Описание животного. Подготовка к написанию изложения. Рассказы о цирковых кошках куклачева и не только Изложение о коте куклачева бродяга

Тема: Р.р. Описание животного. Изложение по упр. 587

ЦЕЛЬ: Познакомить со структурой текста-описания, описания животного в художественном стиле. Формировать знания об использовании образно-выразительных средств в художественном описании. Обучение написанию подробного изложения повествовательного характера.
Ход урока

1. Слово учителя: В мире изобразительного искусства наряду с пейзажем и другими жанрами есть особый жанр, который посвящен изображению животных.

Чтение и анализ предложений.

1) Заяц - небольшой зверек из отряда грызунов с длинными задними ноги, длинными ушами и коротким хвостом. 2) Сова - хищная ночная птица с большой круглой головой большими глазами и коротким загнутым клювом. 3) В траве лежал маленький желтенький олененок с красивой головкой и тоненькими ножками. 4) Голова оленя с умными карими глазами, с величавыми ветвистыми рогами гордо откинута назад.

Какие из этих предложений представляют собой деловое описание животного (птицы), а какие - художественное

Записать в тетрадь по одному деловому и художественному описанию.

С д е л а т ь в ы в о д: деловое описание животного строится как толкование лексического значения слова в толковом словаре (сначала указывается видовая принадлежность, затем перечисляются отличительные признаки).

Художественное описание обычно подчиняется определенной мысли и раскрывает ее с помощью использования различных выразительных средств.

З а п о м н и т ь!

Такими выразительными средствами в художественном описании часто бывают эпитеты, обычно являющиеся именами прилагательными.

Выписать из 3 и 4 предложения прилагательные-эпитеты, с помощью которых создается художественное описание.
2. Анализ текста И. С. Соколова-Микитова.

Похож(?) удод на сказоч(?)ную птицу, с высок.. хохлом на голове, с песоч(?)н.. цвета оп..рением и крепк.. ч..рным клювом. Сказоч(?)ная птица эта так и просит(?)ся на к..ртинку.

1) Б е с е д а: Какова тема этого текста?

Какое это описание: деловое или художественное?

Указать ту часть текста, в которой писатель выражает главную мысль художественного описания.

2) Переписать текст, вставляя пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.

3) Подчеркнуть в тексте словосочетания, с помощью которых автор выразительно описывает удода.
3. Работа по предотвращению речевых ошибок.

Записать предложения (распечатаны), исправив речевую ошибку - заменить повторяющиеся прилагательные на подходящий по смыслу синоним.

Не касаясь земли, промчалось стадо быстрых оленей. Мы поняли, почему бег этих животных называют быстрым.

З а п о м н и т ь! При художественном описании следует избегать повторения одних и тех же слов. Нужно пользоваться синонимами.

а) Хитрая, трусливый, глупый, полосатая, вороной, грозный, серый, трудолюбивый, лапчатый, белобокая.

б) Сорока, пчела, лев, зебра, заяц, гусь, волк, конь.

Устно составить с одним из полученных словосочетаний деловое и художественное описание животного, птицы или насекомого.
4. Анализ схемы сочинения-описания животного.

Чтение текста-образца.

Первая любовь

Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котёнок, похожий на гадкого утёнка. Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ёжика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затёк. Котёнок, по-видимому, долго звал о помощи, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку.

Котёнок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом Я, не раздумывая, сунул его за пазуху.

(Ю. Куклачёв)

Анализ построения текста:

Сначала указывается на то, что котенок не похож ни на какое другое животное,

Его размеры и общий вид,

Подробное описание,

Составление плана и запись его в тетрадь.

Устное (подробное) изложение текста.
5. Подготовка и написание изложения (подробного) по упр. 587.

Чтение текста рассказа А. И. Куприна «Ю-Ю».

Определение темы и основной мысли отрывка. Выяснение значений отдельных слов и выражений.

Определение стиля и типа текста.

Подбор заголовка к изложению, анализ составных частей текста и составление плана.

1) Описание кошки (котенок, красавица).

2) Характер, привычки.

3) Судьба.

Написание изложения по второй и третьей частям текста.

Урок 149

ЦЕЛЬ : дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких форм прилагательных и их синтаксической роли.
Ход урока

1. Проверка домашнего задании.
2. Орфографический диктант.

Товарищ, вещь, печь, коклюш, стеречь, беречься, звереныш, роскошь, предостеречь, лещ, течь, глушь, фальшь, неуч, гуляш, камыш, помощь.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1

Списать, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму:

Прик..саться, к..саешься, к..снись, прик..сновение, пол..жить, пол..гаться, выл..жишь, предл..жение, изл..гать, изл..жение.
3. Работа по теме урока.

Чтение и анализ материала для наблюдений на стр. 223.

З а п о м н и т ь! Краткие прилагательные, как и полные прилагательные, обозначают признак предмета только в другой форме, поэтому и имеют другие окончания: м.р. ед. число - ; ж.р. ед.ч. - ; ср. р. ед. число - ; мн. число - .

Чтение и анализ стихотворения А. Ахматовой:

Бессмертник сух и розов. Облака

На свежем небе вылеплены грубо.

Единственного в этом парке дуба

Листва еще бессмертна и тонка.

Найти в стихотворении слова с нулевым окончанием. Определить, какой частью речи они являются. Выписать грамматические основы всех предложений этого текста. Сделать вывод о том, чем выражены сказуемые в этом предложении.

Упр. 589 (образовать краткие формы имен прилагательных).

Обратить внимание! В кратких прилагательных мужского рода единственного числа могут появляться беглые гласные: мягкий - мягок, честный - честен.

Образование краткой формы - это способ проверки сомнительной согласной в корне прилагательного: ловкий - ловок.
4. Тренировочные упражнения.

Списать предложения (материал распечатан), вставляя пропущенные буквы и записывал проверочные слова:

Умный и без денег б..гат.

Корень учения гор..к, да пло.. слад..к.

Скуч..н день до вечера, коли делать нечего.

Сам стар, да душа м..лода.

Для умелой руки все работы ле..ки.

Бед..н не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

Обозначить в предложениях грамматическую основу, графически объяснить постановку запятой.

Образовать от полных прилагательных краткую форму и записать слова в два столбика

с суффиксом -енен - суффиксом -ен

Откровенный, обыкновенный, мужественный, торжественный, неизменный, несомненный, многочисленный, величественный, мгновенный, таинственный, обыкновенный, современный, своевременный.

З а п о м н и т ь! Форму с -енен образуют прилагательные с ударным суффиксом енн-ый , кроме: своевременный - своевременен, блаженный - блаженен.

Проверочная работа (материал распечатан).

Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Чуде..на бел.. земля Арктик..! Вокруг лишь бе..крайн.. поля, снежн.. шапки, бел.. вершины круч.

Непроглядна черная ноч.. в этом крае. Только сияют в небе разноцветн.. с..яния: зелен.., син.., красн..

Вверху слышны чудес..н.. ш..рохи, ш..пот, словно в небе шепчутся звезды. А это скрипит, тр..щит мороз. Но бе.. конечн.. ноч.. проходит. Скоро по..вится краешек ж..лт.. солнца, свет его еще б..гров.. и тускл... Но все рады празднику солнца!

Над прилагательными обозначить, краткие они или полные.

Выписать из текста прилагательный глагол, имеющий в своем составе приставку, корень, суффикс и окончание, а также прилагательное с такими же морфемами.
5. Домашнее задание. Упр. 598.

Урок 150

Тема: Прилагательные полные и краткие

ЦЕЛЬ : Формировать навык различать полную и краткую формы имен прилагательных, находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль. Формировать умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую.
Ход урока

1. Проверка домашнего задания.
2. Орфографический диктант.

Весенняя ночь, зеленый плющ, возле дач, песок сыпуч, строишь блиндаж, шиповник колюч, газ горюч, лесная глушь.

Над словами с шипящими согласными указать часть речи.

Сделать вывод о написании ь после шипящих в различных частях речи. Полученную схему записать в грамматическую тетрадь.

ь после шипящих пишется

сущ. 3-го склонения глаголы 2-го лица ед. ч.

ь после шипящих не пишется

сущ. 2-го склонения краткие прилагательные

сущ. мн.ч. р.п.

З а п о м н и т ь! В кратких прилагательных с основой на шипящую никогда не пишется ь .
3. Работа по теме урока.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 2

Объяснить употребление или отсутствие ь после шипящих в конце слова: мышь, дочь, луч, много туч, идешь, трескуч.

Списать текст (распечатан), вставить пропущенные буквы.

Хорош.. зимний день

Воздух свеж.., прозрач..н, чист. Сквозь облака проб..ется луч.. со..нца а опять и..чезнет. Он не горяч.., но ослепителен и ярок. Ветер жгу.. н порывист . Но детям моро.. не страшен. Они всегда веселы и бодры.

Краткие прилагательные подчеркнуть как члены предложения. Выделенные слова разобрать по составу.

Обратить внимание! Употребление кратких прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество предмета обозначается сильнее, ярче.

Анализ слов на полях стр. 225

П о м н и т ь! Краткие прилагательные могут использоваться в формах речевого этикета.

От записанных на доске прилагательных образовать краткую форму и составить словосочетания кр. прилагат . (главное слово) + сущ . в косвенном падеже: сильный (ч е м?), румяный (о т ч е г о?); нужный (к о м у?); похожий (н а к о г о?); холодный (о т ч е г о?); липкий (о т ч е г о?); способный (н а ч т о?).
5. Домашнее задание. Выучить теоретический материал на стр. 224, упр. 593 и 597.

Объяснить значение фразеологизмов: руки коротки, взятки гладки, совесть нечиста. С одним из фразеологизмов составить устно маленький рассказ.

Урок 151

Тема: Р.р. Описание животного.

Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение»)

ЦЕЛЬ: Познакомить со спецификой описания животного, изображенного на картине. Описание в разговорном стиле. Формировать умение описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле.
Ход урока

1. Устная работа по картине.

Кто изображен на картине?

Какой эпизод из жизни животного привлек внимание художника?

Каким изображен заяц на картине? Опишите его, пользуясь заданием из упр. 599.

Какой период и время дня запечатлены на картине? Как построено художественное пространство картины?

Что изображено на переднем плане? Каков фон картины? Что можно сказать об отношении художника к изображенному им зайцу?

Вспомните художественные произведения, в которых героем также был заяц. Что общего в изображении животных и отношении к ним авторов в художественных текстах и на картине? В чем разница?
2. Написание сочинения по картине.

Урок 152

Тема: Морфологический разбор

имени прилагательного

ЦЕЛЬ: Познакомить с порядком морфологического разбора имени прилагательного.
Ход урока

1. Языковая разминка.

а) Указать, в каких словах - приставка на (слова записаны на доске):

Из..расходовать

Во..кликнуть

И..жарить

Ра..чувствоваться

Ра..гонять

Бе..покоиться

б) Употребить записанные слова (устно) в прямом и переносном значении: красный, горячий боевой, тяжелый.
2. Работа по теме урока.

Кто не слышал о знаменит..м лесном певце соловье-соловушке? Сколько красивых песен сл..жили о нем!

Но вид у птички очень скромный. Небольшая коричневато-буро-сероватая птичка с рыжинками, темными большими глазами и высок.. ножками и есть соловей.

Любимой птичкой она стала не за внешность, а за ее прекрасный голос. И ни на какую жар-птицу ее не променяем!

(По Ю. Дмитриеву)

Использование слов какой части речи помогает более полно описать соловья?

Выписать из текста словосочетания прилагат. + сущ. (гл. слово). Обозначить графически окончания прилагательных, записать вопрос, на который они отвечают.

Выписать из текста 2 предложения, разных по цели высказывания, и подчеркнуть в них грамматические основы.

Знакомство с планом морфологического разбора имени прилагательного (стр. 226-227) и образцами письменного и устного разбора.

Упр. 600. Определить стиль текста. Свое мнение обосновать. Разобрать морфологически выделенные прилагательные и сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
3. Тренировочные упражнения.

Переписать текст (распечатан), вставляя пропущенные буквы и прилагательные.

Лайка - один из самых древних, а возможно, и самые древние с.. баки, к..торых выв..ли или од..машнили люди. В их обл..ке много общего с волком, песц..м, шакалом: ... и … шерсть... уши … глаза, заостренная к носу... голова … хвост. Лаек ра..водили повсюду: от Скандинавии до Чукотк.., в Гренландии и в Северной Америк.. .

(Р. Дормидонтов)

Вставить необходимые знаки препинания. Сделать морфологический разбор любых трех прилагательных.

Объяснительный диктант.

Из-за далекого синего моря прилетели к нам перелетные птицы: стрижи и ласточки. Они строят свои прочные гнезда или под окнами нашего небольшого домика, или под зеленым кустом в соседнем лесу, или в осиновой роще. Ранним утром выйдешь ты на широкий луг и залюбуешься необъятным простором. В мягкой сочной травке стрекочут кузнечики под ласковыми лучами утреннего солнца и просыпаются ранние пташки.

Обозначить окончания прилагательных и существительных. Над прилагательными указать их род, число, падеж. Любое прилагательное разобрать морфологически.
4. Домашнее задание. Упр. 602.

Кратко:

Кошка — самое удивительное животное, очень гордое и независимое. Некоторые считают кошку коварной обманщицей только за то, что она не умеет притворяться и своим отношением к человеку честно выражает эмоции.

Цирк закрыли на ремонт. И кошек перевезли на дачу. Кошки начали осторожно обследовать свое новое место жительства. Сначала их пугали тюльпаны, покачивающиеся от ветра, шелест листьев, шум пролетающего самолета.

Но через некоторое время они освоились и поняли, что обижать их никто не собирается. А на свежем воздухе удобно играть, весело кувыркаться в мягкой шелковистой траве.

В них проснулся инстинкт охотников. И они начали ловить бабочек и жуков. Самой проворной оказалась Фифочка. Она незаметно подкралась к дереву. Прыгнула и чуть не поймала за крыло птичку. Чтобы предостеречь птиц, на каждую кошку был надет ошейник с колокольчиками. Теперь кошка только подкрадывается к птичке, а колокольчик сразу — дзинь-дзинь, Птичка улетает. А кошка в полном недоумении оглядывается по сторонам. Недовольно пофыркивает. Никак не может понять, что это она сама предупреждает птичек об опасности.

Кормили на даче кошек вволю. Накладывали большие куски мяса. Варили супы и молочные каши. Однажды зайдя на кухню, на столе рыба лежит. На пол взглянул, а он весь рыбьей чешуей усыпан, хвосты да плавники по углам раскиданы. Чешуйный след прямо к озеру ведет, которое рядом с участком находится. Оказалось, что у озера сосед рыбу ловит. Клев у него хорош. Карасиков одного за другим вытаскивает. И в ведро складывает. А ведро стоит за спиной. Кот Фантик по-пластунски подползает к ведру, лапу в него запускает, рыбку достает — и удирать! За ним следом Барабулькин (кота так зовут) подползает и таким же способом себе рыбку из ведра извлекает и в кусты. Поторапливается, на носу чешуя поблескивает. За второй, значит, лезет. Да так это у него получается, а главное, в порядке живой очереди, без сутолоки и скандалов. И понимают, что берут чужое. Подкрадываются, как воришки.

Прилетев в Англию, мы посетили музей Британского адмиралтейства. И услышали интересную историю. Морское учреждение обратилось в Министерство финансов с просьбой включить в бюджет ежемесячную сумму в 18 шиллингов для содержания кота, живущего в здании адмиралтейства. Ответ гласил: «Если в здании адмиралтейства нет мышей, которыми мог бы питаться кот, тогда присутствие его излишне. Если мыши имеются и кот не в состоянии сам себя обеспечить питанием, то он является бездельником. В просьбе отказать! »

Но скоро властям пришлось изменить свое решение, потому что на богатейшее собрание книг по истории, искусству и археологии напали мыши и крысы. И тут же в штат адмиралтейства экстренно была зачислена «рота» в составе шести кошек. На их содержание государство отпустило в год по 50 фунтов стерлингов. Однако было принято решение кормить их не каждый день, чтобы не забывали об основной своей обязанности — ловить мышей. А чтобы посетители не трогали кошек, на них были повязаны яркие желтые банты — свидетельство об их неприкосновенности.

Многие почтовые отделения в Лондоне содержат по нескольку кошек и на них регулярно выписывается «зарплата». Как известно, кошка способна поймать в среднем около 20 мышей в день. Это значит, в течение года она истребляет несколько тысяч.

На гастролях в Сочи в гримерную зашел клоун — Карандаш. Кошка Стрелка спокойно играла с теннисным шариком. Собака Карандаша - Клякса в это время возвращалась с прогулки. Слышит за дверью голос своего хозяина, передними лапами на дверь надавила и заходит в гримерную. Все произошло в какие-то доли секунды. Собака, увидев кошку, бросилась на нее. Стрелка моментально с места, как на пружине, запрыгнула на двухметровый гардероб. Клякса только зубами стукнула, прямо из самой пасти кошка выскочила.

Вот так неожиданно могла погибнуть Стрелка в расцвете творческих сил. Есть собаки, которые не любят кошек.

Как-то в цирк приехали дрессировщики из Венгрии, у них был бульдог — Шницель. Кошку, которая жила вместе с ними в собачнике, он не трогал. Но на улице гонялся за кошками, и если догонит,— считай пропала... Сколько невинных существ загубил, не сосчитать. Но возмездие пришло. Однажды бульдог погнался за кошкой и попал под машину.

В древности кошке приписывали сверхъестественную силу. Много примет связано с пушистым домашним зверьком: «Кошка свернулась клубком — к морозу», «Кошка залезла в печку — к ненастью», «Кошка развалившись вверх брюшком — к теплу».

Много уделяет народ кошкам пословиц и поговорок: «Кто кошек любит — жену будет любить», «Убить кота — семь лет удачи не видать», «Баба да кошка — в избе, мужчина да собака — на дворе».

У чемпиона мира по шахматам А. Алехина был свой талисман — сиамская кошка Чесс. Во время матчей Алехин нередко спускался со сцены в зрительный зал, чтобы погладить свою любимую кошку, которую держала супруга.

В Швейцарии (да, и не только там) есть кошки, которые имеют свой собственный счет в банке. Богатая хозяйка положила на счет этих животных часть своего состояния. Совсем недавно кошкам пришлось впервые «прикоснуться» к своему капиталу. Королевское общество охраны птиц оштрафовало их на 2 фунта стерлингов «за систематическое убийство пернатых». Чек подписала служащая по уходу за кошками, ибо банковские работники отказывались принять формуляр с отпечатками лап своих хвостатых вкладчиков.

С кошками заниматься приходится довольно долго. Но есть и уникальные животные, которые начинают работать в цирке сразу после нескольких часов репетиций. К таким относится Кеша. Его подарил цирку кинодраматург С. М. Танц. Кота подобрали в подъезде, где маленький серый котенок жил на чердаке под батареей. Дома кот начал ревновать кинодраматурга к его супруге. Нападал Кеша на женщину на редкость выразительно. Сначала он принимал угрожающую позу, тем самым объявляя о своем намерении. Иногда степень угрозы нарастала постепенно, после чего следовало движение, предшествующее атаке. Сначала он царапал ее за руки, потом агрессия его стала носить более воинственный характер. Стоило ей войти в комнату, он бросался в ноги и грыз с таким остервенением, будто дрался с самым заклятым врагом. Хозяйке приходилось ходить в комнате в валенках.

Кеша снимался во всех фильмах с участием котов. Снимать его в фильмах было одно удовольствие. Все задуманные режиссером трюки кот исполнял с первого раза.

Кошка - существо независимое, гордое, совершенно не терпящее никакого принуждения. Она одинаково хорошо помнит и добро, и зло. Если к ней относиться как к равной, ценить ее привязанность и не обижать, она обязательно отблагодарит трогательной привязанностью и беззаветной любовью. Именно так и получилось у Куклачева Юрия.

Когда-то этот клоун по профессии и воспитатель по призванию подобрал крошечного грязного котенка в кустах. Пройди он мимо, малыш непременно бы погиб от холода и голода. А так ему удалось полностью изменить не только судьбу своего спасителя, но и понимание о возможности дрессировки кошек.

Те, кто выступал в цирке с кошками, были и до Юрия Куклачева, но они в основном добивались послушания насилием. Куклачев же был первым, кто смог воспитать своих пушистых артисток исключительно добротой и любовью, опираясь на природные способности этих умных и благородных животных.

Биография Юрия Куклачева

Родился будущий талантливый клоун и специалист по кошкам Юрий Дмитриевич Куклачев 12 апреля 1949 года в Москве. Его родители ничего общего с театром, эстрадой или клоунадой не имели, но маленький Юра был прирожденным клоуном.

Так что биография Юрия Куклачева и его родителей никак не указывала на то, что его жизнь будет связана с такими сложными в дрессуре животными. О кошках будущий дрессировщик даже не помышлял.

Кстати, Куклачев очень не любит это слово применительно к себе, так как считает, что он не дрессирует кошек, а находит с ними . Эту особенность тонко подмечают дети, которые видят, что животные не испытывают перед ним страха, а, наоборот, словно сообщают ему на ухо свои секреты.

Но в юности Куклачев даже не подозревал, что он сможет настолько тонко прочувствовать гордую и своеобразную натуру котов. Его карьера клоуна в цирке успешно развивалась, талантливого юношу заметили, когда он еще участвовал в художественной самодеятельности.

После окончания Государственного училища циркового и эстрадного искусства будущий артист поступил в Государственный институт циркового искусства. Возможно, именно это образование позволило ему впоследствии столь удачно ставить спектакли с участием своих уникальных пушистых артисток.

Кошки в представлениях Куклачева стали появляться с 1971 года. Первым персонажем должен был стать тот самый подобранный в кустах замерзающий котенок по кличке Кутька. Он показывал несомненный талант в исполнении различных трюков, но когда клоун принес в дом другую кошку, Кутька убежал, и найти его не удалось.

Издательство "Детская литература"

Для дошкольного возраста

Рассказы

Ответственный редактор К. Д. Арон

Художественный редактор А. Б. Сапрыгина

Технический редактор Л. П. Костикова

Корректор В. В. Борисова

Сдано в набор 09.02.81. Подписано к печати 03.09.81. Формат 60×90/8. Бум. офс. № 1. Шрифт обыкнов. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4.0. Усл. кр. -отт. 18,00. Уч. -изд. л. 3,03

Тираж 300000 экз.

Заказ № 928

Цена 25 коп.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство "Детская литература" Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, Центр, М. Черкасский пер. 1. Калининский ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР Росглавполиграфпрома Госкомиздата РСФСР. Калинин, проспект 50-летия Октября, 46

© Издательство "Детская литература"


Я - клоун. А знаете ли вы, как трудно быть настоящим клоуном? Нет, это не тот человек, который покажет пальчик - и все вокруг смеются. Клоун может быть весёлым и грустным, смешным и серьёзным, у него - тысяча лиц. Недаром говорят, что клоун - главное лицо в цирке. Он создаёт настроение зрителей, может заставить рассмеяться или задуматься тех, кто пришёл посмотреть цирковое представление.

Именно таким клоуном мне и хотелось стать. И вот прошли четыре трудных года занятий в цирковом училище, наступил момент, когда я получил первое в жизни назначение. Отныне моим рабочим местом стала арена передвижного цирка шапито, который разъезжал по Украине. Здесь, под брезентовым куполом, звучала весёлая музыка, мчались белые лошади с вплетёнными в гривы ленточками, высоко-высоко над зрителями проделывали свои сложные номера воздушные гимнасты. А я стоял за кулисами и с нетерпением ждал той сладко-тревожной минуты, когда инспектор манежа объявит мой выход.

О, этот особый мир - мир кулис! Зрителям не часто удаётся заглянуть сюда. Но давайте откроем маленькую дверцу с надписью "Посторонним вход воспрещён". И мы увидим, как, готовясь к выходу, ещё не сняв рабочие костюмы, десятки раз повторяют один и тот же трюк жонглёры и акробаты, проверяют сложные механические сооружения униформисты, конюхи прогуливают лошадей, давая им остыть после аттракциона. Здесь свой, неповторимый запах, свои звуки; здесь можно увидеть фокусника, пьющего обыкновенный чай с бутербродами, или слона, уплетающего душистое сено. Но вот настаёт момент, и то, кому предстоит выйти в манеж, подходят к занавесу и ждут, когда оркестр заиграет и наступит их время. Время показывать чудеса.

Ждал своей минуты и я. Какое это было счастье - выходить в манеж, пряно пахнущий опилками, по которому скользят солнечные зайчики прожекторов, и чувствовать, что зрители ждут тебя, они рады твоему появлению.

Но вот кончалось представление, гасли яркие огни, расходилась публика. Я переодевался и шёл бродить по весеннему парку. Как хорошо было здесь, среди деревьев, выпустивших свои первые глянцевито-зелёные листья, в тишине вечернего города с редкими огоньками фонарей и одинокими прохожими. Я ходил по парку, и в памяти оживали минуты только что прошедшего представления, смех зрителей, а в ушах несмолкаемо звенела бравурная музыка. Однажды, гуляя вечером по парку, я услышал, как в кустах кто-то слабо попискивает. Подошёл поближе. Маленький серый комочек со слипшейся шёрсткой, увидев меня, испуганно забился под ветки. Он жалобно пищал, будто просил о помощи.

Откуда же ты взялся здесь? - спросил я, нагнувшись к котёнку; он снова слабо пискнул и посмотрел на меня зеленовато мерцающими глазами. - Ну-ка, иди сюда!

Котёнок целиком уместился на моей ладони. Шёрстка его дрожала. Как он попал сюда, в этот парк? Может быть, его оставила кошка-мама или бросили люди? Во всяком случае, нужно было что-то предпринимать - ведь беззащитное животное могло легко погибнуть. И я решил взять его с собой.

Очутившись у меня за пазухой, котёнок скоро согрелся и перестал дрожать. Потом он забился под мышку и присосался к рубахе.

Дома я налил ему большую миску молока. Котёнок подошёл к ней и, погрузив в неё мордочку, начал быстро-быстро лакать своим маленьким розовым языком. Насытившись, он стал внимательно обнюхивать предметы, стоящие в комнате. Забрался под тумбочку для телевизора, поглядел на своё отражение в большом зеркале, стоящем на полу, по-пластунски протиснулся под шкаф. Потом сел посредине комнаты и громко мяукнул.

Ты что? - спросил я.

Но котёнок мяукал всё громче и громче.

В комнату заглянула соседка, Валентина Фёдоровна. Увидев малыша, она всплеснула руками:

Ой, какой хорошенький! Ты что это его мучаешь?

Я не мучаю. Он напился молока, а теперь почему-то кричит.

Валентина Фёдоровна улыбнулась, погладила крикуна и вышла. А через некоторое время принесла коробку из-под торта, в которой был насыпан песок.

Эх ты, кошачий папа, - укоризненно сказала она.

Малыш подобрался к коробке, вырыл в песке ямку и успокоился.

Ночью он вскарабкался на кровать, лёг в ноги и, мурлыкая, заснул. Ощущая рядом с собой крохотное тельце, я чувствовал большую нежность. Но мог ли я знать тогда, сколько огорчений и радости принесёт мне маленький котёнок, которого я назвал Кутька.

В детстве у нас дома не было кошек. Но я хорошо помню, какой кот был у бабушки в деревне. Больше всех любил он деда, Дмитрия Семёновича. Тот принёс его домой совсем крохотным, отняв у ребят, которые хотели его утопить. С тех пор Рыжик всегда ходил следом за дедом. Но особенно любил играть с ним. Бывало, выбежит дед на крыльцо и держит дверь. А Рыжик - прыг в окно, пролезет через курятник в сад, и не успеет Дмитрий Семёнович опомниться, как кот уже скребётся о его сапог.

Когда Рыжик подрос, он стал грозой всей деревни. Не раз кот получал от деда трёпку за разбойничьи набеги на курятники и чужие погреба, но всегда сносил её молча и терпеливо, словно чувствовал свою вину.

Меня Рыжик не любил. Когда я приезжал с родителями в деревню, он всегда невозмутимо лежал на стуле около печки и не обращал на нас никакого внимания. Всё его тело было неподвижно, и только одно ухо, словно локатор, поворачивалось в нашу сторону и маленький волосок на самом кончике его нервно подрагивал. "А ну-ка, лентяй, уступи место гостям", - говорила бабушка, сгоняя кота со стула. И тогда Рыжик, лениво потягиваясь, нехотя спрыгивал с насиженного места и, брезгливо отвернувшись от непрошеных гостей, уходил в другую комнату.

Прожил кот в избе двадцать шесть лет. Но вот умер дедушка. Бабушка рассказывала, что, когда его похоронили, Рыжика словно подменили. Он никого к себе не подпускал, ничего не ел. А через несколько дней и вообще пропал. Больше его в деревне никто не видел.

Сейчас, засыпая, я вспомнил о Рыжике и подумал о том, привяжется ли так ко мне мой маленький найдёныш.

Утром я собрался идти в цирк. Подошёл к шкафу, чтобы одеться, раскрыл створку и ахнул. Что здесь творилось! Из пиджака во все стороны торчали нитки, рубашка была располосована в клочья, на дне шкафа лежали остатки авторучки, выпавшей из кармана, а чернила оказались на моих светлых брюках. Всё, что висело на вешалках, было свалено в кучу, а на ней... сидел Кутька и умывал лапкой мордочку.

Что тут было делать? Наказать котёнка? Но он ведь ещё маленький и плохо понимает, что можно делать, а что нельзя. Выдворив его из шкафа, я, вместо наказания, решил запереть его в тумбочке. Пусть-ка посидит в темноте. Кутька, очутившись там, сначала помяукал, а потом замолчал. Когда я через несколько часов вернулся с репетиции и открыл дверцу, он мирно спал в своей "темнице". Вот так наказание!

А на следующий день он натворил бед ещё больше. Когда утром моя соседка вышла на кухню, глазам её предстало страшное зрелище. На полу была рассыпана мука, перевёрнутые кастрюли оказались в самом неподходящем месте, и вдобавок ко всему Кутька умудрился разбить банку с вареньем и весь в нём перепачкался. Еле я его отмыл. А разгневанная соседка потребовала, чтобы я немедленно убрал кота из квартиры.

Но куда мне было его деть? Не выбрасывать же на улицу. К тому же, честно говоря, очень он мне нравился, мой новый друг, даже несмотря на все свои проказы. И я решил поселить Кутьку у себя в гримёрной.

Цель урока: совершенствовать различные формы речевых, орфографических и пунктуационных умений учащихся на примере рассказа М.Зощенко "В гостях у клоуна".

Задачи урока:

  • Образовательные: совершенствовать знания учащихся по пройденному материалу (уместно проводить эту работу после прохождения темы: "Прямая речь. Диалог"), развивать речь учащихся.
  • Воспитательные: продолжить рассказ о различных профессиях людей (профориентация), напомнить о необходимости заботливого отношения к "братьям нашим меньшим"
  • Развивающие: совершенствовать методы написания учащимися подробного изложения, развивать творческое воображение, фантазию учащихся.

Оборудование урока:

  • Различные виды лингвистических словарей
  • Рисунок или фото с изображением клоуна
  • Портреты известных клоунов (можно повесить на доску или спроецировать на экран)

  • Иллюстрации к рассказу (можно повесить на доску или спроецировать на экран). Лучше использовать отдельные кадры из диафильма (без текста) - материал есть на сайте http://bayun.ru/dia/V_gostyah_u_klouna.html

Ход урока

1. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока.

2. Вступительное слово с учащимися (в форме беседы)

Основные моменты беседы:

  • о значении слова "клоун" (клоун - цирковой артист, который при помощи различных приемов веселит публику);
  • об особенностях профессии клоун, требующей разнообразных знаний и умений (клоуны имеют множество специализаций: музыкальные эксцентрики , ковёрные , акробаты , дрессировщики , пантомимисты и т. д., но чёткого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах). Обратить внимание учащихся на сложность и универсальность этой профессии.
  • об известных клоунах (можно рассказать учащимся об одном-двух известных клоунах: Юрии Никулине, Леониде Енгибарове, Олеге Попове, Юрии Куклачеве, Вячеславе Полунине и др.) Я рассказываю обычно о Юрии Куклачеве <Рисунок2>, так как он талантливый дрессировщик, как и герой рассказа М.Зощенко. (материал можно взять на сайте Театра кошек Куклачева http://www.kuklachev.ru/yuri/)

3. Первичное ознакомление учащихся с текстом для изложения (первое прочтение текста учителем).

Текст изложения:

В ГОСТЯХ У КЛОУНА

Один клоун жил за городом. У него была там дача с большим забором. Все люди проходили мимо и ничего особенного не видели.

Однажды клоун позвал меня к себе в гости. Он сказал:

Зайдите ко мне. Вы увидите много интересного. У меня есть дрессированные животные. Все они исполняют какую-нибудь работу по дому и без дела не сидят.

Открываю я калитку, вхожу в сад и вижу поразительную картину. Слон цветы поливает. Медведь с подносом идет и несет хозяину лимонад. Рыба-пила пилит дрова. Обезьянка на крыше трубу чистит. Дятел носом приколачивает доску, которая отвалилась. А у крыльца на лестнице лежат два огромных льва и хвостами машут. Хозяин говорит:

Идите смело. Не бойтесь. Все звери у меня дрессированные.

Сели мы с хозяином за столик" и медведь принес на подносе какао. Хозяин спросил:

Ну как, нравится вам у меня? Я отвечаю:

Очень нравится. Особенно красиво, что у вас в пруду фонтан устроен. Клоун говорит:

Нет, это у меня там кит плавает и шалит.

Я выпил какао и стал прощаться с хозяином. Хозяин говорит:

Как-нибудь в другой раз еще зайдите. Я покажу вам, что у меня внутри дома делается. Там у меня зайцы посуду моют. Белки сапоги чистят. Крабы орехи колют. Кошки двери открывают. Соба-ки в креслах сидят. Лисицы в кроватях спят. Так что мне и деваться некуда. Сижу целый день в саду и лимонад пью. Я попрощался с клоуном и пошёл к выходу. Было уже темно. Жираф с фонарем освещал мне дорогу. Гусь клюнул меня в ногу, когда я нечаянно на грядку наступил. Медведь открыл калитку. Я вышел на улицу и пошел домой.

(По М.Зощенко)

4. Проверка первичного восприятия учащимися текстового материала (устная работа на уроке с текстом изложения). Ответьте на вопросы:

Прием преувеличения - рыба-пила пилит дрова (хоть вырост, похожий на пилу, у рыбы острый и достигает в длину до четверти тела, дрова она пилить не может).

Прием включения читательского воображения - медведь с подносом идет и несет хозяину лимонад (представляем эту картину, походку медведя; это вызывает улыбку)

Перенос названия действия по сходству - обезьянка на крыше трубу чистит (конечно, не чистит, а просто совершает похожие действия), дятел носом приколачивает доску (известно, что дятлы в поисках пищи долбят кору и древесину, но ничего не приколачивают).

Прием сопоставления - лежат два огромных льва и хвостами машут (невольно сравниваем их с собачками у двери).

Наделение животных свойствами человека - кит плавает и шалит, лисицы в кроватях спят, зайцы посуду моют, гусь защищает грядки.

О чем этот юмористический рассказ М.Зощенко? (О талантливом клоуне и дрессировщике, очень любящем свою работу и животных. Он дрессирует животных, играя с ними, обращая внимание на их повадки. Поэтому у животных все получается, ведь они показывают то, что и сами любят делать. Рассказ также о том, к чему приводит чрезмерная любовь к животным - клоун им позволяет все, ему самому негде спать ночью и проводить время днем. Необходимо воспитывать животных, разумно ограничивая их желания. Нельзя, чтобы любовь к животным мешала жить хорошему человеку).

5. Второе прочтение текста для изложения.

6. Составление плана изложения.

Какие части можно выделить в тексте? Как их озаглавить?

План изложения (составляется вместе с учащимися и записывается учителем на доске):

  1. Дача клоуна за забором.
  2. Приглашение в гости.
  3. Поразительная картина.
  4. Разговор с клоуном.
  5. Прощание.

7. Словарная работа. На доске записываются словарные слова и объясняется их написание: дрессированные, калитка, поразительная, жираф, фонарь, медведь.

8. Устные и письменные задание на развитие речи учащихся и предупреждение пунктуационных, орфографических, речевых ошибок в тексте изложения.

1. Вспомните, какие знаки препинания ставятся при прямой речи?(записываем на доску)

А: "П". "П", - а.
А: "П!" "П!" - а.
А: "П?" "П?" - а.

А как оформляется диалог?(Вспоминаем с учащимися, что в печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё - необходимый знак препинания. Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Если слова автора сопровождают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, кроме кавычек).

2. Какие близкие по смыслу слова и словосочетания можно подобрать к данным словам:

  • клоун - хозяин дома, цирковой артист, он
  • поразительный - замечательный, удивительный, изумительный
  • дрессированный - выученный чему-либо
  • дача - дом
  • интересный - занимательный, любопытный

3. Объясните правописание согласных в корне слова "лестница". Объясните правописание согласных на конце глаголов "деваться", "делается".

4. Объясните (устно) орфограммы-гласные в корнях слов: исполняют, сидят, поливают, приколачивает, отвалилась, красиво, шалит.

9. Заключительное прочтение текста для изложения (считаю необходимым в пятом классе прочитать текст еще раз перед написанием).

10. Объяснение домашнего задания (учащимся можно предложить подготовить небольшие сообщения про известных клоунов, поговорить об этом на классном часе ). Неплохо было бы сходить в цирк на каникулах, понаблюдать за работой клоунов, дрессировщиков.

Итог урока подводится после проверки работ учащихся.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх