Рассказ как мужик 2 генералов прокормил описание. Характеристика мужика из “Повести как мужик двух генералов прокормил”

1. Штрихи к портрету генералов.
2. Русский богатырь.
3. Смекалка и находчивость мужика.
4. Последствия крепостного права.

Добродетель бедняка — душевная щедрость.
А. Камю

Сказки мы знаем с детства, добрые и поучительные, забавные и страшные. Всех их объединяет одно: добро непременно должно побеждать зло. Ведь без этого не может обойтись ни одна сказка. Такие волшебные произведения появляются и в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Только наполняются они совершенно другим содержанием. Главным в повествовании становится не противостояние положительных и отрицательных героев, а сатирическое описание действительности. Писатель жил в очень сложное время. В период, когда были написаны первые три его сказки (1860 год), Александр II отменил крепостное право. Но это совершенно не сказалось на быте мужика: он не стал жить лучше. Манифест от 19 февраля остался всего лишь простой бумажкой, которая по-прежнему не давала простым людям никакой свободы.

Подобные исторические события и находят отражение в сказочных произведениях писателя. И в центре его внимания находится образ мужика. Он не показан невежественным или неотесанным. При этом писатель не превозносит простого человека из народа до небес, не идеализирует его. Салтыков-Щедрин старается подобрать такие слова и краски, которые позволили бы нам понять истинный образ мужика и мир, в котором он живет. Интересные его черты и качества писатель подметил и описал в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Уже само название произведения преподнесено в ироничном ключе. Рассматривать его можно с двух сторон. Во-первых, обращает на себя внимание то, что один человек смог прокормить двух. Во-вторых, точное определение количества генералов тоже невольно вызывает улыбку. Можно даже прочитать название произведение с неким вызовом: прокормил целых двух человек. Так в самом названии текста писатель говорит о том, что главным героем будет мужик.

С самого начала произведения автор обозначает большую пропасть между двумя мирами: мужика и генералов. Также для описания последних писатель использует сатирические краски. Показано, что они совершенно оторваны от той действительности, в которой живут. Например, регистратура, в которой служили генералы, получает определение «какой-то»: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». И провели они в этом учреждении всю жизнь, то есть их мир замкнут службой и домом. У них нет и никогда не будет никакого жизненного опыта, который помог бы им выжить в других условиях, если бы они случайно выпали бы из этого круговорота. Так повествование преобразуется в сказку — генералы попадают на необитаемый остров.

Автор не дает их точного портрета, но замечает, что когда они очутились на острове, то на них были ночные рубашки и ордена на шее. Несмотря на то что генералы прожили на свете довольно долго, они не умеют ничего делать. Так с каждой фразой сатира писателя становится более едкой. Остров оказался не таким уже необитаемым: в лесу полно дичи, в озере рыбы, на деревьях фруктов. И, несмотря на то что им очень хочется есть, они садятся читать «Московские ведомости». Ведь генералы совершенно не знают, как все это богатство можно собрать и приготовить.

Так в своей сказке М. Е. Салтыков-Щедрин показывает генералов беспомощными и неприспособленными к жизни людьми. Сатирические краски, используемые писателем в повествовании, показывают и внутреннее убожество богатых людей. Все это создает определенную почву для того, чтобы в контрасте показать находчивость и смекалку русского мужика, который тоже появляется в сказке.

Решение о том, что следует найти мужика, чтобы не умереть с голоду, приходит в голову бывшему учителю каллиграфии. Снова проскальзывают в сказке иронические нотки. Генералы совершенно не задумываются о том, что на необитаемом острове никого быть не должно. Но они смогли найти мужика по хлебному запаху. «Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след». Такой штрих в портрете простого человека очень верно подмечен писателем. Образ мужика непременно соотносится с хлебом. Стоит вспомнить множество русских пословиц и поговорок, связанных с этим продуктом. Например, хлеб всему голова. Вот такой головой и становится в этой сказке простой человек.

При описании главного героя, кажется, что перед нами предстает некий русский богатырь, который готов защитить правого и наказать обидчика: «...подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина». Но ему в конечном итоге приходится делать вполне банальные вещи: накормить несчастных и голодных генералов. При этом они были ужасно рассержены, что он спит в то время, когда они хотят есть. И мужик «зачал... перед ними действовать».

Сказочные и иронические интонации исчезают из произведения, и мы понимаем, что писатель с грустью смотрит на готовность и старания мужика накормить генералов. Он показывает, что простой человек сохранил прежнюю психологию, ведь от него никто не требовал помогать и подчиняться генералам. Но он начинает их обслуживать, потому что такое раболепство было заложено у него в крови. Наверное, должно пройти немало лет с отмены крепостного права, чтобы простой трудящийся человек смог наконец почувствовал вкус свободы.

Но в следующем же абзаце такие печальные нотки словно улетучиваются. Мужик ловко и проворно смог накормить генералов практически с первой же минуты встречи. «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

В этом небольшом отрывке представлен самый полный и красочный портрет простого человека. Благодаря своей смекалке и труду он смог накормить не только себя (помним, что он большой мужичина), но и двух генералов, которые даже не знали, с какой стороны подойти к дереву. Но в их глазах мужик все равно остается тунеядцем, человеком, живущим за чужой счет. Однако такое определение скорее можно отнести не к простому человеку, а к двум генералам. Так образ мужика становится своеобразным зеркалом, в котором отражаются отрицательные качества богатых и ленивых людей.

Портрет простого человека по ходу повествования пополняется новыми чертами. Мужик очень быстро смог приспособиться к новым хозяевам: «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Но смекалка и умение найти выход из любых обстоятельств не позволяют мужику понять, что он может и не работать на генералов. Ведь они находятся на необитаемом острове — далеко от всех правил и норм русской действительности. При этом он сам себя закрепощает: вьет веревку, чтобы его привязали к дереву. Такая черта простого человека очень тонко подмечена писателем. При хорошем хозяине некоторые крестьяне оставались даже тогда, когда получали вольную. Вскоре мужик строит корабль, устилает его дно лебяжьим пухом и везет генералов домой, в Подьяческую.

В конце произведения появляются грустные и в тоже время сатирические нотки: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Отмена крепостного права не принесла самого главного, она не раскрепостила крестьян духовно.

Они не смогли понять и почувствовать того, что приносил им этот закон. Но, несмотря, на все подобные противоречия сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помогает показать, что генералы на самом деле намного глупее мужика, который смог и в сказочной жизни приспособиться и не умереть с голоду. Писатель не изображает его глупым и неразумным и в то же время не восхваляет. Мужик сам показывает все оттенки своей натуры: трудолюбие, находчивость, смекалку и пока еще раболепство перед богатыми, которые никак не хотят дать простому человеку вольную не только на бумаге, но и в жизни.

(1 вариант)

Обратившись к иносказательной форме сказки, М.Е. Салтыков-Щедрин создал художественные образы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В персонажах произведения писатель высмеял свойственные людям пороки: незнание элементарных вещей, невежественность, корыстолюбие.

Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось».

Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так, гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?» – вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает.

При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер. Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, – все свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! – небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «веселыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали… в казначейство и сколько тут денег загребли».

Таким образом, используя сатирические приемы: гротеск, фантастику, иронию, сарказм – при описании образов генералов, М.Е. Салтыков-Щедрин характеризует персонажей, их поведение и поступки, взаимоотношения с мужиком, отношение к жизни.

(2 вариант)

Тема правильно сформулирована, нельзя охарактеризовать одного из генералов, так как они ничем не отличаются друг от друга, кроме того, что один из них, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, «следовательно, был поумнее».

Итак, зачин традиционный «Жили да были два генерала». И решил их автор за легкомыслие наказать: по щучьему велению очутились генералы на необитаемом острове.

Что мы знаем об их прошлом? Родились, воспитались и состарились в регистратуре, «ничего не понимали». Регистратуру упразднили, генералы поселились в Петербурге, на Подьяческой улице. Имели по кухарке и по пенсии. Что ж еще человеку надо?

И «вдруг» – в ночных рубашках, с орденами на шее да голодные оказались генералы на необитаемом острове. Голод не тетка. Хотели пойти один на восток, другой на запад, не знают, как определить стороны света, пошли один направо, другой налево. Остров им попался неплохой: на деревьях плоды, в ручье рыба, в лесу зайцы бегают, рябчики, тетерева есть, только все это надо, во-первых, ловить, во-вторых, готовить. Ведь они до сих пор думали, «что булки в том же виде родятся, как их утром к кофею подают». Единственное утешение голодных генералов – чтение найденных «Московских ведомостей», но и там все о еде. Генералы с голоду чуть друг друга не съели, тот, что умнее, оказался и ловчее, так как откусил у товарища орден и съел. Но генералы не только на острове оказались в рубашках, они и родились в рубашках: умного посетило вдохновение… Мужика надо найти.

Пошли и нашли. А тот и ловит, и готовит, и огонь извлекает, и веревочку сплел, чтобы генералы его к дереву привязали. Даже решили покормить тунеядца-то. Тунеядцем они ласково мужика звали. Теперь можно и пофилософствовать, и почитать, как другие такие же в других городах, спасибо мужику, едят. Но через какое-то время соскучились генералы по кухаркам, заставили мужика их домой везти. Довез-таки мужик на лодочке генералов до Подьяческой! А там и кухарки, и пенсия. Генералы оказались благодарными, о мужике не забыли: «выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Конечно, М.Е. Салтыков-Щедрин преувеличивает, но любая сказка с намеком, и в невежественных, ленивых, глупых, напыщенных генералах многие узнали себя.

Конспект урока литературы в 7 классе

"Художественные особенности "Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина".

(Программа по литературе (5 - 9 классы) под ред. В. Я. Коровиной)

Цель урока:

раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл, помочь ученикам уловить в сатирических образах не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.

Образовательные задачи:

Выявить жанровые особенности сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик";

Дать характеристики генералов, помещиков, мужиков в сказках "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик";

- выяснить художественные приемы М. Е. Салтыкова Щедрина;

- изучить понятие "гротеск";

- показать актуальность "Сказок".

Развивающие задачи:

- развивать способности школьников к рефлексии своей деятельности, поведения, личности;

- способствовать развитию устной речи, творческих возможностей.

Воспитательные задачи урока:

- обобщить, что подлежит отрицанию в сказках Щедрина;

- пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу.

Внутрипредметные и межпредметные связи:

Исторические сведения об основах капиталистического общества периода его полной зрелости и начавшегося упадка;

- знания жанровых признаков сказок и повестей;

- суть сатирических приемов: аллегории, гиперболы, эзопова языка.

Домашнее задание предыдущего урока:

- выразительное чтение сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик";

- повторение сатирических и юмористических приемов по словарю литературоведческих терминов.

Форма урока: урок – практикум, работа в группах.

Методы:

Репродуктивный, (частично – поисковый при заполнении таблицы) для учащихся с низким уровнем литературного развития;

- частично – поисковый (для учащихся среднего уровня);

- исследовательский (для учащихся высокого уровня).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом:

"Есть книги - волею приличий

Они у века не в тени

Из них цитаты брать - обычай -

Во все положенные дни.

В библиотеке иль читальне

Любой - уж так заведено -

Они на полке персональной

Как бы на пенсии давно.

На них печать почтенной скуки

И давность пройденных наук;

Но, взяв одну такую в руки,

Ты, время,

Обожжешься вдруг…"

А. Т. Твардовский

Употребление какого слова удивило вас? Почему именно это слово употребил А. Твардовский? Разберемся в этом на сегодняшнем уроке.

2. Работа в группах.

Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки.

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

1 группа (НУ):

- краткий пересказ сказки;

- какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

2 группа (СУ):

- заполните таблицу "Жанровое своеобразие "Повести…"

Признаки сказки

(официально-бытовая)

Признаки повести

Начинается с зачина ("Жили - были…")

Словесные формулы ("Долго ли коротко ли…", "…мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!"

Два плана: реальный и фантастический

Разговорная речь

Краткость, ограниченное число действующих лиц

Раскрытие жизненной правды, высме-ивание людских пороков

Приемы: эзопов язык, иносказание, сатира, юмор.

Реальная исходная ситуация ("Робинзон Крузо")

Словесные формулы употребляются в несвойственной для них функции (например, "мёд-пиво пил" - в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В "Повести" эта фраза является смыслообразующей, т. к. указывает на то, что мужику на Подъячей "ничего не перепало"

Слова, которые в сказке использоваться не могут: "примите уверение", "упразднили", "школа военных кантонистов"

В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья); в повести, хотя события и происходят на острове, читатель знает, что родом генералы из Петербурга, живут там в "Подъяческой улице". О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире "четвертого класса" (табель о рангах введен Петром I)

3 группа (ВУ):

Сравнительная характеристика генералов и мужика в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" (заполнить таблицу);

В каком произведении герой оказывается в подобной ситуации (попадает на необитаемый остров) и в чём его от генералов?

Какими приемами Салтыков-Щедрин обличает, судит враждебную ему действительность? (Аллегория (иносказание), гипербола, эзопов язык.) Докажите.

Генералы

Мужик

Ничего не умеют и не хотят делать.

Глупые ("ничего не понимали").

Беспомощные.

Бюрократы (попав на остров, размышляют: "Ежели теперича доклад написать, какая польза из этого выйдет?")

По сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня).

Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности").

Не способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели друг друга).

Все время занят работой.

Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали).

Мастер на все руки, сметлив.

Обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь, как сделать силок).

Генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет ("нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое").

Выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен.

3. Беседа по выполненным заданиям.

Начать работу с классом лучше с ответов учащихся 1 группы (НУ).

4. Задание всему классу

1. Запишите в тетради определение "гротеска".

Гротеск - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Крайняя форма гротеска - абсурд.

2. Приведите примеры гротеска в "Сказках".

Сказка "Дикий помещик" (1869)

1 группа:

- краткий пересказ;

- назовите элементы народной сказки;

- найдите отличия от народных сказок.

2 группа:

- сравнительная цитатная характеристика помещика и мужиков в сказке "Дикий помещик";

- сравните обе сказки по сюжету, идее.

Помещик

Крестьяне

Самодовольный ("всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов")

Глупый (руководствовался в жизни газетой "Весть", не понимал значения мужиков, обрадовался чистому воздуху, когда те пропали)

Жесток, беспощаден ("Все нельзя, да не позволено, да не ваше!")

Склонен к искусству (приглашает актера Садовского с актерками)

Беспомощен, ленив (без мужиков даже не умывается; печка не топлена, сырьем питается)

Мечтатель ("у коров ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко!")

Глупые ("глупый у них помещик, а разум ему дан большой")

Покорные ("легче нам пропасть, нежели всю жизнь так маяться")

Жизнедеятельные (казначейство без них существовать не может, на базаре ничего нет).

Пьющие (вино по кабакам пьют)

3 группа: (по выбору учащихся)

- Создайте собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М. Е.Салтыкова-Щедрина.

5. Беседа по выполненным заданиям.

Беседа начинается с ответов 1 группы (задание сложнее, чем было дано им к первой сказке).

После ответов 2 группы можно подвести учащихся к выводу:

Сказка "Дикий помещик" - как бы вероятное продолжение истории с генералами (это то, что случилось бы с ними, если бы не отыскался мужик; они ведь и так без него чуть было не растерзали друг друга; и не встреться им мужик, они бы вконец одичали, озверели). Салтыков-Щедрин в "Диком помещике" словно бы доводит до логического завершения свое сказочное сатирическое исследование.

Ответ 3 группы должен повести школьников к выводу о том, что "Сказки" Салтыкова – Щедрина и через 150 лет не утратили своей актуальности, способности "обжигать" (вернуться к эпиграфу урока).

6. Рефлексия.

Выскажитесь, как вам работалось сегодня на уроке, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?

7. Домашнее задание ( по выбору учащихся ):

Рассмотрите иллюстрации Б. Ефимова, Н. Муратова, Е. Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками.

- Составить опорный сигнал (или логическую схему) "Сказки М. Е. Салтыкова – Щедрина".

- Сочинить сатирическую сказку, обличающую современные пороки людей.

Создайте короткометражный видеофильм (или слайд-шоу) по одной из сказок Щедрина. Вы можете точно следовать за сюжетом сказки, а можете изменить его. Тогда это будет фильм не по сказке, а по мотивам сказки. Придумайте название фильма. Фильм снимается по эпизодам. Напишите для примера сценарий одного эпизода.

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал­тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ­мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири­ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча­сти простого народа в царской России. Писатель про­тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Герои сказки – генералы – по своей легкомыслен­ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене­ралы на его поиски. Найдя спящего “лежебоку”, ге­нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу­чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива­ет в его облике физическую мощь, громадную силу. И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина – мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева доставать – легко, картофель в земле добыть – тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить – не проблема. Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, – все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. “И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!” – с едкой насмешкой говорит сатирик.

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным “океан-море переплыть”, а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: “кормит генералов селедками”.

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм­ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи­на и не требует.

В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин показывает одновре­менно силу и слабость простого русского народа в эпо­ху самодержавия. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть­янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род­ной страны полна “Повесть. “.

М. Горький справедливо писал о Щедрине: “Значе­ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще­ство. Предвидение это объясняется тем, что Салты­ков прекрасно знал психику представителей культур­ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб­на. “

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Два генерала очутились на необитаемом остро­ве. «Служили генералы всю жизнь в какой-то ре­гистратуре; там родились, воспитались и состари­лись, следовательно, ничего...
  2. Творчество А. С Пушкина предопределило развитие русской литературы, заложило основы современного русского языка. Композиция повести “Выстрел” интересна и непроста благодаря...
  3. Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим “словом отрицанья” или острием политической...
  4. М. Е. Салтыков-Щедрин, блестящий мыслитель и оригинальный критик, публицист, редактор, вошел в историю русской литературы как писатель-сатирик. Жанровое разнообразие его...
  5. Смысл названия повести “Собачье сердце” Мне кажется, что название повести “Собачье сердце” имеет двойной смысл. Повесть могла быть так названа...
  6. Одним из лучших стихотворений Андрея Андреевича Вознесенского я считаю «Неизвестный – реквием в двух шагах, с эпилогом». Это стихотворение посвящено...

«Повесть о генералах и мужике» – социально-бытовая сказка Салтыкова-Щедрина. В этом сатирическом произведении автор рассказывает читателю о двух неприспособленных к жизни генералах, которых поит и кормит простой мужик. Образ мужика - это олицетворение миллионов простых крестьян России, большинство из которых обладали уникальной смекалкой, были невероятно трудолюбивые, однако мирились со своим рабским положением.

Два генерала в отставке оказываются на необитаемом острове. Несмотря на то, что на острове огромное количество живности и всевозможных фруктов генералы не могут добыть себе еду. Отставники решают проблему наилегчайшим способом: находят спящего неподалеку мужика и заставляют его их кормить и поить, а после доставить их по морю в Петербург. Мужик добывает еду для господ и переправляет их морем в Петербург.

Характер мужика

Щедрин рассказывает о мужике, как о человеке смекалистом и трудолюбивом. Мужик без труда выполняет поручения генералов: достает яблоки с дерева, копает картофель, ловит всевозможную добычу. Щедрин восхищается универсальностью мужика, а также показывает насколько ограничены и беспомощны генералы.

Автор с некоторой иронией рассказывает о рабском мировоззрении главного героя. Мужик беспрекословно выполняет поручения старых бездельников, старается всячески им угодить и раболепствует перед ними. Несмотря на то, что мужик делает всевозможное для своих «хозяев», генералы его постоянно критикуют и называют лентяем.

Своим произведением автор показывает читателям насколько трудолюбив и находчив простой народ в России. В лице мужика автор указывает на большой потенциал, скрытый в обычных людях. Однако, народ в самодержавной России был бесправен, терпелив и пассивен, что также отчетливо подчеркивает Щедрин.

Образ мужика в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это рассказ о положении обычного крестьянина в России второй половины XIX века. В лице мужика автор воплотил образ всего простого народа, бесправного, безвольного и угнетенного высшим дворянским обществом.

Вариант 2

С детских лет всем знакомы сказки. Они бывают разные, но в любой волшебной истории добро должно одержать победу над злом. Писатель Салтыков-Щедрин обращается к теме сказок, но наполняет их иным смыслом. Цель его повествования не в том, чтобы следить за противостоянием добра и зла, а в сатирическом изображении реального мира.

Творчество писателя пришлось на сложный период отмены крепостничества. Обнародованный манифест, в сущности, никак не повлиял на быт простых людей. Этот факт нашел отражение в сказках Салтыкова-Щедрина.

Писатель делает центральной фигурой своих произведений мужика. Для описания героя он стремится найти подходящие образы, которые бы помогли читателю разобраться в существующем мире.

В самом названии сказки о мужике и двух генералах содержится ирония. Определяя точное количество генералов, автор бросает вызов: мужик всего один, а прокормить сумел двоих.

Уже в начале произведения обозначена бездна, разделяющая миры мужиков и генералов. Для генералов писатель находит лишь ироничные краски. Эти господа живут, как тепличные растения, находясь постоянно дома или на службе, где о них заботятся. Жизненным опытом, помогающим выживать в трудных ситуациях, они не обладают. Тут и начинается сказка – генералы оказываются на необитаемом острове.

В каждой фразе писателя содержится едкая сатира. Он описывает уже не молодых людей, которые так и не научились о себе позаботиться. На острове полно еды, но генералы не догадываются, как ее подобрать и подать. Показывая внутреннюю убогость богатых, писатель подготавливает почву для контрастного изображения находчивости мужика, появляющегося на острове.

Главный герой описан словами, которые подходят для былинного богатыря, способного защитить слабых и покарать обидчика. Но вместо этого ему придется заботиться о двух беспомощных генералах.

Писатель грустно наблюдает за готовностью мужика угодить своим тиранам. Читателю становится ясно, что в психологии простых людей содержится раболепство и пройдет много времени, прежде чем трудовой народ почувствует свободу.

Портрет мужика выписан очень красочно. Смекалистый мужчина творит чудеса, чтобы выпутаться из безвыходной ситуации, но не способен понять простой вещи: он не обязан обслуживать генералов. Он не бежит от них, а наоборот свивает веревку, которая будет его удерживать. Крепостничество хоть и отменили, но духовного раскрепощения народ не обрел.

Автор показывает преимущества простого человека над ничтожностью генералов. Мужик трудолюбив, находчив, смекалист. Без него генералы умерли бы от голода. Не удивительно, что богатые не спешат отпускать труженика на свободу.

Описание героя произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мой родной русский язык рассуждение

    С древних времен, люди обмениваются мыслями, выражают свои эмоции и передают информацию не только жестами, но и при помощи языка. Ведь только человек может писать и читать, это и есть одно из главных отличий нас от животных

  • Характеристика и образ Ситникова в романе Отцы и дети Тургенева с цитатами сочинение

    Виктор Ситников – один из приятелей Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова Он - сын богатого купца, но своего происхождения стыдится. Виктор считает себя нигилистом, придерживается либеральных взглядов.

  • Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс (описание)

    Картина Константина Юона "Весенний солнечный день" просто пестрит яркими и насыщенными красками и сразу же окунает того, кто на неё смотрит, в весёлое и приподнятое настроение

  • Сочинение-рассуждение Моя идеальная школа

    Так уж устроена жизнь, что каждый человек должен быть образованным. И поэтому, мы ходим в школу. Раньше в России богатых детей учили на дому учителя и гувернёры, а дети из бедных семей были вообще без образования.

  • Анализ рассказа Зощенко Аристократка

    Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх