Психическое психологическое. Виды здоровья: физическое, психическое, психологическое, нравственное, социальное. Основы здоровья. Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания

Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько здоров человек. Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.

Говоря о здоровье, нужно знать, что это психического и человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).

Критерии здоровья человека

Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:

  1. Наличие или отсутствие недугов, болезней.
  2. Нормальная работа в системе «окружающий мир - индивид».
  3. Благополучие в социальной жизни, духовной деятельности, физические способности человека.
  4. Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
  5. Возможность качественно выполнять отведенные в социальной жизни.

Основные разновидности здоровья

Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.

На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.

Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие

Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.

По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.

Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.

Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.

Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.

Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.

Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.

Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.

Социальное здоровье

Социальное здоровье напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.

Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.

Показатели социального здоровья

При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них - адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.

Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью - эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.

Выделяют главные критерии степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.

Физическое здоровье

За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.

С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. - функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.

В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.

Духовно-нравственное здоровье

Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).

Главное условие достижения успехов на этом уровне - стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.

Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого - необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.

Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).

Нравственное здоровье - перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.

Главные критерии нравственного воспитания

  • Положительное моральное направление индивида.
  • Степень нравственного сознания.
  • Глубина мыслей и моральных суждений.
  • Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей

Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.

Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

ВОЗ выделяет следующие критерии психического здоровья:

осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

* способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, показали, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Критерии, по которым можно определить, насколько психически и психологически здоров тот или иной человек, достаточно размыты. Есть понятие «нормы», но оно во многом обусловлено социально-культурными особенностями, обычаями, традициями и устоями того или иного общества, особенностями профессиональной деятельности, а также ситуациями, в которых человек чаще всего проявляет себя. Берсеркер, т.е. викинг в состоянии своего рода боевого транса - почти идеальный боец на поле боя, тем не менее, в других обстоятельствах назвать его поведение нормальным затруднительно. Циничный и малочувствительный патологоанатом в наибольшей степени способен реализоваться в своей профессии, но вне работы может выглядеть в глазах окружающих по меньшей мере странным и непонятным.

Норма характеризуется балансом между реальностью и приспособлением к ней, установкой на самоутверждение и саморазвитие в единстве чувством ответственности, достаточным потенциалом психической энергии, с активностью. Норма - это умение преодолевать жизненные трудности и принимать вызов обстоятельств. Психическое здоровье снижается при болезнях и с возрастом - после 75 - 80 лет (не у всех) а иногда и раньше. Психическое здоровье - это понятие не статическое, а динамическое.

К норме относятся:

1. Интеллект . Хорошие умственные способности, продуктивное мышление, стремление находить оптимальный выход, полагаясь на реальные факты. Знание своих сильных сторон, умение добиваться цели в разумные сроки. Совершенствование навыков, наличие воображения.

2. Моральный облик : чуткий человек, без черствости «бездушия», нравственной тупости. Справедливый, объективный. Полагается на собственное суждение. Мнение окружающих для него не закон, хотя и существенно. Твердая воля, но не упрямство. Признает ошибки, но без самобичевания.

3. Социально привлекательное адаптивное поведение , контакты с людьми разных возрастов и социальных слоев. Чувство ответственности и непринужденные отношения с вышестоящими и нижестоящими личностями, гибкое чувство социальной дистанции. Спонтанность эмоционально-поведенческих реакций.

4. Личностный оптимизм , характер добродушный, самостоятельный. Реалист, не боится риска.

5. Эмоциональность : без излишней доверчивости и подозрительности. Свежесть чувств.

6. Сексуальность : учет пожеланий и мнений партнера, уважение к нему .

Условно состояние психологического здоровья можно разделить на три уровня:

Высокий (креативный), для которого характерна устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности. Такие люди не требуют психологической помощи.

Средний (адаптивный) – люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность, неприспособленность к отдельным нестандартным, не слишком часто встречающимся в жизни ситуациям. Своевременная и квалифицированная психологическая помощь в большинстве случаев может быть полезной и обеспечить более быстрое и менее болезненное преодоление жизненных трудностей.

Низкий (дезадаптивный) уровень свойственен людям, стиль поведения которых характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи .

Как любят говорить психиатры, «нет абсолютно здоровых людей, есть неообследованные».

Полным набором абсолютно нормальных психологических показателей, по данным Е.А. Шапошникова, обладает лишь 25 - 30 процентов людей. Но на различных этапах жизни даже полностью психически здоровые люди могут не всегда нормально реагировать на те или иные ситуации, в частности на собственные соматические заболевания. 55-60 процентов людей балансируют между полноценным психическим здоровьем и теми или иными преходящими или незначительными нарушениями. И только 3-5 процентов могут считаться психически нездоровыми, требующими психиатрического лечения (этот показатель значительно колеблется в различных странах) .

(15)

- Привет, как здоровье?

- Спасибо, все хорошо.

Как часто в нашей жизни мы произносим эти слова, не задумываясь о том, что такое «здоровье». Для большинства людей это понятие обозначает отсутствие телесных недугов или серьезных болезней. Но здоровье - это не только хорошее физическое состояние и самочувствие, это еще и эмоциональное, психологическое благополучие человека, это такой способ контакта с миром, при котором человек чувствует себя удовлетворенным и счастливым. Это гармония внешнего и внутреннего, сбалансированное состояние человека, позволяющее ему успешно функционировать в мире.

Речь идет о психологическом здоровье человека , которое следует отличать от психического здоровья .

Психическое благополучие (здоровье) - это стабильное функционирование психики, которое позволяет человеку быть адекватным требованиям общества. Неадекватное поведение подразумевает психические отклонения и заболевания. То есть психическое и психологическое здоровье - это абсолютно разные и не дополняющие друг друга понятия. При полной сохранности психики человек может ощущать длительный внутренний дискомфорт и чувство апатии, раздражения, пониженное настроение и депрессию. И наоборот, бодрый духом и в хорошем настроении человек может оставаться психически неадекватным.

Таким образом, психологическое здоровье - это адаптивность и личностное благополучие: хорошее настроение, склонность действовать, а не переживать, принятие себя и других, альтруизм, креативность, ответственность, автономность и т.д. На другом полюсе находятся деструктивные (направленные на разрушение) личностные проявления, мешающие положительным переживаниям и способствующие неудовлетворенности жизнью в целом. Это такое особенности как склонность действовать с «позиции жертвы», обвинять, чувствовать обиду, частые перепады настроения, неумение контролировать свои эмоции и желания. Психологические нездоровый человек действует по стереотипам, не готов к изменениям, неадекватно воспринимает оценки окружающих и свои собственные успехи и неудачи.

Однако психологическое здоровье не стоит отождествлять с положительными свойствами и качествами личности, потому что сами нормы положительных и адаптивных личностных черт в разных культурах и обществах могут быть различными. Например, агрессивность в нашем обществе воспринимается как деструктивное качество, которое негативным образом сказывается на психологическом здоровье человека, в то же время агрессивность воинов какого-нибудь племени является необходимым условием его выживания и воспринимается другими членами племени как положительное и одобряемое качество.

Поэтому психологическое здоровье - это не модель идеального человека и не состояние блаженства, это взаимодействие «движения к людям» и «движения к самому себе». Психологически здоровый человек осознает то, что с ним происходит, чувствует целостность и независимость своего существования, ощущает поддержку окружающих и сам оказывает помощь.

По сути это такой человек, который не воспринимает мир и других людей как постоянную угрозу, он не расходует энергию на защиту от злого мира, а используют ее для саморазвития. Создавая гармонию внутри себя, он с успехом реализует свой потенциал.

Точно так же как мы заботимся о своем теле, необходимо заботиться и о душе. Чтобы быть физически здоровыми, мы ведем активный образ жизни, ходим в спортзал, следим за питанием и т.д. Чтобы быть здоровым психологически нужно тоже работать, только работа эта над собой. Это познание себя, воспитание способности к принятию решений и умение выделять альтернативные способы действия, готовность к изменениям, эффективное использование своих ресурсов, принятие ответственности за любой сделанный выбор.

Конечно, чтобы двигаться в правильном направлении и развиваться необходимо в первую очередь знать себя, свои слабые места и потенциальные ресурсы. В этом вам помогут методики познания и исследования личности, характера, интеллектуальной сферы, системы межличностных отношений и т.д. Подробнее читайте .

Полученные знания можно использовать для построения жизненных планов и перспектив, способствующих личностному росту и самоактуализации, для осознания собственных возможностей и оценки реальных жизненных достижений, что в конечном итоге благотворно скажется на вашем психологическом здоровье и эмоциональном благополучии.

ПСИХОЛОГИЯ

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПСИХИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

© 2009 О.А.Баякина

Самарский муниципальный институт управления

Статья поступила в редакцию 03.10.2009

В статье рассматриваются понятия психического и психологического здоровья личности, описываются различные подходы к пониманию их содержания. Автор указывает на недопустимость подмены одного понятия другим, которая имеет место в современной психологической литературе. Результаты теоретического анализа позволяют говорить об определенном соотношении содержаний описываемых понятий. Психическое здоровье представляется необходимым, но далеко не единственным условием формирования здоровья психологического.

Ключевые слова: Психическое здоровье, психологическое здоровье, психология здоровье, патопсихология, соотношение понятий психического и психологического здоровья, критерии психического и психологического здоровья, зрелая личность, самоактуализация, целостность личности.

Актуальность исследования психологического здоровья обусловлена в первую очередь определяющим значением самого феномена здоровья для жизнедеятельности человека. Понятие «здоровье» синкретично, то есть характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью. Важнейшей составляющей здоровья человека является психологическое здоровье, которое служит основой эффективности, как профессиональной деятельности, так и общего благополучия человека и, по мнению М.Ф.Се-кача должно рассматриваться как «непременное условие социальной стабильности и прогно-зируемости процессов, происходящих в обществе»1. Однако в наше время еще встречается убеждение, что для понимания здоровья достаточно обыденного здравого смысла2. Решение обозначенной проблемы возможно посредством предварительного научного осмысления содержания понятия «психологическое здоровье». Такое осмысление затрудняется тем, что в многочисленных научных трудах нет четкого разграничения понятий «психическое» и «психологическое» здоровье, а в некоторых публикациях наблюдается подмена одного понятия другим. Возможно, это объясняется тем, что долгое время проблема здоровья оставалась за рамками интереса психологической науки.

Если обратиться к истории ее становления, то можно обнаружить, что психика и личность как автономные, целостные системы стали предметом научного исследования, преимущественно из-за своих аномальных проявлений. Именно врачи пси-

Баякина Ольга Анатольевна, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии. E-mail: bajakina @ram bler. ru

1 СекачМ.Ф. Психология здоровья. - М.: 2003.

2 Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья челове-

ка. - М.: 2001.

хотерапевты, которые стремились раскрыть причины психических нарушений, выдвинули первые теории, призванные научно истолковать разнообразие психических явлений. В условиях ежедневной психотерапевтической работы родились учения З.Фрейда, А.Адлера, К.Г.Юнга. Таким образом, именно патопсихология была отправным пунктом в построении большинства фундаментальных психологических теорий личности. В результате фокус внимания выдающихся исследователей человеческой психики в XX столетии неуклонно смещался к полюсу болезни, патологии и страдания. Одним из основных противников такого смещения был Г. Олпорт. В частности, он полемизировал с представителями психоанализа и бихевиоризма, так как считал, что они недооценивают уникальные, осознанные и динамические аспекты личности. Олпорт в большей степени, чем кто-либо другой, отстаивал разносторонний подход к ее изучению. Он, признавал, что почти все теории содержат находки, принципы и подходы, расширяющие возможность понимания человеческого опыта и поведения. В то же время он был глубоко убежден в том, что другие теории неоправданно игнорируют здоровую, зрелую личность. «Некоторые теории развития основаны, главным образом, на поведении психически нездоровых и тревожных людей или же на выходках, доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких которые не столько стараются сохранить свою

жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной» . Несмотря на попытки заполнить пробел в исследованиях феноменологии здоровья, научно-обоснованных данных о соотношении психического и психологического здоровья личности на сего-

3Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности - СПб.: 2003.

дняшний день, явно недостаточно. До недавнего времени в многочисленных исследованиях эти понятия вообще рассматривались как синонимы. Хотя, возможно, термин «рассматривались» не совсем точен, поскольку попытки разделить эти понятия просто не предпринимались. Анализ современной научной литературы убеждает в том, что зачастую авторы допускали подмену одного понятия другим. Для иллюстрации подобного заявления достаточно нескольких примеров.

В учебном пособии «Психическое здоровье и защитные механизмы личности» Л.Д.Деминой, И.А.Ральниковой введение начинается следующими словами: «Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого - начале нового, XXI века - века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии»4. Далее - «в специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индуцировании специфических нарушений психологического здоровья. Один из первых указал на это З.Фрейд». И здесь же - «Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации, до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Более того, эта мысль характерна и для многих направлений современных психологии и отчетливо представлена так же и в гуманистической психологии, в частности, в работах А.Маслоу» (Там же).

К сожалению, такие случаи подмены понятий не единичны. В сборнике «Социальная психология личности в вопросах и ответах» под редакцией В.А.Лабунской двадцатый раздел, автором которого является О.С.Васильева, носит название «Психологическое здоровье личности», между тем в тексте раздела данный термин не используется ни разу. О.С.Ва-сильева и Ф.Р.Филатов - авторы по истине монументального труда по психологии здоровья, имеющего одноименное название, также допускают подобную неточность. Цитата И.В.Дубровиной, которую они приводят в своей книге, звучит следующим образом: «Как отмечала И.В.Дубровина, «термин «психическое здоровье личности» имеет

отношение не к отдельным психическим процессам

и механизмам, но относится к личности в целом» . На самом деле И.В.Дубровина пишет дословно следующее: «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам,

4 Демина Л.Д. Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. - Барнаул: 2000.

5 Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В.А.Лабунской. -М.: 2000.

6 Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М.: 2001.

то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом...»7. Объяснение подобным неточностям можно найти, выявив, исторические корни возникновения проблемы здоровья в психологии. Как мы уже отмечали выше, психология XX века была сосредоточена, в основном, на аномалиях человеческой природы, в то время как здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Неудивительно поэтому, что понятие «психическое здоровье» и его норма имеют выраженный медицинский контекст. Как справедливо отмечает Б.С.Братусь, когда встает вопрос о критериях психического здоровья, все сводится либо к статистическим критериям, либо к адаптационным, либо к негативным (пока явно не болен, то здоров)8. Все эти критерии психология позаимствовала из дисциплин естественного цикла: из физиологии -понятия адаптивности и гомеостазиса; из медицины - модели здоровья, как отсутствия болезней и т. п. Только во второй половине прошлого века, когда в сферу научного интереса был включен здоровый человек, стало ясно, что применять к личности только эти критерии недостаточно. Переосмысление проблем здоровья и патологии, обозначилось в переходе от свойственного психиатрии и психопатологии жесткого фиксирования нормальных и болезненных состояний к исследованию процесса становления личности, ее свободного и искреннего самораскрытия.

Так, Э.Фромм выделял пять социальных типов характера, представляющих собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Э.Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Э. Фромма. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально--полезные по-

Э.Эриксон подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, инте-гративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. По мнению Эриксона, релевантно-фундирующий образ Эго и те или иные поведенческие паттерны должны вырабатываться в течении длительного периода эволюции личности и быть, таким образом, генерально-витальными факторами, обуславливающими психическое здоровье субъекта. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу (потеря себя)10.

7 Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы // Под ред. Дубровиной И.В. - Екатеринбург: 2000.

8 Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: 1988.

9 Фромм Э. Иметь или быть? - Киев: 1998.

10 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: 1996.

А.Адлер в качестве одного из критериев оценки здоровья индивидуума выделил выраженность социального интереса, ссылаясь на него, как на барометр нормальности. То есть, с позиции Адлера, жизнь человека ценна только в той степени, в какой он способствует повышению ценности жизни других людей. Здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других11.

К. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения здоровья, разнонаправленные тенденции личности должны быть интегрированы в согласованное целое. Результатом такого единства становится «обретение самости». Сам процесс интеграции многих противодействующих внут-риличностных сил и тенденций получил название «индивидуация». Когда достигнута интеграция всех

аспектов души, человек ощущает единство, гармо-

нию и целостность.

Г.Олпорт дал следующее описание здоровой (зрелой) личности: имеет широкие границы Я, может посмотреть на себя со стороны, активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, способна к теплым, сердечным социальным отношениям (существует две разновидности таких отношений: дружеская интимность и сочувствие), демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие, реалистическое восприятие, опыт и притязания, способность к самопознанию и чувство юмора, обладает цельной жизненной философией13.

А.Маслоу считал здоровой личностью ту, которая стремиться быть всем, чем она может, развивать свой потенциал через самоактуализацию. Кроме того, показателем здоровья личности является стремление к гуманистическим ценностям. Самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, склонность к творчеству. Для А.Маслоу здоровая личность та, которая умеет реализовать свои таланты, способности и потенции14.

Представление целостной картины нормальной психической деятельности можно найти и в отечественной психологической литературе. Так, Н.Д.Лакосина и Г.К.Ушакова выделяют 15 критериев здоровья личности, среди которых критерии и физического, и психологического, и социального плана: детерминированность психических явлений и их упорядоченность; соответствующая возрасту индивида зрелость чувства; максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей; соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида; чувство посто-

11 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М.: 1995.

12 Юнг К.Г. Структура психики и проблема индивидуации. -М.: 1996.

13 Олпорт Г. Личность в психологии. - СПб.: 1998.

14МаслоуА. Психология бытия. - М.: 1999.

янства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность планировать свой

жизненный путь и др. .

Соотносить все перечисленные выше характеристики с узким пониманием психического здоровья, предлагаемым медициной, уже не представлялось возможным. Как справедливо отмечают О.С.Васильева и Ф.Р.Филатов, проблему здоровья на индивидуально-личностном уровне, некорректно сводить к «нормальному функционированию» определенных подсистем психики16. Исходя из этого именно они (а не Дубровина) предлагают относить термин «психическое здоровье личности» не к отдельным психическим процессам и механизмам, но к личности в целом (Там же). Такого же мнения придерживаются и другие многочисленные исследователи. Так, в сборнике «Социальная психология личности в вопросах и ответах» под редакцией В.А.Лабунской психическое здоровье определяется как «одна из интегральных характеристик личности, связанная с ее внутренним миром и со всем многообразием взаимоотношений с окружением. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации»17, Е.В.Снедков (профессор кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И.Мечникова) отмечает, что важную часть психического здоровья человека составляют социальное поведение, продуктивность труда, межличностные отношения, мировоззрение, личностные ценности, творчество, эволюция личности, возможности реализации ее духовного и интеллектуального потен-18

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегриро-ванности, гармоничности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость и т.д.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности. Очевидно, что все, перечисленные выше характеристики, описывают здоровую личность в рамках психологического подхода. Именно поэтому они и были отнесены к области психического здоровья. Другого термина, объединяющего данные характеристики, не было.

Б.С.Братусь назвал такие характеристики здоровой личности описательными критериями психического здоровья. В таких критериях вместо психиат-

15 Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - Л.: 1976.

16 Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М.: 2001.

17 Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. Лабунской В.А. - М.: 2000.

18 Снедков Е.В. Современная концепция психического здоровья (http://psychiatry.spsma.spb.ru/lib/snedkov/snedkov6.htm 01.04.2007).

рической терминологии стали звучать общечеловеческие принципы и понятия. Анализируя, используемые в описании термины, Б.С.Братусь отмечает общность взглядов большинства авторов по вопросу о том, какими свойствами должна обладать здоровая личность. Наиболее часто отмечаются такие черты, как интерес к внешнему миру, наличие «жизненной философии», которая систематизирует опыт, способность юмористически окрашивать действительность, способность к установлению душевных контактов с окружающими, целостность личности, и ряд других19. Таким образом, объем понятия «психическое здоровье» наполнялся все большим содержанием. Игнорировать подобную тенденцию дальше не представлялось возможным, равно как и рассматривать все обозначенные критерии в одной плоскости. Назрела необходимость пересмотреть подходы к пониманию психического здоровья личности.

Одним из первых, кто указал на подобную необходимость, был именно Б.С.Братусь. Он предложил рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья - личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья. Он определяется качеством смысловых отношений человека. Следующий уровень - уровень индивидуально-психологического здоровья. Его оценка зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. И последний уровень - уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности. Каждый из данных уровней, имея свои критерии, имеет и свои особые закономерности протекания. Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. По предположению Б. С. Братуся, психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других.

Предлагая поуровневый подход к рассмотрению психического здоровья, Братусь, между тем отмечает, что применение термина «уровень» является в достаточной степени условным. В строгом значении об уровнях уместнее говорить при изменении какого-либо свойства или качества, когда каждая новая ступень подъема вбирает в себя, как бы «затопляет» нижележащие, пройденные, оставленные уже уровни (так говорят о повышении уровня образования, культуры и т. п.). В данном же случае речь идет скорее о составляющих психического здоровья, существующих одновременно. Несмотря на то, что эти составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы, они не поглощают и не заменяют друг друга. Однако, уровневая терминология более привычна для психологической науки, поэтому, с учетом вы-

19 Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: 1988.

сказанных оговорок, ее использование представляется возможным. Именно два уровня - личностно-смысловой и индивидуально-психологический Бра-тусь и называет собственно психологическими уровнями (Там же).

Сегодня многочисленные авторы придерживаются именно такого подхода к пониманию психического здоровья личности. Однако существует и другой подход, основанный не просто на необходимости поуровневого деления «психического здоровья», но на принципиальном разделении понятий психического и психологического здоровья. Еще А.Н.Леонтьев, говоря о «личностном» как об особом

«измерении», настаивал на том, что, «личность нес: 20 обходимо разделять, разводить с «психическим» .

Человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать, мыслить и т.п.) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.)»21. Б.С.Братусь, размышляя о тенденциях современного общества, признает, что для большого количества людей становится характерным именно этот диагноз: «психически здоров, но личностно болен» (Там же).

Очевидно, что такого же мнения придерживается и И.В.Дубровина Именно она, одна из первых современных отечественных психологов, предприняла попытку разграничить понятия психического и психологического здоровья. Осмысливая содержательную суть психологической службы, Дубровина пришла к выводу о необходимости введения в научный психологический лексикон нового термина -«психологическое здоровье».

Определяя психическое здоровье в рамках традиционно сложившегося медицинского подхода и психотерапевтического направления, она объединяет остальные характеристики здоровой личности новым понятием «психологическое здоровье». «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими

проявлениями человеческого духа.» .

Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (И.В.Дубровина, 2000; Г.С.Никифоров, 2003; В.Э.Пахальян, 2002; В.И.Слободчиков и

A.В.Шувалов, 2001 и др.). В работе

B.И.Слободчикова и А.В.Шувалова «Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей» отмечается, что до недавнего времени эта проблема была на периферии терапии

20 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1975.

21 Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии. - 1997. - №5.

22 Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы..

выраженных психических расстройств. В теоретическом аспекте психологическое здоровье не имело определенного научного содержания, а в практическом плане те, чье состояние можно квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров», оставались вне поля видения и позитивного вмешательства врачей и психологов.

Результаты, проведенного под патронажем Института педагогических инноваций РАО исследования проблемы психологического здоровья детей в рамках антропологического подхода, позволили сделать авторам вывод о том, что термин «психическое здоровье» чаще и по праву используется врачами в связи с отдельными психическими процессами и механизмами. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Оно является предпосылкой здоровья психологического. Состояние психологического здоровья характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных (и не только) сил и способностей. О состоянии психологического здоровья свидетельствует личностная устремленность чело-

Такого же мнения придерживается и В.Э.Пахальян, который отмечает, что психическое здоровье - это, прежде всего баланс различных психических свойств и процессов, тогда как психологическое здоровье - «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возмож-ности»24. Проблемы собственно психологического здоровья, следует рассматривать в контексте психологической помощи, недирективной, немедицинской психотерапии и индивидуального психологического консультирования. В частности, Пахальян отмечает, что здоровые в психологическом смысле - это люди с высокой степенью самоактуализации [Там же].

Т. Н. Метелкина, ст. н. сотрудник КК ИПК РО, осуществляя в своей работе «Формирование психологического здоровья школьников» теоретический обзор подходов к названной проблеме, констатирует, что психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека. Психологическое здоровье, в свою очередь, это определенный уровень развития и совер-

23 Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопр. психол. - 2001. - №4. - С.96.

24 Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психо-

логического здоровья детей // Прикладная психология. -2002. - №5-6. - С.83 - 94.

шенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень личностного развития, позволяющий успешно реализовы-вать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни. Под «развитием» понимается не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к цели, определяющее последовательное накопление человеком позитивных новообразований25.

Понимание содержаний описываемых понятий позволяет говорить об их определенном соотношении. Психическое здоровье представляется нам необходимым, но далеко не единственным условием формирования здоровья психологического. Следовательно, говорить о психологическом здоровье, лишь как об аспекте здоровья психического на наш взгляд неправомерно. Психологическое здоровье, являясь важнейшей составляющей здоровья человека, относится к личности в целом и представляет собой не застывшее образование, а процесс развития в направлении достижения человеком своей сущности и самоактуализации.

25Метелкина Т.Н. Формирование психического здоровья школьников http://doshkolnik.rU/talk/820/1158024948.html (дата обращения 03.08.2009)

«PSYCHOLOGICAL» AND «MENTAL» HEALTH BALANCE OF A PERSON

© 2009 O.A.Bayakina°

Samara Municipal Institute of Management

The article touches upon the concepts of mental and psychological health of a person, different approaches to comprehension of their content are described in the article. The author points to inadmissibility of substitution of one concept with the other, which takes place in the modern literature on psychology. The results of the theoretical analysis make it possible for us to speak of certain interrelation of contents of the described concepts. Mental health seems to be indispensable, but still, not a single condition of psychological health formation.

Key words: mental health, psychological health, psychology of health, pathopsychology, psychological and mental ihealth balance, criteria of mental and psychological health, mature person, self-actualization, personal integrity.

Bayakina Olga Anatolievna, Senior lecturer of the General and Applied Psychology department. E-mail: bajakina@rambler. ru



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх