Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения. Презентация на тему "анализ лирического произведения"

В процессе подготовки к олимпиаде по литературе особое внимание следует уделить анализу художественного текста. Олимпиадные задания по литературе в старших классах предлагают учащимся выполнить анализ лирического или прозаического произведения по выбору. Остановимся на стихотворении.

Сразу следует отметить, что умение анализировать лирическое произведение необходимо не только потенциальным участникам олимпиады. Уметь анализировать текст должны все старшеклассники, и к этому умению они идут на протяжении всего времени изучения литературы. В старших классах ученики уже владеют инструментами анализа: понятиями теории литературы, средствами художественной выразительности, основами стихосложения. Остаётся только правильно применить, упорядочить эти знания.

План анализа лирического стихотворения

Любой художественный текст, и лирический в том числе, анализируется с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Определим последовательность действий при анализе стихотворения.

    Внимательное и вдумчивое чтение произведения. Стараемся понять смысл и «прислушиваемся» к себе: какие чувства, мысли вызывает это стихотворение?

    Обращаем внимание на дополнительную информацию, которая может быть дана: время создания стихотворения, краткие сведения об авторе и т. д. Например, анализируя стихотворение Иосифа Бродского «1972 год», мы по дате можем понять всю трагичность настроения этого произведения, всю боль и безысходность – в 1972 году Бродский был изгнан из Советского Союза.

    Для анализа содержания ставим перед собой следующие вопросы и отвечаем на них:

    — о чём это стихотворение?

    — какие чувства, мысли оно вызывает?

    — каким настроением оно проникнуто?

    Для анализа формы стихотворения ставим главный вопрос: КАК автору удалось передать содержание, с помощью каких приёмов и средств? Таким образом обеспечивается анализ произведения в единстве формы и содержания, что и требуется в идеале.

    Ещё раз перечитываем стихотворение и отмечаем все моменты необычности художественной речи, всё, что обращает на себя внимание.

    — Находим тропы и объясняем, какую роль они играют в раскрытии содержания, приводим примеры.

    — Находим стилистические фигуры, которые использовал поэт, и тоже связываем их с содержанием, то есть не просто называем, а пытаемся объяснить, зачем использовал, чего сумел достичь этим использованием и т. д.

    — Обращаем внимание на поэтический синтаксис: какие предложения преобладают, для чего это было сделано.

    — Ритмика, строфика, размер стихосложения, звукопись – то есть обращаем внимание на звучание стихотворения.

Это в упрощённом виде порядок разбора лирического произведения, именно РАЗБОРА, то есть анализа, который не следует путать с интерпретацией, то есть истолкованием произведения.При анализе мы идём от целого к частям, на основе понимания текста хотим определить и понять отдельные его элементы, их роль в создании текста как целостного смысла.При интерпретации движемся от частей к целому.

Слайд 2

Цель урока

  • Познакомить с особенностями анализа лирического произведения
  • Познакомить с литературоведческими понятиями: тема, рифма, стопа, аллитерация, метонимия, гипербола.
  • Слайд 3

    План анализа лирического произведения

    1. Автор и дата.
    2. История создания.
    3. Тема.
    4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
    5. Средства поэтического языка
    6. Поэтическая Фонетика
    7. Стихотворный размер.
    8. Рифма, рифмовка.
    9. Мое отношение.
  • Слайд 4

    Виды рифмы

    • Мужская
    • Женская
    • Дактиллическая
  • Слайд 5

    Мужская рифма

    И море, и буря качали наш челн;
    Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
    Две беспредельности были во мне,
    И мной своевольно играли оне.

    Ф. И. Тютчев.

    Слайд 6

    Женская рифма

    Тихой ночью, поздним летом,
    Как на небе звезды рдеют,
    Как под сумрачным их светом
    Нивы дремлющие зреют.

    Ф. И. Тютчев.

    Слайд 7

    Дактилическая рифма

    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.

    М. Ю. Лермонтов. Тучи

    Слайд 8

    Тема - то, о чем идет речь в произведении

    • Тема любви (любовная лирика)
    • Тема дружбы
    • Тема одиночества
    • Тема народа
  • Слайд 9

    Тема любви (любовная лирика)

    Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.

    А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."

    Слайд 10

    Тема природы (пейзажная лирика)

    Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

    С. А. Есенин "Береза"

    Слайд 11

    Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)

    Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

    М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"

    Слайд 12

    Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)

    Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

    Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."

    Слайд 13

    Тема свободы (вольнолюбивая лирика)

    Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

    А. Н. Радищев ода "Вольность"

    Слайд 14

    Тема дружбы

    Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

    А. С. Пушкин "К Чаадаеву"

    Слайд 15

    Тема одиночества

    Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми

    М. Ю. Лермонтов "Парус"

    Слайд 16

    Тема родины (патриотическая лирика)

    Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

    А. А. Блок "Россия"

    Слайд 17

    Тема народа

    Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

    Н. А. Некрасов "Железная дорога"

    Слайд 18

    Рифмовка и ее виды

    • Парная
    • Перекрестная
    • Кольцевая
  • Слайд 19

    Парная

    Парная - (иначе - смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

    Пружина чести - наш кумир,
    И вот на чем вертится мир

    Слайд 20

    Перекрестная

    Перекрестная - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье.
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье

    Слайд 21

    Кольцевая

    Кольцевая - (иначе - опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:

    Любовь и дружество до вас
    Дойдут сквозь мрачные затворы,
    Как в эти каторжные норы
    Доходит мой свободный глас.

    Слайд 22

    Поэтическая лексика

    • ЭПИТЕТ - художественное определение;
    • СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
    • ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
    • ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
    • ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
    • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
    • МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
  • Слайд 23

    Эпитет

    Но люблю я, весна золотая,
    Твой сплошной, чудно смешанный шум...

    (Н.А.Некрасов)

    Цветок засохший, безуханный,
    Забытый в книге вижу я;
    И вот уже мечтою странной
    Душа наполнилась моя:

    Где цвёл? Когда? Какой весною?
    И долго ль цвёл? И сорван кем,
    Чужой, знакомой ли рукою?
    И положен сюда зачем?

    (А.С.Пушкин)

    Слайд 24

    Сравнение

    Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.

    И шел, колыхаясь, как в море челнок,
    Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

    (Лермонтов)

    В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное.

    Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

    И погнувшись изба,
    Как старушка, стоит.

    (Кольцов)

    Слайд 25

    Ирония

    Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

    А ты сам ступай, детинушка,
    На высокое место лобное,
    Сложи свою буйную головушку.
    Я топор велю наточить-навострить,
    Палача велю одеть-нарядить,
    В большой колокол прикажу звонить,
    Чтобы знали все люди московские,
    Что ты не оставлен моей милостью...

    Слайд 26

    Гипербола

    Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:

    Вихрь полуночный - летит богатырь!
    Тьма от чела его, с посвиста пыль!
    Молнии от взоров бегут впереди,
    Дубы грядою лежат позади.
    Ступит на горы - горы трещат;
    Ляжет на воды - бездны кипят;
    Граду коснется - град упадает,
    Башни рукою за облак кидает.

    Слайд 27

    Литота

    Литота - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).

    Какие крохотные коровки!
    Есть, право, менее булавочной головки!

    Слайд 28

    Олицетворение

    Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

    Идет седая чародейка,
    Косматым машет рукавом;
    И снег, и мразь, и иней сыплет,
    И воды претворяет в льды.
    От хладного ее дыханья
    Природы взор оцепенел...

    Слайд 29

    Метафора

    Метафора [греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.

    Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.

    Пчела из кельи восковой
    Летит за данью полевой.

    Тематическое планирование: образ Родины в поэзии, героическое прошлое России.

    Форма урока: поэтические штудии.

    Тип урока: урок-практикум

    Оборудование: карточки «Найди термин», раздаточный материал «Типы текстов», таблицы, анализы лирических произведений.

    Цели урока:

    Образовательная: Повторить, обобщить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания по теме (литературоведческие термины, схема анализа лирического произведения).

    Развивающая:

    • Совершенствовать умение работать в группах, парах;
    • Развивать умение делать логические выводы по заданному вопросу;
    • Совершенствовать умение анализировать худ. текст.

    Воспитательная:

    • Вызвать интерес к поэтическому наследию страны,
    • Воспитывать чувство любви и уважения к отечественной поэзии,
    • Способствовать развитию эстетического «вкуса» ребёнка.

    План урока (таблица)

    Конспект урока

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места: сегодня на уроке вам будут нужны тетради с поэтическими штудиями, ручки, черновики. Садитесь.

    Закрепление изученного ранее.

    С самого начала этого учебного года мы с вами завели тетради с загадочным тогда для вас названием «поэтические штудии». Сейчас каждому из вас хорошо известно, что если я говорю: «Приготовьте тетради с поэтическими штудиями», это значит мы будем работать над анализом художественного текста. Позвольте я вам напомню, что штудиями в давние времена называли короткие уроки, направленные на освоение литературоведческих терминов. Вот и мы с вами в течение года осваивали грамотный анализ художественного текста.

    ? А скажите, пожалуйста, сколько в этом году у нас всего было с вами поэтических штудий?

    ? А сколько полноценных анализов вы сделали и сдали мне?

    Ребята, очень важно уметь анализировать художественный текст. Это развивает ваше умение логически мыслить, красиво выражать свои мысли.

    Сегодня наш урок – последняя штудия в этом году.

    На уроке нам нужно повторить все ваши знания о правилах анализа лирического произведения, продемонстрировать умение анализировать стихотворения и сочинять стихи самостоятельно.

    Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Шутка сказать – прочесть стихи! Выходите, охотники: кто умеет?» (О. Мандельштам)

    ? Как вы понимаете эти слова?

    ? А нужно ли понимать стихи, уметь их анализировать?

    Я хочу раздать вам карточки с художественными текстами. Они разные. У этих текстов есть общие и отличительные черты. Прочтите эти тексты про себя. Давайте прочтём их вслух.

    ? Что общего в приведённых отрывках? (настроение, одно время года)

    ? В чём различие текстов? (один – прозаический, другой – стихотворный)

    Текст №1

    Вот ветер, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идёт волшебница зима.
    Пришла, рассыпалась, клоками
    Повисла на суках дубов;
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов;
    Брега с недвижною рекою
    Сравняла пухлой пеленою;
    Блеснул мороз. И рады мы
    Проказам матушки зимы.
    (А.С. Пушкин)

    Текст №2

    Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом.
    (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

    Правильно, ребята, текст № 1 – это ритмизованные, зарифмованные стихи. Рифма и ритм – это составляющие лирического произведения. Давайте посмотрим, какие аспекты ещё важны для лирического произведения. Обратите внимание на схему анализа лирического произведения. Обсудим каждый пункт анализа:

    1. Что такое историко-биографическая справка?
    2. Что такое размер? Какие размеры вам известны?
    3. Что такое рифма? Какие виды рифм вы знаете?
    4. Что такое фонетический уровень стихотворения? Что значит изучить фонетический уровень стихотворения?
    5. Что такое графика стиха? Вымысел это или реальность художественного текста?
    6. Что такое эпитет?
    7. Что такое иллюстрация к произведению?

    Хорошо, ребята, молодцы! А давайте проверим на практике, как вы понимаете термины, имеющие отношение к анализу лирического произведения. (Работаем парами с заданиями на карточках).

    Вы убедили меня, что вам знакомы термины, вам понятно содержание этих терминов. Хотелось бы убедиться, что вы умеете использовать имеющиеся знания при анализе конкретного художественного текста. Вам было задано выполнить анализ художественного текста. Сегодня на уроке у нас есть возможность послушать ваши анализы. Защиту своих анализов вы готовили парами. Мы с удовольствием вас послушаем.

    Хочу напомнить вам, что нужно обязательно прочесть для нас стихотворение. А нам остаётся внимательно слушать, и если возникнет необходимость задать вопросы. (Защита анализов)

    Спасибо большое тем, кто готовил защиту анализов.

    ? Ребята, как вы думаете, что сложнее: анализировать стихи или писать стихи самим?

    Давайте мы с вами устроим пробу пера. Работаем в группе по 4 человека по моей инструкции. Оцените полученные стихотворения по трём параметрам:

    1. Рифма
    2. Смысл

    Подведение итогов урока

    Ребята, обратите свои взоры на эпиграф к уроку.

    ? Как вы считаете, мы с вами умеем читать стихи? (утвердительный ответ)Я прошу вас сдать тетради с поэтическими штудиями.

    Оценивание работы учащихся.

    Спасибо вам за сегодняшний урок, вы меня очень порадовали, я поставила за работу на уроке следующие отметки:………….

    Домашнее задание.

    Заполнить таблицу в тетради «Плюсы и минусы моей работы на уроке»

    ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Автор и дата. История создания. Тема. Главные образы или картины, созданные в стихотворении. Средства поэтического языка Поэтическая Фонетика Стихотворный размер. Рифма, рифмовка. Мое отношение.

    РИФМА – это созвучие окончаний двух слов Мужская – с ударением на последнем слоге Женская –с ударение м на предпосл еднем слоге: Дактиличес кая – с ударением на третьем от конца слоге

    Мужская рифма И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне. Ф. И. Тютчев.

    Женская рифма Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют. Ф. И. Тютчев.

    Дактилическая рифма Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов. Тучи

    Тема любви (любовная лирика) Тема природы (пейзажная лирика) Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Тема дружбы Тема одиночества Тема родины (патриотическая лирика) Тема народа ТЕМА - ТО, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

    Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства. А. С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье. . . "

    Тема природы (пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы С. А. Есенин "Береза"

    Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта М. Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"

    Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать. . . "

    Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности А. Н. Радищев ода "Вольность"

    Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение А. С. Пушкин "К Чаадаеву"

    Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми М. Ю. Лермонтов "Парус"

    Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества А. А. Блок "Россия"

    Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа Н. А. Некрасов "Железная дорога"

    ПАРНАЯ - (иначе - смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки: Пружина чести - наш кумир, И вот на чем вертится мир

    ПЕРЕКРЕСТНАЯ - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д. : Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье

    КОЛЬЦЕВАЯ - (иначе - опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в эти каторжные норы Доходит мой свободный глас.

    ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА ЭПИТЕТ - художественное определение; СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; ИРОНИЯ - скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА - художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как» , «как будто» , «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

    ЭПИТЕТ Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум. . . (Н. А. Некрасов) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвёл? Когда? Какой весною? И долго ль цвёл? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? (А. С. Пушкин)

    СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. (Лермонтов) В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т. п. И погнувшись изба, Как старушка, стоит. (Кольцов)

    ИРОНИЯ. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр. : глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова? " В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор: А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что ты не оставлен моей милостью. . .

    ГИПЕРБОЛА состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова: Вихрь полуночный - летит богатырь! Тьма от чела его, с посвиста пыль! Молнии от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади. Ступит на горы - горы трещат; Ляжет на воды - бездны кипят; Граду коснется - град упадает, Башни рукою за облак кидает.

    ЛИТОТА - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого). Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки! (Крылов)

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением. Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом; И снег, и мразь, и иней сыплет, И воды претворяет в льды. От хладного ее дыханья Природы взор оцепенел. . .

    МЕТАФОРА [греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель. Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой.

    ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА Аллитерация – повторение согласных звуков; Ассонанс – повторение гласных звуков; Анафора - единоначалия;

    АНАФОРА [греч. anaphora – возвращение, единоначатие, скреп] – повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А. К. Толстой)

    АЛЛИТЕРАЦИЯ - один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. . . (С. Есенин)

    АССОНАНС - один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. . . (Б. Пастернак)

    ХОРЕЙ Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов. Бу ря мгло ю не бо кро ет Ви хри сне жные крутя … А. С. Пушкин

    ЯМБ Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов. Мой дя дя са мых че стных пра вил… А. С. Пушкин

    ДАКТИЛЬ Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные. Ту чки небе сные, ве чные стра нники М. Ю. Лермонтов

    АМФИБРАХИЙ Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные. Не ве тер бушу ет над бо ром, Не с го р побежа ли ручьи … Н. А. Некрасов

    АНАПЕСТ Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные. О, весна без конца и без кра ю - Без конца и без кра ю мечта! А. Блок

    Подробности

      Кем и когда написано стихотворение?

      Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.

      Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к … и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

      Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

      Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ - переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).

      Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

      Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

      Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы. Способ стихосложения.

      Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно - идея стихотворения.

      Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

    Схема анализа лирического произведения

      Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...).

      Структура образов и развитие конфликта
      а) Тема и основная мысль произведения
      б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)
      в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).

      Черты лирического героя.

      Основные особенности поэтического языка:
      а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия)
      б) Языковой поуровневый анализ

      • поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
      • поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
      • использование явлений морфологии и синтаксиса.
    1. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

      Мое восприятие произведения.

    План анализа стихотворения

    Вариант 1

      Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?

      Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?

      Каким вы представляете себе лирического героя?

    Вариант 2

      Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да - благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

      Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

      Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

      Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

      Звуковой фон стихотворения.

      Цветовой фон стихотворения.

      Особенности композиции стихотворения.

      Жанр стихотворения. Тип лирики.

      Литературное направление (если можно определить).

      Значение художественных средств.

      История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

    Вариант 3

      Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

      Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

      Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

      Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

      Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

      Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

      Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

      Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

      Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

      Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

      Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

      Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

      Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

      Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

    Вариант 4

      Внимательно прочитайте стихотворение.

      Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:

      • сколько предложений входит в него;
      • каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
      • каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
    1. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).

      Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).

      Обратите внимание на повторы:

      • синтаксический параллелизм;
      • лексические и корневые повторы;
      • повторы союзов;
      • анафорические и эпифорические повторы.

      Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?

      Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:

      • в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
      • к какому разряду лексики они принадлежат:
        • по своему происхождению (устаревшие слова - архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
        • по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
        • по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
      • какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
    2. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:

      • выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
      • найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
      • какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
      • определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
      • найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
    3. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.

      Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

      Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

    Вариант 5

      Дата создания. Реально-биографический и фактический комментарий.

      Жанровое своеобразие.

      Структура стихотворения:

      • Форма строфы.
      • Тип рифмовки.
      • Размер.
      • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
      • Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.
      • Преобладание общественных или личных интонаций.
    1. Лирический герой. Его характерные качества.

      Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

      Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.

      Сопоставление основных словесных образов:

      • по сходству;
      • по контрасту;
      • по смежности;
      • по ассоциации.
    2. Ведущая тема.

      Основная мысль.

    Некоторые литературоведческие термины

    • метрика — наука о стихотворных размерах
    • спондей — в двухсложных размерах силлаботонического стиха — употребление подряд двух ударных слогов
    • пиррихий — отсутствие ударения в двухсложной, реже в трехсложной стопе
    • цезура — особый вид ритмической паузы, совпадающей со словоразделом, проходящим внутри стопы
    • фоника — раздел фонетики, рассматривающий звуки речи с точки зрения их эстетической и эмоциональной функции
    • аллитерация — повторение в речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи
    • ассонанс — повторение в речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи
    • глагольная рифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов
    • гласная рифма — вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке
    • дактилическая рифма — второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге
    • двухсложная рифма — рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название — женская рифма
    • закрытая рифма — рифма, заканчивающаяся на согласный звук
    • кольцевая рифма — разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА
    • конечная рифма — самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы
    • мужская рифма — второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге
    • начальная рифма — рифма из первых слов в строках
    • открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки
    • перекрестная рифма — наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ
    • двустишие — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.
    • терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB ВВС CCD и т. д.
    • четверостишие (катрен) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии
    • пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов
    • октава — восьмистишие ABABABCC
    • онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)
    • метафора — вид тропа, отдельные слова в котором сближаются по сходству или контрасту их значений
    • метонимия — вид тропа, слова в котором сближаются по смежности обозначаемых понятий, более или менее реальных
    • эпитет — слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства
    • сравнение — вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим
    • перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки
    • гипербола — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
    • литота — троп, противоположный гиперболе, образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения, явления
    • аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический
    • анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения
    • антитеза — противопоставление образов, предметов или явлений
    • градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости
    • инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок
    • синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ
    • эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, неполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания
    • эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф


  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх