О чем борис годунов краткое содержание. Пересказ произведения "Борис Годунов" Пушкина А.С

Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его. Самозванец приходит в Москву, некоторые князья помогают ему. Годунов боится божьей кары и умирает. Воцаряется Лжедмитрий. Но народ не приветствует Лжедмитрия, потому что от мощей настоящего царевича Димитрия происходят исцеления, и народ не верит Лжедмитрию.

Главная мысль

Пьеса учит, что народ на Руси не так глуп и чувствует неправду.

Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов

В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.

Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит. Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря. Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.

Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.

На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать. Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец. Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.

Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь. Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова. Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.

Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.

Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.

В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.

Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей. За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский. Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.

Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива. Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.

Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.

В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.

Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены. Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат. Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.

Трагедия «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1824 – 1825 годах. В произведении автор описал исторические события 1598 – 1605 годов, происходившие в Российском государстве, а именно правление Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I. Стилистически драма приближена к историческим хроникам У. Шекспира и относится к литературному направлению реализм.

Главные герои

Борис Годунов – русский царь, убийца царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного).

Григорий Отрепьев – сбежавший монах «из роду Отрепьевых, галицких боярских детей», Самозванец (Лжедмитрий), назвавший себя царевичем Дмитрием, сверг власть Годуновых.

Шуйский – князь из рода Рюриковичей, служил при Борисе Годунове, «лукавый царедворец».

Другие персонажи

Воротынский – князь из рода Рюриковичей.

Басманов, Пушкин, Мосальский – бояре.

Отец Пимен – летописец, присутствовал в Угличе во время убийства царевича Дмитрия.

Марина Мнишек – возлюбленная Григория Отрепьева, знавшая о его обмане.

Феодор (Федор), Ксения – дети Бориса Годунова.

Мисаил, Варлаам – бродяги-чернецы.

Николка – юродивый.

20 февраля, 1598 год. Кремлевские палаты.

Князья Воротынский и Шуйский обсуждают то, что Борис Годунов с сестрой уже месяц «затворились» в монастыре, «покинули все мирское» и это стало причиной волнений в Москве. Однако, по мнению Шуйского:

«Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного, <…>
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится» ,

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца» Дмитрия. Шуйский уверен, что в его смерти виноват Борис Годунов.

Все произошло в точности так, как и предполагал Шуйский – народ начал молить и упрашивать Годунова вернуться на престол. После коротких раздумий Борис соглашается, собирает бояр, и те присягают царю.

1603 год (с предыдущих событий прошло 4 года). Ночь. Келья в Чудовом монастыре.

Отец Пимен, сидя перед лампадой, дописывает летопись, рядом спит Григорий. Проснувшись, монах рассказывает, что уже третий день ему снится все тот же сон: как он с высоты смотрит на Москву, люди снизу указывают на него со смехом, и от страха и стыда он падает вниз.

Григорий огорчен, что за свою жизнь почти ничего не видел, тогда как Пимен участвовал в сражениях и видел «двор Иоанна» . Монах начинает расспрашивать Пимена о его жизни и узнает, что тот находился в Угличе во время смерти царевича Дмитрия. Если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория.

Палаты патриарха. Чудов монастырь

Григорий сбегает из монастыря, сказав, что «будет царем на Москве» . О происшествии докладывают патриарху, тот распоряжается поймать монаха и отправить его на вечное поселение в Соловецкий монастырь.

Царские палаты.

После своей «любимой беседы» – общения с колдуном, Годунов размышляет о том, что он уже царствует шестой год и «кудесники сулят дни безмятежной власти» , но в его душе нет счастья, его ничего не радует. Годунов делился с людьми золотом, предоставлял работу, выстроил новые жилища, однако народ не был благодарен царю за сделанное: «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых» . Истинная же причина душевных терзаний царя таится в муках совести: «да, жалок тот, в ком совесть нечиста» .

Корчма на литовской границе

Переодетый Григорий с чернцами Варлаамом и Мисаилом сидят в корчме. Отрепьев расспрашивает хозяйку, как добраться до Литвы. Неожиданно в корчму заходят приставы с царским указом разыскать сбежавшего «злого еретика» Гришку Отрепьева, «изловить и повесить» . Вызвавшись прочесть указ, Григорий намеренно меняет описанные приметы на приметы Варлаама. Пристав приказывает связать чернца, но обман раскрывается. Отрепьев выхватывает из-за пазухи кинжал и быстро выскакивает в окно.

Москва. Дом Шуйского. Званый ужин

Пушкин рассказывает Шуйскому, что его племянник прислал из Кракова гонца с новостью – сын Грозного Дмитрий якобы жив, уже успел посетить палату короля и тот пообещал ему помочь. Шуйский не сомневается, что это самозванец и считает, что народ не должен узнать об этой новости.

Царские палаты.

Годунов узнает от Шуйского о появлении самозванца Дмитрия. Князь предупреждает Бориса, что Лжецаревич может поднять народ против него. Нервничая, Годунов спрашивает у Шуйского, действительно ли Дмитрий мертв. Князь уверен в этом, более того, вспоминает, о нетленности тела царевича, которое он посещал в соборе тринадцать лет назад.

Краков. Дом Вишневецкого.

Григорий собирается объединить русские и литовские силы, чтобы свергнуть Годунова. Самозванец обещает иезуиту Черниковскому подчинить всю русскую церковь Ватикану, казакам – отдать Дон, другим единомышленникам – отмстить за бесчинства Годунова.

Замок воеводы Мнишка в Самборе.

Плененный Мариной, Григорий назначает ей тайное свидание ночью в саду и открывается ей, говоря, что самозванец. Однако девушке не нужна любовь беглого монаха, она хочет стать женой московского царя. Марина начинает оскорблять Григория, обещает рассказать о его обмане. Возмутившись, Самозванец отвечает, что русский царевич не боится польской девы. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа» – Марина, заявив, что не будет с Григорием до тех пор, пока он не свергнет Годунова, уходит.

Царская дума

На заседании царской думы обсуждают, что Самозванец захватил Чернигов. Царь просит бояр и патриарха спасти город, предлагая принести останки Дмитрия в Кремль, чтобы все увидели, что царевич мертв. Однако Шуйский советует пока повременить с этим, вызываясь самостоятельно поговорить с народом.

21 декабря, 1604. Равнина близ Новгорода-Северского

Разгар битвы. Русские бегут под натиском сил Самозванца. Капитаны литовской армии отзываются о Лжедмитрии как об «отчаянном головорезе» .

Площадь перед собором в Москве

Люди перед собором обсуждают, что Григория Отрепьева предали анафеме, а «царевичу поют теперь вечную память» . Из церкви выходит Годунов и к нему обращается плачущий юродивый Николка, жалуясь, что «Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича» . Бояре хотели схватить юродивого, но царь распорядился оставить его, прося Николку помолиться за него. Но тот прокричал ему в след: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - богородица не велит» .

Севск

Заняв Севск, Самозванец допрашивает пленного московского дворянина и узнает, что в Москве Годунов казнит всех, кто что-либо говорит о Лжедмитрии. Бросив на 50-тысячное русское войско свою 15-тысячную армию, Самозванец терпит полное поражение. Чудом спасшись, он с кучкой единомышленников скрывается в лесу.

Москва. Царские палаты

Царь обеспокоен, что Лжедмитрий, несмотря на поражение, снова собрал войско. Годунов не доволен боярами. Он хочет назначить воеводой талантливого, но не родовитого Басманова. Спустя несколько минут после их разговора царю становится плохо:

«На троне он сидел и вдруг упал -
Кровь хлынула из уст и из ушей» .
Умирающий царь просит оставить его с Феодором, обращается к сыну:
«Ты царствовать теперь по праву станешь.
Я, я за все один отвечу богу…»

Годунов наставляет сына, рекомендует избрать себе советником Шуйского, а командиром войска назначить Басманова. К ним входят бояре, святители, патриарх, царица и царевна. Бояре присягают на верность новому царю. Над умирающим «начинается обряд пострижения» .

Ставка

Пушкин сообщает Басманову, что Лжедмитрий предлагает перейти на его сторону, за что Басманов получит «первый чин в московском царстве» . Басманов отвечает, что уже присягнул Феодору и знает, что Дмитрий самозванец. Пушкин объясняет, что сила Самозванца – в народном мнении и просит того подумать над предложением.

Лобное место

Пушкин обращается к народу с новостью о смерти Бориса Годунова. Князь призывает народ присягнуть Дмитрию: «целуйте крест законному владыке» . С амвона кто-то закричал «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка!» и народ, шумя, направился к Кремлю.

Кремль. Дом Борисов

Феодор и Ксения находятся под стражей. Оказавшийся у стен народ возмущается: «Отец был злодей, а детки невинны» . В дом Годунова заходят бояре с тремя стрелками. Доносится шум, звуки драки, визг. Отворяются двери, на крыльце появляется Мосальский:

«Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
Народ в ужасе молчит.
Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует» .

Заключение

В произведении «Борис Годунов» Пушкин подымает ряд важнейших тем, касающихся природы власти – как власти народной, так и тиранического господства одного человека. На примере жизни Бориса Годунова показана трагедия власти – царь хотел добра для своего народа, но добиться влияния мог только через кровопролитие. Однако народ не принял цареубийцу. В финале произведения новый правитель делает то же самое – убивает наследников Годунова. Люди наконец понимают, что на престол пришел не обиженный наследник, а убийца сирот. Ужаснувшись, «народ безмолвствует».

Краткий пересказ «Бориса Годунова» будет полезен школьникам, студентам и всем, кто интересуется произведениями А. С. Пушкина.

Тест по поэме

Проверьте своё знание краткого содержания трагедии Пушкина:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 1197.

Красная площадь

Дьяк Щелкалов объявляет собравшемуся народу решение бояр: завтра утром всё московское население во главе с патриархом должно идти к монастырю, где поселился Борис, и вновь уговаривать его занять престол.

Борис Годунов

Девичье поле, Новодевичий монастырь

Понукаемый боярами народ собирается у кельи Годунова в Новодевичьем монастыре. Бояре идут к Борису и вскоре торжественно объявляют: он всё же согласился принять трон. Толпа поневоле изображает вид радости.

Кремлёвские палаты

В Кремле проходит церемония помазания Годунова на царство. Боярин Воротынский пытается вновь заговорить с Шуйским об убийстве царевича Дмитрия, но его лукавый собеседник теперь притворяется, что ничего про это не знает.

Ночь. Келья в Чудовом монастыре

Престарелый инок-летописец Пимен оканчивает книгу своих сказаний. Рядом с ним просыпается молодой монах Григорий Отрепьев , который видел странный сон: он, якобы, по крутой лестнице взобрался на башню, с которой можно обозревать всю Москву. Но народ внизу указывал на него со смехом, и Григорий стремглав упал со страшной высоты. Отрепьев просит, чтобы Пимен поведал ему про свою бурную молодость, когда он участвовал в Казанских походах и Ливонской войне Ивана Грозного , видел его опричников . Пимен рассказывает Григорию не только об этом, но и об убийстве в Угличе царевича Дмитрия, свидетелем которого он являлся. Отрепьев узнаёт, что Дмитрий был ровесником ему. Мечтая о бурной, славной жизни, он решает использовать это обстоятельство против Бориса Годунова.

Палаты патриарха

Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху, что монах Отрепьев бежал из обители, оставив странную записку: «Буду царём на Москве». Патриарх повелевает изловить беглеца и сослать на Соловки.

Царские палаты

Два стольника беседуют друг с другом о том, что процарствовавший уже шесть лет царь Борис стал часто запираться с гадателями и ворожеями. Ушедших стольников сменяет сам Годунов с монологом, где признаётся: власть не принесла ему счастья. Несмотря на многие благодеяния народу, он не снискал ничьей любви . Даже добрые его поступки люди объясняют тайными злыми намерениями. Борис знает: подданные догадываются, что он проложил себе путь к трону убийством невинного Дмитрия. Этот смертный грех не даёт ему покоя: в глазах то и дело встают кровавые мальчики.

Корчма на литовской границе

Отрепьев, странствуя с пожилыми монахами Мисаилом и Варлаамом, подходит к границе с Литвой. Хозяйка стоящей здесь корчмы сообщает, что все заставы впереди перекрыты: стражники ловят какого-то беглеца из Москвы. Сообразив, что речь идёт о нём самом, Григорий узнаёт у хозяйки окольный путь в Литву.

Как раз в этот момент входят два пристава, которые ищут еретика Отрепьева. У них есть и царский указ с приметами преступника, однако по неграмотности приставы не могут его прочесть.

Григорий берёт у них бумагу и читает её вслух, переиначивая смысл. По его описанию оказывается, что беглый еретик очень похож на Варлаама. Стражники собираются уже хватать того, но Варлаам выхватывает указ у Отрепьева и читает подлинный текст, где перечисляются приметы Григория. Отрепьев быстро выскакивает в окно.

Москва. Дом Шуйского

Пир в доме Василия Шуйского. Гости поднимают тосты за здравие царя Бориса Годунова. Но когда приглашённые расходятся, Шуйский уединяется с боярином Пушкиным и ведёт с ним совсем иные речи. Пушкин рассказывает: его племянник Гаврила написал из Кракова, что в Польше появился человек, который выдаёт себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия . Он нашёл себе почётный приём вначале у пана Вишневецкого, а потом у самого короля, обворожил всех умом, приветливостью и ловкостью. Пушкин и Шуйский сходятся на том, что если этот Дмитрий двинется в Россию добиваться «отцовского» престола, Годунову придётся несладко. Незнатный выскочка Борис побросал в тюрьмы людей из знатнейших родов – и тем снискал в этой среде сильную ненависть.

Царские палаты

Близкий родственник, Семён Годунов, извещает царя Бориса о доносах: к Пушкину приезжал гонец из польского Кракова, а потом он и Шуйский, запершись вдвоём после вечернего пира, долго беседовали наедине. Борис собирается послать за Шуйским, но тот является к нему сам и передаёт слух о появлении в Польше Дмитрия. Потрясённый Годунов велит выставить войска на всех пограничных заставах. Шуйский, некогда ведший следствие по делу о гибели царевича в Угличе, уверяет Бориса, что тот никак не мог остаться в живых. После его ухода Годунов в страшном волнении восклицает: «Так вот зачем тринадцать лет мне сряду всё снилося убитое дитя!»

Мусоргский. Борис Годунов. Монолог Бориса

Краков. Дом Вишневецкого

Самозванец готовит поход в Россию. В краковском доме магната Вишневецкого вокруг него собирается множество сторонников. Кроме Гаврилы Пушкина сюда прибывают сын знаменитого изгнанника Андрея Курбского , опальные беглецы от Годунова из Москвы во главе с Хрущовым, атаман Карела с донскими казаками. Польские поэты подносят Лжедмитрию хвалебные стихи. Предприятие благословляет католическое духовенство, которому Самозванец обещает подчинить русскую церковь папе.

Замок воеводы Мнишка в Самборе

На балу в замке польского воеводы Мнишка Отрепьев увлекается его дочерью, Мариной . Во время танцев холодная, расчётливая Марина назначает ему свидание в аллее лип у фонтана.

Ночь. Сад. Фонтан

На свидании в саду Григорий молит, чтобы Марина отдала ему свою руку. В приступе откровенности Отрепьев признаётся Марине: он не сын Ивана Грозного, а безвестный бедняк, ради честолюбивых замыслов покинувший монашескую келью. Крайне раздосадованная этим гордячка хочет отвергнуть Лжедмитрия и даже грозит разоблачить его. Но Отрепьев в запальчивости говорит, что словам Марины никто не придаст значения: королю и шляхтичам безразлично, истинный он царевич или нет; им нужен лишь предлог для вторжения в Россию. Марине нравится дерзость Самозванца. Она обещает ответить на его любовь, но торопит скорее начать войну и отнять московский трон у Годунова.

Граница литовская (1604 года, 16 октября)

Самозванец и князь Курбский во главе своих отрядов переходят границу России и Литвы .

Царская дума

Царь Борис, патриарх и бояре обсуждают весть о вторжении в Россию армии Самозванца. Отправляемый против него воевода Басманов обещает привезти пленного Лжедмитрия в Москву в железной клетке. Патриарх считает нужным поскорее рассеять в народе молву о том, что царевич Дмитрий спасся от смерти. Он советует привезти из Углича в Москву гроб с мощами Дмитрия и выставить его в Архангельском соборе. При этих словах Борис Годунов бледнеет, с лица его капает пот. Царя выручает льстивый Шуйский: он советует не привозить гроба в Москву, чтобы не оживлять толков о судьбе царевича.

Равнина близ Новгорода-Северского (1604 года, 21 декабря)

В первой битве с Лжедмитрием у Новгорода-Северского русские войска бегут. Тщетно пытаются остановить их наёмные иноземные командиры, состоящие на службе у Годунова.

Площадь перед собором в Москве

На торжественной службе в Соборе духовенство предаёт анафеме еретика Гришку Отрепьева. Но многие в Москве верят, что тот, кого называют Самозванцем, – настоящий царевич. Малые дети у собора насмехаются над юродивым Николкой. Когда после службы из храма выходит царь Борис, Николка просит, чтобы он «велел зарезать их, как зарезал маленького царевича». Потрясённый Годунов не в силах возразить и лишь просит юродивого молиться за себя.

Севск

Под городом Севском Лжедмитрий расспрашивает русского пленника Рожнова, о том, что происходит в Москве. Рожнов рассказывает: все там недовольны, что Годунов держит у себя на службе множество шпионов и доносчиков. Про Лжедмитрия же говорят: он хоть и вор, но молодец. Отрепьев, услышав это, смеётся. Хотя против него двинута большая армия, тысяч в пятьдесят, Самозванец из удали даёт приказ своим 15 тысячам вступить в сражение с нею.

Лес

Этот бой оканчивается разгромом Лжедмитрия. С трудом спасшись, он, Гаврила Пушкин и горсть сопровождающих скрываются в лесу и думают скакать оттуда в Рыльск.

Москва. Царские палаты

Воевода Басманов рассказывает Годунову, что Самозванец собрал новую армию и занял города Путивль и Кромы. Борис собирается, устранив обычай местничества , сделать незнатного Басманова главнокомандующим. Царь уходит принимать иноплеменных гостей, но через некоторое время вбежавшие люди извещают Басманова: с Годуновым прямо на троне сделался удар. Бориса выносят на стуле. Умирая, он даёт сыну и наследнику Фёдору наставления, как править царством, умоляет бояр быть верными ему.

Ставка

К прибывшему на войну Басманову приезжает посланный Лжедмитрием Гаврила Пушкин, склоняя его изменить юному Фёдору Годунову и перейти на сторону Самозванца. За это Отрепьев обещает сделать его вторым после себя человеком в государстве. Басманов вначале отвергает уговоры, но потом задумывается: повсюду растёт измена – и стоит ли ждать, когда вскоре взбунтовавшиеся солдаты свяжут его и выдадут «царевичу»?

Лобное место

Гаврила Пушкин приезжает в Москву и с Лобного места держит речь перед горожанами. Он рассказывает, что армия Басманова соединилась с «царевичем Дмитрием» . Зачем теперь москвичам хранить верность наследнику Годунова, царя, который недавно угнетал их опалами, шпионством и тяжкими поборами? Лучше послать гонцов к «законному владыке» и поцеловать ему крест!

Народ, зашумев, толпой несётся в царские палаты «вязать Борисова щенка».

Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца

Народ толпится у дома в Кремле, где заперт арестованный сын Бориса, Фёдор Годунов, с сестрой Ксеньей и матерью Марией (дочерью Малюты Скуратова). Некоторые жалеют узников, но другие не хотят сострадать отпрыскам царя-злодея. Появляются и идут в дом Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов с тремя стрельцами. Люди у порога гадают о цели их визита.

Из дома вдруг начинают доноситься крики. Когда они затихают, дверь отворяется и вышедший Мосальский возглашает: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Охваченный ужасом народ безмолвствует.

    В центре произведения стоит, несомненно, личность Бориса Годунова , который виновен в смерти сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия. Одиозная фигура – Дмитрий Отрепьев , самозванец, выдававший себя за убиенного царевича. В результате своих козней и хитроумных планов, Лжедмитрию удается свергнуть Годунова и уничтожить всю его семью.

    Князь Шуйский – также неоднозначный персонаж. Он хитер и лукав, готовый служить «и вашим, и нашим».

Другие герои

  1. Среди других персонажей, играющих второстепенную роль с разворачивающихся драматических событиях, Марина Мнишек , влюбившая в себя Гришку Отрепьева и выведавшая у него все его планы.Кроме того, в трагедии звучат имена князя Воротынского , бояр Мосальского , Басманова , Пушкина , отца Пимена , летописца, свидетеля убийства царевича Дмитрия , детей Бориса Годунова – Федора и Ксении , юродивого Николки и бродяг-чернецов Варлаама и Мисаила .

Годунов поддается уговорам

Идет 1598 год. После кончины царя Федора Иоанновича, народ умоляет его шурина Бориса, укрывшегося ото всех в монастыре, принять корону. Бояре, патриарх также уговаривают Бориса на царство.

Князь Воротынский переживает, что будет дальше, если Годунов не согласится взойти на престол. Шуйский уверен в успехе предприятия, иначе убийство царевича Дмитрия просто бессмысленно. С другой стороны, князья уверены, что и они могли бы с не меньшим успехом править страной. Тут вдруг доносится шум, это на Красную площадь собирается народ, который жаждет видеть Бориса Годунова на престоле.

Многие бессильно рыдают, кто-то начинает кричать. В толпе смятение, неразбериха. В конце концов, поддавшись общему настроению и долгим уговорам, Борис Годунов соглашается принять власть. Однако он предупреждает, что делает это только по большой необходимости. Сам он не хочет власти. Почему так долго не решается Борис Годунов сесть на трон? Возможно, он уже тогда предчувствует беду, запах которой буквально витает в воздухе.

Чудов монастырь

Далее действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре, в келье сидят монахи. Проснувшись, молодой монах Григорий с интересом наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Не в силах держать в себе свой странный сон, повторявшийся целых три раза, он рассказывает его всем присутствующим.

Старец пытается списать увиденное на молодость монаха, его бурлящую кровь, однако Григорию явно не дают покоя его ночные видения. Он уже жалеет, что так рано, не узнав, как следует, жизни, стал монахом. Тем временем Пимен вдруг вспоминает приход в монастырь и покаяние самого Иоанна Грозного. Пытливый Григорий просит старца рассказать о расправе над малолетним царевичем Димитрием. Григорий понимает, что сейчас убиенному было бы столько же лет, сколько и ему самому.

Старец рассказал молодому монаху (Гришке Отрепьеву), что на время убийства, в котором подозревали Бориса Годунова, мальчику было около семи лет. Отрепьев, он потрясен услышанным и вскоре сбегает из монастыря. У него уже созрел план: он назовет себя царевичем Димитрием и взойдет на престол.

Тем временем очень тревожно и неспокойно на душе Бориса Годунова, который мучается воспоминаниями об убийстве ни в чем не повинной души юного царевича и страшными сновидениями.

Самозванец направляется в Москву

Самозванец добирается до самой литовской границы и решает остановиться на ночлег в корчме, вместе бродячими монахами. Однако, неожиданно на постоялом дворе, появляются сторожевые приставы, которые разыскивают преступника, объявившего себя царевичем.

Приметы, которые те зачитали, совпадают с приметами Отрепьева. Самозванцу грозит арест, его пытаются поймать, однако шустрому Григорию удается бежать.

Тем временем по Москве ползут недобрые слухи о самозванце. Князь Пушкин передает их князю Шуйскому, а тот обо всем сообщает самому Борису Годунову. Император очень напуган, он требует у Шуйского признания, на самом ли деле царевич Димитрий был убит тогда. Борис негодует, он сыплет угрозы в адрес Шуйского, принесшего ему недобрую весть.

Тем временем Отрепьев, будучи в Кракове, за поддержку со стороны поляков обещает им, что, взойдя на престол, сам станет католиком и обратит в католичество всех своих подданных. Те готовы помогать самозванцу, с радостью поддерживают Гришку Отрепьева и донские казаки.

Григорий Отрепьев движется по направлению к Москве. По дороге, он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Во время свидания с Мариной Мнишек, Отрепьев раскрывает перед ней все свои карты. Она узнает, что он никакой не царевич Димитрий, а всего лишь самозванец.

На его чувства Марина на самом деле не отвечает, ею движет холодный расчет. И то ли в шутку, то ли всерьез дает Григорию обещание стать его супругой, как только он взойдет на престол.

Конец династии Годуновых

Тем временем Борис Годунов в страшных раздумьях, он призывает к себе бояр, чтобы совместно придумать план, как расправиться с самозванцем. А на могиле убиенного царевича происходят настоящие чудеса. Отрепьев продолжает идти на Москву, а Годунов вдруг умирает при невыясненных обстоятельствах. Лжедмитрий, по приказу князя Пушкина, провозглашен царем, с семьей Годунова расправляются очень жестоко.

И детей, и жену вскоре находят задушенными, а народу объявляют, что они, якобы, отравились. И когда люди узнают, что отныне править ими будет самозванец, они безмолвствуют. Однако, это не просто молчание, это молчание-протест. Это говорит о том, что народ не такой уж и глупый, как о нем думают власти. Он тоже умеет думать и делать выводы.

Власть Лжедмитриев

Согласно идее, вложенной Пушкиным в данное произведение, России необходима крепкая рука, власть, которая бы думала не только о своей выгоде, но и о чаяниях народа. И, конечно, эта самая власть ни в коем случае не должна быть опорочена чьей-то безвинно пролившейся кровью, погубленной жизнью.

Именно поэтому народ, который вначале, не зная истины, слепо поддерживал Бориса Годунова, затем стал его люто ненавидеть. Кроме убийцы, он увидел в нем еще и деспота, который заботится только о своем благе и совсем не думает о движущей силе государства – о самом народе.

По трактовке Пушкина, именно в этом настоящая трагедия Бориса Годунова. В том, что он лишился уважения масс. Народ, который делает историю, всегда остается на бобах. Созданными его трудом благами пользуются все, кроме него самого.

И пока он молчит и думает, что ничего не способен изменить, властвуют Лжедмитрии…Однако доколе хватит его поистине безграничного терпения?

Известный русский критик Белинский назвал «Бориса Годунова» первой подлинно русской драмой, которая создана на принципах реализма и историзма. За Пушкиным, руководствуясь этими же принципами, стали писать свои произведения и другие писатели и поэты.

Тест по трагедии Борис Годунов

Борис Годунов – одно из самых значимых произведений Пушкина. Это драматическое произведение, показывает одну из трагических страниц русской истории. По признанию автора, сюжетом для создания столь многозначительного произведения послужили сведения, полученные из «Истории Государства Российского», написанной Н.М. Карамзиным.

В драме нет разделения на акты, действия, но указаны место и время действия. Диалог двух бояр Шуйского с Воротынским предваряют действие драмы, служат вместо вступления. Из этой беседы читатель узнает, что после смерти царя Феодора в стране решается вопрос о том, кому царствовать в дальнейшем. Ближайший кандидат на царство – Борис Годунов, но он отказывается принимать царство. Беседуя с Воротынским, Шуйский обвиняет Годунова в убийстве наследника престола, царевича Димитрия.

На красной площади собрался народ, который был призван умолять Бориса Годунова на царство. В конце концов, Годунов согласится принять шапку Мономаха и стать царем русского государства.

Тем временем в Чудовом монастыре летописец, монах Пимен заканчивает свою летопись. Послушник Григорий просыпается от тяжкого сна. Пушкин использует в своих произведениях сны, предвещающие дальнейшие события, как один из элементов композиции (например, в «Евгении Онегине», сон Петра Гринева в ). Этот сон послушника Григория становится навязчивым, он снится ему неоднократно.

Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел,
И на меня указывал со смехом.
И стыдно мне и страшно становилось -
И, падая стремглав, я пробуждался…

Старец Пимен рассказывает иноку о смерти младенца Димитрия. Он говорит о том, что убивцев было трое, и они назвали Бориса, как человека, подговорившего их на это злодейство. На вопрос, сколько лет было царевичу, Пимен ответил, что он – ровесник Григория.

Прошло 6 лет царствования Бориса Годунова. Из Чудова монастыря сбежал послушник и в то же время объявился самозванец, заявивший, что он царевич Димитрий. Царь Борис напуган.

В это время в Кракове в доме боярина Вишневецкого самозванец планирует выступление на Москву. Но перед этим он останавливается в замке воеводы Самборы.

В замке пана Мнишека в Самборе Самозванец знакомится с дочерью воеводы – Мариной и безумно в нее влюбляется. Он даже открывает ей, что он на самом деле всего лишь сын боярина Отрепьева, инок из монастыря. Марина осуждает его в том, что он открылся перед нею, и ставит свое условие:

Пора, пора! проснись, не медли боле;
Веди полки скорее на Москву -
Очисти Кремль, садись на трон московский,
Тогда за мной шли брачного посла;
Но - слышит бог - пока твоя нога
Не оперлась на тронные ступени,
Пока тобой не свержен Годунов,
Любви речей не буду слушать я.

Самозванец начинает наступление на Москву. Войска у него немного, но его поддерживает народ. В бою погиб Курбский, правая рука самозванца.

В царских палатах патриарх рассказывает царю Борису о том, что в Угличе, где похоронен царевич Димитрий, имели место чудеса исцеления. Люди приходили на могилу царевича,

И сведано, что многие страдальцы
Спасение подобно обретали
У гробовой царевича доски.

Патриарх советует перевезти мощи царевича Димитрия в Москву и тем самым разоблачить самозванца перед народом. Но Борис Годунов отказывается.
В Москве в своих палатах в состоянии нервного возбуждения и страха умирает царь Борис и передает власть сыну Феодору. Перед смертью он успевает дать несколько наставлений сыну.

Некоторые из бояр переходят на сторону самозванца. Они убивают царевича Феодора и его мать, а народу объявляют, что те отравились сами. Народ оказывается в растерянности и на столь печальное событие отвечает молчанием.

В этой драме, если не главной, но все же силой, влияющей на ход событий, служит народ. Правда, этим народом манипулируют то бояре, то самозванец и его приспешники. Тем не менее, Пушкин показывает, что народные массы способны стать движущей силой исторических событий.

Поэт считал «Бориса Годунова» одним из лучших своих произведений. Советуем не ограничиться кратким содержанием, а прочесть его .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх