Основные избирательные системы. Политическая сфера общества

Признаки

Типы политических режимов

          Власть осуществляется узкой группой людей

          Гарантировано равенство всех перед законом

          Гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

          Власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы

          Особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

          Осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

          Милитаризация, массовые репрессии, силовые структуры играют большую роль

          Режим нацелен на обеспечение собственной безопасности и стабильности

    В государстве Р. Действует конституция. Согласно ей законодательная и судебная власти подчинены исполнительной, во главе которой стоит президент. Опорой власти являются вооруженные силы страны, а так же церковь. Какой политический режим присущ данному государству. Почему?

    К какому типу относятся режимы:

    В дореволюционной России;

    В период сталинизма;

    В современной России.

    Изложите свою точку зрения по поводу следующих высказываний. Свою позицию аргументируйте:

    1. «Демократия – всегда распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог. Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой обеспечивающей прочное и благополучное существование; теперь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма, возбуждает дух исканий» (Русский юрист П.И. Новгородцев )

Какие достоинства и недостатки демократии как политического режима отметил Новгородцев? Почему демократия считается лучшей по сравнению с другими режимами?

      «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». (Ш.-Л. Монтескье)

      «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье)

      «Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их на лицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И.Ильин)

      Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество (И.Ильин)

      « Мы первыми заявили, чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности…» (Бенито Муссолини)

      «Чем больше расстояние между повелевающими и повелевающимися, тем меньше значение для первого имеет кровь второго…» (Дени Дидро французский писатель, философ-просветитель)

      «Демократия… - это правление народа, избранное народом и для народа» (Авраам Линкольн)

      «Демократия – это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством» (Василий Рознов, русский философ начала ХХ века )

    Сравните политические режимы по следующим критериям:

Критерии

Тоталитаризм

Демократия

1. Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)

2. Степень принуждения и насилия

3. Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, ответственность властей перед законом)

4. Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии

    Какое из следующих утверждений справедливо?

    тоталитарные политические системы преимущественно не зависят от господства той или иной элиты;

    во многих современных государствах реальная возможность принятия ключевых политических решений сконцентрирована в руках небольшой группы политических деятелей

    демократические политические системы относительно сво­бодны от элитарного фактора.

    В государстве Г. во время голосования граждане получают списки политических партий, борющихся за места в парламенте. Победителями по закону окажутся партии, получившие не менее 5% голосов; среди кандидатов в депутаты по данному избирательному округу только один в случае победы сможет занять место в парламенте. Какая избирательная система существует в данном государстве?

    В избирательном округе выставлены два списка кандидатов от партии Xи от партииY. Участие в голосовании приняли 180 тысяч избирателей. Мандаты между партиями распределились в соответствии с количеством выданных за нее голосов. По какой избирательной системе проходили данные выборы. Почему?

    На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два аргумента.

    Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48 % избирателей данного округа, а его конкуренты получили соответственно 31 % и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Свой ответ аргументируйте.

    Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками.

Признаки

Типы избирательных систем

    Победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников

    Распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую из них голосов

    Обеспечивается тесная связь кандидата с избирателем

    Способствует более полному представительству различных политических сил в парламенте, так как шансы попасть в парламент имеют все партии, которые преодолевают невысокий порог

    Способствует становлению двух партийной или трех партийной системы

    Система способствует неустойчивости правительства. Ни одна партия не добивается абсолютного большинства, поэтому создаются коалиционные правительства

А) Мажоритарная

Б) Пропорциональная

    Ознакомьтесь с политическими взглядами Руссо и Джефферсона и попытайтесь выделить общие черты и определить различия в их мнениях.

    Французский просветитель XVIIIв. Ж.-Ж, Руссо, один из авторов теории общественного договора и сторонник идеи народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеют обязательной силы.

    Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель Т. Джефферсон считал народ источником высшей власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.

    Почему в парламентской республике вся система организации власти приводит в итоге к усилению не законодательной власти, а исполнительной?

    Политологи считают, что принцип народовластия реализуется через демократию представительную (т.е. через избранных в органы власти представителей) и демократию непосредственную (т.е. путем прямого, непосредственного влияния на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц). Укажите, какие из нижеприведенных положений относятся к формам представительной демократии, а какие – к демократии непосредственной:

    Деятельность депутатов в парламенте

    Избрание кандидатов от политических партий, общественно-политического движения или независимого кандидата в законодательные органы государственной власти

    Участие в митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях, а акциях общественного неповиновения.

    Принятие Конституции РФ на референдуме

    Избрание президента

Свой выбор обоснуйте.

    Как вы понимаете положение «выборы в парламент проводятся по избирательным округам»? Объясните, почему избирательные округа должны насчитывать равное число жителей.

    Подберите примеры, свидетельствующие о том, что выборы в парламент являются не только всеобщими и прямыми, но и равными.

    Каким образом избиратель реализует право политического выбора, право делегировать представительство своих интересов тому или иному кандидату

    Заполните пробелы недостающими понятиями:

            1. В переводе с греческого «демократия» – ___________.

              Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат, называется ____________________.

              возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в государственных органах, в парламенте реализуется при ______________ форме демократии

              порядок выборов народных представителей в органы власти – __________

    Что такое парламентская фракция? Приведите примеры фракций в российском парламенте. В чем проявляется защита прав меньшинства в парламенте? Почему принцип защиты прав меньшинства относится к важнейшим демократическим принципам?

    Подтвердите тремя конкретными примерами наличие в современной России политического плюрализма.

    Возможен ли тоталитаризм без внутренней и внешней агрессии? Почему?

    Каковы проявления политического экстремизма? Объясните, в чем заключается опасность экстремизма? Подумайте, почему экстремизм не совместим с конституционным порядком?

    Объясните, на основании чего демократию признают способом организации политической системы, всей жизни общества.

    Какие демократические принципы вам известны? Как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства?

    Согласны ли вы с тем, что парламентарии - «слуги народа»? Свой ответ аргументируйте.

    Писатель Б. Васильев, рассматривая проблему демократизации, пишет: «...ощущается она нами как своего рода дозволение. А следует-то ее ощущать как нельзя. Нельзя нарушать законы, Конституцию, увольнять работников по желанию начальства...»

    От некоторых руководителей сегодня можно услышать выразительную фразу: «Кто вам позволил?» Какой принцип правового регулирования отражается в ней?Правильно ли предположить, что стиль руководителя - обладателя этой фразы - недемократичен? Свой ответ аргументируйте.

    «Демократия - метод, который удерживает заинтересованных лю­дей от претворения в жизнь их интересов в ущерб обществу. Диктатура - система, предоставляющая одним людям абсолютную власть над другими людьми» (Р. Нибур).

Проанализируйте точку зрения Р. Нибура на де­мократию и диктатуру. Согласны ли вы с его оценкой демо­кратии? Какие отличительные черты демократии называют поли­тологи сейчас?

    Проанализируйте любое политическое событие, используя указанный алгоритм анализа политических явлений

    Каковы причины события или явления?

    Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

    Какую цель преследовали люди в ходе данного события (в период существования данного явления)?

    Какими способами люди добивались поставленной цели?

    Каковы положительные и отрицательные последствия данного со­бытия или явления?

    Как можно в целом оценить данное событие (явление)?

    Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?

    Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (яв­ления)?

    Почему социальное неравен­ство не способствует развитию демократии?

    Что такое парламентаризм? Почему Англия считается классической страной парламентаризма?

    Энгельс писал: «Демократия , как и всякая другая форма правления , должна в конечном итоге распасться : лицемерие не может быть долговечным , скрытое в нем противоречие неизменно выступит наружу ; либо настоящее рабство , т . е . неприкрытый деспотизм , либо действительная свобода и действительное равенство , т . е . коммунизм» . Как вы думаете, какое противоречие демократии имел в виду Ф. Энгельс?На ваш взгляд, действительно ли демократия может привести как к рабству и деспотизму, так и к свободе?

    Определите слабые и сильные стороны прямой и представительной демократии, заполнив таблицу.

Формы демокра-тии

Слабые стороны

Сильные стороны

1) Прямая демократия

        сложность принятия согласованных решений;

        недостаточная компетентность и эмоциональная неуравновешенность народа

        высокая степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

        большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

        проведение референдумов сложно и дорого стоит.

2) Представи-тельная демократия

    Некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы с решениями, могут использовать экспертов для оценок этих решений.

    При прямой демократии решения принимаются простым большинством, то при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

    В ряду проблем, разработанных французскими политологами, важное место занимает проблема способа голосования как одного из ключевых элементов политического режима. Специфика избирательной системы может определять контуры самой политической системы. М. Дюверже еще в 1951 г. вывел закономерности влияния способа голосования на партийную инфраструктур

    выборы по мажоритарной системе в 1 тур помогают утверждению двухпартийной системы, состоящей из партий с сильной структурой;

    мажоритарные выборы в 2 тура помогают рождению много партийной системы из партий со слабой структурой, зависящих друг от друга.

    пропорциональные выборы благоприятствуют многопартийной системе из партий взаимно независимых и с сильной структурой.

Как Вы объясните эти выводы? Что можно сказать о специфике избирательной системы в разных странах? В нашей стране? Какой ее вариант, по Вашему мнению, был бы для нас наиболее предпочтителен?

    Какие основные условия и причины, на Ваш взгляд, привели к возникновению и закреплению тоталитаризма в бывшем СССР:

    однопартийность

    бюрократизация государственного аппарата

    низкий образовательный и культурный уровень народных масс

    смерть В. И. Ленина

    доверчиво-бессознательное отношение народа к властным струк­турам;

    качества характера И. В. Сталина.

    Чем характеризуются тоталитарные режимы? Что им присуще? Подумайте и попытайтесь объяснить, почему многие тоталитар­ные политические системы (например, такие их разновидности, как фашистские) смогли просуществовать сравнительно долго и пользо­вались массовой поддержкой?

    По каким признакам можно определить демократичность (или недемократичность) политического режима? Согласны ли Вы со следующими из них:

    честные, соревновательные, регулярно проводимые выборы

    правительство рождается из выборов

    защита прав отдельных личностей и меньшинства? Если "да", то дайте им краткую характеристику.

    Может ли быть вполне гарантирована стабильность в рамках демократической политической системы? Аргументируйте свой ответ.

    Какие типы политических систем - демократический или тоталитарный - являются более устойчивыми, или, по крайней мере, сравнительно жизнеспособными? Почему?

    Специфика двухпартийных систем заключается в устойчивом преобладании на политической арене двух крупных партий, которые периодически сменяются в правительстве. Означает ли это, что в стране с такой политической системой могут существовать только две политические партии? Приведите примеры и дайте анализ известных Вам двухпартийных систем.

    Приведите примеры однопартийных систем. Можно ли считать, что такие системы означают свертывание демократии? Объясните, почему подобные системы, как правило, оказываются недол­говечными.

    Априори принято считать, что республиканская политическая система более демократична, чем монархическая. Англия является конституционной монархией, гитлеровская Германия была республикой. Чем же определяется уровень демократичности этих стран: политической системой или режимом?

    Какие политические режимы существуют в настоящее время в странах СНГ, странах Восточной и Западной Европы, других регионах мира? Какой тип политической системы доминирует в разных регионах мира? Составьте таблицу:

    Составьте конспект основных ценностей той или иной политичес­кой системы. Продумайте аргументы в защиту ее преимуществ. Оцените степень прогрессивности и перспективности различных ти­пов политических систем.

«Интерференция двух волн» - Просветление оптики. Интерференция. Светлые полосы – волны усиливали друг друга (максимальная амплитуда). Устойчивая интерференционная картина наблюдается при условии когерентности налагающихся волн. Причина? Интерференция механических волн звука. Интерференция -. Бритва удерживается на воде поверхностным натяжением нефтяной пленки.

«Два капитана Каверин» - Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы. Мальчики пешком добираются до Москвы. Отец умирает в тюрьме. Интересные факты. Фока» под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. А вернувшись в Полярный, у доктора Павлова Саня находит и Катю. Экспедиция не вернулась. Мария» в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны».

«Политические партии» - Движения имеют массовый характер. Имеют ли значение партии в настоящее время как политический институт? Каковы функции партий и тенденции развития? Партии - правящие и оппозиционные. Партии выполняют электоральную функцию. Типы партийных систем. Принципы в уставе. Понятия политических партии и движения.

«Политические партии и движения» - Разрешительный, уведомительный. Митинги, собрания, демонстрации. Обращения. Вне парламента: яблоко, патриоты россии, правое дело. Понятия политических партии и движения. Естественные права человека. Нацеленность партий на завоевание гос. Главная проблема. Решение проблемы. Религиозной и национальной принадлежности.

«Избирательная система» - Избирательные системы. Тест. Укажите признак, являющийся отличием данной системы. Выборы легитимируют власть Выборы служат барометром политической жизни Выборы являются средством селекции политических руководителей. Пропорциональная. Смешанные избирательные системы. 2. В государстве Г. существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям.

«Толстой Два брата» - Л. Н. Толстой участвовал в обороне Севастополя. Работа над 1- ой частью сказки. Библиотека в Ясной Поляне. Я хочу учиться. Сейчас я начну учиться. Написано на смех-значит неправда. Басня Былина Сказка Пьеса. Камень, находка, камень счастья. На разминку. Сказка Л. Н. Толстого. Внимание моё растёт. Л.Н. Толстой 1828-1910.

1. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

2. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, их структурные подразделения вправе предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями. Включение таких кандидатур в списки кандидатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О политических партиях".

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы. На выборах в федеральные органы государственной власти в указанный список включаются политические партии, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах. На выборах в органы местного самоуправления в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения и иные структурные подразделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах, а также иные общественные объединения, которые отвечают требованиям, предусмотренным подпунктом 25 статьи 2 настоящего Федерального закона, и их соответствующие структурные подразделения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании. В избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование не более чем из семи слов, в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется сокращенное наименование политической партии, общественного объединения. Если как полное, так и сокращенное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, кандидат или орган политической партии, иного общественного объединения, выдвинувших кандидата, список кандидатов, в предусмотренном законом порядке согласует краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов. При этом краткое наименование политической партии, общественного объединения образуется с соблюдением требований, предусмотренных соответственно статьей 6 Федерального закона "О политических партиях", положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", и только из слов, составляющих наименование политической партии, общественного объединения, указанное в ее (его) уставе.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В случаях и порядке, предусмотренных законом , избирательное объединение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Изменение наименований и эмблем избирательных объединений после представления таких наименований и эмблем в соответствующую избирательную комиссию не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 , 2.2 и (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов. Если в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона "О политических партиях", и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

14.2. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а" , "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.3. Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.4. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

(см. текст в предыдущей редакции)

14.5. При проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 , 2.2 и (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

14.6. В случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а"

16. Не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

(см. текст в предыдущей редакции)

Говоря о едином государственном экзамене 2010 года необходимо кратко остановиться на том, что в 2010 году в КИМ вводятся новые содержательные единицы.

Наибольшее количество таковых присутствует в разделе «Право». Назовем такую новую тему, не встречавшуюся в предыдущие годы: «Законодательство РФ о выборах».

Рассматривая тему «Законодательство РФ о выборах», выпускник должен знать, что в Российской Федерации разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выборов гражданами России в органы власти. В статье 3 Конституции сказано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы», а статья 32 утверждает: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления подкрепляется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Его статьи защищают права россиян на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов, во время предвыборной агитации и т. д.

Поскольку каждый орган власти имеет свои особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы. Так, выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», а выборы парламентариев — Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Есть Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», и, наконец, референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом «О референдуме Российской Федерации».

Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не на- ходится в местах лишения свободы по приговору суда. Это есть избиратель, т. е. гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право - это право граждан РФ быть избранными в эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз (например в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет и ценз оседлости (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет). Демократические выборы проходят на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Существуют две основные системы выборов — мажоритарная, пропорциональная и мажоритарно - пропорциональная (смешанная). При мажоритарной системе в избирательном округе побеждает кандидат, набравший большинство голосов избирателей. При пропорциональной систем избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партию или блок партий, и в зависимости от того, сколько голосов наберет та или иная партия, она и получает определенное (пропорционально поданным голосам) количество мест (мандатов). При мажоритарно - пропорциональной часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.


Примеры заданий.

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ. В многопартийном государстве 7% - ый порог, необходимый для прохождения в 450 - местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А - 7%; партия В - 10%, партия С - 20%; партия - Х - 50 %.
Какая избирательная система установлена в данном государстве? 1

1) пропорциональная;

2) мажоритарная;

3) смешанная;

4) недостаточно сведений для определения типа избирательной системы.

Решение: На первый взгляд ответ напрашивается №1., т.к. в условии задания говорится об участии политических партий. Но нет никакой информации, принимали ли участие в выборах кандидаты от избирательных округов. Следовательно, однозначно ответить о типе избирательной системы нельзя.

Ответ: 4.

ЗАДАНИЕ 2. Каждые 5 лет в стране Z проходят парламентские выборы. Места в парламенте получают партии, набравшие больше 9% голосов, а победителем признаётся партия или блок партий, набравшие большинство голосов избирателей. Какой из приведённых ниже признаков характерен для избирательной системы такого типа? 2

1) в парламенте представлены все официально зарегистрированные политические партии

2) количество депутатских мандатов определяется процентом голосов, набранных партий на выборах

4) в стране для выдвижения кандидатов и проведения выборов создаются одномандатные округа

Решение: Из условия задания мы видим, что в стране Z существует избирательный порог для прохождения в парламент. В данном случае он равен 9%. Это значит, что в парламент пройдут только те партии, которые наберут не менее 9% голосов избирателей. А та партия, которая наберёт больше всех голосов, станет победительницей. И ей достанется больше мест в парламенте. Следовательно, количество мест в парламенте зависит от количества набранных голосов.

Ответ: 2.

ЗАДАНИЕ 3. Какой признак отличает пропорциональную избирательную систему? 3

1) создание общенационального избирательного округа

3) предоставление кандидатам времени в телевизионном эфире

Решение: Прежде всего надо вспомнить признаки избирательных систем. Под п. 2,3 признаки характерны для всех видов избирательных систем. Голосование за конкретного человека характерно для мажоритарной избирательной системы.

Следовательно, ответ будет под номером 1.

Ответ: 1.

ЗАДАНИЕ 4. В стране Z по инициативе большинства граждан произошел переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Социологи опросили граждан страны по вопросу: «В чем вы видите преимущества мажоритарной системы?»

Полученные результаты (в процентах от общего числа участников опроса) представлены в графической форме 4 .


1) Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах.

2) Каждый четвертый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы.

3) Считают, что мажоритарная система исключит дискриминацию малых партий, больше опрошенных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия политических идей в парламенте.

4) Отметили, что при мажоритарной системе большее число граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества.

Ответ: 4.

ЗАДАНИЕ 5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль выборов в политическом процессе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

При выполнении данного задания формулировки пунктов плана должны быть корректны с точки зрения их соответствия заданной теме и чёткости выражения мысли. Основные аспекты темы должны быть отражены в определённой последовательности.

Ответ: один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Демократический механизм принятия политических решений.

2. Избирательные права граждан.

3. Демократическая процедура выборов.

4. Избирательные системы.

5. Представительные органы власти.

6. Выборы в недемократических обществах.

При составлении материала была использована следующая литература:
1. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание/авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
2. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко: под ред. П.А. Баранова. - М.: АСТ: Астрель, 2010.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх