Отделение пограничных состояний. Пограничные психические расстройства. Причины пограничного состояния

Пограничное расстройство личности (по МКБ-10 подвид эмоционально неустойчивого расстройства) – психическое заболевание с трудом подающееся диагностике, его часто можно спутать с или , та как первоначальные симптомы очень схожи, лечение трудное и длительное.

Больной склонен к суициду. Поэтому очень важно проявлять к таким людям максимум терпения и внимания.

Пограничное расстройство личности – это заболевание психики. Оно сопровождается импульсивностью, отсутствием или довольно низким уровнем самоконтроля, трудностью во взаимоотношениях, и недоверчивостью.

Заболевание практически всегда возникает еще в раннем возрасте, подростковом периоде или в молодости. Имеет устойчивый характер. Проявляется в течении всей жизни больного.

Данное психическое нарушение встречается у 3% населения, при чем 75% из них женщины. Первые симптомы носят не ярко выраженный характер, а потому малозаметные.

Пограничные состояния психики в психиатрии

Пограничному расстройству личности практически всегда предшествует пограничное состояние психики (ПСП).

Пограничное состояние психики – это тонкая грань между психическим здоровьем и началом патологии. Это еще не расстройство психики, но уже отклонение от нормы.

На пограничное состояние психики могут указать следующие симптомы и характерные черты поведения индивидуума:

Часто люди, которые находятся в таком состоянии, испытывают чувство не только , но и самые настоящие , которые сопровождаются:

  • состоянием нехватки воздуха;
  • учащенным сердцебиением;
  • (дрожью) в руках и ногах;
  • предобморочным состоянием;
  • изменением артериального давления.

Панические атаки не являются психопатическими проявлениями. Но на них стоит обратить пристальное внимание. Если они случаются регулярно, носят ярко выраженный характер, то это повод обратиться к психотерапевту.

Откуда берутся «психопатические погранцы»…

До сегодняшнего дня ученые не могут с полной уверенностью назвать точные причины возникновения пограничных расстройств личности, есть лишь теории:

  1. Предполагают, что заболевание вызывается нарушением баланса химических веществ (нейромедиаторов) в головном мозге пациента. Они ответственны за настроение личности.
  2. Немаловажную роль играет и генетика (наследственная предрасположенность). Как было отмечено выше, чаще заболеванием страдают именно женщины (боле двух третей всех зарегистрированных случаев).
  3. На возникновение заболевания оказывает влияние и характер . Людей с низким уровнем самооценки, повышенной тревожностью, пессимистическим взглядом на жизнь и события, условно можно отнести к группе риска.
  4. Большое значение имеет и детство . Если ребенок пострадал от сексуального насилия или длительное время подвергался физическому и эмоциональному насилию, пережил расставание или утрату родителей, все это может спровоцировать развитие расстройства личности. Но даже в вполне благополучных семьях есть риск развития психического заболевания у ребенка, если родители запрещают ему выражать свои чувства и эмоции, или же были излишне требовательны к нему.

…и как их выявить среди нас?

Первые симптомы пограничного расстройства личности можно заметить еще в детском возрасте. Они проявляются в виде беспричинной плаксивости, гиперчувствительности, повышенной импульсивности, проблем с принятием самостоятельных решений.

На втором этапе болезнь проявляет себя после двадцатилетия. Взрослый самостоятельный человек становится излишне ранимым, закомплексованным. В некоторых случаях, наоборот, агрессивным и буйным. Ему трудно существовать в социуме, утрачивается желание общаться, выстраивать межличностные отношения.

Существует ряд симптомов, с помощью которых психиатры диагностируют заболевание, но наличие одного-двух еще не свидетельствует о пограничных состояниях.

Клиника пограничных состояний подразумевает, что в совокупности у больного должно присутствовать не менее четырех из ниже перечисленных симптомов:

  • самоуничижение, самобичевание;
  • закомплексованность, замкнутость;
  • трудности в общение с другими людьми;
  • импульсивность, неустойчивое поведение;
  • проблемы с самопризнанием и самоуважением;
  • прямолинейность мышления (условное деление всех событий на хорошие «белые» и плохие «черные»);
  • частые резкие смены настроения;
  • склонность к суициду;
  • страх одиночества;
  • агрессивность, гнев без видимых причин;
  • гиперчувствительность.

Симптомы не возникают внезапно и не прогрессируют моментально. Они являются обычным поведением людей, страдающих пограничным расстройством личности. Индивидууму достаточно самого незначительного повода, чтобы погрузится в страдания, которые могут проявляться в виде плаксивости, агрессии, внезапной замкнутости.

Очень важно не оставлять такого человека наедине со своими переживаниями. Необходимо проявлять заботу, понимание и опеку, чтобы не спровоцировать мысли о суициде.

Больные часто считают себя плохими людьми, бояться быть разоблаченными, переживают, что люди от них отвернуться, если узнают какие они на самом деле.

Страдают от повышенной подозрительности и недоверчивости, есть страх, что они могут быть использованы и оставлены в одиночестве, поэтому с трудом идут на сближение. Бояться проявлять свои эмоции.

Очень точное определение внутреннего состояния личности, страдающей пограничным расстройством личности можно выразить во фразе: «Я ненавижу тебя (себя), но не бросай меня!»

Невроз — психоз — пограничная личность

Важно дифференцировать пограничную личность от невротика или психа, а также последних двух друг от друга.

У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций). же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности.

Невроз – это что-то временное, от чего можно избавиться. Личностное расстройство оказывает огромное влияние на структуру личности, на восприятие и способы реагирования на внешние события.

Пациент, у которого невроз, осознает, что с ним что-то не так, пытается преодолеть это состояние, стремиться обратиться за помощью к специалистам. Индивидуум с личностным расстройством не осознает, что с ним что-то не так. Его реакция и поведение воспринимаются им как вполне реальные и единственно возможные. Такие люди верят, что реальность именно такая, какой они ее видят и понимают.

Невроз – это патология нервной системы, чаще возникает из-за сильного , глубоких переживаний, длительного пребывания в напряженном состояния, вызывается .

Разновидности неврозов:

  • (не)обоснованные страхи;

Это наиболее распространенные заболевания, связанные с пограничным расстройством личности.

Диагностика и лечение

Поставить диагноз может только квалифицированный врач. Даже в том случае, если у человека наблюдаются пять и более симптомов из выше перечисленных, еще рано говорить о его психологическом расстройстве.

Если же симптомы ярко выраженные, имеет длительный и постоянный характер, а у человека наблюдаются трудности в социальной адаптации или проблемы с законом, то стоит бить тревогу и обратиться к врачу.

Нужно отметить, что лечение очень сложное и длительное, так как не существует специальных медикаментов, которые лечат именно пограничное расстройство личности. Поэтому терапия направлена на купирование определенных симптомов (депрессии, агрессии).

В зависимости от симптомов возможно понадобится консультация невролога, нарколога, гинеколога, уролога.

Так как пограничное расстройство почти всегда сопровождается депрессивным состоянием, то назначается курс . Они призваны помочь в восстановлении психического здоровья пациента. Чаще всего назначаются , как наиболее безопасные и современные.

Кроме того, назначаются антипсихотические препараты (снижают стремление к получению новых ощущений, которые могут нанести вред здоровью), противотревожные препараты ().

Не обойтись без многочасовых сеансов психотерапии. Только психотерапия дает положительные и видимые результаты, помогает разобраться в корне проблемы, найти причины ее возникновения и обрести душевное равновесие пациенту.

Очень важно, чтобы у пациента возникло чувство доверия к психотерапевту. Чтобы он мог максимально открыть свои душевные переживания и чувства. Грамотный врач направит пациента в нужную сторону, поможет ему найти собственное «Я», проведет терапию «переноса» в те ситуации в жизни человека, которые могли спровоцировать возникновение и развитие заболевания. К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Поэтому выбор психотерапевта имеет определяющую роль в лечении.

К последствиям пограничного расстройства личности можно отнести уже раннее названые: алкоголизм, наркоманию, ожирение, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

К более глобальным: социальная изоляция, одиночество (следствие невозможности построения длительных отношений), проблемы с законом, судимость, суицид.

Пограничные расстройства не повод для отчаяния. Во время ремиссии такие люди заводят друзей, строят семьи, живут полной жизнью. Нужно просто правильно выбрать лечащего врача или клинику для лечения в период обострения.

Пограничные психические расстройства

Группа психических расстройств, объединяющаяся неспецифическими психопатологическими проявлениями невротического уровня.

В их возникновении и декомпенсации основное место занимают психогенные факторы. Понятие о пограничных психических расстройствах в значительной мере условно и не общепризнанно. Однако оно вошло в профессиональную лексику врачей и достаточно часто встречается в научных публикациях. Это понятие используется, главным образом, для объединения нерезко выраженных нарушений и отделения их от психотических расстройств. Пограничные состояния, в основном, не начальные или промежуточные («буферные») фазы либо стадии основных психозов, а особая группа патологических проявлений с характерным началом, динамикой и исходом, зависящими от формы или вида болезненного процесса. Наиболее общие признаки пограничных состояний: ■ преобладание психопатологических проявлений невротического уровня на всем протяжении заболевания; ■ взаимосвязь собственно психических расстройств с вегетативными дисфункциями, нарушениями ночного сна и соматическими заболеваниями; ■ ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных нарушений; ■ «органическая предиспозиция» развития и декомпенсации болезненных нарушений; ■ взаимосвязь болезненных расстройств с личностно-типологическими особенностями больного; ■ сохранение больным критического отношения к своему состоянию и основным патологическим проявлениям. При пограничных состояниях отсутствуют психотическая симптоматика, прогредиентно нарастающее слабоумие и личностные изменения, свойственные эндогенным психическим заболеваниям (шизофрения, эпилепсия). Пограничные психические нарушения могут возникать остро или развиваться постепенно, ограничиваться кратковременной реакцией, относительно продолжительным состоянием или принимать хроническое течение. С учетом причин возникновения в клинической практике выделяют различные формы и варианты пограничных расстройств. При этом существуют неодинаковые принципы и подходы (нозологическая, синдромальная, симптоматическая оценка). Обращают внимание на их стабилизацию. С учетом неспецифичности многих симптомов (астенических, вегетативных дисфункций, диссомнических, депрессивных и др.), определяющих психопатологическую структуру разных форм и вариантов пограничных состояний, их внешние («формальные») различия незначительны. Рассматриваемые в отдельности, они не дают оснований для обоснованной дифференциации имеющихся нарушений и их отграничения от реакций здоровых людей, оказавшихся в стрессовых условиях. Диагностическим ключом в этих случаях может стать динамическая оценка болезненных проявлений, обнаружение причин их возникновения и анализ взаимосвязи с индивидуально-типологическими психологическими особенностями больного и с другими соматическими и психическими расстройствами. Многообразие этиологических и патогенетических факторов позволяет отнести к пограничным формам психических расстройств: ■ невротические реакции; ■ реактивные состояния (не психозы); ■ неврозы; ■ патологические развития личности; ■ психопатии; ■ широкий круг неврозо- и психопатоподобных проявлений при соматических, неврологических и других заболеваниях. В МКБ-10 указанные расстройства представлены главным образом: ■ различными вариантами невротических, связанных со стрессом, и соматоформных нарушений (раздел F4); ■ поведенческих синдромов, обусловленных физиологическими нарушениями и физическими факторами (раздел F5); ■ «расстройств зрелой личности и поведения у взрослых» (раздел F6); ■ депрессивными эпизодами (раздел F32) и др. В число пограничных состояний обычно не включают эндогенные психические заболевания (в т.ч. вялотекущую шизофрению), на определенных этапах развития которых преобладают и даже определяют их клиническое течение неврозо- и психопатоподобные расстройства, в значительной мере имитирующие основные формы и варианты собственно пограничных состояний. И при невротических, и при неврозоподобных расстройствах имеются достаточно выраженные и оформившиеся клинические проявления, позволяющие дифференцировать их в рамках определённых болезненных (нозологических) состояний. При этом учитывают: ■ во-первых, начало заболевания (когда возникли невроз или неврозоподобное состояние), наличие или отсутствие его связи с психогенией или соматогенией; ■ во-вторых, стабильность психопатологических проявлений, их взаимосвязь с личностно-типологическими особенностями. К числу основных проявлений (симптомов, синдромов, состояний), рассматриваемых в рамках пограничных психических расстройств, относятся носящие в основном неспецифический характер для той или иной нозологической формы приводимые ниже нарушения. ■ Акцентуации характера. ■ Апатия. ■ Астения. ■ Дистония нейроциркуляторная. ■ Идеи сверхценные. ■ Истерия. ■ Нарушения сна ■ Неврастения. ■ Невроз навязчивых состояний. ■ Проявления предневротические (доболезненные). ■ Психастения. ■ Раздражительность повышенная. ■ Растерянность. ■ Расстройства ипохондрические. ■ Расстройства психические при соматических заболеваниях. ■ Расстройства психические при чрезвычайных ситуациях. ■ Расстройства сенестопатические. ■ Расстройства социально-стрессовые. ■ Расстройство паническое. ■ Расстройство стрессовое посттравматическое. ■ Расстройство тревожное генерализованное. ■ Синдром болевой хронический. ■ Синдром постэнцефалический. ■ Синдром хронической усталости. ■ Синдром эмоционального выгорания. При выявлении этих нарушений необходима консультация психиатра, однако лечебные и реабилитационные мероприятия могут проводиться врачами общемедицинских учреждений в амбулаторной и стационарной практике.

Свернуть

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Черты своеобразия в характере человека, которые не выходят за рамки психической нормы, но могут при определенных условиях существенно затруднять его отношения с окружающими. Акцентуированные личности занимают промежуточное положение между психически здоровыми и больными с психопатическими расстройствами. Разнообразные особенности характера переплетены между собой, но есть ведущие, «преобладающие» черты. Они заостряются, в первую очередь, при неблагоприятных ситуациях. К числу наиболее часто встречаемых типов акцентуаций относятся: ■ истероидный (демонстративный); ■ гипертимный; ■ сенситивный; ■ психастенический; ■ шизоидный; ■ эпилептоидный; ■ эмоционально-лабильный.

Свернуть

АПАТИЯ Безразличие, на начальных этапах - некоторое ослабление влечений, желаний, стремлений. По мере ухудшения состояния больной перестает интересоваться событиями, не касающимися его лично, не участвует в развлечениях. При эмоциональном снижении, например, при шизофрении, спокойно реагирует на волнующие, неприятные события, хотя в целом внешние события больному небезразличны. Некоторых больных мало трогают собственное положение и дела семьи. Иногда возникают жалобы на эмоциональную «тупость», «безразличие». Крайняя степень апатии - полное безразличие. Выражение лица больного индифферентное, он безучастен ко всему, в том числе к своему внешнему виду и чистоте тела, к пребыванию в больнице, к посещению родственниками.

Свернуть

АСТЕНИЯ Повышенная утомляемость, относится к числу наименее специфических психических расстройств. При незначительных явлениях утомление возникает чаще при повышенной нагрузке, обычно во второй половине дня. В более выраженных случаях, даже при сравнительно несложных видах деятельности, быстро появляются чувство усталости, слабости, объективное ухудшение качества и темпа работы, отдых помогает мало. Среди вегетативных нарушений преобладают повышенная потливость, бледность лица. Астения крайней выраженности сопровождается резкой слабостью, утомляют любая деятельность, передвижение, кратковременная беседа. Отдых не помогает. Астенические расстройства нередко сочетаются с раздражительностью, нетерпеливостью, суетливой деятельностью («усталость, не ищущая покоя»).

Свернуть

ДИСТОНИЯ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНАЯ Проявляется в полиморфных клинических расстройствах, включающих различные функциональные невротические и неврозоподобные симптомы. В клинической психиатрии проявления нейроциркуляторной дистонии описывают в рамках преимущественно расстройств пограничного уровня. Как самостоятельная диагностическая категория нейроциркуляторная дистония в МКБ-10 в разделе «Психические расстройства и расстройства поведения» трактуется как соматоформная вегетативная дисфункция сердца и ССС (сердечный невроз, нейроциркулярная астения). В настоящее время сложились определенные предпочтения в понимании этого клинического феномена. Интернисты в основном считают нейроциркуляторную дистонию нозологически самостоятельной диагностической категорией; в психиатрии и неврологии она оценивается, чаще всего, как синдром.

Свернуть

ИДЕИ СВЕРХЦЕННЫЕ Патологические суждения, возникающие вследствие реальных обстоятельств и на основе реальных фактов, приобретающие в сознании больного доминирующее значение. Отличаются монотематичностью, однобокостью, эмоциональной насыщенностью, отсутствием возможностей критического анализа.

НАРУШЕНИЯ СНА

НЕВРАСТЕНИЯ

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ

Свернуть

ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕДНЕВРОТИЧЕСКИЕ (ДОБОЛЕЗНЕННЫЕ) Относятся к клиническому выражению напряженной функциональной деятельности адаптационного барьера. Они отражают субпороговую активность системы механизмов, обеспечивающих психическую адаптацию в пределах функциональной стабильности, и компенсирующее взаимодействие различных биологических и социально-психологических факторов, формирующих психическую адаптацию в стрессовых условиях. Напряженная деятельность барьера психической адаптации не является патологическим процессом, она протекает в рамках адаптивных механизмов и отражает (является маркером), особенно на первых этапах, возникновение реакций физиологического (а не патофизиологического) характера, направленных на сохранение «психического гомеостаза» и на формирование наиболее целесообразных программ поведения и деятельности в осложненных условиях. Предневротические реакции - не начальные проявления невроза, не мягкие его формы. Они выражают охранительно-приспособительную функцию во время перенапряжения системы психической адаптации. Клиническими проявлениями предневротических реакций являются полиморфные кратковременные нарушения невротического уровня, личностные декомпенсации, вегетативные дисфункции.

Свернуть

ПСИХАСТЕНИЯ В переводе с греческого означает «душевная слабость». Психастения развивается преимущественно у людей с мыслительным типом психической деятельности и как бы противоположна истерии. Больные жалуются на то, что окружающее воспринимается ими «как во сне», собственные действия, решения, поступки кажутся недостаточно ясными и точными. Отсюда постоянная склонность к сомнениям, нерешительность, неуверенность, тревожно-мнительное настроение, робость, повышенная застенчивость. Раньше психастению называли «помешательством сомнения». Вследствие постоянных сомнений в правильности сделанного человек стремится переделывать только что законченное дело. Все это создает у больного тягостное ощущение собственной неполноценности. Вымышленная неприятность не менее, а может быть, более страшна, чем существующая. Больные психастенией часто предаются всевозможным отвлеченным размышлениям; в мечтах они способны пережить многое, но от участия в реальной действительности всячески стараются уклониться. Описано так называемое профессиональное безволие (абулия) больных психастенией, проявляющееся прежде всего на работе, при выполнении непосредственных обязанностей, когда человек с психастеническими расстройствами начинает испытывать сомнения и проявлять нерешительность. При психастении нередко развиваются различные ипохондрические и навязчивые состояния. Психастенические черты характера, как и многие другие невротические нарушения, могут наблюдаться уже в молодом возрасте. Однако отдельные и неярко выраженные проявления еще не дают основания считать психастению болезнью. Если они под влиянием психогенно травмирующих обстоятельств нарастают, усложняются, становятся главенствующими в психической деятельности человека, можно говорить не о своеобразии характера, а о болезненном невротическом состоянии, мешающем человеку жить и работать. Психастенические расстройства во время болезни обычно существуют постоянно, но сначала больной справляется с ними сам. Если травмирующие обстоятельства сохраняются и усиливаются, без систематического лечения проявления заболевания могут нарастать.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОВЫШЕННАЯ

РАСТЕРЯННОСТЬ

Свернуть

РАССТРОЙСТВА ИПОХОНДРИЧЕСКИЕ Неоправданно повышенное внимание к своему здоровью, крайняя озабоченность даже незначительным недомоганием, убежденность в наличии тяжёлой болезни при отсутствии её объективных признаков. Ипохондрия обычно является составной частью более сложного сенестопатически-ипохондрического, тревожно-ипохондрического и других синдромов, а также сочетается с навязчивостями, депрессией, паранойяльным бредом.

РАССТРОЙСТВА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Свернуть

РАССТРОЙСТВА СЕНЕСТОПАТИЧЕСКИЕ Появление в различных частях тела неприятных и мучительных ощущений, порой необычных и вычурных. При обследовании больного не выявляют «заболевший» орган или часть тела и не находят объяснения неприятным ощущениям. При стабилизации сенестопатических расстройств они во многом определяют поведение больного, приводят его к бессмысленным обследованиям. Сенестопатические ощущения как психопатологические проявления следует тщательно дифференцировать с начальными симптомами различных соматических и неврологических заболеваний. Сенестопатии при психических заболеваниях обычно сочетаются с другими психическими нарушениями, свойственными вялотекущей шизофрении, депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза и др. Чаще всего сенестопатии входят в состав более сложного сенестопатически-ипохондрического синдрома.

Свернуть

РАССТРОЙСТВА СОЦИАЛЬНО-СТРЕССОВЫЕ Группа социально-стрессовых расстройств не входит в диагностический перечень МКБ-10. Она выделена в конце XX столетия на основании анализа психического здоровья больших групп населения России и других стран в условиях коренных изменений социально-экономической и политической ситуации и непосредственно не связана с острой реакцией на стресс.

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

РАССТРОЙСТВО ПАНИЧЕСКОЕ

РАССТРОЙСТВО СТРЕССОВОЕ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ

Свернуть

РАССТРОЙСТВО ТРЕВОЖНОЕ ГЕНЕРАЛИЗОВАННОЕ Тревога - ощущение неопределённой опасности, надвигающейся катастрофы, имеющее направленность в будущее и содержащее в себе мобилизующий компонент. В отличие от тревоги, страх - переживание непосредственной конкретной угрозы. Генерализованное тревожное расстройство - психическое заболевание, основными проявлениями которого являются первичная стойкая, не ограниченная какой-либо ситуацией тревога и связанные с ней соматовегетативные нарушения. МКБ-10 F41.1 Генерализованное тревожное расстройство. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ Заболеванием страдают 2–5% населения. Как правило, оно начинается в среднем возрасте. В амбулаторной практике преобладают женщины (соотношение с мужчинами 2:1). ДИАГНОСТИКА ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ Диагноз ставят на основании длительного и стойкого (на протяжении большинства дней в течение длительного времени - недели и месяцы) присутствия тревоги и связанных с ней симптомов. АНАМНЕЗ И ФИЗИКАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ■ Тревога, повышенное беспокойство. ■ Тревога постоянна; не ограничивается, не вызывается и даже не возникает с явной предпочтительностью в связи с какими-либо определёнными жизненными обстоятельствами. ■ Частые опасения (ощущение предстоящих неприятностей и неудач, страх за близких и т.д.). ■ Постоянные напряжённость, неспособность к релаксации, затруднения при засыпании из-за беспокойства. ■ Затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства. ■ Вегетативные симптомы: ✧ усиленное или учащённое сердцебиение; ✧ потливость, сухость во рту (но не от ЛС или дегидратации); ✧ тремор или дрожь; ✧ затруднения в дыхании, чувство удушья; ✧ боль или дискомфорт в груди; ✧ тошнота или абдоминальный дистресс (например, жжение в желудке); ✧ приливы или ознобы; ✧ онемение или ощущение покалывания в различных группах мышц; мышечное напряжение или боли. Проявления тревоги присутствуют на протяжении большинства дней в течение длительного времени (недели и месяцы). ЛАБОРАТОРНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ Каких-либо специальных лабораторных или инструментальных маркёров генерализованного тревожного расстройства не существует. Лабораторное и инструментальные исследования можно проводить с дифференциально-диагностической целью для исключения других причин тревоги (эндокринных нарушений, органического заболевания мозга, употребления или резкий перерыв в употреблении психоактивных веществ и т.д.). ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА Дифференциальная диагностика проводится с тревожными состояниями другой природы. ■ Эндокринные нарушения (такие, как гипертиреоз). ■ Тревога в рамках аффективных и галлюцинаторно-бредовых психозов. ■ Другие тревожные расстройства (органическое тревожное расстройство, паническое расстройство, фобии и т.д.). ■ Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (употребление амфетаминоподобных веществ или отмена бензодиазепинов). ПОКАЗАНИЯ К КОНСУЛЬТАЦИИ ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Психиатр: ■ при впервые выявленном расстройстве; ■ декомпенсации состояния. ЛЕЧЕНИЕ ЦЕЛИ ТЕРАПИИ Полное или значительное обратное развитие симптомов, достижение стабильной ремиссии. ПОКАЗАНИЯ К ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ■ Выраженность расстройств. ■ Необходимость удаления больного из психотравмирующей среды. ■ Резистентность к амбулаторной терапии. Как правило, больного госпитализируют в отделение пограничной психиатрии психиатрического или соматического стационара. НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ Психотерапия: ■ релаксационные методы (аутогенная тренировка, саморегуляция с обратной связью); ■ краткосрочная психодинамическая; ■ когнитивно-бихевиоральная. ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ ■ Транквилизаторы бензодиазепинового ряда в начале терапии в качестве неотложной помощи при выраженной тревоге и страхе коротким курсом для избежания формирования зависимости. ■ Антидепрессанты разных групп. Анксиолитический эффект нарастает медленно, в течение нескольких недель. Для достижения стойкой ремиссии больные нуждаются в длительном (до полугода и более) приёме подобранного препарата. ПРИМЕРНЫЕ СРОКИ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ Определяются индивидуально. ВЕДЕНИЕ БОЛЬНОГО Осуществляется лечащим психиатром или врачом общей практики при консультативной помощи психиатра. ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНОГО Тренировка копинг-поведения на сознательном уровне. ПРОГНОЗ Заболевание является хроническим и может длиться в течение всей жизни.

СИНДРОМ БОЛЕВОЙ ХРОНИЧЕСКИЙ

СИНДРОМ ПОСТЭНЦЕФАЛИЧЕСКИЙ

Свернуть

СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ Сочетание неспецифических полиморфных астенических, субдепрессивных, неврастенических, нейроциркуляторных расстройств. В качестве отдельного психического расстройства большинством исследователей не выделяется. Часто возникает после перенесенной инфекции (некоторые исследователи придают значение в развитии синдрома хронической усталости лимфотропным герпесвирусам, ретровирусам, энтеровирусам), сопровождается незначительно выраженными изменениями иммунитета (умеренное неспецифическое повышение титра антинуклеарных АТ, снижение содержания иммуноглобулинов и активности NK-лимфоцитов, увеличение доли Т-лимфоцитов и др.). Расстройства возникают после гриппоподобного состояния и склонны затягиваться. Соматической или психогенной основы предъявляемых жалоб не обнаруживается. Лечение общеукрепляющими средствами, психотерапия, антидепрессанты с активирующим компонентом дают достаточно выраженный эффект. Выделение синдрома хронической усталости свидетельствует о поиске соматической («биологической») основы многих неспецифических непсихотических (невротических, пограничных) расстройств. На этом пути возможно появление патогенетически обоснованных методов терапии, прежде всего, использования иммунотропных средств совместно с антидепрессантами и другими психотропными препаратами.

Свернуть

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Относительно новое обозначение выраженной деформации эмоциональных переживаний в профессиональной деятельности, связанной с постоянным нахождением в привычных условиях эмоционального напряжения (например, работа врача-реаниматолога, хирурга, психиатра, деятельность спасателей, военнослужащих и т.д.).

Пограничные состояния - обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Круг таких расстройств очень широк.

Выделяются пограничные состояния в узком смысле - это психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Такие состояния часто обратимы, после устранения провоцирующего фактора и нормализации психологического окружения все проявления проходят.

Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле - это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, хронический алкоголизм (без выраженной деградации личности) и т. д., когда больные не обнаруживают глубоких изменений психики. В таких случаях консультация психотерапевта, психиатра необходима, для того чтобы не пропустить начала серьезного заболевания.

Пограничные состояния признаки

Пограничные состояния могут проявляться множеством симптомом и симптомокомплексов. Это могут быть:

  • повышенная раздражительность
  • астения, слабость
  • апатия
  • навязчивые состояния
  • вегетативные дисфункции

Пограничные состояния причины

Некоторое время назад в мире наблюдался значительный рост количества пограничных состояний, в то время как основные психические заболевания - шизофрения, эпилепсия, старческие психозы и прочие - на протяжении длительного времени находятся на стабильном уровне. Увеличение числа невротических, соматоформных расстройств (т.е. состояний, маскирующихся под различные заболевания других органов и систем), конечно, напрямую было связано с ситуацией, переживаемой страной в условиях экономического кризиса и политической нестабильности. Однако точные цифры этого роста назвать сложно, так как в последние годы люди нередко обращаются за помощью в различные негосударственные учреждения, прибегают к услугам «магов», «колдунов», в результате такие случаи в официальную статистику не попадают.

Кроме того, многие стараются «перебороть» болезненные проявления самостоятельно, чтобы не обращаться лишний раз за больничным листом в страхе потерять работу. Многие говорят о «невротизации» населения, даже на бытовом уровне, в магазинах, городском транспорте, каждый сталкивался с «неадекватными» реакциями в конфликтных ситуациях. Существует ли такая проблема с медицинской точки зрения?

Результаты проведенных исследований доказали, что ситуация в стране и обществе, погромы, забастовки, неудовлетворенность экономическим и социальным положением вызывают у многих тревогу, страх, подавленность, изменение характера, привычного поведения.

В этот период для подавляющего большинства населения возникают и становятся актуальными не только общие, социальные, но и порожденные ими личностные проблемы - например, страх за будущее детей, опасность призыва в армию и тому подобное. В этих случаях выявлено три основных защитных психологических механизма.

Во-первых, у людей старшего возраста - идеализация прошлой жизни с ее системой отношений, что помогает им уйти от проблем сегодняшнего дня; во-вторых - отрицание каких-либо жизненных ценностей и ориентиров, «пассивный дрейф» по жизни; в третьих - замещение реальных социально-психологических проблем чрезмерной заботой о своем здоровье, «уход в болезнь», повышенный интерес к магическому объяснению событий. Знание национальных традиций и культуры помогает предвидеть и вовремя купировать невротизацию общества, поскольку в ряду социальных факторов, вызывающих развитие социально-стрессовых расстройств, значительное место принадлежит «мотивации нации».

Зарубежными исследованиями было выявлено четыре типа таких мотиваций .

  1. К первой группе отнесены североамериканцы, австралийцы, британцы, «мотивированные на достижение». Для них характерно стремление к богатству, которое заставляет рационально и по возможности точно рассчитывать свои шаги, чтобы преуспеть.
  2. Во вторую группу входят граждане стран, ориентированные на «защитную мотивацию», ценящие «свой мирок», в который бы никто не вмешивался. К ним относятся жители Австрии, Бельгии, Италии, Греции, Японии и ряда других стран.
  3. Третья группа отличается «социальной мотивацией». Сюда относят Югославию, Испанию, Бразилию, Израиль, Турцию, Россию. Особенностью жизнедеятельности в этой группе является «уравнительный подход», люди, хотя и желают улучшения качества жизни, считают при этом, что «лучше ничего не менять, чтобы не стало хуже».
  4. К четвертой группе отнесены жители скандинавских стран, также социально мотивированные, но, в отличие от третьей группы, четко нацеленные на улучшение качества жизни.

Подводя итог, можно сказать, что в целом для пограничных состояний характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности личности. Люди, находящиеся в пограничных состояниях, нуждаются в специализированной психотерапевтической и социально-психологической помощи, которая осуществляется как медицинскими учреждениями, так и ориентированными на здоровых людей консультативными центрами, по «телефону доверия» и т. д. Задача родственников, коллег, друзей в случае клинических проявлений вовремя насторожиться и направить человека к психотерапевту.

Пограничные состояния

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Пограничные состояния
Рубрика (тематическая категория) Психология

Пограничными состояниями обозначают слабые стертые формы нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией.

Выделяют пограничные состояния в узком смысле, это психогении без острых психотических расстройств (реактивные психозы, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Вместе с тем, выделяют пограничные расстройства в широком смысле, т. е. в лечебно-практическом, к примеру медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, хронический алкоголизм без выраженной деградации личности и т. д., когда больные не обнаруживают глубоких изменений психики.

Психопатия болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, вплоть до неприемлемости его и даже социальной опасности для окружающих.

Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы.

При психопатиях характерным является склонность к странному и необычному поведению, к резким изменениям настроения без соответствующих причин, что приводит к нарушению контакта психопатической личности с другими людьми и препятствует нормальной деятельности. Это накладывает отпечаток на всю жизнь психопата. О. В. Кербиков предложил разграничить психопатов на две группы: возбудимые и тормозные.

К возбудимым психопатам относятся взрывчатые (эксплозивные) психопатические личности, которые в случае декомпенсации дают бурные реакции по ничтожному поводу, не выносят никаких препятствий их желаниям. При этом они выявляют тенденцию к агрессивным действиям по отношению к окружающим. Находясь в возбужденном состоянии, наносят себе повреждения, бьются головой о пол, рвут одежду и т. д. Патофизиологической основой является слабость коркового торможения.

К тормозным психопатам относятся астенические, психастенические, истерические, паранойяльные личности. У этих лиц ослаблены или нарушены основные нервные процессы (возбуждение и торможение) с образованием быстро истощаемых или застойных очагов возбуждения.

Следует отметить, что различные варианты патохарактерологического развития личности, как и разные степени выраженности декомпенсации психопатии и давности болезненного состояния, практически почти всœегда встречаются в соматических отделœениях (терапевтических, хирургических, акушерско-гинœекологических и др.).

Основной болезненный процесс нередко обостряет характерологические особенности. Такие больные повышенно требовательны, капризны, эмоционально несдержанны, грубят персоналу, допускают нарушения режима. Тактика персонала при общении с такими лицами должна быть сугубо индивидуальной.

Стоит сказать, что для нормализации отношений достаточно бывает психотерапевтической беседы медицинской сестры, иногда целœесообразно попросить врача, чтобы он побеседовал с таким больным. Таких больных в палате не должно быть более одного. Целœесообразно под каким-либо благовидным предлогом разместить их в разных палатах. При выраженных декомпенсациях состояния необходимы консультация психиатра, назначение медикаментозных средств. Акцентуированные личности режима, как правило, не нарушают, однако на фоне основного заболевания у них могут развиться повышенная эмоциональная лабильность, обостриться навязчивые или ипохондрические переживания, которые также требуют внимания медицинского персонала.

Неврозы – группа ʼʼпограничныхʼʼ функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Клинически выделяют три основные формы неврозов: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

В этиологии неврозов определœенную роль играют факторы биологические (наследственность и конституция, длительные соматические заболевания); социально-психологические факторы (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание и т. д.); психологические факторы (преморбидные особенности личности, психические травмы и т. п.). Характерно сочетание на-

рушений высшей нервной деятельности и соматовегетативные расстройства с субъективными переживаниями, такими, как повышенная тревожность, чувство неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией.

В обычных жизненных условиях большое количество или частая смена сильных раздражителœей могут вызвать расстройство и здоровой системы. Средние раздражители, которые не вызывают расстройств у здорового, могут оказаться сильными для людей с врожденной слабостью системы (коры) или при истощении нервной системы от различных экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредных воздействий (инфекционных болезней, наследственных и хронических заболеваний, хронических отравлений, к примеру, алкоголизма, и т. д.).

Кроме двух типов уравновешенной нервной системы, соответствующих сангвиническому и флегматическому темпераментам, Павлов устанавливает и наличие двух других, неуравновешенных типов, соответствующих холерическому и меланхолическому темпераментам. Возбудимый тип теряет способность торможения, в то время как он необыкновенно и чрезмерно возбудим, а тормозный тип теряет способность к возбудимости.

Нельзя сводить всю этимологию неврозов только к расстройству равновесия между нервными процессами возбуждения и торможения, другими словами, нельзя сводить всю систему патогенеза неврозов и психозов только к телœесным расстройствам, т. е. расстройствам функций головного мозга. С ʼʼэнергетической точки зренияʼʼ, неврозы основаны на аномалиях циркуляции нервного или психического тока энергии. Всякое расстройство обмена нервной энергии должно действовать на нервно-психические функции, и так оно и есть на самом делœе.

Под влиянием энергетической теории В. Оствальда и идей русского философа и филолога И. Грота͵ внесшего понятие энергии в психологию, Бехтерев построил хорошо обоснованную теорию психической энергии в своей книге ʼʼПсихика и жизньʼʼ. Он говорит, что в душевной жизни мы имеем дело с субъективными явлениями, причину коих составляет особая, скрытая энергия, которая, в то же время, обусловливает и материальные изменения в мозге, идущие параллельно психическим процессам. Происхождение этой энергии остается для Бехтерева неизвестным, и он допускает превращение физических энергий в психическую энергию. По Бехтереву, физические энергии участвуют в питании мозга и в тех энергиях, которые воздействуют извне на органы внешних чувств. И в том, и в другом случае превращение физических энергий в энергию нервных центров идет параллельно с субъективными процессами в нашем сознании в виде общих чувств, ощущений и представлений.

Бехтерев допускает и обратный процесс превращения латентной психической энергии в физико-химических процессах организма, к примеру, в мышечной работе, в теплоте и химических процессах в виде ʼʼнервного токаʼʼ. Это близко к точке зрения древних ятрософов, Гиппократа и Галена, когда говорит, что ʼʼлатентная внутренняя энергияʼʼ происходит из энергии окружающей природы и в организме сама превращается в другие энергии.

Неврастения – ʼʼнервная слабостьʼʼ. Вид невроза (астенический невроз), проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощением. К. Ясперс указывал следующие черты неврастении: ʼʼраздражительную слабостьʼʼ, описанную у старых авторов, чрезмерную чувствительность и возбудимость, мучительную чувствительность, ненормально легкую отзывчивость на всякое раздражение, с одной стороны, и ненормально быструю утомляемость и медленность восстановления, многочисленные неприятные ощущения и боли, чувство тяжести в голове, общую подавленность и разбитость, чувство слабости. Соматические расстройства при неврастении так явны, что Флери считает ее телœесной болезнью, главным признаком которой является утомляемость и слабость.

Неврастения является следствием перенапряжения, истощения нервной системы, переутомления.

Невроз навязчивых состояний (психастения). Проявляется в стойких тревожных мыслях, страхах, нерешительности. Внутренние фрустрационные кофликты и противоречия обуславливают возникновение психастении. Для психастенического симптомо-комплекса Ясперс считает характерным отсутствие общей сопротивляемости против переживаний. Исчезает уверенность в себе и решимость; сомнение и фобия (боязнь) делают деятельность невозможной. Психастеник избегает общества, проводит время в самонаблюдении и самоанализе, копаясь в своих ощущения и чувствах, которым здоровый человек не уделяет внимания. Возникает страх перед всякой деятельностью, выбором, решением и действием. Мечтательность увеличивает стремление к одиночеству.

Налицо отсутствие контроля ума, как и при неврастении, отсутствие желаний и стремлений, слабость или отсутствие воли и силы, гипобулия или абулия, имагинативность, то есть чрезмерная фантазия.

Истерия патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения.

Для истерии характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних выражений, таких как громкие крики, плач, мнимые обмороки, выразительные жесты по поводу незначительных, в действительности маловолнующих истерика событий. Типичные проявления истерии – стремление любым способом привлечь к себе внимание, театральность поведения, ʼʼигра в переживанияʼʼ.

Связь истерии с эмотивной жизнью сильнее, чем при неврастении, и ведет больных к эмотивному шоку. Эмотивный шок необходим для разрядки эмотивной насыщенности, интеллектуальной сфере наблюдается сужение поля сознания, поглощение сознания и психики в аффекте, легкая внушаемость и самовнушаемость. По Форелю, истерия есть диссоциативная слабость мозга, которая и обусловливает легкую внушаемость и самовнушаемость, соматические расстройства при истерии и в другой сфере.

В случае если это стремление выражается в словах и действиях, то обнаруживается театральная сущность субъекта͵ больной начинает играть роль. Постепенно он входит в свою роль, начинает верить в свое фальшивое Я, вкладывая в него другое, выдуманное содержание, и удивляется, что окружающие не находят в нем того, что он сам находит в себе. Отсюда и стремление к необыкновенному, фешенебельному, влечение к скандалу, шуму и различным крайностям в обыденной жизни. Ясперс говорит, что истерик чувствует себя несчастным, в случае если его не замечают, хотя бы только на время, не уделяют ему внимание.

В случае если у истерика нет ничего другого под рукою, то он пытается привлечь к себе хотя бы своей болезнью. Больные обманывают не только других, но и самих себя, теряя ощущение реальности и ставя фантазию на место действительности. Чем больше развивается истерическая театральность, тем меньше остается места для нормальных душевных движений.

Ценно признание истерии как состояние психизма. Все низшие формы оккультного психизма: медиумизм, тантрический транс и другие родственные истерии и появляются на истерической почве. Для истерии характерно понижение интеллектуальной сферы с повышением тимизма и эпитимизма (функций раздражительной и вожделœенной сферы). В духовной сфере характерны страсти тщеславия, самовлюбленность.

Ипохондрия состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями, к примеру, канцерофобия, кардиофобия и т. д. При ипохондрии человек переоценивает тяжесть менее серьезного заболевания или убежден, что он страдает тяжелым недугом. В соответствии со степенью выраженности проявлений – от мнительности, до бредовой убежденности выделяют такие виды ипохондри, как обессивная, депрессивная и бредовая. Ипохондрия наблюдается при астено-невротических состояниях, психастенической психопатии, акцентуации характера, шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Головные боли, сердцебиения, чувство давления и слабости в брюшной полости, колотье в спинœе и груди, шум в ушах, мерцание век вырастают в серьезные болезни, внушают страх и ужас. Хотя ипохондрик телœесно здоров, сам он считает себя больным. ʼʼМнимый больной есть по своей сущности действительно больнойʼʼ (К. Ясперс). Тяжелые случаи ипохондрии связаны с общим, философским пессимизмом. Ипохондрик видит всœе в черном свете и считает себя жертвой зла и несправедливости в мире. Различные ʼʼфобииʼʼ, психическим субстратом которых является чувство страха, дополняют картину ипохондрии.

Ипохондрия как симптом, а не отдельная болезнь, примыкает, с одной стороны, к неврастении, а с другой – к истерии. Кроме чувства страха для ипохондрии характерно ослабление жизненного тонуса.

Психозы глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему.

Проявления психоза могут сопровождаться бредом, помрачением сознания, грубыми нарушениями памяти, мышления, изменениями эмоциональной сферы, бессмысленными и бесконтрольными поступками и пр.
Размещено на реф.рф
Психозы могут возникать вследствие первичного поражения головного мозга и вторичного его поражения в результате инфекций, отравлений, внутренних болезней, могут являться следствием конституциональной и наследственной предрасположенности. Развитие психоза возможно и после психической травмы.

Утверждение Павлова, что психозы суть лишь углубленные неврозы, справедливо. При неврозах налицо психические аномалии и потому иногда их называют психоневрозами. При психозах наблюдается более сильное снижение активности, сужение интеллектуального горизонта до минимума, фиксация привычных реакций, повышение аффективной раздражительности вплоть до мании. Вегетативные расстройства при них выражены еще сильнее. Легкими формами психозов считают шизотимию и циклотимию, соответствующие интровертированному и экстравертированному типу. Шизотимик груб, замкнут и угрюм, а циклотимик общителœен. В корне психозов лежит, по Хасковцу, повреждение центра сознания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ составляет часть мирового сознания. Дело не только в органических повреждениях или функциональном расстройстве высших центров, но и в психосоматических явлениях, аномалиях самого духа.

Аутизм крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружение в мир собственных переживаний. Термин введен щвейцарским психиатром Э. Блейлером. Он ввел его для обозначения психических нарушений, связанных со сниженными возможностями больного произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, сосредоточенных вокруг ограниченных тем и желаний, проявляющихся в попытке избежать любых контактов, отсутствии потребностей в совместной предметной деятельности.

Термин ʼʼаутизмʼʼ в норме используется для обозначения индивидуальных особенностей человека, заключающихся в большей ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мыслей от аффективных тенденций, ориентация на внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий.

Аутизм есть та форма ментального расстройства, которая воспринимается как нарушение контакта с действительностью. Все неприятности, затруднения и несовершенства действительности компенсируются мечтательностью, то есть с помощью фантазии. Человек создает себе свой собственный мир, в котором всœе желания и стремления получают удовлетворение и осуществление.

Аутизм есть проявление своеобразной, патологической интроверсии.

Процесс дезинтеграции человека и раздвоение личности с особенной наглядностью выступает в феноменах раздвоения личности и деперсонализации, научно изученных и клинически проверенных.

Развитие учения о личности, о человеческом ʼʼЯʼʼ связано с появлением персоналистической психологии и философии, с отказом от атомистических, ассоциационистических и синтетических теорий ʼʼЯʼʼ в духе Локка, Юма, Гуссерля и большинства психологов XIX в., и в данном направлении современной психологии видное место занимают труды Т. К. Остеррайха и др.
Размещено на реф.рф
Речь идет о центрирующей роли ʼʼЯʼʼ в психических состояниях и деятельности. О ʼʼЯʼʼ, лежащем в базе психической жизни. Постоянным является тотальное чувство в виде ʼʼчувства жизниʼʼ и ʼʼчувства личностиʼʼ. Расстройства и торможения этих жизненных чувств лежат в базе жалоб на потерю себя, потерю своего ʼʼЯʼʼ, личности. Больные жалуются, что исчезает самосознание, они чувствуют себя автоматами, размывается чувство действительности. Отдельные элементы ʼʼЯʼʼ становятся автономными и это ведет, как бы к множественности ʼʼЯʼʼ. У больных появляется вторичная система личности, которая ведет жизнь против воли индивидуума. Больные говорят о спутанности, нереальности мира чувств и мира восприятий. Субъект теряет господство над значительной частью своих душевных состояний. Появляется новое ʼʼЯʼʼ, совершенно чуждое. Иногда возникает несколько новых ʼʼЯʼʼ. Появляется теория о первичном и вторичном ʼʼЯʼʼ или учение о множественности личности, о главном и дочернем ʼʼЯʼʼ, о дезинтеграции ʼʼЯʼʼ.

Патологические состояния отчужденности могут привести к полной деперсонализации. Субъект реагирует противоречиво. Возникают как бы два параллельных мыслительных ряда. Отмечается также раздвоение при психастении, истерии, медиумизме, парапсихических состояниях и шизофрении. Оно идет, или может идти параллельно с альтернированием – чередованием личности.

Для деперсонализации характерны ʼʼненастоящие чувстваʼʼ, т. е. идущие не из глубины ʼʼЯʼʼ. Неясный, смутный мир, недействительный и призрачный. Человек и вещи представляются как фантомы, как будто туман перед глазами. Мир представляется измененным, мертвым и пустым, теневидным. Есть аналогия с ʼʼбезындивидуальным состояниемʼʼ во время гипноза, точно на самом делœе осуществляется ʼʼпсихология без душиʼʼ.

Деперсонализация: 1) изменение самосознания для которого характерно ощущение потери своего ʼʼЯʼʼ и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношении к близким, работе и т. д.; 2) выраженная в большей или меньшей степени объективная утрата индивидом возможности быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, обнаружить способность быть личностью.

Деперсонализация возможна при психических заболеваниях и пограничных состояниях, в легкой форме она наблюдается у психически здоровых людей при эмоциональных перегрузках, соматических болезнях и т. д.

Пограничные состояния - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пограничные состояния" 2017, 2018.

Понятие пограничных психических расстройств возникло в нозоцентрическом подходе к определению состояния здоровья, в котором любое отклонение от какой-либо нормы трактуется в терминах патологии и болезни. По мере развития клинической многие не столь существенные (в сравнении с грубыми нарушениями психической деятельности) отклонения от нормы нозоцентрически мыслящие психиатры начали расценивать как промежуточные состояния между здоровьем и тяжелым психическим заболеванием. Пограничные, с этой точки зрения, значит находящиеся на грани между нормой и патологией, здоровьем и болезнью, т. е. нерезко выраженные нарушения психической деятельности.

Пограничные состояния объединяют группу расстройств, в которых преобладает т. н. "невротический уровень" нарушений психической деятельности или поведения, при которых:

а) сохраняется критическое отношение человека к своему состоянию;

б) болезненные изменения происходят преимущественно в эмоциональной сфере личности и сопровождаются нарушением вегетативных функций;

в) нарушение вызвано (характерологические особенности личности), а не органическими причинами.

Эти расстройства отличаются отсутствием психотических симптомов, нарастающего слабоумия и деструктивных личностных изменений, поскольку имеют не органическую, а психогенную природу. Как отмечает отечественный психиатр Ю. А. Александровский, между здоровьем и пограничным психическим расстройством невозможно установить никаких четких границ, поскольку на психическом уровне норма не имеет строгих объективных критериев /2/.

Оценка состояния в качестве здорового или пограничного чаще всего связана с действием механизма адаптации личности к среде . Всякое психическое нарушение можно трактовать в качестве стойкого нарушения приспособления к новым и трудным внешним и внутренним обстоятельствам жизни. В одних случаях дезадаптация вызывает психотические (бред, галлюцинации, автоматизмы), а в других - невротические (эмоциональные и поведенческие) нарушения.

Нейрофизиологическая схема механизмов, приводящих к психической дезадаптации, выглядит следующим образом: мозг как функциональная система, обеспечивающая поведенческий акт, включает в качестве важнейшей основы афферентный синтез, в процессе которого принимается решение о возможном действии с учетом ожидаемого будущего результата. Принятие и выполнение решения связаны с деятельностью акцептора результата действия, который благодаря механизмам памяти и обратной афферентации прогнозирует ситуацию ("опережающее отражение"), контролируя и исправляя поведение. При психотравмирующих ситуациях возникают сильные отрицательные эмоции, толкающие к более энергичному поиску путей удовлетворения потребности, что может привести к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию деятельности акцептора результата действия и неадекватному поведению.

Возникновение состояния психической дезадаптации возможно не при дезорганизации отдельных подсистем, а только при нарушении всей системы адаптации в целом. Одним из важнейших условий возникновения пограничного расстройства является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления количеству, которое может быть избыточным или недостаточным. Избыток информации приводит к срыву в том случае, если человек не в состоянии ее переработать и использовать. Недостаток же информации (связанный с недостаточным использованием возможностей ее нахождения, восприятия, анализа и синтеза, хранения и применения) приводит к дезадаптации в ситуациях ограниченного времени.

На возможности поиска, восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения информации влияют как биологические, так и социально-психологические факторы. Характер информации также имеет значение: в лишенной новизны, монотонной и однообразной, максимально предсказуемой среде функциональная активность психических процессов снижается. Для поддержания оптимального уровня необходимы новизна и непредсказуемость значения поступающей информации.

Важную роль в информационном обмене между организмом и средой играют эмоции (почему нарушения эмоциональной сферы при пограничных состояниях возникают в первую очередь). Эмоции сигнализируют о результатах действия: совпадают ли смоделированные параметры с полученными. Невозможность получения положительной эмоции в процессе обратной афферентации приводит к бесконечному поиску путей удовлетворения блокированной потребности. Эмоциональное состояние не только влияет на поведение, но и зависит от него, поскольку эмоции у человека носят выраженный идеаторный характер. Рассогласование между стремлениями, представлениями и возможностями и приводит к эмоциональным расстройствам. Наиболее часто при пограничных состояниях встречаются переживания страха, тоски, депрессии и лабильности настроения. Эмоции определяют валентность системы отношений человека как направленной социально зафиксированной связи личности с окружением. Именно поэтому качество отношений, связанное с личностно-типологическими характеристиками человека, также определяет нарушения системы адаптации и, следовательно, развитие пограничных состояний. А эмоциональный стресс занимает особое место в развитии любых психических нарушений.

Основу дезадаптации психической деятельности при пограничных формах расстройств определяет ослабленная активность системы психической адаптации, тогда как при психотических расстройствах активность системы психической адаптации ослабляется далеко не всегда: она чаще извращена или имеет частичные или тотальные поражения (разрушения).

Болезненные проявления нарушений психической адаптации в отечественной практике принято концептуализировать как неврозы и психопатии . При этом сюда также относят и кратковременные невротические реакции, а также личностные аномалии. Помимо неврозов и психопатий в ряд пограничных расстройств также включают субпсихотические нарушения (квазипсихозы - идео-обсессивные, помешательство сомнений, истерические, сенесто-ипохондрические, паранойяльные). 15

15 Ранее сходные идеи высказывались и отечественными физиологами - сторонниками кортиковисцеральной концепции, однако их работы были мало известны за пределами Советской России.

Проблема заключается в том, что при нарушениях биологического гомеостаза (органические психические нарушения) действует такой же механизм невротических реакций (отсюда попытки выделить в отдельные таксономические единицы - сопутствующие синдромы - неврозоподобные и психопатоподобные состояния, возникающие при различных заболеваниях).

Невротические реакции, невротические состояния и невротические развития личности являются узловыми пунктами динамики пограничных психических расстройств. Общая схема их развития такова: психическая травма (действие личностно значимой, отрицательно эмоционально окрашенной информации) приводит к невротической реакции; в свою очередь, при сохранении психотравмирующих ситуаций такие реакции складываются в стабильные состояния и приводят к дезадаптации социальной системы личности, в результате чего невротическое реагирование расширяется на другие стимулы; со временем психические переживания соматизируются. При наличии же конституциональной предрасположенности возникают патологические изменения в личности (психопатии). Однако сами по себе психопатические черты характера не являются болезненными проявлениями. Они становятся таковыми только под влиянием дезадаптирующих воздействий, когда происходит декомпенсация системы взаимодействия личности и среды.

Основная методологическая проблема в связи с пограничными психическими состояниями заключается в том, что на практике и неврозы, и психопатии, и органически обусловленные личностные изменения при различных соматических состояниях имеют сходные нейрофизиологические механизмы развития и сходные поведенческие формы выражения (симптомы). При этом патологические нарушения поведения внешне ничем не отличаются от нормальных поведенческих реакций человека в текущих ситуациях психоэмоционального напряжения.

В изолированном виде симптомы пограничных расстройств встречаются очень редко. По ведущим признакам традиционная отечественная клиническая психология выделяет основные типы неврозов : неврастению , истерию , психастению и навязчивые состояния . Однако деление это достаточно условное и проблематичное, поскольку в каждом конкретном случае симптомы всегда группируются и взаимодополняют друг друга в зависимости от личностных особенностей человека.

Понятие невроза было разработано в рамках биомедицинской модели психических болезней. Первоначально неврозом во французской школе психиатрии и клинической называли нарушения нервной деятельности ("болезнь нервов"). Затем этим термином стали обозначать целый спектр различных психических нарушений, для которых не удавалось обнаружить какого-либо органического расстройства в качестве ведущей причины наблюдаемого дефекта (отклонения в поведении). При этом всегда полагалось, что органическое расстройство непременно имеется, однако его трудно обнаружить и доказать причинно-следственные отношения между ним и видимым отклонением.

Начиная с работ З. Фрейда, неврозом (иногда - психоневрозом, чтобы провести четкое разграничение между неврологическим и функциональным нарушением) называют разнородную по своим проявлениям группу функциональных расстройств, имеющих общую характеристику - выраженное состояние тревоги . Сюда были отнесены такие нарушения психики и поведения, которые хотя и доставляли дискомфорт пациентам, были болезненными и мучительными для них, однако протекали легко, поскольку они не искажали базовых процессов восприятия и мышления, удерживая людей от грубых нарушений социальных норм.

В качестве основной причины невроза З. Фрейд видел внутриличностный бессознательный конфликт, который служит причиной хронического тревожного состояния и заставляет пациента прибегать к использованию защитных механизмов. Проявление вытесненного содержания внутриличностного конфликта в конечном счете и выражалось в психических и поведенческих симптомах.

В рамках психодинамической концепции невроза выделяют следующие его виды:

- тревожный ;

- фобический ;

- обсессивно-компульсивный (невроз навязчивых состояний) ;

- истерический ;

- (псих-) астенический ;

- ипохондрический ;

- депрессивный (невротическая депрессия) ;

- деперсонализированный ;

- невроз характера ;

- нарциссический невроз ;

- невроз внутреннего органа (конверсионный) и т. д.

В отечественной науке базовым является определение невроза, данное психиатром В. А. Гиляровским:

Невроз - это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к переработке (преодолению) возникшей ситуации и компенсации нарушений.

В этом определении акцент делается на длительной переработке личностью неразрешимой проблемной ситуации и неспособности адаптироваться к имеющимся условиям. Неспособность адаптации к сложным жизненным обстоятельствам складывается, по мнению отечественных авторов, из "слабости" психофизиологических механизмов (органического дефекта), особенностей развития личности, а также провоцирующих факторов, вызывающих сильное психическое напряжение /25/.

Особое значение в отечественных и психодинамических концепциях невроза придается процессу личностного развития . В качестве причинных факторов выделяют задержки психологического развития на различных возрастных этапах. Например, в качестве личности, склонной к невротическим реакциям, в психоанализе выделяют взрослого человека с "анальным характером". Личность с "анальным характером" - это человек, задержавшийся на анальной стадии развития личности по З. Фрейду и устойчиво демонстрирующий свойственные этой стадии характеристики поведения (упрямство, скупость, чрезмерная аккуратность). Возникающая в результате задержки на одном из этапов негибкая стратегия поведенческих реакций на изменяющиеся социальные ситуации (поскольку репертуар реакций оказывается ограниченным) и приводит к невротизации - развитию какого-либо невроза.

Другим причинным фактором невроза считают "психическую травму", тяжелую соматическую болезнь, эмоциональную депривацию в процессе общения со значимыми людьми (в первую очередь родителями, если речь идет о ребенке).

Критическими возрастами , предрасполагающими к развитию невротических реакций и неврозов, является период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера личности, и период 11-14 лет, когда активно развивается идеаторная (имеющая отношение к идеям, когнитивная) сфера личности /47/.

Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны непосредственность и неустойчивость эмоциональных реакций, их быстрая смена, преимущественный интерес к текущим событиям и недостаточная оценка будущего. Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития. В дальнейшем эта задержка приведет к развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости, непосредственности реагирования на внешние события и, соответственно, к трудностям адаптации, к снижению способности адекватной оценки ситуации и построения планов на будущее.

На этапе развития идеаторной сферы личности сознание ребенка обогащается различными понятиями, развивается способность к умозаключениям, к построению долгосрочных планов действий. Подросток начинает самостоятельно мыслить, подвергать обсуждению те или иные факты, вскрывать закономерности социальной жизни. При возникновении психотравмирующих ситуаций в этом возрасте (11-14 лет) может снижаться интерес к окружающему, наблюдаться подавление эмоциональной связи с происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей, идеи становятся оторванными от реальности. Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим рано повзрослевшим, сдержанным, он стремится много читать, рассуждать о сложных проблемах. Однако на самом деле такое развитие создает предрасположенность к формированию в будущем невроза навязчивых состояний.

Большую роль в возникновении отклонений в развитии личности, могущих привести к развитию неврозов, играет система отношений в семье ребенка и характер воспитания , принятый в этой семье /11/.

В психодинамическом подходе больший акцент делается на характере детско-родительских отношений как ведущей причине неврозов. Отношение к ребенку рассматривается в глобальном аспекте принятия/непринятия (принятия/отвержения). С глобальным отношением к ребенку связано удовлетворение его базовых потребностей. В отношениях принятия и адекватной заботы, истинной любви (когда родители реагируют не только на витальные - голод, жажда, удовлетворение телесных потребностей, - но и на эмоциональные нужды ребенка), ребенок не испытывает тревоги за свое будущее, адекватно познает мир и научается конструктивному взаимодействию с ним. Постоянное проявление заботы является особенно важным для развития такой функции "Я", как способность без опаски откладывать удовлетворение потребностей (postpone gratification ) вследствие развития у личности уверенности в мире и доверия к нему. Способность откладывать удовлетворение потребностей позволяет человеку строить зрелые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний.

В отечественной психологии больший акцент в объяснении факторов, предрасполагающих к развитию неврозов, делается на системе воспитательных мероприятий. При этом под неадекватным воспитанием понимается не столько сам стиль, сколько шаблонное, негибкое использование какого-либо одного из вариантов воспитательных воздействий без учета реальных обстоятельств. Наиболее частой причиной невротического развития личности считается воспитание в виде гиперопеки (гиперпротекции), которая может проявляться как "доминирующая" или "потворствующая", а также противоречивый стиль воспитания /11/.

Воспитание в виде доминирующей гиперопеки обязательно включает особую систему разрешительного или ограничительного контроля над поведением ребенка. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить ему наилучшее решение любых проблем и преодоления препятствий, беря все трудности на себя и лишая ребенка права выбора. При доминирующей гиперопеке родители сами выбирают ребенку друзей, организуют его досуг, навязывая свои вкусы, интересы, нормы поведения. Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. Строгость, контроль, подавление инициативы ребенка мешают развитию отношений привязанности и формируют только страх и почитание обладающих властью.

К доминирующей гиперопеке относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности . Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с завышенными требованиями по отношению к его личности и поведению. Эмоциональные отношения с родителями при этом более теплые, однако ребенок ставится в условия, когда он должен во что бы то ни стало ради этой любви оправдывать завышенные ожидания родителей. В результате такого воспитания возникает страх перед испытаниями, что вызывает неадекватное ситуации психическое напряжение.

В воспитании по типу потворствующей гиперопеки ("кумир семьи" ) , напротив, любые желания ребенка оказываются в центре внимания, просчеты и проступки ребенка не замечаются. В результате у ребенка формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такая личность испытывает сильные отрицательные переживания при столкновениях с реальностью, поскольку лишение привычной атмосферы почитания и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает социальную дезадаптацию.

Наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания , когда в одной и той же ситуации к ребенку предъявляются противоположные требования. Противоречивый стиль воспитания характеризуется альтернирующими (перемежающимися) эмоциональными отношениями между родителями и ребенком и неконгруэнтностью общения .

Перемежающиеся эмоциональные отношения - это непоследовательные, немотивированные эмоциональные проявления, когда похвала или упрек зависят исключительно от настроения родителя, а не от ситуации и поведения ребенка.

Неконгруэнтность общения - несоответствие слов родителей интонации и мимике (часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка).

Для противоречивого стиля воспитания также характерна постоянная, не зависящая от содержания ситуаций смена воспитательных тактик или наличие разных воспитательных тактик у разных членов семьи.

Общим результатом перечисленных воспитательных тактик становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.

Неустранимым недостатком как отечественной, так и психодинамической концепций невроза является то, что отклонения в процессе личностного развития с равной долей вероятности приводят не только к неврозам или психопатиям, а могут служить и одним из факторов развития аддиктивных, психосоматических, когнитивных, (суб-) психотических и многих других психических расстройств. При этом многие симптомы невротического расстройства в той или иной степени включаются и в другие самостоятельные болезни (например, неврозоподобная шизофрения).

Трудности в четком разделении специфической симптоматики перечисленных нарушений, условность выделения невротических расстройств, множественность причинных факторов для одного и того же нарушения, неоднозначное использование понятия невроза разными психологами и психиатрами, невозможность выделить специфическую невротическую характеристику, отделяющую невроз от других психических нарушений, в конечном итоге привело к отказу от использования этого термина в современной клинико-психологической практике.

В современной клинической психологии вместо термина "невроз" принято говорить о связанных со стрессом расстройствах, которые по традиции называют "невротическими". Употребление термина "невротические расстройства" вместо термина "невроз" освобождает нас от необходимости подгонять симптомы нарушений под какие-то иные строго определенные причинные факторы, кроме стресса (психической травмы). Невротические расстройства скорее выступают не "пограничными" по отношению к психозам, а являются отражением некоторых общих закономерностей изменения психической деятельности личности под влиянием стрессовых факторов.

К невротическим расстройствам сегодня относят:

Фобические расстройства;

Тревожные расстройства;

Навязчивости (обсессивно-компульсивное расстройство);

Острую реакцию на стресс;

Посттравматическое стрессовое расстройство;

Расстройства приспособительных реакций (адаптации);

Диссоциативные (конверсионные) расстройства;

Соматоформные расстройства;

Неврастению;

Синдром деперсонализации.

Несомненно, что понятие невроза окончательно не выйдет из употребления, поскольку с ним связан обширный объем психологической и медицинской литературы, кроме того, оно широко используется в обыденной речи.

Следует отличать понятие пограничных психических расстройств в отечественной клинической психологии от созвучного термина "пограничный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности (пограничное расстройство личности)", который принят в международной классификации психических расстройств и нарушений поведения. Под пограничным расстройством личности понимается тотальная неспособность человека к установлению стабильных межличностных отношений, устойчивого образа "Я", поддержанию устойчивого позитивного эмоционального баланса. Оно получило такое название, поскольку по своим проявлениям занимает промежуточное место между невротическими и психотическими изменениями в личности. При пограничном личностном расстройстве отмечаются нарушения самостоятельности, аффективного контроля, а также развиваются чрезвычайно сильные отношения привязанности. Более подробно это нарушение описывается в разделе 6 "Расстройства личности".

Контрольные вопросы

1. Какие расстройства включаются в понятие "пограничных"?

2. Какова нейрофизиологическая схема возникновения "пограничных" расстройств?

3. Какие виды неврозов вы знаете?

4. Какой возраст является критическим для возникновения невроза?

5. Как стиль семейного воспитания может повлиять на возникновение и развитие "пограничных" психических расстройств?

Литература для дополнительного чтения

1. Александровский Ю. Ф.

2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия

3. Каменецкий Д. А. Неврозология и психотерапия - М.: Гелиос, 2001.

4. Клиническая

5.

Цитируемая литература

1. Александровский Ю. Ф. Пограничные психические расстройства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Гиляровский В. А. Избранные труды. - М.: Медицина, 1973.

3. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

4. Кербиков О. В. Избранные труды. - М.: Медицина, 1972.

5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

6. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 1999.

8. Смулевич А. Б. Психогении и невротические расстройства, выступающие в рамках динамики психопатий // Психиатрия и психофармакология. Медиа медика. Том 2. № 4. 2000.

9. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх