Петров пост: календарь питания. Петров пост: календарь питания Какой пост с 12 июня

Многие люди еще с давних времен не могли придерживаться Великого поста. Однако, это не конец. Ведь всегда есть Петров пост. В такой период можно не держать себя в строгих рамках, которые касаются еды. Такой пост всех православных подготавливает к празднику апостолов Павла и Петра. Сразу после Троицы начинается петров пост, а если быть точным, то через неделю.

Длительность поста всегда зависела от того, какой была Святая Пасха. Если она ранняя, то и пост затягивается. А если длительная, то пост может быть менее двух недель. В 2017 году Петров пост можно начинать отмечать с 12 июня и по 11 июля. Как видно, Петров пост продлится 4 недели. Если сравнивать пост с Великим или Успенским, то такой период менее строгий. Обычно, он приходит летом, когда созревают фрукты, ягоды и овощи. Всем людям он приносит удовольствие и радость.

В честь кого был установлен пост

Само за себя говорит уже название. Петров пост был создан в честь двух апостолов: Павла и Петра. Надо сказать, что у данного периода есть и второе название – пост Пятидесятница. А все потому, что сразу после поста идет другой праздник Пятидесятницы или же, другими словами, день Святой Троицы.

Если говорить о самих апостолах, то они отличались твердостью и мудростью. Церковники все еще не перестают удивляться данным качествам. Святые могли показать верующим людям довольно важный урок, который они хотели сделать после Духова дня. Когда Павел и Петр прочитали всемирную проповедь, то пошли странствовать по свету. Они желали нести слово Бога к людям и в их дома. Несмотря на тот факт, что Павел и Петр служили по-разному церкви, они закончили свою жизнь одинаково – в жутких мучениях. Есть предположение, что в те времена Нирон занимал трон императора. Он же решил распять Петра вниз головой. А вот Павлу отрубили голову.

Календарь питания 2017

Такой пост всегда был самым легким из всех остальных. Почти что церковь не делает жестких рамок относительно пищи.

В понедельник, среду и пятницу пост не разрешает употреблять масла, рыбные блюда, вино и сухоядение после вечерни. А вот в субботу и воскресенье можно кушать рыбу, ведь это дни памяти святых. Что касается остальных дней Петрова поста, то можно употреблять любую пищу, которую захочется. Включая грибы, рыбные яства и морепродукты. Во время такого поста самым популярным продуктом все еще считается зелень и блюда из нее. Вы можете приготовить постную окрошку, зеленые щи и так далее. Стоит отметить, что в любое блюдо, в которое добавляют зелень, считается более аппетитным. Православные любили еще запекать рыбные пироги в те дни, когда можно было употреблять рыбу.

Приметы поста

Многие люди все еще верят в приметы и доверяют им. Стоит отметить, что большинство из них сбываются. А все потому, что на протяжении долгих лет люди могли видеть малейшие особенности, которые были связаны с тем или другим событием. И данные события влияют на человеческую судьбу.

Приметы на Петров пост:

  • Если заключить брак в такой период, то он будет не долгим: в семье не будет понимания и согласия.
  • На протяжении всего поста лучше не стричь локоны, иначе они долго будут отрастать.
  • В Петров пост не разрешается давать в долг. А если вы все-таки дадите взаймы, то три года долгов не оберетесь.
  • Вышивку и другое рукоделие надо отложить во время поста, иначе руки станут слабыми.
  • Если на пост припадают поминки, то блюда надо готовить и выбирать постные. Если на столах будет скромная пища, то ничего страшного.
  • Когда идет застольная трапеза, то не разрешается высмеивать пост или любого человека. Тогда у выступающего начнется сложная жизнь, а на смертном одре его будет раздирать невыносимая и мучительная боль.

Традиции

Все православные люди отмечают 11 июля 2017 года пост в честь апостолов Павла и Петра. Такой день знаменует собой окончание Петрова поста. Тут же есть множество традиций, с которыми вы сейчас познакомитесь.

Песни для солнца. Когда приходит Петров пост, то с ним заканчиваются зеленые Святки и купальские гуляния. Молодые люди выходят на улицы и поют песни, обращаясь к небесному светилу – Солнцу.

Выпечка пирогов. Перед Петровым постом, по традиции, все хозяйки пытались испечь большую гору пирогов, дабы поставить их на торжественный стол вместе с остальными угощениями.

Рыбные блюда стола. Начало рыболовного сезона многие рыбаки связывают именно с таким праздником. Такой день они всячески почитали и пели песни на рыбную тематику. Также рыбаки любили делать крестовые торжественные походы, или же ставили новые цены на свой улов.

Подготовка к пахотам. Петров день считали своеобразным рубежом, который летние работы делил на две половины. Крестьяне после него начинали готовиться к сенокосу и жатве.

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).


Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2017 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: "Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: "Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, "потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: "За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Как провести Петров пост?

Протоиерей Игорь Пчелинцев:

Наступает православный Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский.Мы знаем, что он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.

Попоститься - вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят - «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься«все время».

Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви.Даже так - посвятить деятельному осмыслению.

Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.

Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии - у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1Кор.9:16); Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Я бы выделил в этой задаче два основных направления - апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию - слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).

Внутреннее - для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей - наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума.Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) - просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно - просто,значит - разумно и без психического надлома).

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода.Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя,куда уж до целого мира!

У одного человека никогда не достанет сил спасти мир - он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире - чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом » (Евр.3:12-13).

Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.

Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства - пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционной притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:

1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
6. Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
10. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.

Во время Петрова поста следует воздерживаться от продуктов животного происхождениям, а по средам и пятницам еще и от рыбы. Совсем строгий монастырский устав предполагает более строгие ограничения в рыбе и отказ от растительного масла в некоторые дни. Но это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся в Петров пост мягче. Традиционно установилось правило исключения животной пищи во все дни поста и рыбы по средам и пятницам.

При этом, если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено "всенощное бдение", то в эти дни также разрешается употребление рыбы.

Также мы должны понимать, что у каждого могут быть свои личные обстоятельства, влияющие на меру поста. Такие ситуации лучше всего обсуждать со своим духовником.

Данный календарь приводится не в полном соответствии со строгим монастырским уставом: традиционно Петров пост менее строгий. На основе этого календаря можно понять, какие дни в пост являются более строгими, какие - менее. Но каким именно ограничением будет измеряться ваша мера строгости поста следует определять из личного опыта, обстоятельств и посоветовавшись с духовником или знакомым священником.

Комментарий протоиерея Максима Козлова:

Протоиерей Максим Козлов, фото интернет издание "Татьянин день"

В ответ на вопрос «Как правильно провести Петров пост?», в первую очередь, я бы посоветовал читателям сайта "Фомы" не пропустить этот пост вовсе. Не будем делать вид, что в это время летнего поста мы также будем готовы сосредоточиться на личном покаянии, как в дни печальные Великого поста. Но это не значит, что нужно махнуть на него рукой. Здесь стоит подойти с несколько иной стороны. Найти некую цель, помимо пищевых ограничений, которые тоже должны быть согласованы с вашими силами.

Вспомним, что Петров пост посвящён памяти апостолов. Апостолы – первые проповедники христианства, первые миссионеры. Так вот, если бы мы в эти недели несколько больше сосредоточились на том, чтобы своей жизнью не давать соблазна людям, не отталкивать их от церкви – это то, что точно может сделать каждый. Постарались бы свою веру сделать более сознательной. Несколько расширили свои познания относительно церковных традиций, чтобы ответы окружающим были не от ветра головы, а от некоторого знания церковного предания. Если мы хотя бы 2-3 книжки прочитаем, которые сделают несколько глубже наше осознание православия, потрудимся немного вместо сидения в социальных сетях или перед телевизором, тогда смысл поста будет этим исполнен.

    Когда сопротивляешься Воле Божией к милосердию и состраданию,то кажется что если купишь кому то (кто днями не кушает и не имеет даже дома и т.д.) что то в соответствии со своим скромным бюджетом,то умрёшь с голоду...переборов же себя и оставив себе где то даже скромнее пропитание,понимаешь вдруг,что это не тяготит тебя и не отнимает радость у сердца твоего.Чем когда живёшь только ради себя и не можешь удовлетворить свою потребность к изысканной в том числе пище,которая давит тяжестью греха и жадности на сердце твоём все больше и больше..Так и с постом..Не всегда сразу получается и не всегда находясь среди людей не постящихся мы можем решительно противостоять глупым и лживым соблазнам,им место в аду уготовано (да и в жизни сей,они страдают,чего стоит только даже самая малая зависть..как она безжалостно изматывает изнутри того,кто приютил ее в сердце своем...) не смотрите на них,не слушайте их лживые речи...Господь всегда посылает все во благо и только действительное отсутствие пропитания или истощенное и измотанное болезнями тело допустимо не подвергать посту.Господь все и всех видит..не отчаивайтесь.Есть люди которые живут без лекарств и не едят мяса почти,не от бедности вовсе и никто из них ещё не слег в больницу.... Т.к. никакие лекарства и витамины не способны вылечить грешника без Воли Божией.Уповайте на Господа и принимайте все смиренно,Он о вас думает,не суетитесь дабы не остаться один на один со своими умножающимися бедами и болезнями.Пост нужно принимать как время посвященное духовному труду,пост есть разделение не самых радосных событий в жизни человечества,так как именно люди страдают от своих грехов и проступков,посему,не стоит устраивать "пир горой" даже если позволяют средства,ведь и из постных продуктов человек может сделать стол роскошнее чем иной из мяса..Пост есть воздержание,а не праздник живота,ведь объесться можно и фруктами и т.д. что так же даст туяность и время отпущннное нам Господом для обретения Силы и Знания души будет упущено...врагам человеческим на радование,хоть им от этого и не легче..

Петров пост иначе именуется Апостольным, в честь Петра и Павла – одних из самых почитаемых святых православной церкви. Спустя неделю после дня Св. Троицы в христианском мире наступает Петров пост – после девятого воскресенья от Пасхи, с которой он связан напрямую.

Начало Петрова поста в 2017 году

Именно оттого, когда наступит данный праздник, отсчитывается дата начала Петрова поста , зато заканчивается он всегда на День святых, всехвальных и славных первоверховных апостолов Петра и Павла или как говорят в народе Петров день,12-го июля. В этот день христианская церковь воспевает Павлов разум и Петрову твёрдость. Исходя из этого, Апостольный пост каждый год имеет различную продолжительность: самый короткий продлился 8 дней, при этом, самый длинный – 42 дня.

В 2017 году Петров пост продлится месяц: с 12 июня по 11 июля . Следует знать, что сам праздник в честь Петра и Павла не является частью Апостольного поста. Однако, если он выпадает на среду или же на пятницу, то является тоже постным. Во время соблюдения Петрова поста запрещается и крестить детей.

История возникновения поста Петра и Павла

Святые апостолы Петр и Павел постились, т.о готовясь для Евангельской проповеди. О Петровом посте говорилось ещё во времена апостольских постановлений, своё название он получил в честь святых, но раньше он считался посвящённым не подвигу Петра и Павла, а компенсации постного . Церковь понимала, что не все имеют достаточное здоровье, чтобы выдержать этот продолжительный постный период в полной мере. К тому послабления (и даже разрешение не поститься) получало немалое количество людей: беременные, кормящие женщины, путешественники, старики, больные люди с психическими или физическими недугами. Да и из здоровой части населения не все могли продержаться весь Великий пост, ни разу не полакомившись запретными продуктами.

Для компенсации тех дней, которые не были соблюдены при Великом посте, был введён пост Апостольный или же Петров. Он не столь строгий, но и его соблюсти непросто. А всё из-за некоторых особенностей в питании, которые следует знать каждому постящемуся.

Питание в дни Петрова поста 2017

Следует отметить, что питание в Петров пост определяется типиконом – церковным уставом, в котором расписаны все нюансы соблюдения того или иного действия.

Календарь питания для мирян

1. Понедельник, среда и пятница – сухоядение. При приготовлении пищи для трапезы продукты можно запекать, тушить, отваренная или употреблять в сыром виде. Кушать можно только один раз в день после 15:00. Еду следует готовить без мяса, молока, растительного масла.
2. Вторник, четверг – пища разрешается варёная, без растительного масла, дважды в день.
3. Суббота и воскресенье – пищу можно употреблять в горячем виде с растительным маслом и рыбой дважды в день.

Также смотрите: православный , в виде таблицы.

Апостолы Петр и Павел были призваны на служение Иисусу Христу и Церкви по-разному, однако по преданию оба окончили свою жизнь мученически — апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел — обезглавлен мечом. Поэтому Петров пост еще называется Апостольским.

Начало Петровского поста не имеет постоянной даты — он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) - в 2017 году выпадает на 12 июня, отмечает Sputnik Грузия.

А дата Троицы зависит от дня празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты и длится от 8 до 42 дней.

Суть и значение поста

Петров пост установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви. Раньше его называли постом Пятидесятницы. Петровским или Апостольским пост стал после возведения храмов Святым апостолам Петру и Павлу в Константинополе и Риме.

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями и готовит христиан постом и молитвой к празднованию дня Святых апостолов Петра и Павла.

Священнослужители считают, что духовная жизнь без поста невозможна — эта истина подвижническая, за которую заплачено кровью. Но Петров пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов.

Согласно Евангелию, главный враг не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. История помнит случаи, когда крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам, а пост напоминает о такой опасности, отмечают служители церкви.

Для христианина голод, отказ от пищи сами по себе не являются благом, так как потребность в пище естественна для человека. Пост служит воспитанию воли, которая важна для нравственности, так как постясь человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

© Sputnik / Юрий Кавер

В дни поста церковь призывает задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии — одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять — высший духовный подвиг.

Петров пост также дан для того, чтобы наверстать упущенное в Великом посту. Это выход для тех, кто по болезни, в путешествии, или по другим причинам не смог соблюдать Великий пост перед Пасхой.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы). В 2017 году он выпадает на 12 июня, а последним днем поста является 11 июля. Соответственно в 2017 году он длится 30 дней.

В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но разрешается рыба в некоторые дни недели. Основу постного стола составляет овощи, зелень и блюда, приготовленные из них, а также крупы, фрукты, ягоды и сухофрукты.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). А в выходные дни допускается немного вина.

© Sputnik / MARIA TSIMINTIA

Исключение составляет последняя пятница Петровского поста, которая выпадает на 7 июля. В этот день православная церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи - Крестителя Спасителя, поэтому вкушать рыбу разрешается.

День памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который празднуют 12 июля, не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным, но невысокой степени строгости - разрешена пища с маслом, рыба и вино.

Святой Серафим Саровский говорил, что "истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему (голодному, жаждущему)… Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много".

Как нужно поститься

Петров пост считается самым легким постом за весь календарный год. Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником и лечащим врачом, если у вас есть какие-либо хронические заболевания.

Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам, для которых Уставом предусмотрены более строгие правила. Во время поста из меню также следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

В тоже время следует помнить, что пост — это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться.

Но, если мирянину по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста, он может ограничивать себя в иных, негастрономических вещах. Например, не смотреть в пост телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Традиции и обычаи

По церковным канонам, таинство брака — венчание не совершается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Соответственно, свадьба во время Петровского поста и в Петров день не разрешена.

Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста. Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь.

Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, и веселые празднования являются неуважением к их памяти.

Приметы на Петров пост

Во время поста не стоит стричься — волосы будут редкими. В пост не шьют и не занимаются рукоделием — руки будут слабые. Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

© Sputnik / Евгений Панасенко

Брак, заключенный в пост, — недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется. Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, — то бородавка засохнет и отпадет. Если поминки совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда. Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Петров пост — не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки высших сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным. Три дождя за один день — год обещает быть богатым на радостные события.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Кстати, не пропустите: у Sputnik Молдова активные ленты в



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх