Ответственность за нарушение закона о потребительской кооперации. Закон РФ О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации

Не действует Редакция от 19.06.1992

ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Настоящий Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.

Глава 1. Общие положения

Потребительская кооперация в Российской Федерации - это совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов.

Пайщиками потребительских обществ могут быть: граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.

Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.

Законодательство о потребительской кооперации состоит из настоящего Закона, других законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Глава II. Основные права и обязанности пайщиков

1. Пайщики имеют право:

объединяться на добровольной основе в потребительские общества и добровольно выходить из них с возвращением первого взноса и соответствующей этому взносу доли приращенного имущества;

получать долю дохода, подлежащего распределению между пайщиками;

участвовать в управлении потребительским обществом, избирать и быть избранным в распорядительные и контрольные органы;

пользоваться преимуществом при сбыте и переработке продукции личного хозяйства и промысла через предприятия потребительской кооперации;

быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество;

пользоваться другими правами и преимуществами, определенными уставом потребительского общества.

2. Защита прав пайщиков осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставами потребительских обществ.

3. Пайщики обязаны:

соблюдать устав потребительского общества;

выполнять обязательства перед потребительским обществом с участием в его деятельности.

Глава III. Потребительское общество. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов с государственными органами

1. Потребительское общество является юридическим лицом. Потребительские общества могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими.

2. Высшим органом потребительского общества является общее собрание пайщиков (или уполномоченных), которое принимает устав, при необходимости вносит в него изменения и дополнения, определяет размер вступительного и паевого взносов, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, заслушивает отчеты об их деятельности, устанавливает средства на их содержание, решает вопросы о создании союзов ассоциаций и других объединений (союзы, ассоциации и другие объединений потребительских обществ - в дальнейшем "союзы") о вступлении в них и выходе их них, о делегируемых союзам правах, а также иные вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Законом и уставом общества.

Решение общего собрания пайщиков (их уполномоченных) считается действительным, если за него проголосовало более 50 процентов всех пайщиков. Уполномоченные могут быть допущены к голосованию при наличии доверенности пайщиков. Выборы распорядительных и контрольных органов потребительских обществ осуществляются тайным голосованием.

3. Деятельность потребительского общества прекращается по решению общего собрания пайщиков (или уполномоченных).

При прекращении деятельности (ликвидации) потребительского общества порядок использования его имущества, оставшегося после уплаты налогов, выполнения обязательств перед банками и другими кредиторами выплаты пайщикам паевых взносов, дивидендов на них, определяется общим собранием пайщиков (или уполномоченных).

4. Потребительские общества по решению пайщиков могут объединяться в союзы, ассоциации и другие объединения, имеют право свободного выхода из них с получением своей доли имущества и соответствующей долевому вкладу части имущества, приращенного за время совместной деятельности.

Решение вопроса о вступлении в союз или выходе из него принимается на общем собрании пайщиков (или уполномоченных) тайным голосованием, если за него проголосовало более 50 процентов пайщиков (их уполномоченных).

Союз потребительских обществ является юридическим лицом, действует на основании своего устава в соответствии с делегируемыми ему потребительскими обществами правами. Он не несет ответственности по обязательствам потребительских обществ и не наделен по отношению к ним организационно-распорядительными и контрольными функциями.

Высшим органом союза является общее собрание представителей потребительских обществ, вошедших в союз.

Взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами, а также между союзами строятся на договорной основе.

1. Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей, долевой, общей совместной) собственности. По решению пайщиков (или уполномоченных) работники потребительской кооперации могут иметь право на выдел части имущества. Условия и порядок выделения имущества определяются уставами.

2. Собственность потребительских обществ образуется за счет взносов пайщиков, дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

3. Собственность потребительских обществ охраняется государством. Она может быть отчуждена только по решению пайщиков, а также изъята в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

1. Органы государственной власти и управления не вправе вмешиваться в хозяйственно-финансовую деятельность потребительских обществ, их союзов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Потребительские общества, союзы, их предприятия и организации самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития. Акты органов государственной власти или управления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, обжалуются в установленном порядке в арбитражный суд.

Ущерб, причиненный потребительским обществам, их союзам в результате незаконного вмешательства в их хозяйственную и иную деятельность, возмещается в установленном порядке.

2. Потребительские общества, их союзы, а также созданные ими предприятия и организации считаются учрежденными и приобретают статус юридического лица со дня их государственной регистрации районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту их учреждения.

Для регистрации потребительского общества представляются следующие документы: заявление, устав, протокол общего собрания пайщиков (или уполномоченных) и свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи документов. Потребительское общество, союз потребительских обществ должны быть уведомлены о регистрации или отказе в ней в недельный срок. Отказ в регистрации или уклонение от регистрации могут быть обжалованы в арбитражный суд.

3. Потребительские общества, их союзы ведут бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Глава IV. Экономические основы деятельности потребительских обществ, их союзов

1. Доходы потребительских обществ, их союзов и созданных ими предприятий и организаций формируются за счет средств, получаемых от результатов их деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Порядок распределения и использования части доходов, оставшихся после обязательных платежей, определяется в потребительских обществах общим собранием пайщиков (их уполномоченных), а в союзах - собраниями представителей потребительских обществ.

Потребительские общества и их союзы для выполнения своих уставных обязанностей могут создавать заготовительные, торговые, производственные и другие предприятия, учебные заведения, научные организации, а также учреждать банки, страховые общества. Имущество закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

2. Налогообложение предприятий и организаций потребительских обществ, их союзов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

1. Трудовые отношения в потребительских обществах и их союзах регулируются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде, настоящим Законом, а также в потребительских обществах - их уставами, в союзах - уставами союзов.

2. Потребительские общества, их союзы для выполнения своих задач самостоятельно осуществляют наем работников и определяют размеры оплаты труда.

3. Трудовые отношения с работниками, занимающими выборные должности в потребительских обществах и союзах, регулируются их уставами.

Дисциплинарные взыскания (вплоть до освобождения от занимаемой должности) на работников выборных органов потребительских обществ и союзов налагаются только органом, избравшим их.

1. Потребительские общества и их союзы в соответствии с законодательством Российской Федерации могут устанавливать международные связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами банков Российской Федерации и зарубежных банков в иностранной валюте.

2. Средства в иностранной валюте, полученные потребительскими обществами, их союзами от экспорта товаров (оказания услуг), после отчисления государству налога поступают в их распоряжение и изъятию не подлежат.

Президент Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РФ от 19.06.92 N 3085-1 "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Нам до сих пор продолжают поступать вопросы в связи с изменениями в Гражданский Кодекс РФ, которые затронули потребительские общества, поэтому принято решение рассказать об этом ещё раз.

Тем более, что подобная статья от января 2014 г. () в части своей устарела. Вот эту «устаревшую часть» и рассмотрим.

Поэтому, будем обсуждать «первоисточники» (цитаты выделены коричневым цветом, курсивом) заново.

Первое.

ГК РФ. Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации.
Пункт 1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пункт 3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов …

далее рассматриваем Статью 5 «нашего любимого» Закона №3085-1 от 19 июня 1992г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах их союзах) в Российской Федерации» , в которой сказано:

Потребительское общество созданное в форме потребительского кооператива…

Т.е. организационно-правовая форма , установленная с 01.09.2014г. для вновь создаваемых организаций по Закону 3085-1 — потребительский кооператив. По действующему ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм) вновь создаваемому юридическому лицу по Закону 3085-1 органы гос.статистики должны присвоить код 2 01 00 (Потребительские кооперативы).

Как будет сказано дальше, наименование «потребительское общество» для вновь создаваемых юр. лиц, действующих по Закону 3085-1, лучше уже не применять, чтобы не получить отказ в гос.регистрации. Статья по этому поводу была опубликована на нашем сайте в сентябре 2014 г, там же были размещены сканкопии ответов налоговых органов. В наименовании есть и другие нюансы, которые обозначили налоговики в своих ответах в 2014 году и о которых тоже расскажем.

Второе.

ГК РФ. Статья 48. Понятие юридического лица.
Пункт 2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пункт 3. …
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.

Про интересующую нас организационно-правовую форму вопрос уже разобрали. О корпоративных организациях, к которым теперь относятся потребительские кооперативы, поговорим как-нибудь в другой раз.

Здесь хочется обратить внимание на следующее:

До 01.09.2014 г. данная статья ГК РФ существовала в другой редакции и самое ценное для нас там было то, что пайщики, уже по Гражданскому Кодексу, имели обязательственные права в отношении потребительского общества (потребительского кооператива), членами которого они являлись.

Почему законодатели «выкинули» эту формулировку из ГК РФ, трудно сказать. Может, консультанты у них были «троечниками». Или мы не поняли «гениальность» такого «маневра».

Но, в любом случае, мы рекомендуем про обязательственные права пайщиков прописать в Уставе или хотя бы в «Положении об имуществе и фондах», которое принимается общим собранием и имеет фактически «продолжение» Устава, которое не регистрируется в налоговой.

Кто заказывал у нас документооборот после 01.09.2014 г., мы это предусмотрели и такие формулировки внесли в Устав. Кто заказывал ранее этого срока, тому высылали (по требованию) обновления образцов документов, в том числе новую редакцию «Положения об имуществе и фондах».

Кто не является нашим заказчиком, делал документы сам или с привлечением сторонних лиц, очень рекомендуем найти старую редакцию Статьи 48 ГК РФ и вставить формулировку про обязательственные права пайщиков в свой Устав или другой документ, принимаемый общим собранием.

Третье.

Статью 116. Потребительский кооператив — аннулировали с 01.09.2014 г.

Теперь вместо неё введены в ГК РФ две статьи, цитаты из которых:

ГК РФ Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях.
Пункт 1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
Пункт 2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов…
Пункт 4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

ГК РФ Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе
Пункт 1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Пункт 2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

Кроме того, в Законе 99-ФЗ (которым и введены изменения в ГК РФ, касающиеся потребительской кооперации), есть Статья 3. , а в ней Пункты 7 и 8 , в которых сказано следующее:

Пункт 7. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ):
3) к потребительским обществам… — о потребительских кооперативах (статьи 123 дробь 2 и 123 дробь 3);

Основные моменты, на которые обращаем внимание:

а). Наименование «Потребительское общество» отдали обществам взаимного страхования. Хочется спросить наших законодателей (а вернее тех, кто документы законодателям готовит): «с какого перепуга»? Но «наше дело маленькое», придётся подчиняться и называть наши организации «Потребительский кооператив …» или просто «Кооператив …»

В настоящей статье речь пойдет о такой экономической модели бизнеса, как потребительская кооперация. Потребительское общество по сути своей является объединением граждан, которые приняли решение вести хозяйственную деятельность совместно. Все производственные цепочки максимально освобождены от налогов. Продукция на выходе имеет меньшую себестоимость, из чего вытекает возможность увеличения товарооборота. В коммерческом же варианте реализации услуг и товаров на каждом этапе предусматривается налогообложение (на добавленную стоимость, на прибыль и др.) — даже в холдингах и группах компаний.

Закон, который мы рассмотрим, защищает пайщиков от притязаний кредиторов, приставов, поскольку на паевые взносы не может быть обращено взыскание. Имущество каждого участника защищено законодательством от рэкета, недобросовестных конкурентов или партнеров.

Описание закона № 3085-1

Закон РФ N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» был принят 19 июня 1992 года. Также в этом году был издан ФЗ 442. Читайте подробнее

Преамбула гласит, что нормы настоящего закона направлены на определение правовых, экономических и социальных основ образования и работы потреб. обществ и их объединений, которые в общей своей массе представляют потребительскую кооперацию в России.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ 416 О водоснабжении и водоотведении в последней редакции по

Закон представлен 9-ю главами, поделенными на 40 статей.

Рассмотрим структуру нормативного акта тезисно:

  • Общие положения : терминология, государство и система потребительской кооперации, главные принципы образования и работы обществ, правомочия, особенности трудовых взаимоотношений в их рамках;
  • Образование потреб. общества : порядок процедуры, гос. регистрация, устав;
  • Членство : принятие пайщиков в состав сообщества, их права и обязанности, завершение членства и возврат внесенных средств вышедшему или исключенному пайщику;
  • Управление : структура руководящих органов, функции общего собрания пайщиков и собрания уполномоченных потреб. общества, собрание пайщиков кооперативного участка, совет правления, функции контрольной комиссии и ответственность ее представителей;
  • Имущество : источники формирования имущества потребительского общества, величина вступительного взноса и пая, фонды, доходы и их распределение, имущественная ответственность организации и пайщиков;
  • Основы деятельности : бухучет и финансовая отчетность, правила документооборота;
  • Порядок реструктуризации и ликвидирование организации;
  • Союзы : принципы и правила создания, работы и вступления в союзы, учредительная документация, имущество, выход из союза, реструктуризация и ликвидирование объединения, структура руководящих и контрольных органов, функции общего собрания, совет правления, контрольная комиссия, функции союзов в рамках защиты интересов обществ и прав дольщиков.

Читайте также об основных положениях закона №61

К числу основных задач потребительской кооперации относятся:

  • Образование и развитие торговых организаций в целях обеспечения участников сообщества продукцией;
  • Покупка у физических и юр. лиц сельхоз продукции и сырья, товаров частных подсобных и промысловых хозяйств, закупка плодов, ягод, грибов и лекарственных растений, растущих в дикой природе, с дальнейшей их обработкой и реализацией;
  • Изготовление непродовольственных товаров и производство пищевых продуктов с дальнейшей их продажей через розничные магазины;
  • Предоставление членам сообщества услуг бытового и производственного характера;
  • Популяризация идей и принципов кооперации, вытекающих из международной практики, ознакомление с ними каждого пайщика всех обществ, в т.ч. посредством СМИ.

Рассматриваемый нами закон является гарантией оказания государством поддержки каждому такому кооперативу, их объединению и отдельным гражданам и компаниям, продвигающим принципы и идеи кооперации, а также реализующим их на практике в размере, зависящем от общественной значимости каждой отдельной организации.

Вам будет интересно: ФЗ о банкротстве. Подробности

Помимо настоящего закона, вопросы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов регулируются также иными нормативно-правовыми актами российского законодательства, в их числе — Гражданский кодекс РФ (в частности, ст. 123.2).

Актуальную информацию о ФЗ 144 в новой редакции читайте

В статье 2 во избежание путаницы дано разъяснение о том, что положения закона не касаются потребительских кооперативов, действующих на основании ФЗ о сельскохозяйственной кооперации и имеющих узкую специализацию, к примеру, гаражные, жилищные, строительные и др. Для таких кооперативов использование формулировки «потребительское общество» (либо их союз) в наименовании организации законодательством запрещено!

Читайте ФЗ 214 в новой редакции

Последние изменения

Актуальная редакция закона датируется июлем 2013 года. Изменения, внесенные тогда федеральным законом N 185-ФЗ, коснулись отдельных формулировок в статьях 11-ой, 21-ой и 33-ей закона о потребительской кооперации.

  • В п. 1 ст. 11 о правах членов потребительского общества были изменены:
    • Абзац 8. Пайщики вправе быть принятыми вне очереди на работу в потребительское общество согласно с их квалификацией (вместо «образованием, профессиональной подготовкой» ) и учетом потребности в кадрах;
    • Абзац 9. Пайщики вправе получать направления на обучение в образовательные организации (вместо «на учебу в образовательные учреждения») потребительской кооперации.
  • В пункте 4 статьи 21 и пункте 3 статьи 33 слово «учреждения» также было заменено на организации (образовательные и иные).

Скачать закон о потребительской кооперации в последней редакции

В настоящей статье нами был рассмотрен закон, регулирующий аспекты деятельности организаций-участников системы потребительской кооперации в России. Законодательством для таких организаций предусмотрен ряд льгот в различных сферах помимо налоговой. Исключены отдельные виды дорогостоящих лицензий. В такой структуре удобно объединять различные виды и формы предпринимательства, в частности, кооперативные участки, которые не являются юридическими лицами. Процедура регистрации общества не сложнее, чем для обычного ИП — производится в налоговой инспекции в качестве некоммерческой организации.

Кроме преимуществ данной модели в плане непосредственно производства, существуют плюсы для отдельных ее участников. Возможно создание внутренних фондов, в т.ч. страховых и пенсионных. Организация может кредитовать своих пайщиков, минуя высокие проценты коммерческих банков. Отличительной особенностью системы кооперации является нацеленность не на прибыль компании, а на выгоду каждого отдельного пайщика. В отличие от стандартного инвестиционного бизнеса, существующего по принципу «чем больше вложил, тем больше получишь», в рамках системы кооперации права и возможности пайщиков максимально уравнены.

Чтобы ознакомиться с нормами законодательства, регулирующими аспекты деятельности рассмотренной нами модели, предлагаем (ред. от 02.07.2013) «О потребительской кооперации (обществах, их союзах) в РФ».

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями от 11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.) Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации. Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непроизводственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации. Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку. Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Ограничение на использование в наименовании юридического лица слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ" Статья 3. Государство и система потребительской кооперации Статья 4. Основные принципы создания и деятельности потребительского общества Статья 5. Правомочия потребительского общества Статья 6. Особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах Глава II. Образование потребительского общества Статья 7. Порядок образования потребительского общества Статья 8. Государственная регистрация потребительского общества Статья 9. Устав потребительского общества Глава III. Членство в потребительском обществе Статья 10. Прием в потребительское общество Статья 11. Права пайщиков потребительского общества Статья 12. Обязанности пайщиков потребительского общества Статья 13. Прекращение членства в потребительском обществе Статья 14. Возврат паевого взноса выходящему или исключенному из потребительского общества пайщику Глава IV. Органы управления потребительского общества Статья 15. Структура органов управления потребительского общества Статья 16. Полномочия общего собрания пайщиков потребительского общества Статья 17. Собрание пайщиков кооперативного участка потребительского общества. Общее собрание уполномоченных потребительского общества Статья 18. Порядок принятия решений общим собранием пайщиков потребительского общества, общим собранием уполномоченных потребительского общества, собранием пайщиков кооперативного участка потребительского общества Статья 19. Совет и правление потребительского общества Статья 20. Ревизионная комиссия потребительского общества, ее полномочия, ответственность членов ревизионной комиссии Глава V. Имущество потребительского общества Статья 21. Имущество потребительского общества, источники формирования его имущества Статья 22. Размеры вступительного и паевого взносов Статья 23. Паевой и иные фонды потребительского общества Статья 24. Доходы потребительского общества и их распределение Статья 25. Имущественная ответственность потребительского общества и его членов Глава VI. Основы деятельности потребительского общества Статья 26. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность потребительского общества Статья 27. Порядок ведения документов потребительского общества Статья 28. Хранение документов потребительского общества Глава VII. Реорганизация и ликвидация потребительского общества Статья 29. Реорганизация потребительского общества Статья 30. Ликвидация потребительского общества Глава VIII. Союз потребительских обществ Статья 31. Основные принципы создания и деятельности союза Статья 32. Порядок создания союза (вступления в союз). Статья 33. Имущество союза Статья 34. Органы управления и органы контроля союза Статья 35. Полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза Статья 36. Порядок принятия решения общим собранием представителей потребительских обществ союза Статья 37. Совет и правление союза Статья 38. Ревизионная комиссия союза Статья 39. Реорганизация и ликвидация союза Глава IX. Переходные положения Статья 40. Переходные положения

Потребительская кооперация предполагает добровольное объединение физических и юрлиц на основе членства. Ее целью выступает удовлетворение нужд субъектов в услугах и товарах. Первоначальное имущество таких объединений формируется из паевых взносов. Рассмотрим далее, как происходило развитие потребительской кооперации.

Зарождение

История потребительской кооперации началась в 19-м столетии. Родиной первых объединений была Великобритания. В то время предприятия потребительской кооперации открывались благотворителями. Они стремились улучшить условия труда и положение рабочих. С 1820-1830 гг. владельцами кооперативных магазинов, хлебопекарен, мельниц становились сами трудящиеся. Создававшиеся объединения позволяли приобретать продукцию по сниженным ценам. В 1844-м английскими ткачами был открыт кооператив, принципы формирования которого стали основными для последующих предприятий этой категории. К этим основам относят следующие положения:

  1. Небольшие паевые взносы.
  2. Равноправие среди всех кооператоров и наличие одного голоса у каждого.
  3. Ограниченное количество паев для каждого члена объединения.
  4. Реализация продукции осуществляется по умеренным рыночным ценам и за наличный расчет.
  5. Стоимость товара для всех одинакова (в том числе для тех, кто не входит в объединение).

Организации потребительской кооперации в СССР

В советское время распространение получили торгово-заготовительные объединения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация, существовавшая в СССР, решала ряд актуальных задач. В их числе, в частности, были вопросы по:

  1. Реализации. Розничная торговля в сельской местности осуществлялась, преимущественно, за счет потребкооперации.
  2. Закупке. Сформированные объединения приобретали у совхозов, колхозов, населения материалы и сырье, дикорастущие грибы, ягоды и плоды, лекарственные травы.
  3. Производству. Система потребительской кооперации способствовала развитию пищевой промышленности (на базе местной с/х продукции) и выпуск непродовольственных товаров (из с/х и иного местного сырья).

К 1990 году объединения обслуживали около 40 % населения. Их членами было порядка 30 млн человек. На долю объединений приходилась 1/4 розничного товарного оборота, около 1/2 заготовок картофеля, 1/3 овощных закупок, больше трети хлебной продукции. На сегодняшний день в стране действует порядка 20-25 потребительских кооперативов.

Основы современных объединений

Российская потребительская кооперация сегодня представляет собой многоотраслевую социально-экономическую структуру. Целью ее функционирования выступает удовлетворение индивидуальных, общественных и прочих нужд членов-пайщиков в услугах и товарах. Кроме этого, потребительская кооперация в России обеспечивает обслуживание финансовых интересов производителей продукции, объединившихся в ней. Вместе с этим достигается определенная выгода остальных участников.

Особенности потребительской кооперации

Одной из отличительных черт рассматриваемой структуры выступает специфичное сочетание социальных и хозяйственных функций. Именно из этого комплекса исходят особенности формирования и совершенствования форм кооперации. Управленческая структура объединяет в себе два начала. Одно из них - организационно-правовая форма выступает как узаконенная основа объединения хозяйствующего субъекта, обладающего правами юрлица. Он осуществляет производство и реализацию услуг и товаров, используя имущество, закрепленное за ним. Второе начало формируется последовательно соподчиненных и работающих при этом параллельно управленческих органов. Деятельность структуры регулирует Закон "О потребительской кооперации".

Структурная специфика

Потребительская кооперация включает в себя следующие управленческие схемы:

  1. В структуре "союз-союз".
  2. Внутри общества.
  3. В системе "объединение-союз".

Организационная форма выступает в качестве конструктивного элемента, который:

Социальный статус

Характеризуясь перечисленными выше отличительными чертами, потребительская кооперация обладает в определенной степени самобытностью. Каждое объединение представляет собой некоммерческую структуру, которая выполняет общественные задачи. При этом свою хозяйственную деятельность предприятие планирует на базе кооперативной идеологии, ценностях и принципах, что определяет его потенциал и преимущества по отношению к прочим субъектам рынка.

Выступая в качестве некоммерческого, объединение закрепляет и фиксирует сферу экономических взаимодействий между администрацией и пайщиками по вопросам реализации объектов общей собственности. Вместе с этим потребительская кооперация устанавливает порядок осуществления взаимосвязи с внешней средой. К ней, в частности, относят муниципальные структуры власти и государство. Это взаимодействие обеспечивается через страховые и финансовые компании, налоговую службу и так далее. В этой связи потребительская кооперация рассматривается в качестве единственной структуры, тесно интегрирующей государственный интерес с социальными группами.

Элементы структуры

Нормативные акты о потребительской кооперации в РФ характеризуют ее как комплекс обществ и союзов, сформированных для удовлетворения материальных и прочих нужд их участников. В этой связи выделяют следующие ее элементы:


Самоорганизация

Системный характер, которым обладает потребительская кооперация, позволяет сформулировать ее основные свойства. Они, собственно, составляют содержание социальной и экономической функций структуры. Одним из таких свойств выступает самоорганизация. Она является основным способом формирования кооперативов любого вида. Самоорганизация базируется на инициативности и собственных средствах граждан, которые они объединяют добровольно для решения насущных вопросов. Именно этот механизм позволяет сконцентрировать и внедрить в экономический оборот неиспользуемые запасы на национальном, региональном и местном уровнях для скорейшего удовлетворения текущих нужд населения и самих пайщиков.

Структурность

Свойство системности предполагает, что те или иные формы потребительских объединений (общества и их союзы) определенным образом взаимодействуют друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивается сохранением вертикальных уровней управления и власти, коммуникационных каналов и механизма решения задач. Это позволяет проанализировать деятельность разных структурных элементов кооперации, например, относительно выпуска товаров, совокупных трудовых ресурсов, реализации единых стратегических планов и так далее.

Специфика обществ

Потребительское объединение представляет собой добровольную структуру. Оно формируется гражданами и юрлицами по территориальному признаку на основе членства. Общество объединяет имущественные паевые взносы для осуществления производственной, заготовительной, торговой и прочей деятельности для удовлетворения потребностей участников материального характера. Данное определение отражает следующие специфические черты объединений:


Классификация

Потребительские общества разделяются по:

1. Территориальному признаку на:

  • сельпо;
  • горпо;
  • райпо.

2. Профессиональному или социальному составу участников на:

  • рабочие кооперативы;
  • рыболовецкие объединения;
  • студенческие общества;
  • ученические объединения.

Потребительские общества считаются первичными структурными элементами. Они объединяют участников и формируют более крупные элементы. Проще говоря, если не будет потребительских обществ, не будет и союзов, а следовательно, и самой кооперации. Комплекс объединений разного уровня обеспечивает более устойчивое правовое положение в стране в целом и регионе в частности. Социально-экономическая деятельность обществ, состоящих в союзах, отличается лучшей организованностью и обеспечена защищенностью в рамках рынка.

Структурные уровни

Организационное построение потребительской кооперации основывается на принципе административно-территориального разделения в стране. Каждое объединение или их группа располагается на том или другом вертикальном уровне. Первый сформирован потребительскими обществами, выступающими в качестве добровольных объединений физических (реже юридических) лиц в одном либо нескольких населенных пунктах (горпо, сельпо). На следующей ступени находятся районные союзы. Они сформированы объединениями обществ на территории определенных районов.

На третьем уровне располагаются республиканские, краевые, областные союзы. На четвертой ступени находится добровольное объединение всех обществ страны. Оно представлено Центральным союзом. Переход с четырех- на трехуровневую структуру способствует уменьшению количества обществ, их укрупнению. Это, в свою очередь, упрощает управляемость всей системы. Большая часть районных союзов и объединений, присутствующих в них, преобразованы в райпо. Основным преимуществом создания районных обществ считается концентрация капитала. Это способствует упрочению положения объединений. Райпо сегодня выступают как крупные конкурентоспособные структуры, действующие на рынке.

Участники обществ

Потребительские объединения и их союзы как юрлица имеют специфические контрольные органы и управленческий аппарат. В зависимости от числа участников и территориального расположения выделяют:

  1. Общества без участков. Такие небольшие объединения формируются тогда, когда количество пайщиков небольшое и их всех можно привлечь для участия в общих собраниях.
  2. Общества с участками. Такие объединения создаются, если участники проживают в нескольких населенных пунктах, а общее число членов достаточно велико.

Следует отметить, что Закон "О потребительской кооперации" не устанавливает пределы по количеству пайщиков. Так, в обществе могут состоять как несколько сотен, так и тысяч участников. На сегодняшний день преобладают крупные объединения. В таких обществах созвать общее собрание невозможно. В этой связи для обеспечения участия всех членов в принятии решений формируются кооперативные участки. Высшим управленческим органом в таких объединениях выступает собрание пайщиков от каждой местности. В качестве кооперативного участка может выступать село, несколько (или один) населенных пункта, городская улица или иная территориальная структура, в которой состоит не более 300 человек.

Органы контроля и управления

Для потребительского общества без участков характерна следующая административная система:

  1. Высший управляющий орган представлен собранием пайщиков. Оно созывается не реже раза в год.
  2. Представительный орган - совет. Он избирается на общем собрании. Совет выполняет функцию управления в периоды между собраниями.
  3. Исполнительный орган - правление. Оно назначается советом и выступает в качестве структуры профессионального менеджмента. В его задачи входит руководство финансово-экономической деятельностью объединения.
  4. Контролирующий орган - ревизионная комиссия. Она избирается на общем собрании. В ее задачи входит обеспечение контроля над соблюдением уставных положений объединения, осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности.

Потребительское общество с участками включает в себя:

Отличие между этими структурами в том, что в административные и надзорные подразделения в первом случае входят непосредственно все пайщики одного общества, а во втором - представители от каждого участка этого объединения. Управление в организациях потребкооперации осуществляется органами самоуправления (советами, собраниями, ревизионными комиссиями) и профессионального управления (правлением). Такая структура обеспечивает качественное администрирование обществами и позволяет реализовывать право каждого пайщика участвовать в принятии решений и контроле над их исполнением.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх