После вакцинации прививки ребенок обладает иммунитетом искусственным. Иммунитет и вакцинация: побочные эффекты после прививок. Скачайте чек-лист "Национальный календарь прививок в России"

Противопоказаний к вакцинации не так много. И все они обоснованы.

Любая вакцинация противопоказана, если зафиксировано:

  • поствакцинальное осложнение;
  • сильная реакция на предыдущую прививку.

Поствакцинальные осложнения это:

  • шок анафилактический;
  • сильная аллергия;
  • полиомиелит;
  • поражение нервной системы:
  • энцефалит или менингит;
  • энцефалопатия;
  • неврит.

Реакция на прививку считается сильной , если у ребёнка отмечается хотя бы один признак:

  1. температура тела выше 40 градусов;
  2. место укола красное, опухшее - диаметр отёка 8 и более сантиметров.

Живые вакцины нельзя вводить , если у ребёнка имеется:

  1. первичный иммунодефицит;
  2. иммуносупрессия;
  3. злокачественная опухоль.

К живым относятся вакцины против туберкулёза и против полиомиелита (не все, но на это надо обращать внимание).

Обследовать всех детей на наличие иммунодефицита нереально, да и не нужно. В группу риска по иммунодефициту входят дети, у которых есть:

  • тяжёлое гнойное заболевание;
  • постоянно возникающая молочница (кандидоз) любой локализации;
  • пневмония;
  • постоянная экзема;
  • тромбоцитопения;
  • родственник с подтверждённым иммунодефицитом.

Такие дети прививаются инактивированными вакцинами. Рекомендуется после вакцинации проверить - сформировался ли иммунитет к заболеванию против которого была сделана прививка.

Иммуносупрессию (подавление иммунитета) вызывают:

  • длительный приём гормональных препаратов;
  • лечение препаратами подавляющими иммунитет (они требуются при онкологических и системных заболеваниях).

БЦЖ

БЦЖ не делают, если:

  • вес ребёнка меньше 2 кг;
  • на теле есть келоидный рубец;
  • у малыша генерализованный туберкулез, остеит, остеомиелит.

АКДС, АДС, АДС-М

АКДС противопоказана при:

  • активно развивающемся нервном заболевании;
  • бывших ранее судорогах (вызванных не повышением температуры!).

Вместо неё вводится АДС или АДС-М вакцина (то есть, исключается коклюшный компонент).

Если введение вакцины сопровождалось судорогами, то в следующий раз прививку делают под прикрытием противосудорожных препаратов.

АДС и АДС-М вакцины противопоказаний для использования не имеют (только индивидуальная непереносимость).

В конце статьи мы подготовили чек-лист "Национальный календарь прививок в России". Скачайте его, чтобы знать когда и какую вакцину следует сделать малышу, чтобы защитить его от болезней!

Корь, паротит, краснуха

Противопоказаниями для введения живых коревой и паротитной вакцины, краснушной, а так же комбинированных (корь-краснуха-паротит, корь-паротит) являются:

  • зафиксированная сильная аллергическая реакция на аминогликозиды;
  • анафилактический шок, развившийся в ответ на яичный белок (к краснушной вакцине не относится).

Прививки против кори и краснухи не делаются детям с выраженной аллергией на аминогликозиды.

Противопоказанием для прививки против краснухи является любой артрит.

Импортные вакцины против кори и паротита изготавливаются на куриных эмбрионах и не вводятся детям с выраженной аллергией на куриный белок.

Российские вакцины от кори и паротита изготавливаются при помощи яиц японских перепелов, поэтому их использование менее опасно при аллергии на белок куриного яйца, хотя не исключены перекрёстные реакции.

Гепатит В

Не делают вакцинацию против гепатита В, если у ребёнка:

  • аллергия на пекарские дрожжи, то есть, он не переносит хлеб и другие продукты, приготовленные с использованием дрожжей.

ОРВИ - это противопоказание?

Да, противопоказание, как и обострение хронического заболевания. Но только временное - на 2-4 недели. Лёгкие ОРВИ без повышения температуры тела и острые кишечные инфекции без ярко выраженных симптомов противопоказаниями сейчас не считаются, то есть, дети при них вакцинируются.

А если ребёнок перенёс серьёзное неврологическое заболевание?

Если ребёнок переболел острым менингитом или другим заболеванием, поражающим нервную систему, то прививать его можно лишь через полгода после исчезновения или стабилизации остаточных явлений (разрешение даёт невропатолог).

Как вакцинируют детей с хроническими заболеваниями?

Никогда не делают прививки во время обострения хронического заболевания. Вакцинируют, когда достигнута стойкая ремиссия (разрешение даёт ведущий специалист).

Можно ли вакцинировать детей с гемофилией?

Да. Только подкожно, очень тонкой иглой и в местах, где можно без вреда для ребёнка прижать место инъекции. При опасениях развития кровотечения подстраховываются препаратами, повышающими свёртываемость.

Вакцинация после введения препаратов крови

Если ребёнок получал препараты крови, то живые вакцины вводятся ему не сразу, а спустя определённый интервал времени, указанный в этой таблице.

Ложные противопоказания к вакцинации

Существует ряд состояний, которые привычно и мамы и участковые педиатры относят к противопоказаниям к вакцинации. По мнению иммунологов, они являются ложными и дети могут быть привиты.

  • Неврологические состояние не прогрессирующие. Есть успешный опыт вакцинации детей с ДЦП, синдромом Дауна и другими неврологическими заболеваниями. Разрешение даёт невропатолог.
  • Аллергия, бронхиальная астма. Дети должны быть привиты в первую очередь, так как любая инфекция подрывает их иммунитет и наносит в тысячи раз больше вреда, чем вакцинация. Педиатр и аллерголог должны подобрать оптимальную схему вакцинации и выбрать подходящие препараты.
  • Анемия лёгкой или средней тяжести не является противопоказанием. Вакцинация проводится, затем назначаются препараты, повышающие уровень железа в крови. Разрешение даёт педиатр или гематолог.
  • Увеличение тени тимуса на рентгеновском снимке. Обычно выявляется случайно и является реакцией на перенесенное острое вирусное заболевание, стресс и даже вариантом нормы. Дети прививаются как обычно, если нет других противопоказаний. Разрешение даёт педиатр или эндокринолог.
  • Врождённые пороки развития. Вакцинация проводится сразу, как только фиксируется компенсация физиологических нарушений.
  • Дисбактериоз, выявленный лабораторно, при нормальном стуле и активном поведении ребёнка не является противопоказанием для вакцинации.
  • Местное применение стероидных препаратов никак не подавляет иммунитет значительно и не является поводом для медотвода от прививок.

Были ли у вашего ребёнка противопоказания к вакцинации и если "да", то какие?

Скачайте чек-лист "Национальный календарь прививок в России"

В России все дети имеют право быть бесплатно привитыми от десяти инфекций. Скачайте чек-лист и узнайте какую вакцину и когда следует сделать малышу, чтобы защитить его от болезней!

yanina

  • Гость

Здравствуйте, Ирина! Подскажите, пожалуйста, как долго сохраняется иммунитет после прививок? Почему ревакцинацию АКДС и полиомиелит делают через маленький промежуток времени? Неужели трёх прививок хватает только на один год? Возможно ли в Беларуси (Могилёве) сделать иммунологический анализ крови на состав антител и после этого делать ревакцинацию?

Иммунитет после проведения вакцинации с использованием АКДС (коклюша, дифтерии и столбняка) и ИПВ (полиомиелита) сохраняется в среднем 1 год. После проведения первой ревакцинации (в 18 месяцев) иммунитет против коклюша сохраняется 6-8 лет, против дифтерии и столбняка - 5 лет. А вот после ревакцинации-1 против полиомиелита в 18 месяцев необходимо провести ревакцинацию-2 в 24 месяца и тогда иммунитет продержится 6 лет (до следующей ревакцинации в 7 лет). Т. е. сроки проведения прививок, указанные в Национальном календаре обязательно учитывают среднее время сохранения иммунитета после предыдущей прививки. Возможно, что у кого-то это время будет чуть меньше, у кого-то чуть больше.

Ревакцинацию (поддерживающую дозу) необходимо вводить тогда, когда иммунитет против той или иной инфекции ещё сохраняется. Если специфический иммунитет к моменту проведения ревакцинации значительно снизится, то и эффект от ревакцинации будет значительно меньше (защита от инфекции будет менее интенсивная и сохранится меньшее время).

Возможность определения уровня антител к тому или иному возбудителю есть (можно обратиться в областной центр гигиены и эпидемиологии). Однако, если в 18 месяцев у Вашего малыша будет защитный уровень антител, то четко сказать через какое время он станет снижаться очень сложно. И такие анализы необходимо будет проводить с периодичностью 1-6 месяцев (в зависимости от инфекции). Проведение такого анализа позволит отложить прививку малышу максимум на 4-6 месяцев. Но при этом ему необходимо будет сделать несколько заборов крови. Не думаю, что это рационально.

yanina

  • Гость

После иммунизации против кори, эпидемического паротита и краснухи защита сохраняется 20 лет и более. Хотя по некоторым данным, иммунитет созданный с помощью вакцин против этих инфекций сохраняется пожизненно.

Такой же стойкий и длительный иммунитет формирует полная схема иммунизации против полиомиелита.

Длительный (практически пожизненный иммунитет) формирует и вакцинация против вирусного гепатита В. Для некоторых категорий профессиональных групп рекомендуется после окончания вакцинации через 5-7 лет проводить однократную ревакцинацию для стимуляции созданного ранее иммунитета. Но большинство современных исследований показывают, что благодаря клеткам памяти, формирующимся в нашей иммунной системе после вакцинации и живущим очень долго, ревакцинаций против вирусного гепатита В не нужно. Такая позиция нашла отражение в нашем календаре профилактических прививок.

Вы думаете вирусы кори, краснухи, паротита, возбудители Хиб-инфекции, дифтерии, столбняка, вирусных гепатитов не "отравят" организм ребенка? Задайте этот вопрос родителям, дети которых перенесли эти инфекции!? Каждый из них с содраганием в сердце будет вспоминать те часы ужаса, которые провели над кроваткой ребенка в детской инфекционной больнице. Многие из них смогут много рассказать о том, что здоровье ребенка после инфекции ушло безвозвратно. А те родители, которые потеряли своих деток в результате инфекции - Вы думаете они отвергнут возможность защитить с помощью прививок других своих малышей.

В нашем городе первые прививки на платной основе стали делать в кабинете вакцинопрофилактики детской инфекционной клинической больницы. Там предоставлялась (и предоставляется) возможность защитить с помощью прививок от инфекций, которые пока не входили (некоторые и не входят) в рамки Национального календаря прививок: против Хиб-инфекции, ветряной оспы, рака шейки матки, пневмококковой инфекции и др. Почему именно в этом учреждении? Потому что врачи-педиатры-инфекционисты, которые видят перед собой больных деток, которые "теряли" деток не смогли не использовать возможность предотвратить заболевание. И в первую очередь они привили там своих деток и малышей своих знакомых (пусть и за деньги).

Тем не менее, выбор за Вами! Кстати, по международным Конвенциям о правах ребенка, не проведение прививок без должных на это причин расценивается как ограничение права ребенка на жизнь и здоровье.

Хочется подробнее рассмотреть, какие побочные эффекты возникают после прививок. Как влияет введение вакцины на иммунитет ребенка и какие последствия могут ждать растущего человечка во взрослой жизни.

«Введение вакцины - не чудо и не волшебство, никак не затрагивающее здоровье человека, но при этом каким-то парадоксальным образом делающее его невосприимчивым к болезни. На самом деле вакцинация - создание новой болезни, но теперь уже хронической, на фоне которой у определенного числа привитых не может развиться болезнь острая. Это и называется в наше время «защитой от управляемых инфекций».

Хронические заболевания - как побочный эффект от прививки

Врачи давно уже обратили внимание, что больные хроническими болезнями нередко оказываются устойчивыми к острым болезням. Например, стало уже хрестоматийным примером, что больные синдромом хронической усталости не подвержены простудам. Однако, хроническая болезнь не может исчезнуть сама по себе. Она трансформируется, видоизменяется, становясь все тяжелее и поражая все более важные для жизнедеятельности органы, но организма не покидает.

Вот стандартное движение хронической болезни у детей , нередко наблюдаемое в последние десятилетия. "После вакцинации у ребенка развивается атопический дерматит, знаменующий собой усилия организма через кожу избавиться от внесенной в него болезни. Отсутствие правильного лечения или, хуже того, замазывание зудящих сыпей кремами и гормональными мазями приводит к дальнейшему прогрессированию той же хронической болезни, которая лишь называется на разных своих этапах по-разному и лечат которую разные узкие специалисты: сначала аллергологи - аллергию, потом ЛОР-врачи - аденоиды и вазомоторный ринит, затем пульмонологи - обструктивный бронхит или астму. Пубертатный период, в котором, как считают многие родители, ребенок «перерастает» свои детские болезни, на самом деле становится прологом к более тяжелым недугам, как-то- поликистозная болезнь яичников, артериальная гипертензия, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет, эрозивный гастрит и другие" . Это выдержка из книги «Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей» автор - Александр Коток . Заказать книгу можно у издателя ООО «Гомеопатическая книга».

Даже если отбросить прямое токсическое влияние компонентов вакцин на организм, то любой человек скажет вам, что если человек переболел 10 инфекциями, он будет менее здоров по сравнению с человеком, который переболел одной инфекцией. Прививка оставляет иммунологическую память о болезни!!!

В мединституте нам даже не говорили о составе вакцин (о токсических компонентах, которые входят в состав). Нам действительно говорили только о безвредности и пользе, предоставляя информацию не полностью, однобоко. Я дала вам ссылку на книгу Александра Котока, в конце этой книги приведено больше 100 сносок, автор указывает, на какие труды коллег он ссылается.

Иммунитет и вакцинация

Иммунная система ослаблена не только у больных лейкозами. Она может быть ослаблена при разных недомоганиях. По словам врачей неонатологов в России рождается только 3-5 % детей, которым врачи после родов могут сказать - здоров. Возможно, эти 3-5 процентов детей могут выдержать вакцинацию. Но зачем?

И в заключении темы о прививках прошу скачать и прослушать аудио лекции Галины Петровны Червонской. Она - высококвалифицированный специалист в области вакцинологии, вирусолог с многолетним стажем . Она выступает за грамотный подход к вакцинопрофилактике, за индивидуальный подход к вакцинации каждого конкретного ребенка, против единого календаря прививок "для всех подряд".

С первой секунды появления на свет человек подвергается влиянию огромного количества микроорганизмов, и в том числе – болезнетворных. В 18 веке для того чтобы укрепить иммунитет и защитить человека от болезней были изобретены прививки. Однако вопрос о пользе и вреде прививок до сих пор вызывает множество споров. В этой статье мы рассмотрим, что представляет собой иммунная система, что такое иммунитет и какова роль прививок в работе нашего иммунитета.

Рассмотрим, что такое иммунная система и иммунитет

Иммунная система – это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих защиту и контроль над внутренним постоянством среды организма. Она включает в себя центральные органы – красный костный мозг и тимус (вилочковая железа), периферические органы – селезёнку, лимфатические узлы и сосуды, пейровы бляшки кишечника, аппендикс, миндалины и аденоиды.

Иммунная система разбросана по всему телу человека, и это позволяет ей контролировать весь организм. Главная функция иммунной системы – сохранять генетическое постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

Невосприимчивость организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, грибкам, простейшим, гельминтам), а также к тканям и веществам с чужеродными антигенными свойствами, (например, ядам растительного и животного происхождения), называется иммунитетом .

Сбой в работе иммунной системы может привести к аутоиммунным процессам, когда клетки иммунной системы не распознают «своих» и «чужих», и повреждают клетки собственного организма, что приводит к таким серьёзным заболеваниям как: системная красная волчанка, тиреоидит, диффузный токсический зоб, рассеянный склероз, диабет 1 типа, ревматоидный артрит.

«Колыбелью» иммунной системы является красный костный мозг , который находится в теле трубчатых, плоских и губчатых костей. В красном костном мозге образуются стволовые клетки, которые дают начало всем формам клеток крови и лимфы.

Механизм работы клеток иммунной системы

Основными клетками иммунной системы являются В- и Т-лимфоциты и фагоциты.

Лимфоциты – белые клетки крови, представляющие собой разновидность лейкоцитов. Лимфоциты являются главными клетками иммунной системы . В-лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет (вырабатывают антитела, которые атакуют чужеродные вещества), Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет (они напрямую атакуют чужеродные вещества).

Различают несколько типов Т-лимфоцитов:

  • Т-убийцы (Т-киллеры) – разрушают инфицированные, опухолевые, мутированные, стареющие клетки организма.
  • Т-помощники (Т - хелперы) – помогают другим клеткам в борьбе с «чужаками». Стимулируют выработку антител посредством узнавания антигена и активизации соответствующего В-лимфоцита.
  • Т-подавляющие (Т-супрессоры) – снижают уровень образования антител. В случае если иммунная система не будет подавлена после обезвреживания антигена, то собственные иммунные клетки будут истреблять здоровые клетки организма, что приведёт к развитию аутоиммунных расстройств.

Развитие В- и Т-лимфоцитов происходит в красном костном мозге. Их предшественницей является стволовая лимфоидная клетка. Некоторая часть стволовых клеток в красном костном мозге превращается в В-лимфоциты, другая часть клеток выходит из костного мозга и попадает в другой центральный орган иммунной системы – тимус , где и происходит созревание и дифференциация Т-лимфоцитов. Проще говоря, органы центральной иммунной системы являются «детским садом», где В- и Т-лимоциты проходят начальную подготовку. Так как в дальнейшем по кровеносной и лимфатической системе лимфоциты мигрируют в лимфоузлы, селезёнку и другие периферические органы, где происходит их дальнейшее обучение.

О проникновении в организм «чужака» через естественные барьеры (кожу и слизистые оболочки) первыми узнают самые крупные из лейкоцитов – фагоциты-макрофаги .

Роль клеток фагоцитов в иммунной системы впервые была открыта русским учёным И.И. Мечниковым в 1882 году. Клетки, которые способны поглощать и переваривать чужеродные вещества были названы фагоцитами , а само явление получило название фагоцитоз .

В процессе фагоцитоза фагоциты-макрофаги выделяют активные вещества цитокины , способные привлечь к работе клетки иммунной системы – Т и В лимфоциты . Тем самым увеличивая число клеток лимфоцитов. Лимфоциты меньше чем макрофаги, более подвижны, способны проникать через клеточную стенку и в межклеточное пространство. Т-лимфоциты способны различать отдельные микробы, запоминать и определять встречался ли с ними организм раньше. Также они помогают В-лимфоцитам увеличивать синтез антител (белков-иммуноглобулинов) , которые, в свою очередь, обезвреживают антигены (чужеродные вещества) , связывают их в безвредные комплексы, уничтожаемые впоследствии макрофагами.

Для идентификации антигена (неизвестного ранее для организма) и производства антител достаточного количества требуется время. В этот период у человека развиваются симптомы болезни. При последующем заражении той же инфекцией в организме начинают вырабатываться необходимые антитела, которые и обусловливают быстрый иммунный ответ на повторное внедрение «чужака». Благодаря этому болезнь и восстановление протекают намного быстрее.

Виды естественного иммунитета

Естественный иммунитет бывает врождённым и приобретённым.

С момента рождения самой природой заложена невосприимчивость человека ко многим болезням, которая осуществляется благодаря врождённому иммунитету , передающемуся по наследству от родителей уже с готовыми антителами. Организм получает антитела от матери в самом начале своего развития через плаценту. Основная передача антител приходится на последние недели беременности. В дальнейшем ребёнок получает готовые антитела вместе с грудным молоком.

Приобретённый иммунитет возникает после перенесения заболеваний и сохраняется в течение длительного времени или пожизненно.

Искусственный иммунитет и вакцины

Искусственным (пассивным) считается иммунитет, полученный при введении сыворотки, и который действует в течение непродолжительного времени.

Сыворотка содержит готовые антитела к определённому возбудителю и вводится заразившемуся человеку (например, против столбняка, бешенства, клещевого энцефалита).

Долгое время считалось, что иммунную систему можно подготовить к встрече с будущим «врагом» посредством введения вакцин, полагая, что для этого достаточно ввести в организм человека «убитых» или «ослабленных» возбудителей болезни, и человек на некоторое время станет не восприимчив к ней. Такой иммунитет называют искусственным (активным) : он является временным. Именно поэтому в течение жизни человеку назначают повторные вакцинации (ревакцинации).

Вакцины (от лат. vacca - корова) – это препараты, получаемые из убитых или ослабленных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, предназначенные для выработки антител к возбудителям болезней.

По всем медицинским канонам вакцинировать можно только здоровых детей, однако на практике это соблюдается крайне редко, и вакцинацию проводят даже ослабленным детям.

О том, как менялось представление о вакцинации, пишет иммунолог Г.Б. Кирилличева: «Изначально вакцинацию рассматривали как профилактическую помощь на случай явной опасности, беды. Вакцинация проводилась по эпидемиологическим показаниям. Вакцинации подвергались восприимчивые и контактные лица. Восприимчивые! А не все подряд. В настоящее время исказилось представление о предназначении вакцин. Из средств экстренной профилактики вакцины стали средствами массового планового применения. Прививкам подвергаются как восприимчивые, так и резистентные категории людей».

В состав вакцин входят вспомогательные компоненты, наиболее частые из них: антибиотки, мертиолят (ртутьорганическая соль), фенол, формалин, гидроокись алюминия, Твин-80. Подробнее о компонентах вакцин можно узнать .

За весь период существования вакцин никем не было доказано, что даже малое содержание ядов в вакцинах совершенно безвредно для живого организма.

Нужно учитывать и то, что организм ребёнка в сто раз чувствительнее к токсинам и ядам, а система разложения и выведения ядов из организма у новорождённого ещё не сформирована в должной степени, в отличие от взрослого. А это значит, что даже в малом количестве этот яд может нанести ребёнку непоправимый вред.

В результате на не сформированную иммунную систему новорождённого обрушивается такое количество ядов, которое приводит к серьёзным сбоям, в первую очередь, в работе иммунной и нервной систем, а затем проявляется в виде поствакцинальных осложнений.

Вот только некоторые поствакцинальные осложнения, вошедшие в официальный перечень от 2 августа 1999 г. N 885:

На практике доказать, что данное осложнение возникло именно после прививки, весьма не просто, ведь когда нам ставят прививку врачи за её результат никакой ответственности на себя не берут – они просто оказывают нам медицинскую помощь, которая у нас в стране является добровольной.

Параллельно с увеличением количества прививок в мире нарастает число детских заболеваний, таких как: аутизм, ДЦП, лейкоз, сахарный диабет. Учёные и врачи во всём мире всё больше подтверждают связь столь серьёзных заболеваний с прививками. Например, русский учёный рассказывал на одной из своих встреч с читателями о связи прививок и аутизма. Посмотреть это видео можно .

Как прививки в целом влияют на иммунитет

Вот, что пишет ряд специалистов на тему иммунитета и прививок:

«Естественные болезни, случающиеся у нормального, здорового ребёнка, помогают «отлаживать» и тренировать иммунную систему.

Возбудители же, которые попадают в организм с прививкой, минуют слизистые оболочки и немедленно попадают в кровоток. К такому развитию событий организм эволюционно не готов.

Для того чтобы справиться с инфекцией, не обезвреженной на уровне слизистых и к борьбе с которой организм не был подготовлен заблаговременно полученными химическими сигналами, он вынужден расходовать многократно большее число лимфоцитов, нежели когда это происходит при естественной болезни.

Так, по имеющимся оценкам, если естественный эпидемический паротит (свинка) отвлекает на себя 3-7% общего числа лимфоцитов, то возникающий после прививки - тот, что называют «лёгким», - 30-70%. В десять раз больше!» (А.Коток «Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей»)

Выдержка из письма в Комитет по биоэтике РАН онкоиммунолога проф. В.В. Городиловой:

«Давно следовало бы серьезно подумать о нарастающем детском лейкозе, о котором говорил уже в начале 60-х академик Л. А. Зильбер, о разбалансированной иммунной системе в результате неугасающего (в том числе) "поствакцинального состояния", начинающегося у нас с роддомов и активно продолжающегося в детском, подростковом и юношеским периодах.

Доказано, что у младенцев иммунная система ещё незрелая, что она начинает функционировать в пределах некоторой "нормы" через 6 месяцев, а до того организм ещё не адаптировался, не созрел.

Нельзя беспредельно накапливать избыточные антитела - их избыток приводит к аутоиммунным процессам. Отсюда и "помолодевшие" аутоиммунные заболевания у молодёжи: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, заболевания почек, щитовидной железы, расстройство нервной, эндокринной и сосудистой систем, многочисленные онкозаболевания, а среди них - детский лейкоз.

Иммунная система не выдерживает «планового натиска», она ломается, функции её извращаются, она «сбивается с курса», предписанного природой, и человек становится более уязвимым к простуде, аллергенам, онкозаболеваниям… Растёт аллергия среди малышей – есть ли теперь такие дети, которые бы не страдали аллергическими заболеваниями?! Общеизвестно, что в первое полугодие дети страдают желудочно- кишечной дистрофией и изменениями на коже, вызываемыми пищевыми аллергенами разной этиологии. Со второго полугодия присоединяются синдромы со стороны дыхательных путей – астматические бронхиты (кстати, одно из осложнений на АКДС, АДС-М, АДС). Ну, а к 3-4 годам начинают проявляться клинические симптомы сенсибилизации пыльцой и т.д., и т.д. – по этим проблемам публикации неисчислимы.

Иммунная система – тонкий сбалансированный механизм и, подобно всем другим системам, подвержена расстройству. В результате постоянного раздражения – стимуляции вакцинами, она, вместо того, чтобы охранять организм, губит собственные клетки за счёт накопления антител, за счёт аутоиммунных процессов и функционального изменения свойств клеток.

Физиологическое, естественное старение - процесс постепенного затухания, увядания всех звеньев иммунной системы. Вакцины же ускоряют, подстёгивают процесс «расходования» лимфоцитов, искусственно приводя организм человека к преждевременному старению, отсюда старческие болезни у молодёжи . В онкологии основополагающим служит дисбаланс между скоростью иммунного ответа и опухолевым ростом. Нарастание онкозаболевания опережает скорость размножения реагирующих на него лимфоидных клеток, направленных, кроме того, на борьбу с непрестанно поступающими антигенами - вакцинами.

Я абсолютно убеждена, что вся онкология начинается с негативной перестройки иммунной системы с последующим угнетением её функций как результата "сверхнагрузки". Именно при врождённых и приобретённых иммунодефицитах отмечается более частое развитие злокачественных новообразований...»

Прививки – дело добровольное!

Родители должны знать, что согласно Российскому Законодательству они имеют полное право как на согласие, так и на отказ от прививок.

В соответствии с Федеральным Законом "Об основах охраны здоровья граждан РФ" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ: согласно Статье 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства.

И в соответствии с Федеральным Законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ: согласно Статье 5. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на: отказ от профилактических прививок.

Наше государство предоставляет выбор – делать ребёнку прививку или нет, и отказ от вакцинации не влечёт за собой последствий в виде неприёма в детский сад, школу, институт. Если же такие нарушения наблюдаются, то они противоречат Конституции нашей страны. Так как 2 глава статьи 43 Конституции РФ гласит:

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Очень часто родители полагаются на мнение врачей, не желая самостоятельно глубже изучить тему прививок: если скажут прививать – значит так и надо. Однако ответственность за судьбу ребёнка с родителей от этого не снимается. Важно понимать, что любая прививка – это не просто «укольчик», а самое настоящее вторжение в иммунитет человека, имеющее свои последствия, что особенно чревато в период, когда иммунитет ещё до конца не сформирован. Профессор вирусолог Г.П. Червонская на этот счёт пишет следующее: «Если вы убережёте своего ребёнка от вакцинации хотя бы до 5 лет – низкий вам поклон. Вы дадите возможность развиться природным защитным силам организма».

Взвесив все «за» и «против» решение ровно, как и право прививать или не прививать своего ребёнка должно оставаться за родителями.

Какие механизмы защищают человека от инфекций?

Пока самостоятельно иммунная система младенца не сформировалась, важным защитным механизмом выступают материнские антитела , которые передаются организму ребёнка через плаценту и через грудное молоко. Чем дольше мать кормит грудным молоком младенца, тем дольше он будет защищён. Материнские антитела защищают новорождённых и грудных детей от таких инфекционных болезней как: дифтерия, столбняк, корь, краснуха, ветрянка, полиомиелит и от многих других недугов продолжительное время.

В качестве доказательства приведём пример наблюдения врача акушера-гинеколога Ж.С. Соколовой: «Наилучшей «вакциной» от всех инфекционных болезней является молоко матери. В нём содержатся все антитела, способные защитить и справиться с любой инфекцией, а если малыш ещё будет закаляться, иммунитет его станет ещё крепче безо всяких прививок. В качестве убедительного доказательства не могу не привести сведения о том, что под моим наблюдением находятся 1640 детей (на 2002 г.), которых родители не прививали. Эти дети не только не болеют, но иначе развиваются, они более спокойные и уравновешенные, менее раздражительные и неагрессивные».

Немаловажным защитным механизмом от разного рода инфекций является генетика . Далеко не все люди одинаково восприимчивы к разным болезням.

Вирусолог Г.П. Червонская в своей книге «Прививки: Мифы и реальность» пишет о восприимчивости людей к инфекционным болезням следующее:

«У большинства людей невосприимчивость к инфекционным болезням заложена генетически . К примеру, 99% людей невосприимчивы к туберкулёзу, 99,5-99,9% невосприимчивы к полиомиелиту, к дифтерии – 80-85%, к гриппу – 85-90%.
Бездумная вакцинация ослабляет заложенный природой иммунитет, безвозвратно изменяет наш генетический код и приводит к заболеваниям, в том числе, неизвестным ранее. Напоминаю то, что известно специалистам всего мира, подчёркиваю – с п е ц и а л и с т а м(!): восприимчивых к туберкулёзу среди всего человечества рождается 1 % (8), к полиомиелиту – 0,1–0,5 % (8,13) (по Смородинцеву и по ВОЗ), к дифтерии – 15–20 % (3,5,14,15), к гриппу – тоже не более 10–15 % и т. д.
Иначе говоря, кто-то уже рождается невосприимчивым к туберкулёзу (и таких значительное большинство!), кто-то никогда не будет болеть дифтерией (и таких тоже преимущественное большинство!), третья категория граждан резистентна к полиомиелиту (болеют ЕДИНИЦЫ и совсем не обязательно паралитической формой (8,13), большинство никогда не болеют кто-то гриппом, краснухой и т. д., и т. д.»

Не стоит забывать и о естественной защите : она приобретается тогда, когда человек переболевает болезнью. Все мы слышали о таких болезнях как ветрянка, корь, свинка, краснуха. В народе эти болезни ещё называют «детскими», и не случайно, ведь именно в детстве чаще всего ими переболевает человек. Перенося данные состояния в довольно лёгкой форме, человек приобретает пожизненный иммунитет и возможность передачи антител будущим поколениям. Не так давно существовала, а где-то существует и до сих пор практика, когда родители специально приводят своих детей к заболевшим сверстникам, чтобы ребёнок переболел в детстве и выработал естественный иммунитет. Бывает, что ребёнок и вовсе не заболевает от таких посещений: это говорит о том, что он генетически не восприимчив к данной болезни.

В истории человечества известны факты, когда при улучшении санитарно-гигиенических условий жизни человечество избавлялось от многих болезней. Например, на территории европейских стран против таких недугов, как холера, чума, брюшной тиф, сибирская язва, дизентерия не были изобретены вакцины, но эти болезни были побеждены вскоре как появились водопроводы и канализации, когда начали хлорировать воду, пастеризовать молоко, когда улучшилось качество продуктов питания. С улучшением санитарно-гигиенических условий заболеваемость и смертность от дифтерии, кори, коклюша начала снижаться ещё за десятки лет до появления вакцин от этих болезней. Ликвидация натуральной оспы в 1980 году во всём мире произошла благодаря соблюдению жёстких санитарных мер, а не из-за поголовной вакцинации как это принято считать, поскольку в годы оспопрививания привитые люди всё равно болели и умирали.

Ведущие специалисты нашего центра, врачи достаточно много времени проработавшие в инфекционной больнице, с уверенностью заявляют: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика - в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат - вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки - специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других - необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова - вакцинация и ревакцинация . Суть вакцинации - добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами .
Первый - о нем мы уже говорили - состояние здоровья конкретного прививаемого ребенка .
Второй - качество и свойства конкретной вакцины . Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом - например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор - действия медицинских работников . Вакцинация - это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного ребенка. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить ребенка к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма — повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций — типичный пример — вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка — опять-таки, типичный пример — коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию , в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок — это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает — почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни — ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая . Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета . Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке . Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием — понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации .
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета . Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки . Но исключения лишь подтверждают правила — умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку — вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни — аллергической, врожденной, неврологической и т. п. — разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать .

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды - никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно .

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой . Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3-4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность . Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).
  3. Побольше пить — минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.
  4. Чистый прохладный влажный воздух.
  5. Максимально ограничить общение с людьми — ребенок вырабатывает иммунитет , его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов — другие люди.
  6. При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния — осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку , в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз «воспаление легких». Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка — этот факт очевиден и лежит на поверхности — углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

  1. Неправильные действия непосредственно после прививки .
  2. Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне «занятого» иммунитета.
  3. Снижение иммунитета вообще — «благодаря» соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.

Мы же со своей стороны, сделаем все возможное, чтобы в наше М центре делать прививки было максимально безопасно и комфортно !



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх