Можно ли запомнить информацию во время сна. Скоро мы будем учиться во сне. Результаты эксперимента от Mosalingua

Прежде чем перейти к сути статьи, нелишним будет вспомнить старый добрый фильм «Большая перемена», снятый на заре семидесятых годов прошлого столетия (в 1971-72-м). Одним из прелюбопытнейших и совершенно нехарактерных для советского реалистического кино был кадр, когда герой Е.Леонова, пытаясь выучить за 5 минут во снематериал по истории, засыпает под начитывание параграфа из учебника и трансляцию новостей.

Что он выдал на следующий день на уроке, знала вся страна. Метод был представлен режиссером в виде нелепой комической ситуации, но, тем не менее, такая форма обучения практикуется, а ее эффективность исследуют до сих пор ученые самых престижных и знаменитых на весь мир университетов.

Подсознание умеет запоминать

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок - другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

В разные времена в разных странах появлялись сенсационные сообщения о феноменальном запоминании во время сна. Факт активизации памяти связывали с тем, что человек в стадии глубокого успокоения работает не разумом, не сознанием, а подсознанием - глубинным инструментом, предоставленным каждому из нас природой.

Первая фаза: эффект налицо

Однако есть и недостаток в такой форме обучения: «запоминалка» остается активной исключительно во время первой фазы сна (мы называем ее дремой, дремотным состоянием), но подсознанию становится абсолютно безразлично все, что мы хотим ему нашептать, после перехода в глубокую фазу - восприятие новой информации в этот момент заканчивается.

Вот поэтому и есть надобность вложиться в короткий период времени и все необходимое выучить за 5 минут. Обучение во снеаприори не может быть длительным процессом.

Поверхностная (первая) стадия сна - это еще и пресловутый альфа-ритм (до 13 Гц), при котором «все невозможное становится возможным». Его часто используют во время медитаций для привлечения в жизнь нужного объекта или события. В случае обучения во сне это еще и улучшение процесса запоминания.

Что можно изучать во сне

Ограничений в выборе предметов, которые вы хотели бы выучить во сне,нет. Каждому что-то дается лучше, что-то - хуже. Если у вас полный порядок с математикой, то нет смысла дублировать изучение этого предмета еще и во сне.

Обычно «сонную педагогику» (научное название - гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

Овладение иностранными языками, приобретение полезных навыков (в их число входят и плавание, и изучение IT-технологий, и постижение азов игры на музыкальных инструментах) стоят в первом ряду среди предметов, поддающихся изучению во сне.

Использовать гипнопедию вполне реально для экстренного запоминания. Например, за день у вас совершенно вылетело из головы, что завтра с утра вам нужно декламировать стихи на дне рождения шефа. А время уже позднее, учить некогда, да и голова «не варит»… Что делать? Во сне!

Прилягте, расслабьтесь, попросите кого-нибудь из домашних, чтобы читал вам стихотворение несколько раз. Но при этом старайтесь не заснуть совсем - иначе результат окажется противоположным. Нескольких минут будет достаточно для изучения. Утром останется только повторить.

Исследователи и скептики

Верят в феномен и без устали его исследуют нейрофизиологи из Северо-западного США). Отчет о результатах каждого своего эксперимента они публикуют в авторитетных научных изданиях.

То, чтовыучить за 5 минут во сне возможно любой предмет любому человеку, они доказывали на примере проигрывания двух простейших фортепианных мелодий, двенадцать нот которых участники исследования выучили во сне даже не за пять, а за четыре минуты.

Но существует в ученых кругах и группа скептиков, доказывающих обратное. Эта группа утверждает, что никакого запоминания во сне не существует, есть лишь возможность закрепить ранее выученный материал.

Гипнопедия и состояние нервной системы

Представители ученого мира именно из второй группы предостерегают, что подобная методика обучения небезопасна: она негативно влияет на нервную систему, держит весь организм в напряжении, не позволяя ему полноценно отдыхать, и особенно нежелательна для растущего организма.

Этот вывод заставил задуматься родителей и школьных педагогов, поэтому экспериментальные уроки для шестилеток, когда им преподавали математику и родной язык во время дневного сна, пришлось в срочном порядке отменить.

Но вот чтение сказок детям перед сном - хорошая традиция. И вполне безопасная.

Что касается гипнопедии, отзывов о ее эффективности 50/50. Некоторые опасаются ее широкого применения, поскольку эффект может иметь и обратную сторону: вместо того чтобы выучить за 5 минут во сненечто полезное, можно заработать хроническую бессонницу и раздражительность.

Обучение во сне или «гипнопедия» (от греч. hypnos (сон) и paideia (обучение) ) пришла к нам из Древней Индии, где её практиковали йоги и буддийские монахи. Суть методики заключалась в прослушивании во время сна голоса, который погружал человека в лёгкую фазу естественного сна.

Эффективность гипнопедии напрямую зависела от личности, личностных факторов, возраста, интеллектуального развития и уровня подготовленности. Говорить о внедрении данного метода в массы - затруднительно. Она больше напоминает «БАД», нежели волшебную таблетку для изучения английского языка.

На чем же авторы строят свои гипотезы

Началось все с 19-20 веков с таких известных личностей, как Свядощ А.М. и Близниченко К.В. Именно их работы послужили фундаментом для современных авторов. В основе большинства более или менее проработанных методик ключевую роль играют фазы сна. Их у нас две: фаза быстрого сна, где идёт получение или вспоминание информации (4-5 раз за ночь) и фаза медленного сна, где информация перерабатывается и усваивается. В этих фазах в работу включается декларативная и семантическая памяти. Первая хранит данные, а вторая их систематизирует.

Результаты эксперимента от Mosalingua

Эксперимент Mosalingua проводился в течение 14 дней среди мужчин и женщин разных возрастных групп. Сразу замечу, что это результаты тестов их приложения по изучению английского во сне. Так что будем полагаться на их честность и открытость данных. Приведу лишь выжимку из инфографики.

Отмечу так же еще пару интересных наблюдений, выявленных в ходе эксперимента. Мужчины во сне оказались более восприимчивыми к запоминанию информации, чем женщины (75% против 60%). Соотношение женщин и мужчин было почти равным. Наибольшую эффективность показала группа 18-30 лет (80% стали лучше запоминать слова и фразы). Сами результаты оказались вполне предсказуемыми. Переведу дословно:

Ничего не заменит активного обучения в период бодроствования, ведь запоминание новых слов и фраз на иностранном языке требует предельного внимания и концентрации. Тем не менее, для многих людей повторение ранее изученного слова или фразы во сне помогает эффективнее их запоминать.

Что обычно предлагается изучать

Современные методики предлагают для ночного изучения: слова, фразы, клише, небольшие диалоги на разные темы и даже правила чтения, которые должны воспроизводиться в спокойном умеренном темпе. Авторы не рекомендуют давать большой объём информации из-за сильной нагрузки на мозг, из-за которой ученик обычно переутомляется и недосыпает.

Типичные алгоритмы запоминания во сне

Большинство методик включают в себя 4 основных шага, которые позволяют «эффективно» выучить английский язык во сне. Обычно ученику необходимо:

  1. Прослушать аудиозапись, где слова или выражения произносились с переводом. Выписать на листе бумаги те английские слова и выражения, что звучали в записи, но без перевода.
  2. Прежде чем уже отправляться на боковую нужно несколько раз прослушать запись. Первые несколько часов нашего сна - это то время, когда мы обычно не видим снов, и мозг находится в состоянии покоя. Он не способен изучать новое, только реагировать на то, что где-то уже слышал или ощущал.
  3. Прослушав несколько раз новый материал, запись выключается. Затем обучающийся пытается расслабиться и уснуть. После чего запись включается вновь, но уже на постоянном повторе.
  4. Проснувшись, ученик пытается вспомнить и перевести слова и выражения самостоятельно на бумаге.

Методика Близниченко

А теперь сравните типовой подход, описанный выше, с методикой Близниченко. Разница, конечно есть, но ни о каком чистом изучении во сне речи не идет:

  1. Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется учеником следом за диктором; все действия сопровождаются успокоительной музыкой.
  2. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя произнесенные фразы; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый.
  3. Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Как наш мозг работает в течение суток

Пробудившись утром и набравшись сил, мы приступаем к получению новой информации, с интересом воспринимаем её, запоминаем, делаем свои умозаключения и исследования. Именно утром наш мозг в наибольшей степени готов работать, усваивать новое, понимать, воспринимать и реагировать.

Послеполуденное время - это время отдыха, когда мы должны дать себе небольшую передышку. После обеда мы возвращаемся к своим делам, наш мозг включается в работу, но теперь он хочет сменить род деятельности и заниматься уже известными нам делами, переработать уже полученную информацию.

Вечер - это время, которое мы можем посвятить себе, своему хобби, духовному развитию, семье, развлечениям. С 22.00 по 02.00 наша нервная система отдыхает, идут так называемые «золотые часы сна». С 02:00 мы начинаем видеть сны, и наш мозг вновь начинает активно работать. Во сне мы можем видеть наши страхи, переживания, мечты, события. Во сне к нам может прийти верное решение, которое не шло к нам в голову в дневное время.

Любой человек может научиться тренировать свой мозг, подстроить его под свой удобный график. Важное условие - это не только нагружать наш мозг, но и также позволять ему отдыхать. Что полезного можно почитать на эту тему:

  • «Работа мозга: укрепление и активизация, или как оставаться в своём уме» - Геннадий Кибардин.
  • «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - Павлов И. П.
  • «Как работает мозг» - Пинкер Стивен.

Так возможно ли вообще обучение во сне

И да, и нет. Во сне вы закрепляете и усваиваете ранее полученную информацию. Новую информацию нужно получать во время бодрствования, ведь как показал эксперимент Mosalingua, только у 28% были положительные результаты в освоении новых слов во сне. Не ведитесь на лозунги о том, что можно изучить английский язык во сне, уделяя ему по 5 минут в день в течение месяца. Это не работает. Подходите к процессу обучения осознанно и используйте сон по его прямому назначению.

Запоминать информацию во сне — мечта любого школьника или студента. Помните это распространенное предэкзаменационное поверье: положить перед сном книжку под подушку, и гарантированы. Утром будете знать все, что там написано.

Конечно, этот метод запоминания никогда не срабатывал. Но, оказывается, есть несколько вещей, которые можно запомнить во сне.
Сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. В медленную фазу сна наши воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную, в которой они остаются еще какое-то время и не заменяются новыми.

Первые полтора часа самые важные: именно в это время происходит «расфасовка» событий дня. Во время описанных экспериментов ученые заметили, что люди, подвергавшиеся звуковому воздействию ночью, проводили больше времени в медленной фазе сна. Так что вы действительно можете улучшить кое-какие навыки во сне.

Запоминание информации во сне: учим иностранные слова

В недавнем эксперименте Томас Шрейнер и Бьорн Раш из Университета Цюриха предложили немецким студентам начать учить голландский язык с нуля. После повторения нескольких новых слов ученые разделили студентов на две группы и предложили им вздремнуть. Несколько часов первая группа прослушивала аудиозапись во сне, вторая же дремала в тишине.

Позже участников протестировали. Те, кто спал по аккомпанемент новых слов, переводили их лучше. Чтобы убедиться, что открытие было связано именно со сном, ученые собрали еще одну группу. Теперь, пока первая половина спала под колыбельную из новых слов, вторая гуляла по парку. И опять спящие гораздо лучше справились с финальным тестом.

Как вспоминать забытые вещи

В 2013 году исследователи попросили 60 здоровых взрослых людей поместить виртуальный объект на определенное место компьютерного экрана. Когда участники выбирали место и помещали туда объект, раздавался своеобразный звук. У каждого объекта была своя «стоимость» — баллы, которые участник мог бы получить за предмет на финальном тесте. Звуковой сигнал также различался, в зависимости от «стоимости».

Потом ученые провели два эксперимента, в каждом из которых некоторым волонтерам было предложено поспать полтора часа.

Во время первого перерыва участники спали без всякого звукового сопровождения, а во второй раз каждому из них был проигран звук, который раздавался при правильном размещении объекта на экране. При этом другая половина участников не спала, но мелодии звучали и для них тоже.

Неудивительно, что, поспав, люди забывали месторасположения объектов. Однако в их воспоминаниях что-то оставалось, если они прослушивали звуковое сопровождение, причем неважно, во сне ли или бодрствуя.

Интересно, что всем участникам проигрывался звук «дешевых» объектов, но участники, которые спали, смогли вспомнить местоположение большего числа предметов: один звук вызвал сразу несколько связанных воспоминаний.

Память и методы запоминания: подтягиваем музыкальные навыки

Если вы учите новую мелодию, прослушивание ее во сне может помочь вам лучше сыграть ее в следующий раз. Это выяснили ученые Северо-Западного Университета штата Иллинойс.

Они отобрали 16 волонтеров с совершенно различным музыкальным образованием и предложили им выучить две мелодии, нажимая на кнопки в нужный момент, — как это происходит в игре Guitar Hero.

Потом им предложили поспать полтора часа, на протяжении которых ученые включали одну из выученных ранее мелодий. Когда участники эксперимента проснулись, они могли лучше сыграть любую из двух композиций, но все допустили меньше ошибок при игре той мелодии, которую они слышали во сне, сами того не зная.

Особые воспоминания

Наш мозг использует целевой отбор, когда разбирает наши воспоминания за день и отделяет самые важные от тех, что менее важны. Те, которые мозг помечает как «важные», отправляются в долгосрочную память, остальные же быстро заменяются новыми. Но есть мнение, что эту систему можно «взломать».

Недавнее исследование Университета штата Иллинойс показало, что люди, которые слушали звук, связанный с их воспоминанием (даже не слишком важным), помогал запомнить его надолго. Сначала группу волонтеров попросили расположить иконки на компьютерном экране в определенные места. Машина была запрограммирована выдавать специальный звук каждый раз, когда объект помещался на свое место.

Иконка с кошкой мяукала, колокольчик издавал характерный звон и так далее. Потом участники отправлялись спать. Половине спящих проиграли звук некоторых иконок, другая половина спала в полной тишине.

Люди, которые прослушивали те или иные звуки во сне, лучше могли вспомнить расположение объектов. Звук одной иконки запускал сразу несколько связанных воспоминаний, как и в предыдущем опыте.

Результаты всех экспериментов сходятся в одном — память работает лучше не из-за посторонних звуков во сне, а просто из-за самого состояния сна. Этот вывод делает британский The Guardian.

Сон помогает уравновесить все, что было выучено до него, но запоминать во сне информацию, которой до засыпания в голове не было, невозможно. Так что накануне важных экзаменов не стоит мучить себя аудиоуроками, а лучше хорошенько выспаться.

Известно, что школьники и студенты накануне экзаменов кладут под подушку конспекты, чтобы лучше усвоить материал. И это вовсе не суеверие. Израильские нейрофизиологи выяснили, что наш мозг способен запоминать новую информацию, не только бодрствуя, но и во время сна — допустим, устанавливать ассоциации между определенными запахами и звуками.

Группа исследователей во главе с Анат Арзи из Института наук Вайцмана в городе Реховот провела серию опытов с командой из 28 добровольцев, отличавшихся крепким сном. Когда испытуемые засыпали, им проигрывали один из нескольких звуковых сигналов, после чего подносили к носу палочки с образцами тех или иных запахов. Среди запахов были как приятные — скажем, аромат шампуня или дезодоранта, так и неприятные — экстракт тухлой рыбы и гнилого мяса.

Ученые следили за работой мозга своих подопечных при помощи энцефалографа. В тех случаях, когда раздражители будили людей, их "дисквалифицировали" — выводили из команды, так как здесь уже не шла речь о чистоте эксперимента.

Оказалось, что при воздействии раздражителей на мониторах появлялись характерные линии, свидетельствующие о том, что мозг обрабатывает полученную информацию. Кроме того, если испытуемые ощущали неприятные запахи, у них снижалась глубина дыхания, а если приятные — они начинали "принюхиваться".

На следующий день исследователи только "проигрывали" добровольцам звуки, ранее предшествовавшие запахам. Реакция была такая же, как и в случае с запахами: мозг запомнил, чему предшествовал тот или иной звуковой сигнал, наподобие тому как пресловутые собаки Павлова связывали начало кормления с зажиганием лампочки.

По словам Арзи и ее коллег, подобное запоминание возможно лишь в фазе так называемого медленного сна. Если эксперименты проводились, когда люди пребывали в фазе быстрого сна, никаких ассоциаций между звуками и запахами у них не возникало. Как утверждают ученые, это связано с так называемой "сонной амнезией": мы теряем память о сновидениях, которые посещают нас в данный период. Запомнить то, что нам снилось во время быстрого сна, можно, если нас в этот момент резко разбудить.

"Теперь, понимая, что обучение и усвоение новой информации во время сна возможно, мы желаем понять, как далеко простираются пределы этой способности, а именно — что можно запомнить во время сна, а что нельзя", — говорит Арзи.

Кстати, в свое время практиковался метод обучению иностранным языкам во время сна — людям просто включали запись с голосом преподавателя. Считалось, что обучение эффективно благодаря работе нашего подсознания. Однако большинство специалистов отнеслись к ноу-хау весьма скептически.

Очевидно, что информацию во время сна можно запомнить, но для этого необходимо не просто класть учебник под подушку и засыпать на нем. Просто, если мы читаем какой-то материал перед экзаменом, то за ночь он лучше укладывается в голове…

В результате 30% из них просыпаясь, сообщали о том, что во сне они почувствовали укол, и практически в каждом случае им заранее снилось, что по каким-то причинам он сейчас произойдет. К примеру, одному из пациентов снилось, что у него берут кровь из пальца, а другой мог уколоться о розу и так далее. Во многих подобных снах мозг как будто заранее знал, что случится и лишь придумал во сне объяснения физическим ощущениям – именно это подтолкнуло исследователей к мысли, что во время сна его отдельные функции продолжают работать.

В рамках недавно проведенного исследования также было установлено, что во время сна мозг вполне исправно продолжает запоминать информацию. Для подтверждения данной гипотезы ученые взяли двух студентов музыкального колледжа и предложили им выучить большое музыкальное произведение. Учащиеся были подобраны таким образом, чтобы ключевым фактором запоминания для них было именно запомнить пьесу на слух. После нескольких часов репетиций, когда оба из студентов знали произведение примерно одинаково, исследователи отправили их спать. Во время ночного сна один из учащихся непрерывно прослушивал аудиозапись с произведением, в то время как другой просто спал.

В результате первый учащийся наутро смог сыграть произведение от начала и до конца с минимальным количеством ошибок, в то время как второму потребовалось еще четыре часа, чтобы продемонстрировать аналогичный результат. Аналогичные исследования были проведены и на рядовых студентах обычных колледжей. В среднем согласно статистике подобная практика помогала студентам на 30% лучше сдавать экзамены. Правда, в некоторых случаях студенты полностью проваливались, а в рамках отдельных исследований также ученые установили, что попытка запомнить определенный материал ночью, когда мозг должен отдыхать, чревата психическими расстройствами.

Для успешного применения метода рядом со спящим человеком ставится магнитофон, который повторяет информацию, предназначенную для запоминания. Для усвоения информации требуется внимание, которое обычно отсутствует в большей части сна. То есть, в ходе этого упражнения, хотя человек может рудиментарным образом слышать запись магнитофона, он не обращает на получаемую информацию внимания, достаточного для ее удержания в памяти. Вполне возможно, что феномен привыкания способствует тому, что человек не обращает внимания на звучащий голос, делая выбор в пользу отдыха. Это тот же механизм, который позволяет не обращать внимания на сильный храп лежащего рядом человека. Однако очевидно, что существует единственная фаза сна, во время которой становится возможным запоминание информации. Это - так называемая фаза быстрого сна или быстрого движения глаз, во время которой имеются условия, необходимые для усвоения новой информации. Однако в настоящее время можно с полной уверенностью заявить, что гипнопедия не только не является рекомендуемым методом, но даже не считается дополнительной формой для улучшения обучения.

Гиппокампальное перемещение

Итак, установлено, что сон оказывает помощь в закреплении материала, изученного во время бодрствования. Во время сна определенные биохимические процессы завершают процесс консолидации изученного материала, способствуя закреплению и интегрированию материала в системы памяти. Посредством перепроекции гиппокамп посылает кодированную информацию в наиболее сложные зоны мозга.

Когда человек учится, его организму требуется больше времени дня сна. Многочисленные исследования, например осуществленные Вудвортом и Шиосбергом, продемонстрировали, что период обучения, следующий после периода сна, улучшает результаты памяти. Если человек спит мало и его сон тревожен, несмотря на то что он может читать больше, он запомнит меньше информации. Возможно, новая эффективная стратегия заключается в просмотре вечером, перед сном, новой информации, которую нужно закрепить в своей памяти. Сон является насущной необходимостью, предназначенной не только для отдыха. Систематический недостаток сна влечет За собой расстройства памяти и изменения в характере.

Поэтому, для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов памяти, человеку, находящемуся в процессе учебы, следует уделять сну необходимое время. При этом просмотр изученного материала непосредственно перед сном облегчает интегрирование и закрепление в памяти изученного материала.

Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos (сон) и paideia (обучение).

Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.

Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.

Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.

Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.

По его теории, память человека наиболее восприимчива:

В последнюю четверть часа до ночного сна - это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.

В первые 60 минут после погружения в сон,

В последние 30 минут сна до пробуждения утром.

Профессор Близниченко предлагает следующую методику:

Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.

Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.

Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.

Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – женский.

Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30%. При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.

Эффективность гипнопедии:

Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:

По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».

Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.

Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.

Какую роль играет в этом учебном процессе сон?

Чтобы понять это, следует вспомнить информационную теорию сна, согласно которой,

Любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен. Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.

Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.

Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.

Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.

По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.

Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.

Если человек сокращает свой сон и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.

По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому младенцы так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.

Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и называет это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна, - считает Мэтью.

Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх