Почему динку так поразил портрет катрин

1. За-да-ние 1 № 4839. Текст, на-чи-на-ю-щий-ся сло-ва-ми «Можно ли одной ис-чер-пы-ва-ю-щей фор-му-лой опре-де-лить, что такое ис-кус-ство? »

Про-слу-шай-те текст и на-пи-ши-те сжа-тое из-ло-же-ние. Ис-ход-ный текст для сжа-то-го из-ло-же-ния про-слу-ши-ва-ет-ся 2 раза. Учти-те, что Вы долж-ны пе-ре-дать глав-ное со-дер-жа-ние как мик-ро-те-мы, так и всего тек-ста в целом.

Объём из-ло-же-ния — не менее 70 слов.

Пи-ши-те из-ло-же-ние ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

2. За-да-ние 2 № 5507. В каком ва-ри-ан-те от-ве-та со-дер-жит-ся ин-фор-ма-ция, не-об-хо-ди-мая для обос-но-ва-ния от-ве-та на во-прос: «По-че-му Динку так по-ра-зил порт-рет Катри?»

1) Динка не ожи-да-ла уви-деть в сто-я-щей на краю об-ры-ва хате на-столь-ко вы-ра-зи-тель-ный и на-пол-нен-ный жиз-нью порт-рет.

2) Порт-рет был не-обык-но-вен-но боль-шим, до этого Динке не при-хо-ди-лось ви-деть таких боль-ших по-ло-тен.

3) Динка уди-ви-лась, что в убо-гой хате во-об-ще есть укра-ше-ния и пред-ме-ты ис-кус-ства.

4) Жен-щи-на на порт-ре-те была очень модно и кра-си-во одета, и Динку по-ра-зи-ла изыс-кан-ность её пла-тья.

(1)Динка огля-де-лась. (2)Уютно бе-ле-ю-щая в зе-ле-ни хата вб-ли-зи ока-за-лась ста-рой, врос-шей в землю, об-луп-лен-ной до-ждя-ми и вет-ра-ми. (3)Одной сто-ро-ной хата сто-я-ла на краю об-ры-ва, и кри-вая тро-пин-ка, сбе-гая вниз, при-во-ди-ла к за-бро-шен-но-му ко-лод-цу.

(4)Яков сидел у рас-кры-то-го окна на ни-зень-кой ска-ме-еч-ке перед из-ре-зан-ным са-пож-ным ножом сто-ли-ком и, скло-нив-шись, тачал са-по-ги. (5)Иось-ка, раз-ма-хи-вая ру-ка-ми, что-то ве-се-ло рас-ска-зы-вал отцу, на щеке его вспры-ги-ва-ла лу-ка-вая ямоч-ка. (6)Отец и сын си-де-ли в един-ствен-ной, но очень про-стор-ной ком-на-те с огром-ной рус-ской печ-кой.

(7)Осто-рож-но войдя в сени и за-гля-нув в ком-на-ту, Динка оста-но-ви-лась от не-ожи-дан-но-сти. (8)Прямо перед ней, в про-стен-ке между двумя ок-на-ми, где стоял са-пож-ный сто-лик и было свет-лее, воз-вы-шал-ся порт-рет мо-ло-дой жен-щи-ны со стро-гой улыб-кой, в го-род-ском пла-тье, с чёрным кру-жев-ным шар-фом. (9)Она была изоб-ра-же-на во весь рост и так, как будто то-ро-пи-лась куда-то, на-ки-нув свой лёгкий шарф.

(10)Но боль-ше всего по-ра-зи-ли Динку её глаза. (11)Огром-ные, пол-ные какой-то внут-рен-ней тре-во-ги, умо-ля-ю-щие и тре-бо-ва-тель-ные. (12)Оста-но-вив-шись на по-ро-ге, Динка не могла ото-рвать глаз от этого порт-ре-та. (13)Ка-за-лось, она где-то уже ви-де-ла эти глаза, улыб-ку и ямоч-ку на щеке.

(14)3абыв-шись, она молча пе-ре-во-ди-ла глаза с порт-ре-та ма-те-ри на сына...

(15)Иось-ка смолк и на-сто-рожённо смот-рел на не-про-ше-ную го-стью. (16)Яков тоже под-нял глаза, и на лице его по-яви-лось уже зна-ко-мое Динке вы-ра-же-ние со-сре-до-то-чен-ной стро-го-сти.

- (17)3драв-ствуй-те, ба-рыш-ня! — ска-зал он, под-ни-ма-ясь нав-стре-чу.

- (18)3драв-ствуй-те, Яков Ильич! — низко кла-ня-ясь, про-шеп-та-ла оро-бев-шая Динка.

(19)Порт-рет Катри, её живые, го-ря-щие глаза, при-тих-ший двой-ник порт-ре-та, Иось-ка, и сам не-счаст-ный, уеди-нив-ший-ся здесь после смер-ти жены скри-пач — всё это вну-ша-ло ей ужас. (20)Ноги её, ка-за-лось, при-рос-ли к по-ро-гу, и, не зная, что ей де-лать, она жа-лост-но по-про-си-ла:

- (21)Сыг-рай-те, Яков Ильич.

(22)Иось-ка с го-тов-но-стью подал отцу скрип-ку. (23)Яков кив-нул сыну и, по-вер-нув-шись к порт-ре-ту, под-нял смы-чок, при-кос-нул-ся к стру-нам...

(24)Как толь-ко по-ли-лись звуки скрип-ки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смот-рел на порт-рет и, дви-гая в такт му-зы-ке бро-вя-ми, улы-бал-ся. (26)И Катря от-ве-ча-ла ему неж-ной, стро-гой улыб-кой. (27)А Иось-ка сидел на са-пож-ной та-бу-рет-ке и, сло-жив на ко-ле-нях ла-до-шки, смот-рел то на отца, то на мать.

(По В. Осе-е-вой) *

* Осе-е-ва-Хмелёва Ва-лен-ти-на Алек-сан-дров-на (1902—1969 гг.) — дет-ская пи-са-тель-ни-ца. Са-мы-ми из-вест-ны-ми её про-из-ве-де-ни-я-ми стали по-ве-сти «Динка», «Динка про-ща-ет-ся с дет-ством».

3. За-да-ние 3 № 5841. В каком ва-ри-ан-те от-ве-та сред-ством вы-ра-зи-тель-но-сти речи яв-ля-ет-ся фра-зео-ло-гизм?

1) (8) Прямо перед ней, в про-стен-ке между двумя ок-на-ми, где стоял са-пож-ный сто-лик и было свет-лее, воз-вы-шал-ся порт-рет мо-ло-дой жен-щи-ны со стро-гой улыб-кой, в го-род-ском пла-тье, с чёрным кру-жев-ным шар-фом.

2) (12) Оста-но-вив-шись на по-ро-ге, Динка не могла ото-рвать глаз от этого порт-ре-та.

3) (15) Иось-ка смолк и во-про-си-тель-но и на-сто-рожённо смот-рел на не-про-ше-ную го-стью.

4) (23) Яков кив-нул сыну и, по-вер-нув-шись к порт-ре-ту, под-нял смы-чок, при-кос-нул-ся к стру-нам...

4. За-да-ние 4 № 4709. Из пред-ло-же-ний 18—21 вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром при-став-ка пра-во-пи-са-ние при-став-ки опре-де-ля-ет-ся её зна-че-ни-ем — «не-пол-но-та дей-ствия»

5. За-да-ние 5 № 4699. Из пред-ло-же-ний 14—18 вы-пи-ши-те слово, пра-во-пи-са-ние суф-фик-са в ко-то-ром опре-де-ля-ет-ся пра-ви-лом: «В на-ре-чии пи-шет-ся столь-ко Н, сколь-ко было в слове, от ко-то-ро-го оно об-ра-зо-ва-но».

6. За-да-ние 6 № 3384. За-ме-ни-те книж-ное вы-ра-же-ние «вну-ша-ло ужас» в пред-ло-же-нии 19 сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом. На-пи-ши-те этот си-но-ним.

7. За-да-ние 7 № 3931. За-ме-ни-те сло-во-со-че-та-ние «кру-жев-ной шарф» (пред-ло-же-ние 8), по-стро-ен-ное на ос-но-ве со-гла-со-ва-ния, си-но-ни-мич-ным сло-во-со-че-та-ни-ем со свя-зью управ-ле-ние. На-пи-ши-те по-лу-чив-ше-е-ся сло-во-со-че-та-ние.

8. За-да-ние 8 № 4025. Вы-пи-ши-те грам-ма-ти-че-скую ос-но-ву пред-ло-же-ния 21.

9. За-да-ние 9 № 3956. Среди пред-ло-же-ний 17—21 най-ди-те пред-ло-же-ние с обособ-лен-ным при-ло-же-ни-ем. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

10. За-да-ние 10 № 5172. В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые при ввод-ном слове.

Ноги её,(1) ка-за-лось,(2) при-рос-ли к по-ро-гу, (3) и,(4) не зная,(5) что ей де-лать,(6) она жа-лост-но по-про-си-ла:

— Сыг-рай-те,(7) Яков Ильич.

11. За-да-ние 11 № 3982. Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 24. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

12. За-да-ние 12 № 5152. В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифру, обо-зна-ча-ю-щую за-пя-тую между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми со-чи-ни-тель-ной свя-зью.

Уютно бе-ле-ю-щая в зе-ле-ни хата вб-ли-зи ока-за-лась ста-рой,(1) врос-шей в землю,(2) об-луп-лен-ной до-ждя-ми и вет-ра-ми. Одной сто-ро-ной хата сто-я-ла на краю об-ры-ва,(3) и кри-вая тро-пин-ка,(4) сбе-гая вниз,(5) при-во-ди-ла к за-бро-шен-но-му ко-лод-цу.

13. За-да-ние 13 № 4007. Среди пред-ло-же-ний 6—11 най-ди-те слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с од-но-род-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

14. За-да-ние 14 № 3899. Среди пред-ло-же-ний 3—7 най-ди-те бес-со-юз-ное слож-ное пред-ло-же-ние. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

15. За-да-ние 15 № 3272. Ис-поль-зуя про-чи-тан-ный текст, вы-пол-ни-те на от-дель-ном листе ТОЛЬ-КО ОДНО из за-да-ний: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед на-пи-са-ни-ем со-чи-не-ния за-пи-ши-те номер вы-бран-но-го за-да-ния: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния из-вест-но-го со-вре-мен-но-го линг-ви-ста Н.С. Вал-ги-ной, ко-то-рая счи-та-ет, что пунк-ту-а-ци-он-ные знаки «по-мо-га-ют пи-шу-ще-му сде-лать очень тон-кие смыс-ло-вые вы-де-ле-ния, за-ост-рить вни-ма-ние на важ-ных де-та-лях, по-ка-зать их зна-чи-мость». Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста.При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние.

Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми Н. С. Вал-ги-ной.

Ра-бо-та, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тек-сту), не оце-ни-ва-ет-ся.

15.2 На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние. Объ-яс-ни-те, как Вы по-ни-ма-е-те смысл фи-на-ла тек-ста: «Как толь-ко по-ли-лись звуки скрип-ки, страх Динки прошёл».

При-ве-ди-те в со-чи-не-нии 2 ар-гу-мен-та из про-чи-тан-но-го тек-ста, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния.

При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние.

Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов.

Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов.

Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

15.3 Как Вы по-ни-ма-е-те зна-че-ние сло-во-со-че-та-ния НА-СТО-Я-ЩЕЕ ИС-КУС-СТВО?

Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те дан-ное Вами опре-де-ле-ние. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние на тему «Что такое на-сто-я-щее ис-кус-ство», взяв в ка-че-стве те-зи-са дан-ное Вами опре-де-ле-ние. Ар-гу-мен-ти-руя свой тезис, при-ве-ди-те 2 при-ме-ра-ар-гу-мен-та, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния: один при-мер-ар-гу-мент при-ве-ди-те из про-чи-тан-но-го тек-ста, а вто-рой — из Ва-ше-го жиз-нен-но-го опыта.

Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов.

Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов.

Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

ГИА–9 РУССКИЙ ЯЗЫК (1318 – 1/6)

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 1318

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 9 заданий с кратким ответом

К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Ответы к заданиям В1–В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Ответы на задания части 2 укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1.

Часть 3 выполняется на основе того же текста , который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Задание части 3 (С2) представляет собой письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № 2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами.

(3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги.

(5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на

щеке. (14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на

(15)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

– (17)3дравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

– (18)3дравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник

РУССКИЙ ЯЗЫК

портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– (21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и,

повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.

(По В. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969 гг.) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В бланке ответов № 1 поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?»

1) Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья.

2) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.

3) Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен.

4) Динка не ожидала увидеть в стоящей на краю обрыва хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «двойник» (предложение 19).

1) человек, имеющий внешнее сходство с другим

2) человек, производящий двойственное впечатление

3) изображение определённого человека, портрет

4) подражающий кому-либо человек

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Используется с бланками ответов

В каком варианте ответа средством выразительности речи является

фразеологизм?

1) (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

2) (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

3) (15)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

4) (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове УЮТНО буква Ю обозначает два звука.

2) В слове МОЛОДОЙ все согласные звуки твёрдые.

3) В слове ЖАЛОСТНО все согласные звуки твёрдые.

4) В слове ГОСТЬЮ одинаковое количество звуков и букв.

Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

1) прикоснулся

2) склонившись

3) приросли

4) горящие

В каком слове правописание приставки определяется её значением –

приближение?

1) притихший

2) переводила

3) вспрыгивала

4) приводила

В каком слове правописание суффикса определяется правилом правописания прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида?

1) непрошеную

2) заброшенную

3) изрезанным

4) изображена

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задания В1–В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к этим заданиям являются слова и наборы цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

B1 Замените разговорное слово «жалостно» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

B2 Замените словосочетание «кружевной шарф» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 21.

Ответ: ___________________________.

B4 Среди предложений 17–21 найдите предложение с приложением . Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Ноги её,(1) казалось,(2) приросли к порогу, (3) и,(4) не зная,(5) что ей делать,(6) она жалостно попросила:

– Сыграйте,(7) Яков Ильич.

Ответ: ___________________________.

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Используется с бланками ответов

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,(1) вросшей в землю,(2) облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю обрыва,(3) и кривая тропинка,(4) сбегая вниз,(5) приводила к заброшенному колодцу.

Ответ: ___________________________.

B8 Среди предложений 3–7 найдите бессоюзное сложное предложение.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

B9 Среди предложений 6–11 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на бланке ответов № 2.

C2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие

смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях,

показать их значимость» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1 ФИПИ

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– (21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.

(По В.А. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».


2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?»

1)Динка не ожидала увидеть в стоящей на краю обрыва хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.

2)Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен.

3)Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.

4)Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

2)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

3)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

4)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
4. Из предложений 18–21 приставки определяется её значением«неполнота действия ».

5. Из предложений 14–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

6. Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «кружевной шарф» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

9. Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ноги её,(1) казалось,(2) приросли к порогу, (3) и,(4) не зная,(5) что ей делать,(6) она жалостно попросила:

– Сыграйте,(7) Яков Ильич.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,(1) вросшей в землю,(2) облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю обрыва,(3) и кривая тропинка,(4) сбегая вниз,(5) приводила к заброшенному колодцу.

13. Среди предложений 6–11 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 3–7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
15. 1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

3) Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2 ФИПИ

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

(2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы.

(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.

(6)Кем я только не был!

(7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.

(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.

(По А.А. Лиханову)*

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик „не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой”?»

1)Герой-рассказчик предпочитал подклеивать книги, уединившись «в библиотечных кулисах».

2)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на
героя-рассказчика «магическое действие».

3)Герой-рассказчик мысленно превращался в героев книг, фантазируя, менял сюжеты по своему усмотрению и в это время забывал, где он находится.

4)Уединённость и тишина библиотеки способствовали вдумчивому чтению книг.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

2)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

3)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.

4)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

4. Из предложений 2–5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение ».

5. Из предложений 6–9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «парижских сражений» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

9. Среди предложений 10–13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводных словах .

И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, (1) правда, (2) я при этом замечательно и с выражением умел читать, (3) и, (4) когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, (5) я шпарил все слова подряд, (6) без ошибок, (7) приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, (8) и, (9) наверное, (10) самого графа, (11) потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой,(1) и я,(2) уединившись в библиотечных кулисах,(3) множил,(4) вдохновлённый похвалой,(5) свои образцы.

Благоговейная тишина,(6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного,(7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!

13. Среди предложений 3–6 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 8–12 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15. 1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.

2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой».Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

3) Как Вы понимаете значение словосочетания ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое драгоценные книги» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Искусство представлено в виде всех самых прекрасных вещей, которые создавались людскими руками и разумом. Великолепный природный мир наделён нерукотворной красотой, что во все времена впечатляло человека. Следовательно, он, обладая талантом, увековечивал неповторимость моментов жизни. Когда стремишься охватить все шедевры своим разумом и вниманием, то дух захватывает, ведь их сотворили гении, а сохранили и продолжили потомки.

Невозможно представить мир без произведений искусства, творчества. Справедливость этого суждения подтверждают примеры из текста, созданного детской писательницей В.А.Осеевой - Хмелёвой.

Внутренним миром героини произведения по имени Динка овладели мысли о настоящем искусстве. Она увидела в хате несчастного, уединившегося после смерти жены скрипача Якова и его сына Иоськи портрет жены Якова – молодой ещё женщины. Портрет её сильно впечатлил. Особенно Динка была поражена её живыми, печальными, полными тревоги глазами. Впечатление увиденное сумело произвести на девушку настолько сильное, что она оробела совершенно, и не могла от произведения искусства отвести восхищённого взгляда. Динка оказалась в обстановке, внушавшей ей ужас.

Яковом вся его беда, вся душа была доверена скрипке, потому что именно музыке свойственна способность к передаче состояния человека, его горя и радости. На суровом лице мужчины улыбка появляется лишь в момент звучания скрипки. Услышав живые звуки скрипки, девочка по - иному посмотрела на портрет, увидев теперь там строгую и нежную улыбку. Волшебная музыка способна творить чудеса. Только произведениям настоящего искусства под силу сильно повлиять на человека.

Обновлено: 2016-12-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– (21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.

(По В.А. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?»

1) Динка не ожидала увидеть в стоящей на краю обрыва хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.

2) Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен.

3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.

4) Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

2) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

3) Моська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

4. Из предложений 18-21 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия».

5. Из предложений 14-18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

6. Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «кружевной шарф» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

9. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10. вводном слове.

Ноги её, (1) казалось, (2) приросли к порогу, (3) и, (4) не зная, (5) что ей делать, (6) она жалостно попросила: - Сыграйте, (7) Яков Ильич.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связаннымисочинительной связью.

Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, (1) вросшей в землю, (2) облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю обрыва, (3) и кривая тропинка, (4) сбегая вниз, (5) приводила к заброшенному колодцу.

13. Среди предложений 6-11 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 3-7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Комментарий к цитате. Одна из функций знаков препинания – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки. С их помощью пишущий показывает читателю значимость обособленных и уточняющих членов предложения, вводных слов, обращений и междометий.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».

15.3 . Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство».

Текст 9.2. На рассвете мы с Лёнькой напились чаю… (По К.Г. Паустовскому)

(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.

– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось, видели?

(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пý стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».

(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честнáя, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.

(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».

(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.

(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?

(По К.Г. Паустовскому)*

* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский советский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Из предложений 14–19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением–«приближение ».

Среди предложений 14–19 найдите предложение с распространённым приложением . Напишите номер этого предложения.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке гравюрные доски?»

1) Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила гравюрные доски.

2) Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей как представительнице народа.

3) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.

4) Старушка считала Лёньку ненадёжным человеком.

Из предложений 20–25 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н».

Среди предложений 28–32 найдите сложноподчинённоепредложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное сложное предложение .Напишите номер этого предложения.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, (1) продолжил Лёня.

Нечем, (2) говорит, (3) чинить то, (4) что требуется, (5) потому давайте колокола снимать.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я пришёл к Пожалостиным, (1) сказал, (2) в чём дело, (3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски, (4) завёрнутые в чистый рушник.

Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Укажите количествограмматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является просторечная лексика .

1) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

2) Встревает тут Федосья, баба из П ý стыни…

3) Эти доски и пригодятся.

4) Особенно портрет Пугачёва глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх