Педагогическая деятельность сухомлинского. Сообщение на тему "сухомлинский и его вклад в педагогику"

Только исторический подход к творчеству выдающегося педагога позволит правильно определить его вклад в сокровищницу советской педагогики. Для начала изучим биографические данные В. А. Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. До революции судьба его, вероятнее всего, была бы незавидной судьбой полуграмотного батрака. Но революция распорядилась иначе. Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в 1933 г. окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах для быстрорастущей школьной сети. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте. С 1935 году начинается долгий и славный педагогический путь В. А. Сухомлинского. Именно в 1935 году, в 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. В 1938 году он закончил Полтавский педагогический институт. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. Борисовский А.М. Сухомлинский В.А., М., 1985 год.

В 1939 году Сухомлинский вступает в ряды Коммунистической партии. Во время Великой Отечественной войны - он политрук роты в действующей армии. После тяжелого ранения в 1942 году и лечения в госпиталях он возвращается на педагогическую работу. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только его родные края были освобождены от фашистских захватчиков, Василий Александрович приезжает на Кировоградщину и в качестве заведующего районо энергично принимается за восстановление разрушенных оккупантами школ в Онуфриевском районе. С 1948 года и до конца жизни он бессменный директор Павлышской средней школы.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А. Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу “Проблемы воспитания всесторонне развитой личности” - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава. Водзинский Д.И. Жизнь и педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, Минск, 1978 год. Девиз его жизни очень точно выражен в названии одной из последних книг: «Сердце отдаю детям».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В.А. Сухомлинский – выдающийся мастер педагогического труда Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 63 «Яблонька» Н.В.Дунаева

Василий Александрович Сухомлинский – выдающаяся личность, великий педагог, философ, мыслитель и просто мастер своего дела, сформировавший в условиях советской действительности особый, творческий подход к педагогической деятельности и процессам обучения и воспитания.

Родился Василий Александрович в 1918 году в селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. В 1933г. окончил семилетку в школе крестьянской молодёжи. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. После освобождения родных мест от фашистских захватчиков Василий Александрович возвратился к педагогической деятельности и с 1948г. до конца жизни был бессменным директором Павлышской средней школы.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Василий Александрович разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

«Ты рождён человеком; но Человеком надо стать. Настоящий человек - это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле в стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него»

Василий Александрович строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Значение трудового воспитания «Гармония умственного и физического труда – вот благодаря чему можно воспитать у детей, подростков, юношей и девушек искреннее стремление быть умным, образованным, культурным»

Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека. Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает “ толстокожесть”, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым. “ Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.” В школе Сухомлинского много внимания уделялось слушанию музыки.

«Годы детства - это прежде всего воспитание сердца» В.А. Сухомлинский

Сухомлинский выделяет три составные части воспитательного процесса: педагог – воспитанник- коллектив: Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса. Он доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. "Важнейший источник воспитания чувств педагога - это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ". В книгах "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина" и "Письма к сыну" проблема воспитанника занимает центральное место. Воспитанник в понимании Сухомлинского - это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. "Детство, - писал он, - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь". Третья составная часть воспитательного процесса - коллектив - предстает в трилогии в своем непрерывном развитии. В "школе радости" педагог создает коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив, объединенный одной целью, близкой и понятной каждому. "Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди".

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Сухомлинский - педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Педагогические идеи Сухомлинского актуальны и в наше время. Обладая литературным даром Василий Александрович изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско -педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского – можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано.

« Что самое главное было в моей жизни?» - спрашивал Василий Александрович себя в предисловии к книге «Сердце отдаю детям». Без раздумий отвечал: любовь к детям. Не случайно ведь и книга названа «Сердце отдаю детям». Эта заповедь - отличительный признак гуманистичности педагогики. Именно величайшая гуманистичность педагогики В.А. Сухомлинского привлекла к нему неслабеющий интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском, польском, испанском, японском и многих других языках. Российские педагоги, Российская академия образования вправе гордиться В.А. Сухомлинским, членом которой он состоял

Василий Александрович слишком рано ушел от нас, сполна отдав детям свое сердце. Нам же он оставил громадное педагогическое наследие, умные, добрые книги и немало загадок. «Сухомлинский не так прост, как иным кажется при беглом чтении. Это педагог мирового класса... Он так же загадочен, как и всё воспитание» С.Л. Соловейчик «Наш долг двигаться по пути разгадок того великого и неординарного, что оставил нам В.А. Сухомлинский». М.И. Мухин

«Человек таков, каково его представление о счастье» В.А.Сухомлинский


Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Биография

Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье.

До Октябрьской революции отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский - работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В.А.Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.

Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год. С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, - писал Василий Александрович, - выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю - выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...»

12 июля 1974 года на торжественном собрании представителей советской общественности, посвященном 800-летию города Полтавы, член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины В.В.Щербицкий, называя имена выдающихся деятелей культуры, творчество которых было тесно связано с Полтавой, отметил, в частности, что в "в Полтавском пединституте учились А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский".

В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года - заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - 1974, посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Память

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 - Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1968).
  • Орден Красной Звезды.

Значительные произведения

  • Методика воспитания коллектива

Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:

  • В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. - К.: Рад. шк., 1987.- 255 с.

Методы воспитания и теория воспитания детей по Сухомлинскому.

Простые истины павлышского учителя (В. Сухомлинский)

Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой- то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира. (В. Сухомлинский)

Путь к профессии

У Василия Александровича Сухомлинского удивительная судьба. Признанный общественностью и властями бывшего СССР, коммунист, атеист, академик, удостоенный высших наград, павлышский учитель вряд ли трудился исключительно ради коммунистической идеи. Впрочем, еще несколько лет назад в творчестве Сухомлинского искали и находили истоки марксистско-ленинского мировоззрения в воспитании школьников и будущих учителей. Но та эпоха ушла в прошлое, изменились и темы научных исследований: у Сухомлинского черпают идеи гуманизма, воспитания любви к родной земле, родному языку и слову, обращения к национальным источникам.

Надо признать: сегодня с методами воспитания Василия Александровича мало знакомы и учителя, и родители. В лучшем случае студенты изучали труды Сухомлинского в курсе истории педагогики, из которых разве что помнят: «труд во имя Родины и ради победы над империализмом», еще, может быть, «любовь к природе, воспитание коллективизма»... Мало кто раскрывает его книги и увлекается истинными идеями педагога. Вот почему сегодня практически никто из учителей не вспоминает Сухомлинского (как того же Макаренко). Срабатывает простой стереотип: о своих мы и так знаем, а вот почитать о педагогике Монтессори , познакомиться с идеями Домана , Спока или Ибуки гораздо интереснее.

Разумеется, прекрасно, когда каждый учитель может интересоваться различными методиками, пробовать внедрить то, что ему по душе. Сегодня открыто широчайшее поле возможностей для внедрения педагогических образовательно-воспитательных концепций. Но почему-то многие творят кумиров из знаменитых зарубежных педагогов, а своих, доступных, мудрых и прогрессивных, уже не замечают.

В центре воспитательной системы , созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.

Мало кто из учителей знает и другое: к концу жизни Сухомлинский от интернационального воспитания обратился к национальному, от атеизма — к народной культурной основе, к пониманию многоплановости проявлений личности ученика, к тому, что в формировании всесторонне развитого человека главную роль играет духовность.

Что же касается восхваления идеалов коммунизма, то этого действительно не отнять. Но! Для Сухомлинского это были не ритуал и обязанность, а вера, искренняя и чистая. «Надо со всей определенностью сказать, — писал Василий Александрович, — что первой и важнейшей целью воспитания является человек, его всестороннее развитие, ясный ум, высокие идеалы, чистое благородное сердце, золотые руки, его личное счастье».

Вполне очевидно, что речь идет об истинных гуманистических ценностях. Просто в свое время другими понятиями Сухомлинский оперировать не мог. Его понимание задач воспитания весьма отличалось от того, что было в учебниках, его взгляд на роль и место учителя не вписывался в постулаты официальной педагогики.

Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Летом 1933 года мать проводила Василия в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.

Сегодня, когда творчество выдающегося педагога обрело черты завершенного логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ — отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают весь комплекс проблем воспитания подрастающего поколения.

Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в совокупности дают представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как педагога — теоретика и практика.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в селе Васильевка, ныне Онуфриевского района Кировоградской области, в семье крестьян.

В 1939 году окончил Полтавский педагогический институт.

В 1947-1970 годах - директор сельской Павлышской средней школы (Кировоградская область, Украина).

1968 год - член-корреспондент АПН СССР (АПН РСФСР с 1957), 1968 - Герой Социалистического Труда, 1969 - Заслуженный учитель школы УССР. Награждён двумя орденами Ленина.

Умер Василий Александрович 2 сентября 1970 в посёлке Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области.

Сухомлинский Василий Александрович - выдающийся советский педагог , директор Павлышской сельской средней школы, член-корреспондент Академии педагогических наук.

Родился 15 (28) сентября 1918 года в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, ныне Онуфриевского района Кировоградской области Украины в крестьянской семье - деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил, и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Василий Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года В.А. Сухомлинский - заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года и до последнего дня своей жизни он работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины.

Работая директором, Сухомлинский выступил продолжателем идей Антона Семёновича Макаренко . Им была создана целостная педагогическая система, основанная на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. С начала 1950-х годов в школе под руководством Сухомлинского работал «Родительский университет», а для учителей вёлся «Психологический семинар».

Одним из первых в Советском Союзе Василий Сухомлинский начал работу с шестилетними детьми, создав для них «Школу радости» . Он настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение» , и сам организовал такой специальный курс для старшеклассников. Особо важным Сухомлинский считал воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучение детей к труду, общение с родной природой.

Свои педагогические идеи Сухомлинский раскрыл в книгах «Сердце отдаю детям», «Этюды о коммунистическом воспитании», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина» и других. Родной школе посвящена его книга «Павлышская средняя школа», куда вошли также созданные им сказки для детей. Всего им написано более тридцати книг и более пятисот статей и научных работ .

В 1955 году В.А. Сухомлинский защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1968 года за выдающийся вклад в дело советской педагогической науки Сухомлинскому Василию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Заслуженный учитель школы Украинской ССР (1969 год), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968 год, Академии педагогических наук РСФСР с 1957 года).

Выдающийся учёный-педагог, ветеран Великой Отечественной войны, В.А. Сухомлинский скончался 2 сентября 1970 года, на следующий день после начала учебного года. Осколок металла, застрявший под сердцем, вызвал у него внезапную смерть… Похоронен во дворе Павлышской школы.

Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Лауреат Государственной премии УССР (1974, посмертно, за книгу «Сердце отдаю детям»). Удостоен медалей А.С. Макаренко (1965) и К.Д. Ушинского.

Имя В.А. Сухомлинского присвоено Павлышской сельской средней школе. В ней же в 1975 году создан педагогический музей Сухомлинского, установлена мемориальная доска. В одной из аудиторий Полтавского педагогического института был открыт музей Сухомлинского, а у входа в здание установлена мемориальная доска. Его последователями были созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского. Имя Героя в 2003 году присвоено Николаевскому национальному университету. Перед зданием университета установлен бюст В.А. Сухомлинского.

Сочинения:

Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956;

Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961;

Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974;

Павлышская средняя школа, М. 1969;

Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974;

О воспитании, 2 изд., М., 1975;

Разговор с молодым директором школы М., 1973;

Мудрая власть коллектива, М. 1975;

Избранные произведения, т. 1-5, Киев, 1979-1980;

Избранные педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1979-1981.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

Автор работ по теории и методике воспитания «Сердце отдаю детям» (1969; Государственная премия УССР в 1974), «Рождение гражданина» (1970), «О воспитании» (1973), в которых отстаивал право на педагогическое творчество, пропагандировал идеи русской педагогики.

Василий Александрович Сухомлинский (28.09.1918 г., село Васильевка, ныне Кировоградской области - 02.09.1970 г., село Павлыш той же области), педагог, член-корреспондент АПН СССР (1957 г.), кандидат педагогических наук (1955 г.), заслуженный учитель школы УССР (1958 г.), Герой Социалистического Труда (1968 г.), лауреат Государственной премии УССР (1974 г.).

Окончил Полтавский педагогический институт (1938 г.). Педагогическую деятельность начал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

В 1942-1944 гг. - директор средней школы в поселке Ува Удмуртской АССР, в 1944-1948 гг. - заведующий Онуфриевским роно, с 1948 года - директор Павлышской средней школы.

В.А. Сухомлинский - педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики (вопросы руководства школой, профессионального мастерства учителя, проблемы умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания).

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации педагогической деятельности, её субъект-субъектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью.

Василий Александрович трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

В 50-е гг. В.А. Сухомлинский разрабатывал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Специфичной являлась трактовка Сухомлинским сельскохозяйственного труда как основного средства развития личности, а не только пути подготовки учащихся к овладению профессией. В его работах и практической деятельности доминировала установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетическая направленность форм и методов производств, деятельности.

В начале 60-х гг. центральной для Василия Александровича стала проблема воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей». Педагогическая система, разработанная В.А. Сухомлинским, подготовила последующий интерес к духовному и нравственному совершенствованию человека , к вопросам духовно-нравственного воспитания. Основой воспитания он считал проблему формирования человечности.

В структуру педагогической науки Сухомлинский включал категории этики - долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлении и заповедей, обращённых к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности и др.

С середины 60-х гг. Сухомлинский исследовал широкий спектр проблем, связанных со стимулированием познавательной деятельности учащихся. Он был убеждён, что, только превратив учение в радостный труд, можно решить задачу развития школьников. Важнейшим инструментом этого считал ощущение у учащегося успеха в учении, переживание радости познания .

Для развития у ребёнка эмоциональной восприимчивости большую роль отводил праздничности, красоте , обращал внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации.

Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию ими важнейших нравственных принципов . Важное значение имели «уроки мышления» среди природы .

Чутко воспринимая диалектику учебного процесса, Сухомлинский резко выступал против негативного отношения к словесным методам обучения и считал слово учителя важнейшим средством образования . Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления («Сердце отдаю детям», 1969 г.). Художественные миниатюры прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы Павлышской школы и используются современными педагогами.

стремился к созданию в школе высоконравственного школьного коллектива , в котором согласованно действовали коллектив педагогов - энтузиастов-единомышленников и сплочённый ученический коллектив. В таком коллективе не возникал вопрос о наказаниях, палитра воспитательного воздействий определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции . Василий Александрович утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребёнок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой» , высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.

В целостном виде гуманистические педагогические идеи Сухомлинского впервые представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967 г.). Они воплощались в следующих принципах: доверие и уважение к детской личности; превращение учебной деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс; ограничение сферы влияния коллектива на личность; воспитание без наказания - признание самоценности и неповторимости каждой отдельной личности; воспитание у школьников свободы выбора.

Взгляды В.А. Сухомлинского на воспитание привели к противоречию с официальной педагогикой и к острой дискуссии с её «консервативным крылом». «Этюды...» были подвергнуты уничтожающей критике, а сам Сухомлинский обвинён в проповеди «абстрактного гуманизма».

В конце 60-х гг. ведущей для Сухомлинского становится трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена . Главной целью воспитания выступало свободное развитие ребёнка как активной личности, раскрытие индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции официальной педагогики. В центре педагогического процесса, рассматриваемого как синхронное взаимодействие наставника и ученика, находился ребёнок с его интересами, творческими потенциями, на которые прежде всего и должны были ориентироваться учителя.

В последних произведениях Сухомлинского («Рождение гражданина», «Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива» ) проявляется ряд новых идей. Приоритет отдаётся этнопедагогике, народным ценностям. Пристальное внимание уделяется культовой основе воспитания - сказкам, мифам, поверьям, легендам. Обосновывается идея иерархичности воспитания - ведущей сферой выступает духовность, опосредующая другие черты личности.

В.А. Сухомлинскому были присущи убеждённость в отстаивании гуманистических идеалов воспитания, органичное сочетание глубины содержания с художественным стилем изложения, обоснование теоретической концепций собственной каждодневной педагогической практикой. Всё это придавало его педагогическому наследию прогностический характер, идеям и педагогическим технологиям - актуальность. Сам педагог представлял идеал народного учителя , «отдавшего сердце детям». Павлышская школа была научной лабораторией , в которой весь педагогический коллектив участвовал в многолетней опытно-экспериментальной деятельности. Такие инновации, апробированные здесь как «Школа под голубым небом» и «Школа радости» (для 6-летних детей), психолого-педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и др. впоследствии были внедрены в педагогическую практику.

Педагогическое наследие Сухомлинского глубоко изучается на Украине, в России и за рубежом. Созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского.

В Павлышской школе действует (с 1975 г.) педагогический музей Сухомлинского.

Литература: Соловейчик С. Л., Рассказывайте о Сухомлинском, «Юность», 1971, № 4; Тартаковский Б. С., Повесть об учителе Сухомлинском, М., 1972; В о л к о в Г. Н., Советский принцип народности в сочинениях В. А. Сухомлинского, Этнопедагогика, Чебоксары, 1974; его же, Парадокс Василия Сухомлинского, «Советская педагогика», 1993, № 5; Азаров Ю. П., Гражданственность и человечность, «Коммунист», 1976, № 8; Григорьев К., Xандpос Б., Павлыш - продолжение легенды, М., 1976; Филонов Г. Н., Выдающийся педагогический талант, «Советская педагогика», 1978, № 9; Водзинский Д. И., Жизнь и педагогическое наследие В. А. Сухомлинского, Минск, 1979; Pавкин 3. И., Сердце, отданное детям, «Народное образование», 1982, № 1; Борисовскийи А. М., В. А. Сухомлинский, М., 1985; Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского и современная школа, М., 1988; Богуславский М. В., Школа гражданственности и человечности, Кировоград, 1990; Pодчанин Е. Г., Зязюн И. А., Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В. А. Сухомлинского, М., 1991; Сухомлинская О. В., Идеи свободы в воспитании, «Свободное воспитание», 1993, № 3; Цыб А. А., В. А. Сухомлинский, Новосиб., 1993; Мухин М. И., Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского, М., 1994; В. А. Сухомлинский. Биобиблиография, сост. А. И. и О. В. Сухомлинские, К., 1987.

ПО МАТЕРИАЛАМ:
М. В. Богуславский



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх