Разработка урока на тему: Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания. презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему Болезни органов дыхания конспект урока

Полноценное функционирование нашего организма зависит от множества факторов, в том числе и от нормальной деятельности дыхательной системы. Органы дыхания призваны обеспечивать достаточное поступление кислорода вместе с воздухом к каждой клеточке нашего тела. Также они несут ответственность за эвакуацию углекислого газа. Среди всех возможных заболеваний, способных развиться у человека, патологии органов дыхания диагностируются чаще всего. Рассмотрим на этой странице «Популярно о здоровье» известные заболевания системы органов дыхания и обсудим их предупреждение.

Существует довольно много патологий органов дыхания, которые могут быть диагностированы у человека. Среди них болезни верхних дыхательных путей, представленные аденоидами, аллергическим ринитом (аллергическим насморком), ларингитом, синуситом, гайморитом, фарингитом и инфекционными поражениями дыхательных путей. Также в заболевания органов дыхания относят бронхиальную астму аллергическую, острый и хронический бронхит, гидроторакс, плеврит и пневмонию. Еще в заболевания дыхания причисляют трахеит, туберкулез легких, туберкулезный плеврит, фарингит, легочная эмфизема и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Кроме того к таким недугам относят бронхоспазм, онкологические поражения органов дыхания и пр.
Основные болезни системы органов дыхания и их предупреждение, характеристика

Бронхит – это одно из наиболее распространенных воспалительных заболеваний дыхательной системы. При таком недуге происходит поражение бронхов, которое сопровождается возникновением кашля. Именно он является основным симптомом бронхита.

При пневмонии происходит инфекционно-воспалительное поражение легочных тканей, воспалительные процессы затрагивают альвеолы, вследствие чего они наполняются жидкостью. Болезнь сопровождается появлением симптомов общей интоксикации, кашлем, одышкой и болью в области грудной клетки.

Бронхиальная астма является хроническим воспалительным поражением дыхательных путей, и имеет аллергический компонент. При такой патологии снижается проходимость бронхов, также может уменьшаться их просвет. Пациентов беспокоит удушье, кашель, хрипы и затруднение дыхания.

При хронической обструктивной болезни легких наблюдается воспаление бронхов, которое имеет неаллергическую природу. Сужение бронхов приводит к нарушению полноценного газообмена. Классическими проявлениями ХОБЛ считают мокроту и одышку.

Бронхоэктатическая болезнь является хронической патологией, при которой происходит расширение бронхов, расположенных в нижних отделах легких, и их нагноение. Недуг проявляется кашлем с отделением гнойной мокроты, одышкой и болями в грудине.

Респираторный дистресс-синдром – это форма острой дыхательной недостаточности, которая возникает по причине острых повреждений легких, которые провоцируются разными факторами. При таком недуге развивается отек легких несердечной этиологии и нарушается дыхание.

Тромбоэмболия легочной артерии представляет собой состояние, при котором ветка легочной артерии закупоривается тромбом. Больного беспокоит резкая боль за грудиной, возникает одышка и кашель, появляется головокружение и сердцебиение. Требуется немедленный вызов скорой помощи.

Также среди возможных патологий дыхательной системы медики выделяют группу интерстициальных заболеваний легких. При таких недугах происходит воспалительное поражение стенок альвеол, а также тех интерстициальных тканей, которые их окружают. Такие патологии представлены синдромом Гудпасчера, гистиоцитозом Х, идиопатическим фиброзирующим альвеолитом и пр.

Еще одно заболевание дыхательной системы – это плеврит. При такой патологии происходит воспаление плевры, а она представляет собой соединительнотканную оболочку, покрывающую легкие. Плевритом могут осложняться многие недуги органов дыхания. Экссудативная форма болезни проявляется чувством тяжести в грудине, одышкой и кашлем. А сухой плеврит дает о себе знать субфебрильной лихорадкой и болями в грудине, которые возникают во время кашля, поворотов.

Предупреждение заболевания органов дыхания

Основная мера профилактики недугов органов дыхания – это ведение действительно здорового образа жизни, что подразумевает полный отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков и пр.), систематические и умеренные занятия спортом, соблюдение режима труда и отдыха, качественный ночной сон, правильное и сбалансированное питание и пр.

Избежать многих опасных патологий дыхательной системы можно при помощи ежегодного прохождения медицинских осмотров – даже при отсутствии любой настораживающей симптоматики. Крайне важно периодически сдавать общие анализы и регулярно проходить флюорографическое обследование.

При возникновении симптомов заболевания предупреждение дальнейшего его прогрессирования – самая важная задача. Нужно не заниматься самолечением, а сразу обратиться за медицинской помощью и точно диагностировать недуг. А при развившихся хронических патологиях (хроническом бронхите, бронхиальной астме) нужно придерживаться всех рекомендаций лечащего врача, принимать меры по тщательной санации очагов хронических инфекций и по устранению аллергенов из места постоянного пребывания (жилища).

Перечисленные меры по недопущению болезни органов, предупреждение их путем профилактики помогут избежать болезней дыхательной системы или диагностировать их на ранней стадии развития.

Урок № , 8 класс

Тема: Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация .

Цели урока :

Сформировать представления учащихся о самых распространенных болезнях дыхательной системы;

Определить причины болезней и способы их предупреждения;

Познакомить с народными методами лечения болехней дыхательной системы;

Продолжить формировать основы гигиены (правила гигиены дыхания);

Обосновать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены;

Научиться оказывать помощь при остановке дыхания;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, компьютер, Т V « Плазма», диск к учебнику

Основные понятия и термины : воздушно- капельная инфекция, капельно – пылевая инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулез, ис кусственное дыхание

ХОД УРОКА:

    Организация класса

    Актуализация опорных знаний:

Биологический диктант

Заполни пропуски:

Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются. Во время вдоха диафрагма сокращается и объем грудной клетки увеличивается. Во время выдоха купол диафрагмы более выпуклый и объем грудной клетки становится меньше. Во время выдоха межреберные мышцы расслабляются. Во время глубокого вдоха кроме межреберных мышц и диафрагмы сокращаются еще и мышцы груди и плечевого пояса . В глубоком выдохе дополнительно принимают участие внутренние межреберные мышцы и брюшные мышцы. В зависимости от того, какие мышцы преобладают, различают – грудное и брюшное дыхание . Гуморальная регуляция определяется содержанием углекислого газа. Дыхательные движения регулируются дыхательным центром, который находится в продолговатом мозге . Резкий рефлекторный выдох через рот – кашель, а резкий выдох через ноздри – это чихание. Центр, который регулирует защитные рефлексы находится в продолговатом мозге.

    Мотивация учебной деятельности:

А сейчас давайте проверим, как Вы заботитесь о своей дыхательной системе.За каждый правильный « да» ставим 1 балл, а за ответ « нет» - 0 баллов

    Любите ли Вы петь?

    Часто ли Вы поете?

    Играете ли Вы на духовом инструменте?

    Делаете ли Вы ежедневно утреннюю гимнастику?

    Занимаетесь ли Вы каким-то видом спорта?

    Имеете ли Вы вредные привычки?

4 – 6 баллов. Вы следите за собой. Ваши органы дыхания развиты хорошо.

0 – 3 балла. Вам следует лучше позаботиться о своих легких. Задумайтесь над тем, что ничего не ценится так дорого, как здоровье!

Медики настойчиво советуют как можно чаще и громче петь. По мнению ученых и врачей, которые занимаются изучением легочных функций, пение благоприятствует на только увеличению объема легких, но и укреплению мускулатуры груди. Исследования, которые провели среди певцов разноговозраста, которые выспупают в опере, показали, что органы дыхания у артистов не менее развиты, чем у пловцов и йогов.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач

    Изучение нового материала:

Гигиена дыхания

О необходимости гигиены дыхания хорошо и метко сказал

В.В. Маяковский:

Нельзя человека закупорить в ящик

Жилище проветривай чище и чаще!

Работа в парах:

Составление правил гигиены дыхания

Дыхание должно быть ровным и размеренным

Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом

Желательно заниматься физкультурой

Необходимо быть на свежем воздухе 2 - 3 часа

Дышать необходимо через нос

Чихая и кашляя, следует прикрывать нос и рот носовым платком

Необходимо делать регулярную влажную уборку

Для правильного дыхания большое значение имеет красивая осанка

Заболевания органов дыхания и их профилактика

Какие факторы могут оказывать негативное влияние на организм человека?

Курение

Болезни: рак легких, туберкулез и др.

Попадание посторонних предметов в дыхательные пути, травмы, удушение

Экологическое загрязнение атмосферы, химическое поражение дыхательных путей

Вирусы: грипп, ОРВИ, корь

Бактерии: бронхит, пневмония, и др.

Аллергия на пыль, шерсть животных: бронхиальная астма. Аллергический ринит

Заслушивание сообщений учащихся

Составление схемы «Болезни органов дыхания »

Рак легких

Насморк, ринит

Туберкулез

Заболевания органов дыхания

Дифтерия

Пневмония

Бронхиальная астма

Рассказ учителя

Народные методы лечения болезней органов дыхания, использование горчичников, банок и компрессов

Понятие о клинической и биологической смерти

Рассказ учителя с элементами беседы

Демонстрация « Действия при нарушении дыхания» на экране (диск к учебнику, слайд №11)

Понятие о реанимации

Рассказ учителя

Первая помощь в случае остановки дыхания

Демонстрация « Техника искусственного дыхания», « Первая помощь при утоплении» на экране (диск к учебнику, слайд №7, 12

Работа в группах по учебнику стр. 103 – 104

Группа 1 – искусственное дыхание в положении на спине

Группа 2 – искусственное дыхание в положении на животе

Группа 3 – искусственное дыхание « изо рта в рот»

Группа 4 – искусственное дыхание « из рта в нос»

Группа 5 – непрямой массаж сердца

    Закрепление изученного материала

Работа в группах игра « Кто быстрей»

Группам раздаются задания в карточках

Задание. Выберите из приведенного списка те признаки заболевания, которые соответствуют болезням, приведенным в таблице, и впишите в таблицу соответствующие им буквы

Признаки заболевания

А. Нарушение носового дыхания, выведение из полости носа слизи, боль в лобной части головы

Б. Вызывает воспаление органов дыхания, кашель, насморк

В. Острое воспаление слизистой оболочки зева, боль во время глотания

Г. Чаще поражаются легкие, возбудитель активизируется в случае плохого питания, антисанитарных жилищных условий

Д. Поражает слизистую оболояку горла, а яд возбудителя может вызвать отравление всего организма

Е. Першение в горле, сухой кашель

Ж. Внезапное повышение температуры, ухудшение состояния, появление отдышки, сильная боль в груди

З. Периодические приступы удушья и кашля

И. Длительный выматывающий кашель, боль в груди, повышение температуры

Болезнь органов дыхания

Признаки болезни

    Ангина

    Грипп

    Туберкулез

    Дифтерия

    Трахеит

    Бронхит

    Пневмония

    Бронхиальная астма

    Гайморит

    Рефлексия: Подумай и ответь на вопросы:

1. Все ли ты успел на уроке?

2. Если « да», то доволен ли ты уроком?

3. Если « нет», то хочешь выяснить почему? Давай поговорим о том, как исправить положение дел

VII . Итог урока:

- Понадобятся ли Вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Сможете ли Вы оказать первую помощь потерпевшему?

Выставление оценок за урок

    Домашнее задание: Изучить параграф 23, ответить на вопровсы, выполнить задание « Подумай» на стр. 107 учебника, выполнить задания «Тренажера» на диске к учебнику






Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Грипп Вирусная инфекция Воздушно – капельный Повышение температуры. Головокружение Потеря аппетита. Иногда – носовое кровотечение, рвота. Антибиотики и другие препараты не помогут, так как не действуют на вирус. Интерферрон. Постельный режим. Горячее питье. Профилактическая прививка. Оксолиновая мазь. Интерферрон.


Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Острый бронхит Респираторные вирусы Сильный кашель с мокротой. Повышение температуры. Одышка. Антибиотики. Средства от кашля. После падения температуры Можно ставить компресс и делать ингаляции. Нельзя переохлаждаться. Своевременное лечение инфекций дыхательных путей.


Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни. Причины.Пути передачи Симптомы.Лечение Профилактика Хронический бронхит Длительное воздействие на слизистую оболочку бронхов вредных примесей (табачный дым, выхлопные газы, производственные загрязнения). «Запущенный» острый бронхит. Небольшой кашель с мокротой. Хроническое заболевание. Средства против кашля лишь ненадолго устраняют кашель. Отказаться от курения. Не запускать лечение острого бронхита. Сменить вредное производство.


Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы ЛечениеПрофилактик а Бронхиаль ная астма Контакт с аллергеном. Острые заболевания органов дыхания. Ангина. Физические и психические травмы. В отдельных случаях – введение глобулина и профилактические прививки. Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения. Дыхание учащается. Нередко повышается температура тела. Специальные ингаляторы, назначенные врачом. Диспансерное наблюдение. Здоровый образ жизни: соблюдение режима труда и отдыха с достаточным пребыванием на воздухе. Рациональное питание. закаливание. Занятие спортом.


Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика ОРЗВирусы. Бактерии. Воздушно - капельный Повышение температуры. Насморк. Покраснение слизистой глаз. Ангина. Пневмония. Антибиотики на вирус не действуют. Постельный режим. Симптома точное лечение. Жаропонижа ющие. Вакцинация. Для профилактики вируса группы А можно использовать ремантадин.


Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Пневмония Вирусы пневмо- и стафилококки Другие микро организмы. Озноб. Высокая температура. Боль в грудной клетке при дыхании. Иногда кашель со слизисто- гнойной мокротой. Антибиотики. Общеукрепля ющие препараты. Стационар. Своевременное лечение ОРЗ. Исключить переохлаждение.


Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Туберкулез Бактерия – палочка «Коха». Воздушно – капельный. Бытовой: посуда, мочалка, дверная ручка и др. Кашель с серой мокротой. Длительное, ежедневное, незначительное повышение температуры. Специальными препаратами в стационаре. Ежегодное флюорографическое обследование. Соблюдение личной гигиены. Профилактические прививки.


Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика. Рак легкого Опухоль на покровном эпителии, вследствие действия курения или канцерогенов На ранних стадиях – никаких. Позднее – упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты. Боль в груди. Одышка. Хрипы в легких. Охриплость голоса. Потеря аппетита и/или веса. Зависит от размеров и стадии, а также от общего состояния больного. Стандартные методы – облучение, химиотерапия, операция. Правильное питание (овощи, фрукты, витамины). Занятие спортом. Отказ от курения.














Тема: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Цель : познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов

дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами

дыхания.

Задачи:

Образовательные:

а) углубить и закрепить ранее полученные знания о строении

органов дыхания и их функциях.

б) познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы

органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде

и правилами дыхания.

Развивающие:

а) сформировать гигиенические правила дыхания.

б) активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к предмету, за счёт использования новых технологий.

в) развивать навыки работы за ПК, самостоятельно находить нужную

информацию из интернета.

Воспитательные:

а) воспитывать интерес к познанию собственного организма.

б) продолжить воспитание негативного отношения к вредным

привычкам.

Тип урока : комбинированный

Оборудование:

Компьютер, проектор, компьютерные презентации,

обучающий диск, индивидуальная

маска, стеклянные сосуды.

План урока:

    Организационный момент. (1-2 мин)

    Проверка домашнего задания. (10 мин)

    Изучение нового материала (25 мин)

    Закрепление (5 мин)

    Итог урока (2 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

    приветствие; Здравствуйте ребята! – Садитесь!

    подготовка аудитории к работе;

    наличие учащихся в классе.

2. Проверка знаний учащихся.

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

Ответить на тестовые задания

Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

    Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
    А) хрящевые пластинки
    Б ) хрящевые полукольца

    Альвеолы – это
    А) разветвления трахеи
    Б ) лёгочные пузырьки
    В) выпячивания лёгочных пузырьков

    В каких отделах мозга находится дыхательный центр
    А) в среднем мозге
    Б) в мосту
    В) в продолговатом мозге

    При вдохе
    А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
    Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

    Орган, в котором образуются звуки
    А) носоглотка
    Б) гортань
    В) трахея

    Наиболее крупный хрящ гортани-
    А) щитовидный
    Б) надгортанник

Биологический диктант.

1. Орган дыхательной системы, согревающий, увлажняющий и обеззараживающий воздух.

2. Мельчайшие бронхи.

3. Орган дыхательной системы, отвечающий за формирование звука.

4. Плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхательных движениях.

5. Воздухоносных путь, состоящий из хрящевых полуколец.

6. Часть гортани, защищающая вход в трахею.

7. Пленка, покрывающая легкие?

8. Орган дыхательной системы, соединяющий носовую полость с гортанью.

9. В каких органах дыхательной системы происходит активный газообмен?

10. Полость между легкими и грудной клеткой.

Ответы:

1. Носовая полость.

2. Бронхиолы.

3. Гортань.

4. Диафрагма.

5. Трахея.

6.Надгортанник.

7. Плевра.

8. Носоглотка.

9. Легкие.

10.Плевральная.

3. Изучение нового материала.

Итак, приступим к рассмотрению новой темы.

    Воздух, которым мы дышим.

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Каким воздухом мы дышим?

Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Летом 2002 года над Москвой стоял очень густой смог почти в течение месяца. Смог может представлять угрозу для жизни животных и человека. В декабре 1952 года над Лондоном стоял очень плотный смог, который привёл к тому, что огромное количество людей заболели бронхитом, многие пострадали от отравления газами. Наиболее чувствительными к смогу оказались мужчины старше 45 лет и дети. 4,5 тыс. человек погибли от отравления газовой смесью. Особенно опасным смог оказался для людей, страдавших сердечно-сосудистыми и дыхательными расстройствами.

    Болезни органов дыхания.

Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

Вопросы к учащимся:

    Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовые полости?

    Почему, за счёт чего воздух в полости носа согревается и увлажняется?

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – этоострый бронхит . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Вопрос к учащимся: Известны ли вам симптомы (признаки) этого заболевания?

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол.

Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Бронхиальная астма часто сопровождается сухим кашлем и затруднённым выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу

    Болезни, вызванные курением.

А теперь поговорим о болезнях, связанных с курением. Но прежде прослушаем информацию журналиста об истории возникновения курения

«Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо тем, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом».

Впервые связь между курением табака и некоторых заболеваний органов дыхания была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит ядовитые вещества, являющиеся канцерогенными для организма. Всего около 400 веществ губительных для организма человека содержится в табаке.

Самым вредным из них является никотин . Он имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием.

Демонстрация опыта .

Описание опыта . К резиновой груше подсоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помещается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке и присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой груши выкуривается (резиновую грушу, стеклянную и резиновую трубки можно заменить обычным медицинским шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится тёмно жёлтой. Примерно то же самое происходит и в органах дыхания, когда человек курит.

Рассмотрим наиболее распространённые болезни органов дыхания, возникающие главным образом из-за курения табака.

Рак лёгкого – одно из наиболее распространённых злокачественных новообразований (опухолей)

Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет лёгкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива.

Рак лёгкого наиболее часто встречается у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Курильщики заболевают в 10-20 раз чаще, чем некурящие. Группу наибольшего риска составляют люди, которые начали курить в молодом возрасте. Чаще всего заболевания встречаются в промышленных районах, где экологические условия далеки от совершенства. К сожалению, симптомы болезни на ранних стадиях не проявляются. Наиболее характерны кашель, похудание, боль в груди и спине, одышка.

Для курильщиков также характерно такое заболевание как хронический бронхит .

Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается более 2-х лет. Также хронический бронхит (пылевой или токсический) может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью или химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается лёгочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя в свою очередь приводит к нарушению сердечной деятельности, что нередко является причиной смерти на поздних стадиях заболевания.

Пассивное курение.

Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака.

Гигиена дыхания

Гигиена дыхания – это простые и понятные правила, которые нужно соблюдать, чтобы дыхание оставалось здоровым.

Гигиена дыхания необходима, во-первых, для сохранения энергичного и работоспособного состояния, во-вторых, как профилактика заболеваний органов дыхания. Правила гигиены дыхания просты и понятны.

1. Дыхание в покое должно быть лёгким и ритмичным, желательно, брюшным и с частотой 8 - 12 вдохов-выдохов в минуту. Во время движения или физической работы обращайте внимание на возникновение прерывистости дыхания или одышки, снижая в этом случае нагрузку или переходя к отдыху.

2. Дышать нужно только через нос, причём нос держите всегда чистым.

3. Дыхательные пути необходимо держать максимально свободными: напряжённая шея, стиснутые зубы, плотно прижатый язык, как и сдавленная грудная клетка, существенно затруднят работу ваших дыхательных механизмов, создадут ненужные напряжения в теле, ухудшат состояние кожи и .

4. Старайтесь часто бывать в местах, где много растений (это не обязательно лес) и, поэтому, воздух там чист и свеж. В таких местах легче всего соблюдать гигиену дыхания, можно заниматься медитацией на дыхании, использовать полное дыхание и т.д.

5. Не курите и не находитесь длительное время в прокуренной комнате.

6. Не бегайте рядом и не ездите на велосипеде по интенсивно используемым дорогам. Загрязнённый воздух и так не соответствует правилам гигиены дыхания, тем более не нужно увеличивать его потребление организмом. После пребывания в таких местах полезно сделать цикл очистительного дыхания.

7. Уровень пыли в помещении, как правило, намного превышает уличный, поэтому помещение, в котором вы находитесь долго, обязательно должно хорошо проветриваться. Не желательно использование в помещении кондиционеров без увлажнения воздуха (увлажнителей или регулярной влажной уборки), так как излишне сухой воздух не менее вреден для дыхания, чем пыль.

8. , старайтесь не допускать хронических заболеваний дыхательных путей и органов дыхания. Не запускайте такие болезни, если у вас они уже есть.

9. В ситуации переохлаждения (например, мокрых ног) старайтесь разогреться движениями или чередующимися статическим напряжением и расслаблением мышц для улучшения кровообращения.

5. Закрепление.

Выбрать верное утверждение.

    туберкулёз легко вылечивается

    туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался

    туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха

    причина пневмонии – пыльца растений

    пневмония – это воспаление лёгких

    астма – аллергическое заболевание

    хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков

    пассивный курильщик – это курящий человек

6. Домашнее задание.

§41

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека. И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». И перефразировав известную пословицу, добавлю: «Береги платье сызнова, а здоровье смолоду!».

Урок закончен. До свидания.

Заболевания органов дыхания:

Туберкулез легких. Заражение происходит в основном воздушно-капельным путем, заразиться может любой человек. Профилактическими мерами служат качественное питание, повышение защитных сил организма, закаливание. Туберкулезы почек, суставов и костей характеризуются болью в области поясницы. Поражают почки, позвоночник и суставы соответственно. Профилактикой туберкулеза служит флюорография, БЦЖ и реакция манту.

Врожденные спайки гортани. Пленки образуются до рождения и лечатся только с помощью оперативного вмешательства.

Плеврит. В легких накапливается гной, который поражает ткани легкого, возникают кровотечения и затруднения в процессе дыхания. Для излечения больного оперируют.

Воспаление легких или пневмония – это инфекционное заболевание, которое сопровождается отеком слизистых и анемией, поскольку организм не может принять нужное количество кислорода. Первым этапом лечения пневмонии является ликвидация отека и борьба с микробами с помощью антибиотиков.

Профилактикой многих заболеваний органов дыхания могут послужить ингаляции. Ингаляцией называется процесс вдыхания горячих паров, насыщенных легкоиспаряющимися лекарственными веществами. Лучшими веществами для ингаляций служат растения. Их испарения обеззараживают, обладают противовоспалительными и ранозаживляющими свойствами. Сейчас существуют современные ингаляторы, процесс ингаляции в которых производится с помощью холодного пара. Эти ингаляторы имеют компактный размер и позволяют применять их, как в лечебных учреждениях, так и в домашних условиях. В ингалятор можно добавлять специальные лекарства, настои лечебных трав для усиления лечебного эффекта и ускорения процесса выздоровления.

Как ни странно, нокомнатные растения не только выделяют кислород и поглощают углекислый газ, но и удерживают значительное количество вредных веществ, способных вызвать заболевания органов дыхания. Лучшим в этом смысле признано растение хлорофитум. Ученые рекомендуют использовать его в загрязненных помещениях.

При заболеваниях дыхательной системы нет лучшего средства, чем вдыхание аромата сосны и можжевельника . Воздух в можжевеловых и сосновых лесах практически стерилен. Прогулки по таким лесам доступны не всем, но эфирные масла этих растений может позволить себе приобрести каждый. Такая процедура создает микроклимат, который благоприятен для людей, страдающих заболеваниями дыхательной системы. Вдыхание воздуха, насыщенного парами этих растений, не только способствует процессу выздоровления, но и снижает риск повторных заболеваний. Использовать ароматические масла можно, добавляя их в воду при купании и принятии ванны, вдыхая с помощью специальных приспособлений - аромоламп, добавляя в небольших количествах для ингаляций.

38. Заболевания органов зрения и слуха и их профилактика

Зрение - важнейшая функция нашего организма. С помощью наших глаз мы получаем 90% информации об окружающем мире. Поэтому зрение можно назвать бесценным даром природы, который необходимо беречь и постоянно заботится о нём. Снижение вредного воздействия, постоянный контроль за состоянием зрения, следование общим рекомендация по сохранению здоровья глаз, предотвращение травм поможет Вам сохранить зрение на долгие годы.

Для профилактики развития патологий органа зрения рекомендуется:

1. Режим освещения . Зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света либо настольной лампы 60-100 Вт. Не рекомендуется использовать лампы дневного света.

2. Чередование зрительных и физических нагрузок. Рекомендуется чередовать зрительные нагрузки с активным отдыхом.

3. Гимнастика для глаз. Через каждые 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз (см. раздел "Гимнастика для глаз").



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх