. Прощаясь, хозяева делали гостям подарки - как считалось, в отплату за беспокойство в дороге и на память.
В «Саге о Стурлунгах » рассказывается о «порядке проведения» таких пиров.
«Два исландца - Торгильс Бодвардсон и Берг - были приглашены на Рождество к Брюнульву из Квале в Согне и отправились туда вместе с Эйриком и Гейрмундом. Их ожидал хороший прием и богатое угощение. У Брюнульва варил пиво человек по имени Бьёрн. И Торгильс сказал ему, что Бьёрн жалеет пива. Бьёрн и сам выпил в тот вечер много пива, а потому они поругались. Берг пил мало, потому что был болен и не хотел пить больше, чем сам того желал. Торгильс же всегда пил много и терял голову, когда был пьян.

В день Нового года все выпили особенно много. А в конце пира гостям предложили вино. Рог ходил по кругу. И каждый мог пить столько, сколько хотел. А потом стали они пить по полному рогу каждый. И вскоре все они напились.

Тут Гейрмунд сказал, что наверняка в питье подмешали еще чего-нибудь, ибо слишком быстро гости потеряли голову. Тогда Бьёрн принес чашу с пивом, но Гейрмунд ударил по ней и вылил ее содержимое на кравчего. Бьёрн обругал гостя и разбил ему нос до крови.

В это время Торгильс вскочил на ноги, схватил тяжелый рог, оправленный в серебро, и ударил им Бьёрна по спине между лопаток, так что тот упал на пол. Брю-нульву это не понравилось, и он тоже схватился за оружие. Вскочили и его люди, и Эйрик.
Эйрик сказал: "Не стоит нам затевать этой ссоры, а лучше разойтись миром".
На что Брюнульв отвечал: "Не привык я, чтобы били людей в моем доме".
Тогда Арне, дружинник, заметил: "Есть у вас в Согне дурная привычка пить без меры, пока не потеряете вы весь свой разум… И будет лучше, если сейчас не будем мы говорить об этом деле, а отправимся спать, а утром обо всем договоримся".
Это предложение пришлось всем по душе. И люди улеглись спать.

Наутро все протрезвели и пошли на службу в церковь, а затем вновь уселись за стол. Арне стал говорить о деле, и решено было, что стоит простить друг друга, ибо нет в той ссоре ничьей вины. Хозяин очень обрадовался этому решению, да и остальные были тоже довольны. После этой распри не было больше других, и все гости хорошо повеселились во время Рождества».

Из этого описания рождественских празднеств мы можем почерпнуть много полезной информации.

Люди пили пиво из костяных рогов, которые регулярно наполнялись прислужниками. Дорогие, оправленные в серебро и золото рога, чаши и другая драгоценная посуда имелась в каждой богатой усадьбе в громадных количествах.

Богатый человек Бьярне Аудунсон владел чашей на ножке, которая была подарена ему епископом, а также чашей, оправленной в серебро на позолоченной ножке, и еще одной позолоченной чашей.

Во времена викингов рога и чаши, как и многие другие любимые предметы - мечи, копья, щиты, имели свои собственные имена, производные от имени владельца или обозначавшие свойства, которыми обладали сами.
Рога часто украшали руническими надписями. Руны имели охранительную силу и должны были защищать от порчи и яда. Такие магические знаки назывались «рунами пива». Вот как об этом говорится в «Речах Сигрдривы»:

Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен!
Нанеси их на рог, на руке начертай, руну Науд - на ногте.
Рог освяти, опасайся коварства, лук брось во влагу;
Тогда знаю твердо, что зельем волшебным тебя не напоят.

Гости за столом пили из рогов столько, сколько хотели. Однако часто случалось, что двое гостей - или несколько пар - пили одинаковое количество пива, чтобы узнать, кто кого перепьет.

Также было принято, чтобы все гости осушали чаши до дна, из-за чего часто возникали споры и даже смертоубийства.

Один из дружинников Харальда Прекрасноволосого Торир Англичанин, бывший купец, когда стал стар, пришел к конунгу и сказал ему, что не может более поспеть в осушении рогов и чаш за молодыми воинами, и попросил отпустить его домой, ибо сила его пошла на убыль. На что король отвечал, что Торир может остаться в дружине и не пить больше, чем ему самому захочется. Эта была большая честь для старика.

В «Законе Гулатинга» говорится, что человек находится в своей силе и может считаться здоровым до тех пор, пока может пить пиво на пирах, держаться в седле и вести разумные речи. Если он не может делать вышеперечисленного, то тогда наследники вправе требовать передачи его имущества им под опеку.

На пирах и за столом всегда должно было быть весело. «Мужество лучше отчаяния, веселье лучше скорби», - говорится в «Речах Фафнира» в «Старшей Эдде». «Отчего гости так скромны и молчаливы? - спрашивал в «Саге о Сигурде Крестоносце» норвежский конунг Эйнстейн, когда однажды все сидели за столом молча, потому что пиво было не хорошо. - На пиру, - продолжал он, - принято быть веселым; придумаем же какую-нибудь потеху и развеселимся. Приличнее всего, - сказал он брату, королю Сигурду, - начать это с нас, братьев».

В сагах редко описываются праздники и пиры без таких слов: «Не было там недостатка ни в веселье, ни в забавах, ни другом удовольствии».

На пирах, судя по древнескандинавским литературным источникам, слушали игру на арфе. В эпических песнях и мифах встречается упоминание о плясках на пирах. Особенно славился своей игрой на арфе эпический герой Гуннар.

Встречаются в сагах и упоминания о песнях. Так, рассказывается, что Сигурд Харальдссон во время поездки с дружиной в Викен подъехал к одному двору и услышал приятный голос девушки, которая молола зерно на мельнице и пела. Он был так очарован услышанной песней, что решил остановиться, слез с коня и вошел на мельницу взглянуть на певицу.

Под пение, вероятно, танцевали. Так, есть описания нескольких танцев. Один из них состоял в обмене парами. Во время этого танца мужчины и женщины разделялись на две группы, каждая из которых поочередно пела свой куплет, а вот припев пели обе группы танцующих.

Есть также в древнескандинавских литературных источниках описание танца, известного под называнием ломание кольца. Танцующие вставали в круг, которым «верховодил» один человек - «разламыватель кольца». По его знаку танцующие образовывали «ручеек» из пар и проходили под поднятые руки последней пары, а затем возвращались в конец «очереди».

Несомненно, существовали особые ритуальные танцы во время языческих праздников.
Вероятно, в глубокую древность корнями уходит танец с мечами, о котором говорит Олаус Магнус. Во время этого танца пляшущие сначала поднимали мечи в ножнах и поворачивались три раза кругом. Затем обнажали мечи, также поднимали их кверху, с легкостью и изяществом обращали их друг на друга, и в этой «битве» составляли шестиугольную фигуру, называемую розой, - и вдруг опять расходились и потом взмахивали мечами, образуя над головой каждого четырехугольную розу. Движения становились все быстрее, под музыку и песни клинки скрещивались с клинками, пока общий высокий прыжок назад не завершал танец.

Олаус Магнус прибавляет: «Не быв очевидцем, нельзя вообразить себе красоты и величавости этой пляски, когда видишь целое войско вооруженных людей, бодро идущих в бой, по указанию одного. Эта пляска исполнялась во время поста; целых восемь дней перед тем не делали ничего другого, как только заучивали ее; даже духовные лица принимали участие в пляске, потому что движения пляшущих были очень приличны».

Игра в шахматы и кости, как и шашки, также была известна в древности.
Но самым любимым развлечением древних скандинавов на пирах было слушать рассказы о подвигах и славных делах, саги и песни о замечательных событиях и великих людях.

На пирах также было принято давать обеты. Гость, поднимая кубок, обещал совершить какой-нибудь подвиг.

Историю не спрячешь. Сколько скандинавы ни пытаются снизить уровень потребления спиртного высокими налогами и введением ограничений на продажу и алкогольную крепость напитков, от образа развеселого викинга, опустошающего одну за другой пенистые кружки пива, им все равно никуда не деться. Пиво на этих северных землях имеет давнюю и богатую историю. В сельских общинах издавна гнали крепкие напитки и занимались пивоварением. У финнов до сих пор есть Сахти — пиво из ржи, овса и ячменя с добавлением можжевельника. Сахти и другие сорта пива домашнего приготовления варят здесь не меньше тысячи лет. Свое ячменное пиво викинги называли «Аул» — отсюда и финский Olut, и шведский Öl, и датский Ol, и сам универсальный термин «Эль», означающий любое пиво верхового брожения. Сегодня в Скандинавии производится несколько марок темного пива, но основная пивоваренная продукция стран этого региона, без сомнения, лагеры.

ДАНИЯ

Население Дании 5 млн. человек. Подобно Heineken’y в Нидерландах и Stella Artois в Бельгии, крупнейшая датская группа пивоваренных компаний, чтобы достичь успеха, была вынуждена стать международным гигантом. Для множества любителей пива Carlsberg - такой же символ Дании, как и Андерсен с его Русалочкой.

В 1801 г. Христиан Якобсен, фермер и пивовар-любитель, приехавший в Копенгаген из Ютландии, основал великую пивоваренную династию. За Шлет ему удалось скопить достаточно денег, чтобы арендовать пивоварню и начать варить пшеничное пиво. Очень скоро он пришел к выводу, что без науки и современных технологий в этом деле не обойтись. Когда его сын, Якоб Христиан Якобсен, услышал о баварских экспериментах с изготовлением лагеров, он проехал в дилижансе аж до самого Мюнхена, чтобы поработать там в пивоварне Spaten у Габриэля Зедльмайра.

Якобсен пришел в восторг от нового пива и решил непременно наладить его производство в Дании. Вернувшись домой, он тут же взялся за пробную варку — в корыте, где мать обычно стирала белье, но зато с настоящими мюнхенскими дрожжами. Опыт удался, и пиво было запущено в производство.

Первые лагеры Якобсена были, как и мюнхенские, темно-коричневыми. Публика встретила их очень доброжелательно. Якобсен построил пивоварню в пригороде Копенгагена. Здание стояло на холме - по-датски berg, и Якобсен решил назвать свое детище в честь сына Карла (Carl). Из слияния этих двух слов родилась датская легенда.

Первое пиво новая пивоварня выпустила в 1847 г. Оно имело громадный успех. В течение одного-двух десятилетий Якобсен построил рядом с первой вторую пивоварню. Она была наречена «Новый Карлсберг» и отдана в распоряжение сына Карла. Эту пивоварню смело можно было назвать «мечтой архитектора»: сияющие медные чаны на выложенном плитами полу, среди бронзовых скульптур, а входят во все это великолепие через знаменитые Слоновые ворота с фигурами, в точности копирующими слона, держащего на своей спине египетский обелиск на площади Минервы в Риме.

В 1875 г. Якобсен создал при пивоварне лаборатории для проведения исследований и экспериментов в области пивоваренной рецептуры и технологии. Он нанял молодого специалиста, Эмиля Христиана Хансена, которому удалось выделить чистую одноклеточную дрожжевую культуру — громадный прорыв в пивоваренной практике. В тот момент и старая пивоварня Carlsberg, и ее главный конкурент Tuborg испытывали значительные сложности с качеством производимого ими пива. Хансен доказал, что причина тому - многоштаммовые дрожжи, наряду с «хорошими» штаммами содержавшие и «плохие». Отделив «хорошие» от «плохих», он обеспечил пиву стабильное качество.

В 1970 г. Carlsberg и Tuborg объединились, образовав United Breweries. Правда, за Tuborg’ом осталась пивоварня в Копенгагене, и он продолжает продавать ее продукцию под маркой Tuborg. Группа экспортирует пиво более чем в 130 стран, к тому же еще в нескольких странах ее пиво производится по лицензии.

За границей пиво Carlsberg и Tuborg представлено светлыми, чистыми, освежающими, но довольно непритязательными версиями Pilsner’a. Ассортимент продукции, продающейся в Дании, несколько шире. Главный брэнд Carlsberg’а - 4,7-процентный Carlsberg Pilsner , который здесь часто называют Hof (по-датски - «двор»). Это освежающее пиво с гармоничным солодовым вкусом, однако ему недостает по-настоящему душистого хмелевого аромата. Let («легкий») Pilsner - простое 2,8-процентное пиво, типичный образец «водянистого» скандинавского лагера, производимого в целях «отвлечения» населения от крепких алкогольных напитков. Совсем другое дело 5,8-процентный Carlsberg Black Gold — превосходное маслянисто-солодовое пиво с хорошо узнаваемым вкусом.

Завод Tuborg был основан в 1873 г. В 1875-м в пивоварне начали производить светлый лагер - после того, как главный пивовар Ганс Беккевольд съездил в Германию и досконально изучил этот

стилъ.Тлавные марки светлого пива Tuborg имеют тот же диапазон крепости, что и аналогичная продукция Carlsberg’a. Самое популярное пиво - Tuborg Green — имеет ярко-зеленую этикетку. Оно похоже на Carlsberg Hof, однако имеет чуть более хмелевой характер. Tuborg Gold Label , одна из лучших марок, имеет гармоничный солодово-хмелевой аромат и вкус. Пиво Tuborg Classic (4,8% ABV) глубокого золотистого цвета было запущено в производство в честь столетия пивоварни. Обе компании производят узнаваемое темное пиво.

Carlsberg выпускает пиво низового брожения под называнием Gammel («старый») Porter and Imperial Stout - все на одной этикетке. Это не ошибка: первые стауты назывались стаутами — портерами, и главной особенностью их приготовления было добавление хорошо выдержанного старого пива, или, как его называли, пива «с душком». Это впечатляющее 7,7-процентное пиво с ароматом и вкусом темных ягод, горького кофе и жженой ванили. Портер Tuborg’а - того же типа, со сливочным вкусом и сухим послевкусием, в котором преобладают оттенки жженого солода и темных ягод. Пиво Gamle -темный лагер мюнхенского образца (4,2% ABV) с гладким шоколадным вкусом - напоминает о первых годах существования Carlsberg’a. У Tuborg’а тоже есть похожее пиво - Tuborg Red Label . Сезонное пиво представлено двумя марками пасхального пива, Carlsberg и Tuborg Paskebryg (7,8% ABV), красновато-золотистого цвета, а также рождественскими брэндами Juleoryg (5,5% ABV), оттенка.

Несколько датских заводов производят пиво немецкого образца, которое они называют «бок». Elephant (7,5% ABV) от Carlsberg’a не претендует на такое наименование, хотя это предательски легко пьющееся пиво с богатым солодово-сладким вкусом вполне может быть квалифицировано как бок. Своим именем оно обязано знаменитым Слоновьим воротам пивоварни. Elephant варят из светлого солода, добавляя к нему солодовый сахар; охмеляют хмелем из Халлертау (38 единиц горечи). Carlsberg не разглашает длительность периода дображивания этого пива, однако судя по его гладкому вкусу, оно выстаивается гораздо дольше, чем Carlsberg Special Brew (8,9% ABV). Этот брэнд был впервые выпущен после Второй мировой войны в честь визита в Данию сэра Уинстона Черчилля. В Дании его больше не производят, сейчас оно выпускается одним-единственным заводом - британской пивоварней в Нортгемптоне, принадлежащей Carlsberg’y. Это сиропно-сладкое пиво полюбилось той категории потребителей, представители которой предпочитают прикладываться к бутылке где-нибудь на скамеечке в парке.

Группа United Breweries контролирует примерно 80% датского пивного рынка и имеет два филиала - Wiibroe и Neptun .

Пивоварня Wiibroe была основана в 1840 г. в Эльсиноре, месте действия шекспировского «Гамлета». Здесь даже варили пиво под названием Hamlet. Сейчас завод производит легкий лагер (3,6% ABV), но в основном специализируется на малоалкогольной продукции. Единственное достойное упоминания пиво - Imperial Stout (6,5% ABV) - похоже на аналогичную продукцию Carlsberg’a. Neptun нельзя назвать пивоварней в обычном смысле этого слова: сусло завод получает от Carlsberg’a и уже из готового сусла производит пиво.

Вторая по величине датская пивоваренная группа - Ceres - расположена в старом университетском городе Орхус в Ютландии. Среди ее брэндов - пиво другой ютландской пивоваренной компании - Thor. Некоторым количеством акций компании владеет и группа United Breweries. Ceres производит превосходное темное пиво низового брожения под названием Ceres Porter и «Stowt» (написание, подсказывающее датским потребителям, как правильно произносить английское слово stout - «стаут»), с «подзаголовком» Gammel Jysk (т. е. «Старая Ютландия»). Это пиво (7,7% ABV) варится из мюнхенского и светлого солодов и имеет замечательный пряный, слегка маслянистый вкус с оттенками темных ягод и лакрицы. Другой брэнд Ceres’a - золотистый лагер Red Eric , названный в честь викинга, открывшего Гренландию и в честь этого события сварившего там пиво. Кроме того, в ассортименте группы имеется крепкий лагер Dansk Dortmunder (7,7% ABV) — «прозрачный намек» на находящуюся неподалеку, по другую сторону границы, родину немецкого стиля «экспорт» (это же пиво продается под названием Ceres Special Brew Export Lager ). У него аромат солода и грушевых леденцов, кремово-солодовый вкус и долгое горько-сладкое послевкусие. Еще можно назвать Ceres Christmas Beer (5,8% ABV) с богатым сладковатым вкусом. Название Thor просто обязывает партнера Ceres’a производить крепкий лагер - и таковой, конечно, имеется в ассортименте. Он называется Buur (устаревшее диалектное слово, означающее «пиво») и содержит 7,6% алкоголя.

Пивоварня Albani на острове Одензе извлекла выгоду из успеха пива Elephant Carlsberg’a: запустила в производство аналогичную марку Giraf (6,9% ABV) — сладкое пиво с дрожжевым вкусом. Ни от кого не зависящая пивоварня Faxe стала поистине культовой благодаря своему пиву Faxe Fad («бочковое» пиво в бутылках - имеется в виду, что пиво не пастеризовано). В ассортименте этой пивоварни тоже имеется крепкий лагер стиля «экспорт», который продается в Британии в банках под забавным названием The Great Dane (дословно - «Великий датчанин», так называется по-английски порода собак «датский дог»). Это 5,0-процентное пиво типа Pils, у него тонкий солодово-хмелевой аромат с ванильным оттенком, жесткий солодовый вкус и слегка хмелевое послевкусие.

НОРВЕГИЯ

Производство пива облагается в Норвегии очень значительным налогом. В 1980-е гг. правительство весьма недальновидно повысило налог на пиво гораздо сильнее, чем на вино и крепкие алкогольные напитки. Теперь в стране невозможно купить пиво крепче 4,5%, что стимулирует и поддерживает производство лагеров. Более крепкое пиво производится в основном на экспорт или продается в магазинах, ассортимент которых находится под пристальным контролем государства. В барах такого пива не найдешь.

Однако норвежские пивовары не уступают запретительному натиску политиков и бюрократов. Наряду со светлыми лагерами здесь производятся и боки, и летние, и рождественские марки, и мюнхенские дункели - по-норвежски они называются, соответственно, Bokkol, Summerol, Jule 01 и Bayerol. Пиво типа дортмундского «экспорта» в Норвегии называют «золотым пивом». В Норвегии имеется собственный закон, аналогичный немецкой «Заповеди чистоты». Согласно ему, пиво должно быть сварено из чистого солода, без добавок, иметь чистый, округленный вкус и хорошо утолять жажду. Пивовары стремятся к тому, чтобы пиво было как можно лучше сброжено. В результате оно получается сухим и бодрящим.

Крупнейшая в стране пивоваренная группа Ringnes базируется в Осло и производит пиво с сухим, округленным, отчетливым солодовым вкусом. Ее Frydenlund имеет терпкий хмелевой характер. Неподалеку от Осло, в городе Драммен, находится пивоварня Aass. Основанная в 1834 г., она до сих пор не потеряла самостоятельности и на протяжении всей своей истории принадлежит одному и тому же семейству. Aass означает «вершина» и произносится «орсс». Пивоварня производит обычный, но высококачественный Aass Pilsner , 6,0-процентное рождественское пиво и пиво Amber той же крепости с богатым и жестким солодовым вкусом. 6,1 -процентное Aaas Bokkol -темное пиво с богатым сливочным вкусом и слегка терпким послевкусием - дображивает в течение пяти-шести месяцев.

Город Тромсё, где расположена пивоварня Mack, находится в 300 км к северу от Полярного круга - это самая северная пивоварня в мире. Ее Arctic Lager (4,5% ABV) имеет светло-золотистый цвет, выраженный ванильный аромат с оттенком ириса-тоффи, хмелевой вкус и терпкое освежающее послевкусие. Кроме того, здесь варят более крепкий (6,0% ABV) Gold, вкусный темный Bayer и Bokkol с богатым вкусом.

ШВЕЦИЯ

Из всех скандинавских правительств шведское, пожалуй, более прочих озабочено ограничением потребления алкоголя. Налог на пивоварение был повышен столь сильно, что мгновенно «выбросил» из бизнеса массу небольших пивоварен. Крепость пива, продающегося в пабах и барах, не может превышать 3,6% ABV. Более крепкое пиво можно приобрести только в государственных магазинах и ресторанах по устрашающим ценам. Пиво разной крепости выпускается под одним и тем же названием и подразделяется на «класс II» (3,6%) и «класс III» (5-5,6%), что создает путаницу, в которой потребителям, в особенности иностранцам, не так-то просто сразу разобраться. Как и во всех странах, где потребление алкоголя пытаются снизить административными мерами, выпуск пива в Швеции постепенно сосредоточивался в руках все меньшего и меньшего числа производителей - пока не осталось всего три крупных компании.

Лидирует с большим отрывом компания Pripps, основанная в 1828 г. в Гётеборге Альбрехтом Приппсом. В 1964 г. она объединилась с группой Stockholm Breweries, сохранив за собой свое «фамильное» имя. В настоящий момент компания национализирована, однако правительство стремится продать ее. Пакетом акций владеет также Volvo - государственная автомобилестроительная компания. Традиционный лагер, производимый пивоварней, называется Pripps’ Blå (blå по-шведски — «синий»). Это сладковатое, очень солодовое пиво с маслянистым вкусом и легкими цитрусовыми нотками в послевкусии. При продаже в разлив то же пиво называется Pripps’ Fatöl . Pripps варит несколько легких лагеров, продавая их под разными названиями. Самый характерный - Royal - чисто солодовый Pilsner с сильным ароматом хмеля Hallertau, остающимся и в послевкусии. Самые интересный брэнды Pripps’a - темные: солодовый дункель мюнхенского типа под названием Black & Brown , согревающее рождественское пиво Julöl с округленным ореховым вкусом и медноцветный хмелевой Dart . Но по-настоящему выдающимся можно назвать Carnegie Porter . Это неординарное пиво верхового брожения начали варить еще в 1836 г., когда молодой шотландский пивовар по имени Дэвид Карнеги - один из многих шотландцев, отправившихся в Скандинавию и Прибалтику в поисках заработка, открыл в Гётеборге пивоварню. И хотя с годами популярность портера снизилась, следует отдать должное пивоварне Pripps: она не повернулась спиной к этому брэнду. Несмотря на то что группа закрыла пивоварню, специализировавшуюся на производстве Carnegie Porter, его до сих пор варят на главном заводе компании под Стокгольмом - по «канонической» технологии верхового брожения. В последние годы интерес к нему возрос, и Pripps начал потихоньку «раскручивать» этот брэнд. Так, запущена в производство ежегодно выходящая специальная версия с указанием даты винтажа (пиво полгода дображивает в пивоварне, а затем еще столько же -я бутылках). Пиво фильтруют и пастеризуют, и тем не менее по мере «старения» оно несколько улучшает свои качества: в нем появляется нотка, которую пивовары называют «портвейновой». 3,5-процентная версия очень неплоха, но по-настоящему великолепен 5,6-процентный портер: аромат темного солода напоминает традиционный шотландский миндальный кекс (что неудивительно, если вспомнить о происхождении создателя этого пива), вкус - кофе каппучино, а послевкусие постепенно «разворачивает» свою темно-солодовую и хмелевую гамму, мало-помалу становясь все суше. В 1992 г. пиво завоевало золотую медаль и звание «Лучшего иностранного стаута» на Brewex — пивоваренной выставке в английском Бёртоне-на-Тренте, где премии присуждаются английскими судьями, - весьма внушительная рекомендация.

В пригороде Стокгольма, на берегу живописного, обрамленного деревьями озера расположена компания Spendrup, которая появилась в результате слияния нескольких давно основанных предприятий, пытающихся выжить в условиях запретительной политики правительства, с одной стороны, и домината Pripps’a - с другой. В красивой пивоварне старинного образца варят солодовые, душистые Spendrup Premium и Spendrup Old Gold - и то и другое замечательного качества. Old Gold в 5,0-процентной версии имеет богатый солодово-ванильный аромат, освежающий цитрусовый вкус и очень сухое и горькое послевкусие. Это, несомненно, лагер мирового класса.

Завод Falken в Фалькенберге принадлежит аграрному гиганту мирового масштаба компании Unilever. Пивоварня была построена в 1896 г. около природного источника и никогда никуда с этого места не переезжала. Свои брэнды компания называет Falcon (английское написание слова «сокол» - по-шведски Falkon). Из них упомянем Bayerskt Munich Dark и сладковатое рождественское пиво Julol. Пятью прекрасными пивоварнями с сияющими медными чанами в городах Варбю и Соллефтео владеет компания Warby - кооператив, образованный несколькими шведскими магазинами розничной торговли. Warby производит пиво с полнотелым округленным вкусом. Маленькая компания Till известна своим светлым лагером Sailor с замечательными хмелево-фруктовыми нотками.

ФИНЛЯНДИЯ

Финны - исключительно независимые люди, которыми, однако, постоянно правили то шведы, то русские. Несмотря на долго действовавший в стране сухой закон, длившийся с начала XX в. до 1932 г., пивоваренная отрасль Финляндии развита на вполне достойном уровне - и работает в условиях примерно тех же ограничений, что и в других скандинавских странах.

Все пиво подразделяется на четыре класса, при этом рекламировать можно только самое малоалкогольное пиво - «класса I».

Старейшую пивоварню в Финляндии построил русский, Николай Синебрюхов, в 1819 г. - и начал производить портеры и другое пиво верхового брожения. К 1853 г. завод полностью переключился на продукцию низового брожения.

После Второй мировой войны производство одной из марок «синебрюховского» пива, Koff Porter, было возобновлено. Пивовары стремились воспроизвести аутентичную рецептуру, которая предполагала верховое брожение, но в их распоряжении не было элевых дрожжей. Тогда они «добыли» дрожжи из бутылки дублинского Guinness’а и выделили культуру, до сих пор находящуюся в активном употреблении. Крепость пива Koff Porter - максимально дозволенная финским законом - 7,2%. Его делают из четырех сортов солода и охмеляют сортами German Northern Brewer и Hersbruck (50 IBU). Пиво дозревает шесть недель, а потом пастеризуется. Подобно шведскому Pripps’у с его Carnegie Porter, Koff Porter тоже продается теперь в винтажной версии в красивых булавовидных бутылках.

Пивоварня Sinebrychoff (финны предпочитают сокращенное KofT) производит крепкий лагер, названный Nikolai в честь основателя пивоварни, красноватое пиво Jouloulot Christmas Beer (около 5,0% ABV) и пиво медного цвета Cheers элевого типа, но низового брожения. 6,8-процентный Extra Strong Export Lager - душистый и солодовый до сладости - производится только на экспорт и для продажи на пароме, курсирующем между Финляндией и Швецией. Ныне компания входит в состав группы Carlsberg.

Компании Hartwall принадлежит три пивоварни, в том числе одна в крупном городе Турку, а другая - в Лапландии. Пиво Lapin Kulta (5,3% ABV) изготовляется из светлого солода, смешанного с некоторым количеством несоложеных злаков, и охмеляется хмелем из Халлертау и Жатеца. Вода для налива берется из фьорда. Пиво дображивает целых шесть месяцев и имеет гладкий солодовый аромат, горько-сладкий солодовый и хмелевой вкус и слегка цитрусовое послевкусие. Hartwall производит и другие лагеры - Aura и Karjala. Самое интересный брэнд этой компании - пшеничное пиво Weizen Fest . Ныне Hartwall принадлежит группе Scottish & Newcastle.

Маленькая пивоварня Olvi выпускает пиво в стиле баварского мерцена - Vaakuna (5,5% ABV) с сильным солодовым ароматом и вкусом. Большой интерес вызывает в последние годы возрождение сахти - традиционного финского крестьянского пива. Главный злак при изготовлении сахти - рожь, которая придает готовому напитку терпкий и пряный характер. Помимо ржи, используется овес, а также ячменный солод, богатый энзимами и имеющий ценную для пивоварения мякину. Хмеля в сахти кладут очень мало - главным образом в качестве антисептика: для придания специфического вкуса используются можжевеловые ягоды. Сахти варили сотни лет, этот напиток составлял неотъемлемую часть сельского быта, при этом для просушки зерна использовали сауны. Затор для сахти фильтруют через можжевеловые ветки, а затем сбраживают, часто теми же дрожжами, которые используют при домашней выпечке хлеба.

Видимо, в русле общемировой тенденции к возрождению традиционных напитков несколько небольших финских пивоваренных заводов запустили в производство сахти. Самый известный производитель сахти - пивоварня Lammin Sahti. Крепость Sahti составляет примерно 8,0%, это непрозрачный напиток медного цвета с душистым, пряным винным запахом и вкусом.

ИСЛАНДИЯ

Двухсоттысячное население Исландии обслуживается одной пивоварней. Компания с забавным названием Polar Beer («полярное пиво», но если изменить всего одну букву, получится Polar Bear - «белый медведь) производит хорошее пиво типа Pilsner с таким же названием (5,3% ABV) и легкое пиво, непонятно по каким причинам названное Märzen .

СКАНДИНАВСКИЕ И ФИНСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПИВА

Carlsberg Brewery , 100 Vesterfaelledvej DK 1799, Copenhagen, Dennmark.

P. Lauritz Aass , PO Box 1107, Drammen, Norway 3001.

Oy Hartwall AB , PO Box31,SF-00391 Helsinki.

В эпоху викингов скандинавские народы славились не только боевыми навыками, но и умением пить. Ни одно застолье не обходилось без алкогольных напитков, при этом самым обычным делом было просиживать за столом всю ночь напролет. Пиры в Скандинавии зачастую назывались “пиво”, поскольку именно этот напиток был “основным блюдом” на любом торжестве. Традиция пить эль в странах Скандинавии существует как минимум с 1500-1300 года до н. э..
Изготовление пива в те времена было распространённым занятием, встречавшимся среди самых разных слоёв общества. Варение пива было своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от поселений – напиток варили в больших котлах на открытом огне. Однако не само изготовление пива играло главную роль, а процесс его распития с гостями. Обычное пиво (ǫl), на основе злаковых, сваренное дома, было каждодневным напитком и не было каким-то особенно вкусным напитком, но имело множество разновидностей, одной из которых был, например, mungát (или «услада уст» – варившееся в не таких больших объёмах пиво, которое пили не для утоления жажды, а для получения удовольствия от его вкуса).
Совсем иное дело - медовое пиво, или мёд, которое варили в усадьбе конунга или ярла. Мёд имел символическое значение: этот напиток считался источником поэтического дара, его распивали в Вальхалле (небесном чертоге в виде гигантского зала), своём раю, эйнхерии – самые доблестные из павших в бою воинов. Мёд был предназначен преимущественно для торжественных случаев, поэтому можно отнести его к напиткам для высших слоёв общества.
Ещё один напиток, который пили скандинавы – брага (bjórr). Слово bjórr означало ферментированный напиток, который делался из фруктового сока, подслащённого мёдом, некое подобие нынешнего сидра. Этот напиток был крепче мёда (mjǫðr, медового напитка) и пива (ǫl) и был вторым по престижности после вина.
Пиво (ǫl), мёд (mjǫðr) или брага (bjórr) в эпоху викингов являлись частью языческой религии. Еда и питье всегда посвящались какому-либо богу - Одину, Тору или Фрейру.
Напитки северяне изготавливали из местных ингредиентов: мед, клюква с болот, брусника, болотный мирт, тысячелистник, можжевельник, березовый сок, злаки и иногда виноградное вино, импортируемое из Южной или Центральной Европы. Пиво преимущественно изготавливалось из ячменного солода, как и сегодня. Могли использоваться и другие злаки, но именно в ячмене, среди скандинавских злаковых, было высокое содержание крахмала, а его выращивание не было трудоёмким. Зерно вначале могли обжаривать на огне, а затем заливать водой.
Зачастую пиво, мёд и брагу употребляли сразу после приготовления, поэтому оно могло подаваться тёплым, в виде свежесваренного сусла, или выдержанным в ёмкостях, в которых происходило брожение. Существуют гипотезы, что древние скандинавы подавали пиво не только тёплым, но и замораживали его для того, чтобы повысить содержание алкоголя. Пиво хранилось в бочонках или в больших сосудах, из которых его потом разливали в рога и чаши.
Откуда же викинги брали дрожжи? Как правило, использовались семейства диких дрожжей, которые попадали в посуду для пива воздушным путём либо из осадка в неочищенных бочках, поскольку для ферментации использовались одни и те же бочки, в которых оставались осадки и примеси с высоким содержанием дрожжей. Об этом свидетельствует также одно из выражений, которым на древнескандинавском обозначались дрожжи – dregg, так как у этого слова было также ещё одно значение, «осадок на дне».
На пирах неизбежно возникали ссоры и вооружённые стычки - выпив, люди теряли контроль над собой. Здесь и кроется одно из главных отличий пива и мёда викингов от современного. Сегодня пиво считается «мирным» напитком - выпив несколько литров пива, человек становится весёлым, слегка сонным и ленивым. Но в «древний» скандинавский эль, долгое время не добавлялся хмель, дающий «снотворно-наркотический» эффект. Для обогащения вкуса солода древние скандинавы использовали иные ароматические растения, например, пижму бальзамическую, кошачью мяту, мирт болотный и тысячелистник. Такое пиво являлось простой ячменной брагой, как часто оно и называется в сагах. Соответственно, выпивший его в непомерном для современного человека количестве, викинг вёл себя иначе.
Самый близкий по составу к древнему эль сейчас делают на острове Готланд в Балтийском море, его можно попробовать на местных фермах. Этой зимой на пивоварне Dogfish Head Craft Brewery в штате Делавэр, США, под руководством д-ра Макговерна стали варить свою версию древнего скандинавского напитка. Это смесь пива из ячменя и озимой пшеницы, вина из брусники и болотной клюквы и медовухи, все сдобрено травами (болотная мирта, тысячелистник, клевер) и березовым сиропом. Напиток назвали по имени героя германо-скандинавской мифологии Квасира. Квасир обладал недюжинной мудростью, и, когда он был убит гномами, из его крови они приготовили напиток. Каждый, кто хотя бы раз его пробовал, становился искусным поэтом, за что напиток назвали «мед поэзии». Другую версию эля - Arketyp можно попробовать в шведском городе Нюнесхамн в пивоварне Nynäshamns Ångbryggeri или купить в сети магазинов алкогольной продукции Systembolaget по всей Швеции.

Полный кубок передавался над кострами, и тот, кто давал пир и был вождем, должен был освящать полные кубки и жертвенные яства, Первым был кубок Одина - его пили за победу и владычество своего конунга, потом шли кубок Ньерда и кубок Фрейра - их пили за урожайный год и мир. У многих было в обычае пить после этого кубок Браги. Пили также кубок за своих родичей, которые уже были погребены. Этот кубок называли поминальным

Была у моих знакомых мечта: устроить пир викингов. Думаете это какая-то ролевая игра? Ну что вы - знакомые эти люди прозаические, не обремененные высокоинтеллектуальными развлечениями надреального порядка... В смысле, что развлечения у них укладываются во вполне традиционную русскую забаву: пожрать и выпить. Но пара человек из них очень любит на досуге почитать фентези или что-нибудь псевдоисторическое, что приводит иногда к очень оригинальным искажениям традиционного структурирования времени.

И уж не знаю в какой книге и по какому поводу, один из них вычитал о такой замечательной вещи как "пир викингов". Главная идея такого пира заключалось в том, что он должен идти как минимум 3 дня. Притом критическим элементом такого пира была необходимость не отрываться от стола. До начала пира необходимо было заготовить достаточное количество еды (или закуски), запастись не менее достаточным количеством горячительных напитков настоящих северных варваров, собрать всех жаждущих принять участие в этом действе, запереть дверь, а потом торжественно начать пиршественное действо. Точное соблюдение традиции требовало не покидать пиршественной хаты в течении всех 3-х дней. Участники должны были пить и есть, есть и пить пока есть силы. Допускалось только временное выбывание по форс-мажорным обстоятельствам: падение под стол. В процессе пира участники отключались и подключались к торжественному мероприятию, которое шло круглые сутки. Естественно, все сопровождалось заздравными тостами во славу героического гопницкого прошлого участников и воспоминаниями о былых подвигах присутствующих и отстутствующих героев. Выпил, сожрал, толкнул речь, выпил, сожрал, послушал чужую речь, выпил, сожрал, упал под стол, проспался, очнулся, выпил, сожрал, толкнул речь... И так все трое суток.

"Пир викингов" они пытались устраивать несколько раз, но и ни разу, НИ РАЗУ, они не сумели продержаться трое суток. "Мистика какая-то" - говорили они. Максимум, которого они сумели достичь - это два дня. И все. Как бы тщательно они не готовились, как бы они продуманно не заготавливали припасы, на второй день всегда мистически кончались горячительные напитки. И дело даже не в том, что они их всех выпивали: они пробовали заготавливать и такое количество, которое заведомо выпить было нельзя. Но бухло таинственно исчезало. Квартиру точно никто не покидал и не входил в нее, двери были закрыты и ключ тщательно запрятан - но поди ж ты... Два дня и все: нужно снова бежать за горючим. Чистоту эксперимента соблюсти было невозможно.

И с каждой попыткой, их уважение к своим суровым нордическим предкам только росло: "Но, Холмс, черт побери, КАК?!!". Они до сих пор не оставляют попыток повторить подвиги истинных героев скандинавского эпоса и даже, чего уж греха таить, их превзойти. В конце концов, мы же современные люди, и мы верим в торжество исторического прогресса и эволюцию человека разумного.


Во всем мире сложился образ викингов, отмечавших свои славные победы пиршествами, на которых алкоголь лился рекой, а заедали его обязательно мясом. Мы же решили разобраться, какмм на самлм деле был рацион этих отважных воинов.



Мясо и жир выброшенных на берег китов составляли значительную часть рациона викингов. Ученые исследовали древние окаменевшие мусорные кучи, чтобы определить, кости каких животных содержатся в них, исследовали дно озер и болот, чтобы увидеть, какие виды растений они ели, а так же внимательно перечитали саги и Эдды для определения кулинарных привычек этой народности. Оказалось, что викинги не жарили мясо, а варили его. В более низких широтах они употребляли мясо одомашненных свиней, коз, овец, лошадей и другого крупного рогатого скота. Наиболее часто для мяса и молока разводили коров.


Деревянные остатки древних загонов для животных показывают, что на некоторых фермах содержалось от 80 до 100 животных. Также разводили викинги кур, гусей и уток. В северных землях викинги больше полагались на охоту, а не на разведение животных и промышляли охотой на кабанов и лосей. Любили викинги и рыбу. В Балтийском море и Атлантическом океане они ловили макрель, пикшу и треску, а в реках - моллюсков и лосося. Не брезговали северные рыболовы и промыслом тюленей и морских свиней, но они обычно сушили и коптили их мясо (а на крайнем севере замораживали его).


Но не мясом единым питались грозные воители. Фрукты, овощи, молочные продукты и подсолнечное масло составляли довольно существенную часть их рациона. Викинги ели различные виды слив, терна и яблок, высушивая фрукты для более длительного их хранения. Они выращивали у себя в огородах и собирали в диком виде такие овощи, как редис, горох, фасоль, капуста, сельдерей, шпинат, пастернак, репа и морковь. Они также ели лук, грибы, и морские водоросли, а зерновые культуры использовали для выпечки лепешек и варки пива. В Дублине были найдены доказательства, что викинги использовали укроп, горчицу и семена мака для придания вкуса пище. В захоронениях Усеберга были найдены следы хрена, горчицы, тмина и кресса.


Археологи неоднократно находили доказательства того, что викинги использовали в еде чеснок, ягоды можжевельника, дикий тмин, майоран, тимьян, мяту, петрушку и любисток. Попадали в средние века в Скандинавию и экзотические специи благодаря торговле. Викинги с удовольствием покупали лавровый лист, семена аниса, корицу, мускатный орех, гвоздику, кардамон, имбирь, шафран, тмин и перец. Пили же суровые северные воины, помимо пива, обычную воду, молоко и медовуху.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх