О вреде системной расстановки. Метод семейных расстановок по хеллингеру

Расстановки по Хеллингеру - своеобразная психотерапевтическая методика групповой или индивидуальной направленности. Она обозначает человека частью системы, источник проблем которого определяется жизнью и поступками представителей его рода. Изучение ​информации о расстановках ​по​ ​Хеллингеру​ ​и​ об ​​их​​ ​самостоятельном проведении, поможет осознать процессы подсознания и взглянуть на различные ситуации по-новому.

Что​ ​такое​ ​системные​ ​расстановки

Создателем системы расстановок является немецкий психотерапевт Берт Хеллингер, в своей методике обозначивший наличие внутрисемейных закономерностей, приводящих к негативным, разрушающим последствиям. Это психологическое направление получило распространение и популярность, несмотря на молодость.

Суть расстановок Берта Хеллингера заключается в поиске причины и решения возникшей проблемы в родословной человека. Считается, что нерешенные жизненные задачи, непрожитые сценарии, ошибки прошлого находят отражение в настоящем клиента.

Согласно психологии расстановок, происходит «семейное переплетение», когда потомки прорабатывают ситуации, которые не завершили предки. Определить такой ход событий возможно, если случившимся в жизни передрягам нет разумного объяснения (человек много работает, а денег не прибавляется, соблюдает здоровый образ жизни, но часто болеет, страдает ревностью при отсутствии измены и прочее).

Прибегая к методу расстановок, клиент осуществляет контакт с представителем рода и разрешает его конфликт, помогая при этом себе. Работа психолога с человеком происходит системно, устраняются источники негатива и проблем не только в настоящем, но и в предыдущих поколениях.

Расстановщик с помощью чужих для клиента людей («заместителей» его родственников) создает образ ситуации, которая подлежит детальному изучению и прорабатыванию. Применяется проведение индивидуальных расстановок, при использовании фигурок вместо представителей рода или проигрывая сценарии в собственном воображении. В этих случаях возможно самостоятельное применение метода, освоив необходимые навыки.

Согласно исследованиям Хеллингера, в системах родовых расстановок присутствуют ключевые порядки (законы), несоблюдение которых приводит к негативным последствиям:

  • Баланс «брать-давать» . Заключается в поддержке равновесия, каждый элемент системы что-то приносит и забирает в отношениях (любовь, заботу, деньги, подарки и прочее). Дисбаланс вызывает семейное переплетение (например, его жертвой становится ребенок при нарушении равновесия у родителей).
  • Закон иерархии . Определяется порядком вхождения в систему: первые поколения обладают большим преимуществом, чем последующие. Нарушение иерархии приводит к негативным последствиям. Например, если ребенок исполняет функцию родителя, это приводит к его перегрузке: он плохо учится, болеет, в дальнейшем несчастлив в браке.
  • Принадлежность системе . Каждый член семьи имеет право на место в ней. В системе не учитывается, является человек преступником или святым, жив он или умер. При нарушении порядка возникают семейные переплетения (живых с умершими, с родственниками с тяжелой судьбой и прочее). Человек при этом с трудом контролирует свои действия, желания, проживает чужую жизнь. Исправить ситуацию возможно, восстановив порядок принадлежности исключенных из системы.

В​ ​чем​ ​опасность​ ​метода

Распространено мнение, что расстановки по Хеллингеру опасны. Это обусловлено отсутствием научного обоснования метода, его мистической направленностью, наличием противоречивых отзывов о проведенных сеансах.

Выделяют следующие опасности при использовании расстановок:

  • Отсутствие научной базы и однозначной определенности. Этим обусловлены недостоверность получаемой информации, невозможность объективно оценить пользу и вред проводимых мероприятий.
  • Временная «одержимость». В данном случае речь идет о заместителях, примеряющих на себя чужие личности. Принцип действия этого феномена не подлежит объяснению со стороны расстановщиков. Заместители не имитируют, не играют роли, они действительно проживают сценарии чужих людей, чувствуя их переживания, заботы, связи и прочее. При этом не применяется гипноз, личность не теряет осознания себя. Опасностью считается затруднение при выходе из роли, риск последующей связи замещаемого с заместителем. По это причине не рекомендуется замещать умерших, людей с тяжелой судьбой, серьезными заболеваниями и прочее. При проведении методики применяются способы выхода из роли, при затруднениях надо обратиться за помощью к расстановщику.
  • Собственные домыслы заместителей. Выводы отдельных личностей не должны учитываться, результат определяется при оценке системы в целом. Заместителю не следует озвучивать собственное мнение, информация о замещаемом объекте должна поступать без искажений.
  • Непрофессионализм. Неправильно проведенные расстановки, неверная передача информации способны нанести вред клиенту.
  • Изменения в эмоциональной сфере, проявление скрытых, подавленных чувств. Человеку открываются новые стороны себя и окружающего мира, ощущения, приходится взглянуть в глаза страху, пережить некоторые ситуации заново, в том числе психотравмирующие. Иногда это вызывает сильный эмоциональный всплеск, поскольку вхождение в сценарий происходит резко, без подготовки.
  • Негативные последствия при частом проведении расстановок. Запущенные после сеанса изменения продолжаются на протяжении некоторого периода времени (от суток до нескольких месяцев, года), исходя из сложности проблемы. В случае скорого применения следующей расстановки предыдущий процесс прерывается, оставаясь незавершенным. Частота для каждого человека определяется индивидуально.

Противопоказания

  • при беременности;
  • детям;
  • при заболеваниях в острой стадии (телесных и душевных);
  • в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • при мистических запросах на расстановку.

Методы​ ​расстановок

По мере развития системных расстановок стали применяться не только классические семейные, но и другие их виды. Представлены методы, направленные на урегулирование проблем человека в различных сферах жизни.

Расстановки используются для распутывания семейных переплетений, составления прогнозов, для определения отношений в рабочем коллективе, их налаживания, с целью личностного развития, стабилизации эмоционального фона, физического самочувствия и прочее.

Семейные

Классическая родственная расстановка проводит работу с проблемами в семье, внутри личностными конфликтами, негативными семейными установками. Чаще сеанс проводится в группе. В основе психологического метода лежит воспроизведение части системы человека с помощью заместителей его родственников, которые при этом чувствуют и переживают эмоции, характерные для реальных людей. Становятся видны внутрисемейные взаимосвязи, отношения, влияния, что важно для устранения «переплетения» и решения проблемы.

Обязательным считается соблюдение правильного функционирования системы, где каждый элемент занимает определенное место и выполняет наложенную на него роль. Нарушение порядков становится причиной негативных последствий.

Структурные

Расстановки такого вида предназначены для исследования целостных структур, состоящих из абстрактных составляющих. В основу метода обычно положены структуры из иных техник: 5 элементов китайской традиции, карты Таро, астрология и прочее. Принцип действия такой расстановки задействует одновременно 2 инструмента.

Метод решает проблемы в таких структурах, как страхи, здоровье, работа, благосостояние и прочее. Сюда же относятся симптомные расстановки, работающие с физическим состоянием организма.

Организационные

Расстановки предназначены для разрешения конфликтных ситуаций, оценки профессиональных отношений, решения проблем в организациях, трудовых коллективах. Метод может помочь разобраться клиенту с его положением, ролью в системе, в которой он трудится или которой управляет.

Бизнес-расстановки позволяют принимать правильные, эффективные решения, основываясь на множестве факторов: прошлом опыте, состоянии, структуре отношений и прочее. Идеально подходит метод для работы с семейными предприятиями.

Клиентские

Метод считается частью организационных расстановок. Предназначен для лиц определенного вида профессий, оказывающих различного характера помощь людям (врачей, социальных работников, учителей, психологов и прочее).

Расстановка выявляет отношения помогающей стороны и принимающей помощь, оценивает ее эффективность, потребность в ней, корректирует, устанавливает цели и другое.

Духовные

Основой расстановки выступает осознание, что судьбой клиента и его семейной системы движет Дух. Гармония, внутреннее равновесие приходят к человеку через согласие с ним, проблемы - через неприятие себя в Духе. Метод не использует отрицания, стремления решить проблему, избавиться от неудач. Однако соединение с Духом способно проявиться именно такими положительными эффектами.

Цель расстановщика - создать пространство, чтобы клиент определил движение Духа в своей жизни. При ведении расстановки применяются короткий запрос человека (или вообще не используется), свободное движение заместителей, иногда без озвучивания ролей, без поиска «хорошего решения».

Способы​ ​проведения

Практикуется несколько способов проведения расстановок. Выбор производится, исходя из предпочтений клиента, его желания и умения раскрыться перед другими людьми, наличия группы и прочее. При этом основные принципы проведения системных расстановок разными способами идентичны.

В группе

В наиболее распространенном варианте метод расстановок проводят в группе. Ведущий (расстановщик) опрашивает клиента: выясняет проблему, просит назвать значимых для него людей из разных поколений, важные родовые события в их жизни. При этом психотерапевт выдвигает теории о семейных отношениях, опираясь на озвученные факты и эмоции человека.

На роли родственников клиент или расстановщик выбирают заместителей из числа участников группы. После этого их расставляют, исходя из положения в системе. Так обозначается рассматриваемое поле, заместители погружаются в роли. Происходит трансляция процессов семейной системы. Заместители ощущают чувства замещаемых: мама - любовь к ребенку, враждующие элементы - агрессию друг к другу, сестра - тоску по умершему брату и прочее. Возможно добавление в процессе расстановок новых ролей и их заместителей, при этом отслеживаются произошедшие изменения в системе.

Ведущий опрашивает родственников об их состоянии, чувствах, по расположению и отношениям между элементами устанавливаются нарушения, связанные с проблемой клиента. Далее осуществляется поиск правильного решения посредством изменения местонахождения заместителей, их перестановки, проговаривания разрешающих фраз (помогающих приблизить клиента к разрешению ситуации). В результате семейное поле изменяется, исчезают причины возникших негативных последствий.

В процессе расстановок обычно клиент является сторонним наблюдателем и входит в поле для совершения ключевых действий, прорабатывания и закрепления решения.

На фигурках

Метод проводится без участия группы. Расстановки выполняются индивидуально, в них участвуют расстановщик и клиент. При освоении навыков возможно самостоятельное проведение метода.

Суть расстановки заключается в использовании вместо живых заместителей фигурок, предметов, символизирующих представителей рода. Могут применяться чашки, канцтовары, столы, стулья и прочее. В продаже имеются специальные наборы с фигурками для расстановок. Принцип действия метода идентичен классическому. Выявляются отношения, связи, эмоции, определяется решение проблемы путем взаимодействия элементов системы.

Однако расстановка отличается способами считывания информации. В классической схеме она передается живыми участниками, что не представляется возможным при данном варианте. По этой причине используются особенные методы считывания. Наиболее распространено получение информации через место заместителя. Расстановщик или клиент поочередно занимает положение вещи, транслирующей процессы в системе, и передает необходимые сведения. Возможно получение информации через прикосновение к фигуркам, через ауру поля и прочее.

Работа в группе отличается большей глубиной и информативностью процесса расстановок, однако некоторым клиентам в силу особенностей личности или характера проблемы методика с фигурками становится предпочтительнее.

В воображении

Данный вид расстановок проводится в воображении клиента, при этом в процессе участвуют человек, решающий свою проблему, и расстановщик. Достоинствами метода считаются отсутствие дополнительных человеческих ресурсов, уменьшение времени расстановок. Проведение сеанса возможно на индивидуальных личных встречах, удаленно (по скайпу) или самостоятельно (после освоения техники).

Расстановка производится перед внутренним взором клиента. Сначала устанавливается родственник, через которого проблема воздействует на жизнь. Затем клиент в собственном воображении создает различные образы вербального взаимодействия с членом семьи, пока один из них не позволит с ним контактировать. Это проявляется резким эмоциональным всплеском, катарсисом. Дальнейшее общение должно подвести клиента к разрешению проблемы, обозначению ее сути, к осознанию причин, нарушений, ошибок, спровоцировавших негативные последствия.

Результат

В интернете достаточно много противоречивых отзывов о расстановках по Хеллингеру. В некоторых случаях метод воспринимается людьми исключительно театрализованным представлением, безрезультатным опытом решения проблемы, в иных - мощным психотерапевтическим средством, путем разрешения серьезных ситуаций.

Считается, что в результате установок психотерапевт устраняет нарушение и позволяет человеку избавиться от «переплетения». Клиент закрепляет образ «хорошего решения» и постепенно оно претворяется в его жизнь. Происходит перестройка системы, возможны существенные изменения на жизненном пути: разрыв старых отношений, обретение новых, положительные и отрицательные преобразования, требующие прорабатывания (обретение самостоятельности, ответственности, выздоровление, примирение враждующих, оплата по «старым долгам» и прочее).

После расстановок люди часто чувствуют внутреннее неосознанное изменение, ощущают необычайную важность произошедшего. Рекомендуется после сеанса не обсуждать, не анализировать случившееся, стараться не выходить из процесса, не подавлять его, а принять и усвоить.

Расстановки по Хеллингеру - это психотерапевтический метод XXI века, направленный на изменение глубинных процессов коллективного бессознательного семьи и рода, создающего человеку семейные, психологические проблемы, проблемы со здоровьем и карьерой. В настоящее время этот метод широко признан Мировой психотерапевтической общественностьью, он используется в групповой терапии и индивидуальном консультировании.

Метод расстановкок является системным, то есть работает с проблемами сложного, повторяющегося характера (семейными, родовыми, организационными) и краткосрочным - метод отличается крайне малым количество встреч с психологом и большими интервалами между ними. Ориентированность на решение означает, что в фокусе работы психолога - поиск решения, а не анализ самой проблемы.

Своим появлением метод расстановки обязан Берту Хеллингеру, немецкому профессору, бывшему священнику и миссионеру, психотерапевту. Обобщив свой многогранный опыт в философии, богословии, педагогике, различных направлениях психотерапии, теории информации и теории систем, он смог выявить закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На этой основе он разработал собственный метод терапии, приобретающий все большую популярность в мире.

«Расстановки» (также употребляется как «системные расстановки» или «семейные расстановки»)-- это авторский термин, переведенный с немецкого языка (familien-stellen -- семейная расстановка). Он наиболее точно отражает суть происходящего во время работы в этом методе: людей (заместителей) расставляют в «рабочем пространстве группы», интуитивно определяя каждому свое место в семейно--родовой системе. С этого начинается расстановка. Расставленные клиентом фигуры отражают его подсознательный образ проблемной ситуации, с которой он работает в процессе расстановки.

Как проходят расстановки

Собирается группа людей, в которую могут входить как люди, желающие решить свою проблему («заказчики» расстановки), так и люди, желающие познакомиться с методом и поучаствовать в «чужих» расстановках («заместители»). Клиент дает запрос для расстановки или озвучивает проблемную ситуацию, которую он хотел бы решить при помощи расстановки. Обычно запрос это 2 - 3 фразы, которые отражают суть проблемы, и тот результат, который Вы хотели бы получить в результате расстановки.

Например, если у клиента сложные, конфликтные отношения в семье, то запрос для расстановки может звучать так: « - У меня постоянные конфликты с мужем, мы на грани развода. Мне хотелось бы сохранить семью».

Расстановщик, руководствуясь знанием о сформулированных Хеллингером «порядках любви» внутри семьи как системы (о «порядках любви» см. ниже), выбирает из группы «заместителей» на роли основных участников или элементов проблемной ситуации для расстановки.

Участники расстановки ищут свое место в пространстве и, на основании их движений, ведущий может судить о процессах, происходящих в семейной системе клиента. Заместители отражают движения души, чувства, эмоции и мысли, которые происходят в семейной системе клиента и передают их в расстановку. Задача заместителей при этом - быть очень внимательными к чувствам и ощущениям, которые начинают проявляться (это один из феноменов системного взаимодействия), и двигаться в согласии с этим внутренним чувством.

Заместители двигаются, передают друг другу информацию о чувствах и ощущениях внутри системы. Таким образом, внутренний образ проблемной ситуации становится очевидным для участников, а главное - для заказчика расстановки.

Метод семейных системных расстановок также позволяет решать проблему клиента конфиденциально, не разглашая деталей и подробностей. Задача ведущего расстановки, с минимальным вмешательством в экологию клиента, выявить динамику, свидетельствующую о нарушениях законов функционирования семейной системы и найти способ восстановить нарушенные порядки.

Это позволяет запустить процесс быстрых и чрезвычайно мощных изменений, приводящих к наилучшему решению, как для заказчика расстановки, так и для всей семейной системы в целом.

В основе действия механизма расстановки лежит тот феномен, что люди бессознательно берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те реальные персонажи, которыхони замещают.

Этот феномен называется расстановщиками «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, - «заместителями». Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют психологу восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений, вернуть гармонию в семейную систему и подыскать каждому её члену самое подходящее место, где он будет счастлив и спокоен. А также вернуть в архитипическую систему рода исключенных, выстроить правильную иерархию, разобраться с балансом...Работа ведется при помощи добавления, перемещения и изменения поведения заместителей в «поле расстановки», применяются различные психологические техники и интеракции. Показателем верности решения для данной семейной системы является комфортное состояние всех участников расстановки (ровные чувства, отсутствие дискомфорта в теле), явные признаки устойчивого физического и психического облегчение у клиента, которые затем сохраняются в его жизни вместе с полученным результатом расстановок. Описать, как работает расстановка человеку, который её не видел, достаточно сложно. Работа ведется на разных уровнях восприятия клиента (зрительном, тактильном, аудиальном, ментальном, эмоциональном). Общее во всех расстановках: проживание клиентом нового опыта в безопасном пространстве. Человек получает новую информацию о своей ситуации с точки зрения системы, проживает эту ситуацию в расстановке по новому, с обретёнными и возвращёнными ресурсами, тем самым приобретая новую модель счастливого поведения и новое, гармоничное восприятие.

Лучший способ понять, как работает расстановка -- принять в ней участие в роли заместителя. Ваши собственные ощущения скажут Вам гораздо больше, чем любой, самый подробный рассказ об этом. Вы сможете получить представление, как работают семейные связи и законы, что разрушает отношения и что позволяет им длиться, как архитипически в членах семьи проявляется Любовь.

У Берта Хеллингера есть очень точные слова: «Главное в расстановке - то, что сущностно, что является поворотным моментом, что действенно, что переворачивает наши представления, - это не теория, это не утопия, это не идеология, а наблюдения и позитивный опыт, собранные в разных контекстах».

Профессора Хеллингера спрашивают: «Почему вы так поставили? Почему вы говорите заместителю, чтобы он так сказал? С чего вы это взяли?» Он говорит: «Я видел 100 случаев, и в 100 случаях было так. У меня нет оснований не доверять своим глазам, своему опыту и опыту людей, которые были искренни». Он снова и снова подчеркивает, что основа методологии расстановок - это наблюдения, собранные в разных контекстах, обобщенные и проверенные его многолетней психотерапевтической практикой с сотнями и тысячами людей и семейных пар.

Расстановки - это очень сложная и красивая мозаика. Мозаика отношений, чувств, намерений и действий во имя них. Отчасти это похоже на голограмму или морозный узор на стекле, где каждая часть дополняет гармонию целого и является его частью.

Главная цель расстановки - восстановление целостности и гармонии семейных систем и жизни отдельного человека.

Берт Хеллингер - не только создатель метода семейных расстановок, популярность которого стремительно растет во всем мире, но и интереснейший мыслитель. Вот только три примера.

1. Если человек стал причиной смерти другого человека - умерший входит в его род, становится членом его семьи.

2. Если кто-то был исключен из семьи, то дети «смотрят» на таких исключенных и как бы замещают их - этим объясняются многие странности в поведении детей.

3. Совесть имеет отношение вовсе не к добру и злу, а к нашей принадлежности к семье. Совесть болит, когда мы чувствуем, что утратили право на принадлежность. Яркость и необычность его идей подкупает, независимо от того, соглашаемся мы с ними или спорим.

Многолетние конфликты между родственниками, семейные проблемы... Порой мы платим долги наших предков, не зная этого. Расстановка показывает склад отношений в семье, невидимое делает видимым и позволяет найти решение.

«Мы прожили с мужем 26 лет. Нашему сыну сейчас 19, дочери 25 лет, а внучке - шесть. И все эти годы меня тревожит отсутствие взаимопонимания с моими детьми. Даже совсем маленькими они поступали в соответствии со своими представлениями о том, что правильно, а что нет. Их система ориентиров не совпадала с моей. А теперь дети выросли, и стало еще тяжелее. Сын заявил, что никогда не хотел учиться на экономиста, ушел из университета и два года осваивал игру на гитаре. Потом и это занятие забросил. Сейчас просто валяется на диване - ищет свой путь в жизни. А дочка строит карьеру, живет вместе с нами, родила ребенка и «повесила» его на нас с мужем. Она абсолютно уверена, что мы должны быть благодарны ей за такое доверие… Мне кажется, что последние 25 лет я живу не той жизнью, которой хотела. Домашние манипулируют мной, а я в свою очередь не приношу им радости, одну лишь усталость и раздражение. Мы все - родные и близкие люди - постоянно находимся «не в фазе». С надеждой разглядеть, почему это происходит, восстановить взаимопонимание между разными поколениями нашей семьи и найти выход из моего личностного кризиса я встретилась с психотерапевтом Альбиной Локтионовой. «История нашей семьи влияет на нас больше, чем мы думаем, - говорит Альбина Локтионова. - Каждый из нас - часть семейной системы (отношений с родителями, братьями и сестрами, дядями и тетями, бабушками и дедушками, мужьями и женами), и когда она нарушается (например, родственники «забывают» о ком-то из членов семьи или перестают с ним общаться), то нарушается и равновесие в отношениях. И этот сбой непроизвольно повторяют последующие поколения». Психотерапевт предлагает мне с помощью метода семейных расстановок определить те «забытые» эпизоды семейной истории, которые мешают членам моей семьи полно проживать жизнь. Выслушав меня, Альбина Локтионова резюмирует: «В вашей семье нарушены порядки любви. Порядок означает иерархию, соподчинение. В этой иерархии, например, родители всегда располагаются выше детей, потому что именно они создали семью. В вашей семье родительского главенства нет, роли перепутаны. Давайте сделаем расстановку, чтобы разобраться в этом «клубке» и понять, как вернуться к естественной иерархии отношений». Поскольку мое желание пройти семейные расстановки было спонтанным и стремительным, а группа начинала работу лишь после самого отпускного месяца - августа, мы работали вдвоем с психотерапевтом. А заместителями членов моей семьи стали разложенные на полу листки бумаги с начертанными на них фигурками-символами - кто есть кто. Эта работа стала бесценным опытом - болезненным и целительным одновременно, когда пришлось побывать в шкуре своих домочадцев и пропустить через себя их чувства и понять скрытые мотивы. Я рисую геометрические фигуры, олицетворяющие меня, моего мужа, дочь и сына. Квадрат, прямоугольник, круг, овал, и на каждом галочкой указываю направление взгляда. Раскладываю листки на полу. «Посмотрите, - показывает Альбина Локтионова на расстановку, которая у меня получилась, - вы, ваш муж и дочь располагаетесь слишком близко. Вам тесно, вы словно толкаетесь, мешая друг другу. А сын находится отдельно от вас и повернут к вам спиной. Создается впечатление, что он опасается приблизиться к своей семье, как если бы ему было слишком горячо в вашем тесном кругу, или в нем ему просто нет места. А может быть, сама система, ваша семья, исключила его?» Я в полном недоумении - о чем говорит психотерапевт? А она продолжает: «Возможно, в вашей семейной истории раньше был кто-то, кто сейчас незаслуженно забыт, и ваш сын бессознательно идентифицирует себя с этим человеком?» Все еще не понимая, что имеет в виду психотерапевт, я начинаю вспоминать и рассказываю о трех эпизодах, которые в нашей семье стараются забыть. Мой прадед (дед моего отца), раскулаченный в годы коллективизации и окончивший свои дни в сибирской ссылке. О нем никогда не говорила даже его дочь (моя бабушка), которая и спустя 50 лет считала, что эта семейная страница может быть губительной для карьеры ее детей и внуков. Второй эпизод связан с мамиными родителями. Они очень хотели, но не решились завести второго ребенка в сложное время - конец тридцатых и начало войны. И наконец, я знаю, что моя мама, заболев, была вынуждена сделать аборт через год или два после того, как родилась я. Получилось, что моя семья из поколения в поколение несет информацию о нерожденном втором ребенке и несправедливо забытом предке. «В моем сознании эти события никогда не связывались между собой», - признаюсь я психотерапевту. «Не только вы, но и ваш сын неосознанно восприняли динамику системных переплетений и в каком-то смысле теперь бессознательно компенсируете чувство вины перед неродившимися вторыми детьми в семье ваших родственников или «забытом» прапрадеде. Дистанция, на которой находится ваш сын по отношению к другим членам семьи, - ее мы ясно увидели во время семейной расстановки - лишь подтверждает факт: в вашей семье для второго ребенка нет места, нет отработанной поколениями модели общения, отношений с ним». «Зато он с нежностью и любовью заботится о своей племяннице, которая с рождения растет без отца», - я горячо защищаю способность сына к родственным чувствам. «Так и должно быть, - отвечает Альбина Локтионова, - ведь его племянница в каком-то смысле - нежданный ребенок. И он бессознательно «реабилитирует» ее рождение, дает ей шанс на жизнь».

А что же моя дочь? Она активно делает карьеру и не хочет вступить в брак, создать собственную семью. А дочку включает в свои планы, только когда идет в гости и хочет похвастаться умным, красивым и веселым ребенком. «По-настоящему воспитанием внучки занимаются бабушка и дед, то есть я и мой муж. А дочь лишь управляет нами», - задаю я новую тему для развития расстановки.

Психотерапевт предлагает мне встать на стул, оставив листок с символом дочери на полу, и представить мою маму - где-то надо мной, высоко, на уровне потолка. Это упражнение помогает почувствовать собственное место в семейной системе, где всякое старшее поколение расположено выше последующего. «Представьте, что я ваша дочь, - продолжает Альбина Локтионова. - Спуститесь со стула, подойдите ко мне и скажите твердо: «Лена, я - большая, а ты - маленькая. Ты моя дочь, а я твоя мама. Ты не можешь командовать мной, а я не должна подчиняться…»

Я послушно повторяю эти слова, но ясно понимаю, что с моей реальной дочерью такой разговор вряд ли возможен. «Ваша дочь привыкла главенствовать, - поясняет Альбина Локтионова, - а для того чтобы восстановить правильную семейную иерархию, без которой невозможны гармоничные отношения в семье, необходимо вернуть как вертикаль, так и горизонталь: установить с дочерью контакт. Сядьте рядом друг с другом, расскажите о своих чувствах, а может быть, просто помолчите… Из такого молчаливого сопереживания нередко восстанавливается некогда утерянная близость с родными людьми. Граница, которую вам пора провести между собой и дочерью, не должна стать «Великой Китайской стеной». Напротив, точная дистанция поможет по-настоящему почувствовать близость и сопричастность друг другу».

Но тут мои тревоги о сыне и дочери сходятся в одной точке - второй ребенок! Ведь дочь, красивая молодая женщина, наверняка выйдет замуж и захочет родить второго ребенка. А он будет нести негативную информацию о нерожденных вторых детях в нескольких поколениях нашей семьи. «Вдруг он тоже станет чужим среди родных?» - делюсь я опасениями с Альбиной Локтионовой. «Эту роль в вашей семье уже «исполняет» ваш сын, - поясняет она. - Но теперь, понимая ситуацию, вы можете изменить ее. Проблема окончательно решается, когда родственники занимают верное место в иерархии семьи и готовы нести ответственность за свои действия. С этого момента можно не бояться возвращения прошлого». Буквально за два часа семейных расстановок я открыла для себя скрытые мотивы, которые определяли много лет отношения среди моих родных. «Основатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер говорит, что свободными нас делает принятие прошлого, - завершает встречу Альбина Локтионова. - Но подлинное принятие означает и принятие всех последствий многих лет молчания и скрытых семейных тайн. А это действительно непросто - примириться с тем, что в прошлом нашей семьи были утраты и потери, ошибки и разочарования». Принять свое прошлое трудно - для этого нужно пересмотреть многие свои привычные представления и идеалы. «Придется четко прояснить последствия - кто что выиграл и какую цену каждый из членов системы заплатил за это прошлое, а потом определить соотношение потерь и приобретений, - подводит итог психотерапевт. - Если не получается признать, то нужно хотя бы назвать прошлое - прошлым. И оно перестанет цеплять, и получится его отпустить. Тогда можно идти дальше».

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.
Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» - важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. : [Электронный ресурс].

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой «реинкарнации». А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: «Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: “А также практическое богословие”. И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, “аморальных” движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: “Мама, я рада делать это для тебя”. Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух “зрячей” любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной . Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него ».

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.
Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими «заместителями», участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность «метода» расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).
Во-первых, в основе «механики» расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из «информационного поля». Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется - зато проверить и опровергнуть нельзя.
Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков - даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.
Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи - и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде «психической энергии», «информационного поля», «замещающего восприятия» и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты «расстановщиков» платят своеобразный «налог на невежество»?..
Отнюдь. Метод не является «этически нейтральным» и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение - в том, что использование «кривого» метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать «вниз по генеалогическому древу», прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем - вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.
Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы «расстановщика» - и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений «системно-семейной» терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках «работает», не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто «проходил» и кому «помогло». Почему же в их случае «сработало»?


Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины - одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.
Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и «заместителям». Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.
К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное - начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!
В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной «Википедии» написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что «около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом» ссылается на некоего Бернарда Шорна и его «труд» под названием «Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи». Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем?

Системные семейные расстановки – метод психотерапии немецкого философа Берта Хеллингера, в основе которого лежат три закона: закон принадлежности (связи), закон иерархии (порядка) и закон баланса давать-брать (обмена). Техника психологической расстановки по Хеллингеру хороша тем, что:

  • экономит время и деньги клиента, позволяя найти причину проблемы и ее решение в течение одного-двух сеансов, тогда как другие способы могли быть бесполезными;
  • дает возможность заглянуть настолько глубоко в семейную систему клиента, почерпнув информацию о жизни и сценариях прошлых поколений, что иногда результат от терапии поражает даже самих специалистов-расстановщиков.

Центр семейного консультирования «Ольвия» в Москве предлагает более 20 психотерапевтических практик, среди которых семейные, индивидуальные, родовые и многие другие психологические системные расстановки по методу Берта Хеллингера, собранные для вас в одном месте.

Системные расстановки помогают сделать жизнь человека счастливой, а именно:

  • осознать скрытые причины конфликтов между супругами, «отцами и детьми» и обрести гармонию в отношениях;
  • определить и устранить причины заболеваний (улучшить самочувствие, избавиться от симптомов, выздороветь);
  • решить проблемы в личной жизни (избавиться от одиночества и построить счастливые отношения с партнером);
  • выявить и устранить причины страха перед деньгами и разрешить себе стать богатым и успешным;
  • выбрать наиболее подходящего партнёра по бизнесу или проект для инвестиции средств;
  • понять и устранить причины повторяющихся в жизни негативных событий (сценариев);
  • определить своё призвание, понять, чем лучше всего заниматься в жизни;
  • выбрать оптимальное решение в сложной ситуации, условиях недостатка информации и многое другое.

Специалисты Центра «Ольвия» не только проводят ежедневные сеансы расстановок, которые проходят в дружелюбной атмосфере взаимопонимания, поддержки и сочувствия, – мы создали для вас специальный тренинг, направленный на обучение системным расстановкам по Хеллингеру по весьма демократичной для Москвы цене.

Групповые системные расстановки – интересный и часто непредсказуемый процесс, который можно разделить на несколько этапов:

  • беседу с клиентом, в ходе которой выясняется суть проблемы, его взаимоотношения с семьей, а также необходимые, по мнению специалиста, семейные подробности;
  • выбор заместителей членов семьи среди других участников сеанса. Именно на этом этапе возникает феномен замещающего восприятия, когда участники начинают взаимодействовать между собой, как те люди, которых они замещают в расстановке;
  • работа по устранению причин проблемы. Для устранения нарушений законов семейных систем используются перестановки фигур и проговаривание разрешающих фраз, идёт признание действительного положения вещей.

Несколько примеров из системных семейных расстановок:

  • во время расстановок частей личности для девушки была выявлена часть, которая испытывала внутреннюю вину, печалилась и не хотела жить. Оказалось, что таким образом девушка вспоминает своих старших абортированных братьев и сестёр. «Они ничего не получили, как же я могу быть счастливой?» Внутреннее ощущение вины в том, что если бы они родились, то девушка, скорее всего, не появилась бы на свет, т.е. её рождение стоило жизни старшим братьям и сёстрам. Нежелание жить, стремление к смерти – компенсация, попытка искупить свою вину. После разговора с братьями и сестрами в расстановке, девушка осознала, что им не нужна её жертва, что им достаточно только памяти и уважения. К ней сразу вернулось ощущение радости и полноты жизни;
  • запрос – муж ушёл к другой. В расстановке следующая картина: папа с мамой клиентки идут в разных направлениях, дочь пытается удержать родителей вместе, муж отстраняется от этой ситуации. В последующей беседе выясняется, что её родители хотят разойтись, но женщина всеми силами не даёт этого сделать, забыла про мужа и пытается решить проблемы своих родителей. Предложение расстановщика клиентке – определиться с приоритетами: либо посвятить жизнь родителям и решению их проблем, либо сосредоточиться на отношениях с мужем (мужчиной). Выбор может сделать только она сама;
  • девушка пришла на семейную расстановку с вопросом о том, почему у мужчин, которые хорошо раньше зарабатывали, как только начинают с ней встречаться, сразу появляются проблемы с деньгами. Дело оказалось в том, что со стороны девушки не было ответного энергетического потока благодарности и спустя некоторое время мужчины становились обесточенными, подсознательно не хотели приносить деньги ей, т.к. не чувствовали отдачи.

Как и любой другой метод, системные семейные расстановки имеют свои ограничения в применении. Расстановки не панацея от всех бед, хотя сфера их применения очень широка. В некоторых случаях лучше подходят другие инструменты, индивидуальные для каждого человека, и об этом лучше всего поговорить со специалистом.Однако именно системные расстановки по методу Хеллингера позволяют выявить скрытые причины конфликтов в семейных системах, определить негативные влияния родовых сценариев.

Узнайте подробнее о том, какие виды расстановок проходят в Центре «Ольвия» и что подойдет именно вам, по телефонам, указанным в разделе «

Семейные расстановки по Берту Хеллингеру, появившиеся более 30 лет тому назад, приобретают все большую популярность во всем мире. Те, кто испытал на себе действие расстановок, поражены их эффективностью и исцеляющей силой. Многие называют их чудом, которое перевернуло и изменило к лучшему всю их жизнь. Больным они помогли приобрести здоровье, одиноким – найти любовь, бизнесменам – приобрести больше денег. Расстановки помогают определить истинные причины любых болезней и проблем, установить в семьях покой и радость, а в жизни – гармонию, восстанавливают отношения с окружающими, помогают найти счастье и удачу, устраняют негативные программы и отрицательное влияние других людей, помогают избавиться от сглаза и порчи, улучшить самочувствие.

Метод расстановок по Хеллингеру очень популярен во всем мире, и с каждым годом все больше людей проявляет к нему живой интерес. Эта популярность неслучайна. Расстановки позволяют корректировать карму рода и семьи, избавляют от родовых проклятий, помогают восстановить связи с предками, способствуют расширению сознания и росту духовности. Практически это ритуальная работа с тонкими энергиями с применением древних шаманских, суфийских, йогических и даосских техник.

Системные расстановки – это мощный эффективный метод решения различных проблем, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни. С их помощью можно разрешить проблемы в браке и воспитании детей, на работе и во взаимоотношениях с родителями, улучшить здоровье и излечить депрессию. Они помогают найти любовь, прожить более полноценную и счастливую жизнь. Этому методу подвластен огромный спектр проблем в силу того, что все они решаются не на индивидуальном уровне, а на уровне семьи и рода.

С помощью расстановок можно наладить отношения в семье, избежать разводов, сложностей и измен, найти выход из сложной жизненной ситуации, понять причины болезней, принять смерть близкого человека, проститься с ним, избавиться от фобий, страхов, тревоги. Наладить отношения с близкими, улучшить связи с родными, с детьми, в том числе с приемными и особенно с так называемыми «трудными» подростками. Расстановки помогают при бесплодии, алкоголизме, наркомании. Решают финансовые проблемы и вопросы профессиональной реализации, конфликты в бизнесе. Помогают сделать правильный выбор, освободиться от повторения чужой судьбы, разобраться в себе, выйти из черной полосы в жизни, изменить ее к лучшему.

В результате многолетних исследований немецкий психиатр и богослов Берт Хеллингер обнаружил, что предки передают нам свою информацию, передают по наследству судьбу, определенным образом нас «кодируют», поэтому их судьбы нередко проигрываются в нашей собственной жизни. Во время рождения мы подключаемся к коллективному полю рода, попадаем в предопределенную цепочку связей и зависимостей, которая уже сложилась в роду. Многое, что накоплено предками, родителями, бабушками и дедушками, может проиграться и в нашей судьбе.

Причем вместе с рождением мы получаем одновременно и хорошее, и плохое наследство. С одной стороны, прожившие праведную жизнь предки являются нашими духами-хранителями, которые призваны оберегать нас от опасностей и помогать справляться с трудностями. Но если среди наших предков есть «тревожные», неуспокоенные и обиженные, они передают нам груз своих проблем, которые мы несем на себе всю жизнь.

Особенно тяжкой бывает судьба тех, чей род скрывает какую-то ужасную тайну или семейный секрет. Например, бабушка скрывает, как и где умер дед, или все дружно молчат о том, что дядя сидит в тюрьме. Чем больше секретов, тем сильнее отрицательное воздействие на семью. Любая глубоко скрываемая семейная тайна продолжает угнетать семью через века и десятилетия и оказывает отрицательное воздействие на новое, вновь рождающееся поколение.

Практически каждый новорожденный появляется на свет с определенной «программой» и набором ожиданий, которые связаны с его рождением. Неважно, эта программа сказана явно или остается невысказанной, будет подразумеваться «по умолчанию» или храниться в строгой тайне, – род, семья, родители, семейный контекст изначально определяют как жизнь ребенка, так и смерть, брак или безбрачие, профессию или призвание, его настоящее и будущее. Не случайно римляне говорили: «Мертвые хватают живых».

Мы привыкли думать, что многие наши страхи, личные переживания, болезни и несчастья являются нашей личной проблемой, но на самом деле мы никогда не одиноки, с нами всегда – весь наш род, вся наша семья – мама и папа, бабушки и дедушки, дальние и близкие родственники. Это целая иерархическая лестница родных, большое родовое дерево или огромное энергетическое поле, воздействующее на нашу индивидуальность.

Это поле является системным, то есть состоящим из нескольких частей, находящихся в резонансе друг с другом. Его части связаны и соединены друг с другом. То, что происходит с одной частью системы, обязательно влияет на другую часть системы – неважно, это сильное влияние или слабое. Если происходит движение в одной части энергетического поля, через какое-то время следуют изменения в другой. То, что касается одного члена системы, так или иначе затрагивает всех.

Таким образом можно сделать вывод, что каждый живой организм – от человека до семьи и даже рода – можно рассматривать как системы, составляющие энергоинформационное поле. Хотя открытие понятий Поля и Системы было сделано еще в начале 20 века, эта теория не применялась к человеку или роду. Ситуация стала меняться в 1956 году, когда все живые организмы, начиная с органической клетки, стали рассматривать как системы. Затем теория систем включила в себя самого человека, его семью, а впоследствии даже экономику страны и экологию планеты.

Хеллингер объединил все знания о поле, системах и роде и нашел новые практические методы, исцеляющие человека, которые с каждым годом получают в мире все большую популярность. Этот удивительный человек в возрасте 10 лет оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене, а в 1952 году принимает сан священника, и его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В 1971 году он выходит из Ордена, слагает с себя сан священника и возвращается в Германию, где сразу же поступает в Мюнхенский Психоаналитический Институт.

В дальнейшем он изучает и практикует современные ему методы психотерапии, такие, как первичную терапию Артура Янова, трансактный анализ Эрика Берна, недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Франка Фарелли, гештальт-терапию Перлза, удерживающую терапию Ирены Прекоп, а также НЛП у Гундля Кучеры и семейную терапию у американцев Лесли Кадиса и Рут МакЛендон. Именно у последних появились прообразы первых семейных расстановок, которые впоследствии стали визитной карточкой Берта Хеллингера и теперь уже прочно ассоциируются с его именем. Хеллингер изучил все современные методы психотерапии, но остановился именно на методе семейных расстановок потому, что посчитал его самым эффективным.

Семейные расстановки – это процесс воздействия на энерго-информационное семейное поле, которое содержит в себе все знание о развитии этой семьи и ее предках. В результате этого процесса меняется и физическое состояние человека, и его эмоции, характер и события, то есть его судьба. Если влиять на поле, можно оказать воздействие на человека и всех членов его семьи. В результате расстановки у клиента возникает новое представление о своей семье и новый, более гармоничный образ семейных отношений, который будет «работать» независимо от него самого. Точно так же, как старый образ семьи влиял и подсознательно воздействовал на клиента, точно так же будет действовать теперь новый.

Хеллингер обнаружил, что род и семья порой влияют на нас так сильно, что мы не можем жить своей жизнью. Вместо того, чтобы быть свободной личностью внутри семьи, мы повторяем судьбу своих предков и настолько сильно связаны с родителями, что не можем жить нормально. Это как тяжелый груз, который прижимает нас к земле и не дает идти по жизни дальше. Зато правильные отношения с родом дают силу и энергию. Чтобы освободить человека от этого тяжелого груза, необходимо провести семейную расстановку.

В нашем центре Арта проводит расстановки духовный целитель, семейный системный терапевт и парапсихолог Александр Малхасянц. Он помогает людям в самых сложных жизненных ситуациях, излечивает депрессию, неврозы, возвращает жизненную силу и веру в себя. Он занимается эзотерикой и биоэнергиями более 30 лет. Начал практические занятия еще в бывшем СССР, тогда, когда эти науки были запрещены. Он является создателем и директором Канадского астропсихологического и эзотерического Центра Арта, где он преподает духовную психологию. Он учит техникам избавления от болей и недугов и решению проблем, работе с подсознанием, умению управлять энергией и организмом в целом, помогает защититься от стрессов, укрепить память, создать прекрасные отношения с другими людьми, добиться стабильности, покоя, успеха, молодости, гармонии и счастья.

Именно Александр, получивший посвящение в результате личного общения с суфийским Учителем и контактов с Обществом Рерихов в Москве, занялся объединением своих знаний в разных областях и разработал особую духовную интегральную систему, которая соединяет в одно целое астрологию, психологию и духовные, эзотерические, оккультные учения. В ее основу легли современные психологические учения, среди которых – системные семейные расстановки немецкого психолога и богослова Берта Хеллингера, аналитическая психология Карла Юнга, духовные озарения основателя французской Школы Психоантропологии Идриса Лаора, холодинамика Вернона Вульфа, НЛП Ричарда Бандлера, провокационная терапия Фрэнка Фарелли, гештальт-терапия Франца Перлза, психодрама Якоба Морено, гуманистическая психология Карла Роджерса, семейная психотерапия Вирджинии Сатир, различные восточные учения – индуизм, йога, суфизм, теософия Е.Блаватской, антропософия Р.Штайнера, Агни-Йога, учение Карлоса Кастанеды, а также астрология и карты Таро.

Свою теорию Александр разработал совместно с ведущим авестийским астрологом Северной Америки, ученицей Павла Глоба, членом международного Общества геокосмических исследований, парапсихологом и писателем Анной Фалилеевой. Анна занимается астрологией и психологическими консультациями около 20 лет и имеет огромный опыт работы с многочисленными клиентами со всего мира. Для нее помогать людям, дарить радость и уверенность в завтрашнем дне, исцеление души и тела – обычная каждодневная работа. Благодаря участию астролога только в центре Арта семейные расстановки проводятся на основе изучения индивидуального гороскопа, что очень помогает сделать их еще более эффективными и действенными.

Семейные консультанты центра Арта около трех лет обучались системным расстановкам у ведущих расстановщиков мира – и у тех, кто стоял у истоков – создателя метода Берта Хеллингера и его последователей – Гюнхарда Вебера, Штефана Хаузнера, Урсулы Франке, знаменитого французского духовного Учителя и специалиста по расстановкам Идриса Лаора, у крупнейших расстановщиков в Америке и Канаде – Марка Волина, Сьюзи Такер и Клер Дегенез.

Вот отзывы людей, которые побывали на расстановках в Центре Арта. Пишет Сара М., которая не могла понять, почему ее бросают мужчины: «Наверное, не было такого дня, чтобы я с благодарностью не вспоминала то, что произошло со мной на расстановке. Она заставила меня о многом задуматься, обратиться к своему роду, поговорить с родителями, многое выяснить и понять. Я стараюсь делать все так, как мне посоветовали на расстановке, и вижу, что многое меняется, особенно в моей личной жизни. У меня есть парень, мы встречается уже больше шести месяцев и собираемся пожениться. Все произошло именно так, как вы мне предсказывали. Еще раз – спасибо!»

Татьяна Б. всю жизнь страдала от того, что у нее не было контакта с родителями. Они отвергали ее, она – их. В центр Арта она пришла в состоянии глубокой депрессии и убежденностью, что ее жизнь не сложилась и уже не сложится никогда. Однако расстановка полностью поменяла ее представление о себе и о мире и способствовала примирению Татьяны с родителями: «Дорогие Анна и Александр! Спасибо вам огромное за участие, за ваши знания и готовность помочь. Я даже не представляла себе, что можно увидеть, как чувствуют себя твои родители, увидеть со стороны себя и весь свой род. Эта картина все еще стоит у меня перед глазами! Благодаря расстановке я все поняла и готова делать все, чтобы изменить свою судьбу, свою карму».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх