Оттепель» в духовной жизни. Оттепель» в духовной сфере

«Оттепель» в духовной сфере жизни советского общества (2-я половина 50-начало 60-х гг.) 3-9

Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. 10-13

Список используемой литературы 14

«Оттепель» в духовной сфере жизни советского общества .

Смерть Сталина произошла в то время, когда созданная в 30-е годы политическая и экономическая система, исчерпав возможности своего развития, породила серьезные экономические трудности, социально-политическую напряженность в обществе. Руководить Секретариатом ЦК стал Н.С. Хрущев. С первых же дней новое руководство предприняло шаги, направленные против злоупотребления прошлых лет. Начала проводиться политика десталинизации. Этот период истории принято называть «оттепелью».

В числе первых инициатив хрущевской администрации была реорганизация в апреле 1954 г. МГБ в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР, сопровождавшаяся значительной сменой кадров. Была отдана под суд за фабрикацию фальшивых "дел" часть руководителей карательных органов (бывшие министр МГБ В. Н. Меркулов, зам. министра МВД В. Кобулов, министр внутренних дел Грузии В. Г. Деканозов и др.), введен прокурорский надзор за службой госбезопасности. В центре, в республиках и областях она была поставлена под бдительный контроль соответствующих партийных комитетов (ЦК, обкомов, крайкомов), иначе говоря, под контроль партократии.

В 1956-1957 гг. снимаются политические обвинения с репрессированных народов и восстанавливается их государственность. Это не затронуло тогда немцев Поволжья и крымских татар: подобные обвинения были сняты с них соответственно в 1964 и 1967 гг., а собственную государственность они не обрели и по сию пору. Кроме того, руководство страны не приняло действенных мер для открытого, организованного возвращения вчерашних спецпереселенцев на свои исторические земли, не разрешило до конца проблем их справедливого расселения, заложив тем самым еще одну мину под межнациональные отношения в СССР.

В сентябре 1953 г. Верховный Совет СССР специальным указом открыл возможность для пересмотра постановлений бывших коллегий ОГПУ, "троек" НКВД и упраздненного к тому времени "особого совещания" при НКВД-МГБ-МВД. К 1956 г. было освобождено из лагерей и реабилитировано посмертно около 16 тыс. человек. После XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), развенчавшего "культ личности Сталина", масштабы реабилитации были увеличены, миллионы политзаключенных обрели долгожданную свободу.

По горьким словам А. А. Ахматовой, "две России глянули друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили". Возвращение в общество огромной массы ни в чем не повинных людей поставило власть перед необходимостью объяснить причины постигшей страну и народ трагедии. Такая попытка была сделана в докладе Н. С. Хрущева "О культе личности и его последствиях" на закрытом заседании XX съезда, а также в принятом 30 июня 1956 г. специальном постановлении ЦК КПСС. Все, однако, сводилось к "деформации" социализма из-за особенностей послереволюционной ситуации и личных качеств И. В. Сталина, выдвигалась единственная задача - "восстановление ленинских норм" в деятельности партии и государства. Это объяснение было, безусловно, крайне ограниченным. Оно старательно обходило социальные корни явления, поверхностно определенного как "культ личности", его органическую связь с тоталитарно-бюрократической природой общественной системы, созданной коммунистами.

И все же сам факт публичного осуждения творившихся в стране десятилетиями беззаконий и преступлений высших должностных лиц произвел исключительное по своей силе впечатление, положил начало кардинальным переменам в общественном сознании, его нравственному очищению, дал мощный творческий импульс научной и художественной интеллигенции. Под напором этих перемен стал расшатываться один из краеугольных камней в фундаменте "государственного социализма" - тотальный контроль властей над духовной жизнью и образом мышления людей.

На проводившихся с марта 1956 г. чтениях закрытого доклада Н. С. Хрущева в первичных парторганизациях с приглашением комсомольцев многие, несмотря на страх, десятилетиями насаждавшийся в обществе, откровенно высказывали свои мысли. Поднимались вопросы об ответственности партии за нарушения законности, о бюрократизме советской системы, о сопротивлении чиновников ликвидации последствий "культа личности", о некомпетентном вмешательстве в дела литературы, искусства, о многом другом, что до этого возбранялось публично обсуждать.

В Москве и Ленинграде начали возникать кружки студенческой молодежи, где их участники старались осмыслить политический механизм советского общества, активно выступали с изложением своих взглядов на комсомольских собраниях, зачитывали подготовленные ими рефераты. В столице группы молодежи по вечерам собирались у памятника Маяковскому, декламировали свои стихи, вели политические дискуссии. Было и множество других проявлений искреннего желания молодых людей разобраться в окружающей их действительности.

Особенно заметно "оттепель" проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры - жертв беззакония: В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля и др. После долгого перерыва стали издаваться книги А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С. А. Есенина, распространявшиеся после его смерти преимущественно в списках. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX - начала XX в. На художественной выставке в Москве, устроенной в 1962 г., были выставлены картины 20-30-х гг., долгие годы пылившиеся в запасниках.

Оживлению культурной жизни общества способствовало появление новых литературно-художественных журналов: "Юность", "Иностранная литература", "Москва", "Нева", "Советский экран", "Музыкальная жизнь" и др. Второе дыхание обрели и уже известные журналы, прежде всего "Новый мир" (главный редактор А. Т. Твардовский), превратившийся в трибуну всех демократически настроенных творческих сил в стране. Именно там была в 1962 г. напечатана небольшая по объему, но сильная по гуманистическому звучанию повесть бывшего узника ГУЛАГа А. И. Солженицына о судьбе советского политзаключенного - "Один день Ивана Денисовича". Потрясшая миллионы людей, она ясно и впечатляюще показала, что наиболее пострадал от сталинизма тот "простой человек", чьим именем власти клялись на протяжении целых десятилетий.

Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).

Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, а численность научных работников увеличилась в шесть раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства, где плодотворно трудились С. П. Королев и другие талантливые конструкторы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся биологическими исследованиями в области генетики.

Продолжало изменяться территориальное размещение научных учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный центр на востоке страны - Сибирское отделение Академии наук СССР. В него вошли Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР, институты Красноярска и Сахалина.

Мировое признание получили труды ряда советских ученых-естествоиспытателей. В 1956 г. Нобелевской премией была отмечена разработка академиком Н. Н. Семеновым теории химических цепных реакций, ставшей основой получения новых соединений - пластических масс, превосходящих по свойствам металлы, синтетических смол и волокон. В 1962 г. эта же премия была присуждена Л. Д. Ландау за изучение теории жидкого гелия. Фундаментальные исследования в области квантовой радиофизики Н. Г. Басова и А. М. Прохорова (Нобелевская премия 1964 г.) ознаменовали качественный скачок в развитии электроники. В СССР был создан первый молекулярный генератор - лазер, открыта цветная голография, дающая объемные изображения предметов. В 1957 г. был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Его использование привело к появлению нового научного направления: физики высоких и сверхвысоких энергий.

Больший простор для научных разысканий получили ученые-гуманитарии. Появляются новые журналы по разным отраслям обществоведения: "Вестник истории мировой культуры", "Мировая экономика и международные отношения", "История СССР", "Вопросы истории КПСС", "Новая и новейшая история", "Вопросы языкознания" и др. В научный оборот были введены часть утаиваемых ранее работ В. И. Ленина, документов К. Маркса и Ф. Энгельса. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам (в частности, по деятельности социалистических партий России), воспоминания, статистические материалы. Это способствовало постепенному преодолению сталинистского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.

Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

После смерти Сталина произошел поворот в советской внешней политике, выразившейся в признании возможности мирного сосуществования двух систем, предоставлении большей самостоятельности социалистическим странам, установлении широких контактов с государствами третьего мира. В 1954 г. Состоялся визит Хрущева, Булганина и Микояна в Китай, в ходе которого стороны договорились о расширении экономического сотрудничества. В 1955 г. произошло советско-югославское примирение. Смягчение напряженности между Востоком и Западом послужило подписание СССР, США, Великобританией и Францией договора с Австрией. СССР выводил из Австрии свои войска. Австрия дала обязательство соблюдать нейтралитет. В июне 1955 г. в Женеве состоялась первая после Потсдама встреча лидеров СССР, США, Великобритании и Франции, которая, однако, не привела к заключению какого-либо соглашения. В сентябре 1955 г. в ходе визита СССР канцлера ФРГ Аденауэра были установлены дипломатические отношения между двумя странами.

В 1955 г. СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария и ГДР заключили между собой оборонительный Варшавский договор. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет. Выступая на ХХ съезде партии, Хрущев подчеркнул важность международной разрядки и признал многообразие путей построения социализма. Десталинизация в СССР оказала противоречивое воздействие на социалистические страны. В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, направленное на установление в стране демократического режима. Эта попытка была подавлена вооруженными силами СССР и других стран Варшавского договора. Начиная с 1956 г., возник раскол советско-китайских отношений. Коммунистическое руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном было недовольно критикой Сталина и советской политикой мирного сосуществования. Мнение Мао Цзэдуна разделялось руководством Албании.

В отношениях с Западом СССР исходил из принципа мирного сосуществования и одновременного экономического соревнования двух систем, которое в перспективе, по мнению советского руководства, должно было привести к победе социализма во всем мире. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гг. оказалось особенно напряженным.

Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Визит укрепил международный престиж СССР. В это же время острой проблемой в отношениях Востока и Запада оставался Западный Берлин. В августе 1961 года правительство ГДР воздвигло в Берлине стену, нарушив Потсдамские соглашения. напряженная обстановка в Берлине сохранялась еще несколько лет. Наиболее глубокий после 1945 г. кризис в отношениях великих держав возник осенью 1962 г. он был вызван размещением советских ракет способных нести атомное оружие, на Кубе. После переговоров Карибский кризис был улажен. Смягчение напряженности в мире привело к заключению ряда международных договоров, в том числе соглашение 1963 г. в Москве о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Важнейшими задачами СССР на международной арене являлись: скорейшее снижение военной угрозы и завершение "холодной войны", расширение международных связей, усиление влияния СССР в мире в целом. Это могло быть достигнуто лишь благодаря осуществлению гибкой и динамичной внешней политики с опорой на мощный экономический и военный потенциал (прежде всего ядерный).

Положительный сдвиг в международной обстановке, наметившийся с середины 50-х годов, стал отражением процесса формирования новых подходов к решению сложных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие. Обновлённое советское руководство (с февраля 1957 г. в течение 28 лет министром иностранных дел СССР являлся А.А.Громыко) оценивало сталинскую внешнюю политику как нереалистическую, негибкую и даже опасную.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

Список используемой литературы:

История советского государства Н. Верт. М. 1994.

Летопись внешней политики СССР 1917-1957 М. 1978 г.

Наше Отечество. Опыт политической истории. ч. 2. - М., 1991.

Никита Сергеевич Хрущев Материалы к биографии М. 1989 г.

От оттепели до застоя. Сб. воспоминаний. - М., 1990.

Свет и тени "великого десятилетия" Н. С. Хрущев и его время. М. 1989.

Справочное пособие для старшеклассников и абитуриентов В.Н. Глазьев-Воронеж,1994

Н.С. Хрущев Политическая биография Рой Медведев М.,1994

Период хрущевской оттепели - это условное название периода в истории, длившегося с середины 1950-х годов по середину 1960-х годов. Особенностью периода было частичное отступление от тоталитарной политики сталинской эпохи. Хрущевская оттепель - это первая попытка осознания последствий сталинского режима, которая раскрыла особенности общественно-политической политики сталинской эпохи. Главным событием этого периода считается XX съезд КПСС, который раскритиковал и осудил культ личности Сталина, подверг критике осуществление репрессивной политики. Февраль 1956 года ознаменовал начало новой эпохи, которая ставила своей задачей изменение общественно-политической жизни, изменение внутренней и внешней политики государства.

События Хрущевской оттепели

Период хрущевской оттепели характеризуется такими событиями:

  • Начался процесс реабилитации жертв репрессий, подавалось амнистии невинно осужденное население, родственники «врагов народа» стали невиновными.
  • Республики СССР получили больше политических и правовых прав.
  • 1957 год ознаменовался возвращением чеченцев и балкарцев на свои земли, с которых они были выселены в сталинское время в связи с обвинением в предательстве. Но такое решение не касалось поволжских немцев и крымских татар.
  • Также 1957 год знаменит проведением Международного фестиваля молодежи и студентов, что в свою очередь, говорит о «приоткрытии железного занавеса», смягчении цензуры.
  • Результатом этих процессов является появление новых общественных организаций. Профсоюзные органы подаются реорганизации: сокращен штат высшего звена профсоюзной системы, расширено права первичным организациям.
  • Были выданы паспорта людям, проживающим в селе, колхозе.
  • Стремительное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства.
  • Активное строительство городов.
  • Улучшение уровня жизни населения.

Одним из главных достижений политики 1953 - 1964 гг. было осуществление социальных реформ, которые включали решение вопроса пенсионного обеспечения, увеличение доходов населения, решение жилищной проблемы, введение пятидневной недели. Период хрущевской оттепели был трудным временем в истории советского государства. За столь короткое время (10 лет) было осуществлено немало преобразований и нововведений. Самым главным достижением стало разоблачение преступлений сталинской системы, население открыло для себя последствия тоталитаризма.

Итоги

Итак, политика хрущевской оттепели носила поверхностный характер, не затрагивала основ тоталитарной системы. Была сохранена господствующая однопартийная система с применением идей марксизма-ленинизма. Осуществить полную десталинизацию Никита Сергеевич Хрущев не собирался, ведь она означала признание собственных преступлений. А так как, отречься от сталинского времени полностью не получилось, то и хрущевские преобразования на долго не прижились. В 1964 году назрел заговор против Хрущева, и с этого периода начинается новая эпоха в истории Советского Союза.

Года произошло событие, радикально поменявшее курс внешней и внутренней политики СССР. Умер И. Сталин. К этому времени репрессивные методы управления страной уже исчерпали себя, поэтому ставленники сталинского курса в срочном порядке должны были провести некоторые реформы, направленные на оптимизацию экономики и осуществление социальных трансформаций. Это время получило название оттепели. Что означала политика оттепели в какие новые имена появились в культурной жизни страны, можно прочесть в данной статье.

ХХ съезд КПСС

В 1955 году, после отставки Маленкова, главой Советского Союза становится В феврале 1956 года, на ХХ съезде КПСС, прозвучало его знаменитое выступление о культе личности. После этого авторитет нового вождя заметно укрепился, несмотря на сопротивление сталинских ставленников.

ХХ съезд дал старт различным реформаторским начинаниям в нашей стране, возродив процесс культурной реформации общества. Что означала политика оттепели в духовной и литературной жизни людей, можно узнать из новых книг и романов, публикуемых в то время.

Политика оттепели в литературе

В 1957 году за рубежом выходит публикация знаменитого произведения Б. Пастернака «Доктор Живаго». Несмотря на то что данное произведение было запрещено, оно расходилось огромными тиражами в самиздатных копиях, выполненных на старых пишущих машинках. Такая же судьба постигала произведения М. Булгакова, В. Гроссмана и других литераторов того времени.

Показательной является публикация знаменитого произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Повесть, в которой описываются страшные будни сталинского лагеря, главный политолог Суслов отклонил сразу. Но редактор журнала «Новый Мир» смог показать повесть Солженицына лично Н. С. Хрущеву, после чего было дано разрешение на публикацию.

Произведения, разоблачающие находили своего читателя.

Возможность донести свои мысли до читателей, публиковать свои произведения вопреки цензуре и органам власти - вот что означала политика оттепели в духовной сфере и литературе того времени.

Возрождение театра и кино

В 50-60-х годах театр переживает свое второе рождение. О том, что означала политика оттепели в духовной сфере и театральном искусстве, лучше всего расскажет репертуар передовых сцен середины века. Ушли в небытие постановки о рабочих и колхозниках, на сцену возвращается классический репертуар и произведения 20-х годов ХХ века. Но по-прежнему в театре доминировал командный стиль работы, а административные должности занимались некомпетентными и малограмотными чиновниками. Из-за этого многие спектакли так и не увидели своего зрителя: пьесы Мейерхольда, Вампилова и многих других так и остались лежать под сукном.

Оттепель благотворно отразилась на киноискусстве. Многие фильмы того времени стали известны далеко за пределами нашей страны. Такие работы, как «Летят журавли», «Иваново детство», завоевали престижнейшие международные награды.

Советское киноискусство вернуло нашей стране статус кинодержавы, который был утрачен еще со времен Эйзенштейна.

Религиозные гонения

Уменьшение политического давления на различные стороны жизни людей не коснулось религиозной политики государства. Гонения на духовных и религиозных деятелей усилились. Инициатором антирелигиозной компании был сам Хрущев. Вместо физического уничтожения верующих и религиозных деятелей различных конфессий применялась практика публичного высмеивания и развенчивания религиозных предрассудков. В основном все, что означала политика оттепели в духовной жизни верующих, сводилось к «перевоспитанию» и осуждению.

Итоги

К сожалению, период культурного расцвета продлился недолго. Окончательную точку в оттепели поставило знаковое событие 1962 года - разгром художественной выставки на Манеже.

Несмотря на сворачивание свобод в Советском Союзе, возвращение к темным сталинским временам не состоялось. То, что означала политика оттепели в духовной сфере каждого гражданина, можно описать ощущением ветра перемен, уменьшением роли массового сознания и обращением к человеку как к отдельной личности, имеющей право на собственные взгляды.

Что такое «оттепель», как с легкой руки Ильи Эренбурга стали называть тот период в жизни страны и литературы, началом которого явились смерть тирана, массовое освобождение безвинных людей из заточения, осторожная критика культа личности, а конец оттиснулся в постановлении октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, в приговоре по делу писателей Синявского и Даниэля, в решении о вводе войск стран Варшавского Договора в Чехословакию. Что это было? Историческое, общесоциальное и общекультурное значение оттепели состоит прежде всего в том, что она разрушила насаждавшийся десятилетиями миф о духовной монолитности, об идеологической, мировоззренческой однородности советского общества и советской литературы, когда казалось, что есть единое подавляющее большинство. По монолиту пошли первые трещины -- и столь глубокие, что в дальнейшем, в дни и годы застоя, их удалось только замазать, замаскировать, объявить либо несущественными, либо несуществующими, но не ликвидировать. Выяснилось, что писатели, художники отличаются друг от друга не только «творческими манерами» и «уровнем мастерства», но еще и гражданскими позициями, политическими убеждениями и эстетическими взглядами.

И открылось, наконец, что литературная борьба есть лишь отражение и выражение бурно идущих в обществе процессов. После литературы оттепели многое стало нравственно невозможным для уважающего себя писателя, например, романтизация насилия и ненависти, попытки сконструировать «идеального» героя или желание «художественно» проиллюстрировать тезис о том, что жизнь советского общества знает конфликт только между хорошим и отличным. После литературы оттепели многое стало возможным, порою даже нравственно обязательным, и никакие позднейшие заморозки уже не сумели отвлечь как настоящих писателей, так и настоящих читателей ни от внимания к так называемому «маленькому», человеку, ни от критического восприятия действительности, ни от взгляда на культуру как на то, что противостоит власти и социальной рутине. Многозначной по своему духовному воздействию на общество была деятельность Александра Твардовского на посту главного редактора журнала «Новый мир», давшего читателю множество новых имен и поставившего перед ним много новых проблем. К читателям вернулись многие произведения Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Сергея Есенина, Марины Цветаевой и других. Оживлению духовной жизни общества способствовало возникновение новых творческих союзов.

Были сформированы Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР. В столице был открыт новый драматический театр “Современник”. В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям (Д.А. Гранин “Иду на грозу”, Ю.П. Герман “Дорогой мой человек” и др.). Росла популярность молодых поэтов - Евтушенко, Окуджавы, Вознесенского. Широкий резонанс общественности получил роман Дудинцева “Не хлебом единым”, где впервые была поднята тема незаконных репрессий. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. В начале 60-х годов усилилось разоблачение “идейных шатаний” деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку получил фильм Хуциева “Застава Ильича”. В конце 1962 г. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых авангардистов он увидел нарушение “законов красоты” или просто “мазню”. Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов.

Ещё до ХХ съезда КПСС появились публицистические и литературные произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе - обновленческого. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в «Новом мире» статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать - это значит не думать о выражении лиц высоких и не высоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных школ и направлений. В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а так же ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. В них авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей в социалистическом обществе. Впервые за многие годы здесь был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.

В ходе начавшейся реабилитации жертв политических репрессий были возвращены читателю книги М. Кольцова, И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева и др. Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководством Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытка А. Фадеева добиться этого через изъятие у Министерства культуры идеологических функций привели к его опале, а затем и к гибели. В своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью».

Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы -- в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40--50 лет. Литература -- это святая святых -- отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа... Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»). Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобрели характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения.

В письме, адресованном Хрущеву, Л. Семенова из Владимира писала: «Вам не следовало выступать на этом совещании. Ведь Вы не специалист в области искусства... Но хуже всего то, что высказанная Вами оценка принимается как обязательная в силу Вашего общественного положения. А в искусстве декретирование даже абсолютно правильных положений вредно». На этих встречах откровенно говорилось и о том, что, с точки зрения власти, хороши лишь те работники культуры, которые в «политике партии, в ее идеологии находят неисчерпаемый источник творческого вдохновения». После ХХ съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др. В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. Таким образом, с выдающихся представителей отечественного музыкального искусства было снято сталинское клеймо представителей «антинародного формалистического направления». В то же время в ответ на призывы в среде интеллигенции отменить и другие постановления 40-х гг. по идеологическим вопросам заявлялось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и в своем «основном содержании сохраняют актуальное значение». Это свидетельствовало о том, что, несмотря на появление новых произведений, в которых пробивались ростки свободомыслия, в целом политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы. Говоря о них на одной из своих последних встреч с литераторами, Хрущев заявил, что достигнутое в последние годы «вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности наступила пора самотека... Партия проводила и будет последовательно и твердо проводить... ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний».

Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» в духовной жизни стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. Вот что пишет современница тех событий, представительница интеллигенции, переводчица, детская писательница М. Н. Яковлева о гонениях на Бориса Пастернака после того, как ему присудили Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго». «...Сейчас один случай наглядно показал мне - как и всем, кто читает газеты - к чему в наше время может придти человек-одиночка. Я имею в виду случай с поэтом Пастернаком, о котором писали во всех газетах, и не раз говорили по радио в конце октября и начале ноября. ...Он уже лет 15 почти не выступал в литературе; но в 20-е годы его знали все, и он был одним из наиболее популярных поэтов. У него всегда была склонность к одиночеству, к гордому уединению; всегда он считал себя выше "толпы" и все больше и больше уходил в свою раковину. По-видимому, он совершенно оторвался от нашей действительности, потерял связь с эпохой и с народом, и вот чем все это кончилось. Написал роман, для наших, советских журналов неприемлемый; продал его за границу; получил за него нобелевскую премию /при чем для всех ясно, что премию присудили ему главным образом за идейную направленность его романа/. Началась целая эпопея; восторги, неумеренные, со стороны журналистов капиталистических стран; негодование и проклятия /возможно, тоже неумеренные и не во всем справедливые/ со стороны наших; в результате его исключили из Союза Писателей, облили грязью с ног до головы, обозвали Иудой-предателем, предлагали даже изгнать его из Советского Союза; он написал Хрущеву письмо, в котором просил не применять к нему этой меры. Сейчас, говорят, он болен после такой встряски.

Между тем, я уверена, насколько я знаю Пастернака, что он не такой уж негодяй, и не контрреволюционер, и не враг своей родины; но он потерял связь с ней и в результате позволил себе бестактность: продал за границу роман, отвергнутый в Союзе. Думаю, что ему сейчас очень не сладко». Это говорит о том, что не все однозначно относились к происходящему. Интересным является тот факт, что автор данной записи сама была репрессирована, а в последствии реабилитирована. Также важно отметить, что письмо адресовано военному (возможна цензура). Трудно сказать, поддерживает ли автор действия Власти, или просто боится написать лишнее... Но точно можно отметить, что она не придерживается какой-либо стороны, анализируя ситуацию. И даже по анализу можно сказать, что многие понимали, что действия Советского руководства как минимум неадекватные. А мягкость автора по отношению к Власти можно объяснить малой информированностью (если не страхом). Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и тому подобное регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки. Все это оказывало сдерживающее влияние на развитие отечественной литературы и искусства, показывало пределы и истинный смысл «оттепели» в духовной жизни, создавало нервозную обстановку среди творческих работников, рождало недоверие к политике партии в области культуры. Сложными путями развивалась и архитектура. В Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. В те годы станции метро рассматривались и как средство эстетического воспитания людей.

В конце 50-х годов с переходом к типовому строительству “излишества” и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры. Осенью 1962 года Хрущёв высказался за пересмотр ждановских резолюций по культуре и хотя бы за частичную отмену цензуры. Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев специально в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Хрущев хотел добиться реабилитации видных деятелей партии, репрес-сированных в 1936-1938 гг.: Бухарина, Зиновьева, Каменева и других. Однако всего ему добиться не удалось, так как в конце 1962 г. ортодоксальные идеологи перешли в наступление, и Хрущёв вынужден был перейти к обороне. Его отступление было отмечено рядом громких эпизодов: от первого столкновения с группой художников-абстракционистов до ряда встреч руководителей партии с представителями культуры. Тогда он второй раз вынужден был публично отречься от большей части своей критики Сталина. Это было его поражением. Завершил поражение Пленум ЦК в июне 1963 г., полностью посвященный проблемам идеологии. На нем было заявлено, что мирного сосуществования идеологий не было, нет и быть не может. С этого момента книги, которые не могли быть опубликованы в открытой печати, стали ходить по рукам в машинописном варианте. Так родился "самиздат" - первый признак явления, которое позднее станет известно как диссиденство. С этих пор был обречен на исчезновение и плюрализм мнений.

Смена власти в Кремле в 1953 г. ознаменовала начало нового периода в жизни нашей страны. Вместе с критикой культа личности Сталина в стране появились небольшие демократические преобразования, осуществилась частичная либерализация общественной жизни, что значительно оживило творческий процесс. Эпоха Хрущева получила название «оттепель».

Самые быстрые изменения начали происходить в советской литературе. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты «шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Широкую популярность обрел жанр авторской песни. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи стали Б. Ш. Окуджава, А. Галич, В. С. Высоцкий. В прозе сталинский соцреализм сменился обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней.

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», вкоторой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа. В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы, в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов



Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. В критике по-прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак. Ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. Его обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку пришлось отказаться от награды.

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. Шестидесятые годы – время становления «сурового стиля» в советской живописи. На полотнах реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения находят поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну.

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге и др.

Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке. В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема.

Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования. «Связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование и в дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет.

Больших успехов в конце 50 – начале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса. Работы советских физиков получили всемирную известность. В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов –синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством ученого и конструктора С. П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.

Достижения периода «оттепели» трудно недооценить. После абсолютного тоталитарного контроля всей жизни общество получило хоть и небольшую, но все-таки свободу, которая стала глотком свежего воздуха для деятелей культуры. И хоть это было кратковременным явлением, оно позволило советскому обществу удержаться на передовых позициях в некоторых отраслях деятельности. Однако большое влияние на общество продолжала оказывать как и сама партия, так и отдельно руководители государства, связь с идеологией сохранялась.

2.2. Культура эпохи Брежневского «застоя»

После окончания Хрущевской «оттепели» в стране начался некий период «застоя». У власти оказался не достаточно активный человек, личные качества которого также отразились на состоянии в стране. Брежнев был не таким деятельным как Хрущев, поэтому в сравнении с ним его период и назвали «застоем». В это время росли в основном количественные показатели, а абсолютно новых достижений было немного, некоторые из них уходили корнями в период относительной свободы Хрущева, но все же они были, поэтому «застой» - это относительная оценка.

В 70-е г. происходит разделение культуры на официальную и «подпольную», не признанную государством. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Но теперь с ними расправляются уже по–другому. Оказать давление на неугодного можно было лишив его доступа к зрителю, читателю. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем, прекратилось время жесточайших репрессий, что располагало к себе Брежнева. Началась новая волна эмиграции. Творчество «второй волны» продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее страницу.

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю.В. Трифонов, В.Г. Распутин, В. И. Белов, В. П. Астафьев. Однако большинство не имело возможности свободно публиковаться. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя оставался «самиздат».

После памятной публикации, дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала Солженицына, и более того, власти насильно выслали его из страны. Уехать пришлось и поэту И. А. Бродскому, в стихах которого не было никаких политических мотивов. Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции. Помимо названных из страны пришлось уехать писателям В. Аксенову, В. Войновичу, поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке Ю. Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э. И. Неизвестному.

В изобразительном искусстве тоже существовало множество необоснованных запретов. Так в 1974г. в Москве была разгромлена выставка художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Бондарчука «Война и мир». Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались и фильмы мелодраматического содержания. Однако не все доходили до массового проката. Долгое время многие из них оставались неизвестными широкому зрителю.

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура невольно просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.).

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого. Лучшие из них это своеобразные маленькие драмы: жанровые картинки; монологи, произносимые от лица некой вымышленной маски (алкоголика, средневекового рыцаря, альпиниста и даже самолета-истребителя); размышления самого автора о жизни и времени. Они все вместе дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая «уличная» манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная сочетается с неожиданной философичностью содержания – это рождает особый эффект.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения, куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования. Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Однако количественные показатели в высшем образовании растут: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. В науку продолжают вкладываться средства с целью непосредственной связи с производством. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники, начались отставания в машиностроении. По сравнению с временем Хрущева, Советский Союз немного сдал свои позиции.

Глава 3

Перестройка»

Годы «перестройки» явились подобием еще одной революции. Горбачев, так же как и большевики в свое время, хотел изменения всех сфер жизни общества. Но предполагалось, что преобразования будут направлены уже не на построение, а на совершенствование социализма. Были введены такие понятия как гласность и плюрализм, которые активно осваивались обществом. Но по сути, его реформы все дальше уводили людей от социалистического начала. Гласности послужила разрушению социалистической идеологии, стала причиной оживления общественно-политической жизни. Начался период переосмысления, всю историю и культуру советского народа стали подвергать сомнениям и зачастую показывать только как негативную. Перед людьми открывалась правда о том, что все в стране решала только партия, которая утверждала свою власть с помощью силы, не допускала никакого инакомыслия. Культура «перестройки» изменила представления и вкусы людей, появилось стремление к собственной выгоде из-за которого страдало качество и уровень «культурных продуктов». Идеологическую культуру заменила массовая и низкосортная, которая вела к духовному опустошению общества.

С середины 80-х начались коренные изменения в системе образования. Была подготовлена и принята «Четвертая школьная реформа», основу которой составили принципы: демократизация, плюрализм, открытость, многоукладность, непрерывность, гуманизация и гуманитаризация образования. Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы.

Заметные перемены произошли в науке. Всех шокировали публикации новых документальных материалов, исследований о коллективизации, индустриализации, культурной революции, красном терроре, Великой отечественной войне. Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л.Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

Советские ученые продолжают освоение космоса. Увеличивается длительность полетов. Космическое пространство все чаще штурмуют международные экипажи. Одновременно, ученые изучают возможности массовой и постоянной работы в космосе, о чем мечтал еще К.Э. Циолковский.

Однако советская наука продолжает испытывать большие трудности, острый недостаток средств. Делаются первые попытки перейти на самофинансирование.

Изобразительное искусство окончательно расстается с социалистическим реализмом. Однако вместо свободы творчества в работе начинаются распри, столкновения консерваторов и реформаторов, раздел «имущества» композиторами, художниками, литераторами, актерами. Все это попадает на страницы печати, на радио и телевидение, отнюдь не способствуя духовному обновлению общества.

В результате политики гласности литература выводит общество на новую ступень исторического мышления. В работах писателей, поэтов, публицистов, критиков дискутируются самые злободневные исторические и политические проблемы (о демократии, реформах, состоянии русской культуры). Идет крайне острая полемика о войне, о судьбе деревни, о будущем нашей молодежи. Все чаще появляются смелые критические статьи, в произведениях показывают правду жизни. В страну возвращается целый поток произведений, ранее опубликованных за рубежом и запрещенных у нас.

В эпицентре борьбы оказалось телевидение. На экранах появляется огромное количество документальных лент, исторических передач. Увидели свет «полочные» фильмы, ранее недоступные работы мирового кинематографа. Но чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Вместе с документальными и историческими фильмами на экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.

Театр в начале перестройки переживает настоящий подъем, ощущение свободы. Интерес публики был чрезвычайно велик, о чем свидетельствовали постоянные толпы у касс и переполненные залы. Однако очень скоро театр оказался в сложном положении, а точнее в состоянии глубокого кризиса. Он был не в состоянии покрыть расходы. Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров, интерес к театру начал падать.

Перестройка была одним из самых противоречивых явлений нашей истории. Она разрушила привычные человеческие взгляды, сломила советскую систему и, возможно, стала причиной развала целого государства. Она повергла в шок тех, кто истинно верил в социализм и изменила жизни миллионов. В это же время она открыла новые возможности для дальнейшего развития уже совсем нового государства, открыла людям глаза на всю советскую историю и в ином свете показала тех людей, на которых равнялось не одно поколение.

Вывод

Культурные преобразования советской власти несут в себе множество неоднозначных оценок и до сих пор вызывают споры об их значимости для нашей страны. Неоспоримо, что советская культура принесла множество положительных моментов, которые прославили нашу страну: советское общество стало одним из самых образованных в тот период времени, советские люди прославили себя в области науки, впервые покорив космическое пространство, российские деятели культуры блистали во всем мире. Благодаря советской власти и ее сплоченной системе руководства, СССР достиг небывалых размахов своего развития во многих сферах общественной жизни, с чем не могут не согласиться даже самые рьяные противники советской системы.

Но не будем забывать и о методах достижения подобных результатов. Сколько человеческих жизней было загублено во времена сталинских репрессий, выдворено насильно из СССР, лишены возможности спокойно жить в своей же родной стране, сколько умов покинуло Россию во время перестройки Горбачева. Это были огромные потери, перекрыть которые с трудом могут даже выдающиеся достижения. Советское общество было полностью под контролем официальной идеологии, которая ставило людей в жестокие рамки, от которых наиболее смелая часть населения пыталась избавиться. Но когда система рухнула, в умах людей произошло полное смятение, в нашу страну проникла та часть заграничной культуры, которая способствовала обнищанию духовной жизни.

В общественной жизни XX века в России ут­вердилась идеология марксизма, была создана тотали­тарная система, которая привела к уничтожению ина­комыслия, что конечно же сказалось на культурном развитии. В стране сложилась особая социалистическая культура, которой не было альтернативы.

Список литературы

· История России: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./И90А.С.Орлов,В.А.Георгиев,Н.Г.Георгиева,Т.А.Сивохина.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 – 528 с.

· История России, 20 – начало 21 века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / В.А. Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 399 с.

· Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998г.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх