Образ божьей матери взыскание погибших. Молитва пред иконой Божией Матери «Взыскание погибших

Православные понимают икону, как проводник в мир Божий. Чтобы знать, кому молиться в определённом случае, какие молитвы читать перед конкретной иконой, нужно знать о её значении.

Одна из особо почитаемых в православии икон – образ Божией Матери «Взыскание погибших». Она относится к наиболее ранним образам Пресвятой Богородицы.

Обращаются к Богородице перед этой иконой:

  • невесты перед браком с просьбой о защите и покровительстве брака;
  • материи о погибающих в грехах детях;
  • за избавлением от различных пороков.

История образа

Первые упоминания о «Взыскание погибших» встречаются ещё в VI веке, когда в городе Адане в Малой Азии она избавила от вечной гибели инока Феофила. Инок был оклеветан и изгнан из дома архиерея. Он был обижен и вступил в союз с дьяволом, отвернувшись от Бога. Но позже он раскаялся и искренне воззвал к Богородице, назвав её «Взыскание погибших» – ведь он был на пороге духовной гибели. Небесная Царица услышала горячие молитвы Феофила, приняла его раскаяние и даровала прощение. От обязательств перед дьяволом инок был освобождён. После этого он посвятил служению Богу и был прославлен Церковью в лике преподобных.

Образ в России

Одна из самых древних икон «Взыскание погибших» в России упоминается в церковных записях ещё в 1548 году. Скорее всего, она была написана неким итальянским мастером, сейчас она хранится в Москве, в Храме Воскресения Словущего.

Известная чудотворная икона, написанная в 1707 году, ранее хранилась в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии. Эта икона прославилась в середине XVIII века, когда чудесным образом избавила от гибели крестьянина Феодота Обухова, очень благочестивого и тратящего много сил на украшение храма, который посещал.

Однажды ночью в пути его застала сильная вьюга, лошадь выбилась из сил. Понимая, что скоро погибнет, Обухов начал взывать к Пресвятой Богородице и дал обет сделать список иконы «Взыскание погибших» из болховского Георгиевского храма для церкви в селе Бор. В это время в соседнем селении некий крестьянин услышал, как кто-то сказал под окном: «Возьмите». Он вышел во двор и увидел лошадь с санями, а в них Обухова. Замерзающего внесли в дом и обогрели.

Когда он выздоровел, он немедленно заказал копию (список) иконы, которую принёс в дар своей церкви, иконописцу Гурову. Однако Гуров, по преданию, попросил очень большую плату за список. У Обухова столько денег не было, поэтому он ушёл. Но едва он вышел за дверь, как Гуров ослеп. Он понял, что это наказание Богородицы за жадность, поэтому согласился писать икону за столько, сколько предложит Обухов. Зрение немедленно вернулось!

Написанную икону Обухов передал церкви в селе Бор. К ней потянулись люди – поклониться и попросить заступничества. Почитатели иконы стали делать щедрые пожертвования. Этих пожертвований хватило, чтобы построить вместо бедной сельской церкви большой каменный храм. Ещё до начала строительства, церковному старосте приснилось место, где будет стоять святыня. Через некоторое время Священный Синод прислал указ, в котором определил именно это место под строительство нового храма.

Борская икона «Взыскание погибших» славилась своими знамениями и чудесами . В 1871 году её внесли в Серпухов, где началась эпидемия холеры, и она прекратилась. В это же время, немой неходячий мальчик, который жил в этом городе, начал говорить и поднялся на ноги. Серпуховцы в благодарность за это чудо преподнесли церкви в Боре Евангелие, которое содержало изображение иконы «Взыскание погибших» и запись об этом событии.

После этого образ ежегодно стали проносить торжественным крестным ходом из Бора в Серпухов. Эта традиция прекратилась только после того, как советская власть разрушила храм, а сама икона исчезла. Верующие продолжали поклоняться её копиям, которые бережно хранили, например списку в Троицком соборе. Но когда в 1961 году его закрыли, икону передали в историко-художественный музей, где она находилась в хранилище. И только в 1985 году в церковь Воскресения Христова под Серпуховом передали копию борской святыни.

А в 1996 году икону временно вернули прихожанам. Ей доставили из Высоцкого монастыря в Ильинский храм, сопроводив возвращение чудотворного образа праздником с колокольными звонами и церковными песнопениями. На центральной площади собралось множество верующих, иконе «Взыскание погибших» был прочитан акафист.

Окончательно святыня вернулась в 1997 году, когда музей передал её Высоцкому монастырю. Это был настоящий праздник для верующих, которым она теперь доступна в любой день.

Чудеса, которые являет образ «Взыскание погибших»

Икона «Взыскание погибших» известна множеством чудес, совершённых для тех, кто вознёс ей искреннюю молитву.

В 1666 году саратовский воевода исцелился после смертельного ранения, когда икона явилась ему в водах Волги. В 1866 году А. И. Кадышева, которая являлась потомком этого воеводы, преобразовала находящуюся в селе Раковка женскую общину в женский монастырь и стала его первой игуменьей. Фамильная икона «Взыскание погибших» стала главной святыней монастыря, она исцеляла верующих и была известна не только на Поволжье. Одним из исцелённых этой иконой был сын графа Шереметьева, который в благодарность за это подарил монастырю золочёный киот с драгоценными камнями для иконы.

Сохранившиеся святыни

На сегодняшний день в России сохранилось несколько древних списков «Взыскания погибших»:

  • в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве;
  • в Покровском храме в Мариенбурге в Санкт-Петербурге;
  • в Покровском кафедральном соборе в Самаре.

Московская икона «Взыскание погибших»

Храм Воскресения Словущего, в котором хранится этот образ, был возведён в середине XVII века. Он никогда не закрывался, в нём всегда проводились богослужения. «Взыскание погибших» – одна из главных икон храма. Она была пожертвована верующим, которому помог этот образ: его семья оказалась на грани разорения, умерла жена, поэтому он молился перед домашним образом, чтобы отвести беду, и Матерь Божия услышала его.

Сначала прихожанин передал святыню в храм Рождества Христова в Палашах, но в 1812 году французские войска сравняли храм с землёй, а икону разрубили на части. Несмотря на повреждения, образ продолжал творить чудеса и исцелять больных. После войны храм восстановили, но работал он только до 1934 года, затем он был закрыт, а вся утварь и иконы были переданы в другие церкви и монастыри.

При перевозке образа «Взыскание погибших» на новое место снова начались чудеса: когда её хотели везти в Пименовскую церковь, кони не желали даже двигаться с места. Но как только её решили передать в Воскресную церковь на Малой Бронной, то тут же понеслись вскачь. Когда же и эту церковь уничтожили, икона нашла свою обитель в храме Воскресения Словущего.

Образ из Раковского монастыря

В церкви Покрова Божьей Матери в Мариенбурге находится копия, созданная в 1888 году монахинями из Раковского женского монастыря . Она была утеряна после Октябрьской революции, но вновь обретена в середине XX века – она использовалась как доска на пешеходном полу. Найденную таким чудесным образом икону передали в храм. В феврале 1994 года, накануне дня памяти этой иконы, она замироточила.

Считается, что это не первый случай мироточения Раковского образа Пресвятой Богородицы. Например, капли мира появились на руках и ликах Божьей Матери и Младенца в 1895 году во время освящения нового храма Свято-Троицкого монастыря. В обычное время эта святыня была тёмного цвета, но иногда из неё как будто шёл свет – это считалось хорошим предзнаменованием радостных событий.

Как выглядит образ «Взыскание погибших»

Образ «Взыскание погибших» представляют собой сидящую Пресвятую Богородицу, на коленях которой стоит Младенец Христос, обнимающий Матерь Божью за шею и прижимающийся к её лику левой щекой. Богородица охватывает Младенца руками, образуя при этом кольцо.

Есть варианты, в которых существует икона «Взыскание погибших»: фото различных списков могут показать разницу между ними. В основном они отличаются следующими деталям и, где Богородица может быть:

Иногда на иконе присутствовали другие святые (на московской святыне Царица Небесная изображена с непокрытой головой в окружении святых), какие-либо дополнительные элементы.

На верхней части Борской иконы изображено Крещение Христово – именно в этот праздник спасся от гибели Феодот Обухов. Размеры этого образа внушительны – 1,25 м в ширину и более 2 м в высоту. Обухов принёс его в церковь на руках, чтя таким образом Богородицу.

Какое имеет икона «Взыскание погибших» значение, в чём помогает – заключено в самом названии. Пресвятая Богородица испытывает безграничную любовь к людям и всегда готова даровать прощение и помощь тем, кто близок к гибели – духовной или реальной. Она неустанно молится о тяжело больных, погибающих в нищете или пороках и спасает их , возвращает к вере. Этот образ – последняя надежда тех, кто в отчаянии и не способен помочь себе сам.

О чём молиться этой святыне

К иконе с молитвами идут те, кому требуется спасение . Матери могут молиться за спасение младенцев – икона неоднократно являла чудеса спасения от болезней и страданий детей, она является их покровительницей и заступницей. Женщины могут просить за здоровье детей и счастливый брак.

К ней же обращаются безнадёжно больные и их родные и близкие, в том числе об исцелении находящихся при смерти. Молитва перед образами помогает избавиться от головной боли, лихорадки, глазных заболеваний, зубной боли.

В военные дни образ помогает защитить воинов на поле боя .

Молитва к образу «Взыскание погибших» избавляет от пороков – алкогольной или наркозависимости, игромании и пр. Чтение акафиста, а также молитв перед акафистом помогает встать на спасительный путь жизненный, найти своё предназначение. Эти образа спасают раскаявшихся грешников, отвернувшихся от Бога.

«Взыскание погибших» – очень значимая икона в православии , подобных образов немного, но все они чудотворные. Самое главное – чтобы просьбы к ним шли от души. Обращаясь к образу «Взыскание погибших», вы должны быть наполнены верой в Бога. Нужно выучить молитвы, обращённые к этой иконе, тексты этих молитв, а также акафиста есть даже в интернете. Но можно обращаться к Божьей Матери и своими словами – важно, чтобы они были искренними, от чистого сердца. Тогда Царица Небесная явит свою милость и станет вашей заступницей.




Чьи ноги свободно видны из под облачения, а Он прижимается к Её щеке и держится рукой за Её шею.

История

Название иконы связано с восходящей к веку истории о чудесном прощении эконома Феофила Аданского по его молитвам к Божией Матери , к Которой он обращался как к "Взысканию погибших" перед Её иконой. Повествование о Феофиле стало известно на Руси с XVII века, а в следующем столетии прославилось несколько чудотворных образов Богоматери, получивших наименование "Взыскания погибших".

Наиболее ранним из русских образов Пресвятой Богородицы с этим названием можно считать образ, некогда находившийся в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в году. Прославилась икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина села Бор Калужской губернии Феодота Обухова. Однажды, в день Крещения Господня , по пути из города Болхова этого крестьянина застигла страшная пурга с сильным морозом. Потеряв дорогу, лошади остановились у оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, выпряг лошадь и привязал к саням; сам укутался, лёг в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он обратился к Божией Матери с молитвой о спасении и дал обет заказать список с иконы "Взыскание погибших", находившейся в Георгиевском храме в Болхове. Сердечная молитва его была услышана: в соседнем селении под окном одного крестьянина вдруг раздался чей-то голос: "Возьмите!" Крестьянин вышел и увидел в санях своего полузамерзшего друга Феодота Обухова.

По выздоровлении Феодот Обухов немедленно выполнил свой обет, заказав список с иконы "Взыскание погибших" для своей приходской церкви. В память своего спасения в канун Богоявления он попросил изобразить вверху иконы сюжет Крещения Господня во Иордане. Вскоре, благодаря щедрым пожертвованиям почитателей иконы на месте бедного сельского храма была выстроена прекрасная каменная церковь. Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Так, в году в соседнем городе Серпухове свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как в город принесли чудотворную икону. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока Борский храм не был разрушен. Святая икона Божией Матери после этого бесследно исчезла.

До настоящего времени сохранились несколько старых списков иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Наиболее известные из них находятся в Москве - в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке , в Санкт-Петербурге - в Покровском храме в Мариенбурге , в Самаре - в Покровском кафедральном соборе . Известны также чудотворные списки с иконы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа , а также из города Козлова (ныне - Мичуринска). В году при Московском Александровском Сиротском институте был освящён храм в честь иконы "Взыскание погибших" ; впоследствии в честь святыни были освящены многие другие церкви.

Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме Воскресения Словущего в Москве.

Первая московская святыня

Этот список иконы был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. Последний её владелец овдовел и оказался на пороге нищеты. Его усердные молитвы перед домашней святыней были услышаны: он был спасён от нищеты и отчаяния, судьба его детей-сирот также благополучно устроилась. Впоследствии он передал икону в храм Рождества Христова в Палашах , и к чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Похожий случай произошёл после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь оставшаяся с тремя малолетними детьми жена арестованного священника. Ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы - они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году Рождественский храм был закрыт, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной - туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке , где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя сожгло все вокруг, но не тронуло образ.

Вторая московская святыня

Главной святыней храма свт. Николая в Звонарях была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны её были Архангелы, а внизу - изображение Успения Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери.

Когда в 1934 году храм закрылся, икону "Взыскание погибших" собирались было отдать в одну из московских церквей, но волей Божией она попала Пюхтицкий монастырь. После того как в 1994 г. эта обитель получила подворье в Москве в Звонарском переулке , икона снова вернулась в свой храм. Сейчас она вставлена в иконостас и доступ к ней ограничен.

К чудотворной иконе "Взыскание погибших" обращались невесты, выходя замуж, с молитвой о том, чтобы брак был благодатным; приходили к ней люди с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях, а также матери с ходатайством о погибающих детях.

Молитвословия

Тропарь, глас 7

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Свои́х Преве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сы́н бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся́ проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы́, припа́дающе, мо́лим Тя́/ и наде́ющиеся на Тя́ да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:// Ты́ бо еси́, Влады́чице, Взыска́ние поги́бших.

Ин тропарь, глас 4

Взыщи́ на́с погиба́ющих, Пресвята́я Де́во,/ не по грехо́м бо на́шим наказу́еши на́с,/ но по человеколю́бию ми́луеши:/ изба́ви на́с от а́да, боле́зни и ну́жды// и спаси́ на́с.

Использованные материалы

  • Шевченко Э. В., Вероника (Горячева), инокиня. "«Взыскание погибших» Икона Божией Матери" / Православная энциклопедия , т. 8, с. 107-110:
    • http://www.pravenc.ru/text/158344.html - материал использован частично

“Взыскание погибших” – почему такое имя получила икона Пресвятой Богородицы? Не наш ли Господь – это “не Бог мертвых, но Бог живых”.

Божия Матерь – последнее пристанище и последняя надежда для тех, кто уже почти совершил роковой шаг и переступил порог смерти. Смерть – не обязательно физическая, но духовная. Когда человек находился во власти греха и не смог вырваться.

Существует предание о том, что в XVII веке в Калужской губернии жил некий крестьянин Федот Обухов, известный своими богобоязненностью и благочестием. На Крещение, в самые морозы, в пути его застала пурга. Лошади устали, впереди был лишь непроходимый овраг, а сам Федот стал засыпать, что, как известно, приводит замерзающего к неминуемой гибели. Из последних сил он взмолился Пресвятой Богородице, дав обет, что в случае спасения – сделает для приходского храма икону “Взыскание погибших”, ведь сам он висел на волосок от гибели. Случилось чудо: другой крестьянин, который пережидал пургу дома, услышал под окном чудесный голос, который сказал ему “возьмите”. Пытаясь узнать, в чем дело, он вышел навстречу непогоде и увидел замерзающего человека.

Им был Федот Обухов, выполнивший впоследствии свой обет. Борская икона “Взыскание погибших” стала чудотворной. Немало исцелений и историй спасения произошло по молитве перед ней. Образ иконы очень интересен – Богородица склоняется к Младенцу Иисусу. Это – пик материнской любви. Она утешает скорбь Младенца. По любви к нам Господь спасает нас тогда, когда кажется, что это уже невозможно.

Достоверных сведений о появлении иконы нет. Многие считают, что на написание образа благословила иконописца Матрона Московская.

Известно одно, образ прославляет Богородицу многочисленными чудесами и исцелениями, совершаемыми по молитве перед ним. Ведь нет родительской любви сильнее, чем любовь нашего Небесного Отца.

Икона Божией Матери “Взыскание погибших”

Списки иконы Божией Матери “Взыскание погибших”

  • Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва);
  • В храме Положения Ризы Господней в Москве;
  • В Высоцком мужском монастыре (Серпухов);
  • В Никольском соборе (Серпухов).

Молитвы перед иконой Божией Матери “Взыскание погибших”

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати!

К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши.

Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою.

На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В чем помогает молитва перед иконой Божией Матери “Взыскание погибших”

  • Перед иконой молятся об исцелении от недугов;
  • О помощи в безнадежных ситуациях;
  • О спасении во время бедствий;
  • О защите от власти греха.

Икона Божией Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» по преданию прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане.

В некоем архиерейском доме служил эконом - весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию. Инок Феофил, достиг впоследствии высшего духовного совершенства и был прославлен Церковью в лике преподобных.

В России наиболее ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г.Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году.

Прославилась же икона позднее, в середине XVIII века. В селе Бор жил один благочестивый крестьянин Федот Алексеевич Обухов, любивший жертвовать деньги на украшение родного храма. Однажды, в день Крещения Господня, его настигла в пути страшная вьюга с сильным морозом. Вскоре до-рогу совсем замело. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага. Не видя средств к спасению, он выпряг лошадь, укутался, лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что замерзает. Но и в эти страшные минуты он успел помолиться Богородице, мыс-ленно дав обет написать Ее икону «Взыскание погибших». В соседнем селении жил один крестьянин, приятель Обухова. И вот в завываниях вьюги он вдруг расслышал чей-то голос под окном: «Возьмите». Выйдя из дома, он увидел в санях своего старого друга Федота Обухова. Кто и как его привез - осталось тайною. По выздоровлении Обухов немедленно приступил к вы-полнению своего обета, С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Особенностью этой иконы было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Обухова в этот праздник. Когда икона была готова, Обухов привез ее сначала в свой родительский дом, а оттуда «на голове своей перенес в родной храм. Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами.

Через некоторое время в России стали известны и другие образы «Взыскание погибших». Один из них был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресвятой Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с другим церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями художника Т. Г. Мягкова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. В настоящее время икона находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. Однажды от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

Особенность московского образа в том, что волосы Богома-тери не прикрыты ни платом, ни мафорием в нарушение иконописного канона. Не исключено, что именно перед этим образом Лермонтов сложил свою гениальную «Молитву странника».

Известны и другие списки иконы, например: в Санкт-Петербурге в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре в Покровском кафедральном соборе.

«Взыскание погибших» - это икона отцов и матерей, мо-лящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от бед страждущих».

Перед образом «Взыскание погибших» молятся обо всех погибающих и заблудших, о путешествующих, о близких, раз-лука с которыми неминуема.

Тропарь глас 7
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы припадающе, молим Тя и надеющийся на Тя, да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси, Владычице, Взыскание погибших.

Кондак глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону "Взыскание погибших". И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: "Возьмите". Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Волхова Орловской губернии. С того времени Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Известны чудотворные образы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы "Взыскание погибших".

Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме в честь "Воскресения Словущего" в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: "Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас" (тропарь, гл. 4).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх