Пассионарии. Значение слова «пассионарность

(от лат.-страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.


Смотреть значение Пассионарность в других словарях

Пассионарность — - термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.
Политический словарь

Пассионарность — (нем.) - в теории этногенеза (Л. Н. Гумилев) - особое свойство характера людей, производимое вариациями энергии, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное)........
Исторический словарь

Пассионарность Как Характеристика Поведения — - избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.
Исторический словарь

Что такое Пассионарность? Значение и толкование слова passionarnost, определение термина

1) Пассионарность - (от лат.- страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

2) Пассионарность - (от лат. Passio - страсть) - термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

3) Пассионарность - (франц. "passion", " страсть ", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

Пассионарность

(от лат.- страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

(от лат. Passio - страсть) - термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

(франц. "passion", " страсть ", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

Слово "пассионарность" образовано от прилагательного "пассионарный". В переводе с латинского "passio" - страсть, что как раз и является движущей силой пассионарного человека.

Что значит пассионарный человек

Такую личность называют "пассионарий". Это герой по натуре, которого ничего не может остановить на пути к выполнению своей миссии. Простой образ жизни его не привлекает. Страдания, трудности, лишения - это его стихия.

Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет ради цели, даже себя. Из окружающей среды он получает массу энергии, и в совокупности этой энергии со своей собственной,он способен буквально сдвигать горы и менять мир.

Пассионарий может обладать даже минимальными способностями, может быть высоким и низким, уродливым и прекрасным - абсолютно любым, но обязательно - неравнодушным и энергичным.

Пассионарный человек может действовать как во имя добра, так и во имя зла, нет никаких критериев, кроме того,что ради цели он ничем не поступится. В качестве всемирно известных пассионариев выступают философ Иммануил Кант, мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб, знаменитый физик Исаак Ньютон, полководец и император Наполеон Бонапарт, ключевая фигура российской истории Петр I, национальная героиня Франции Жанна Д"Арк, великий учёный Михаил Ломоносов, а также Адольф Гитлер.

Пассионарность по Гумилёву

Появление слова "пассионарность" в науке связано с именем историка Льва Гумилёва, он выступил с его описанием в середине 20 века. Российский историк считал пассионарность энергией, которая непосредственно связана с теорией этногенеза, т.е. с теорией развития народов. "Пассионарная теория этногенеза" Гумилёва включает в себя 7 этапов развития пассионарности народа от "подъема до "реликтовой фазы", когда историческая активность этноса отсутствует полностью. Историк считал, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые происходят в связи с космическими излучениями.

По Гумилёву, пассионарность можно представить как шкалу, на одном конце которой находятся пассионарии, а на другом - субпассионарии, т.е. люди, которые являются полной их противоположностью: абсолютно равнодушные к каким-либо жизненным проявлениям, живущие ради удовлетворения своих инстинктивных потребностей бродяги, пьяницы, преступники.

Посередине шкалы между пассионариями и субпассионариями располагаются гармонические личности - гармоники, каких болишинство. Их стремление к свершениям и инстинкт самосохранения находятся в равномерной пропорции. Именно от соотношения пассионариев и субпассионариев каждого этноса зависит будущее народа и ход истории.

Пассионарность передается генетически, причем не обязательно из поколения в поколение.

Пассионарность заразительна, зачастую импульсивные люди, которых окружают пассионарии, начинают действовать так же, как они.

Необходимо дать некоторые пояснения по термину «пассионарий» и показать деловые качествах пассионария. Для большей наглядности сделаю это на примере статьи о боевых качествах солдат.

Некий автор в своей статье пишет: «Какой солдат сильнее: вооруженный современным оружием или допотопным ружьем? Ответ очевиден: сильнее тот, кто готов это оружие применить. И только если готовность применить оружие одинакова, то сильнее первый.»

Вопрос об эффективности бойца несколько сложнее, чем пишет этот автор. Все, так называемые «гражданские», при анализе боевых качеств солдата допускают одну и ту же ошибку - рассматривают боевую ситуацию изолированно от «жизнедеятельности солдата вчера и позавчера». Такой подход можно назвать идеальным и ситуация такая встречается только в лаборатории, на полигоне и на стрельбище. В реальной ситуации всё не так.

Расскажу об этом, как кадровый военный в прошлом, и примерно тем же языком.

В реальной ситуации, прежде чем встретить противника и применить оружие бойцы просто долго и хреново «живут» на природе - хреново спят на земле или в кузове автомобиля, пьют хреновую воду, едят хреновую сухомятку и всё это в недостаточном количестве. Зато много двигаются на хреновой жаре днем и на хреновом холоде ночью, и таскают на себе разные тяжести.

Все это сдабривается дополнительным стрессом от дистанционного огневого воздействия противника.

Через несколько дней половина солдатиков просто элементарно слабеет, начинает плохо видеть, плохо слышать, у них снижается реакция на раздражители. Появляются всякие болячки, начинаются проблемы с пищеварением. Этим солдатикам уже не до войны, не до геройства. Победа их уже не интересует, такие солдатики уже не эффективны в бою.

Но есть бойцы, которые все эти трудности переносят легко и без потери своей боевой эффективности - они живут на чае и сухарях сколь угодно долго и остаются бодрыми и работоспособными. Именно они выполняют основную боевую задачу подразделения.

Не знал я в свои военные годы, как они, такие люди, называются по-научному, и только прочитав у Гумилева про пассионариев, понял, что я их видел в реале, видел этих пассионариев в действии.

Люди такого сорта, люди такого качества и в экономике и в политике также становятся лидерами, также достигают успеха. Они КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫ везде!


Если элита этноса состоит из людей такого качества, то такой этнос на подъеме, такой этнос успешен. Именно этот момент этногенеза отметил и рассмотрел Гумилев в своей теории.

Интересен в этом аспекте и взгляд на, так называемую, коррупцию. Распространено мнение, что коррупция это взятки, это воровство бюджетных денег и т.д. Но это упрощенный взгляд на проблему. Основной вред коррупции в другом, основной вред коррупции состоит в негодном принципе формирования элиты. Элита страны, пораженной коррупцией, формируется не из ЛУЧШИХ представителей этноса, элита страны формируется из СВОИХ, из людей удобных, из людей послушных, из родных и близких. Деловые качества человека отходят на второй план.

В трудные моменты жизни страны такая «элита» не эффективна, такая элита не способна качественно решить задачи, стоящие перед страной и народом.

Именно застой и отсутствие настоящего обновления элиты по деловому признаку приводит страну и этнос к упадку.

Пассионарность от латинского слова «passio»- страсть.

Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на достижение какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.

Более академично о пассионариях можно сказать так:

«Пассионарии— люди, обладающие природной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это необходимо для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды.» Пассионарии — люди с избыточной энергией. Поведения человека и его психика служат критерием для определения степени его пассионарности.

Пассионарии являются людьми нового склада мышления и поведения в популяции, и ломают старый уклад жизни. Пассионарии организуются в группы, которые, впоследствии, становятся ядрами новых этносов. Пасионарии выдвигают, развивают и внедряют новые идеологии
.

Пассионарии - это активные, предприимчивые люди, люди риска, стремящиеся к достижению своей цели и преодолевающие страх смерти.

Пассионарность имеет свойство передаваться от пассионарного человека менее пассионарному, на некоторое время пассионарный человек увлекает за собой толпу.

Примеры пассионариев:

Чингисхан, Тэмуджин, Темучин ; даты жизни неточно 1155 или 1162 - 25 августа 1227 - великий хан Монгольской империи, полководец, завоевавший Китай, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу.

Чингисхан был высок ростом, имел крепкое телосложение, широкий лоб, длинную бороду. Он имел способности выдающегося полководца, организатора, сильную волю и самообладание. Был приветлив и щедр, умел радоваться жизни. В быту был неприхотлив и дожил до преклонных лет, сохранив свои умственные способности.

Наполеон Бонапарт , даты жизни 15 августа 1769 Корсика - 5 мая 1821 остров Святой Елены - французский полководец и император французов в 1804—1815 годах.

Целеустремлен, активен, амбициозен, работоспособен, бесстрашен. Чин бригадного генерала получил в 24 года, императором Франции стал в 35 лет. Всего в жизни добился сам, своим трудом, упорством и просчитанным риском.

Пассионарии в истории:

А.Македонский, Ганнибал, Колумб, Кортес, Жанна дАрк, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли, Меньшиков, Ньютон, Коперник, А.Суворов, М.Кутузов, Е.Пугачев, И.Сталин, С.Лем и многие другие.

10 августа 2018

Значение слово «пассионарный» неизвестно широкому кругу людей. Тем не менее, оно нередко мелькает в телевизионных передачах и некоторых средствах массовой информации, когда речь идет об известных личностях или истории государств. Поэтому неудивительно желание любознательного человека разобраться в том, что означает слово «пассионарный». В этом поможет информация, изложенная в данном обзоре.

Общее определение

Рассматривая значение слова «пассионарный», нужно отметить, что данный термин относится к одной из характеристик как человеческой личности, так и государства. Сегодня нами будет уделено наибольшее внимание рассмотрению личности.

Пассионарного человека как будто гложет изнутри неуемная жажда деятельности. Она направлена на осуществление цели, которую ему обычно трудно не только проконтролировать, но и объяснить самому себе.

Она связывается со способностью таких людей к получению из внешней среды большего количества энергии, чем та, которая ему необходима для выживания - как личности и видовой единицы.

Излишняя энергия пассионарной личностью подсознательно направляется на формирование внутреннего состояния сверхнапряжения и сосредоточения на какой-то идее.

Смерть не пугает

Чтобы разобраться в том, что значит «пассионарный», нужно усвоить, что идеи, о которых идет речь, всегда направлены на изменение окружающего мира. Хотя при этом стремление к деятельности не всегда осознанно, а цели зачастую иллюзорны.

Но для одержимых ими людей они кажутся важнее, чем сама их жизнь. Ради своих целей они готовы жертвовать ею. Жертвенность является наивысшим проявлением пассионарности. Такое отсутствие боязни собственного смертельного исхода ради достижения цели можно назвать антиинстинктом.

Видео по теме

Происхождение термина

Мысль о том, что существует биохимическая энергия живого существа, которая влияет на человеческую психику, была высказана еще философом и естествоиспытателем Владимиром Вернадским. Однако сам термин «пассионарность» был введен в науку советским и российским ученым Львом Гумилевым в середине прошлого века.

Он является одним из ключевых в его трудах и заимствован у Долорес Ибаррури, которая была одним из ярчайших лидеров и ораторов в компартии Испании в 20-м веке. Ее называли Пассионарией, что значит «страстная».

Важным свойством пассионарных людей является их заразительность. Выступая перед слушателями, они способны зажечь их волей к победе, идеями, мыслями. Как, например, военные лидеры, которые выступают перед боем. Согласно пассионарной теории Гумилева, от количества таких людей зависит мировоззрение, образ жизни, направление развития тех групп, в которые они входят.

Личность пассионария

Пассионарные личности относятся к производительному типу. Это первооткрыватели, изобретатели, созидатели. Они способствуют накоплению энергии и ее преобразованию, рационализации жизни. Эти люди рисковые, активные и предприимчивые.

При этом уровень способностей у них необязательно высокий. А пассионарность может быть направлена как на подвиги, так и на преступления, как на творчество, так и на разрушение, как на благо, так и на зло. Вот только равнодушие здесь полностью исключено.

Вот наглядные примеры пассионариев:


  • Колумб.
  • Ньютон.
  • Жанна Д"Арк.
  • Александр Македонский.
  • Михаил Ломоносов.
  • Петр I.
  • Гитлер.
  • Наполеон.

Шкала Гумилева

Для лучшего понимания значения слова «пассионарный» целесообразно рассмотреть представленную Гумилевым шкалу. На ней он размещал три типа людей. На одном конце находились пассионарии, а на другом - субпассионарии.

Посередине, между двумя крайностями, находятся гармонические личности (гармоники). У них инстинкт самосохранения и пассионарность уравновешены.

Причины появления


В заключение изучения вопроса о значении слова «пассионарный» поговорим о причинах появления таких людей. Согласно воззрениям Льва Гумилева, уровень пассионарности личности задан с самого рождения.

По его мнению, появление в одном ареале большого числа пассионариев обусловлено активацией космического излучения. Многие его коллеги критиковали такую позицию, упрекая предположения ученого в излишнем мистицизме.

Согласно теории Гумилева, пассионарными могут быть и отдельные личности, и целые народы. Больше того, то, каким образом и в каком направлении развиваются общественные группы, по его мнению, находится в прямой зависимости от числа входящих в них пассионариев. А, значит, и от общего уровня пассионарности, характеризующего данный этнос.

Главный труд Льва Николаевича Гумилева - «Пассионарная теория этногенеза». В нем он объяснял формы взаимодействия народов друг с другом, их достижения, упадок и смерть сменой фаз этногенеза. Под последним понимается процесс формирования этнической общности на базе различных компонентов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх