Основные философские идеи буддизма. Что такое буддизм — первое знакомство с учением Будды. Понятие Бога в буддизме

Здравствуйте! Как-то раз мы говорили о суфиях; потом немного затронули индуизм. Поговорим-ка мы сегодня о буддизме - а то меня часто спрашивают, и выясняется, что слухов о нем ходит много, но очень кто доподлинно что-то знает.
Вот я и расскажу, что читал в книгах и видел сам.

В списке мировых религий буддизм занимает одно из главных мест. Да только вот религия ли это?
Ведь обычно, когда говорят «религия», подразумевают веру в некое высшее существо, которому можно помолиться и все исправится. В буддизме этого нет. Сам Будда никогда не призывал во что-либо верить и никогда не говорил о Боге. Более того, он строго-настрого велел своим ученикам не углубляться в вопросы существования и природы Бога. Он говорил, что такие расследования практически бесполезны и только отвлекут их.
«Я учу вас одному и только одному - как освободиться от страдания. - сказал он ученикам. - Знайте, что главное - внутри вас».

Но для начала - немного истории.
Две с половиной тысячи лет тому назад, в шестом веке д.н.э. в маленьком княжестве на севере Индии в царском роде Шакья родился принц Сиддхарта Гаутама или Шакьямуни. Юность его прошла в роскоши дворца. Чтобы чего не вышло, папа с мамой всячески оберегали его от соприкосновения со внешним миром.
Однако юноша подрос, внимательно осмотрелся вокруг и заметил, что жизнь приносит всем живым существам сначала радость, потом страдание, а в итоге все кончается смертью. Он задумался - нельзя ли сделать так, чтобы жизнь не приносила страданий.

Чтобы понять, как этого добиться, он бросил семью, ушёл из дворца, и стал странствовать в глуши, прислушиваясь к разным учениям. И так он пространствовал шесть лет. Занялся крайним аскетизмом, едва не уморил себя голодом.
И вот как-то раз он сидел, уже на пороге голодной смерти. Мимо шла девушка с пирожками. Поглядев на истощенного, похожего на скелет Гаутаму, она пожалела его и предложила пирожок. И тут он осознал, что если умрет от голода, то это никак не приблизит его к постижению тайны жизни. Осознал - и съел пирожок.
Так родилась буддистская концепция «Среднего Пути» - то есть, что не нужно впадать в крайности. С точки зрения буддизма одинаково вредно и потакать капризам тела, и умерщвлять плоть.

Но это все-таки не было ответом на его вопрос. В конечном итоге, Гаутама сел медитировать под дерево, твердо вознамерившись не вставать, пока не постигнет сути всего сущего. Он просидел, отрешившись от всего, двое суток, и к утру третьего дня истина открылась ему. Он проснулся от «сна невежества» и стал «пробужденным», то есть - Буддой.
Увидев его в таком состоянии, знакомые подвижники тоже захотели узнать - что же такое ему открылось. Дальше - больше. Начали собираться ученики. То, чему он их учил, и называется «буддизм».

В первоначальном буддизме нет никакой мистики. Есть логика и понимание того, как работает человеческое сознание. Гаутама учил только тому, что испробовал на себе сам.

Вслед Будде, буддисты полагают, что потенциально абсолютная истина (то, что мы называем Богом) есть в каждом живом существе, что она и есть основание нашего сознания. Они называют эту истину «природой Будды» и говорят, что любой человек, очистивший свое сознание, тоже становится Буддой.
Вот и все. Это немного напоминает слова апостола Павла о том, что в каждом из нас есть «внутренний Христос».
ещё Шакьямуни сформулировал 4 истины:

а) Жизнь полна страданий.
b) Причиной страданий является привязанность к приятному и нежелание неприятного.
с) Возможна жизнь без страданий.
d) Есть путь, идя по которому можно избавиться от страданий.

Всю оставшуюся жизнь Шакьямуни учил, как идти по этому пути. Спокойно дожил до восьмидесяти лет, а потом умер, сказав напоследок ученикам, что им больше не нужен учитель, теперь они сами все знают и должны сами работать над собой.
Его последними словами были: «Все вещи непостоянны по своей природе. Работайте над своим спасением».

Все вещи непостоянны по своей природе. В этих словах - главная истина буддизма, настолько простая, что все её упускают из вида. Нам что-то нравится, мы цепляемся за это и хотим, чтобы так происходило всегда. «Я так хочу, чтобы лето не кончалось…». Но если лето не кончится, не будет больше ни осени, ни зимы, ни весны, ни нового лета, природа перестанет обновляться и начнется застой, гниение и смерть.
Когда что-то пришло - радуйтесь этому, а когда придет время уходить - отпустите, чтобы пришло что-то новое. Но мы все время цепляемся за старое, и в этом причина всех наших страданий. Поняв это, понимаешь учение Будды.

Чтобы легко и непринужденно разговаривать с буддистом, полезно знать три ключевых слова. Перерождение, карма и дхарма. Расшифруем эти неясные термины.

Перерождение значит, что (по мнению буддиста) все мы, умирая, никуда не пропадаем, а снова перерождаемся; находимся в колесе непрерывных рождений и смертей. А поскольку задумываться о происходящем в нашей жизни мы не очень склонны, то с этой карусели мы сами сойти никак не можем. Что же заставляет нас вновь рождаться и вновь умирать без всякого толка?

Карма - то есть, говоря по нашему - закон сохранения энергии, основание всей науки. Из ничего ничего не появляется и ничто никуда бесследно не исчезает - этому нас учили в школе. Индийские философы резонно выводят, что ни одно наше действие также не остаётся без последствий. Сделав что-то плохое, мы не можем избежать расплаты; сделав же хорошее, получаем награду.

Другое дело, что находясь в этом мире, мы, как правило, не видим ни причин, ни следствий наших поступков. И не понимаем, что происходит в нашей жизни - откуда валятся беды, и почему случаются удачи. На что философия буддизма отвечает нам: эти беды и удачи являются следствиями наших собственных поступков, и отвертеться от этого никто не может. А поскольку не все долги удаётся погасить в течении одной жизни, то мы умираем и рождаемся вновь в соответствии с тем, как мы себя вели в прошлых жизнях.
Все это, вместе взятое, и называется Дхарма. Дхарма - это закон, по которому устроен и развивается мир; а также это - учение об этом законе и правила, согласно которым нужно себя вести.

Но - постойте! - спросите вы. Зачем освобождаться? Зачем отказываться от дальнейших жизней в этом замечательном мире, пусть они и приносят страдания?
Элементарно. Никто и не отказывается. Просто пока мы находимся в плену наших мыслей, страстей, заблуждений и иллюзий, мы живем, умираем и рождаемся вновь, не вынеся никаких уроков из прошлой жизни. Мы, как на карусели, все время движемся по одному и тому же кругу, испытывая боль и разочарование. Потом умираем, не сделав никакого вывода. Проходим тяжёлые испытания после смерти, потом автоматически рождаемся вновь (хорошо ещё, если человеком), ничего не помня, и вся карусель начинается по-новой. Бессмысленно, унизительно и больно.

Хорошо. А что же ждет человека, набравшегося ума, освободившего свое сознание от ядов невежества, жадности и гнева?
Тоже очень просто. Вот человек освободился, он расплатился со своими кармическими долгами, он не обязан больше рождаться здесь. Он умирает и попадает в чистые земли (по нашему - в рай). Живет он там, живет - и рано или поздно понимает, что на сердце у него неспокойно.
Он-то освободился и пребывает в блаженстве, а все люди, которых он любил в предыдущих жизнях, продолжают страдать, не зная - как сойти с карусели. От этого ему не по себе. И тогда он сам, сознательно принимает решение родиться на земле вновь и помочь всем, кому он сможет помочь. Такой человек называется «бодхисаттва». Он добровольно отказывается от собственного блаженства, пока не освободит всех существ от страданий, вызванных их собственным невежеством. Согласитесь, что в этом что-то есть.

Есть люди, по незнанию приписывающие буддистам полное равнодушие к миру - дескать, им нужна некая нирвана, прекращение бытия - и все.
Увы! Невежественные люди всегда наезжают на то, о чем не имеют ни малейшего понятия. Не зря Христос говорил: «Прости им, ибо не ведают - что творят».
Сострадание - это центральное понятие буддизма. Если другим плохо, тебе не может быть хорошо. А в итоге - доброе отношение к людям приводит к накоплению позитивной энергии; рано или поздно количество накопленной позитивной энергии переходит в качество. Человек начинает видеть безрезультатный круговорот жизни и хочет перестать зависеть от суеты. Он начинает медитировать, ум его очищается и тогда жизнь приводит его к учителю, который показывает ему его истинное сознание. А уж узнав свое истинное сознание, человек постепенно приходит к полному освобождению.

После того как Будда Шакьямуни покинул этот мир, ученики продолжали нести его учение. Как оно и положено, они быстро разошлись во взглядах на то, чему же именно учил Гаутама и в итоге образовалось несколько ветвей буддизма.

Есть «Малая Колесница» или «Хинаяна» - это те, кто ни, на что не обращая внимания, работают над очищением своего сознания.
Есть «Большая Колесница» (Махаяна) - это те, кто хотят помочь всем живым существам, и таким образом постепенно движутся к просветлению.
И есть «Алмазная Колесница» (Ваджраяна) - это те, кто - не забывая о других - стремятся достигнуть просветления в течении этой жизни, используя все подручные методы.

Но, как говорится - кто видит во всем разное, идет от смерти к смерти; а кто видит во всем общее, освобождается. Так что же общего во всех направлениях буддизма?
Главное в буддизме - это то, что суть бытия (то, что мы называем Богом или абсолютной истиной) находится внутри нас, и мы не воспринимаем эту суть только потому, что наше сознание загрязнено ядами.
Вывод напрашивается - очистим сознание и воспримем Суть. Правда, эта работа требует большого труда и массы времени. Но, с другой стороны - есть ли в жизни что-нибудь, на что это время можно потратить с большим толком?

Что же ещё есть такого симпатичного в буддизме?
А очень много чего. Я, например, не могу без симпатии воспринимать учение, говорящее, что непочтительно относиться к другим религиям - просто грех. В буддизме не принято проповедовать, склонять кого-то в свою веру. Вот теперешний Далай-Лама, который официально считается главой буддистов всего мира, на вопрос кого-то из русских - как бы нам поскорее перевести всех в буддизм, сказал: «А зачем? У вас есть своя замечательная вера, и я считаю, что вам совсем не нужно другой религии». Такой ответ не может не вызвать моего искреннего уважения.

ещё один симпатичный факт - буддисты никогда не вели религиозных войн. Зачем? Если кто-то воспринимает истину не так, как ты, то это - его дело. Воевать здесь не из-за чего. Правоту силой не докажешь. Когда человек будет готов, он сам начнет задавать вопросы.

И, наконец - Далай-Лама сказал однажды: «Если какое-то из положений буддизма разойдется с данными науки, то я, как глава всех буддистов, официально готов привести буддизм в соответствие с результатами научных исследований».
Да в том-то и дело, что современная физика, чем дальше, тем больше приходит к полному согласию со всеми буддийскими постулатами. Да - говорит физика, - на самом деле все в мире взаимосвязано; да, на самом деле ничто никуда бесследно не девается; да, на самом деле результат эксперимента зависит от точки зрения наблюдателя. Так что буддизм не спорит ни с наукой, ни с другими религиями.
Буддизм просто существует для тех, кто готов его воспринять.

Так какие же средства используют буддисты, чтобы добиться очищения сознания и достижения просветления?
Самые простые - добродетельную жизнь, непричинение вреда другим существам, медитацию и чтение мантр.

Что же такое - мантра? Мантра - это набор определённых слогов, которые считаются священными, то есть имеющие особую энергетику. Читать мантры нужно особым образом: для этого нужно получить специальное посвящение. Мантры используются во всех восточных религиях; даже в христианстве есть что-то похожее под названием «умная молитва».
Зачем читать мантры? Считается, что когда человек произносит мантру, его сознание сконцентрировано на ней; это приостанавливает поток мирских мыслей, отвлекающих нас от нашего истинного сознания.

Далее - медитация. Она известна в христианской традиции под названием «созерцание» - то есть успокоение тела и мыслей для того, чтобы без слов почувствовать истину в себе. Именно это у Кастанеды называется «остановкой мира». Об этом я уже как-то рассказывал.

Ну а добродетельная жизнь и непричинение вреда знакомы нам по десяти заповедям - да и в каждой религии есть почти буквально то же самое.

Вот и получается, что все религии - на разных языках - говорят об одном и том же, и даже используют почти одинаковые методы для достижения желаемого. Все правильно - ведь все люди похожи друг на друга, все хотят примерно одного и того же, а Бог - один. Просто все обращаются к нему на разных языках.

Религия (от лат. religare - быть соединенным с чем-то; воссоединять, в смысле восстановления разорванной связи) - система миропредставления, основанная на том, что человек ощущает некую связь со всебытием, высшим всесосуществованием, имеющим системность и организованность.

И вот в этом смысле буддизм - религия. Ведь все мы так или иначе ощущаем связь с миром и все чувствуем, что есть и организованность, и смысл. Чувствуем бессознательно - ощутить это сознательно нам редко удаётся.
Нам мешает то, что в голове у нас все время крутятся мысли - как сделать это, как добиться того, кто что о нас подумал, как мы выглядим… На сердце кипят страсти. А если эти мысли и страсти вдруг на секунду прекращаются, тучи расходятся - и мы видим, как прекрасен и совершенен мир.

Ведь даже самые заядлые атеисты в душе признают, что «есть что-то такое» - обычно нас просто не устраивает форма, в которую это «это» облекает официальная церковь. А бедная церковь совсем не виновата - её обряды сформированы веками, и не её вина, что мы живем сегодня на совсем другой скорости, и не даем себе труда остановиться и прислушаться.
Как это сделать - этому и учит буддизм. А разница между религиями - если внимательно присмотреться - не так уж велика.

Махатма Ганди попросту говорил: «У Бога нет религии». Богу все равно - как мы Его называем; Он терпеливо ждет, когда мы перестанем драться из-за придуманных нами же названий и воспримем великую истину, которая выше всех слов.

Невозможно в короткой статье описать всё, что хочется сказать о буддизме и описать все виды школ и философских направлений. Но давайте попробуем, основываясь на наиболее важных из них понять, что такое буддизм и как это ортодоксальное духовное учение влияет на одухотворение общества, как развивается его осознание и ответственность.

Для этого, мы должны немного поговорить не только о самой религии, но и о том, как человечество прошло с ней через несколько тысяч лет своего существования. Будем стараться быть объективными, давая оценку этой доктрине.

Буддизм − это религиозно-философское учение, мировая религия, которая указывает на личность Будды, как на просветленного человека, упоминает о его революционном подходе к отношениям между человеком и Богом, по сравнению с существующими тогда религиозными порядками. Основателем этой древнейшей религиозной конфессии, возникшей в 6 в. до н.э. (в Северной Индии), является Будда Шакьямуни.

Точное количество буддистов установить очень сложно, их примерно 500 млн. по всему миру, большая часть которых живет в Китае.

Буддизм сосредоточен на человеческих аспектах − основных положениях этой религии. В нем, особенно в его, наиболее современных направлениях говорится, что мы сами ответственны за свою собственную судьбу, не только в этой жизни, но что не менее важно, в следующих воплощениях бессмертной души.

Четыре классических принципа

Предположения первоначального буддизма чрезвычайно просты и основаны на четырех классических принципах:

1. Жизнь есть страдание;

2. Эта истина объясняет, почему существует страдание - мы страдаем, потому что мы сами этого хотим;

3. Этот принцип буддизма говорит о наблюдении за собой для того, чтобы выйти из-под власти страдания, при этом мы должны полностью отказаться от своих желаний;

4. Это правило представляет собой ряд инструкций, рассказывающих о том, как достичь этого состояния (во многих точках совпадающие с христианскими Десятью Заповедями).

Таковы основы буддизма, которые на протяжении веков трансформировались в полном объёме в государственную религию, а также стали неотъемлемым атрибутом светской и культурной жизни всего восточного сообщества.

Основные концепции буддизма

Три основные концепции:

1. Дхарма − есть истина и мудрость, само ядро науки трансцендентного Будды.

Она дает понимание того, что происходит с нами и что должно происходить. В результате того, что мы понимаем эту истину, мы должны что-то делать с самими собой. Наш внутренний долг - освободиться от страданий. Каждый должен прийти к себе истинному путём полного освобождения своего духовного начала от всевозможных наслоений, созданных нашим эго.

2. Карма − является причинно-следственной взаимосвязью событий, определяющих наши нынешние и будущие условия жизни. Это то, что мы есть и возникает из того, кем мы были и что делали в предыдущих воплощениях. Каждое новое воплощение является шанс улучшить свою судьбу.

3. Нирвана − последняя великая концепция буддизма и является лучшим «вознаграждением» за наши добрые дела по отношению к себе и к другим людям, к окружающему миру, бытию в целом. Она - следствие прерывания вращения , чередующего рождение и смерть до окончательного освобождения от страданий и желаний этого мира.

Виды буддизма

Я не претендую на исчерпывающую полноту повествования, я показываю только основные виды буддизма и ту огромную культурную жизнь, которая скрывается за одной из самых многочисленных религий мира.

Тхеравада-хинаяна . Этот вид буддизма выжил в Южной Азии и включает в себя Южную Индию, Цейлон, Индокитай. Это самая старая форма буддийского учения. Сохранились очень старые тексты буддийского канона, который содержит богатую коллекцию заповедей и притч. Это наиболее примитивная форма буддистской религии и не является распространенной.

Китайский буддизм .Выращенный в Индии, он устремился в Китай, ставший идеальной «ретрансляционной станцией» на весь Восток, а затем и на запад. В результате таких сложных метаморфоз и преобразований, в Китае была создана школа Чань, являющийся основой дзен буддизма, распространившегося на Японию и Корею. Школа была основана Бодхидхармой Буддой, который прибыл в Китай в пятом века до нашей эры. Со временем она стала самой важной оригинальной формой китайского буддизма, которая получила видное место среди других направлений системного мышления и верований Китая - конфуцианства и даосизма.

Тибетский буддизм . Является самым красочным, самым живописным буддистским направлением в мире. Он состоит из двух элементов. Во-первых, структура самой религии - ламаизм, другое название буддизма, применяемого в настоящее время в Тибете. Он стал основным местным верованием - религией, полной призраков, магии и богов. Вторая характеристика ламаизма сильно отличается от других школ буддизма – это необычно сильная позиция священников (лам). Тибет до китайского вторжения был самым теократическим государством в мире - треть населения составляли монахи.

Японский . Этот вид буддизма делится на несколько сект, из которых я рассмотрю наиболее важные в хронологическом порядке. Они берут начало из двух основных традиций - Риндзай и Сото .

Шин Буддизм происходит от имени Амида Будды, царящего в раю «чистой земли». Для того, чтобы попасть в рай, буддист должен произносить имя Амида Будды. Эта концепция широко известна на протяжении всей истории развития буддизма в Индии и Китае, но только в Японии, монах Хонэн (1133-1212) объявил о том, что вдохновенного произнесения имени Будды достаточно. Вам не нужны добрые мысли, дела или медитации, вы просто повторите формулу Наму Амида Буцу (отсюда и другое название этой секты - nembutsu) и этим сможете достичь спасения.

Монах Sinran, который жил 1173-1262 и был учеником Хонэн, через некоторое время пришел со своим собственным оригинальным тезисом о том, что само существование жизни каждого человека не даётся Буддой и больше не нужно называть его имя, чтобы спастись и прийти к вечному блаженству и гармонии.

Нитирэн, пожалуй, самый спорный вариант учения Будды. Секта была основана Нитирэном, который жил в 1222-1282 годах и был великим религиозным реформатором. Зарождению этой традиции способствовали исторические события того времени – Японию преследовали военные конфликты и стихийные бедствия.

Он воспользовался этим фактом, чтобы утверждать, что для того, чтобы достичь мира и спокойствия, нужно создать в Японии одну религию - буддизм в такой форме, чтобы он способствовал достижению просветления. Таким образом, создается фанатичное, ультранационалистическое религиозное движение, своего рода «японский национальный буддизм».

Что такое Дзен-буддизм ? Является наиболее развитой формой. Отвергает любые внешние религиозные атрибуты - иерархии и ритуалы, а также любые интеллектуальные вспомогательные средства, способствующие просветлению (проповеди и священные книги Мудрости). Просветление приходит здесь и сейчас, и только благодаря созерцанию, происходит освобождение от эгоизма. Это состояние достигается за счет дзадзен или сидя в позе цветка лотоса, радуясь дыханию - это условия, необходимые для того, чтобы принять сострадательную природу Будды.

Риндзай Дзэн .Риндзай является наиболее важным японским Дзен направлением, также основанный монахом, который был не очень удовлетворён японским буддизмом и решил поехать в Китай (откуда буддизм пришел в Японию), чтобы узнать истинное понимание этой религии. Благодаря ему, первоосновы буддизма (китайский чань) были распространены на Японских островах, называемые на новом наречии Zen. Это начало одной из двух главных традиций Дзен;

Сото Дзен .Soto является японской школой, которая основанна монахом по имени Догэн, который был учеником преподобного Риндзая и взял у него множество элементов мышления. Тем не менее, как и наставник, он в одиночку отправился в Китай к местным источникам, чтобы постичь знания об истинном измерении буддизма. Так появился еще один вид японского дзен, который до сих пор популярен и его практикует очень много поклонников.

Корейский буддизм . В Корее данный вид учения имеет многовековые традиции. Однако, сто-двести лет назад, казалось, это учение утратило свое значение. Это было до середины двадцатого века. Но на волне растущего интереса к дзен буддизму на Западе, корейский буддизм также переживает своё возрождение. Лучшим примером является школа дзен-Кваме Um.

Возможно, представленные здесь виды и их краткие описания были полезны для тех, кто заинтересован в этой древнейшей религиозной конфессии. Я глубоко убежден, что идея быть буддистом является одним из наиболее ценных человеческих желаний, которое каким-то странным образом близко каждому человеку.

Из этой статьи вы узнаете:

    Как и благодаря кому возникла древняя философия буддизма

    В чем заключаются основные идеи философии буддизма

    Какие три основные школы буддизма существуют

Миллиард человек – именно столько последователей буддизма в мире насчитывается на данный момент, и число это постоянно растет. Центральное понятие философии буддизма основывается на том, что вся человеческая жизнь – это страдание, и следует стремиться к его прекращению. В этой статье мы затронем тему о том, как формировалась философия буддизма, каковы его главные принципы.

Как возникла древняя философия буддизма

В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии главенствовал брахманизм. На севере страны возникло течение, противостоявшее ему, – буддизм . Культура, общество и экономика находились в глубочайшем упадке. Традиционные институты и родовые объединения теряли свое влияние, происходило формирование классовых взаимоотношений. По стране путешествовали мудрецы и предлагали по-иному посмотреть на духовную и физическую жизнь человека. В числе учений, которые предлагали под другим углом посмотреть на окружающий мир, был буддизм, получивший наибольшую симпатию народа.

Будда и его учение

Большая часть ученых сходится во мнении, что основоположник исходных понятий философии буддизма был исторической персоной. Им был принц племени шакьев, рожденный в 560 г. до н.э. на северо-востоке Индии. По легенде его имя было Сиддхартха Гаутама, он провел во дворце беззаботное и радостное детство, но после осознал весь ужас идеи о цикле бесконечных перевоплощений и увидел, сколько страданий и горя в окружающем мире. Принц отправился в странствие на семь лет, общался с мудрыми индийцами, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что может избавить людей от страданий?».

Однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, к нему пришло понимание того, как ответить на свой вопрос. Будда в переводе с санскрита означает «просветленный», «пробужденный». Ошеломленный своим открытием, принц провел под деревом еще несколько дней, затем отправился к людям, чтобы рассказать о новом учении.

Первая проповедь была услышана народом в городе Бенарес. Там к нему присоединились пять его бывших учеников, которые ранее отвернулись от него из-за отказа от аскетизма. Последующие 40 лет он рассказывал о своем учении по всему северу и центру Индии. К нему присоединилось множество сторонников, которым были близки основные положения философии буддизма.

Основные понятия философии буддизма: кратко и понятно

Философия буддизма сформировалась в рамках различных течений и школ этого учения. Она совокупностью осмысленных убеждений в отношении человека, мира и познания реальности. В отличие от Авраамических и других монотеистических религий, в философии буддизма нет понятия о греховном теле и бессмертной душе, которую ждут вечные мучения за неправедную жизнь. Есть просто человек: добрые и злые поступки, совершенные им на протяжении жизни и отражающиеся на его карме.

В философии буддизма много специальных терминов, и центральные из них мы сейчас проясним:

    Карма. Ключевое понятие в буддийской философии, объясняющее, как и почему с нами происходят те или иные вещи. Оно говорит нам о том, что все поступки, которые мы совершаем, имеют свои последствия.

    Воплощения. Это явление духовной жизни в философии буддизма, при котором после смерти живого существа его карма переходит к другому живому созданию. Это представление отличается от «переселения душ» и индуистского понятия «атман», означающего вечную душу.

    Просветление. В таком духовном и ментальном состоянии, свободном от негативных эмоций, мыслей, желаний, человек воспринимает мир таким, какой он есть.

    Нирвана. Путем глубоких раздумий и медитаций Будда сформулировал одну из главных целей в философии буддизма: стремление к осознанию своей души, основанное на отказе от мирских благ, отречении от комфортного проживания. Достижение состояния нирваны дает человеку контроль над своим разумом, он перестает излишне беспокоиться о том, что думают другие люди, лишается зависимости от вещей, его душа начинает развиваться.

    Сансара, или «колесо жизни». В философии буддизма все живые существа, кроме тех, которые достигли просветления, находятся в этом состоянии.

Будда считал, что целесообразно идти по «срединному пути». Не нужно отказываться от всех благ цивилизации и быть аскетом, но и не стоит купаться в роскоши. Человеку надо найти среднее между этих двух крайностей.

В чем заключается философия буддизма: 4 благородные истины

Есть 4 великих открытия Будды, 4 истины философии буддизма:

    Страдание – это суть человеческой жизни. В философии буддизма символ существования – это огонь, который пожирает сам себя, принося только страдания. Окружающий мир непостоянен и все время изменяется. Все, что создано, в конце будет разрушено.

    Желания человека являются источником его страданий. Наша глубокая привязанность к материальным сферам существования заставляет нас испытывать жажду жизни. Терзания усиливаются по мере роста этого желания.

    Свобода от желаний приводит к свободе от страданий. В нирване человек перестает ощущать жажду к жизни и освобождается от страстей. Это сопровождается чувством блаженства и спокойствием, освобождает от переселения душ.

    Восьмеричный или «срединный» путь спасения – это воздержание от крайностей в философии буддизма, которое помогает освободиться от страстей.

Восьмеричный путь спасения предполагает верные:

    понимание – очень важно осмыслить и принять, что наш мир состоит из страданий и горя;

    намерения – нужно прекратить быть эгоистом, избавиться от амбиций и желаний;

    речь – человек должен следить за своими словами всегда, они должны транслировать добро и не приносить вреда другим людям;

    деяния – не совершать злых поступков, стремиться совершать только добрые;

    жизненный уклад – в философии буддизма запрещено вредить живым существам, только это может освободить человека от мучений;

    усилия – отслеживать все свои мысли и не пропускать в них зло, быть настроенным на добро;

    помыслы – наше тело является основным источником зла, если вы освободитесь от его желаний, то освободитесь от страданий;

    концентрация – нужно постоянно практиковать восьмеричный путь и быть сконцентрированным на нем.

Первый и второй этап называют праждня, они нужны для постижения мудрости. Третий, четвертый и пятый воспитывают верное поведение и настраивают нравственный компас (шила). Шестой, седьмой и восьмой называются самадха, они помогают обуздать разум.

Особенности философии буддизма

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

    Будда – им может быть как любой человек, который достиг просветления, так и сам основатель учения.

    Дхарма – это квинтэссенция основных идей философии буддизма, то, что они могут дать людям, последовавшим за Буддой и принявшим все догматы его учения.

    Сангха – сообщество буддистов, которые беспрекословно следуют догмам данного религиозного течения.

Борьба с тремя ядами – это способ буддистов обрести три драгоценности:

    Отдаление от истины существования и неведения.

    Телесные страсти и жажда к жизни, которые приводят к страданиям. Центральным понятием философии буддизма является страдание.

    Невозможность принять мир и события такими, какие они есть, гнев и отсутствие сдержанности.

Согласно философии буддизма, человек постоянно страдает духовно и телесно. Рождение, смерть, болезни и недуги на протяжении жизни – это страдания. Такое положение вещей считается ненормальным, поэтому философия буддизма способствует освобождению от этого.

3 основные школы буддизма как философии

Существуют три основные философские школы буддизма , которые образовались в разное время существования этого учения:

    Тхеравада (Хинаяна) . Последователи этой школы не поклоняются культовым религиозным объектам, у них нет святых мучеников, которые могут их поддержать, никакого рая и ада, отсутствуют ритуалы. Ответственность за избавление от реинкарнаций полностью лежит на человеке, она зависит от тогокак он действует, живет и мыслит. Идеалом этой философии служит монах, который достигает просветления.

    Философия буддизма Махаяна . Появляются святые (институт бодхисатв), которые оказывают содействие людям на пути избавления от страданий. Есть рай, изображения с буддой и с бодхисатвами. Теперь даже человек, живущий мирской жизньюможет спастись от страданий.

    Ваджраяна . Контроль самосознания и медитации – центральные понятия этой тантрической школы философии буддизма.

Рисунок ниже покажет, как три основные школы философии буддизма распространены в разных странах:

Письменные источники философии буддизма

Палийский канон «Ти-питака» или «Трипитака» – книга, которая является главным источником буддийской философии. Название с санскрита переводится как «три корзины», потому что изначально тексты о буддизме писали на листьях пальмы и помещали в корзины. Этот канон состоит из трех частей и записан на языке пали:

    Винайя-питака – свод из 227 правил, регулирующий жизнь буддийских монахов. В нем указана информация о дисциплине, церемониях и этических предписаниях.

    Сутта-питака, содержит книги «Дхаммапада », что значит «путь к истине» (сборник буддийских притч), и «Джатака » – сборник рассказов о предыдущих инкарнациях Будды. Помимо двух перечисленных книгв эту часть входит и сама философия Будды.

    Абидхамма-питака – это тексты, пронизанные буддийской философией, ее восприятием жизни, а также метафизикой, которая есть в буддизме.

Приведенные выше книги из всех течений буддизма особенно почитаются хинаяной. Священным каноном философии буддизма у учеников махаяны является «Праджняпаралшта сутру » (поучения о совершенной мудрости). Для них это откровения самого Будды.

Буддизм – это религия или философия

В философии буддизма нет понятия Бога как творца всего нематериального и материального, всесильного существа, создавшего мир. В этом состоит отличие от привычных для россиян представлений о религии. В космологии буддизма есть существа «дэва», их ошибочно называют «богами». Они не создали Вселенную и не управляют судьбами, это обычные люди из другой реальности.

Вопрос: «Верите ли вы в Будду?» – бессмысленный в философии буддизма, так как Будда это реальный исторический персонаж, который жил около 2500 лет назад. Он был обычным человеком, как и все мы.

Многим людям при упоминании Будды приходит на ум Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), это верно, но только отчасти. Любой сторонник буддизма, который достиг просветления, может считаться буддой, и таких было очень много. Ведь слово «будда» с санскрита переводиться как «пробужденный», «просветленный». Но только Великих Будд принято писать с большой буквы, таких как Будда Настоящий (Шакьямуни) и Великие Будды прошлого, которых по канонам разных буддийских школ от 6 до 21. Имена всех остальных пишут с маленькой буквы.

5 мифов о философии буддизма

  • Пацифизм.

Одним из основных положений философии буддизма является ненасилие над живыми существами. Это мало похоже на пацифизм, который отрицает любое насилие. Буддист в случае опасности может защитить себя, что отражено в массовой культуре. В документальном и художественном кино часто показывают монаха, постигающего боевые искусства. Великие мастера используют любую возможность, чтобы избежать боя, но в критической ситуации принимают его с достоинством.

  • Медитации.

При упоминании буддистов у многих возникает такая картина: медитирующий человек в позе лотоса, который поет мантры. Исследователи изучили этот вопрос и выяснили, что очень малая часть буддистов медитируют на постоянной основе, в том числе и монахи.

Ученые опросили приверженцев разнообразных религиозных направлений, оказалось, что сторонники философии буддизма медитируют в среднем даже меньше, чем сторонники других философских школ. Более половины медитирующих делают это нерегулярно.

  • Будда.

Неподготовленный читатель может подумать, что это образ Будды Шакьямуни – первого просветленного человека. Это заблуждение. Смеющийся толстый человек, принявший позу лотоса, – это Будай или Хотэй, считающийся в философии буддизма очередной инкарнацией одного из Будд – бодхисаттвы Майтрея. По преданиям, он приносит счастье, материальное благополучие и веселье людям. Хотя вряд ли он выглядел как толстяк, потому что Майтрей большое количество времени провел в путешествиях.

  • Страдание.

Существует ошибочный стереотип о том, что причинение себе боли и мучений – основное назначение буддийской практики. Нет, через болезненные ощущения буддисты учатся принимать их, стараются познать изменчивость жизни, чтобы стать высшим существом в следующем цикле перерождений.

Философия буддизма исходит из того, что одной из важнейших целей жизни человека является победа над страданиями. Настоящие буддисты не занимаются ни моральным, ни физическим самоистязанием просто так, хотя знают, что мир несовершенен. Они просто продолжают следовать по пути к просветлению.

  • Реинкарнация.

Человек, мало знакомый с буддийской философией, может полагать, что все буддисты поддерживают идею о переселении душ и круге сансары. Однако все немного сложнее из-за неточного перевода священных книг. Большинство буддистов под реинкарнацией понимают «возрождение», а не «перерождение». Очень малая часть буддийских традиций поддерживает принцип переселения душ в различных животных.

Если после такого краткого рассмотрения основных идей и положений философии буддизма вы заинтересовались этой темой и хотите углубиться в нее, то посетите наш интернет-магазин «Ведьмино счастье», здесь вы найдете все, что касается буддизма: и книги, и магические предметы.

Наш интернет-магазин «Ведьмино счастье» по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России. Здесь вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Кроме того, в нашем магазине представлены различные эзотерические товары. Вы можете приобрести все необходимое для проведения магических ритуалов: гадания на картах Таро, рунических практик, шаманизма, викки, друидкрафта, северной традиции, церемониальной магии, а также многое другое.

У вас есть возможность приобрести любую заинтересовавшую вас продукцию, заказав ее на сайте, работающем круглосуточно. Любой ваш заказ будет выполнен в кратчайшие сроки. Жители и гости столицы могут посетить не только наш сайт, но и магазин, находящийся по адресу: ул. Маросейка, 4. Также наши магазины есть в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Самаре, Оренбурге, Волгограде и Шымкенте (Казахстанн).

Посетите уголок истинной магии!

Сегодня у нас будет невероятно полезная, и я даже сказал бы «просветляющая» тема, так как поговорим мы об основных идеях, сути, философии и основных принципах буддизма, а также об основной цели, смысле и жизненной философии буддистского учения, как одного из самых продвинутых как в интеллектуальном, так в нравственном и духовном смысле – религиозных учений на планете.

Естественно, как Портал Обучения и Саморазвития, сегодня в такой важной теме, (так как религия Буддизм входит в тройку главных мировых религий вместе с Христианством и Мусульманством, и насчитывает на данный момент более миллиарда приверженцев и последователей) мы не будем придерживаться книжных фраз или «религиозных забобонов», ни одной из религий, и чтобы избежать «предвзятости» конкретно и по существу разберем, все чем может помочь данная религия в реальной жизни.

Поэтому, прочитав данный текст, вы будете знать о принципах практического, а не книжного буддизма в разы больше, чем знают многие практикующие буддисты.

Цель Буддизма

Более того, Учение и наставление Будды в действительности является настолько продвинутым учением, что по-настоящему поняв философию и суть буддизма, подготовленный человек может достичь буквально моментального «просветления». Или как минимум, полностью понять причину своих страданий и страданий всех близких людей в жизни и, естественно, узнать, как от них можно избавиться, чтобы начать жить в действительности счастливой и успешной жизнью.

Собственно, именно освобождение от страданий мирской жизни, и самое главное, от иллюзий этого мира, и есть цель буддизма.

Такая цель понятна и оправданна, ведь страдания — это самое неприятное для нас чувство, которое существует. Наверное, никто не хотел бы сознательно начать страдать, так как все хотят быть счастливыми. Но при этом, как показывает практика, все люди страдают тем или иным образом, но при этом думают, что они все же могут постоянно находиться в состоянии счастья.

И самая большая проблема в том, что люди постоянно делают то, что считают нужным для того, чтобы стать счастливыми, но именно из-за этих же действий, они и становятся несчастными.

То есть, это невероятный парадокс обычных людей планеты земля. Эти люди несчастны именно из-за тех действий, которые они предпринимают для того, чтобы быть счастливыми.

И это, как минимум огромное заблуждение, постоянно делать одно, получая всегда противоположный результат. И более того, все равно не прекращать делать тех вещей, которые мы делаем, при этом даже отчетливо понимая, что чаще всего они приводят к абсолютно противоположному результату.

Кто такой Будда и чего он хотел?

Вот собственно Будда и хотел своим древним учением объяснить, почему люди страдают, и как эти страдания максимально обходить стороной, чтобы оставаться счастливым даже в таких условиях, а самое главное, как избавиться от этих странных иллюзий нашего бренного мира.

Вообще слово Будда по большому счету и означает «пробуждающий» и освобождающий от оков иллюзий . Кстати, не странно, что славяне его понимают, так как ведическое знание в Индии, по приданиям самих же индусов и славян принесли именно Арийцы, наши предки.

Так что Буддизм, по сути основывается именно на славянских ведах (от слова ведать, знание), поэтому также он очень сильно напоминает большинство славянских учений и имеет очень похожую суть.

Сколько существует Будд?

Собственно, корнем слова Будда является обычное славянское слово «Будить». То есть настоящий Будда, это по сути любой человек, который помогает конкретным людям и всему обществу «пробудиться» ото сна и от глупых заблуждений.

И именно поэтому любого пробудившегося от сна человека, и тем более, настоящего «пробудившегося» духовного учителя можно назвать Буддой. И на самом деле, только в буддизме были Десятки, если не сотни «официальных» Будд.

Так что говорить, что Будда это какой-то один «гениальный» и святой человек, это большое заблуждение.

Ведь как минимум «Царевич Гаутама», которому современный официальный буддизм и дал нарицательное имя «Будда», самолично настаивал на том, что Буддой может стать абсолютно любой человек. А в древних текстах говориться что Будд на самом деле многие тысячи и более.

И более, того «Будда» Гаутама дал личное и прямое указание ни в коем случае ему не поклоняться, как давал такое же личное и прямое указание и Иисус, не поклоняться иконам и любым рукотворным образам.

Что с успехом было проигнорировано как буддистами, так и христианами. И это объяснимо так как природа «обычных непросветленных людей» требует поклонения чему-то или кому-то. И поэтому «обычные люди, живущие в иллюзии» поклоняются, лишь бы чему, только бы не брать ответственность за свое «саморазвитие» на себя лично.

Также очень показательно, что по сути, в Буддизме вообще нету Бога, так как высшей ценностью является скорее саморазвитие и приход к пониманию истинной сути вещей (к просветлению). Хотя при этом существование Бога и не отрицается. Просто, как разумный человек — «просветленный» не должен думать, что Бог - это «дедушка с бородой» сидящий на небе.

Бог в Буддизме - это скорее понимание обычным человеком «Божественной энергии» и изначального гармоничного замысла этого мира, а также очень серьезная опора для смертного, чтобы вырваться из иллюзий этого постоянно изменяющегося мира.

От чего страдают люди?

И того, суть буддизма сводиться к тому, что человеку просто надо понять, как перестать страдать и освободиться от иллюзий и заблуждений, тогда он автоматически станет Буддой и просветленным.

Но как же тогда перестать страдать? Ведь как люди мы понимаем, что это практически невозможно. Ведь в мире постоянно что-то меняется. Например, только мы привыкаем к детскому саду, нас сразу ведут в школу, как только мы привыкаем к школе, нас ведут в институт или жизнь нас заставляет идти на работу. На работе, тоже не дают расслабиться, то и дело происходят разные кризисы, то нас выгоняют, то снова повышают в должности.

А в семейной жизни и того хуже. Сначала мы сильно привыкаем к матери и отцу, но государство отрывая их от заботы, отдает нас в детский сад или школу. Далее начиная со школы мы начинаем встречаться с представителями и представительницами противоположного пола, но и тут нас ждут практически сплошные разочарования.

Чаще всего, даже если мы находим «свою идеальную вторую половинку», то уже буквально через пару месяцев, а то и дней, мы начинаем понимать, что на самом деле, она не такая уж и идеальная, как казалось раньше.

Страстная любовь очень быстро проходит, женщины очень быстро начинают пилить своих мужчин и при этом очень быстро терять свою внешнюю красоту. В отместку им, мужчины начинают пить, пропадать с друзьями или даже изменять. Что в свою очередь, женщинам снова же приносит еще большие страдания и разочарование законами и сущностью этого жестокого мира.

Философия буддизма

И это еще я не упоминал про депрессии, болезни, несчастные случаи, войну, смерти близких людей и подобное. Да что говорить, в принципе, все мы знаем отчего в этом мире страдают люди.

Но вот как избежать этих страданий мы как раз и не знаем, а в этом нам поможет разобраться именно философия буддизма, как религиозного и философского учения.

Итак, практическая философия буддизма настаивает, что все несчастья и страдания человека возникают от его неправильного и не морального поведения. От его слишком большой привязанности к материальным объектам этого мира, от его излишних и зачастую неверных оценочных суждений, а также от через чур сильного желания добиться чего-либо.

Причины человеческих страданий в Буддизме

Соответственно главными и самыми тяжелыми привязанностями, и причинами страданий для человека, а можно даже сказать 10тью заповедями Буддизма (существуют и настоящие 10 заповедей этого учения, но они все имеют отношение к правильному поведению, а не всему буддизму в целом), которые из них можно вывести, лично я бы мог назвать:

Девять моих заповедей буддизма

Привязанность к плодам своего труда и ожидание отдачи.

Привязанность к материальным объектам и деньгам.

Привязанность к своему телу и своим качествам.

Привязанность к наслаждениям и еде.

Привязанность к другим людям.

Сильное желание чего-то добиваться и получить.

Нежелание идти по срединному пути.

И конечно плохое и неправильное поведение человека.

Суть Буддизма

Собственно, все так просто, по моему мнению, суть буддизма в том, что избавившись от буквально этого минимального десятка неправильных привычек и негативных сторон своей личности, человек по сути становиться святым и счастливым, вообще, независимо от внешних обстоятельств.

И так, давайте попробуем проанализировать все «десять моих заповедей буддизма» и понять, как же именно они вредят и делают нашу жизнь несчастливой.

  1. Не привязываться к результатам своего труда

Это очень простая заповедь, тем не менее уже сама по себе отражает в себе практически всю суть буддизма.

Дело в том, что человек, чтобы стать счастливым, не должен делая что-либо хорошее, ожидать обратной похвалы в свой адрес, и тем более, расстраиваться если он её не получит.

Человек должен получать счастье уже по факту того, что сделал доброе дело , ведь добрые дела - это прекрасно, особенно если он на 100% уверен, что оно доброе.

Ведь вспомните, мы чаще всего огорчаемся, когда мы сделали доброе дело, но нас за него не поблагодарили, или даже наоборот наказали, тогда мы часто перестаем делать добрые дела. Так вот Буддизм и ведическое знание уверяет, что это великое заблуждение.

Делая бескорыстные добрые дела и не ожидая ничего взамен, что, кстати, также является идеалом Христианства, мы рано или поздно все-таки получаем десятикратную отдачу от этих вложений сил, добра и любви в других людей. И становимся счастливыми.

Примеры практического и бытового буддизма

Более того, эта заповедь работает во всех сферах человеческой жизни, от обучения в школе до ведения международного бизнеса, можно сказать, что это практический буддизм и применение его принципов в быту.

Ведь, когда мы учимся в школе, если мы перестанем учится сразу, как только поймем, что предмет, которому мы обучаемся не залезает к нам в голову, так как надо. То в итоге, мы так и не освоим этот предмет и останемся двоечниками до окончания школы. А если мы будем учить этот предмет самоотверженно, не обращая внимания получается у нас это или нет, то буквально через несколько месяцев мы станем его понимать не хуже отличников. Вот вам и секрет того как стать гением.

Но и в бизнесе, и в семейных отношениях это не менее важно, ведь если директор фирмы при первой неудачной сделке будет расстраиваться и закроет фирму, а главное опустит руки, то он никогда не станет богатым.

Напротив, большинство супер бизнесменов этого мира по 2-3 раза полностью разорялись до копейки и даже оставались должны, но буквально через пару лет, они снова пробовали и на 2-3-4 или даже 5тый раз становились сказочно богатыми.

Также и в семье, если при первой проблеме начать опускать руки и разводиться, то никакого семейного счастья у вас никогда по определению не будет. В семье и в любви наоборот должны цениться самопожертвование и умение долго делать добрые дела не ожидая похвалы, тогда в итоге вы быстро начнете жить в счастливой семье, которой не имеют 99.9% современных людей, которые не живут по этому принципу.

В общем этот принцип гласит «делай что правильно и что надо, не ожидая ничего взамен, и будь что будет» .

  1. Не привязываться к материальным объектам, предметам и деньгам

Соблюдать этот второй основной принцип буддисткой философии еще проще, а горя и страданий не соблюдающим его людям он приносит еще больше.

Все просто, все предметы материального мира имеют непостоянную природу. То есть они приходят и уходят очень быстро. Поэтому если мы начнем «сильно любить» какой-то материальный предмет, то, когда он исчезнет из нашей жизни мы будем сильно страдать.

Например, если вы купили новую машину за большие деньги, то при любой аварии, или даже царапине на обивке этой машины, вы будете получать большие страдания.

Вспомните свой опыт, ведь самые неприятные моменты в вашей жизни связаны именно с потерей или поломкой «любимой вещи». Мы так часто расстраиваемся, когда теряем любимый мобильник или значимую для нас сумму денег, рвем любимое платье или украшение, когда ломается бытовая техника и т.д.

Соответственно, чем меньше мы привязываемся к этим пусть и ценным, и очень дорогим для нас вещам, тем наша жизнь становиться более счастливой. Причем необязательно их не иметь, просто вещи пришли и вещи ушли, это идеальное отношение к жизни осознанного человека и тем более мудреца.

  1. Не привязываться к своему телу и своим достижениям

Дело в том, что даже привязанность к своей красоте, хорошей памяти, зрению белым зубам, стройной фигуре и так далее, это также привязанность.

Ведь если женщина сильно привязывается к своей красоте, то, когда она станет стареть, она будет очень сильно страдать. Если она вдруг потолстеет она будет страдать еще больше, она даже будет страдать если обломает любимый ноготь.

Также и все остальное в нашем теле и все наши качества преходящие и уходящие, сила, память и все остальное покинет нас с возрастом, как говориться Бог дал и Бог взял назад. Не стоит винить его в этом, ведь все это просто уроки для нас, чтобы мы поняли, что все на Земле бренно и привязываться к этому не стоит. Ну, а кто не усвоит этого урока, обречен на вечные страдания.

  1. Привязанность к наслаждениям и еде

Тут все совсем просто, философия буддизма говорит, что любим видом наслаждений очень легко можно пресытиться. Например, если есть по 2 килограмма красной икры каждый день, то через месяц, а то и быстрее, вас от нее уже будет тошнить.

Более того, пресытиться можно также материальными вещами, ведь если ребенку подарить одну игрушку он будет её очень ценить, если ему подарить грузовик игрушек, он вообще потеряет к нам интерес, он их просто будет копить в коробках или раздарит другим детям, но настоящей любви к игрушкам у него уже не появиться никогда.

Также и в семье, если эксплуатировать и постоянно максимум наслаждения от другого человека, то и ему, и даже вам это быстро надоест. Это приведет к болезням, депрессиям и в итоге распаду семьи.

Еда же - это также не меньшая привязанность, и к ней надо относиться максимально спокойно. Ведь если у вас есть привязанность к любому из продуктов питания, значит он для вас становиться наркотиком, то есть, не получая его вы начинаете очень сильно страдать.

Именно поэтому буддисты чаще всего не едят мяса, не пьют алкоголь, не принимают наркотиков и прочих стимуляторов, так как все они вызывают привязанность и ведут к страданию от их отсутствия.

Хотя на самом деле Будда утверждал, что просветленному можно есть и пить все что угодно, поэтому настоящий буддист скорее своего рода «пофигист». Он в принципе может делать все что захочет, если научиться к этому не привязываться, то есть по сути станет идеальным человеком.

  1. Не привязываться к другим людям

Ну и конечно, самое сложное это не привязываться к другим людям. Ведь если у нас есть пара, то мы даже не можем себя представить без нее, и часто не отходим от нее ни на шаг. Это вроде бы логично, но мы не понимаем, что именно наше повышенное внимание в конечном итоге и отталкивает от нас близких людей.

Страшный и вместе с тем справедливый закон отношений гласит, что «чем меньше мы привязываемся сами и пытаемся привязать к себе насильно нашего партнера, тем больше он сам привязывается к нам».

То есть, если вы не привязываете человека к себе, то словно по магии он привязывается к нам. Поэтому Пушкин и сказал «чем больше женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей». Соответственно с этим, основной принцип буддисткой философии и объясняет нам секрет счастливых семейных взаимоотношений.

Да и факт, что те люди, которые предназначены вам по судьбе никогда от вас не уйдут, а те, кто был дан вам только для опыта, уйдут от вас, даже если вы их привяжете наручниками к батарее. А ведь именно семейные отношения чаще всего и рождают в нашей жизни самые большие страдания.

Основные принципы буддизма

Ведь как сказал Будда, по сути любая привязанность к материальному и мирскому есть страдание. Так как ничто материальное не вечно. А сами буддисты очень любят часами заниматься садом камней или рисовать очень сложные мандалы из цветного песка, а потом их сразу разрушать, после иногда нескольких дней труда, тренируя не привязанность к предметам, а любовь именно к самому процессу труда, чего кстати не хватает большинству обычных людей.

Поэтому основным принципом буддизма является то, что привязываться можно только к Богу. Ведь по сути Бог никогда вас не придаст, никогда не умрет, и он всегда рядом с вами, где бы вы не находились в данный момент, а возможно даже внутри вас.

Более того, как говорит ведическое знание, кого мы любим больше всего в этой жизни, тем вы и станете в следующей. То есть мужчины чаще всего в следующей жизни рождаются женщинами и наоборот, именно из-за их привязанностей, но самое печальное если женщина уже деградировала и решила вместо людей любить кошечек и собачек, так как с живыми людьми счастливые отношения выстроить она не в состоянии.

Идеал буддизма

Естественно, такие несчастные и при жизни люди, в итоге, после смерти рождаются в теле объектов их любви, чтобы они уяснили, что все далеко не так прекрасно, как кажется на первый взгляд. Поэтому, по мнению буддистов, Бога или истину любить на старости лет намного более предпочтительно, чем кошечек и собачек.

Да и вообще, человек в идеале по буддизму должен всегда следовать именно тому пути, который ему больше всего нравиться, а также заниматься той работой, которая приносит максимальное удовольствие, а не той которая приносит больше денег. Ведь лучше всего он будет себя чувствовать, именно, если будет счастлив и вся Вселенная будет ему помогать на этом пути.

А если он променяет счастье на деньги и начнет заниматься нелюбимым делом, тогда и однозначно эти деньги не принесут ему никакого счастья, а возможно его ограбят или они просто обесценятся, но в любом случае продав свою любовь за деньги, счастье от денег он не получит однозначно.

Поэтому идеал буддизма, это именно человек выбирающий свои жизненные пути, работу, предназначение и любимых людей, только открытым сердцем и любовью, а все материальные блага приложатся к правильному выбору. А вот за неправильным выбором будут стоять только грусть, боль и разочарование, даже если по началу кажется, что этот путь куда более заманчив и популярен.

Что такое оценочные суждения?

Далее в буддизме есть еще и другая проблема, это проблема и буддистский принцип оценочных суждений. В христианстве она формулируется фразой «не судите, и не судимы будете» . Естественно ни буддисты, ни христиане, вообще, не понимают смысла этой фразы.

Но что такое принцип оценочных суждений в буддизме и как он работает не знает почти никто. На самом деле «оценочное суждение» — это любая сильная негативная или даже позитивная оценка действиям окружающих, а иногда даже и любым происходящим событиям.

В общем на практике, если девушка говорит, что ненавидит алкоголиков, то муж у нее в 90% случаев будет хроническим пьяницей, а если не муж, то сын или отец, или даже она сама начнет вместе с ними через какое-то время прикладываться к бутылке.

Об этом сказано в русской народной поговорке «от сумы и тюрьмы не зарекайся», ведь человек который орет громче всех, что никогда не станет бедным, буквально через несколько лет по иронии судьбы потеряет свой достаток, а тот, кто кричал что в тюрьме одни опущенные люди, то очень скоро он на своей шкуре опробует, так ли это на самом деле.

  1. Не о оценивай критично и не суди других строго

В общем, из этой странной закономерности современного мира, которую даже не надо доказывать, так как если вы пороетесь в своем опыте найдете кучу этому примеров, выходит то что разумный человек никогда не должен давать вообще, чему бы то ни было однозначно позитивной или негативной оценки. Тогда он избежит очень многих неприятностей в жизни и очень больных уроков судьбы.

Да позитивные суждения тоже плохо, так как сказав, что богатые очень счастливы, можно стать несчастным богатым инвалидом, и убедиться, что реально не все богатые люди счастливы.

Поэтому идеальный буддист соблюдая суть буддизма, дает минимум оценок окружающих, и как сказал Иисус «он не судит, поэтому и его не судит Бог, за эти же дела». То есть по сути человек осуждая другого получает примерно 50% проблем того, кого осудил даже просто в мыслях.

  1. Сильное желание получить что-либо

Ну тут совсем просто, по одному из законов вселенной, слишком сильное желание получить что-либо, приводит к противоположному результату, либо к тому результату, что человек хотел, но его «заветная мечта» не приносит ему удовольствия.

То есть, если вы очень сильно хотите новую очень дорогую машину, то вы скорее всего будете на нее копить очень долго, при этом отказывая себе во всем, потом она будет часто ломаться и заберет у вас оставшиеся деньги, что вы не сможете на ней ездить, а потом эта машина попадет в аварию или просто сгниет у вас в сарае без мотора. В любом случае, от такой машины счастья будет минимум.

Поэтому основной принцип Буддизма и его философия гласит, что к вещам и людям надо относиться бережно и с заботой, но желать их получить до потери сознания, нежелательно.

Опять же, вспомнив слова великого поэта, чем вы больше женщине будете показывать, что она вам нужна больше воздуха, тем вам будет сложнее её заполучить, а когда вы её наконец получите, она станет огромным камнем на вашей шее. Будет вас эксплуатировать, а потом просто бросит, или сама окажется несчастной.

Вот такое чудесное наказание ждет людей, которые страстно желают получить что-либо ценное, готовы пойти ради этого на любые жертвы и слишком переоценивают пользу и качества.

Поэтому хороший Буддист просто делает что надо и что должен, а получит он вещь или человека не так важно, ведь судьба более мудра, и хорошему человеку она просто не даст получить то, что его погубит, так зачем же этого так страстно добиваться себе во вред? Если вы не верите Богу, что он для вас приготовил лучшее, значит вы достойны самого худшего. Тут все просто.

  1. Надо идти по срединному пути

Ну и мы подходим к одному из главных постулатов и сути буддизма, это конечно же срединный путь. То есть идеальный человек, не должен вдаваться в слишком большие крайности, иначе после большого веселья его ждет такое же большое страдание.

Богатый человек не должен пытаться заработать ценой своего здоровья сотни миллиардов, которые он даже не сможет потратить. Ребенок не должен пытаться съесть ведро мороженного, а любовник познать всех девушек в своем городе. Ведь все излишества в итоге не ведут к счастью, а наоборот сулят одни страдания.

Поэтому мудрец и буддист идет всегда по срединному пути, старясь не делать слишком мало, но и не делать слишком, там, где делать этого явно не требуется.

  1. Надо жить праведно, не делать злых дел и соблюдать моральные нормы

Ну и самая последняя из моих Буддистских заповедей, как раз и состоит из обязанностей поведения и моральных норм.

10 Буддистских заповедей о морали

Настоящие буддистские заповеди это все те же:

  1. Не убивать;
  2. Не красть;
  3. Не прелюбодействовать;
  4. Не врать и не клеветать на невинных;
  5. Не употреблять дурманящие вещества;
  6. Не сплетничать;
  7. Не превозносить себя и не унижать других;
  8. Не скупиться если перед нуждающимися;
  9. Не держать зла и не провоцировать его;

Но как вы понимаете, настоящему буддисту, знающему все вышеперечисленное в нюансах, а также как это на самом деле работает, даже и в голову не придет совершать плохие поступки. Так как он знает, что за плохие дела его ждет негативная карма, которая максимально усложнит его счастливую жизнь, а также привяжет его к тем людям, которым он сделал плохо.

Именно поэтому я в начале и сказал, что человек понимающий философию и истинную суть буддизма знает в чем проблема его собственных неудач и страданий и проблем окружающих его людей, поэтому он может прожить жизнь гораздо более правильно и, соответственно, счастливо, не нарушая законы Вселенной и Божественные принципы, а возможно и получив это такое желаемое «просветление».

Основная идея буддизма

Ну а на этом сегодняшний рассказ о философии и основных идеях буддизма я закончу, возможно получилось немного сумбурно, но на самом деле дочитав до конца этот текст вы станете понимать основные принципы и идеи буддизма в разы лучше, чем большинство тех, кто считает себя буддистом.

И закончу я высказыванием шестого патриарха Дзен буддизма Хуэнэна о сущности и сути буддистского учения: я говорю тебе: «Ищи прибежище в себе самом». Будда - внутри тебя, ибо Будда - значит пробуж­денный, а пробуждение может происходить лишь из­нутри. Дхарма - внутри тебя, ибо Дхарма - значит праведность, а праведность ты можешь найти только в себе самом. И Сангха - внутри тебя, ибо Сангха есть чистота, а чистоту ты можешь найти только в себе са­мом .

Именно поэтому я призываю вас, скорее не к большому книжному знанию, а больше к его конкретному применению на практике, поэтому сегодня я дал вам максимальное количество живых примеров и вариантов применения основных идей буддизма в реальной бытовой жизни для обретения счастья.

Ну и, естественно, Основные идеи, суть и философские принципы буддизма как религии и учения - это очень обширная тема, поэтому в рамках данной статьи не получилось рассказать все что надо, но на нашем Портале Обучения и Саморазвития вы сможете найти еще большое количество статей об этой замечательной и мудрой религии.

А также, если вы заметили, я в основном писал сегодня о том, что не надо делать, а вот что необходимо делать буддисту читайте отдельно. Еще советую прочесть и ее одну попытку объяснить и и отличие их от монастырей других религий. Ну и конечно также будет неплохо узнать , и

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня в нашей статье мы поговорим о том, что такое буддизм, и дадим краткое описание этой религии.

Буддизм — одна из основных мировых религий наряду с христианством и мусульманством. В мире насчитывается около 500 млн. «чистых» буддистов, которые исповедуют только буддизм. Однако эта религия не запрещает придерживаться и какой-либо другой веры. В последнее время буддизм очень популярен в западном мире, многие люди приходят сами к желанию присоединиться к нему. Возможно, не последнюю роль в этом играет миролюбие и спокойствие этой религии.

История

Для начала давайте узнаем, где и как появилось это религиозно-философское течение.

Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Из Индии буддизм распространился в другие страны Азии. Чем большую популярность он приобретал, тем больше ответвлений образовывалось.

Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.

По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он становится аскетом. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу.

Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться , что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.

В дальнейшем это дерево ученики будды называли « », или дерево просветления. У Будды было много последователей. Ученики приходили к нему, слушали его речи об учении, или дхарме, внимали его проповедям, медитировали, чтобы тоже стать просветленными.

Буддизм гласит, что стать просветленным может любой человек, достигнув высокой осознанности своей души.

Основные понятия в буддизме

Поскольку в буддизме существует множество философских понятий, отражающих суть этой восточной идеологии, давайте остановимся на основных идеях и разберем их значения.

Одним из главных воззрений является понятие . Сансара — это колесо земных перевоплощений всех живых существ. В процессе этого жизненного круговорота душа должна «расти». Сансара всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы.

— это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.

Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.


— это учение Будды. Дхарма — это поддержание мирового порядка всеми живыми существами. У каждого свой путь и надо ему следовать в соответствии с этическими нормами. Поскольку буддизм — очень мирная религия, то этот аспект невероятно важен: не вреди другому.

Сангха — это община буддистов, которые придерживаются правил и законов учения Будды.

В основе буддизма лежат четыре благородные истины:

  1. Жизнь — это страдание. Все мы страдаем, испытываем гнев, злость, страх.
  2. У страдания есть причины: зависть, жадность, похоть.
  3. Страдание можно прекратить.
  4. Путь к нирване поможет уйти от страданий.

Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют . Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.


Ступени Восьмеричного пути

  1. Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и умозаключений. Неверные действия, приносящие нам боль, а не радость — результат неправильных мыслей, поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и поступками.
  2. Правильные стремления, желания. Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Жить в мире со всеми живыми существами.
  3. Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений!
  4. Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
  5. Правильный образ жизни. Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриганства, обмана.
  6. Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от негативного образа сознания.
  7. Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
  8. Правильное сосредоточие. Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.

Понятие Бога в буддизме

Как мы с вами уже увидели, буддизм — очень необычная для нашего менталитета идеология. Поскольку в любой религии одним из основных понятий является понятие Бога, давайте разберемся, что означает это в буддизме.

В буддизме Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечевания Бога. Бог есть все, что вокруг нас .

Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.

Направления буддизма

Буддизм разделяется на три основные ветви, о которых мы сейчас и поговорим:

  1. Хинаяна (Тхеравада) , или Малая Колесница — это южный буддизм, распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения. Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны.
  2. , или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние ортодоксальной Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь, может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь.
  3. , или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.


Заключение

Итак, уважаемые читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, что входит в понятие буддизма, о его принципах и сути, познакомились с этого учения. Надеюсь, что знакомство с ним было интересным и полезным для вас.

Пишите комментарии, делитесь своими мыслями и подписывайтесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту.

Всего вам доброго и до новых встреч!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх