Пальпация- пузырные симптомы. Волшебная точка почек Симптоматическое течение заболевания

1

В связи с развитием медицинской науки и увеличением количества узкопрофильных дисциплин возрастает объем учебного материала в вузе, который студент не в состоянии полностью охватить. Большие требования к знаниям узкого предмета таят в себе опасность растворения основ в море мелких деталей и не способствуют получению целостного представления о больном. Между тем, выпуск врача общей практики предусматривает наличие прочного багажа, прежде всего, фундаментальных знаний и умений. Они отражены в целях и задачах, обозначенных в рабочих программах дисциплин. Для лучшего их усвоения, по-видимому, необходима выработка четкого алгоритма действий студентов при обследовании больного. На это должны быть направлены все учебно-методические материалы, разрабатываемые на кафедрах.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней разработан селективный метод (селекция-отбор) обучения студентов теоретическим вопросам и практическим навыкам с выделением основополагающих учебных элементов. Именно они ложатся в основу всех обучающих и контролирующих учебно-методических материалов кафедры, а методические рекомендации по практическим навыкам для студентов создаются с направляющей схемой диагностического поиска и этапами деятельности студентов.

Учебное пособие «Пропедевтика внутренних болезней. Селективный метод обучения» состоит из двух больших модулей:
1 - методы обследования внутренних органов; 2 - болезни внутренних органов, протекающие в типичной форме, основные клинические симптомы и синдромы. Модули разделены на блоки обследования отдельных органов и систем. В пособии изложены теоретические и практические понятия курса пропедевтики внутренних болезней, за основу принят селективный принцип обучения. В табличном варианте все учебные элементы и клинические синдромы разделены на основополагающие, желательные и дополнительные. Выделены основные теоретические вопросы и методы обследования внутренних органов, необходимые для усвоения дисциплины. Представленный раздел «Практические навыки в курсе пропедевтики внутренних болезней» составлен по тому же принципу и в соответствии с теоретической частью учебного пособия. Он богато иллюстрирован рисунками, фото, схемами; в нем отражены правила, порядок и методика проведения практического навыка. К пособию прилагаются тесты и ситуационные задачи по основополагающим учебным элементам (контроль первого уровня) с эталонами ответов для самоконтроля и самокоррекции.

Весь учебный материал изложен в традиционном стиле, отражает методику обследования больного, существующую на кафедре. Указанная рукопись рекомендована Учебно-методическим объединением (УМО) к изданию в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

Для примера представляются краткие фрагменты данного пособия из раздела «Модуль - I. Методы обследования внутренних органов».

Почки и мочевыводящие пути

I. Учебные элементы

Пальпация

Основополагающие. Методика бимануальной пальпации почек в положении больного лежа на спине (по Образцову-Стражеско) и стоя (по Боткину). Определяют опущение, увеличение почек, поверхность и болезненность.

Желательные. Мочеточниковые точки: верхняя и нижняя на передней стенке живота.

Дополнительные. Баллотирующая пальпация почек; мочеточниковые точки: реберно-позвоночная и реберно-поясничная. Пальпация мочевого пузыря.

Перкуссия

Основополагающие. Поколачивание области почек - симптом Пастернацкого.

Желательные. Перкуссия мочевого пузыря.

Аускультация

Желательные. Аускультация почечных артерий.

II. Практические навыки (фото, рисунки)

Основополагающие

Пальпация почек

Правила: пальпация почек бимануальная (двумя руками). Почки пальпируют в положении больного на спине и вертикальном положении. Больной лежит на спине со слегка согнутыми ногами, мышцы расслаблены. Врач - справа от больного, лицом к нему.

Методика пальпации в горизонтальном положении

1-й момент: ладонь левой руки с сомкнутыми и выпрямленными пальцами накладывают на поясничную область справа ниже 12 ребра. Правая рука врача с сомкнутыми и слегка согнутыми пальцами устанавливается под реберной дугой кнаружи от прямой мышцы живота.

2-й момент: на вдохе правой рукой образуют кожную складку вверх.

3-й момент: на выдохе правая рука погружается в брюшную полость, сближаясь с левой рукой. Левая рука, оказывая давление на поясничную область, приподнимает почку, лежащую на поясничной области, к правой руке.

4-й момент - собственно пальпация: больной делает вдох, почка, опускаясь вниз, проходит под пальцами правой руки (если она опущена или увеличена). Врач, соприкасаясь с почкой, придавливает ее к задней брюшной стенке - левой руке. Больной делает выдох, при этом правая рука скользит по поверхности почки, которая возвращается в исходное положение.

Методика пальпации в вертикальном положении (по С. П. Боткину): больной стоит к врачу боком со слегка наклоненным вперед туловищем. Руки больного сложены на груди. Врач сидит на стуле перед больным. Исследование почек в вертикальном положении проводится так же, как и в положении на спине.

Определяют форму, величину, поверхность, болезненность.

Перкуссия почек (поколачивание)

Правила . Больной стоит или сидит слегка наклонившись вперед. Руки сложены на животе. Врач стоит позади больного.

Методика (поколачивание): врач накладывает левую руку на область проекции почек справа. Ребром ладони правой руки наносит короткие средней силы удары по левой руке. Аналогичо проводят поколачивание слева. Возникновение болезненности при ударе расценивают как положительный симптом Пастернацкого .


III.Тестовые задания

Таким образом, применение селективного метода в учебном процессе позволяет выделить фундамент основных знаний и умений терапевтической дисциплины в подготовке врача общего профиля и поможет сохранить идею приоритета общетерапевтического развития.

Библиографическая ссылка

Емелина Л.П., Папшицкая Н.Ю. ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ. СЕЛЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (учебное пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 30-31;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8706 (дата обращения: 18.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Почки (чаще правую) можно прощупать у детей первых 2 лет жизни(особенно при пониженном питании) вследствие относительно больших размеров и низкого расположения. У детей старшего возраста почки в норме не пальпируются. Обнаружение почек при пальпации у детей старшего возраста свидетельствует об их увеличении или смещении. Увеличенные почки могут прощупываться при гидронефрозе, опухоли, викарной гипертрофии единственной почки. Иногда удается выявить опущение почки (нефроптоз), дистопированную почку. При отсутствии патологии почек их можно прощупать при аномалиях развития мышц брюшной стенки. Болезненные ощущения при пальпации почек возникают при пиелонефрите, паранефрите.

Пальпацию мочевого пузыря в надлобковой области проводят двумя руками одновременно. Перед исследованием мочевой пузырь должен быть опорожнен. Мочевой пузырь как эластичное, флюктуирующее образование, верхний полюс которого иногда достигает пупка, пальпируется при острой и хронической задержке мочеиспускания. В норме наполненный мочевой пузырь можно прощупать у детей грудного возраста.

Пальпация селезенки.

Пальпацию селезенки проводят в положении больного на спине и на правом боку. Слегка согнутые пальцы пра вой руки располагают примерно напротив X ребра на 3-4 см ниже левой реберной дуги параллельно ей. На вдохе селезенка больного (если она увеличена) выходит из под края реберной дуги, наталкивается на пальпирующие пальцы и «соскальзывает» с них. В норме пальпировать селезенку не удается, поскольку ее передний край не доходит до края реберной дуги приблизительно на 3-4 см. Селезенку можно прощупать при ее увеличении (спленомегалия) не менее чем в 1,5-2 раза. При пальпации селезенки оценивают ее форму, консистенцию, состояние поверхности, подвижность,болезненность.

Пальпация лимфоузлов.

Затылочные лимфатические узлы. Руки располагают плашмя на затылочных буграх, ощупывают поверхность затылочной кости. У здоровых детей пальпируются не всегда.

Околоушные лимфатические узлы. Ощупывают область сосцевидногоотростка, область кпереди от мочки уха и наружного слухового прохода. У здоровых детей не пальпируются.

Подчелюстные лимфатические узлы. Голову ребенка несколько наклоняют вниз. Обычно эти лимфатические узлы пальпируются хорошо и поразмерам не более горошины.

Подбородочные лимфатические узлы пальпируют по средней линии подбородочной области.

Переднешейные лимфатические узлы пальпируют перемещением пальцев по передней поверхности грудино-ключично-сосцевидной мышцы в верхнем шейном треугольнике.



Заднешейные лимфатические узлы пальпируют по задней поверхности грудино-ключично-сосцевидной мышцы в нижнем шейном треугольнике.

Надключичные лимфатические узлы пальпируют в надключичных ямках. В норме они не доступны пальпации.

Подключичные лимфатические узлы пальпируют в подключичных ямках. В норме они не доступны пальпации.

Подмышечные лимфатические узлы. Ребенка просят развести руки в стороны. Исследующий вводит пальцы глубоко в подмышечные впадины и просит опустить руки вниз. Эта группа лимфатических узлов обычно пальпируется.

Торакальные лимфатические узлы прощупывают на передней поверхности грудной клетки под нижним краем большой грудной мышцы. В норме они не пальпируются.

Локтевые лимфатические узлы. Руку ребенка сгибают в локтевом суставе под прямым углом, прощупывают желобок двуглавой мышцы. Пальпируются не всегда.

Паховые лимфатические узлы пальпируют по ходу паховой связки.

Подколенные лимфатические узлы пальпируют в подколенных ямках, нога должна быть согнута в коленном суставе. В норме не пальпируются.

У здоровых детей обычно пальпируют не более трех групп лимфатических узлов. В норме не доступны пальпации следующие группы лимфатических узлов:

Подбородочные;

Надключичные;

Подключичные;

Торакальные;

Кубитальные;

Подколенные.

Пальпация щитовидной железы

Пальпация почек проводится в положении стоя и лёжа. Всегда применяется бимануальная пальпация.

В положении лёжа больной может находиться на спине с вытянутыми ногами или на боку с ногами согнутыми и притянутыми к туловищу. Левая рука исследующего накладывается на поясничную область тотчас ниже ребер, правая рука на область подреберья таким образом, что концы пальцев располагаются под реберной дугой. Пользуясь дыхательными движениями больного, правая рука постепенно углубляется к задней стенке брюшной полости до ощущения контакта с левой рукой, которая в это время подаёт заднюю стенку кпереди. Больного просят глубоко вдохнуть. Почка опускается, и если она доступна пальпации, ощущается под правой рукой как плотное, упруго-эластичное образование с гладкой поверхностью. При пальпации левой почки правую руку исследующему врачу удобнее располагать сзади, левую впереди.

Иногда прощупывание почки удаётся благодаря применению способа баллотирования: к вышеописанным приёмам бимануальной пальпации добавляют ритмические толчкообразные движения пальцев левой руки навстречу правой руке (или наоборот, такие же движения правой руки навстречу левой). Этот способ можно применять для выявления болезненности почки при пиелонефрите, паранефрите.

В положении стоя в силу тяжести и давления опускающейся диафрагмы почки становятся доступнее ощупыванию. Для расслабления мышц брюшного пресса больного просят наклонить туловище вперёд. Пальпация почек проводится по вышеописанной методике.

В норме почки не пальпируются. Подвижность и прощупываемость почек очень различны и зависят от конституционального типа больных: у астеников правая почка может пальпироваться.

Почка становится доступной пальпации при смещении: нефроптозе или дистопии (поясничной или подвздошной) или при увеличении: гидронефрозе, поликистозе, опухоли.

Пальпация даёт возможность определить болевые точки, связанные с поражением почек и мочеточников. Верхняя мочеточниковая точка – на уровне пупка у наружного края прямой мышцы живота. Средняя мочеточниковая точка – отделяет наружную треть длины линии, соединяющей ости подвздошных костей (l. biiliaca). Эта точка соответствует месту перехода мочеточника в полость таза. При поражении почек или мочевых путей (пиелонефрит, мочекаменная болезнь) может быть обнаружена болезненность при давлении в этих точках. Однако определить происхождение боли с помощью указанных точек невозможно, необходимы инструментальные исследования.

Поколачивание области почек проводится кулаком правой руки по тылу левой, положенной на область XII ребра или непосредственно локтевым краем выпрямленной ладони правой руки по этой области. Смысл поколачивания состоит в том, что XII ребро перекрещивает заднюю поверхность почки и поколачивание передаётся на неё, вызывая усиление или возникновение боли при наличии воспаления. В этом случае говорят о положительном симптоме Пастернацкого , который наблюдается при пиелонефрите, паранефрите.

Пальпация мочевого пузыря при его переполнении даёт ощущение округлого эластического тела, выступающего над лобком. В норме мочевой пузырь не пальпируется.

Перкуссия мочевого пузыря при его переполнении мочой даёт над лобком тупой звук и позволяет определить степень его растяжения. При пустом мочевом пузыре над лобком получается тимпанический перкуторный тон.

При заболевании мочеточников боль по ходу

их, кроме случаев почечной колики (см. Боли в поясничной области), воз-

никает при камнях мочеточников, туберкулезе, эмпиеме культи мочеточника.

Боль при заболевании мочеточника локализуется по его проекции.

Для опре-

деления локализации боли соответственно по ходу мочеточника следует про-

изводить пальпацию в определенных точках. Верхние мочеточниковые точки

располагаются на три пальца слева и справа от пупка; средние мочеточни-

ковые точки находятся на месте перекрестка горизонтали, соединяющей обе

передневерхние ости подвздошных костей с вертикальными линиями, проходя-

щими по границе внутренней и средней трети пупартовой связки; нижние мо-

четочниковые точки доступны пальпации при вагинальном или ректальном

исследовании. В случае изменений юкставезикального отдела мочеточника

таким путем можно прощупать болезненный тяж или конкремент.

Симптомы. Боль в животе, обусловленная заболеваниями мочеточников,

иррадиирует в мочевой пузырь и половые органы; в большинстве случаев им

сопутствует дизурия, которая при заболеваниях мочеточников связана либо

с одновременным поражением мочевого пузыря, либо с рефлекторными воз-

действиями (камень в нижнем отделе мочеточника). Боль по ходу мочеточни-

ка иногда возникает при заболеваниях почек и мочевого пузыря (пузыр-

но-мочеточниковый рефлюкс) и, таким образом, может быть не связана с по-

ражением собственно мочеточника.

Еще по теме ЗАБОЛЕВАНИЯ МОЧЕТОЧНИКОВ.:

  1. Глава 10. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В НЕОНАТОЛОГИИ
  2. РЕФЕРАТ. БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ ПРИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ, АНЕМИЯХ, ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК, САХАРНОМ ДИАБЕТЕ, ВИРУСНОМ ГЕПАТИТЕ, ТУБЕРКУЛЕЗЕ2000, 2000

При осмотре можно обнаружить паранефрит, на что указывает выпячивание в области почек сзади, соответственно пораженной стороне; опухоли почек и надпочечников, особенно у детей, могут достигать величины, резко изменяющей конфигурацию живота.
У мужчин при опухоли почек отмечают нередко расширение вен семенного канатика с соответствующей стороны (varicocele), а при туберкулезе почки-туберкулезный орхит и эпидидимит.
Объективным исследованием устанавливаются определенные болезненные зоны и точки, соответствующие почке и мочеточнику. Поколачивание по спине в области почек вызывает ощущение резкой болезненности на пораженной стороне. Этот симптом Пастернацкого определяется следующим образом: ладонь левой руки кладут на область XII ребра и кулаком правой поколачивают по левой руке сначала осторожно во избежание резкой боли, а затем сильнее.
Давлением пальца отыскивают болезненные точки, соответствующие тем местам, где почка прилежит ближе к задней поверхности туловища и не прикрыта толстым слоем мышц. Это так называемая реберно-позвоночная (косто-вертебральная) точка в углу между последним ребром и позвоночным столбом и реберно-мышечная точка у места пересечения XII ребра с массой сакролюмбальных мышц. Передние болевые точки соответствуют проекции почек и мочеточников на брюшную стенку.

Сюда относится:

  1. подреберная точка, тотчас под реберным краем на уровне конца X ребра,
  2. верхняя мочеточниковая, или параумбиликальная, точка на уровне пупка по наружному краю прямой мышцы и
  3. средняя мочеточниковая точка, отвечающая месту впадения мочеточника в пузырь-по linea biiliaca, кнутри на одну треть от соответствующей spina iliaca anterior superior.

{module директ4}

Пальпацию почек производят в лежачем положении больного. Левую руку подводят под туловище больного в почечной области тотчас ниже последнего ребра справа (для исследования правой почки) и далее продвигают в ту же область слева (для исследования левой почки). Правую руку со слегка согнутыми пальцами исследующий помещает в правой боковой или соответственно в левой боковой части живота (фланке) кнаружи от прямой мышцы, непосредственно ниже реберной душ и параллельно позвоночнику; при. каждом выдохе врач стремится продвинуть концы пальцев правой руки все глубже и глубже, до соприкосновении с задней стенкой брюшной полости и до появления ощущения соприкосновения пальцев обоих рук через толщу поясничных мышц. Затем движением кпереди левой руки, лежащей на поясничной области, врач приподнимает всю поясничную область и вместе с тем приближает лежащую на поясничных мышцах почку кпереди, под пальпирующие пальцы правой руки. Когда получится впечатление, что пальцы рук соприкасаются, больной должен сделать глубокий вдох диафрагмой. В том случае, если почка доступна для пальпации, нижний круглый конец ее подходит под пальцы правой руки, которые его и захватывают, усилив давление кзади (Стражеско). Нередко ощупывание почки удается лучше при положении больного на боку.
Для почки характерно ощущение так называемого «баллотирования», когда толчки в области почки со спины, благодаря глубокому пристеночному положению органа, передаются ощупывающей спереди руке. Блуждающая почка дает наиболее характерное ощущение при пальпации двумя руками. При пальпации правой почки на высоте вдоха проникают большим пальцем левой руки к задней стенке живота выше сместившейся почки, тем самым лишая ее возможности вернуться в свое ложе, и правой рукой ощупывают иммобилизованную таким образом почку; во второй момент ослабляют давление большого пальца, и почка проскальзывает под пальцем на свое место, причем большой палец ощущает характерную толщину и эластичность органа. Блуждающую почку можно нащупать много ниже обычного места ее нахождения, охватить ее левой или правой рукой и смещать в различных направлениях; при этом характерна конфигурация органа, эластичность его и своеобразно неприятное ощущение, испытываемое больным. Начальные степени смешения почек легче определить пальпацией при стоячем положении больного.

Значительное увеличение почек наблюдается при новообразовании почек, гидронефрозе и кистозной почке.
Из общих объективных признаков поражения почек врач обращает особое внимание на вид больного, бледность покровов, наличие отеков или пастозности, наличие признаков нарушения кровообращения, изменений сердца (гипертрофия левого желудочка, расширение полостей, ритм галопа, шум трения перикарда), изменения глазного дна и т. д. Все эти признаки подробно разбираются ниже.
Большое значение для постановки диагноза имеет исследование других органов, например, печени, где можно обнаружить метастазы гипернефромы, поликистозное перерождение или эхинококковую кисту при соответствующем заболевании почек и т. д.
Даже такие состояния общей дистрофии, как отставание роста, остеопороз, могут указывать на поражение почек-почечный инфантилизм в случае длительной почечной недостаточности п детском возрасте.
Большое значение для распознавания заболеваний почек и почечных лоханок имеет, наконец, лабораторное, инструментальное и рентгенологическое исследование. Сюда входят: лабораторное исследование мочи, крови, цистоскопия с применением специальной урологической методики исследования (катетеризация мочеточников, хромоцистоскопия, пиэлография ретроградная и внутривенная и т. д.).
Необходимый объем этих дополнительных исследований врач устанавливает только после выявления ведущих синдромов у данного больного при наметившееся уже предположительном диагнозе заболевания.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх