Расстановка по Хеллингеру… Или очень быстрый способ избавиться от своих проблем. Системные расстановки берта хеллингера

Семейные расстановки по Берту Хеллингеру, появившиеся более 30 лет тому назад, приобретают все большую популярность во всем мире. Те, кто испытал на себе действие расстановок, поражены их эффективностью и исцеляющей силой. Многие называют их чудом, которое перевернуло и изменило к лучшему всю их жизнь. Больным они помогли приобрести здоровье, одиноким – найти любовь, бизнесменам – приобрести больше денег. Расстановки помогают определить истинные причины любых болезней и проблем, установить в семьях покой и радость, а в жизни – гармонию, восстанавливают отношения с окружающими, помогают найти счастье и удачу, устраняют негативные программы и отрицательное влияние других людей, помогают избавиться от сглаза и порчи, улучшить самочувствие.

Метод расстановок по Хеллингеру очень популярен во всем мире, и с каждым годом все больше людей проявляет к нему живой интерес. Эта популярность неслучайна. Расстановки позволяют корректировать карму рода и семьи, избавляют от родовых проклятий, помогают восстановить связи с предками, способствуют расширению сознания и росту духовности. Практически это ритуальная работа с тонкими энергиями с применением древних шаманских, суфийских, йогических и даосских техник.

Системные расстановки – это мощный эффективный метод решения различных проблем, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни. С их помощью можно разрешить проблемы в браке и воспитании детей, на работе и во взаимоотношениях с родителями, улучшить здоровье и излечить депрессию. Они помогают найти любовь, прожить более полноценную и счастливую жизнь. Этому методу подвластен огромный спектр проблем в силу того, что все они решаются не на индивидуальном уровне, а на уровне семьи и рода.

С помощью расстановок можно наладить отношения в семье, избежать разводов, сложностей и измен, найти выход из сложной жизненной ситуации, понять причины болезней, принять смерть близкого человека, проститься с ним, избавиться от фобий, страхов, тревоги. Наладить отношения с близкими, улучшить связи с родными, с детьми, в том числе с приемными и особенно с так называемыми «трудными» подростками. Расстановки помогают при бесплодии, алкоголизме, наркомании. Решают финансовые проблемы и вопросы профессиональной реализации, конфликты в бизнесе. Помогают сделать правильный выбор, освободиться от повторения чужой судьбы, разобраться в себе, выйти из черной полосы в жизни, изменить ее к лучшему.

В результате многолетних исследований немецкий психиатр и богослов Берт Хеллингер обнаружил, что предки передают нам свою информацию, передают по наследству судьбу, определенным образом нас «кодируют», поэтому их судьбы нередко проигрываются в нашей собственной жизни. Во время рождения мы подключаемся к коллективному полю рода, попадаем в предопределенную цепочку связей и зависимостей, которая уже сложилась в роду. Многое, что накоплено предками, родителями, бабушками и дедушками, может проиграться и в нашей судьбе.

Причем вместе с рождением мы получаем одновременно и хорошее, и плохое наследство. С одной стороны, прожившие праведную жизнь предки являются нашими духами-хранителями, которые призваны оберегать нас от опасностей и помогать справляться с трудностями. Но если среди наших предков есть «тревожные», неуспокоенные и обиженные, они передают нам груз своих проблем, которые мы несем на себе всю жизнь.

Особенно тяжкой бывает судьба тех, чей род скрывает какую-то ужасную тайну или семейный секрет. Например, бабушка скрывает, как и где умер дед, или все дружно молчат о том, что дядя сидит в тюрьме. Чем больше секретов, тем сильнее отрицательное воздействие на семью. Любая глубоко скрываемая семейная тайна продолжает угнетать семью через века и десятилетия и оказывает отрицательное воздействие на новое, вновь рождающееся поколение.

Практически каждый новорожденный появляется на свет с определенной «программой» и набором ожиданий, которые связаны с его рождением. Неважно, эта программа сказана явно или остается невысказанной, будет подразумеваться «по умолчанию» или храниться в строгой тайне, – род, семья, родители, семейный контекст изначально определяют как жизнь ребенка, так и смерть, брак или безбрачие, профессию или призвание, его настоящее и будущее. Не случайно римляне говорили: «Мертвые хватают живых».

Мы привыкли думать, что многие наши страхи, личные переживания, болезни и несчастья являются нашей личной проблемой, но на самом деле мы никогда не одиноки, с нами всегда – весь наш род, вся наша семья – мама и папа, бабушки и дедушки, дальние и близкие родственники. Это целая иерархическая лестница родных, большое родовое дерево или огромное энергетическое поле, воздействующее на нашу индивидуальность.

Это поле является системным, то есть состоящим из нескольких частей, находящихся в резонансе друг с другом. Его части связаны и соединены друг с другом. То, что происходит с одной частью системы, обязательно влияет на другую часть системы – неважно, это сильное влияние или слабое. Если происходит движение в одной части энергетического поля, через какое-то время следуют изменения в другой. То, что касается одного члена системы, так или иначе затрагивает всех.

Таким образом можно сделать вывод, что каждый живой организм – от человека до семьи и даже рода – можно рассматривать как системы, составляющие энергоинформационное поле. Хотя открытие понятий Поля и Системы было сделано еще в начале 20 века, эта теория не применялась к человеку или роду. Ситуация стала меняться в 1956 году, когда все живые организмы, начиная с органической клетки, стали рассматривать как системы. Затем теория систем включила в себя самого человека, его семью, а впоследствии даже экономику страны и экологию планеты.

Хеллингер объединил все знания о поле, системах и роде и нашел новые практические методы, исцеляющие человека, которые с каждым годом получают в мире все большую популярность. Этот удивительный человек в возрасте 10 лет оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене, а в 1952 году принимает сан священника, и его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В 1971 году он выходит из Ордена, слагает с себя сан священника и возвращается в Германию, где сразу же поступает в Мюнхенский Психоаналитический Институт.

В дальнейшем он изучает и практикует современные ему методы психотерапии, такие, как первичную терапию Артура Янова, трансактный анализ Эрика Берна, недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Франка Фарелли, гештальт-терапию Перлза, удерживающую терапию Ирены Прекоп, а также НЛП у Гундля Кучеры и семейную терапию у американцев Лесли Кадиса и Рут МакЛендон. Именно у последних появились прообразы первых семейных расстановок, которые впоследствии стали визитной карточкой Берта Хеллингера и теперь уже прочно ассоциируются с его именем. Хеллингер изучил все современные методы психотерапии, но остановился именно на методе семейных расстановок потому, что посчитал его самым эффективным.

Семейные расстановки – это процесс воздействия на энерго-информационное семейное поле, которое содержит в себе все знание о развитии этой семьи и ее предках. В результате этого процесса меняется и физическое состояние человека, и его эмоции, характер и события, то есть его судьба. Если влиять на поле, можно оказать воздействие на человека и всех членов его семьи. В результате расстановки у клиента возникает новое представление о своей семье и новый, более гармоничный образ семейных отношений, который будет «работать» независимо от него самого. Точно так же, как старый образ семьи влиял и подсознательно воздействовал на клиента, точно так же будет действовать теперь новый.

Хеллингер обнаружил, что род и семья порой влияют на нас так сильно, что мы не можем жить своей жизнью. Вместо того, чтобы быть свободной личностью внутри семьи, мы повторяем судьбу своих предков и настолько сильно связаны с родителями, что не можем жить нормально. Это как тяжелый груз, который прижимает нас к земле и не дает идти по жизни дальше. Зато правильные отношения с родом дают силу и энергию. Чтобы освободить человека от этого тяжелого груза, необходимо провести семейную расстановку.

В нашем центре Арта проводит расстановки духовный целитель, семейный системный терапевт и парапсихолог Александр Малхасянц. Он помогает людям в самых сложных жизненных ситуациях, излечивает депрессию, неврозы, возвращает жизненную силу и веру в себя. Он занимается эзотерикой и биоэнергиями более 30 лет. Начал практические занятия еще в бывшем СССР, тогда, когда эти науки были запрещены. Он является создателем и директором Канадского астропсихологического и эзотерического Центра Арта, где он преподает духовную психологию. Он учит техникам избавления от болей и недугов и решению проблем, работе с подсознанием, умению управлять энергией и организмом в целом, помогает защититься от стрессов, укрепить память, создать прекрасные отношения с другими людьми, добиться стабильности, покоя, успеха, молодости, гармонии и счастья.

Именно Александр, получивший посвящение в результате личного общения с суфийским Учителем и контактов с Обществом Рерихов в Москве, занялся объединением своих знаний в разных областях и разработал особую духовную интегральную систему, которая соединяет в одно целое астрологию, психологию и духовные, эзотерические, оккультные учения. В ее основу легли современные психологические учения, среди которых – системные семейные расстановки немецкого психолога и богослова Берта Хеллингера, аналитическая психология Карла Юнга, духовные озарения основателя французской Школы Психоантропологии Идриса Лаора, холодинамика Вернона Вульфа, НЛП Ричарда Бандлера, провокационная терапия Фрэнка Фарелли, гештальт-терапия Франца Перлза, психодрама Якоба Морено, гуманистическая психология Карла Роджерса, семейная психотерапия Вирджинии Сатир, различные восточные учения – индуизм, йога, суфизм, теософия Е.Блаватской, антропософия Р.Штайнера, Агни-Йога, учение Карлоса Кастанеды, а также астрология и карты Таро.

Свою теорию Александр разработал совместно с ведущим авестийским астрологом Северной Америки, ученицей Павла Глоба, членом международного Общества геокосмических исследований, парапсихологом и писателем Анной Фалилеевой. Анна занимается астрологией и психологическими консультациями около 20 лет и имеет огромный опыт работы с многочисленными клиентами со всего мира. Для нее помогать людям, дарить радость и уверенность в завтрашнем дне, исцеление души и тела – обычная каждодневная работа. Благодаря участию астролога только в центре Арта семейные расстановки проводятся на основе изучения индивидуального гороскопа, что очень помогает сделать их еще более эффективными и действенными.

Семейные консультанты центра Арта около трех лет обучались системным расстановкам у ведущих расстановщиков мира – и у тех, кто стоял у истоков – создателя метода Берта Хеллингера и его последователей – Гюнхарда Вебера, Штефана Хаузнера, Урсулы Франке, знаменитого французского духовного Учителя и специалиста по расстановкам Идриса Лаора, у крупнейших расстановщиков в Америке и Канаде – Марка Волина, Сьюзи Такер и Клер Дегенез.

Вот отзывы людей, которые побывали на расстановках в Центре Арта. Пишет Сара М., которая не могла понять, почему ее бросают мужчины: «Наверное, не было такого дня, чтобы я с благодарностью не вспоминала то, что произошло со мной на расстановке. Она заставила меня о многом задуматься, обратиться к своему роду, поговорить с родителями, многое выяснить и понять. Я стараюсь делать все так, как мне посоветовали на расстановке, и вижу, что многое меняется, особенно в моей личной жизни. У меня есть парень, мы встречается уже больше шести месяцев и собираемся пожениться. Все произошло именно так, как вы мне предсказывали. Еще раз – спасибо!»

Татьяна Б. всю жизнь страдала от того, что у нее не было контакта с родителями. Они отвергали ее, она – их. В центр Арта она пришла в состоянии глубокой депрессии и убежденностью, что ее жизнь не сложилась и уже не сложится никогда. Однако расстановка полностью поменяла ее представление о себе и о мире и способствовала примирению Татьяны с родителями: «Дорогие Анна и Александр! Спасибо вам огромное за участие, за ваши знания и готовность помочь. Я даже не представляла себе, что можно увидеть, как чувствуют себя твои родители, увидеть со стороны себя и весь свой род. Эта картина все еще стоит у меня перед глазами! Благодаря расстановке я все поняла и готова делать все, чтобы изменить свою судьбу, свою карму».

Иногда люди сталкиваются с такими проблемами, которые, как кажется, передаются в семье из поколения в поколение. И даже академическая психология оказывается бессильна в их решении. Если вы столкнулись с чем-то подобным, то обращаться к бабушкам или гадалкам вовсе не обязательно.

Научное исследование подобных проблем провел известный немецкий философ, психотерапевт Берт Хеллингер (р. 1925). В результате своих исследований, он разработал метод, с помощью которого можно решать сложные задачи, выходящие за пределы одной человеческой жизни. Этот метод называется – системные расстановки.

Термин, введенный Бертом Хеллингером — familien-stellen, с немецкого языка переводится как «семейная расстановка». Иногда этот метод называют также системные или организационные расстановки.

Часто метод Хеллингера представляют как развесистое родовое дерево, потому что в нем работа ведется с незавершенными задачами, имеющими корни в семейной истории. Эти процессы из прошлого вовлекают ныне живущих членов семьи в то, что было давно. Потомки оказываются в переплетении с судьбами всех предыдущих поколений.

Основное положение данного метода заключается в том, что человек своими корнями уходит далеко вглубь истории. Мы не можем отказаться от опыта, который наши предки накапливали и передавали друг другу. Он слишком ценен, именно благодаря этому опыту наш род выжил. Этот опыт передается от родителей к детям, и вместе с ним часто передаются нерешенные задачи, внутрисемейные конфликты и какие-то странности поведения, которые сложно объяснить, потому что они уже потеряли свой контекст.

Метод семейных расстановок занимается восстановлением этого контекста для более глубокого понимания ситуации и проблемы, с которой столкнулся человек. И самое главное, для поиска решения этой проблемы.

В основе расстановок лежит метод психодрамы, дополненный методом заместителей, людей, которые помогают восставить утерянный контекст. Они могут играть роли отсутствующих или умерших членов семьи. Такой метод применяла в своей работе психотерапевта Вирджиния Сатир.

Хеллингер существенно обогатил его, добавив в него феноменологический подход. Данный подход означает ценность субъективного восприятия действительности над самой действительностью. То есть, если человек переживает о том, что его в детстве оставляла дома одного мама, то над этой ситуацией и будет вестись работа, хотя на самом деле она, может быть, оставила его одного один раз на 5 минут, думая, что он спит. Но чувства участника расстановки важнее того, что происходило на самом деле. Работа ведется именно с чувствами, хотя и реальный контекст ситуации при этом восстанавливается.

Когда может помочь метод системных расстановок?

Расстановки работают с семейными переплетениями. Но что такое семейные переплетения? Это сложные, запутанные жизненные ситуации, которые иногда невозможно объяснить с точки зрения действительности. Если ситуация, происходящая с человеком, не имеет реального логического объяснения, то это можно считать семейным переплетение. Вот несколько примеров таких ситуаций:

1) человек много и тяжело работает, но его труд приносит мало денег;

2) привлекательная и умная девушка не может выйти замуж;

3) несмотря на здоровое питание и правильный образ жизни, по необъяснимым причинам появляются тяжелые болезни;

4) человек чувствует, что должен помогать детям, оставшимся без родителей, несчастным, бездомным, или чувствует какой-то долг перед другими людьми, хотя на самом деле лично он ничего у них не брал.

Нередко испытываемые нами чувства не соответствуют действительности, например:

1) необъяснимый страх, страх нападения, хотя на вас в жизни ни разу не нападали;

2) постоянная тревога, без явных поводов и причин;

3) ревность, не имеющая под собой оснований;

4) беспричинная грусть.

Все эти ситуации не случайность, а переплетения, которые имеют корни в судьбах наших предков. Это они что-то не разрешили в своей жизни, совершили ошибки, недолюбили. И эти ощущения иногда через слова и рассказы, иногда невербально, на уровне ощущений передались нам от родителей или других родственников. В итоге мы частично живем не свою жизнь, решаем не свои задачи. Но каждый из нас может стать счастливым. Для этого нужно понять и распутать свои семейные переплетения и начать жить своей жизнью.

Законы, работающие в семейных переплетениях

Причины появления семейных переплетений могут быть очень разными, но есть три порядка (закона), по которым развивается и живет семейная система:

1) баланс (равновесие) между «брать и отдавать»;

2) иерархия в системе (старший — младший);

3) принадлежность к системе.

Любое нарушение этих законов приводит к проблемам в жизни (задачам, требующим решения). Например, если одна из сестер, вырастая, берет на себя ответственность за всю семью, отодвигая на второй план родителей, то есть все основания для возникновения семейного переплетения.

Оно может иметь причины в прошлом. Но оно с большой долей вероятности скажется и в будущем, в жизни детей этой сестры, а также других молодых членов этой семьи. Вот почему очень желательно найти причины возникновения такой ситуации и распутать их по возможности быстрее.

Что происходит на тренингах по системным расстановкам?

Терапия происходит в группах, где есть договор на совместную работу и определенный уровень доверия. При этом человек, работающий в расстановках, может быть откровенен настолько, насколько ему комфортно.

Он излагает суть проблемы и для ее решения выбирает других людей, которые играют роли его близких людей, сотрудников на работе и так далее. Уже на данном этапе люди начинают включаться в проблемную ситуацию и испытывать какие-то чувства, которыми могут делиться.

Само название отражает суть работы в методе Хеллингера: собравшихся участников размещают в комнате, в соответствии с тем, какое место в сознании он занимает в сознании основного участника расстановки. Этих людей называют «заместители», они рассказывают об испытываемых чувствах и состояниях, что позволяет психотерапевту, ведущему расстановку, распутать взаимоотношения в возникающих конфликтах и неразрешенных ситуациях, выстроить правильную иерархию от старшего к младшему.

Прорабатываются разные уровни восприятия человека (зрительный, слуховой, духовный (ментальный), эмоциональный). Участники – заместители перемещаются в поле расстановки, в процесс включаются новые люди. Водящий применяет различные психологические техники, используя свой опыт и интуицию.

Обмен чувствами и мыслями в процессе расстановок, который происходит под руководством ведущего, очень часто сам по себе помогает распутать узел во взаимоотношениях из прошлого или настоящего.

Человек проживает ситуации в расстановке по-новому, в безопасном пространстве, в итоге приобретает новое восприятие и другую позитивную модель поведения. Если по результатам работы для данной системы расстановщик принял верное решение, то это отражается на состоянии участников – они испытывают ровные, спокойные чувства.

В данном методе используется понятие «знающее поле», которого нет ни в одной другой психологической методике. Оно означает, что заместители, каким-то образом подключаются к чувствам и знаниям тех людей, вместо которых они участвуют в расстановках. На практике это может выглядеть совершенно невероятно.

Но если понять, что между участниками группы заключен договор о взаимном участии и взаимопомощи, то все происходящее покажется не таким уж невероятным. Кроме того, в сознании человека, для которого проводится расстановка, присутствуют все ушедшие члены семьи и все чувства, которые они испытывают. И заместители, включаясь в расстановку, так или иначе, чувствуют это содержимое его сознания.

Изредка водящий вводит в расстановку такого персонажа, как смерть. Это необходимо сделать в ситуациях, когда смерть кого-то из близких кажется непонятной, несправедливой или неожиданной или человека мучает чувство вины перед умершим. В таких ситуациях требуется высокий профессионализм ведущего психотерапевта, чтобы пройти точно и бережно. В некоторых из этих случаев, на усмотрение водящего, кроме заместителя умершего родственника в расстановку вводится смерть как факт, имевший место в жизни. Как видите, подход для психологической работы нетрадиционный. И, тем не менее, он очень действенный. Многие, кто разочаровался в психотерапии и психодраме, именно в расстановках смогли найти решение своих проблем.

Заключение

Каждая расстановка неповторима и индивидуальна, она зависит от конкретного человека и его запросов. Важно, что метод этот не требует долгой и серьезной работы, как, например, психоаналитика. За одну расстановку можно разрешить одну серьезную проблему. Если вы опасаетесь участвовать в расстановках, примите сначала участие в роли заместителя. Вы получите уникальный опыт, который также поможет решить накопившиеся у вас проблемы.

В нашей стране метод Берта Хеллингера является эффективным официально используемым психологами методом, признанным Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой. Объем использования расстановок большой – это и педагогика, и бизнес, и медицина, и психотерапия.

Выше описанный метод очень молодой (основан в 1992 году), находится в стадии формирования и постоянного развития, демонстрируя нам большое разнообразие творческих подходов к каждому человеку. В его эффективности большое значение играет профессионализм и опыт ведущего психотерапевта.

Берт Хеллингер и его метод

Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер родился в католической семье 16 декабря 1925 года в Лаймен (Баден, Германия). Он стал широко известен благодаря терапевтическому методу, называемому системно-семейные расстановки. Множество практикующих профессионалов во всем мире продолжают успешно применять и адаптировать метод расстановок к ряду личных, организационных и политических ситуаций.

В возрасте десяти лет Берт Хеллингер покинул родной дом, чтобы учиться в школе при католическом монастыре. Позже Берт был посвящен в духовный сан и послан в Южную Африку в качестве миссионера, где прожил 16 лет. Он был приходским священником, учителем, и, наконец, директором большой школы для африканских учеников, нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

В начале 1960-х годов Берт Хеллингер принимал участие в сериях межрасового экуменического обучения в групповой динамике, проводимых англиканским духовенством. Инструкторы работали с направлением феноменологии - занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, страха и предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Их методы показывали, что есть возможность для примирения противоположностей через взаимное уважение. Однажды, один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для Хеллингера это была не просто философская загадка - остро чувствовал, как нацистский режим жертвовал человеческими существами ради идеалов. «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей”, говорил Берт Хеллингер.

После того, как он оставил свою работу священником, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. Берт Хеллингер изучал философию, богословие и педагогику.

В начале 1970-х годов Хеллингер прошел классический курс обучения психоанализу в Венской Ассоциации психоанализа (Wiener Arbeitskreis für Tiefenpsychologie). Он завершил свое обучение в Мюнхенском Институте по подготовке психоаналитиков (Münchner Arbeitsgemeinschaft für Psychoanalyse) и был принят в качестве практикующего члена в их профессиональную ассоциацию.

В 1973 Берт поехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Он интенсивно занимался изучением групповой динамики, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП.

К 1980-м годам Берт выявил закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На основе сделанных открытий он разработал эффективные методы преодоления семейных конфликтов, которые приобретают все большую популярность, выходя за рамки семейного консультирования.

Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.

Берт согласился записать и отредактировать серию записанного материала с семинаров для немецкого психиатра Гюнтхарда Вебера. Вебер опубликовал книгу сам в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Книгу приняли с энтузиазмом, и она быстро стала национальным бестселлером.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера. Он много путешествует, читает лекции, проводит обучающие курсы и семинары в Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер - особая, знаковая фигура современной психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня, с помощью системной работы по Б.Хеллингеру, можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ставили в тупик даже самых опытных специалистов.


Метод системной расстановки по Хелингеру.

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви .

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений ("организационные расстановки" или "бизнес-расстановки").

С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?

В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.

Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее.

Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт

Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать живем ли мы в согласии с нашей системой или нет.

Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера - совесть и порядки. Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.

Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.

Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.

К этим выводам Хеллингер пришел не только благодаря использованию феноменологического метода, но и благодаря большому практическому опыту, полученному во время расстановок семей.

Удивительным фактом, полученным путем участия в расстановке, является тот факт, что создающееся силовое поле или "управляющая знающая Душа" находит такие решения, которые значительно превышают те, что мы могли бы выдумать сами. Их воздействие гораздо сильнее того, что мы могли бы достичь путем спланированных действий.

С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и, в конце концов, наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.

Сбалансированность "давать" и "брать".

Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Когда равновесие невозможно.

Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботится о своих родителях столько, сколько он считает нужным.

В качестве примера можно привести грузинскую притчу:

Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца: "Ты будешь обо мне заботиться?". "Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец. Та отпускает его, и он летит в пропасть. Такая же история и со вторым птенцом. Третий же отвечает: "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях".

Компенсация в негативном.

Если кто-то причиняет мне зло, и я причиняю ему ровно столько же, то отношения заканчиваются. Библейское "око за око". Если же я причиню ему немного меньше, то этим воздается должное не только справедливости, но и любви. Евангелие: Если тебя ударили по щеке, подставь другую. Иногда, чтобы спасти отношения, сердиться бывает необходимо. Но здесь это значит - злиться с любовью, потому что человеку важны эти отношения.

Для того, чтобы отношения могли продолжаться, существует правило: в позитивном отношении из предосторожности возвращают чуть больше, в негативном из предосторожности - чуть меньше. Если родители делают детям что-то плохое, то дети не могут в качестве компенсации вернуть, сделать им зло. У ребенка нет на это права, что бы ни сделали родители. Для этого слишком велик разрыв.

Однако можно решить проблему на более высоком уровне. Мы можем преодолеть это слепое принуждение к уравновешиванию через плохое при помощи более высокого порядка, а именно - одним из порядков любви. Не просто любви, а более высокого порядка любви, в рамках которого мы признаем и собственную судьбу и судьбу другого, любимого человека, двумя разными независимыми друг от друга судьбами и покоряемся им обеим со смирением.

В процессе расстановки семьи Хеллингер восстанавливает равновесие, тот порядок, который был нарушен в системе. При этом он описывает существующие порядки:

1. Принадлежности . К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:

Ребенок и его братья и сестры;

Родители и их братья и сестры;

Бабушки и дедушки;

Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.

Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.

Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.

Для того, чтобы удачно сложились личные отношения, должны быть выполнены три условия: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Как только в системе появляется кто-то, кто говорит: "У меня больше прав принадлежать к этой системе, чем у тебя", он нарушает порядок и вносит в систему разлад. Если, к примеру, кто-то забывает рано умершую сестру или мертворожденного ребенка, а кто-то, как бы само собой, занимает место прежнего супруга и наивно исходит из того, что теперь у него больше прав на принадлежность, чем у того, кто освободил место, то он грешит против порядка. Потом это часто сказывается таким образом, что в одном или следующих поколений кто-то, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность.

Таким образом, принадлежность нарушается, если человека исключают из системы. Как это можно сделать? Можно сдать в психушку, написать отказ от родительских прав, развод, аборт, эмиграция, пропал без вести, потерян, умер и забыт.

Основная вина любой системы заключается в том, что она кого-то из системы исключает, хотя он имеет право к системе принадлежать, а правом на принадлежность обладают все указанные выше члены рода.

2. Закон целого числа . Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.

Классический пример, связан с моими пациентами из неполных семей. В Российской культуре принято, что после развода дети чаще всего остаются c матерью. При этом отец как бы исключается из системы, и часто мать пытается вычеркнуть его из сознания ребенка. В результате, когда ребенок вырастает, он мало что знает о родном отце, потерявшем право принадлежать его системе. Ситуация может еще и усугубляться тем, что отчим будет пытаться претендовать на место родного отца в душе ребенка. Обычно, такие дети скованы и не уверены в себе, слабовольны, пассивны, имеют трудности в общении с людьми. Ощущение от такого пациента, что у него мало энергии, чтобы чего-то добиваться в жизни, эта энергия должна была бы идти от родного отца и его рода, но она блокирована.

Отсюда задача психотерапии: найти человека, в отношении которого была совершена несправедливость, и восстановить ее, вернуть его в систему.

3. Закон приоритета более раннего . Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.

Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.

Предположим, что мужчина и женщина потеряли своих первых партнеров и у обоих есть дети, а теперь они женятся, и дети остаются с ними в новом браке. Тогда любовь мужа к его детям не может идти через новую жену, а любовь жены к ее детям не может идти через этого мужа. В этом случае любовь к собственному ребенку от предыдущих отношений обладает приоритетом перед любовью к партнеру. Это очень важный принцип. Нельзя привязываться к этому как к догме, но многие нарушения в отношениях, когда родители живут с детьми от предыдущих браков, происходят оттого, что партнер начинает к детям ревновать, а это неоправданно. Приоритет у детей. Если этот порядок признается, то все в большинстве случаев складывается удачно.

Правильный порядок почти неосязаем, и его нельзя провозгласить. Это нечто иное, чем правило игры, которое можно изменить. Порядки неизменны. Для порядка не имеет никакого значения, как я себя веду. Он всегда остается на месте. Я не могу его сломать, сломать я могу только себя. Он устанавливается на долгий или недолгий срок, и подчиняться порядку - это очень смиренное исполнение. Это не ограничение. Это похоже на то, как будто вы входите в реку, и она несет вас. В этом случае есть еще определенная свобода действий. Это нечто другое, чем когда порядок провозглашается.

4. Иерархия семейных систем . Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт.

Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.

5. Родовая совесть . Как личная совесть следит за соблюдением условий привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.

Эта родовая совесть заботится о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена. А может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное.

6. Любовь и порядок . Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.

Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.

7. Интимная сфера . Ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц. Если один из партнеров рассказывает кому-либо о подробностях своей интимной жизни, то это нарушение доверия, ведущее к дурным последствиям. Прежде всего, к разрушению связи. Интимные подробности принадлежат только тем, кто входит в эту связь. Например, недопустимо, чтобы мужчина рассказывал своей второй жене интимные подробности связи с первой женой. Все, что принадлежит интимной связи между мужчиной и женщиной, должно оставаться тайной. Если родители рассказывают обо все своим детям, это оборачивается дурными последствиями для детей. Так, в случае развода ребенка ставят перед фактом, и причины его не касаются. Нельзя и заставлять ребенка выбирать, с кем из родителей ему жить. Это слишком тяжелый для него груз. Лучше, когда ребенок остается с тем из родителей, кто больше уважает партнера, так как эту любовь он сможет передать ребенку.

Если у матери был аборт, то дети ничего не должны об этом знать. Это часть интимной связи родителей. Что касается терапевта, то ему тоже нужно рассказывать только то, что не роняло бы достоинство партнера. Иначе связь разрушится.

8. Баланс . Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.

Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.

9. Инцест . Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если пациент жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.

У члена семьи есть три возможности любовью выровнять баланс:

1. Я тебя так люблю, что ухожу за тобой.
Так, клиентка с бронхиальной астмой рассказывала, что ей было три года, когда ее отец заболел сначала гриппом, потом пневмонией и, в конце концов, умер от пневмонии. После чего она также заболела гриппом и пневмонией и попала в реанимацию с приступом бронхиальной астмы.

2. Я тебя так люблю, что ухожу вместо тебя. Лучше я чем, ты.
Например, дочь не может принять мысль о том, что ее мама скоро умрет и умирает сама раньше матери.

3. Я тебя так люблю, что искуплю твою вину.
Родовая совесть стремится восстановить баланс, заботясь о тех, кто был исключен из системы, о непонятых и забытых, о тех, кому не отдали должное, и о тех, кто мертв.

Если кто-то, кто принадлежит системе, или кто-то, кто должен ей принадлежать, по каким-то причинная исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже или что они ему еще чем-то обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он не выбирал себе это, он не замечает этого, и он не может сопротивляться. Он реанимирует, таким образом, чужую судьбу, судьбу того, кто был исключен, и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится.

Другая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это "прерванное движение к…". Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.

И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть находится в "движении к…", в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми чувствами и симптомами, как в детстве. Например, бронхиальная астма часто является проявлением прерванного движения к матери, и когда у астматика появляется угроза потери близкого человека, часто это возлюбленный (возлюбленная), то он реагирует сильным приступом бронхиальной астмы и попадает в реанимацию.

Это может быть также головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: "Я никогда больше не проявлю слабость", или "Это все равно не поможет"). Вместо того чтобы продолжить "движение к…", пока оно не приведет к цели, человек отходит назад и начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и есть тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и тогда можно спросить, сколько лет этому голосу. Обычно это ранняя неосознаваемая травма.

Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, завершил прерванное тогда "движение к…". В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие "движения к…".

Наилучшим образом эти, и многие другие темы, рассматриваются и разрешаются при практическом участии в системно-семейных расстановках по Хелингеру.

Литература:

Б. Хеллингер. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001г.

Б.Хеллингер. Порядки Любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. Институт Консультирования и системных решений, 2007г.

Статья подготовлена по материалам, найденным в свободном доступе в сети Интернет.

К методу системно-семейных расстановок относятся по-разному, чаще всего либо очень хорошо, либо очень плохо. Понять до конца, что собой представляет этот метод, можно только поучаствовав в расстановках по Б. Хеллингеру.

Человек, бывший участником на системно-семейных расстановках, убеждается в том, что это не просто метод групповой психотерапии. В расстановках много мистики, вещей, которые невозможно объяснить разумно. Они восхищают, удивляют и пугают.

Не все сообщества психологов признают системно-семейные расстановки научным методом психотерапии. Представители православной церкви, а также верующие психологи считают его оккультизмом и мракобесием. Сам автор метода – немецкий психотерапевт Берт Хеллингер (родился 16 декабря 1925 года) относит его к классу духовных практик. Автор разработал не только практический метод, но и целую теорию, поясняющую, почему и как системно-семейные расстановки работают.

Б. Хеллингер интегрировал несколько прогрессивных психологических теорий и вывел на этой основе новые знания. В частности, влияние на формирование теории семейных расстановок оказал транзактный анализ Э.Берна, то есть анализ взаимодействий, состояний, игр, в которые играют люди и их жизненных сценариев. Кроме того, к началу девяностых годов двадцатого века, когда Б.Хеллингер стал применять свой метод, семейная психотерапия уже применялась и была популярна. Психодрама Я.Морено и метод «Семейная структура» В. Сатир также легли в основу учения Б.Хеллингера и во многом схожи с ним.

В 2007 году Б.Хеллингер создал собственную школу, где и сегодня знакомит и обучает желающих с методом семейных расстановок.

Сомнений в том, что семья необычайно важна в жизни человека быть не может . В семье индивид появляется, растет, развивается, воспитывается, обучается, становится личностью. Индивид выживает благодаря семье. Но мало кто смотрит на семью, как на некую систему, хранящую не только знания и отношения настоящего времени, но и родовую память, некое поле рода.

Автор теории и его последователи обнаружили, что проблемы в жизни человека, вне зависимости от того, в какой сфере они возникают, являются последствием семейных травм. Травмы – это беды, случившиеся с семьей человека, причем не только после, но и до его рождения.

Чаще всего негативные события в жизни семьи стараются замолчать или вовсе скрыть . Не хочется вспоминать и рассказывать о тяжелой смерти (убийство, самоубийство, ранняя смерть, аборт), вынужденной иммиграции, разводе, горе-родственнике (алкоголике, отце, бросившем ребенка и тому подобное), периоде, когда семья бедствовала и голодала, о том, что дети не уважают родителей и так далее. Однако все эти события остаются и сохраняются в семейном родовом поле.

По Б.Хеллингеру, источник жизненных неурядиц – сокрытие семейной травмы и/или исключение одного из участников значимого травматического события из системы семьи. Дисбаланс семейной системы приводит к тому, что страдают нынешнее и последующие поколения, не имея возможности осознать причину своих бед.

Работая над личной проблемой в психотерапевтической группе, человек может обнаружить скрытую причину, узнать, что в далеком прошлом стало источником его сегодняшних несчастий и найти выход из сложившихся обстоятельств. После расстановок жизнь изменяется в течение нескольких месяцев кардинально, причем в отличие от других методов психотерапии, посетить группу семейно-семейных расстановок достаточно лишь один раз.

Как осуществляются расстановки по Хеллингеру

Расстановки по Б.Хеллингеру – метод системной семейной терапии, имеющий целью исправление негативных последствий динамических семейных травм.

Проводятся расстановки не только в психотерапевтических группах, но и в форме индивидуальной психотерапии по запросу клиента. Во втором случае участники группы заменяются предметами.

Клиент сообщает свою проблему психотерапевту, находясь в группе, после чего выбираются участники, которые будут «играть роль» членов семьи в расстановках, то есть будут их «заместителями». Далее начинается непосредственно сеанс психотерапии . Психотерапевт регулирует процесс, контролирует действия группы, направляет ход терапии, меняет количество заместителей и так далее.

Участниками семейной системы являются не только кровные родственники, но и люди, связанные с семьей значимыми отношениями. Кроме того, семья – это и ныне живущие, и не рожденные, и умершие люди, вне зависимости от того знает что-либо об их существовании человек или нет.

К семейной системе человека относятся:

  • родители,
  • дети,
  • браться, сестры,
  • супруги, возлюбленные, сексуальные партнеры,
  • другие кровные родственники,
  • люди, оказавшие влияние на семью, состоявшие с одним из ее членов в «отношениях жизни и смерти», это может быть как человек, спасший или существенно улучшивший жизнь кому-либо, так и тот, кто ее сделал невыносимой или отнял.

Получается, что члены психотерапевтической группы принимают на себя роль не только живых, но и мертвых, а также плохих людей (негодяев, насильников, убийц и так далее), участвуя в расстановке. Это во многом объясняет негативное отношение к методу расстановок как к оккультизму и негативному личному опыту, ведь каким-то образом чувства и эмоции чужих людей появляются у заместителя. Например, непросто быть заместителем абортированного ребенка или человека, умершего от голода.

Порядки любви

Проблемы возникают, если один из членов родовой системы нарушает законы семьи, порядок, необходимый для ее нормального функционирования и благополучия каждого ее члена. Законы, регулирующие жизнь рода, Б.Хеллингер назвал «порядками любви».

Три порядка или закона любви, которые нельзя нарушать:

  1. Принадлежность . Невозможно кого-то «вытеснить» из семьи. Каждый член системы имеет право на принадлежность. Если один член семьи отвергнут ею, другой его «заместит», будет вести себя так же как он или может повторить его судьбу, либо в семье начнутся проблемы, способствующие ее разрушению. Когда кто-то из семьи чувствует себя «как неродной», это может быть сигналом о нарушении закона принадлежности.
  2. Иерархия . Новая семья важнее старой. Когда у человека появляется своя семья, родители остаются «позади». Это совсем не означает, что ребенок должен забыть о своих родителях, но новая семья должна быть в приоритете.

Также этот закон предупреждает о недопустимости переноса проблем прошлых отношениях на новые. Даже если мужчина и женщина не состояли в браке официально, но любили друг друга, они были семьей, после расставания каждый из них должен оставить проблемы в прошлом, если хочет быть счастливым.

В наше время нередко женщины и мужчины имеют несколько отношений до того, как найдут человека, с которым идут в ЗАГС, люди женятся и выходят замуж повторно, имеют детей от бывших возлюбленных и так далее. Чтобы ни было в прошлом, это нужно принять как часть жизни, не стыдиться и не скрывать.

  1. Баланс между тем, что берешь и отдаешь . Это закон равновесия и взаимопомощи. Не будет гармонии в семье, где один человек все время отдает свою любовь, силы, старается, идет на уступки, а второй лишь принимает даваемые ему блага, ничего не отдавая взамен. Чтобы отношения развивались, на добро нужно отвечать еще большим добром, взаимное желание членов семьи сделать счастливыми друг друга укрепляет систему.

Системно-семейные расстановки уникальны в своем роде. Несмотря на критику, психотерапевты, работающие по методу Б. Хеллингера, многим людям помогают разобраться в себе и решить проблемы, причем не только чисто психологические, но и связанные со здоровьем, благосостоянием, личной жизнью и работой.

Системные семейные расстановки – метод психотерапии немецкого философа Берта Хеллингера, в основе которого лежат три закона: закон принадлежности (связи), закон иерархии (порядка) и закон баланса давать-брать (обмена). Техника психологической расстановки по Хеллингеру хороша тем, что:

  • экономит время и деньги клиента, позволяя найти причину проблемы и ее решение в течение одного-двух сеансов, тогда как другие способы могли быть бесполезными;
  • дает возможность заглянуть настолько глубоко в семейную систему клиента, почерпнув информацию о жизни и сценариях прошлых поколений, что иногда результат от терапии поражает даже самих специалистов-расстановщиков.

Центр семейного консультирования «Ольвия» в Москве предлагает более 20 психотерапевтических практик, среди которых семейные, индивидуальные, родовые и многие другие психологические системные расстановки по методу Берта Хеллингера, собранные для вас в одном месте.

Системные расстановки помогают сделать жизнь человека счастливой, а именно:

  • осознать скрытые причины конфликтов между супругами, «отцами и детьми» и обрести гармонию в отношениях;
  • определить и устранить причины заболеваний (улучшить самочувствие, избавиться от симптомов, выздороветь);
  • решить проблемы в личной жизни (избавиться от одиночества и построить счастливые отношения с партнером);
  • выявить и устранить причины страха перед деньгами и разрешить себе стать богатым и успешным;
  • выбрать наиболее подходящего партнёра по бизнесу или проект для инвестиции средств;
  • понять и устранить причины повторяющихся в жизни негативных событий (сценариев);
  • определить своё призвание, понять, чем лучше всего заниматься в жизни;
  • выбрать оптимальное решение в сложной ситуации, условиях недостатка информации и многое другое.

Специалисты Центра «Ольвия» не только проводят ежедневные сеансы расстановок, которые проходят в дружелюбной атмосфере взаимопонимания, поддержки и сочувствия, – мы создали для вас специальный тренинг, направленный на обучение системным расстановкам по Хеллингеру по весьма демократичной для Москвы цене.

Групповые системные расстановки – интересный и часто непредсказуемый процесс, который можно разделить на несколько этапов:

  • беседу с клиентом, в ходе которой выясняется суть проблемы, его взаимоотношения с семьей, а также необходимые, по мнению специалиста, семейные подробности;
  • выбор заместителей членов семьи среди других участников сеанса. Именно на этом этапе возникает феномен замещающего восприятия, когда участники начинают взаимодействовать между собой, как те люди, которых они замещают в расстановке;
  • работа по устранению причин проблемы. Для устранения нарушений законов семейных систем используются перестановки фигур и проговаривание разрешающих фраз, идёт признание действительного положения вещей.

Несколько примеров из системных семейных расстановок:

  • во время расстановок частей личности для девушки была выявлена часть, которая испытывала внутреннюю вину, печалилась и не хотела жить. Оказалось, что таким образом девушка вспоминает своих старших абортированных братьев и сестёр. «Они ничего не получили, как же я могу быть счастливой?» Внутреннее ощущение вины в том, что если бы они родились, то девушка, скорее всего, не появилась бы на свет, т.е. её рождение стоило жизни старшим братьям и сёстрам. Нежелание жить, стремление к смерти – компенсация, попытка искупить свою вину. После разговора с братьями и сестрами в расстановке, девушка осознала, что им не нужна её жертва, что им достаточно только памяти и уважения. К ней сразу вернулось ощущение радости и полноты жизни;
  • запрос – муж ушёл к другой. В расстановке следующая картина: папа с мамой клиентки идут в разных направлениях, дочь пытается удержать родителей вместе, муж отстраняется от этой ситуации. В последующей беседе выясняется, что её родители хотят разойтись, но женщина всеми силами не даёт этого сделать, забыла про мужа и пытается решить проблемы своих родителей. Предложение расстановщика клиентке – определиться с приоритетами: либо посвятить жизнь родителям и решению их проблем, либо сосредоточиться на отношениях с мужем (мужчиной). Выбор может сделать только она сама;
  • девушка пришла на семейную расстановку с вопросом о том, почему у мужчин, которые хорошо раньше зарабатывали, как только начинают с ней встречаться, сразу появляются проблемы с деньгами. Дело оказалось в том, что со стороны девушки не было ответного энергетического потока благодарности и спустя некоторое время мужчины становились обесточенными, подсознательно не хотели приносить деньги ей, т.к. не чувствовали отдачи.

Как и любой другой метод, системные семейные расстановки имеют свои ограничения в применении. Расстановки не панацея от всех бед, хотя сфера их применения очень широка. В некоторых случаях лучше подходят другие инструменты, индивидуальные для каждого человека, и об этом лучше всего поговорить со специалистом.Однако именно системные расстановки по методу Хеллингера позволяют выявить скрытые причины конфликтов в семейных системах, определить негативные влияния родовых сценариев.

Узнайте подробнее о том, какие виды расстановок проходят в Центре «Ольвия» и что подойдет именно вам, по телефонам, указанным в разделе «



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх