План конспект урока заболевания органов дыхания. Разработка урока "Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания. ". Вопросы к учащимся

Разделы: Биология

Цели урока:

Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания,рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), таблица « Органы дыхания», оборудование для демонстрации опыта: резиновая груша, стеклянная трубка, резиновая трубка, сигареты, вата.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • приветствие;
  • подготовка аудитории к работе;
  • наличие учащихся в классе.

2. Проверка знаний учащихся.

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

Ответить на тестовые задания

(демонстрация слайда 2)

  • Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
    А) увеличивают поверхность слизистой
    Б) являются чувствительными приборами
    В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа
  • Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
    А) хрящевые пластинки
    Б) хрящевые полукольца
  • Альвеолы – это
    А) разветвления трахеи
    Б) лёгочные пузырьки
    В) выпячивания лёгочных пузырьков
  • В каких отделах мозга находится дыхательный центр
    А) в среднем мозге
    Б) в мосту
    В) в продолговатом мозге
  • При вдохе
    А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
    Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются
  • Орган, в котором образуются звуки
    А) носоглотка
    Б) гортань
    В) трахея
  • Наиболее крупный хрящ гортани-
    А) щитовидный
    Б) надгортанник

3. Формирование новых знаний.

Итак, приступим к рассмотрению новой темы.

  • Воздух, которым мы дышим.

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Каким воздухом мы дышим? (демонстрация слайда 3 )

Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Летом 2002 года над Москвой стоял очень густой смог почти в течение месяца. Смог может представлять угрозу для жизни животных и человека. В декабре 1952 года над Лондоном стоял очень плотный смог, который привёл к тому, что огромное количество людей заболели бронхитом, многие пострадали от отравления газами. Наиболее чувствительными к смогу оказались мужчины старше 45 лет и дети. 4,5 тыс. человек погибли от отравления газовой смесью. Особенно опасным смог оказался для людей, страдавших сердечно-сосудистыми и дыхательными расстройствами.

  • Болезни органов дыхания.

Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом (демонстрация слайда 4)

Вопросы к учащимся:

  1. Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовые полости?
  2. Почему, за счёт чего воздух в полости носа согревается и увлажняется?

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании.

(демонстрация слайда 5)

Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – это острый бронхит (демонстрация слайда 6)

Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита. (демонстрация слайда 7)

Вопрос к учащимся: Известны ли вам симптомы (признаки) этого заболевания?

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. (демонстрация слайда 8) . Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол.

Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Бронхиальная астма часто сопровождается сухим кашлем и затруднённым выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу (демонстрация слайда 9).

  • Болезни, вызванные курением.

(демонстрация слайда 10)

А теперь поговорим о болезнях, связанных с курением. Но прежде прослушаем информацию журналиста об истории возникновения курения (выступление учащегося).

«Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо тем, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом».

Впервые связь между курением табака и некоторых заболеваний органов дыхания была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит ядовитые вещества, являющиеся канцерогенными для организма. Всего около 400 веществ губительных для организма человека содержится в табаке.

Самым вредным из них является никотин . Он имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием.

Демонстрация опыта .

Описание опыта . К резиновой груше подсоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помещается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке и присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой груши выкуривается (резиновую грушу, стеклянную и резиновую трубки можно заменить обычным медицинским шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится тёмно жёлтой. Примерно то же самое происходит и в органах дыхания, когда человек курит.

Рассмотрим наиболее распространённые болезни органов дыхания, возникающие главным образом из-за курения табака.

Рак лёгкого – одно из наиболее распространённых злокачественных новообразований (опухолей) (демонстрация слайда 11).

Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет лёгкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива.

Рак лёгкого наиболее часто встречается у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Курильщики заболевают в 10-20 раз чаще, чем некурящие. Группу наибольшего риска составляют люди, которые начали курить в молодом возрасте. Чаще всего заболевания встречаются в промышленных районах, где экологические условия далеки от совершенства. К сожалению, симптомы болезни на ранних стадиях не проявляются. Наиболее характерны кашель, похудание, боль в груди и спине, одышка.

Для курильщиков также характерно такое заболевание как хронический бронхит (демонстрация слайда 12).

Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается более 2-х лет. Также хронический бронхит (пылевой или токсический) может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью или химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается лёгочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя в свою очередь приводит к нарушению сердечной деятельности, что нередко является причиной смерти на поздних стадиях заболевания.

4. Минутка отдыха.

Упражнения на релаксацию мышц глаз, век и лица.

  • Пассивное курение.

(демонстрация слайда 13).

Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака.

5. Закрепление.

(демонстрация слайда 14).

Выбрать верное утверждение.

  • туберкулёз легко вылечивается
  • туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался
  • туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха
  • причина пневмонии – пыльца растений
  • пневмония – это воспаление лёгких
  • астма – аллергическое заболевание
  • хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков
  • пассивный курильщик – это курящий человек

6. Домашнее задание.

с.144-145, повторить с. 138-143 (демонстрация слайда 15).

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека (демонстрация слайда 16). И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». И перефразировав известную пословицу, добавлю: «Береги платье сызнова, а здоровье смолоду!».

Цели урока:

Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания,рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Оборудование: таблица «Органы дыхания человека», информационно- коммуникативное оборудование, самодельные постеры, газеты, мікрофон

Тип урока: комбинированный

Методы: защита проектов в различных формах, метод «микрофон»

Ход урока:

I . Организация начала урока, сообщение темы и целей урока

II . Проверка знаний учащихся .

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Давайте совершим путешествие в первый класс и послушаем о том, что знают ученики 1 класса об органах дыхания и их заболеваниях (демонстрация видеоролика «Устами младенца»)

А как вы точки зрения ученика 9 класса ответите на эти вопросы?

1. Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

2. Ответить на тестовые задания

(демонстрация слайда):

Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
А) хрящевые пластинки
Б) хрящевые полукольца

Альвеолы - это
А) разветвления трахеи
Б) лёгочные пузырьки
В) выпячивания лёгочных пузырьков

В каких отделах мозга находится дыхательный центр
А) в среднем мозге
Б) в мосту
В) в продолговатом мозге

При вдохе
А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

Орган, в котором образуются звуки
А) носоглотка
Б) гортань
В) трахея

Как называется процесс обмена газов между клетками и окружающей средой?

А)Выделение

Б) Дыхание

Г)Газообмен

III. Изучение нового материала с использованием метода проектов

1.Презентация «Заболевания органов дыхания», подготовленная учащейся и его защита

2.Групповая защита проекта « Основные виды заболеваний органов дыхания», представление стендового доклада

3.Защита проекта «Вред курения» с использованием постеров

IV .Подведение итогов урока и закрепление

(использование приёма «Микрофон») Журналист» берет интервью (задаёт вопросы) учащимся:

1. Почему правильно дышать нужно через нос?

2. Почему при кашле и чихании необходимо прикрывать рот и нос?

3.Какие вирусные заболевания органов дыхания вы знаете?

4.Какие бактериальные заболевания вы знаете?

5. В чем вред курения?

6. Чем вредна пыль?

7.Почему необходимо проветривать и проводить влажную уборку?

Дышать надо через нос.

Чем вредна пыль для организма?

Какова роль влажной уборки помещений?

Почему необходимо проветривание классных комнат во время перемен?

(Дети отвечают на вопросы.)

Учитель корректирует их ответы и переходит к объяснению нового материала.

1. Воздушная среда жилых помещений

Возбудители капельной и особенно пылевой инфекции постоянно находятся в воздухе и по¬падают на слизистые оболочки дыхательных путей. Однако далеко не всегда человек заболевает - этому препятствуют защитные силы организма. Известно, что сопротивляемость организма инфекциям не всегда одинакова. Усталость, переохлаждение и даже плохое настроение, вызванное неприятностями и огорчениями, - все это может резко понизить сопротивляемость организма. Возбудители инфекции начнут усиленно размножаться, и человек заболевает. Частой причиной заболевания оказывается переохлаждение. Человек промочил ноги, промерз - сопротивляемость организма понизилась, появился насморк, иногда и кашель.

Так начинается воспаление дыхательных путей, которое проявляется такими заболеваниями, как грипп, ОРЗ, ОРВИ.

(В ходе объяснения учащиеся находят ответ на вопрос, записанный на доске: «Что может привести к понижению сопротивляемости организма инфекциям и к заболеванию дыхательных путей?» - и высказывают соображения о роли закаливания в повышении устойчивости организма к переохлаждению.)

2. Болезни органов дыхания и их предупреждение

Почему, победив такие страшные заболевания, как чума, черная оспа, человек не может ликвидировать респираторные вирусные инфекции?

Для того чтобы учащиеся смогли ответить на этот вопрос, учитель предлагает прочесть специально приготовленный текст и проводит групповую работу с этим текстом:

Воздушно-капельный путь распространения инфекций считается самым быстрым: достаточно одному больному начать чихать в помещении - и заражаются все присутствующие.

Распространению вирусных инфекций способствуют интенсивное развитие средств коммуникации и относительная легкость заболевания. Заболевшие не госпитализируются и не изолируются от окружающих.

В организме отсутствуют эффективные механизмы борьбы с респираторными вирусами: иммунитет вырабатывается в течение недели (отсюда и средняя продолжительность действия респираторных вирусных инфекций).

Вирусам свойственна высокая изменчивость антигенных свойств, что не позволяет приготовить вакцину, которая была бы пригодна для повторных эпидемий вируса того же типа.

Учитель обращает внимание на следующий факт: широкое распространение получили такие заболевания, как рак и туберкулез легких, - и предлагает рассмотреть таблицу 1, в которой указаны сведения о данных заболеваниях.

Таблица 1

Что важное для себя вы должны вынести из этой таблицы? Учащиеся отмечают: в лечении этих заболеваний важна ранняя диагностика, поэтому флюорографию должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года, чтобы предупредить или не запускать болезнь.

3. Гигиена органов дыхания

После прочтения соответствующего текста учебника учитель предлагает ответить на вопросы:

Какое дыхание считается правильным?

Почему нужно дышать глубоко и спокойно?

Что является важным условием правильного дыхания?

Правильные ответы учащихся:

Спокойное, но глубокое и в определенном ритме, согласованное с мышечными движениями.

При глубоком дыхании отмечается массирующее влияние дыхательных движений на сердце, желудок и кишечник, на приток крови к сердцу.

Развитые мышцы грудной клетки, правильная осанка.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯ:

Дышать нужно глубоко и размеренно.

Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом*.

Гребля, ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание.

Полезно бывать на свежем воздухе.

Дышать надо через нос.

При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.

Важно бороться с пылью на улице и в помещении.

Для правильного дыхания важна правильная осанка.

Курение вредно для органов дыхания и всего организма.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ПГТ. ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК

Конспект урока биологии в 8 классе:

Заболевания органов дыхания

Составила:

Учитель химии, биологии

Квасова Е. С.

пгт. Троицко-Печорск

2012 г.

Цели урока: познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания

Задачи:

  1. Образовательные – познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;
  2. Воспитательные – воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом;
  3. Развивающие – продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания), развить умение заполнять таблицу, умение выступать с сообщениями.

Оборудование: рисунок парусника, рисунок парусов, компьютер, воздушные шарики

(25 шт), резиновая груша, стеклянная трубка, вата, сигарета, спички

Тип урока : урок изучения новой темы с использованием ИКТ (приложение 1)

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Мотивация учебной деятельности (1 мин.).
  3. Восприятие нового материала (35 мин.)
  4. Закрепление полученных знаний (5 мин.).
  5. Информирование о домашнем задании (2 мин.).
  6. Подведение итогов урока (1 мин.).

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

  1. Мотивация учебной деятельности .

Вы видите на доске парусник, но он без парусов. Он не поплывет, если не надуть паруса. Наша задача с вами – отправить этот кораблик в долгое путешествие по здоровой жизни (На доске прикреплен красочный рисунок парусника без парусов) .

Сегодня на уроке мы познакомимся с заболеваниями органов дыхания и их профилактикой (Слайд 1).

  1. Изучение новой темы
  1. Вступительное слово учителя

В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,4% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности. Пребывание в таком помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль и другие нарушения.

  1. Беседа с учащимися

Ежедневно через наши легкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Ребята, каким воздухом мы дышим?

- Загрязняющие воздух примеси могут быть твердыми (дым, сажа, пыль), или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.) (Слайд 2) .

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания.

  1. Летом 2010 г. над Москвой стоял очень густой смог
  2. Лондон (декабрь, 1952 г)
  1. Болезни органов дыхания

Беседа с учащимися

(Слайд 3) Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовую полость? (в носовой полости воздух согревается, увлажняется).

За счет чего воздух в полости носа увлажняется и согревается? (Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь).

(Слайд 4) Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Сейчас мы послушаем сообщения о болезнях органов дыхания, которые вы приготовили дома. При выступлении товарищей остальным учащимся нужно заполнить таблицу.

Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания:

  1. Грипп (Слайд 5) вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Инфекция характеризуется интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Источником является больной человек. Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время. Грипп очень опасен своими осложнениями. В период эпидемии для экстренной профилактики применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон.
  2. Наиболее распространенное заболевание в человеческой популяции – это острый бронхит (Слайд 6) . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры. Нередко он встречается с трахеитом, ларингитом. К предрасполагающим факторам относятся: переохлаждение, курение, употребление алкоголя. Острый бронхит может возникать также при воздействии физических и химических факторов.
  3. Пневмония (Слайд 7) или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких.

  1. Физкультминутка

С помощью какого прибора определяют ЖЕЛ?

Проведем определение емкости легких без прибора, попробуем это сделать относительно соседа. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседом. После 5 приседаний вторая попытка и руки вверх с шариком, прогнулись в стороны и назад.

Спасибо всем, у всех здорово получилось.

  1. Туберкулез (слайд 8) – хроническое заболевание легких, возбудителем которого является микобактерия туберкулеза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9. Микобактерия туберкулеза может поражать и другие органы, вызывая туберкулез почек, кожи, глаз идр. Основной источник – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулеза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5 – 1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут.

С воздухом они проникают в легкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: свое полотенце, своя посуда и т. д.

  1. Бронхиальная астма (Слайд 9) – достаточно распространенное заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью домашних животных, пухом, лекарствами). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязненной атмосфере. Заболевание часто сопровождается сухим кашлем и затрудненным выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.
  2. Болезни, вызванные курением (Слайд 10)

Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. Поговорим о болезнях, связанных с курением.

Рак легких (Слайд 11) – одно из наиболее распространенных злокачественных новообразований (опухолей). Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними, начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Хронический бронхит (Слайд 12) развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается больше 2-х лет. Также хронический бронхит может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью и химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается легочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя, в свою очередь, приводит к нарушению сердечной деятельности.

Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, (Слайд 13) прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и других вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачным дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов.

  1. Ролевая игра о вреде курения

Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме. Если бы органы могли говорить человеческим голосом, чтобы сказали они? Давайте представим себе такое.

Сердце (в руках рисунок сердца)

Мне так плохо, я так устало

И нет уже больше сил стучать.

Наверно, жить осталось мало,

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы от курения пропадем.

Легкие (в руках держит рисунок легкого)

Мы хотим спросить вас, люди:

А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам – страшный яд,

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель,

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь,

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вдох!

Головной мозг (в руках рисунок головного мозга)

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок.

И вниманья и памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину,

Строг приговор:

За страсть к куренью

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

Ребята, запомните на всю жизнь, что табак – это тоже наркотик, а наркотик – это гибель для человека.

Физиологические представления курения можно наглядно увидеть на приборе для демонстрации немедленного эффекта процессов курения.

  1. Демонстрация опыта:

К резиновой груше присоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помешается вата, с другой стороны к стеклянной трубке присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и выкуривается с помощью груши (можно заменить шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты.

Работа с классом: Как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как, по-вашему мнению, выглядят легкие курильщика?

  1. Закрепление полученных знаний

Кроссворд по теме «Дыхание» в программе Excel, работаем фронтально (приложение 2)

  1. Домашнее задание: агитационный плакат, брошюра по теме «Профилактика заболеваний легких» (работа выполняется по группам).
  2. Подведение итогов урока

Прикрепление парусов с гигиеническими правилами к паруснику.

- Итак, что вы сегодня узнали на уроке и какой можно сделать вывод? (Сегодня на уроке рассмотрели заболевания органов дыхания, их причины и профилактику).

Учителем выставляются оценки за сообщения, можно взять тетради для проверки таблицы (по выбору).

Трех капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека. Помните, что «здоровье – это еще не все, но все без здоровья – это ничего»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

В ходе этого урока мы узнаем о том, какие существуют болезни органов дыхания. А также поговорим о влиянии курения на дыхательную систему.

Тема: Дыхательная система

Урок: Болезни органов дыхания и их предупреждение

Атмосферный воздух содержит в себе примеси, выдыхание которых в больших концентрациях может привести к нарушениям здоровья (см. Рис. 1, 2, 3).

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

Вредные вещества воздуха могут разноситься ветром на многие километры.

Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Он может нанести вред здоровью человека и животных. Наиболее чувствительны к смогу мужчины старше 45 лет и дети.

Если человек здоров - он дышит носом, где воздух очищается, согревается и увлажняется. Но если микроорганизмов много, то они могут проникнуть далее и вызвать различные заболевания.

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем (с микроскопическими капельками слюны, которые больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании) (см. Рис. 4).

Рис. 4.

Для профилактики заболеваний необходимо часто проветривать помещение, в котором находится больной, и ограничить его контакты с другими людьми.

Острый бронхит - это непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов, которое сопровождается кашлем, отделением мокроты и повышением температуры (см. Рис. 5).

Рис. 5.

Пневмония - это острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы (см. Рис. 6). Часто развивается, как осложнение после острого бронхита.

Рис. 6

Симптомы пневмонии:

1. Высокая температура

4. Боль в грудной клетке

5. Общая слабость

6. Отсутствие аппетита

Туберкулез - хроническое заболевание легких, вызванное действием микобактерии туберкулеза (палочки Коха) (см. Рис. 7). В начале болезни человек может и не знать о своем состоянии. Затем появляются слабость, одышка, кашель, кровь в мокроте.

Рис. 7.

Основной источник туберкулеза - больной человек. Он при кашле и чихании выделяет капельки слюны и мокроты, в которой содержится палочка Коха. С воздухом эти бактерии могут проникать в легкие здоровых людей и вызывать у них заболевания.

Больной человек должен соблюдать правила личной гигиены - иметь отдельное полотенце и посуду.

Бронхиальная астма - это аллергическое заболевание, которое проявляется в приступах удушья, возникающего в результате смыкания бронхиол. Она часто сопровождается сухим кашлем и затруднением при выдохе. Больному необходимо применять бронхорасширяющие препараты (см. Рис. 8).

Рис. 8. Прием бронхорасширяющего препарата

Впервые связь между курением и заболеваниями дыхательной системы была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит около 400 вредных для человека веществ.

Наиболее вредным является никотин. Он имеет сложное химическое строение и обладает отравляющим действием.

Рак легких - злокачественное новообразование (опухоль). В слизистой оболочке легких содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частички табачного дыма (см. Рис. 9). Вместе с ресничным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения.

Рис. 9.

Табакокурение приводит к потере ресничек эпителиальными клетками. Клетки нижнего слоя начинают размножаться, чтоб восстановить функциональность верхнего слоя. В процессе такого деления некоторые из них становятся злокачественными. Так начинается рост опухоли. Симптомы в начале заболевания не проявляются. Потом у человека возникают одышка, кашель, и он сильно худеет.

Пассивные курильщики - люди, которые не курят, но находятся в обществе курящих людей. Они получают такое же количество вредных веществ, как и курящие люди. При курении табака 75% никотина попадает в атмосферу.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

1. Всемирная организация здравоохренения ().

2. Всемирная организация здравоохренения ().

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 146, задания и вопрос 11.

2. Что такое туберкулез? Какие меры предосторожности необходимо принимать?

3. Что такое пневмония?

4. Подготовьте небольшое сообщение о влиянии никотина на организм человека.

Тема: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Цель : познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов

дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами

дыхания.

Задачи:

Образовательные:

а) углубить и закрепить ранее полученные знания о строении

органов дыхания и их функциях.

б) познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы

органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде

и правилами дыхания.

Развивающие:

а) сформировать гигиенические правила дыхания.

б) активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к предмету, за счёт использования новых технологий.

в) развивать навыки работы за ПК, самостоятельно находить нужную

информацию из интернета.

Воспитательные:

а) воспитывать интерес к познанию собственного организма.

б) продолжить воспитание негативного отношения к вредным

привычкам.

Тип урока : комбинированный

Оборудование:

Компьютер, проектор, компьютерные презентации,

обучающий диск, индивидуальная

маска, стеклянные сосуды.

План урока:

    Организационный момент. (1-2 мин)

    Проверка домашнего задания. (10 мин)

    Изучение нового материала (25 мин)

    Закрепление (5 мин)

    Итог урока (2 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

    приветствие; Здравствуйте ребята! – Садитесь!

    подготовка аудитории к работе;

    наличие учащихся в классе.

2. Проверка знаний учащихся.

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

Ответить на тестовые задания

Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

    Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
    А) хрящевые пластинки
    Б ) хрящевые полукольца

    Альвеолы – это
    А) разветвления трахеи
    Б ) лёгочные пузырьки
    В) выпячивания лёгочных пузырьков

    В каких отделах мозга находится дыхательный центр
    А) в среднем мозге
    Б) в мосту
    В) в продолговатом мозге

    При вдохе
    А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
    Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

    Орган, в котором образуются звуки
    А) носоглотка
    Б) гортань
    В) трахея

    Наиболее крупный хрящ гортани-
    А) щитовидный
    Б) надгортанник

Биологический диктант.

1. Орган дыхательной системы, согревающий, увлажняющий и обеззараживающий воздух.

2. Мельчайшие бронхи.

3. Орган дыхательной системы, отвечающий за формирование звука.

4. Плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхательных движениях.

5. Воздухоносных путь, состоящий из хрящевых полуколец.

6. Часть гортани, защищающая вход в трахею.

7. Пленка, покрывающая легкие?

8. Орган дыхательной системы, соединяющий носовую полость с гортанью.

9. В каких органах дыхательной системы происходит активный газообмен?

10. Полость между легкими и грудной клеткой.

Ответы:

1. Носовая полость.

2. Бронхиолы.

3. Гортань.

4. Диафрагма.

5. Трахея.

6.Надгортанник.

7. Плевра.

8. Носоглотка.

9. Легкие.

10.Плевральная.

3. Изучение нового материала.

Итак, приступим к рассмотрению новой темы.

    Воздух, которым мы дышим.

Ежедневно через наши лёгкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Каким воздухом мы дышим?

Загрязняющие воздух примеси могут быть твёрдыми (дым, сажа, пыль) или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.).

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру, над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Летом 2002 года над Москвой стоял очень густой смог почти в течение месяца. Смог может представлять угрозу для жизни животных и человека. В декабре 1952 года над Лондоном стоял очень плотный смог, который привёл к тому, что огромное количество людей заболели бронхитом, многие пострадали от отравления газами. Наиболее чувствительными к смогу оказались мужчины старше 45 лет и дети. 4,5 тыс. человек погибли от отравления газовой смесью. Особенно опасным смог оказался для людей, страдавших сердечно-сосудистыми и дыхательными расстройствами.

    Болезни органов дыхания.

Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

Вопросы к учащимся:

    Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовые полости?

    Почему, за счёт чего воздух в полости носа согревается и увлажняется?

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции, которым не раз болел каждый из вас – этоострый бронхит . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.

Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Вопрос к учащимся: Известны ли вам симптомы (признаки) этого заболевания?

Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.

Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.

Бронхиальная астма - достаточно распространённое заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью, пухом, лекарствами и др.). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол.

Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязнённой атмосфере. Бронхиальная астма часто сопровождается сухим кашлем и затруднённым выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу

    Болезни, вызванные курением.

А теперь поговорим о болезнях, связанных с курением. Но прежде прослушаем информацию журналиста об истории возникновения курения

«Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо тем, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом».

Впервые связь между курением табака и некоторых заболеваний органов дыхания была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит ядовитые вещества, являющиеся канцерогенными для организма. Всего около 400 веществ губительных для организма человека содержится в табаке.

Самым вредным из них является никотин . Он имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием.

Демонстрация опыта .

Описание опыта . К резиновой груше подсоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помещается вата, с другой стороны с помощью резиновой трубки к стеклянной трубке и присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и с помощью резиновой груши выкуривается (резиновую грушу, стеклянную и резиновую трубки можно заменить обычным медицинским шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится тёмно жёлтой. Примерно то же самое происходит и в органах дыхания, когда человек курит.

Рассмотрим наиболее распространённые болезни органов дыхания, возникающие главным образом из-за курения табака.

Рак лёгкого – одно из наиболее распространённых злокачественных новообразований (опухолей)

Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет лёгкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива.

Рак лёгкого наиболее часто встречается у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Курильщики заболевают в 10-20 раз чаще, чем некурящие. Группу наибольшего риска составляют люди, которые начали курить в молодом возрасте. Чаще всего заболевания встречаются в промышленных районах, где экологические условия далеки от совершенства. К сожалению, симптомы болезни на ранних стадиях не проявляются. Наиболее характерны кашель, похудание, боль в груди и спине, одышка.

Для курильщиков также характерно такое заболевание как хронический бронхит .

Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается более 2-х лет. Также хронический бронхит (пылевой или токсический) может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью или химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается лёгочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя в свою очередь приводит к нарушению сердечной деятельности, что нередко является причиной смерти на поздних стадиях заболевания.

Пассивное курение.

Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака.

Гигиена дыхания

Гигиена дыхания – это простые и понятные правила, которые нужно соблюдать, чтобы дыхание оставалось здоровым.

Гигиена дыхания необходима, во-первых, для сохранения энергичного и работоспособного состояния, во-вторых, как профилактика заболеваний органов дыхания. Правила гигиены дыхания просты и понятны.

1. Дыхание в покое должно быть лёгким и ритмичным, желательно, брюшным и с частотой 8 - 12 вдохов-выдохов в минуту. Во время движения или физической работы обращайте внимание на возникновение прерывистости дыхания или одышки, снижая в этом случае нагрузку или переходя к отдыху.

2. Дышать нужно только через нос, причём нос держите всегда чистым.

3. Дыхательные пути необходимо держать максимально свободными: напряжённая шея, стиснутые зубы, плотно прижатый язык, как и сдавленная грудная клетка, существенно затруднят работу ваших дыхательных механизмов, создадут ненужные напряжения в теле, ухудшат состояние кожи и .

4. Старайтесь часто бывать в местах, где много растений (это не обязательно лес) и, поэтому, воздух там чист и свеж. В таких местах легче всего соблюдать гигиену дыхания, можно заниматься медитацией на дыхании, использовать полное дыхание и т.д.

5. Не курите и не находитесь длительное время в прокуренной комнате.

6. Не бегайте рядом и не ездите на велосипеде по интенсивно используемым дорогам. Загрязнённый воздух и так не соответствует правилам гигиены дыхания, тем более не нужно увеличивать его потребление организмом. После пребывания в таких местах полезно сделать цикл очистительного дыхания.

7. Уровень пыли в помещении, как правило, намного превышает уличный, поэтому помещение, в котором вы находитесь долго, обязательно должно хорошо проветриваться. Не желательно использование в помещении кондиционеров без увлажнения воздуха (увлажнителей или регулярной влажной уборки), так как излишне сухой воздух не менее вреден для дыхания, чем пыль.

8. , старайтесь не допускать хронических заболеваний дыхательных путей и органов дыхания. Не запускайте такие болезни, если у вас они уже есть.

9. В ситуации переохлаждения (например, мокрых ног) старайтесь разогреться движениями или чередующимися статическим напряжением и расслаблением мышц для улучшения кровообращения.

5. Закрепление.

Выбрать верное утверждение.

    туберкулёз легко вылечивается

    туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался

    туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха

    причина пневмонии – пыльца растений

    пневмония – это воспаление лёгких

    астма – аллергическое заболевание

    хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков

    пассивный курильщик – это курящий человек

6. Домашнее задание.

§41

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека. И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». И перефразировав известную пословицу, добавлю: «Береги платье сызнова, а здоровье смолоду!».

Урок закончен. До свидания.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх