План конспект урока по биологии на тему " клеточное строение организма". Конспект клеточная теория План конспект по биологии свойства клетки

Клеточное строение растительного организма

На заре развития жизни на Земле все клеточные формы были представлены бактериями. Они всасывали органические вещества, растворенные в первичном океане, через поверхность тела.

Со временем некоторые бактерии приспособились производить органические вещества из неорганических. Для этого они использовали энергию солнечного света. Возникла первая экологическая система, в которой эти организмы были производителями. В результате этого в атмосфере Земли появился кислород, выделяемый этими организмами. С его помощью можно из той же самой пищи получить гораздо больше энергии, а добавочную энергию использовать на усложнение строения тела: разделение тела на части.

В природе существуют как одноклеточные растения, так и многоклеточные. Например, в подводном мире можно встретить одноклеточные водоросли, которые имеют все функции присущие живому организму.

Многоклеточная особь - это не просто набор клеток, а единый организм, способный образовывать различные ткани, органы, которые взаимодействуют друг с другом.

Строение растительной клетки у всех растений одинаковое и состоит из одних и тех же компонентов. Её состав следующий:

оболочка (пластинка, межклетник, плазмодесмы и плазмолеммы, тонопласт);

вакуоли;

цитоплазма (митохондрии; хлоропласты и другие органоиды);

ядро (ядерная оболочка, ядрышко, хроматин).

Рис. 1. Строение клетки растения.

Протоплазма — это живое вещество организма; в ней протекают сложнейшие реакции обмена, характерные для жизни.

В протоплазме находится большое количество мембран-пленок, в образовании которых большую роль играют соединения белков с фосфатидами (жироподобными веществами). Благодаря наличию мембран у протоплазмы имеются огромные внутренние поверхности, на которых и протекают процессы адсорбции (поглощения) и десорбции (выделения) веществ и их передвижение, происходящие с большой скоростью.

Большое количество мембран, разделяющих содержимое клетки, позволяет различным веществам, находящимся в клетке, не перемешиваться и передвигаться одновременно в противоположных направлениях.

Однако физико-химические свойства мембран непостоянны; они непрерывно изменяются в зависимости от внутренних и внешних условий, что дает возможность саморегулирования биохимических процессов.

Очень сложен. Она состоит из органических и неорганических соединений, находящихся как в коллоидном, так и в растворенном состоянии.

Удобным объектом для изучения химического состава протоплазмы является плазмодий фикомицетов, представляющий собой голую, лишенную оболочки протоплазму.

Химический состав протоплазмы высших растений близок к приведенному выше, но он может изменяться в зависимости от вида, возраста и органа растения.

В протоплазме содержится до 80% воды (в протоплазме покоящихся семян — 5—15%). Она пропитывает всю коллоидную систему протоплазмы, являясь ее структурным элементом. В протоплазме все время происходят химические реакции, для протекания которых необходимо, чтобы реагирующие соединения были в растворе.

Основной частью протоплазмы является цитоплазма , представляющая собой полужидкое содержимое клетки и заполняющее ее внутреннее пространство.

В цитоплазме расположены ядро, пластиды, митохондрии (хондриосомы), рибосомы и аппарат Гольджи.

Наружная мембрана цитоплазмы, граничащая с клеточной оболочкой, называется плазмалеммой. Плазмалемма легко пропускает воду и многие ионы, но задерживает крупные молекулы.

На границе цитоплазмы с вакуолью тоже образуется мембрана, называемая тонопластом.

В цитоплазме расположена эндоплазматическая сеть, представляющая собой систему ветвящихся мембран, соединенных с наружной мембраной. Мембраны эндоплазматической сети образуют каналы и расширения, на поверхности которых и протекают все химические реакции.

Важнейшие свойства цитоплазмы — вязкость и эластичность. Вязкость цитоплазмы изменяется в зависимости от температуры: при повышении температуры вязкость уменьшается и, наоборот, при понижении — увеличивается. При большой вязкости обмен веществ в клетке снижается, при малой — возрастает.

Эластичность цитоплазмы проявляется в ее способности возвращаться к исходной форме после деформации, что указывает на определенную структуру цитоплазмы.

Цитоплазма способна к движению, которое тесно связано с окружающими условиями. Основу движения составляет сократимость белков цитоплазмы клеток. Повышение температуры ускоряет движение цитоплазмы, отсутствие кислорода останавливает его. Вероятно, движение цитоплазмы тесно связано с превращением веществ и энергии в растении.

Способность цитоплазмы реагировать на внешние условия и приспосабливаться к ним называется раздражимостью.

Наличие раздражимости характеризует живой организм. Ответная реакция цитоплазмы на воздействие температуры, света и влаги требует затраты энергии, которая выделяется в процессе дыхания. Листочки стыдливой мимозы при механическом раздражении быстро складываются, но при частом повторении раздражения перестают на него реагировать; последнее, по-видимому, объясняется недостатком энергии. Раздражимость цитоплазмы— основа всех видов движения и других явлений жизнедеятельности раст.

Ядро — важнейший и самый крупный органоид клетки. Размеры ядра зависят от вида растения и состояния клетки (у высших растений в среднем от 5 до 25 мк). Форма ядра чаще всего шаровидная, у вытянутых клеток — овальная.

Живая клетка обычно имеет только одно ядро, но у высших растений сильно вытянутые клетки (из которых образуются лубяные волокна) содержат по нескольку ядер. В молодых клетках, не имеющих вакуоли, ядро обычно занимает центральное положение, у взрослых при образовании вакуолей оно отодвигается к периферии.

Ядро представляет собой коллоидную систему, но более вязкую, чем цитоплазма. Оно отличается от цитоплазмы и по химическому составу; в ядре содержатся основные и кислые белки и различные ферменты, а также большое количество нуклеиновых кислот, дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). ДНК преобладает в ядре и обычно не содержится в цитоплазме.

Ядро отделяется от цитоплазмы тонкой оболочкой, или ядерной мембраной, в которой находятся отверстия — поры. Через поры осуществляется обмен между ядром и цитоплазмой. Под мембраной находится ядерный сок, в который погружены одно или несколько ядрышек и хромосомы. В ядрышке содержатся рибонуклеиновая кислота (РНК), которая принимает участие в синтезе белка, и фосфорсодержащие белки.

Ядро принимает участие во всех жизненных процессах клетки; при его удалении клетка отмирает.

Пластиды имеются только в растительных клетках. Они хорошо видны в обычный микроскоп, так как более плотные и иначе преломляют свет, чем цитоплазма.
Во взрослой растительной клетке различают 3 типа пластид:

хлоропласты, имеющие зеленую окраску,

хлоропласты желтые или оранжевые,

лейкопласты — бесцветные.

Размеры пластид зависят от вида растения и колеблются от 3—4 до 15—30 мк. Лейкопласты обычно мельче хлоропластов и хромопластов.

Митохондрии встречаются во всех живых клетках и расположены в цитоплазме. Форма их весьма разнообразна и изменчива, размеры 0,2—5 мк. Количество митохондрий в клетке колеблется от десятков до нескольких тысяч. Они более плотны, чем цитоплазма, и имеют иной химический состав; в них содержится 30—40% белка, 28—38% липоидов и 1 — .6% рибонуклеиновой кислоты.

Митохондрии передвигаются в клетке вместе с цитоплазмой, но в некоторых клетках, по-видимому, они способны и к самостоятельному движению. Роль митохондрий в обмене веществ клетки очень велика.

Митохондрии являются центрами, в которых происходит дыхание и образование макроэргических связей, заключенных в аденозинтрифосфорной кислоте (АТФ) и имеющих большой запас энергии (стр. 70, 94—96).

Освобождение и перенос образующейся энергии происходят с участием большого числа ферментов, находящихся в митохондриях.

В цитоплазме находится аппарат Гольджи , форма которого различна в разных клетках. Он может быть в виде дисков, палочек, зернышек. Аппарат Гольджи имеет много полостей, окруженных двухслойной оболочкой. Роль его сводится к накоплению и выведению из клетки различных веществ, вырабатываемых клеткой.

Рибосомы — это субмикроскопические частицы, имеющие форму зернышек размером до 0,015 мк. Рибосомы содержат много белка (до 55%) и богаты рибонуклеиновой кислотой (35%), что составляет 65% всей рибонуклеиновой кислоты (РНК), находящейся в клетке.

В рибосомах из аминокислот синтезируются белки, что возможно только при наличии РНК. Рибосомы находятся в цитоплазме, ядре, пластидах и, возможно, в митохондриях.

Характерный признак растительной клетки — наличие прочной оболочки, которая придает клетке определенную форму и предохраняет протоплазму от повреждений. Оболочка может расти только при участии протоплазмы. Клеточная оболочка молодых клеток состоит в основном из целлюлозы (клетчатки), гемицеллюлоз и пектиновых веществ.

Молекулы целлюлозы имеют вид длинных цепочек, собранных в мицеллы, расположение которых неодинаково у разных клеток. У волокон льна, конопли и других, представляющих собой вытянутые в длину клетки, мицеллы целлюлозы расположены вдоль клетки под некоторым углом. У клеток с одинаковым диаметром мицеллы расположены по всем направлениям в виде сетки. В межмицеллярных пространствах оболочки находится вода.

В процессе жизни растительного организма в строении клеточной оболочки могут происходить изменения: оболочка может утолщаться и химически изменяться. Утолщение оболочки идет изнутри за счет жизнедеятельности протоплазмы, причем оно происходит не по всей внутренней поверхности клетки; всегда остаются не утолщенные места — поры, состоящие только из тонкой целлюлозной оболочки.

Через поры, расположенные в соседних клетках друг против друга, проходят тончайшие нити цитоплазмы — плазмодесмы, благодаря которым осуществляется обмен между клетками. Однако при очень сильном утолщении оболочек резко затрудняется обмен, в клетке остается очень мало протоплазмы, и такие клетки отмирают, например лубяные волокна льна и конопли.

В оболочке клетки могут происходить также химические изменения в зависимости от характера растительной ткани. В покровных тканях — эпидермисе — происходит кутинизация. При этом в межмицеллярных пространствах целлюлозной оболочки накапливается кутин — жироподобное вещество, трудно проницаемое для газов и воды.

Однако кутинизация не приводит к отмиранию клеток, так как отложения кутина не захватывают всей поверхности клетки. В клетках покровной ткани кутинизируется только наружная стенка, образуя так называемую кутикулу.

В оболочках клеток может также откладываться суберин — пробковое вещество, тоже жироподобное и непроницаемое для воды и газов. Отложение суберина, или опробковение, происходит быстро по всей поверхности оболочки, это нарушает обмен клетки и приводит к ее отмиранию. Может происходить и одревеснение оболочки. В этом случае она пропитывается лигнином, который приводит к остановке роста клетки, а в дальнейшем, при более сильном одревеснении, и к ее отмиранию.

Молодая растительная клетка полностью заполнена протоплазмой, но по мере роста клетки в ней появляются вакуоли, заполненные клеточным соком . Вначале вакуоли возникают в большом количестве в виде мелких капелек, затем отдельные вакуоли начинают сливаться в одну центральную и протоплазма оттесняется к стенкам клетки.

Изменения происходящие в растительной клетке при ее росте

молодая клетка,

образование вакуолей,

слияние вакуолей и оттеснение протоплазмы к оболочке.

Клеточный сок, заполняющий вакуолю, представляет собой водный раствор органических и минеральных веществ. В нем могут находиться сахара, органические и минеральные кислоты и их соли, ферменты, растворимые белки и пигменты. Весьма часто в клеточном соке встречается пигмент антоциан, окраска которого меняется в зависимости от реакции среды.

Цель урока: изучить строение растительной клетки.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях;

Раскрыть особенности строения растительной клетки и значение её частей;

Развивающие :

Развивать сопоставительный анализ, через сравнение строения различных клеток (растительной и животной);

Продолжить развитие логического мышления, через решение проблемных вопросов;

Продолжить работу над развитием наблюдательности, -через работу с наглядным материалом;

Развивать личностные качества: умение самостоятельно работать, умение работать быстро и аккуратно.

Воспитательная : воспитать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 484

С.Федечкина

План-конспект

урока по биологии с учащимися 6 "б" класса

Тема урока: Строение растительной клетки.

Цель урока: изучить строение растительной клетки.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях;

Раскрыть особенности строения растительной клетки и значение её частей;

Развивающие :

Развивать сопоставительный анализ, через сравнение строения различных клеток (растительной и животной);

Продолжить развитие логического мышления, через решение проблемных вопросов;

Продолжить работу над развитием наблюдательности, -через работу с наглядным материалом;

Развивать личностные качества: умение самостоятельно работать, умение работать быстро и аккуратно.

Воспитательная : воспитать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов

Оборудование: лупы различных размеров, таблица "Строение растительной клетки", таблицы с изображением различных микроскопов, световой микроскоп, модель растительной клетки; портреты ученых: Антонии Ван Левенгука, Роберта Гука, Теодора Шванна и Матиаса Шлейдана.

Ключевые слова и понятия: клетка, строение растительной клетки, органоиды клетки, цитоплазма, плазматическая мембрана, ядро, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, клеточный центр, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

Методы и методические приемы: беседы, с опорой на схемы в учебнике и на доске. Самостоятельная работа.

Ход урока

1. Актуализация знаний

А) Фронтальный опрос

Ответьте на вопросы:

1.Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

2.Кто такие эукариоты (примеры организмов)?

3.Чем они отличаются от прокариот (примеры организмов)?

4.Какие растения называются высшими?

5.В чем основное отличие высших растений от низших?

6.Приведите примеры высших и низших растений.

Б) Вызывается один ученик. Задание. Покажите основные части микроскопа.

2. Постановка познавательной задачи урока.

3. Изучение нового материала.

Беседа с учащимися

А) Увеличительные приборы.

Учитель показывает лупу.

Как называется этот прибор?

Что можно делать с помощь увеличительно стекла? (ответ учащихся.)

Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы!

А как думаете, когда впервые была изобретена лупа?

Лупа была известна еще в древней Греции. За 400 лет до нашей эры Аристофан описал свойства увеличительного стекла. Но обычная лупа не дает большого увеличения. Во сколько раз лупа может увеличивать предметы? (ответ учащихся.) Обычная лупа увеличивает в 2-30 раз. Но есть прибор, увеличивающий гораздо сильнее. Что это за прибор? (ответ учащихся) Конечно же, это микроскоп. Первый микроскоп появился около 300 лет назад. Изобретателем считается Антонио Ван Левенгук.Он впервые обнаружил живые существа в капле воды. Его микроскоп давал увеличение почти в 300 раз.

Но кто же дальше усовершенствовал микроскоп? (ответ учащихся.) Это был английский учёный Роберт Гук. Он изобрел специальный осветитель для микроскопа. Микроскоп Гука был гораздо больше похож на современный световой микроскоп. Кто знает, что принесло известность этому учёному? (ответ учащихся.) Он впервые увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Ячейки он назвал « клетками».

Но ученые долгое время считали, что из клеток состоят только растения.

Идею о том, что все живые организмы состоят из клеток, выдвинули два немецких ученых: Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Эта идея получила название клеточной теории. Это произошло в 1839 году.

Б) Строение растительной клетки.

Клетка - это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки отделены друг от друга плазматической мембраной- плотной прозрачной оболочкой. Основная задача мембраны - защита содержимого клетки от воздействия внешней среды. Местами на ней можно увидеть более тонкие участки-поры. Мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку (клеточную стенку), состоящую из клетчатки. Она очень прочная и за счет этого придает клетке прочность и защищает ее от внешнего воздействия. Между оболочками клеток находится межклеточное вещество. При разрушении клетки межклеточное вещество разъединяются.

Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой - бесцветным вязким веществом. В ней протекают различные химические процессы. В живой клетке цитоплазма постоянно движется. Скорость движения зависит от температуры, освещения и других условий. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ.

В цитоплазме располагаются органоиды клетки. Органоиды - дифференцированные участки цитоплазмы, имеющие определенное строение и функции.

Важнейшим органом клетки является ядро. Оно крупное и четко выраженное. В ядре находится одно или несколько ядрышек. Около ядра находится клеточный центр.

Функцию транспортировки различных веществ в клетке выполняет эндоплазматическая сеть.

В растительной клетке присутствуют и другие органоиды, например, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

Кроме того, в растительной клетке имеются пластиды. Существуют три вида пластид. Они различаются по форме, размерам, функциям. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты - красную, а лейкопласты - белую.

Помимо этого в клетке находятся различные включения – временные образования, например, крахмальные зерна, капли жиров.

В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются вакуолями.

Заполни таблицу (пользуясь текстом учебника И.Н.Пономаревой параграф7)

Пример заполнения таблицы. В целях экономии времени таблица с названиями граф в печатной версии даю сама (учитель).

Название органоида

Описание

Функции

Цитоплазма

Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находится ядро, органоиды и включения.

Объединяет все органоиды клетки, в ней протекают все процессы обмена веществ.

Плазматическая мембрана

Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов, на внешней стороне имеется клеточная оболочка, состоящая из целлюлозы.

Защита клетки от внешнего, придание клетки определенной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней средой, в контактировании клеток друг с другом.

Ядро

Окружено ядерной оболочкой, пронизанной порами, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосом.

Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ.

Пластиды:

Присутствуют только в растительных клетках.

Хлоропласты

Овальной формы, заполнены хлорофиллом.

Фотосинтез.

Хромопласты

Имеют желтую, оранжевую или красную окраску.

Обеспечивает окраску плодов, лепестков, осенних листьев.

Лейкопласты

Бесцветные, округлой формы, содержатся в неокрашенных частях растений(стебли, клубни, корни)

Накопление запасных питательных веществ

Эндоплазматическая сеть

Сеть многочисленных каналов и полостей в цитоплазме клетки.

Синтез накопление и выделение продуктов обмена

Аппарат Гольджи

Имеет сложную структуру, состоящую из полостей, трубочек и пузырьков.

Накопление и выделение продуктов обмена.

Клеточный центр

Только у низших растений.

Состоит из двух цилиндрических телец, расположенных под углом друг к другу.

Принимает участие в делении клетки.

Рибосомы

Мелкие тельца, по форме напоминающие восьмерку

Сборка сложных молекул белков.

Митохондрии

Мелкие тельца различной формы с многочисленными выростами на внутренней части мембране.

Образование и накопление энергии (синтез АТФ)

После выполнения работы 2-3 человека зачитывают результат работы.

4. Закрепление знаний и умений, полученных на уроке.

Ответь на вопросы:

1.Докажите, что клетка является живым организмом.

2.Что такое органоид?

3.Какие органоиды растительной клетки вы знаете?

4.Каких органоидов нет в растительной клетке?

5.Что такое цитоплазма?

6.Какова основная функция ядра?

5.Объявление итогов урока

6Домашнее задание

Параграф номер 7

Учитель биологии

И. Иванова


Клетка - целостная и сложная биологическая система, мельчайшая единица строения многоклеточных организмов. Части клетки обеспечивают её нормальную жизнедеятельность, а при размножении - передачу наследственных признаков от родителей детям. В отличие от растительных клеток в клетках животных нет пластид , отсутствует клеточная оболочка .

Тела всех живых организмов состоят из клеток. Есть организмы, тела которых состоят только из одной клетки, - это бактерии, одноклеточные водоросли и грибы, простейшие. Тела большинства животных состоят из множества клеток.

Изучением строения, развития и деятельности клеток занимается наука цитология (от греч. цитос - «клетка», логос - «наука»).

Клетки всех животных имеют общее строение и отличаются от клеток растений. Большинство клеток животных очень мелкие: их размеры - 10-100 микрон (микрометр). Поэтому изучать их строение приходится при большом увеличении микроскопа. Формы клеток животных очень различны: клетки мышц сильно вытянуты в длину, имеют веретеновидную форму, клетки крови - овальной формы, клетки кожи - плоские, вытянутые в высоту или бокаловидные. У одних клеток есть отростки и выступы, другие клетки гладкие.

Размер и форма клеток зависят от того, какую работу (функцию) они выполняют в организме.

Снаружи животная клетка покрыта эластичной клеточной мембраной . Она отделяет содержимое клетки от наружной среды и способна пропускать внутрь клетки одни вещества, а из клетки - другие, обеспечивая обмен веществ. В растительной клетке снаружи от мембраны расположена плотная оболочка , содержащая целлюлозу. В отличие от растительных клеток клетки животных такой оболочки не имеют.

Основное содержимое клетки, заполняющее весь её объём, - вязкая зернистая цитоплазма . Она постоянно движется, в ней протекают все жизненные процессы клетки. В цитоплазме периодически образуются пузырьки, наполненные жидкостью, - вакуоли . Они играют важную роль в пищеварении: здесь накапливаются питательные вещества; через вакуоли удаляются вредные продукты жизнедеятельности, и в результате поддерживается относительно постоянный состав цитоплазмы. Между клеткой и окружающей средой осуществляется обмен веществ .

Центральное место в цитоплазме занимает плотное округлое тельце - ядро . В нём находятся хромосомы , состоящие из длинных молекул органического вещества. Они регулируют процессы, протекающие в клетке, обеспечивают передачу наследственных признаков дочерним клеткам при размножении.

Помимо ядра в цитоплазме расположены другие органоиды (органеллы) — компоненты клетки, выполняющие определённые функции, - «клеточные органы».

Митохондрии отвечают за преобразование и запасание энергии, которая затем расходуется на жизненные процессы клетки. На рибосомах образуются белки, в аппарате Гольджи - жиры и углеводы. Кроме того, внутри аппарата Гольджи белки, жиры и углеводы накапливаются. Сюда они поступают по трубочкам эндоплазматической сети - этот органоид охватывает сетью разветвлённых канальцев всё пространство клетки и отвечает за транспортировку образованных в клетке веществ. В аппарате Гольджи вещества «упаковываются» в виде комочков и капелек, а потом уходят в цитоплазму и используются по назначению. Лизосомы участвуют в разрушении ненужных белков, жиров и углеводов.

В клетках животных отсутствуют пластиды , характерные для растительных клеток. Отсутствие хлоропластов - важное отличие животных клеток. Именно в них у растений происходит синтез органических веществ из неорганических. Животные, в отличие от растений, питаются готовыми органическими веществами.

Клетка животных содержит органоид , которого нет в растительных клетках. Он называется клеточным центром . Основу клеточного центра составляют два цилиндрических тельца. Они играют важную роль в делении клеток животных, обеспечивая равномерное распределение наследственного материала материнской клетки в образовавшихся клетках.

В цитоплазме клеток всех живых организмов можно обнаружить многочисленные мелкие и крупные зёрна, капельки белков, жиров и углеводов. Эти вещества образуются в разных частях клетки, транспортируются, распределяются и используются в процессе обмена веществ.

Это конспект по теме . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

МОУ «Дровянинская СОШ»

конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»

Конспект урока биологии в 5 классе

по теме «Строение клетки»

Учитель биологии: Щербакова О.В.

п. Дровяная 2016г

Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. На данную тему отводится два часа.

На конкурс представлен первый урок по теме «Строение клетки»

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Главная дидактическая цель: сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом; научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

Слушать товарища и обосновывать свое мнение;

Выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

Находить отличия;

Составлять схемы-опоры;

Работать с информационными текстами;

Объяснять значения новых слов;

Сравнивать и выделять признаки;

Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

    Продолжить формирование умения работать с учебником.

    Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

    Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

    Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

    Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

    Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

    Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

    Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

    Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

    Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

    Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

    Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

    Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах

Методы: частично – поисковый, иллюстративный.

Информационно - технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблицы «Строение клетки», «Устройство увеличительных приборов», лук - репка, микролаборатория, компютер, мультимедийное оборудование, ЭОР (Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Электронное приложение. – М.: Дрофа,2013).

Основные понятия урока: клетка, клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

Деятельность учащихся: приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.

Ход урока

Мотивация

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.

Из чего состоят все живые организмы? (из клеток ).

Кто изобрел световой микроскоп? (Антони ван Левенгук )

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей )

Учитель: Итак, тема нашего урока «Строение клетки».

(Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях)

Учитель: А теперь давайте попробуем определить задачи нашего урока

(Учитель записывает предложенные детьми версии на доске)

Активизация опорных знаний

Учитель: С помощью чего мы сможем узнать строение клетки?

(с помощью микроскопа)

Давайте с вами вспомним строение микроскопа

(дети показывают на объекте)

Каковы правила работе с микроскопом? (ответы детей)

Изучение нового материала

    Строение клетки (Рассказ учителя о строении клетки кожицы лука по таблице. Отрабатываются понятия: «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоль», «клеточный сок», «пигменты – красящие вещества»).

Работа в группах:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ: прочитайте текст в учебнике на странице 34-36 и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции»

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ: изучите строение растительной клетки в интерактивном режиме (работа с электронным приложение - приложение 1) . Для этого наведите мышкой курсор на название каждого из элементов её строения и кликните мышкой. Прочитайте характеристику органоида и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции».

Органоиды клетки и их функции

Название органоидов

Значение органоидов

Оболочка

Защищает содержимое клетки от окружающей среды, содержит целлюлозу.

Мембрана

Регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду

Регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию

Содержит клеточный сок

Цитоплазма

Постоянно движется и участвует в переносе веществ в клетке

Физминутка

«Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой - встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.

    Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. (Объяснение учителя и демонстрация последовательности действий в приготовлении микропрепарата).

    Изучение рисунка 18 учебника и выполнение задания 24 в рабочей тетради. (Приложение 2)

    Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». (Работа выполняется по инструктивной карточке на странице 36 учебника и оформляется в рабочей тетради – задание 25. (Приложение 3)

Систематизация и обобщение знаний

(работа в парах: учащиеся выполняют различные задания по электронному приложению и оценивают друг друга (Приложение 4)

Рефлексия

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где в начале урока были сформулированы задачи урока:

    Каковы были наши задачи перед занятием и на сколько удалось их реализовать?

    Назовите трудности, с которыми вы столкнулись на уроке.

    Каким образом вы преодолевали эти трудности?

    Чему вы научились сегодня на уроке?

    Что вам удалось больше всего при изучении темы?

    Что не получилось и почему?

Домашнее задание

Всем: §7 до стр.37, вопросы 1-3 стр. 38.

Творческий уровень: создать макет клетки или сочинить сказку про клетку (по выбору учащихся).

Подведение итогов урока

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Цыганкова Наталья Николаевна, учитель биологии.

Тема урока: Клетка – основная единица живого. Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии .

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.

- развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные : осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Знать строение клетки;

Рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

Уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

Слушать товарища и обосновывать свое мнение;

Выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

Находить отличия;

Составлять схемы-опоры;

Работать с информационными текстами;

Объяснять значения новых слов;

Сравнивать и выделять признаки;

Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

    Продолжить формирование умения работать с учебником .

    Продолжить формирование умения находить о тличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

    Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

    Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

    Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

    Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

    Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

    Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

    Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки .

    Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

    Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

    Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

    Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

    Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

    Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические р есурсы: учебник, рабочая тетрадь , ПК, лук - репка, микролаборатория.

Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

Ход урока

I . Мотивация

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам несколько слайдов. Внимание!

Слайд № 1

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

Слайд № 2

Из чего состоят все живые организмы из … (клеток ). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей )

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Строение клетки».

II . Актуализация пройденного материала.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Заполните схему по составу вещества в клетке.

вещества клетки

неорганические вещества органические вещества

вода минеральные соли белки жиры углеводы

III . Актуализация нового материала.

Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.

1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения? 2.Ученый открывший клетку. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? Защищает клетку от влияния окружающей среды. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли. 6.Полужидкое содержимое клетки.

2. Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Карточка 1.

Выбери правильный ответ

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт ; г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной ; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль ; б) хлоропласт; в) ядро;

Карточка 2.

Выбери правильный ответ

1.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б ) животных , в) грибов.

2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосом, б) хлоропластов , в) митохондрий.

3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма ; в) вода;

IV . Лабораторная работа.

а) «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

б) Работа с компьютером.

Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем свои умения.

V. Рефлексия .

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

До урока:

    Не знал…

    Не понимал…

    Не мог представить…

    Не мог выразить…

    Не мог выполнить…

Сейчас:

    Выяснил…

    Выучил…

    Познакомился…

    Запомнил…

Все ли вам было понятно в течение урока?

Какая часть урока показалась самой интересной?

Какая часть урока вызвала затруднение?

Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

VI . Домашнее задание.

Всем:

Параграф §8, вопросы на странице 31.

Творческий уровень :

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

сочинить сказку о клетке.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх