Органическая архитектура. Связь архитектуры и природы Взаимодействие архитектуры и природы

1 Взаимосвязь природных и архитектурных форм

Природный ландшафт - важнейший фактор для ком­позиции любого архитектурного объекта. Общеизвест­но выражение: здание «вписалось» в ландшафт. Под этим подразумевается гармоничное сочетание его с рельефом, использование эффекта отражения в зеркале водоема, масштабные соотношения с массивами зеленых насаж­дений и т.д.

Взаимосвязь архитектуры и природы исторически обусловлена и развивается вместе с обществом. При сравнительно одинаковых природных данных облик населенного места или композиционное решение отдельного сооружения определяются творческим мето­дом архитектора, его профессиональным мастерством, знанием национальных традиций, пониманием природы. Рассматривая ландшафтные задачи проектирования зда­ний и сооружений, следует выделить три уровня:

Формирование архитектурно-ландшафтного ансамб­ля, гармоничное включение архитектурных сооружений в природное окружение, общая композиционная взаи­мосвязь архитектуры и природы, максимальное выяв­ление в функциональном и композиционном решении природных предпосылок;

Детальная архитектурно-ландшафтная проработка от­крытых пространств, примыкающих к зданиям и фор­мируемых ими;

Введение природных элементов в архитектуру дома.

Поиски интеграции искусственного и природного завоевывают у архитекторов все большую популярность. В последнее время архитекторы осознанно или интуи­тивно стали шире пользоваться архитектурно-ландшафт­ными методами и средствами. И выражается это не в отдельных деталях - устройствах для цветов и вью­щихся растений на балконах и лоджиях, но и в общем методе проектирования от ландшафта.

Известно, что гармония архитектурного сооружения и ландшафта может быть достигнута различными при­емами - контрастом, нейтральностью или полным под­чинением. Размещение архитектурных сооружений является формой преобразования природного ландшафта. Это пре­образование может быть положительным (когда соору­жение по форме, материалу, фактуре, масштабу и дру­гим композиционным качествам гармонирует с ландшаф­том) и отрицательным (когда архитектурные сооруже­ния не просто контрастны по отношению к ландшафту, а даже нарушают его).

Для того чтобы достичь определенной степени со­гласованности архитектурных сооружений с ландшаф­том, необходимо знать ряд композиционных приемов. Ис­ходным является сравнение пространственных форм за­стройки и ландшафта. Архитектору часто приходится сталкиваться с такими особенностями и формами ланд­шафта, которые он мало чем может изменить. Он дол­жен учесть их при проектировании. К этим неизменным формам относятся долины рек, равнины, озера, горные цепи и другие крупные ландшафтные формы.

Природные пространственные формы характеризу­ют следующие основные свойства: величина, геометри­ческий вид, фактура, цвет, светотень, положение в про­странстве. Природный фон может быть нейтральным или с ярко выраженными крупными формами типа гор, больших холмов, лесных массивов. По-разному воспри­нимаются небольшой дачный домик в горном ландшаф­те, где он подчинен среде, и крупный санаторный комп­лекс в равнинной местности, где он доминирует.

Степень согласованности застройки с ландшафтом зависит не столько от их абсолютных размеров, сколь­ко от их взаимосвязи. Геометрические характеристики архитектурных сооружений могут согласовываться с ландшафтными формами (пирамидальная форма зда­ния, остроугольный его силуэт напоминают нам окру­жающие скалы или еловый лес) или контрастировать с ними (протяженный многоэтажный дом-пластина на фоне живописного пейзажа).

Как архитектурные сооружения, так и формы ланд­шафта могут иметь массивную или ажурную простран­ственную структуру. Расчлененная застройка, ажурная структура здания ведут к большей согласованности ар­хитектуры с природой. Большую роль в согласовании архитектурного сооружения с ландшафтом играет фак­тура материала. Органичнее всего композиционно увя­зываются с природным окружением простейшие соору­жения из естественных материалов - дерева, камня, ка­мыша. Фактура искусственных строительных материа­лов (пластмасса, алюминий и др.) обычно контрастиру­ет с фактурой природных компонентов.

Доминирующее или подчиненное положение соору­жения в ландшафте во многом определяется его разме­щением: вдоль рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его высоких точ­ках - к контрасту. Застройка ниже леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажная на фоне на­саждений - всегда контрастна. Таким образом, чтобы сооружение максимально согласовывалось с ландшаф­том, оно должно иметь малую величину, ажурную про­странственную структуру, геометрическую форму, анало­гичную формам ландшафта, гармоничное цветовое соче­тание архитектурных и природных компонентов.

2 Растения в архитектуре зданий и сооружений

Природные материалы используются архитектора­ми как во внешнем, так и во внутреннем оформлении зданий. В экстерьере - это вертикальное озеленение фа­садов, озеленение и цветочное оформление балконов, лод­жий, окон, архитектурно-ландшафтное решение внутрен­них двориков, террас, плоских кровель.

Малые архитектурные формы для ландшафтного бла­гоустройства балконов и лоджий - напольные и навес­ные ящики для цветов, решетки - для вьющихся рас­тений, кашпо - для ампельных. Необходимо добиваться стандартизации и сборности такого оборудования, что­бы избежать нежелательной самодеятельности, вносящей хаос в архитектуру зданий. Озеленение и цветочное оформление лоджий и балконов - это задачи в первую очередь жилищного строительства. Одна из причин -необходимость постоянного ухода за растениями, что в общественных зданиях, как правило, затруднено.

Для посадки грунтовых цветов чаще используются деревянные ящики шириной 20-30 см и высотой 20-25 см (длина определяется в зависимости от общей ком­позиции лоджии или балкона, характера их огражде­ния, типа устройства для вертикального озеленения и пр.). Возможно применение малых форм из бетона, ша­мота, пластмассы. Бетонные изделия окрашиваются во­достойкой полимерной краской либо содержат в фак­турном слое цветные пигменты. Металлические детали покрываются масляной краской. Деревянные элементы лучше выполнять из тонированной древесины с после­дующим покрытием бесцветным водостойким лаком. Ящики для растений устанавливают на полу или на поручнях ограждения. Во всех случаях они должны быть надежно закреплены специальными кронштейнами и крючками толщиной не менее 0,5 см. Возможны как смешанные, так и однородные по ассортименту посадки. Рекомендуется в первом ряду высаживать ампельные (свисающие) или бордюрные растения (настурция, алиссум, лобелия, агератум, тагетис и др.); во втором - пе­ларгонию, клубневую бегонию, циннию, астры, петунию и др., в третьем - душистый горошек, ипомею, фасоль и т.д.

Комплексное озеленение жилых домов с использо­ванием высококачественного, выполненного в едином сти­ле оборудования для растений позволит значительно обо­гатить архитектуру типовой жилой застройки, повысить комфортность ее среды.

Особую область ландшафтного творчества составля­ют террасные жилые дома. Сады-террасы являются как бы продолжением жилища, «зеленой гостиной». Этот воп­рос связан с организацией и других типов садов на кры­шах. К сожалению, в современной отечественной прак­тике они еще мало распространены, хотя устройство их известно с глубокой древности.

Однако сегодня нельзя говорить только о садах на крышах. Правильнее ставить вопрос о принципах устрой­ства садов на различных искусственных основаниях -крышах, террасах, эстакадах, перекрытиях подземных со­оружений.

Устройство садов на искусственных основаниях свя­зано с решением ряда социально-экономических, экологических, технических и эстетических проблем. Прежде всего это экономика градостроительства, рацио­нальное использование городских земель, которые сти­мулируют создание многоуровневых надземных соору­жений с площадями-платформами, эстакадами, терраса­ми для пешеходного движения, стоянками и благоуст­роенными местами для кратковременного отдыха.

Разноэтажность современной застройки города не только создает предпосылки для эффективной эксплу­атации плоских крыш малоэтажных блоков в качестве дополнительных мест отдыха, летних кафе под откры­тым небом и т.п., но и ставит чисто архитектурно-худо­жественные задачи. Пока в большинстве случаев из окон и лоджий высотных зданий открывается неприглядный вид на черные крыши торговых центров, блоков обслу­живания и др. Летом рубероидно-битумная поверхность кровли перегревается, излучает излишнее тепло и дале­ко не безвредные летучие вещества, а в ветреную погоду пылит.

В зависимости от расположения относительно уров­ня земли сады на искусственных основаниях подразде­ляются на надземные (в прошлом - «висячие»); назем­ные, находящиеся на уровне земли; и смешанного типа. Это сады, соответственно устраиваемые на крышах зда­ний или на других конструкциях, приподнятых над зем­лей, над подземными сооружениями и на сооружениях, которые частично заглублены или примыкают к скло­ну местности. Таким образом, к садам на искусственных основаниях можно отнести те архитектурно-ландшафтные объекты, в которых зеленые насаждения отделены от естественного грунта теми или иными строительны­ми конструкциями.

Необходимо иметь в виду, что устройство садов на искусственных основаниях экономичнее и технически надежнее, если эти вопросы решаются при проектиро­вании зданий и сооружений, а не при последующем приспособлении кровель и соответствующей техниче­ской реконструкции, их архитектурно-ландшафтном обо­гащении. Наибольшими эстетическими и экологиче­скими возможностями обогащения «пятого» фасада го­рода располагает ландшафтная архитектура. С устрой­ством садов на крышах улучшается микроклимат, об­щий ландшафтно-художественный облик города. Про­блема организации садов на искусственных основани­ях актуальна не только для общественных центров и комплексов, но и для промышленных зон и жилой за­стройки. На территориях существующих промышлен­ных объектов часто невозможно организовать даже небольшие площадки для кратковременного отдыха, в то время как плоские кровли зданий, как правило, пус­туют. Большая плотность застройки в старых жилых кварталах также не позволяет увеличить площадь зе­леных насаждений и площадок для игр детей и отды­ха взрослых.

Декоративные сады на крышах не предусмотрены для посещения людьми, а служат исключительно эстетическим целям, представляя собой фактически декоративные панно. Их покрытия вы­полняются с применением как естественных живых и неживых (трава, мхи, цветы, невысокие кустарники, ка­мень, иногда вода), так и искусственных (керамика, кир­пич, стекло, пластмассы и др.) материалов. Защитные функции садов на крышах связаны в основном с пре­дохранением зданий от чрезмерного перегрева, от сол­нечной радиации. По преобладанию того или иного ма­териала выделяются сады водяные (наиболее распрост­раненный тип защитного сада на юге), растительные и сухие ландшафты. В «сухом ландшафте» используют неживые материалы - песок, гальку, валуны, коряги; иногда по примеру японского сада - мхи, малые архи­тектурные формы.

Растительные сады подразделяются на сады с по­чвенным слоем в виде сплошного покрова или несколь­ких участков, разделенных дорожками и площадками, и сады, в которых земля размещается только в специ­альных емкостях - контейнерах.

Зимний сад - сад экзотических растений, выращи­ваемых в условиях искусственного микроклимата. Со­здание зимних садов достаточно сложно, так как надо удовлетворить особые требования к температурно-влажностному режиму помещения, освещенности, а отсюда к ограждающим конструкциям, системе отопления и вен­тиляции, условиям естественного и искусственного ос­вещения и т.д.

На практике чаще встречается второй вид натурали­зованного интерьера - различные формы декоративно­го озеленения и цветочного оформления помещений об­щественных и жилых зданий. В общественных зданиях кроме растений широко используются бассейны, фонта­ны, скульптура, неживые природные материалы - ка­мень, песок, дерево.

Растения в помещениях играют санитарно-гигиениче­скую и декоративную роль. Они аккумулируют свежий воздух, регулируют температурно-влажностный режим, поглощают шум, пыль. Все это, конечно, в небольшом масштабе.

В композиции интерьера используется цвет, факту­ра, рисунок листьев, цветков, силуэт, масса растений и другие их качества. С помощью растений пространство расчленяется, зонируется. Возможны разнообразные формы исполнения: одиночное растение (чаще на фоне чистой плоскости стены); вертикальное озеленение вью­щимися растениями, устройство зеленых бордюров и т. д.

ЛЕКЦИЯ № 6

ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ МЕЖСЕЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

    Основные принципы проектирования территорий, являющихся объектами охраны (заповедники, заказники, национальные и природные парки и т.п.)

    Архитектурно-ландшафтная организация рекреационных территорий (места отдыха, рекреационные зоны, рекреационные районы и регионы).

    Методика архитектурно-ландшафтного проектирования дорожного пространства.

    Принципы формирования и организация территорий производственных объектов.

1 Основные принципы проектирования территорий, являющихся объектами охраны (заповедники, заказники, национальные и природные парки и т. п.)

На региональном уровне архитектурно-ландшафтные вопросы являются составляющими более крупных эко­логических программ, которые могут иметь различия в зависимости от вида районной планировки, экономиче­ских, природных условий района, его географического положения. Кроме ряда разделов, связанных с вопроса­ми охраны окружающей среды (охрана воздушного бас­сейна, водного бассейна, почвенно-растительного покро­ва, животного мира, улучшение санитарно-эпидемиоло­гических условий, охрана среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, радиации и т.п.) и комп­лексной схемы охраны окружающей среды с урбоэкологическим зонированием, предложениями простран­ственной локализации природоохранных мероприятий и т.д., экологическая программа должна вклю­чать следующие разделы:

    формирование единой системы зеленых насаждений района (установление минимально допустимой и оптимальной лесистости, величины и конфигурации зе­леных массивов, образование «природного каркаса» из взаимосвязанных элементов - лесов и других насаж­дений различного функционального назначения);

    охрана памятников истории и культуры (выявление, систематизация и разработка предложений по ис­пользованию и охране архитектурных, исторических, этнографических и других памятников во взаимосвязи с окружающей их природной средой);

    создание системы охраняемых территорий (национальные и природные парки, заповедники, заказники, охраняемые ландшафты, отдельные объекты живой и неживой природы и т.д.);

    охрана и улучшение ландшафтов (сохранение, обогащение и целенаправленное формирование облика при­родных и антропогенных ландшафтов, рекультивация территории, мероприятия по улучшению эстетических ка­честв ландшафтов и т.д.).

К охраняемым ландшафтным объектам относят за­поведники, заказники, достопримечательные ландшафты, а также отдельные их компоненты, памятники садово-паркового искусства, архитектурно-ландшафтные ансам­бли, природные (национальные) парки, рекреационные территории (места отдыха и туризма). Однако при со­временной постановке проблемы охраны природы мы не можем выделить охраняемые и неохраняемые ланд­шафты. Поскольку под охраной природы, ландшафтов понимается также их рациональное использование и научно обоснованное преобразование (формирование), а не только консервация, все ландшафты должны охра­няться.

Уровень охраны ландшафтов определяется соотно­шением природоохранной и природопреобразуюшей де­ятельности. Поэтому вполне правомерным стало введе­ние также понятий «особо охраняемый ландшафт» , «осо­ бо охраняемые ландшафтные территории», цля кото­рых природоохранные задачи превалируют над природопреобразующими.

Заповедники - участки практически неизменных естественных ландшафтов, сохраняемые как эталоны при­родных комплексов для сравнения с хозяйственно-ис­пользуемыми территориями и выявления благоприят­ных или неблагоприятных результатов деятельности общества. Цель заповедников - сохранение характер­ного для данной ландшафтно-географической зоны при­родного комплекса в целом, охрана особо примечатель­ных участков местности, ценных в научном, культурном и хозяйственном отношениях, охрана отдельных ред­ких видов флоры и фауны.

Заказники - территории, на которых сохраняется часть природного комплекса с исключением из хозяй­ственного оборота лишь тех объектов, для которых за­казник организован (растительность, животный мир или др.). Известны были ботанические, геологические, гид­рологические, охотничьи, мемориальные и другие заказ­ники. Вокруг государственных заповедников и заказни­ков в случае необходимости по решению правительства выделяются дополнительные охранные зоны, в которых устанавливается режим, запрещающий те или иные виды деятельности. В особо охраняемых природных объектах с точки зрения планировки, архитектуры застройки не может быть главных и второстепенных задач. Все слу­жебные, хозяйственные здания, каждый указатель или другая малая архитектурная форма должны быть под­чинены одной цели - охране и улучшению ландшафта.

Национальные природные парки - одна из перс­пективных форм охраны ландшафтов и организации отдыха и туризма. В современных представлениях о природных и национальных парках существуют две крайние точки зрения: природные парки - объекты охраны природы типа заповедников, в которые могут допускаться очень ограниченно туристы; природные парки - места массового отдыха в условиях малоизмененной природы.

Получает распространение тип природного парка, в котором вся территория организуется по принципу за­поведника. Допускается строго регламентируемый и кон­тролируемый туризм по пешеходным тропам с местами для ночлега (приюты, укрытия, бунгало).

Начался поиск путей и мер по ограничению потока посетителей. В основе этих мер - новые приро­доохранная и рекреационная программы парков, сокра­щающие развлекательные и спортивно-оздоровительные формы отдыха и туризма и усиливающие просветитель­ные и эколого-воспитательные функции.

Соответственно потребовалась трансформация архи­тектурно-планировочной организации парков: сокраще­ние сети автодорог, вынос комплексов отдыха в буфер­ные зоны и т.п.

    Особо охраняемая территория национального парка окружается рекреационно-буферными зонами («зона­ми-ловушками») с учреждениями обслуживания, авто­мобильными подъездами и стоянками, парквеями и т.д. Ставится задача такой архитектурно-планировочной и архитектурно-ландшафтной организации природного парка, которая прежде всего должна служить инструментом охраны природы, однако исходить не столько из системы запретов, сколько из принципа формирования устойчивого стереотипа поведения туристов в природ­.
    Архитектурно-планировочное решение национального (природного) парка, система и интенсивность обслужи­вания зависят от предполагаемой посещаемости и форм отдыха и туризма, которые в свою очередь определяют­ся природными особенностями (пейзажное разнообра­зие, наличие акваторий, гор, охотничьих угодий, памят­ников культуры), размещением по отношению к городам, автомагистралям и т.д. В связи с ростом потребностей в местах организованного отдыха и туризма и одновре­менно с дифференциацией потребностей появились пред­ложения по выделению различных типов природных пар­ков. Например, пейзажно-прогулочный, спортивно-про­гулочный, охотничий, архитектурно-исторический и пр. Видимо, такая классификация приемлема, однако основ­ной задачей в организации и эксплуатации природных парков должна оставаться природоохранная.

2 Архитектурно-ландшафтная организация рекреационных территорий (места отдыха, рекреационные зоны, рекреационные районы и регионы)

Формирование рекреационных ландшафтов - про­цесс длительный, поэтому требует заблаговременного пла­нирования. На территориях, намеченных к перспектив­ному рекреационному освоению, следует поэтапно пре­образовывать и улучшать ландшафты: вести посадки леса на неудобных землях, создавать водохранилища, в существующих лесах вести рубки ухода и ландшафт­ные рубки, а также новые декоративные посадки.

В местах наибольшей концентрации отдыхающих формируются лесопарковые насаждения с повышенным уровнем благоустройства, обеспечивающим охрану от рекреационных нагрузок до 30-40 чел/га. По мере уда­ления от учреждений отдыха, пляжей, центров культур­но-бытового обслуживания уровень благоустройства может снижаться, постепенно переходя от характера ле­сопарка (8-12 чел/га) к рекреационному лесу (3-10 чел/га).

Существенно улучшает качество рекреационных ланд­шафтов создание искусственных водохранилищ. При ис­пользовании искусственных водохранилищ в рекреа­ционных целях необходимо, чтобы колебания уровня воды в них во время купального сезона не превышали 0,2 м. Для купания должны быть выделены места в зоне, ограниченной изобатой 1,4 м. При проектировании во­дохранилищ рекомендуется исходить из расчета 1 га водной поверхности на 1000 человек. Прибрежная по­лоса шириной 10-70 м является основной зоной концен­трации отдыхающих. В 100-200 м от берега водоема количество отдыхающих в 4-5 раз меньше, чем в при­брежной полосе, а в полукилометре - в 10 раз меньше.

Пешеходные дорожки, аллеи позволяют уменьшить вытаптывание травяного покрова. Под дорожно-тропиночную сеть в загородных парках рекомендуется отво­дить до 8-12% территории, в лесопарках - до 4%, в ре­креационных лесах - до 1,5%.

Рекреационные территории различаются по величи­не, назначению, особенностям ландшафтно-природных ус­ловий и планировочной организации.

Место отдыха - первичный элемент рекреацион­ных территориальных образований площадью от несколь­ких гектаров до нескольких квадратных километров, на­пример сквер, парк, пляж, коллективный сад и др.

Рекреационная зона (зона отдыха и туризма, ку­рорт) - территориальное образование от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных километров, включающее места отдыха, комплексы рекреационных учреждений, имеющее единую планировочную организа­цию, систему обслуживания, транспортного и инженер­но-технического обеспечения.

Рекреационный район - сложное территориальное образование площадью в сотни квадратных километров, объединяющее зоны отдыха на основе общности при­родных ресурсов, экономических, транспортных и дру­гих взаимосвязей.

Рекреационный регион - наиболее крупное терри­ториальное образование площадью в десятки тысяч ки­лометров, объединяющее рекреационные районы на ос­нове общности народнохозяйственного развития.

Рекреационные районы и регионы выделяются, как правило, на базе уникальных природных комплексов (Южный берег Крыма, Карпаты и др.).

Для крупных и больших городов первый пояс ре­креационных территорий, создаваемый на «пороге» го­рода, формируется из наиболее часто посещаемых объек­тов - парков, лесопарков, спортивных комплексов и др. Следующий по удаленности от города пояс образуют территории и объекты, предназначенные для кратко­временного отдыха с ночлегом (базы и летние городки отдыха, садоводческие товарищества и др.). Третий, наи­более удаленный пояс рекреационных территорий вклю­чает места и объекты преимущественно продолжитель­ного отдыха (лагеря школьников и дачи дошкольни­ков, пансионаты и базы отдыха предприятий и органи­заций и др.), а также места кратковременного отдыха в естественной природной среде (сбор ягод и грибов, охота и т.п.). На рис. 4.3 приведены схемы зонирования тер­ритории по уровню рекреационных нагрузок при ли­нейном и компактном размещении рекреационных ком­плексов вдоль берега водоема.

Для многих ландшафтных условий неприемлемо со­здание обширных зон сплошной рекреационной застрой­ки. Комплексы и отдельные учреждения рекомендуется отделять друг от друга массивами зеленых насаждений, создающих визуальную и звуковую изоляцию и обеспе­чивающих психологический комфорт. Ширина полосы насаждений, разделяющей комплексы рекреационных уч­реждений, должна быть не менее 300-400 м, а рекреаци­онные учреждения - 100-150 м.

Архитектурно-ландшафтное проектирование системы отдыха и туризма и ее различных пространственных составляющих в силу большого разнообразия видов от­дыха, типов рекреационных объектов, природных усло­вий и других факторов - достаточно сложная задача. Поэтому в рамках учебного курса нами были изложе­ны лишь основные направления решения задач.

Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, ... О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2007. Габриелян...
  • Учебно – методическое обеспечение выполнения учебного плана выполнение данного учебного плана обеспечивается учебно – методическими комплектами представленными в таблице

    Учебники

    Учебно методическое обеспечение выполнения учебного плана. Выполнение данного учебного плана обеспечивается учебно методическими комплектами , представленными в таблице: Учебные предметы, ступень...

  • Учебно-методические комплекты Касьянова физике для 10-11 классов общеобразовательных школ (базовый

    Программа

    Уровень. Важнейшая характерная особенность данного Учебно -методического комплекта , являющегося замкнутым концентром, - ... частицы). Важнейшая характерная особенность данного Учебно -методического комплекта , являющегося замкнутым концентром, - возможность...

  • Комплект учебно-методических материалов к модульной программе подготовки переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно-методический комплект (УМК)

    Методические рекомендации

    Эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно -методический комплект (УМК) – это совокупность учебно -методических материалов и программно-технических...

  • Экологичным направлением развития архитектуры является использование параметров строения и функционирования живых систем при создании новых принципов функционирования зданий, новых материалов и форм. Экологичная архитектура -- это природоподобная архитектура.

    В круг исследований по архитектурной и строительной бионике входят следующие вопросы: генеральные планы мест расселения, форма и красота природных конструкций, основные принципы строения природных конструкций, конструктивные системы в природе и их использование в архитектуре и строительстве (сжатые, растянутые и изгибаемые элементы, фундаменты, оболочки, структуры, мембраны, сетки), строение покровных тканей в природе, пассивные и активные природные материалы, биоморфность искусственных сооружений, органичная связь с ландшафтом, процедура роста природных конструкций и их разложения после выполнения функций и т.д.

    Некоторые из природно- бионических принципов носят ценный характер для экологичной архитектуры. Например, гомеостаз, метаболизм, обратная связь и реакция на изменение внешних воздействий, саморазвитие и разложение после завершения срока жизни и т.д. Использование этих принципов в архитектуре позволит в будущем достичь состояния экологического равновесия технологическими средствами.

    Наиболее полно природа выразила себя в конструировании пространственных конструкций (в живой природе нет плоских элементов). Изучение строения природных форм: раковины, черепа, оболочки яйца - показывает необычайную проработанность конструкций, функциональную обусловленность. Здесь и хорошее восприятие распределенных нагрузок, и перекрытие (торможение) трещин в целях недопущения разрушения ценного для живого организма материала, и минимизация расхода материалов. Оболочки в качестве покрытий зданий и сооружений природоподобны, они архитектурно выразительны, прочны, это жесткие и легкие конструкции.

    В природе объект становится видимым, когда существует разница по яркости, цвету или фактуре между ним и фоном. Чем больше контраст между предметом и фоном, тем лучше качество видимости, при этом порогом зрительного восприятия является наименьшее значение контраста между предметом и фоном, начиная с которого предмет становится видимым.

    Архитектурное разнообразие (подобие биоразнообразию)

    Многое в визуальном настроении, сформировано цветом, фактурой, масштабностью и качеством взаимодействия видимых предметов. Опустошенность чувственного опыта не питательна для развития души, если качества среды, даже соответствующиепотребностям, должны еще приносить радость жизни и душевную бодрость, нам необходимо разнообразие, но не ровность без границ- температуры, освещенности, все того же вида перед окном, все тех же форм или последовательности движений в пространстве. Как только есть разнообразие, мы начинаем замечать, как одно ощущение соотносится с другими. Мы начинаем осознавать зоны их контакта. Чаще всего такой контакт заметен в мире видимого. Это очевидно, что необходимо стремление к разнообразию, подобному биоразнообразию в природе: разнообразию размеров, форм, деталей, цвета (с учетом природоподобия). Желательно соответствие размеров зданий размерам компонентов ландшафта,в первую очередь, деревьев) и тела человека.

    Живая природа не подчиняется законам симметрии. Можно предположить, что здания и сооружения также не должны быть полностью симметричными. Большую роль в позитивности или, напротив, негативности визуального восприятия зданий и сооружений играют индивидуальные особенности людей. Известно, что некоторым архитекторам и обычным людям нравятся небоскребы, огромные площади, широкие проспекты с потоками автомобилей; это, видимо, одно из проявлений разнообразия. Поэтому в архитектуре, как и в природе, должно быть представлено разнообразие решений, "очаровательное разнообразие". Тогда визуальная среда будет приятна для глаз.

    Экологичное проектирование должно быть направлено на создание комфортной, здоровой, красивой среды для человека. При решении этих задач может пригодиться использование существующего в природе биоразнообразия (обычно -- числа видов), богатство которого успешно поддерживает устойчивость природы и среды. Архитектурное разнообразие должно касаться всех объектов архитектуры - начиная от города, кварталов, отдельных здании и заканчивая их отделкой.

    Экологическая архитектура должна поддерживать разнообразие воздействий. Например, в природе на кожу человека почти постоянно действует ветер переменной интенсивности; влажность воздуха в природе меняется; ступни человека ранее контактировали с землей и человек ощущал подошвами не гладкий пол или асфальт, а неровную; сотни тысяч лет человека окружали неплоские поверхности укрытий и первобытных домов, а в настоящее время -- плоскости; человек осязал экологичные поверхности - траву, почву, теплую кору деревьев, а в настоящее время -- чаще всего бетон, сталь, стекло, пластмассу; в течение суток на человека действовала меняющаяся температура окружающего воздуха, а в настоящее время она почти постоянна, и т.д. Все эти факторы можно учесть при архитектурном проектировании разнообразной окружающей среды в здании. При экологичном архитектурном проектировании с учетом разнообразия можно учитывать следующие положения.

    1. Стремление к разнообразию архитектурно-ландшафтных сред, уходу от однотипных пейзажей. Присутствие всего разнообразия ландшафтов (рек, ручьев, лесов, полей, гор, крупных парков, небольших садов, множества территорий естественной и культурной природы, соединенных "коридорами"). Введение в ландшафты местных видов флоры и фауны и оригинальных растений -- интродуцентов.

    2. В целях создания более привлекательного образа необходимо стремиться к разнообразию форм, этажности и размеров здания (подобно биоразнообразию в природе). Среди возможного разнообразия -- ограничение применения только плоскостных форм и введение криволинейных поверхностей, использование сочетаний криволинейных и плоских форм, разной этажности и размерности здания, природоподобие форм и размеров (в том числе соответствие размеров зданий величинам компонентов окружающих ландшафтов -- деревьев, холмов; соответствие габаритов помещений размерам тела человека).

    Формы зданий и инженерных сооружений должны быть разнообразны. Основное направление -- применение наряду с параллелепипедами различных криволинейных объемов. Необходимо предусмотреть широкое использование всех форм оболочек -- от цилиндрических и призматических до гипаров и сложных составных оболочек. Одно из направлений разнообразия -- использование этнической архитектуры. Все инженерные сооружения нужно выполнять только из разнообразных криволинейных пространственных конструкций. Размеры зданий и их этажность должны быть разнообразны подобно разнообразию размеров компонентов естественного ландшафта -- кустов и деревьев, возвышенностей и гор.

    Типы наружной отделки и цвет зданий должны быть разнообразны подобно разнообразию наружных покрытий в природе. С учетом восприятия цвета глазами человека должны подбираться цвета фасада здания и всех других искусственных поверхностей. Необходимо учитывать цветовой тон, насыщенность, яркость цвета. Наиболее приемлемы для глаза человека светлые теплые цвета: светло-зеленый, светло-коричневый, оранжевый, желтый и другие, а также часто встречающиеся природные цвета -- голубой, синий, розовый и др. Нужно также принимать во внимание характер воздействия цвета -- активные возбуждающие цвет (красный, оранжевый, желтый), успокаивающие (синий, голубой, фиолетовый) и нейтральный (зеленый -- цвет равновесия). Дня улучшения эмоционального восприятия рекомендуется применение хорошо воспринимаемых сочетаний цветов и последовательного контраста -- переноса взгляда с одного предмета на другой. Нужно учитывать гармонию контраста цветовых сочетаний по цветовому тону, насыщенности, яркости и гармонию сходства при плавном изменении цветовых характеристик.

    С учетом разнообразия необходимо использовать растущие и адаптивные дома. Растущие и адаптивные здания меняют свой облик по мере их роста или при приспособлении к новым условиям эксплуатации.

    3. Разнообразие фасадов зданий, окраски, формы и размеров окон, лоджий и балконов, архитектурных деталей и украшений. Формы фасадов могут быть плоскостные и криволинейные в разнообразных сочетаниях. Отделка фасада должна быть разнообразной по цветовому решению, художественному оформлению, не содержать одинаковых повторяющихся деталей. Рекомендуется разнообразие форм оконных проемов -- не только прямоугольные проемы, но и овальные, круглые, многоугольные, неправильной формы.

    4. Разнообразие планировки, площадей комнат, типов покрытий пола, отделки стен, потолка. Внутренняя планировка должна меняться в течение жизни здания в соответствии с изменением потребностей и возможностей, в том числе с учетом персонализации жизненного пространства как его приспособления к материальному и духовному совершенствованию личности. Изменяемое человеком его жизненное пространство может рассматриваться как один из способов самовыражения (индивидуализации) личности. Поэтому внутренние планировки должны быть множественны и индивидуальны. Не должно быть понятия заданной на весь срок эксплуатации площади пространства. Должно быть гибкое жизненное пространство, которое приспособляется во множестве вариантов к потребностям жителей.

    Отделка стен и потолков должна быть разнообразной по цветовому решению, художественному оформлению, не содержать одинаковых повторяющихся деталей. Покрытия пола могут быть разнообразны по гладкости: в отдельных местах, где жители ходят босиком (ванные комнаты), покрытие может имитировать неровную поверхность почвенно-растительного слоя, чтобы активно воздействовать на нервные окончания в подошвах. Деревянные полы также могут иметь различную степень шероховатости.

    5. Разнообразие микроклимата внутри помещений. Меняющиеся в небольших пределах дневные и ночные температуры, влажность, постоянное движение воздуха с меняющейся скоростью, подобное легкому бризу в природе.

    6. Меняющиеся в течение времени (гибкие) планировки помещений, их форма, площади, отделки, освещенность, озеленение и т. п. Меняющаяся приспособляемость (адаптивность) здания, изменение назначения объектов. Физиологически человек развивался в постоянно меняющейся визуальной окружающей среде, при постоянных изменениях тепловых, слуховых и осязательных воздействий.

    7. Здания должны быть изменчивыми, экологически приспосабливаемыми. Здесь интересным направлением является применение концепции природного метаболизма к архитектуре. Природный метаболизм (обмен веществ) как основная особенность живых организмов может быть эффективно использован в экологичной архитектуре и в строительстве. Он направлен на сокращение материальных затрат и минимизацию использования сырьевых ресурсов и энергии. Фундаментальным законом в процессе проектирования для архитектора- эколога становится минимизация необходимых материальных ресурсов и затрат и сокращение воздействии здания. Подражание естественным метаболическим циклам означает использование строительных материалов, которые легко перерабатываются и усваиваются средой или перемещаются в другое здание, или используются по другому назначению. Согласно энергетическому принципу естественного метаболизма нужно адаптировать здание к региональному климату так, чтобы оно использовало минимум энергии в течение эксплуатационной стадии. Нужно минимизировать использование высококачественных ресурсов, таких как питьевая вода, в течение срока эксплуатации здания.

    Выходные данные сборника:

    ПРИРОДА КАК ОСНОВА АРХИТЕКТУРЫ

    Фоменко Наталья Александровна

    архитектор в ТОО “ USB - Group ”, магистрант казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Республика Казахстан г. Астана

    NATURE AS A BASE OF ARCHITECTURE

    Fomenko Natalya Alexandrovna

    architect in “USB-Group” LLP, master student of S.Seifullin Kazakh Agro Technical University, Republic of Kazakhstan Astana

    АННОТАЦИЯ

    В данной статье рассмотрены методы взаимодействия природных образов и архитектуры. Отображены основные идеи формирования природных стилей на протяжении многих лет. Обозначены влияющие факторы на формирование архитектуры. Рассмотрены работы влияния методов работы природы на архитектуру. Представлен вариант сохранения природного облика.

    ABSTRACT

    The methods of nature image and architecture interaction are view in a matter. Basis ideas of nature style formation over extended time are image. The influence factors on the architecture formation are denote. Works of influence nature system methods on architecture are view. Variant of save nature image is present.

    Ключевые слова: природа; человек; архитектурная форма; экология проектирования; гармония; адаптивность архитектуры; ландшафт.

    Keywords: nature; man; architecture form; ecology of projecting; harmony; adaptability of architecture; landscape.

    Связь человека и природы неразрывна, как бы человек не стремился к прогрессу он все равно возвращается к природным истокам. Природа это начало из которого на протяжении веков люди черпают вдохновение, создавая все новые архитектурные стили. Несомненно в них отображаются как достижения научно-технического прогресса так и духовные убеждения. Новые взгляды, новые изобретения позволяют человеку создавать жизнь вокруг себя. Особенности природы места, климатические условия, культурно-исторические особенности народа диктуют формы образования архитектуры рекреационных зон. Влияние природного облика на эстетическое воспитание, формирование живых ценностей. Возможность сохранить сегодня природу для будущих поколений является одной из важнейших задач.

    Природа - проявление мира в многообразии форм. Уникальный организм с гармонично развитой системой взаимодействия всех ее элементов, одним из которых является человек. Общественное существо, обладающее сознанием, разумом; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Испокон веков строящий культуру на общении с духовными силами. Окруженный продуктами научно-технического прогресса человек не перестает черпать вдохновение у природы и все чаще стремится к духовному отдыху. Что не всегда может позволить архитектура рекреационных зон. Основным критерием в проектировании является экономический фактор, что несомненно важно но только грамотное сочетание архитектуры и ландшафта создают благоприятную рекреационную среду.

    Изначально термин архитектура означал искусство строить здания, в наше время архитектура является отображением возможности человечества и достижения в области технологий. В последнее время самыми распространенными материалами являются бетон стекло и метал. Разрабатываются новые конструкции зданий. Все чаще фасады зданий украшают металлическими конструктивными элементами, используются грубые формы в архитектуре не только деловых и общественных центров города но и в архитектуре рекреационных зон. Заполнение природного пространства архитектурой с ярко выраженными конструктивными элементами ведет к разрушению образа природы как единого организма. Господствование человека становится причиной истребления природных памятников. Архитектура рекреационных зон должна служить не столько организацией жилых процессов, сколько быть проводником от мира человечества к миру природы, источникам энергии жизни. Для удовлетворения потребности психологического и энергетического отдыха важно доминирование природы. Важно быть в гостях у природы, а не являться ее хозяином. Занимая доминирующую позицию, природа приглашает, знакомится, общается, делится энергией, чувством жизни, в случае, когда доминирует человек, природа замирает, закрывается, отворачивается от человека, она как будто перестает дышать, в надежде что человек ее не заметит и пройдет мимо. Она ждет, когда наступит тот самый момент, когда человек покинет ее навсегда чтобы вздохнуть спокойно. В то время когда человек может поддерживать величество природы, быть частью экосистемы. Открыть новое дыхание в формировании архитектурных стилей зон отдыха.

    Формирование архитектуры скрытой в природной среде, сохраняет первозданный облик природных памятников. В процессе формирования очень важно учитывать интересы окружающей среды, для получения благоприятного результата взаимодействия среды и человека. Большую роль играет месторасположение рекреационной зоны, климат и экология местности. Следуя принципам экологии, от месторасположения зависит визуальное решение архитектурной и пространственной среды. Климат влияет на выбор использующихся конструкций и материалов. Немало важен культурно-исторический фактор. Наличие природных памятников требует проявления большего внимания к ним, для сохранения их облика. Являясь природным сокровищем своего государства, они представляют большую ценность в своей уникальности. Учитывая исторические и культурные элементы в формировании архитектурной среды, сохраняются культурные ценности народа. С приходом цивилизации происходит упадок культуры - плата за прогресс, но оглянувшись назад в любой культуре можно заметить, что предки находились в тесном взаимодействии с природой, что формирование не только архитектуры, но и всего образа жизни исходило из природных процессов.

    Связь человека и природы можно наблюдать во многих проявлениях человеческой деятельности. Стремление человека окружить себя живым движет созданием садово-парковых территорий, приручению животных и выращиванию маленьких садов на подоконниках. Отображение образов природы прослеживается и в формировании архитектурных стилей со времен ХХ века. Живые линии плавность и текучесть форм стали основными принципами стиля модерн, изображение цветочных узоров на паркете использование растительных форм в ковке. Стиль, где декор на стене плавно перетекает на потолок, явно показывая присутствие жизни внутри каждого элемента, застывшего только на миг. Архитектура экспрессионизма отображает природные формы в своих произведениях, чаще всего вызывая в памяти природные ландшафты: горы, скалы, пещеры, сталактиты . Появление направления органической архитектуры вызвано желанием, путем объединения архитектуры и ландшафта - формирования гармоничного пространства, где элементы не занимают доминирующих позиций, а наоборот тесно взаимодействуют, дополняя друг друга. Стиль, где архитектура, сохраняя конструктивность образа, является продолжением природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Заимствование форм живой природы наблюдается в новом стиле био-тек. Отличием является использование современных материалов, сочетание стекла и металлических конструктивных элементов. Но зачастую архитектура как конструктивный элемент несет функцию организации пространства для удовлетворения человеческих потребностей. Совсем другого рода функциональность архитектуры отображается в работах Майкла Полина . Применение методов работы природы, приводит к самым неожиданным результатам. Позволяет экономить энергию, ресурсы, создавать безотходное производство. Природой изначально задуман круговорот веществ в природе, что подразумевает гармоничное развитие всех ее элементов, но не всегда человек принимает это во внимание. Добывая ресурс, человек просто его растрачивает, извлекая самую малость прибыли и избавляясь от остатка. Так же происходит и с природой, зачастую при развитии зон отдыха, бесследно истребляется большая часть природного ресурса, потому как главной целью является, денежная прибыль. Оставшуюся природу убивает загрязнение. Человек считая себя владельцем земли и всего произрастающего на ней, не смотря на то, что знает, как сильно он от нее зависит. В настоящее время известны не многие проекты «природной архитектуры». Еще в древние времена в Индии и Японии использовали живые мосты, они создавались путем переплетения каучуковых деревьев, конструкция укреплялась за счет естественного роста. Известны случаи выращивания домов, используя метод арбоархитектуры. Направления зародившегося из направления арбоскульптуры, созданным Акселем Эрладсеном, смыслом которого являлось создание различных форм из растущих деревьев. Но это занимает большое количество времени.

    Большое распространение в скандинавских странах имеют травяные крыши. Норвежскими учеными было доказано, что такой вид кровли обладает отличной тепло- и звукоизоляцией, что является не только экологичным но и экономично выгодным. В германии уже стало популярным украшение крыш композициями из цветов, что дарит не только гармонию с природой, но и особую индивидуальность зданию.

    Большую часть жизни человек проводит в бетонных джунглях, которые создает сам, поэтому рекреационная архитектура требует особого подхода и внимания. Особую роль в экологической пропаганде и просвещении необходимо уделять пропаганде здорового образа жизни в гармонии с природой, развитию экологического туризма .

    Идея существования человека в гармонии с природой отображается во многих религиозных направлениях. Язычество подразумевает полную связь человека с природой. Все живое имеет душу. Боги стоят за всеми явлениями природы. Общение с природой подразумевает, получение знания. Обретение мудрости - разумное и бережное отношение к своей живой планете, возвращая себя в равновесие с природным миром. Буддизм показывает соотношение процессов мира духовности, с процессами взаимодействий природы. Взаимодействие энергий рассматривается как физическое взаимодействие. Природа является эталоном, открытой книгой познания которому следует учиться. Даосизм, как и буддизм, предлагает сосредоточиться на настоящем моменте, поскольку в жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. Мир таков, каков он есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, но не в нашем воображении. Исходя из этой посылки, любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь в состоянии покоя. Возврат к совершенству - это движение от неестественного к естественному.

    Архитектура является одним из важных элементов жизни человека, и с давних времен несет функцию защиты. Гармоничная организация пространства и внешнего облика является важным фактором для создания экологически благоприятной рекреационной среды. Формирование архитектуры как единого организма созданного человеком в гармонии с природой. Гармония - равновесие противоположных сил, равное сочетание взаимодействия, главный принцип природы. Равноценность сил основа гармоничного бытия. Позволение проникновения одного в другое и наоборот четко отображает символ инь-янь. Поиск архитектуры в природе и воплощение природы в архитектуре, является наивысшей степенью гармоничного взаимодействия.

    Список литературы:

    1.Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241. - 19 с.

    2.Полин М. Используя гений природы в архитектуре. 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.ted.com/talks/lang/ru/michael_pawlyn_using_nature_s_genius_in_architecture.html (дата обращения: 11.03.2013).

    Культура

    Вестник ДВО РАН. 2006. № 5

    В.В.ИСАЕВА, Н.В.КАСЬЯНОВ

    Фрактальность природных и архитектурных форм

    С целью выявления общности и специфических отличий морфогенеза в природе и архитектуре рассмотрены некоторые здания и сооружения в сопоставлении с природными формами и фрактальными моделями. Архитектурные формы более регулярны, чем природные, и вовлекают малое число повторов с их вариациями.

    Fractal morphogenesis in nature and architecture. V.V.ISAEVA (A.V.Zhirmunsky Institute of Marine Biology, FEB RAS, Vladivostok), N.V.KASYANOV (Institute of the Theory of Architecture and Town Planning, Moscow).

    Some buildings and constructions are considered in comparison with natural forms and fractal models in order to reveal common and specific features in architectural and natural morphogenesis. Architectural forms are more regular than forms of nature, and involve few iterations with variations.

    В течение последних десятилетий стремительно развивается новая обширная область междисциплинарных исследований, включающая нелинейную динамику, фрактальную геометрию, теорию самоорганизации. Междисциплинарный подход существенно раздвигает рамки научных исследований, помогая выявить общие черты морфогенеза в живой и неживой природе. Фрактальные алгоритмы (правила построения) в природе и творчестве человека открыл Бенуа Мандельброт (B. Mandelbrot). Одна из важнейших характеристик фрактала - масштабная инвариантность (самоподобие в широком диапазоне масштабов). Дробное значение фрактальной размерности характеризует степень заполнения пространства фрактальной структурой, тогда как значение лакунарности представляет собой меру неоднородности структуры фрактала .

    Множество процессов, происходящих в природе и обществе - от космических до социальных и физиологических, - характеризуется хаотической фрактальной динамикой . Фрактальность природных объектов подтверждается возможностью построения весьма правдоподобных компьютерных ландшафтов виртуального мира на основе простых фрактальных программ, в которых приближение к реальности достигается некоторой степенью нерегулярности путем введения случайных чисел. Морфогенез растений также успешно имитируется подобными программами. Моделирование морфогенеза животных на всех уровнях их организации - динамично развивающаяся область биологии. Биологические структуры сложной пространственной организации могут быть количественно охарактеризованы путем определения фрактальной размерности, служащей показателем морфологической сложности этих структур . Вовлечением фрактальных алгоритмов в биологический морфогенез обеспечивается сжатое генетическое кодирование. Фракталоподобные структуры живой природы характеризуются ограниченной шкалой повторов и менее хаотизированы по сравнению с фракталами неживой природы; как правило, это мультифракталы, т.е. неоднородные фракталы.

    ИСАЕВА Валерия Васильевна - доктор биологических наук (Институт биологии моря ДВО РАН им. А.В.Жир-мунского, Владивосток), КАСЬЯНОВ Николай Владимирович - кандидат архитектуры (Институт теории архитектуры и градостроительства РААСН, Москва).

    Использование подходов фрактальной геометрии позволяет выявить сходство ряда живых и неживых объектов - как природных, так и созданных человеком. Один из примеров такого параллелизма формообразования дает сопоставление конструкций геодезических куполов с организацией молекул фуллеренов, макромолекулярных комплексов клеток многоклеточных животных и скелетных структур радиолярий (рис. 1). Строительные конструкции геодезических куполов были запатентованы в 1954 г. Р.Б.Фуллером (1895-1983), американским изобретателем, архитектором и философом ; в нашей стране такими разработками занимался М.С.Туполев. Геодезические купола могут быть образованы сложной сетью треугольников, которые формируют поверхность, близкую к сферической (рис. 1а). Повторные подразделения на треугольники, характерные для геодезических куполов, образуют фрактальный алгоритм. Конструкции с таким триангуляционным разбиением оказались не только перспективными в архитектуре, но и очень сходными с природными формами. В 90-е годы прошлого века было получено новое вещество - фуллерит, состоящее из молекул углерода, фуллеренов (этимология названий фуллеренов и фуллерита весьма прозрачно связана с именем Фуллера). Фуллерит - аллотропная модификация углерода , третья кристаллическая форма углерода (две ранее известные формы - графит и алмаз). Молекулы фуллеренов представляют собой замкнутую поверхность в форме сферы или сфероида, на которой располагаются атомы углерода (рис. 1б). Конструкции геодезических куполов подобны и некоторым биологическим структурам, например макромолекулярным комплексам клатрина (рис. 1в), сети пучков актиновых филаментов клеток многоклеточных животных (рис. 1г) и скелетам некоторых радиолярий, одноклеточных организмов (рис. 1д).

    Изобразительному искусству и музыке также свойственны фракталоподобные характеристики . Некоторые примеры использования художниками повторяющихся в разном масштабе элементов, т.е. фрактальных множеств, приведены Б.Мандельбротом . Исследования традиционной музыки Японии, Индии, народных песен России, американских блюзов, музыки Баха, Бетховена, Дебюсси, Штрауса привели к выводу о том, что музыка имеет общие черты с динамикой природных процессов, имитируя природные изменения нашего мира во времени . Произведение искусства приятно и интересно при условии, что оно не слишком однообразно и в то же время не таит в себе слишком много сюрпризов; музыка приятна, если в ней присутствуют изменения тональности во многих масштабах частот и изменения ритма хотя бы в нескольких масштабах времени . Компьютерное изображение множества Мандельброта можно перевести в звуки и получить музыку с повторяющимися и сменяющимися «темами». Переложение электрокардиограммы человека в звуки дает «песни сердца», музыку, синтезированную по алгоритму хаотических фракталов кардиограммы (см. ).

    Применение повторяющихся в разном масштабе самоподобных форм, т.е., в сущности, фрактальных правил построения, широко распространено и в архитектуре. Известное уподобление архитектуры застывшей музыке (И.В.Гете) глубоко обоснованно: и музыка, и архитектура фрактальны. Произведения архитектуры включают в себя многие масштабы длины и элементы самоподобия: подобие частей и целого, подчиненность отдельных элементов целому (рис. 2). Архитектурные фрактальные структуры более упорядочены, чем природные. Фрактальность многих архитектурных форм весьма очевидна и лежит буквально на поверхности (как правило, на фасаде). Мандельброт первым написал о фрактальности архитектуры и привел архитектуру здания Парижской оперы, произведения «изящного» искусства (архитектор Ш.Гарнье), как пример фрактального творения . М.Шредер в качестве примера самоподобия в архитектуре называет замок Кастель дель Монте, построенный по собственному проекту императором Священной Римской империи Фридрихом II. Этот замок представляет в плане правильный восьмиугольник, к вершинам которого пристроены восемь мощных башен, каждая из которых также имеет в плане форму правильного восьмиугольника .

    Рис. 1. Фрактальное разбиение: а - макет геодезического купола; б - строение молекул фуллеренов; в - клатриновая сфера ; г - система пучков актино-вых филаментов цитоскелета; д - скелет одной из радиолярий

    Рис. 2. Самоподобие форм в архитектуре: а - здание Исторического музея в Москве; б - здание почтамта во Владивостоке; в - индийская храмовая архитектура, комплекс в Кхаджурахо Рис. 3. Фрактальные прообразы и архитектура пирамидальных фасадов, колоколен: а - «салфетка» Серпинского, построенная из квадратов ; б - фрагменты фасадов готических зданий Германии ; в - колокольня (г. Кашира) Рис. 4. Сходство очертаний графика функции Вейерштрасса (а) и силуэта Миланского собора (б)

    Принципы фракталоподобного формообразования в архитектуре применяются с давних времен, но лишь к концу XX в., после появления книг Мандельброта, использование фрактальных алгоритмов в архитектурном морфогенезе становится осознанным. Ч.Дженкс описал переход к новой парадигме в архитектуре под влиянием наук о сложных системах, включающих фрактальную геометрию и нелинейную динамику. Несколько ключевых зданий, построенных Ф.Гери (Frank Gehry), П.Эйзенманом (Peter Eisen-man) и Д.Либескиндом (Daniel Libeskind), выглядят как первые проявления этой новой архитектурной парадигмы. Современные архитектурные течения, оперирующие образами сложных поверхностей, математически описываемых нелинейными уравнениями, можно условно называть нелинейной архитектурой. Ч.Дженкс и И.А.Добрицина писали о нелинейности и фрактальности архитектуры в общей декларативной форме. Фрактальная геометрия Б.Мандельброта в определенной мере использована для анализа архитектурных форм в книге К.Бовилла , единственной к настоящему времени монографии о фракталах в архитектуре, в которой собственно архитектуре посвящена меньшая часть книги. В ряде статей и сайтов Интернета отмечены повторяющиеся в разных масштабах элементы архитектуры готических соборов, стиля барокко, индийских храмов, проведен анализ повторов в классических ордерных формах.

    Фрактальная формализация применена Бовиллом к рядам строений вдоль улиц и для определения фрактальной размерности некоторых архитектурных сооружений (в том числе Ф.Л.Райта и Ле Корбюзье) методом подсчета квадратов; такой анализ устанавливает эстетическое обоснование оценки архитектурного дизайна, позволяющее дать рекомендации для ухода от мертвящей монотонности стандартной архитектуры. Однако попытки количественным образом связать высокое значение фрактальной размерности (отражающее дробность деталировки) с архитектурной выразительностью не слишком много дают для понимания фрактальных правил построения архитектурных форм. Значение фрактальной размерности может служить лишь формальной характеристикой пространственной сложности объекта, не учитывающей более важные качественные характеристики. Хотя обычно с фракталами ассоциируется богатство форм, фракталы могут быть и эстетически неинтересны, даже скучны. Напротив, в архитектуре есть сооружения, практически лишенные фрактальных характеристик и при этом весьма выразительные - например, массивные нелинейные формы. Фрактальные прообразы архитектурных форм фактически еще не были показаны.

    Целью нашей работы был поиск простейших графических фрактальных образов, визуализирующих некоторые архетипы фасадов, планов и трехмерных архитектурных форм, и привлечение имитационного компьютерного моделирования для качественного, а не количественного анализа фрактальных по существу алгоритмов архитектурных сооружений - как правило, не осознававшихся их архитекторами и строителями в терминах фрактальной геометрии. В более широком аспекте эта задача составляет часть проблемы выявления параллелизма формообразования в столь различных мирах, как неживая и живая природа, с одной стороны, и созданные человеком формы - и реальные архитектурные, и виртуальные (компьютерные) - с другой. Современный научный подход с применением фрактальной геометрии, а также топологии и нелинейной динамики способен выявить здесь множество сходных направлений и решений морфогенеза, включая не раскрытые ранее аспекты формообразования и создание потенциально новых архитектурных форм. Ссылаясь на Мандельброта: «графическое представление - чудесное средство для сопоставления моделей с реальностью» , рассмотрим некоторые графические фракталы в качестве прототипов архитектурных фасадов и планов.

    Алгоритм Серпинского (так называемая салфетка Серпинского, построенная в данном случае из квадратов) на первых этапах построения дает прообраз таких культовых сооружений, как ступенчатые пирамиды; вытянутые по вертикали здания подобного архетипа -

    храмовые и крепостные башни, колокольни (рис. 3 а-в). Разумеется, бесконечные повторы какой-либо структуры в архитектуре невозможны, реальная архитектура обычно содержит немногие повторы, поэтому фрактальные модели, имитирующие архитектурные сооружения (или раскрывающие «генетический код» архитектурных объектов), - это протофракталы (термин Мандельброта для фрактальных структур с немногими повторами). Кроме того, в архитектуре, как и в музыке, редко встречаются точные повторы, обычны же вариации темы, образа.

    Для силуэта храмов с множеством вертикальных повторяющихся элементов неким метафорическим прообразом может послужить график функции Вейерштрасса (рис. 4 а, б) -классической фрактальной функции, не имеющей производных ни в одной точке (соответственно на графике нельзя провести касательную ни к одной точке), открытой в конце XIX в. Несомненно, архитекторы и строители Миланского и подобных соборов не ведали о функции Вейерштрасса, и мы не утверждаем, что силуэтные линии собора точно следуют графику функции - этот график дает лишь визуальную метафору подобных архитектурных форм.

    Множество Кантора - еще один фрактальный алгоритм, пригодный для описания архитектурных форм с симметрично расположенными частями разной высоты, что весьма обычно в архитектуре (простейший архитектурный прием - в средней части здания возвышается уменьшенное подобие всего здания). Фрактальная структура классического множества Кантора дискретна, тогда как в качестве архитектурных прообразов более пригодны связные фракталы, например «салфетка» Серпинского. Соединение дискретных участков множества Кантора дает связный фрактал (гребень Кантора, рис. 5б) - прообраз «сталинской высотки» и подобных зданий. Множество Кантора с вариациями лакунарности (рис. 5в ) можно модифицировать простейшим образом, получив, например, графический морфотип (рис. 5 в, г), сходный с архитектурными формами индийских храмов. Фрактальный алгоритм построения дискретного множества Кантора сходен с алгоритмом формообразования дихотомически ветвящегося дерева - связного фрактала. Перевернутое дихотомическое дерево - обобщенный «архитектурный код» морфогенеза устремленных ввысь культовых сооружений, иерархичность построения которых выражает идею присутствия высших сил.

    Морфогенез нелинейных фракталов порождает динамику образов, претерпевающих бесконечные метаморфозы в виртуальном пространстве, с возникновением сложных форм, сходных с биологическими и архитектурными. Архитектурный декор, узоры орнаментов решеток и оград нередко напоминают нелинейные фракталы (рис. 6).

    Фрактальные черты церковного многоглавия могут быть рассмотрены на примере шедевра русского деревянного храмового зодчества - знаменитой Преображенской церкви Кижского погоста в Карелии (рис. 7а). Построенная одним из авторов компьютерная модель визуализирует расположение глав Преображенской церкви (рис. 7 б, в). Многоглавые деревянные церкви русского севера составляют морфологически родственный ряд: прототипом Преображенской церкви Кижского погоста (1714 г.) послужила Покровская церковь Вытегорского погоста в селе Анхимово Вологодской области, построенная в 1708 г. и погибшая от пожара в 1963 г. Расположение и размеры куполов многоглавых церквей, условно показанные в одной плоскости плана с осевой симметрией, в самом общем виде сводятся к простому фрактальному алгоритму варианта «салфетки» Серпинского (рис. 7г).

    Один из универсальных фрактальных алгоритмов, спиральный, широко распространенный в неживой (от траекторий элементарных частиц до циклонов и галактик) и живой природе (раковины моллюсков, рога копытных, завитки побегов растений), а также в архитектуре и дизайне (рис. 8), дает множество сходных решений морфогенеза. Трехмерная реализация спирального декора в виде параллельных либо раскручивающихся во

    встречных направлениях и пересекающихся спиралей воплощена главами храма Василия Блаженного (рис. 8а). «Храм Василия Блаженного являет собой причудливый фрактал золотого сечения, определяемый по меньшей мере восемью членами ряда золотого сечения» . Аккорды золотых пропорций и других фрактальных соотношений создают архитектурную симфонию этого храма.

    Архитекторам известны такие реализации трехмерного спирального алгоритма, как башня Татлина (модель памятника III Интернационалу) и подобная конструкция спирального завершения здания на Патриарших прудах (рис. 8е).

    Визуальная интерпретация «угла золотого сечения» дает фрактальный алгоритм, проявляющийся в живой природе, орнаментах и архитектуре. Построенное с помощью компьютера изображение «подсолнечника» (рис. 8б), где в качестве углового приращения используется шаг, равный «золотому углу», весьма близко к реальной картине расположения семян подсолнечника (рис. 8г), менее упорядоченной по сравнению с идеальной компьютерной моделью. Подобное расположение, называемое филлотаксисом (филло - лист, таксис - движение), характерно для листьев на стебле (или их производных), для чешуек шишек хвойных растений; при этом число рядов, закрученных в одном направлении, и число рядов, закрученных в другом направлении, составляют два соседних числа Фибоначчи . На субклеточном уровне подобная особенность проявляется в расположении димеров тубулина в микротрубочках - структурах цитоскелета .

    Простейшей и наиболее общей трехмерной фрактальной моделью далеко не красивых типовых зданий-коробок может служить «губка» Менгера (рис. 9а), структура внутреннего пространства которой показана на рис. 9б. В самой общей форме можно сказать, что прямоугольники окон подобны целому прямоугольному зданию, а параллелепипеды внутренних помещений - всей «коробке» здания. Несомненно, даже самый примитивный панельный дом построен не в точности по алгоритму «губки» Менгера, однако фрактальная геометрия включает объекты, повторяемый в разном масштабе элемент которых может быть дополнительно деформирован, изменен в соответствии с мультифрактальной программой построения. Фрактальное здание может быть построено из брусков-параллелепипедов (и включать пустоты-параллелепипеды), которые можно сдвигать, поворачивать, сжимать: фрактальные алгоритмы допускают сжатие, поворот, нелинейные преобразования исходной формы. При хаотизации таких алгоритмов, некотором нагромождении преобразований возникают формы, сходные с архитектурой постмодернизма и деконструктивизма.

    Итак, для разных типов архитектурных сооружений можно найти фрактальный аналог, двумерный или трехмерный, и тем самым выявить их фрактальный алгоритм. Такие модельные фракталы, как множество Кантора, губка Менгера, могут послужить вполне адекватными моделями архитектурного морфогенеза. Разумеется, в отличие от относительно простых и регулярных геометрических и компьютерных фракталов с бесконечным

    Рис. 5. Множество Кантора как прообраз архитектурных форм: а - множество Кантора; б - гребень Кантора ; в - множество Кантора с различной лакунарностью ; г - его простейшее преобразование Рис. 6. Нелинейные фракталы и сходные с ними формы декора металлических оград: а, б - множества Жюлиа ; в - фрагмент множества Мандельброта ; г - узор решетки балкона Владивостокского ГУМа; д - решетчатая створка ворот в стиле рококо в Вюрцбурге, Германия

    Рис. 7. Церковное многоглавие и фрактальная модель: а - Преображенская церковь Кижского погоста; б, в - компьютерная модель этой церкви: фрагмент фасада (б), фрагмент плана кровли (в); г - вариант «салфетки» Сер-пинского

    Рис. 8. Спиральный алгоритм и формы природы, архитектуры и дизайна: а - собор Василия Блаженного; б - компьютерная модель филлотаксиса ; в - логарифмическая спираль; г - филлотаксис подсолнечника (для наглядности часть семян удалена); д - спиральный узор ограды (особняк Рябушинского в Москве); е - спиральное завершение здания на Патриарших прудах

    Рис. 9. Трехмерная модель «губки» Менгера: а - внешний вид; б - структура внутреннего пространства

    повторением одной и той же формы, в архитектуре применяются правила построения с использованием ограниченного числа повторов, сменой правил их построения, нарушением строгого подобия введением множества вариаций, т.е. используются протофракталы, мультифрактальные и нерегулярные алгоритмы.

    Как правило, поиск формул гармонии и красоты архитектурных форм проводится в ходе анализа уже созданных выдающимися мастерами творений. Известно, что представление о знаменитом золотом сечении, примененном Фидием при возведении Парфенона, появилось два века спустя в «Началах» Евклида, а сам термин «золотое сечение» был введен Леонардо да Винчи более чем через тысячу лет. Как использование фрактальных правил построения в архитектуре с древнейших времен, так и применение золотого сечения, разумеется, не было осознанным в терминах более поздних концепций и далеко не всегда оказывалось математически выверенным; в поиске и создании художественно выразительных пропорций архитекторов вели их интуиция и чувство гармонии. И в наше время архитекторы далеко не всегда осознают повсеместность фрактального построения архитектурных форм подобно тому, как персонаж Мольера не знал, что говорит прозой.

    Фрактальный подход - не панацея, как писал сам Мандельброт, и вовсе не новая эра в истории человечества, а лишь новый, но достаточно эффективный способ анализа, а потенциально - и проектирования архитектурных форм, который может существенно обогатить язык архитектурной теории и практики.

    Знаменитый испанский архитектор А.Гауди дал новую интерпретацию готических форм в своем соборе Святого Семейства (Sagrada Familia) - форм, подобных природным; Гауди ушел от евклидовой геометрии, от симметрии и регулярности. Фракталоподобные формы собора, подобного песчаному замку, представлены хаотическими, нерегулярными фракталами, свойственными природе. Современные представления нелинейной науки порождают новую концепцию соотношения упорядоченности и хаоса как состояния, включающего элементы непредсказуемости, нерегулярности, таинственности, подобные богатству и неповторимости природных форм. Использование концепций нелинейной динамики открывает перспективу корректного анализа соотношения регулярности и нерегулярности, случайности, асимметрии. Эстетика нелинейных форм с элементами случайности формулируется Г.Айленбергом: «Почему все же силуэт изогнутого бурями дерева без листьев на фоне вечернего неба воспринимается как нечто прекрасное, а любой силуэт высокофункционального университетского здания таким не кажется, несмотря на усилия архитектора? ...Наше ощущение прекрасного возникает под влиянием гармонии порядка и беспорядка в объектах природы - тучах, деревьях, горных грядах или кристалликах снега. Их очертания - это динамические процессы, застывшие в физических формах, и определенное чередование порядка и беспорядка характерно для них. В то же время наши промышленные изделия выглядят какими-то окостеневшими из-за полного упорядочения их форм и функций, причем сами изделия тем совершеннее, чем сильнее это упорядочение. Такая полная регулярность не противоречит законам природы, но сейчас мы знаем, что она нетипична даже для весьма «простых» естественных процессов. Наука и эстетика согласны в том, что именно теряется в технических объектах по сравнению с природными: роскошь некоторой нерегулярности, беспорядка и непредсказуемости» .

    Тенденция органического встраивания сооружений в природное окружение, интеграция природного и антропогенного ландшафта проявляются в подобии линий, поверхностей и форм в архитектуре и дизайне природным формам. Эта тенденция ярко выражена в стиле модерн и «органической» архитектуре. Широко применявшиеся в начале XX в. в архитектуре модерна пластичные, «текучие», асимметричные, биоморфные линии, поверхности, «струящийся» растительный декор, рельефные изображения голов придают зданиям сходство с живым развивающимся организмом, имитируют нерегулярность природных форм.

    Архитектуре конца XX в. также свойственно использование биоморфных метафор - антропоморфных, зооморфных, фитоморфных, а также пластичных геоморфных форм, как бы вырастающих естественным образом из земли, с органичной интеграцией архитектуры и природного ландшафта. В наше время приходит более глубокое осознание единства природной и антропогенной среды и единства принципов формообразования в «живой» и «неживой» природе, подкрепляемое концепциями нелинейной науки. Современный научный подход может быть успешно применен для поиска архитектуры, адекватной гармонии порядка и хаоса природной среды, архитектуры, которая может стать смысловой доминантой в природном и историческом контексте, духом места (genius loci).

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Волошинов А.В. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 213-246.

    2. Газале М. Гномон: от фараонов до фракталов. М.; Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2002. 271 с.

    3. Грубе Г.-Ф., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. М.: Стройиздат, 1995. 216 с.

    4. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре // Проект International. 2003. № 5. C. 98-112.

    5. Добрицина И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. М.: Прогресс-традиция. 2004. 416 с.

    6. Заславский Г.М. Физика хаоса в гамильтоновых системах. М.; Ижевск: Ин-т компьютерных исслед., 2004. 286 с.

    7. Золотухин И.В. Фуллерит - новая форма углерода // Соросов. образоват. журн. 1996. № 2. С. 51-55.

    8. Исаева В.В. Синергетика для биологов: вводный курс. М.: Наука, 2005. 158 с.

    9. Кроновер Р.М. Фракталы и хаос в динамических системах. М.: Постмаркет, 2000. 350 с.

    10. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М.: Ин-т компьютерных исслед., 2002. 856 с.

    11. Орфинский В.П. К вопросу о национальном своеобразии культового зодчества России // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования / ред. И.А.Бондаренко. М.: Едиториал УРРС, 2004. С. 125-180.

    12. Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. М.: Мир, 1993. 176 с.

    13. Пенроуз Р. Тени разума. М.; Ижевск: Ин-т компьютерных исслед., 2005. 688 с.

    14. Петрушевская М.Г. Радиолярии мирового океана. Л.: Наука, 1981. 405 с.

    15. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990. 344 с.

    16. Шредер М. Фракталы, хаос, степенные законы. М.; Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2001. 527 с.

    17. Baldwin J. Bucky works. N. Y.: Wiley, 1996. 243 p.

    18. Blumenfeld R., Mandelbrot B.B. Levy dusts, Mittag-Leffler statistics, mass fractal lacunarity, and perceived dimension // Phys. Rev. 1997. Vol. 56, N 1. P. 112-118.

    19. Bovill C. Fractal geometry in architecture and design. Boston; Basel; Berlin: Birkhäuser, 1996. 195 p.

    20. Jencks Ch. New science = new architecture // Architect. Design. 1997. Vol. 67, N 9/10. P. 7-11.

    Связь архитектуры с природой

    Очевидно, что сущности человека и природы существуют неразрывно, как бы человек не стремился к прогрессу, в конечном итоге он возвращается к природным истокам. Природа является первым началом, из которого на протяжении всего существования человечество продолжает черпать вдохновение при архитектурном проектировании. Однако научно-технический прогресс и духовные убеждения накладывают определенный отпечаток на сооружения разных исторических эпох.

    Большое количество новых решений, появившихся в результате развития области строительных материалов и конструкций, позволяет человеку создавать жизнь вокруг себя. Особенности местности строительства, климатические условия и культурно-исторические особенности народов влияют на образования форм архитектурных композиций. Несомненно, природный облик накладывает отпечаток на эстетическое воспитание и формирует живые ценности, ведь появляется возможность сохранить природу для будущих поколений.

    Природа проявляется в мире в многообразии форм, поэтому окруженный со всех сторон продуктами научно-технического прогресса человек продолжает брать вдохновение у природы и психологически поддается своему стремлению к духовному отдыху. Однако, это не всегда могут позволить нам архитектурные концепции рекреационных зон.

    Замечание 1

    Со временем трактовка термина архитектура изменилась. Изначально он означал искусство строить здания, на сегодняшний день архитектурой можно назвать отображения возможностей человечества в области технологий строительства.

    Рисунок 1. Стеклянный куб Леонардо. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    На сегодняшний день самыми известными специалистами в области «природного» проектирования можно назвать таких архитекторов, как:

    • Грег Линн;
    • Майкл Соркин;
    • Сантьяго Калатрава;
    • Норман Фостер.

    Сегодня разрабатывается множество новых конструктивных схем здания, всё чаще фасады украшают стекло и металл, примечательно использование грубых форм в архитектуре не только деловых и общественных точек города, но и в архитектуре рекреационных зон.

    Для удовлетворения психологической потребности человека в энергетическом отдыхе важно доминирование природы, поэтому важно быть у нее «в гостях», а не являться её хозяином.

    Известные сооружения, иллюстрирующие связь природы и человека

    Современные технологии позволяют строить здания-сады, здания с «зелеными стенами». Такие концепции, связывающие строительную архитектуру и природу, сегодня очень популярны. Рассмотрим некоторые из самых ярких примеров таких сочетаний:

    • Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе, Испания. По форме это здание напоминает причудливую рыбу. Крыша отличается характерным изгибом, высота которого изменяется по всей длине здания. Боковые окна Концертного зала напоминают полузакрытые веками глаза. Основной зал имеет 1616 посадочных мест и сцену шириной 16,5 метров. Войти в холл этой оперы можно с двух сторон здания, сооружение снабжено двумя террасами с видом на море;
    • Комплекс сетчатых оранжерей «Эдем», Великобритания. Купола этих сооружений состоят из множества пластиковых шестиугольников, объединяющихся в одну конструкцию. Каркас состоит из металлических труб, образующих многоугольные рамы. По форме этот комплекс сооружений напоминает сетчатые пчелиные соты;
    • Стеклянный куб Леонардо, Германия. Это здание служит местом проведения неофициальных встреч. Здесь можно увидеть взаимодействие внутреннего интерьера и дизайна окружающего ландшафта. Внутренний интерьер сооружения выполнен в белом цвете и коррелирует с архитектурой фасада в плавности форм;
    • Планетарий Эмисферик, Испания. Это сооружение успешно выполняет функции как планетария, так и кинотеатра Imax. Переводится название этого сооружения как «полусфера», именно такую форму имеет здание. Часть полусфера подвижна: при движении открывает находящийся внутри шар. По задумке архитектора это сооружение должно напоминать человеческий глаз, символизирующий наблюдение за огромным окружающим миром;
    • Музей искусств Милуоки, США. При первом же взгляде на это сооружения появляются ассоциации с белой птицей. В галереях музея насчитывается более 30000 произведений искусства;
    • Комплекс подземных домов Питера Ветча, Швейцария. Здесь за основу взята концепция земли, как теплоизоляционного материала, эффективно защищающего от дождя и потери тепла. Эти сооружения представляют собой классические дерновые дома с зеленой крышей, имеющие округлую «природную» форму и характеризующиеся отсутствием повторяющихся элементов. Архитекторы таких проектов стремятся максимально использовать природный ландшафт местности, превратив фундаментальные строительные решения в сказочные.

    Наряду с конкретными сооружениями можно выделить и целые направления в архитектуре, стремящиеся усилить взаимодействие человека с природой. Например, в скандинавских странах большое распространения получили травяные крыши. Норвежскими учеными было доказано, что такое покрытие обладает не только хорошими тепло- и звукоизоляционными свойствами, но и является экологичным и экономически выгодным. В Германии также становится популярным украшение крыш композициями из цветов, это позволяет человеку почувствовать гармонию с природой, а также подчеркнуть особую индивидуальность здания.

    Рисунок 2. Подземные дома Питера Ветча. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Основные аспекты «природной» архитектуры

    Архитектура является одним из основных элементов, присутствующих в жизни человека, а также несет функцию защиты. Поэтому важно организовать пространство и внешний облик здания во взаимосвязи с экологически благоприятной рекреационной средой. Архитектура объединяет в единый организм созданное человеком и существующую природу. Это можно объяснить тем, что гармония является равновесием противоположных сил, что определяет главным принцип существования природы, ведь равноценность сил – это основа гармонии бытия. Сегодняшняя архитектура воплощает природу руками человека и является наивысшей степенью гармоничного воздействия.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх