Пасха история праздника кратко. Удивительные детали из истории «праздника праздников» — христианской Пасхи

История возникновения Пасхи

Празднование Пасхи началось не с момента воскрешения Христа из мертвых, а гораздо раньше, и связано с исходом евреев из Египта. Можно найти еще более древние упоминания о весеннем празднике, в который совершалось принесение в жертву Богу животного — для того, чтобы остальные были живы и здоровы.

Итак, слово «Пасха» происходит от древнееврейского «песах», которое, в свою очередь, произошло от слова «пасах», что означает «миновать». Почему так?

Согласно изложенной в Библии истории, евреи переселились в Египет после того, как сын Иакова Иосиф Прекрасный стал советником фараона.

Шло время, численность еврейского народа возрастала, и очередной фараон повелел нагружать их тяжелыми работами и убивать первенцев-мальчиков. Бог повелел Моисею, который в юности убил египтянина за издевательства над евреем и сбежал из Египта, вернуться и освободить свой народ. Считается, что в наказание египтянам Бог наслал на страну десять испытаний (десять казней египетских). В результате погибли все первенцы-мальчики, кроме иудеев: на их дверях был знак, нарисованный кровью ягненка. Тогда фараон согласился отпустить евреев из рабства.

Моисей забрал людей и повел назад, в Ханаан. На берегу моря их настигла армия египтян, но воды расступились, пропустили евреев и утопили преследователей.

С тех пор в 14-й день нисана (марта) евреи празднуют Песах в течение 7 дней. Поначалу в этот день приносилась жертва: каждая семья должна была зажарить и съесть ягненка, не перебивая ему коленей. Однако сейчас она заменена на голень ягненка или курицы, которую не съедают, а символически оставляют на столе в честь праздника.

Пасха в Новом Завете

О современной истории праздника Пасхи знают, пожалуй, все. В этот день Иисус Христос, распятый на кресте двумя днями ранее, воскрес из мертвых. Понтий Пилат был готов отпустить одного узника по традиции Страстной пятницы, но толпа просила не за Христа, а за преступника Варавву.

На второй день после распятия ему должны были по традициям Иерусалима перебить ноги, но палачи увидели, что он уже умер, и не стали этого делать. Ученики Христа завернули его тело в плащаницу и спрятали в гробу. Первосвященники с согласия Пилата выставили охрану у гроба, чтобы обещанное воскрешение нельзя было подделать.

В ознаменование Христова Воскресения и празднуется Пасха. В этот день заканчивается Великий пост, и можно есть все, что угодно. Жертвы не приносятся, поскольку считается, что Иисус Христос стал жертвой («агнцем Божиим») за всех праведников. Обмениваться поздравлениями и троекратными поцелуями можно не только в день праздника, но и в течение недели после него.

Поначалу Пасхой называли две недели — до Воскресения Христова и после. Их называли Пасха Крестная (Страданий) и Пасха Воскресная (Воскресения). Сейчас это Страстная и Светлая недели, а Пасхой называется сам праздник в воскресный день.

Интересно, что в первые столетия нашей эры Пасху отмечали вместе с Песахом. Но позже, на Первом вселенском соборе в 325 г., было решено праздновать ее в первое воскресенье после полнолуния, которое происходит после весеннего равноденствия. С поправкой на современный календарь православная Пасха не отмечается раньше 4 апреля и позже 8 мая.

Пасха - отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 8 мая). И на этот период может попадать любой воскресный день, все зависит от того, на какой из этих дней попадает первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния.

Пасха или Светлое Христово Воскресение - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4-5). Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству.
Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Заимствование названия иудейского праздника объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а Его Воскресение - в ночь на Пасху.

В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения. В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие...», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос - специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.
Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» - все это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич - высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) - сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Пасхальный стол не имеет никаких запретов на продукты. Помимо ритуальных пасхи, кулича и яиц на столе могут быть любые мясные, молочные, рыбные блюда. Пасхальный стол, так же как и поминальный стол сорока дней, накрывается на целый день, и все приходящие в дом приглашаются хозяевами к угощению. Хозяева пытались порадовать, чем могли. Считалось, что пасхальные яства, освященные церковной молитвой, имеют сверхъестественную силу и могут помочь православным в трудные минуты жизни.
На Пасху было принято поздравлять всех знакомых. Впоследствии, помимо самых необходимых визитов, стали ограничиваться поздравительными пасхальными открытками.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий, с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год.

Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка и т.д. - считались в народе неприличием и большим грехом. На Русском Севере и в Сибири в первый день праздника крестьяне старались избегать всяких удовольствий, сидели дома, проводя время в еде, питье и отдыхе. Хождение к соседям в гости в этот день или вообще считалось неприличным, или начиналось только под вечер - "с пауженальной поры". Основное празднование, начало молодежных гуляний - "игрищ" приходилось на следующий день праздника, который изобиловал развлечениями. Но часто святая часть праздника отделялась от разгульной пасхальными молебнами, обходами домов прихожан крестным ходом: священником в сопровождении причта и "богоносов" - крестьян с церковными иконами и крестами в руках.

По поверию, на Пасху ранним утром сверкает солнце, тем самым как бы разделяя с людьми радость великого праздника.

В этот день наблюдали за природой и примечали:
На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались подкараулить это мгновение).
Существовала такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток - к пожару, на запад - к несчастью.
Во время пасхальной утрени хозяйки наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно - та ко двору. В это же время крестьянки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли.
На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
На Святой неделе дожди - добрая рожь.
На Святой гром - к урожаю.
Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурно - сухое.

Календарь празднования Пасхи: в 2015 году - 12 апреля, в 2016 году - 1 мая, в 2017 году - 16 апреля, в 2018 году - 8 апреля, в 2019 году - 28 апреля, в 2020 году - 19 апреля, и так далее…

Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.

Сегодня православный церковный праздник:

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха - самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: , (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи - самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе !» - «Воистину воскресе !». День Светлого Христова Воскресения для христиан - это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день ». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи - это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным . Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Празднование Пасхи в истории. Почему восресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели - воскресенье . Каждое восресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой ». Воскресенье называется воскресеньем в честь восресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году - на праздник Пасхи.

В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную . Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) к римскому епископу Виктору , «Слове о Пасхе » святителя Мелитона Сардийского (нач. II в. - ок. 190), творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 - ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 - ок. 235). Пасха крестная - воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной - радостного воспоминания Воскресения Христова.

В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей - шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие - в первое воскресенье после иудеев , поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор » между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского , все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.

С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия . Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями .

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу . Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года . Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи - круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) - повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом ». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира ». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг ». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина ».

Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи , любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения.

Православная пасхальная служба

Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.

Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба , как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою ». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати », после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие ».

После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь (по солнцу, по часовой стрелке) с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити ». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» - недоумевают они.


Крестный ход на Пасху у старообрядцев

Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику:

Х rт0съ воскрeсе и3зъ мeртвыхъ смeртію на смeрть наступи2 и3 грHбнымъ жив0тъ даровA.

После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день », составленный св. Иоанном Дамаскиным . Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе ». Народ отвечает: «Воистину воскресе ». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. По окончании канона поется следующий утренний светилен:

П л0тію ўснyвъ ћкw мeртвъ, цRь и3 гDь, триднeвенъ воскRсе, и3 ґдaма воздви1гъ и3з8 тли2, и3 ўпраздни1въ смeрть. пaсха нетлёніz, ми1ру спасeніе.

Перевод

Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты - пасха безсмертия, спасение мира.

Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, т.е. «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» - «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив ». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол читается из Деяний св. апостолов (Деян. 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия Исуса Христа, называемого в Евангелии «Словом». В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай - на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России - на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане вспоминают, что владыка (Лакомкин) на Пасху читал Евангелие по-гречески.

Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», т.е. сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Ин. XX, 19-23). Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника .

Кондак празднику

Ѓ ще и3 в0 гроб сни1де без8смeртне, но ѓдову разруши1въ си1лу, и3 воскрeсе ћкw побэди1тель хrтE б9е. женaмъ мmрwн0сицамъ рaдость провэщaвъ, и3 свои1мъ ґпcлwмъ ми1ръ даровA, и4же пaдшимъ подаS воскrніе.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». апостолам своим преподал мир, падшим подаешь воскресение).

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (вплоть до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

С вэти1сz свэти1сz н0выи їєrли1ме, слaва бо гDнz на тебЁ восіS. ликyй нн7э и3 весели1сz сіHне, тh же чcтаz красyйсz бцdе, њ востaніи ржcтвA твоегw2 (поклон земной).

(Перевод: Осветись, осветись (paдостью) новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою).

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

У старообрядцев всех согласий - и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда.


Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году

На Пасху принято христосоваться - поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга.


Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли крашенка, расписное - писанка, а деревянные пасхальные яйца - яйчата. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.


Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, - это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется , как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки - после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро .


Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех . Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы.

Праздник Светлой Пасхи - самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку.


Катание яиц - древнерусская пасхальная забава для малышей

На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые - катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке - желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц.


Катание яиц на Пасху в Москвинской старообрядческой моленной (ДПЦЛ)

Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха - это Праздник праздников и Торжество торжеств , это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная », прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, - это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Сюжет «Воскресение Христово - Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.



Сошествие во ад

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.


Сошествие во ад. Андрей Рублев, 1408-1410

Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).


Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них - храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке . Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.


Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.


Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут , упомянутый в писцовых книгах 1577-1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.


Старообрядческие храмы Воскресения Христова

1 февраля 2015 года в Рогожской слободе состоялось храма-колокольни Рогожского кладбища . Таким образом, ему было историческое имя. Именно во имя Воскресения Христова этот храм и был освящен 18 августа 1913 года, после того как на средства благотворителей он был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. В 1949 г. храм был освящен во имя Успения Божией Матери, в таковом положении пребывал до 31 января 2014 года. Инициатива вернуть храму историческое имя была выдвинута предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви на Освященном соборе 2014 года.

Древлеправославной Поморской Церкви принадлежит действующий (г. Москва). Это первая старообрядческая церковь поморской общины (2-й Московской общины поморского брачного согласия), возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная. Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы.


Также в Литве в г. Висагинасе действует храм Воскресения Христова Древлеправославной Поморской Церкви.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2017 году православные празднуют Пасху 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями ?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок », когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе . Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе :

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку - 1 сутки за 300 лет . Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря . Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них - о несопраздновании с иудеями - изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней . Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями »? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения » не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской Православной старообрядческой Церкви усомнились в святоотеческом толковании апостольского правила о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. Собственно, пересмотром занимался один только А. Ю. Рябцев , а остальные ему просто поверили на слово. А.Ю. Рябцев, в частности, писал (мы цитируем его слова частично, опуская явные домыслы):

… Нередко наша Пасха совпадает с последними днями еврейской пасхи, которая празднуется семь дней, и первое главное правило вычисления Пасхи нарушается… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской пасхи.

А.Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресения со всеми 7-ю днями иудейского праздника Пасхи и праздновать Православную Пасху по новым, им самим предложенным правилам. Сторонников этого учения стали называть «новопасхалисты » или «новопасхальники ». 1 мая 2011 года они впервые отметили Пасху по новым правилам в древнем пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После собора РПсЦ 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым вычислениям, новопасхалисты выделились в отдельную религиозную группу, существующую и поныне. В нее входит всего несколько человек. По-видимому, существует некая связь между этой группой и Г. Стерлиговым , также высказывавшим мысль об изменении дня празднования Православной Пасхи.

Пасха - ежегодный праздник в России, однако дата ее является переходящей и меняется в календаре каждый год. Сегодня уже четко известно какого числа будет Пасха в 2019 году.

Как известно, Пасха - самый главный православный праздник у христиан. Появление праздника уходит далеко в прошлое, а четкой даты у Пасхи нет. Все дело в том, что отмечают этот праздник в первое воскресенье после того, как пройдет полнолуние, которое следует за днем весеннего равноденствия.

Чтобы отпраздновать Пасху, составляют даже специальные таблицы - пасхалии. В пасхалиях определена последняя неделя, которая носит название страстная (посвящена страстям или, как чаще всего говорят, страданиям Иисуса Христа).

Пасху всегда отмечают в торжественной обстановке с Крестным ходом . Не пошедшие в этот день в церковь дома создают атмосферу праздника самостоятельно: пекут куличи, красят яйца, покупают пасхальные символы в виде кроликов или ягнят. Именно во время празднования Пасхи весна побеждает и пробуждает природу.

Согласно календарю в 2019 году Пасху будут отмечать 28 апреля. В эту дату завершится Великий пост, который будет длиться с 11.03.2019 по 27.04.2019. Во время такого поста люди стараются очиститься от грехов, ограничивая себя во «вредной» еде и переосмысливая свою духовную жизнь.

Традиционно все ходят к друг другу в гости и христуются. Делать это достаточно просто, нужно лишь сказать фразу: «Христос Воскрес!» , а в ответ получить:«Воистину Воскрес!». Достаточно простой обряд, приносящий столько радости как детям, так и взрослым. Во многих регионах России в этот день дети даже ходят по домам, стучатся в двери, а, сказав заветную фразу, получают ответ и угощение. Как правило, это куличи, крашеные яйца, конфеты или даже деньги.

Светлый праздник Пасхи ждут с нетерпением в каждом доме и проводят его в семейном кругу.

Какого числа Пасха в 2019 году у православных

Светлое торжество отмечается сразу после того, как пройден период соблюдения Великого поста.

Какого числа будет Пасха в 2019 году, знают немногие. Это 28 апреля – для православных верующих - и 21 число того же месяца – для католиков.

О празднике Пасха

Пасха – это праздник победы над смертью. Слово “Пасха” происходит от еврейского “песах”, что означает “перешагнуть” или “перейти”, “пройти мимо”. Дома евреев перед их исходом из Египта обошло великое бедствие – смерть первенцев. Косяки дверей в их доме были окрашены кровью ягнят. Семьи рабов, евреев, не пострадали.

Перед исходом из Египта евреи совершили прощальную трапезу и отправились в землю Обетованную, землю, которую им обещал Бог. Они перешли топи, зыбучие пески побережья Красного моря и оказались в пустыне. Колесницы фараона, на которых египтяне пытались догнать рабов, утонули в море. С тех пор, в память об этом событии, евреи готовили ягненка с горькими травами в честь праздника Песах, пишет .

Христиане же говорят – “наша Пасха – Христос”. Почему? Иисус Христос был Сыном Божьим. Знали ли вы, что Иисус тоже праздновал Пасху? Накануне того, как Его схватили, накануне мытарств, которые мы вспоминаем на Страстной неделе, и казни на Голгофе, Он собрал в Иерусалиме своих учеников и совершил с ними “Пасху законную” по всем законам того времени.

Но в этот день прозвучали важные и новые для будущих христиан слова:

“Примите, едите, сие есть тело Мое за вас ломимое. Примите и пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей крови за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание”.

Так Ветхий Завет между Богом и людьми остался в прошлом. Не потому что Иисус отменил его, “не отменил, но исполнил”. Бог заключил с людьми новый “договор”, согласно которому люди принимали Крестную жертву Спасителя.

Мы радуемся об освобождении из “духовного Египта”, царства смерти и греха и о переходе в другую жизнь. Иисус Христос отворил двери ада. Избавил человечество от вечных мук за наши грехи.

Вкушая Тело и Кровь Спасителя, мы приобщаемся к Его скорбям и страданиям, к Его смерти, но, вместе с тем, мы приобщались к “переходу”. Это был переход к бессмертной жизни, к победе над адом и смертью, которую даровал нам Христос. Ученики Христа и верные Ему женщины похоронили Тело Господа в пещере, но он… Воскрес! Отодвинул тяжелый камень гробницы и вышел из нее. Пасха победила смерть. Пасха – это главная составляющая христианской веры, надежды на жизнь Вечную.

“Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе!”.

Эти слова выражают самое важное в Христианстве. Ведь, если Иисус не Воскрес, то наша вера тщетна.

Фра Беато Анжелико. Воскресение (фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция, сер. XV в.)

Пасха - переходящий праздник. Почему?

Некоторые православные праздники выпадают на разные дни календаря каждый год. Такие праздники называют переходящими. Это значит, что их дату уточняют по лунному календарю. В православном календаре это – все праздники, связанные с Пасхой. Например, Вход Господень в Иерусалим. Масленица, начало поста, день Жен Мироносиц, Вознесение Господне, Троица – все эти даты зависят от того, в какой день церковного года празднуется Пасха.

У праздника Пасхи для христиан есть определенные правила: мы не можем праздновать Пасху раньше еврейского праздника Песах. Иисус был распят в полнолуние, в Евангелии сказано, что, когда Он был распят, солнце померкло, поэтому Пасха празднуется в полнолуние. Кроме того, день Пасхи обязательно должен выпадать на воскресенье. Все эти факторы делают Пасху зависимой от лунного календаря и переходящим праздником.

Пасха 2019 года: как исчисляется дата праздника

Наверняка многих интересует вопрос: почему Пасха празднуется в разное время и от чего зависит, какого числа Пасха в 2019 году? Праздник Воскресения Господня каждый год приходится на разные даты. Например, Пасха в 2018 году отмечалась намного раньше, 8 апреля, а в 2020 году она будет праздноваться 19 апреля.

На самом деле, дата Пасхи зависит от состояния небесных тел, а именно Луны и Солнца. Днем празднования светлой Пасхи было выбрано первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. Из этого следует, что Пасха 2019, как и в другие года, является переходящим церковным праздником и не привязана к традиционному календарю, а потому отмечается в разное время. И диапазон празднования Воскресения Христова в разные годы может быть от 4 апреля по 8 мая.

От того, какого числа православная Пасха в 2019 году, зависят все остальные переходящие церковные праздники в году:

  1. Лазарева суббота,
  2. Вход Господень в Иерусалим,
  3. Вознесение Господне,
  4. Пятидесятница.

Ведь они рассчитываются в зависимости от даты Пасхи 2019. Поэтому, чтобы лучше ориентироваться в датах, не пропустить важные дни и великие события, желательно иметь под рукой православный церковный календарь.

Символы Пасхи

Самый светлый весенний семейный праздник, конечно, Пасха. Симпатичные цыплята и курочки с расписными яйцами в корзинках украшают столы в этот день вместе с традиционными блюдами и выпечкой.

В нашем сознании Пасха прочно связана с куличами и крашеными яйцами (крашенками). Но, оказывается, у этого светлого торжества существуют и другие неотъемлемые символы!

Ароматные нарядные куличи, белоснежные пасочки, яркие разноцветные крашенки, ягнята, сделанные из теста -все это кушанья, подаваемые во время пасхального торжества, которые нам знакомы с детства. Правда, мы не всегда задумываемся о том. что перечисленные традиционные вкусности - символы веры. Такие же значимые, как свет Благодатного огня или пасхальной свечи, узорчатые писанки и нежные весенние цветы - гиацинты, нарциссы и первоцветы.

Пасхальное яичко

Яйцо - один из самых древних символов зарождающейся и вечно обновляющейся жизни, а также воскресения Христа. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо было подарено Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. Ученица Спасителя пришла во дворец, чтобы сообщить благую весть.

По обычаю тех времен простые смертные непременно должны были сделать какой-то подарок власть имущему. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец лишь одно яичко, вручив его Либерию со словами: «Христос воскрес!»

Император не поверил женщине: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! Это невозможно, равно как и то. что белое яйцо способно стать красным». Вот тут-то и случилось чудо: яйцо действительно приобрело красный цвет, как кровь Иисуса, пролитая на кресте.

В Украине к Пасхе готовят не только крашенки, но и писанки, на которые наносятся сакральные узоры. Такое расписное яйцо становится талисманом и оберегом рода.

Агнец Божий

Во многих странах мира Пасха связана с образом ягненка. В Западной Европе его часто изображают на пасхальных открытках: ягненок, крест и надпись на латыни - Agnus Dei (Агнец Божий). Ягненок символизирует великую жертву Христа: ради нашей жизни он принял смерть. В Украине выпекают фигурку ягненка из теста и украшают ею праздничный стол.

Пасхи и куличи

Ароматный воздушный кулич, или вкуснейшая пасха - еще один важный символ праздника. Считается, что его прообразом стал артос - хлеб, который освящается и в первый день великого торжества кладется в церкви на аналой. А кулич, красующийся у нас на столе. - не только традиция, но и особый знак: в этом доме всегда открыты двери для Спасителя, Его здесь помнят и ждут.

Кстати, в Украине куличи очень часто называют пасочками. На самом деле пасха - особое блюдо из творога. Готовят ее в форме усеченной пирамиды, символизирующей гроб Господень, а куличи пекут из дрожжевого теста.


Благодатный огонь

Накануне Пасхи люди затаив дыхание ждут чуда - явления Благодатного огня. Удивительно, но на протяжении тысячелетий оно происходит. Церковная церемония Святого огня начинается примерно за сутки до наступления православной Пасхи.

В храме Гроба Господня собираются паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного огня. Все. что несет огонь, выносится из храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу разбрасываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции. Кувуклия (часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается ключником-мусульманином.

В храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. Находящиеся внутри люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

Надо сказать, что в разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного света, тут и там проскакивают маленькие молнии. Из отверстия в куполе храма на гроб с неба спускается столб света: Христос воскрес!

В течение 3-10 минут загоревшийся огонь обладает свойствами - совершенно не жжет. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим огнем: водят им по лицу, рукам, черпают пригоршнями - и он не причиняет абсолютно никакого вреда и даже не опаляет волосы.

А вскоре от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами огонь везут на Кипр и в Грецию, а оттуда - по всему миру.

Пасхальное деревце

Одним из символов светлого праздника Воскресения Христова издавна является пасхальное деревце, олицетворяющее стоящее в раю Древо Жизни, Древо Познания Добра и Зла.

В нашей стране пасхальное деревце делали из веток вербы, которые украшали разноцветными ленточками, писанками и перышками птиц. Кстати, до XVII века во время шествия русского патриарха обязательно везли на дровнях пасхальное дерево, декорированное искусственными цветами и плодами. - «царскую вербу».

Хотите украсить свой дом к празднику? Поставьте в вазочку несколько веточек вербы или фруктовых деревьев и нарядите их так, как вам подскажет ваша фантазия.

Как празднуют Пасху в России (кратко)

Празднование Пасхи начинается с пасхального богослужения, которое проходит в ночь с субботы на воскресенье. Оно совершенно особое, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом - большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

На пасхальную службу верующие берут с собой куличи, крашенные яйца и другую еду – для освящения их во время пасхальной службы. Некоторые верующие берут освятить и крепкие спиртные напитки, но церковью это не приветствуется.

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» - приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскрес!».

После пасхального богослужения начиналось разговение после длительного Великого поста. Пасхальная трапеза обычно проходит в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи не принято. К столу непременно собирается вся семья, даже маленькие дети, которых специально будят «к разговинам».

Начинать пасхальную трапезу нужно с освященных крашенных яиц и кулича, потом можно попробовать и другие блюда. Принимаясь за еду, нужно похристоситься: со словами «Христос воскрес!» поцеловаться и обменяться яйцами; при этом дети с родителями христосуются трижды.

Пасха празднуется 40 дней – в память о сорокадневном пребывании Христа на земле после воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. Наиболее торжественно отмечается первая седмица по Пасхе, называемая в народе Светлой неделей.

В эти дни в церквях «раздается целодневный звон» – в знак победы Христа над смертью и адом; а богослужение в храмах совершается при открытых царских вратах – «в знаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо».

Во время пасхальной недели во всех церквях, как правило, звонить в колокола разрешается любому желающему. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой, Светлой неделе ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи.

Пасхальные традиции и обычаи в России

В этот день принято восхвалять Сына Божьего и нести добрую весть о его воскрешении всем встречным. Есть традиционное приветствие: «Христос Воскрес!». В ответ следует троекратно целовать человека, который принес радостную новость, и отвечать: «Воистину Воскрес!».

Ни одно богослужение не проходит без благодатного огня, который зажигают в память о воскресении Иисуса. Он символизирует свет Божий, от которого исходит сила. Все прихожане зажигают от него свечки и приносят их в дом, стараясь сохранить божественный огонь до следующего года.

Верующие дарят друг друга освященные яйца, которые символизируют воскрешение. По преданию, истоки этого действа берут начало во времена Римской Империи. Когда Мария Магдалина принесла яйцо в качестве подарка с радостной вестью о воскресении Спасителя, римский правитель усомнился, сказав: «Из белого яйца не получится красное, так и из мертвого не получится живое». В это же мгновение яйцо изменило свой цвет на красный.

Перед праздником происходит пасхальный ход. Все люди собираются вечером возле храма, откуда в полночь начинается крестный ход с пением молитв. После этого все возвращаются к дверям церкви и начинается праздничная служба.

На протяжении всей Страстной недели колокола молчат, и только в святой праздник люди слышат их торжественный звон. Любой желающий может позвонить в колокола в честь Воскресения Христова.

В Пасху нужно прощать всех людей, помогать нищим, немощным и убогим. Есть обычай раздавать в этот праздник оставшуюся еду, которую освятили в церкви. После Страстной недели наконец можно радоваться и устраивать оживленные гулянья с песнями, танцами и весельем.

Вода в этот день имеет целебные свойства и способна очистить от всех болезней и уберечь от невзгод. Огонь, который разведут в Пасху, способен сохранить тепло в доме и помочь быстрее избавиться от проблем. Как известно, костер символизирует сожжение Иуды, поэтому, соприкасаясь с огнем, мы прощаемся с предательством, избавляемся от лжи и ненависти.

С яйцом связаны многие ритуалы: на них пишут молитвы, заговоры, которые способны дать просящему благополучие, здравие и процветание. А еще крашеные яйца следует дарить возлюбленным, чтобы продлить и защитить любовь на долгие годы.

Есть замечательный обычай разбивать яйца друг об друга: поверье гласит, что если яйцо выдержит удар, то и вы не расколетесь в этом году от проблем, дух будет крепок. А катание яиц по столу поможет привлечь в семью достаток.

Есть пасхальный ритуал со свечой, который совершают после крестного хода. Считается, что если остаться в церкви после богослужения и заглянуть в пламя, то можно увидеть погибших близких людей и даже узнать, как проходит их жизнь та том свете.

Что нельзя делать на Пасху

  1. Нельзя на Пасху заниматься домашней работой - убирать, шить, вязать. Направьте все ваше внимание к Богу и своей семье.
  2. В день Пасхи и во время Пасхальной недели нельзя грустить и плакать.
  3. Запрещено заниматься сексом - на протяжении всей недели нужно забыть о мирских делах и думать о духовном.
  4. Нельзя ходить на Пасху на кладбище, для этого предназначена Поминальная неделя.

Народные приметы на Пасху

Празднование Пасхи в нашей стране связано со множеством народных традиций и примет:

  • Чтобы в доме был лад, а в делах был успех, обзаведитесь оберегом или талисманом.
  • Муж и жена должны за завтраком в пасхальное воскресенье ударить крашеные яйца друг об друга, у кого яичко не разбилось, тот и будет «главой» семьи весь год.
  • Кто из соседей самым первым вернется с пасхальной службы, тот будет самым удачливым.
  • Если хочешь быть красивой, в пасхальное утро, после того разговения, влей в таз воды, в нее окуни освященную крашенку, покатай по миске, а затем умойся этой водой и покатай крашенку по лицу – это принесет красоту, избавление от кожных болезней.
  • А если желаешь себе богатства, окуни в воду к яйцу золотые и серебряные украшения и монеты.
  • Катают яичко по лицам детей – считается, что это убережет их от сглаза.
  • Если незамужняя девушка очень хочет замуж, ей во время праздничной заутрени нужно тихонько прошептать: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого!»
  • Издавна принято на Пасху выходить из дому с яйцом и, встречаясь со знакомыми, бороться крашенками. Чья после удара останется целой, тот весь год будет здоровым и счастливым.
  • В Пасху нельзя заниматься никакой домашней работой, иначе счастье уйдет с хлопотами. Исключение – обучение детей и уход за животными.
  • И главное верование: на Пасху Бог слышит все наши молитвы и помогает осуществлять желания! Пожелаем же себе и близким мира, здоровья и любви!
  • Существовало поверье, что вода, набранная в роднике в пасхальную ночь или во время заутрени, имеет особую силу, сравнимую с силой святой воды. Только нужно было принести её домой, не вымолвив слова по дороге. Для обретения счастья и благополучия кропили дома и амбары этой «молчальной» водой.
  • Мужу и жене на Пасху христосоваться не следует, чтобы не разлучиться, так гласит народная примета на Пасху.
  • Существуют и приметы на Пасху для девушек, связанные с Пасхой. Чешутся губы на пасхальной неделе – неминуем поцелуй; ушибла локоть – вспомнил милый; в щи упала муха – будет свидание; чешутся брови – к встрече с любимым.
  • Есть примета на Пасху чтобы забеременеть. С самого утра пойдите в церковь, посвятите яйца и куличи. А затем попросите Бога о исполнении своего желания.
  • Если вы испытываете постоянные трудности с деньгами, на Пасху обязательно подайте нищему монетку - весь год вы не будете знать нужды.
  • А чтобы в семье был мир, лад и никто не ссорился между собой, пасхальную трапезу обязательно нужно начинать всей семьей и каждый должен в первую очередь съесть по кусочку кулича и яйца, которые были освящены в церкви.
  • Первое пасхальное яйцо принято делить на несколько частей по количеству членов семьи. Такое совместное поедание одного яйца, по поверьям, укрепляет семью, сохраняет в нем дружеские отношения и любовь друг к другу.
  • Во многих местах считалось, что если в пасхальную ночь или во время заутрени пойти к роднику, набрать там воды и молча принести ее домой, не произнеся по дороге ни единого слова, то вода приобретет особую силу, почти равную силе святой воды. Такой «молчальной» водой кропили дома и амбары для счастья и благополучия, умывались ею для здоровья и т.д.

Каждый год примерно в середине апреля весь крещёный мир, одевшись в веселье и радость, торжественно чествует светлый праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа. Повсюду звонят колокола, проходят крестные ходы, возжигаются свечи и лампады. Люди идут в храмы, освещают куличи и разноцветные крашеные яйца, с улыбками и целованием христосуются, приветствуя друг друга возгласами «Христос воскресе» и отвечая «во истину воскресе». И не важно, на каком языке произносятся эти слова, значат они одно и то же восторженное поздравление и благостную весть. А откуда же вообще пошёл этот обычай, да и с чего собственно началась история возникновения и празднования Пасхи? Давайте на время отвлечемся от торжества и изучим этот важный и интересный вопрос.

Исход из рабства

История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков. И, чтобы лучше понять и изучить её, нам придётся обратиться к великой книге Библии, а именно к её части под названием «Исход». В этой части повествуется, что еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, не смотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной. Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог и избрал себе пророком. Дав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса и насылал на египтян различные казни числом 10. Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху, как освобождение от египетского плена.

Жертва Христа

Но на этом история происхождения и возникновения праздника Пасхи не оканчивается. Ведь спустя много веков после описанного выше события на израильской земле родился Иисус Христос спаситель мира от рабства ада над душами людскими. По свидетельству Евангелия Христос был рождён от девы Марии и жил в дому плотника Иосифа. Когда ему исполнилось 30 лет, он вышел на проповедь, уча людей заповедям Божьим. Спустя 3 года он был распят на кресте, на горе Голгофе. Произошло это после праздника еврейской Пасхи в пятницу. А в четверг была тайная вечеря, где Христос установил таинство евхаристии, представив хлеб и вино, как свои тело и кровь. Как и ягнёнок в Ветхом завете, Христос был заклан за грехи мира, а его кости также не были сломлены.

История праздника Пасхи от раннего христианства до средних веков

Согласно свидетельствам всё той же Библии, после смерти, воскресения и вознесения Христа на небо история празднования Пасхи развивалась так: после пятидесятницы Пасху праздновали каждое воскресение, собираясь за трапезой и совершая евхаристию. Особо чтили этот праздник в день смерти и воскресения Христа, который поначалу выпадал на день иудейской Пасхи. Но уже во II веке христиане пришли к мнению, что не подобает совершать Пасху Христову в один день с распеншими его евреями, и постановили отмечать её на следующее воскресение после иудейской Пасхи. Так продолжалось вплоть до средних веков, пока христианская церковь не разделилась на православную и католическую.

Пасха - история праздника в наши дни

В современной жизни история празднования Пасхи разделилась на 3 русла – Пасху православную, Пасху католическую и Пасху иудейскую. Каждая из них обросла своими традициями и обычаями. Но от этого торжественность и радость от самого праздника не стала меньше. Просто для каждого народа и даже каждого человека она своя сугубо личная и в то же время общая. И пусть этот праздников праздник и торжество торжеств коснётся и ваших сердец, дорогие читатели. С Пасхой вас, любви и мира!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх