Можно ли заехать на островок дорожной разметки. Так ли островки безопасны? Так ли они безопасны

На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства от 2 апреля 2015 г. № 315 “О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации”. Поправки инициированы Министерством транспорта РФ. Изменения ПДД вступают в силу через 7 дней после официального опубликования – с 15 апреля 2015 года.

Изменений много, они интересны и спорны. Наиболее заметные – диагональные пешеходные переходы, обозначение парковочных карманов продольной разметкой, легализация “VIP-парковок” – теперь в Правилах есть табличка “только для владельцев парковочных разрешений”. Как и год назад уделено внимание велосипедистам, теперь они могут двигаться по выделенной полосе для маршрутного транспорта, а для полосы велосипедистов на проезжей части появились специальные знаки. Материал состоит из двух частей. Основной, по изменениям в тексте Правил и дополнительный о новых знаках и разметке.

Рассмотрим изменения ПДД с 15 апреля 2015 года подробно по каждому пункту

Новое определение “Островок безопасности”

“Островок безопасности” – элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

У всех на слуху понятие “Островок безопасности”, однако до сих пор он не имел определения в . Формальное изменение, не вносящее изменений в организацию движения. Ранее пешеходы останавливались на разделительной полосе, теперь им выделено на этой полосе специальное место.

Изменение определения “Полоса для велосипедистов”


“Полоса для велосипедистов” – полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.

“Полоса для велосипедистов” – полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

Введен новый знак 5.14.2. “Полоса для велосипедистов”. Для обозначения полосы больше нет необходимости размещать комбинацию из двух знаков и обязательно над полосой. Возможно и размещения с краю проезжей части, аналогично, как и знак “Полоса для маршрутных транспортных средств”

Диагональные пешеходные переходы


4.3.Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В пункт 4.3 внесен новый абзац, который допускает переходить перекресток по диагонали. Обратите внимание на условия, при которых возможен такой переход:

  1. Только на регулируемых перекрестках;
  2. Только при наличии разметки обозначающей пешеходный переход 1.14.1 или 1.14.2.

Пешеходам НЕ разрешили переходить дорогу по диагонали , как заявляется во многих заголовках, вышедших публикаций. Такое пересечение возможно только при соответствующей организации движения через перекресток.

Применение определения “Островок безопасности”

Выйдя на проезжую часть(трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Если пешеход не успел перейти дорогу, остановиться он должен в первую очередь на островке безопасности или на линии на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. По другому и быть не может. Пожалуй, предлог “или” логичнее было бы заменить на “, а в случае его отсутствия”. Но выше мы отметили, большого значения это изменение ПДД не имеет.

Красный контур в дополнительной секции


Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Еще одно формальное изменение, на практике такие светофоры уже применяются. Отражение данного факта в Правилах лишним не будет.

Способ постановки на стоянку

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9.

Полезное уточнение по способу постановки транспортного средства. Вы вероятно встречали стихийные парковки под углом к краю проезжей части. До 15 апреля 2015 года регулировался такой способ постановки неопределенной конфигурацией проезжей части и неопределенным “иным” расположением. С учетом дефицита парковочных мест любой карман или уширение проезжей части можно было считать допускающим “непараллельную” парковку, даже если такой карман был узким и не предназначен для такого расположения. В результате создавались препятствия для движения по проезжей части.

В новой редакции ставить транспортное средство можно только параллельно краю проезжей части, если иное прямо не указано:

  • знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 и линиями дорожной разметки;
  • знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 без линий дорожной разметки.
  • знаком 6.4 и линиями дорожной разметки;


К этой ситуации может возникнуть вопрос: “Почему же такая парковка является неправильной? Условие – знак 6.4 + табличка – выполнено”

Посмотрим еще раз на новые абзацы в п.12.2 Правил.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Способ постановки в этой ситуации определяется табличкой. Таблички обозначающей способ постановки под углом в ПДД РФ нет. Таблички 8.6.4 – 8.6.9 указывают способ постановки – перпендикулярно краю проезжей части. Возможность поставить автомобиль под углом с применением таких табличек обозначена во втором абзаце этой поправки, где требуется выполнение условия: “Знак 6.4 + табличка 8.6.4 – 8.6.9 + разметка”. Этот абзац исключает противоречие табличек 8.6.4 – 8.6.9 и разметки, нанесенной под углом к краю проезжей части.


Либо для постановки автомобиля под углом должно быть выполнено условие из первого абзаца “Знак 6.4 + разметка”, когда табличка на знаке отсутствует. Только при выполнении этих условий при организации парковки допускается ставить автомобиль под углом к краю проезжей части.





Обратите внимание, для парковки под любым углом краю проезжей части применение знака 6.4 обязательно.

Все наверное знакомы с историей о сушке кошки в микроволновой печи.

Жительница США попыталась высушить свою кошку в микроволновой печи, в результате чего та естественно скончалась. Затем она подала в суд на фирму изготовителя печи, так как в правилах эксплуатации не указан запрет сушить кошек. С целью избежать судебных исков производители микроволновых печей стали указывать, что нельзя сушить животных в микроволновках.

Не важна правдивость этой истории, а важна ее абсурдность. Но почему то к у многих водителей отношение к ним такое же, как и у этой американской жительницы. Если в ПДД не указан прямой запрет – значит он отсутствует.

Правило – Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Сначала идут Правила, а потом движение. Движение идет по правилам, а не правила подставляются под движение. Если запрещено, то – запрещено. Если разрешено, то разрешено, только так, как описано, и никак иначе. В противном случае – это нарушение требований. Если для движения предназначена проезжая часть, то движение за ее пределами строго регламентировано.

Перейдем к примерам.

Движение по трамвайным путям

Одно из частых нарушении ПДД – это объезд пробки по трамвайным путям. Как мы знаем, трамвайные пути не являются проезжей частью. Тем не менее водители получают штраф по статье части 1 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения на проезжей части.

12.15.1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней

Как же так, движение вне проезжей части, а штраф за расположение на проезжей части? Все просто, движение по трамвайным путям регламентировано правилами расположения на проезжей части. Расположение за пределами проезжей части, не соответствующее правилам является нарушением.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил.

Это единственное условие движения по трамвайным путям в соответствии с требованиями Правил.

Пересечение направляющего островка и островка безопасности с разметкой 1.16.1 -1.16.3


Фотофиксация пересечения направляющего островка – разметки 1.16.2

Водители стали получать штрафы с камер автоматической фиксации за пересечение дорожной разметки 1.16.1-1.16.3 по статье 12.16.1

12.16.1 Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги…

Давайте разберемся, справедлив ли такой штраф? Все что имеется в пдд об этой разметке.

1.16.1-1.16.3 – обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;

Никаких требований по ее пересечению Правила не содержат, то есть прямых указаний нет. Мы видим только направляющие островки. Напомним, что Правила не содержат никаких изображений дорожных знаков или разметки. В них указана только нумерация со ссылкой на ГОСТ. Смотрим ГОСТ по применению.

6.2.19 Разметку 1.16.1-1.16.3 применяют для обозначения направляющих островков:

  • 1.16.1 – в местах разделения потоков транспортных средств противоположных направлений;
  • 1.16.2 – в местах разделения потоков транспортных средств одного направления;
  • 1.16.3 – в местах слияния потоков транспортных средств (рисунок В.12).

На островках, имеющих большую площадь, разметку 1.16.1-1.16.3 допускается выполнять на концевых участках островка и на расстоянии 1,0 м от его границы (рисунок В.12). При небольшой площади островка допускается окраска всей его поверхности.

Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения островков безопасности на пешеходных переходах. Ширина островка безопасности должна быть не менее 1,5 м, а его длина должна быть равна ширине перехода. Расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,0 м.


Рисунок В.12. Пример нанесения разметки 1.16.*

Следуя данной выдержке и иллюстрации из ГОСТ видно изображение разметки 1.1, однако остается вопрос где находится граница разметки 1.1 и 1.16.1 и является ли разметка 1.1 составляющей разметки 1.16.1? Нам ничего не остается как обратится к правилам применения разметки 1.1.

6.2.3. Разметку 1.1 применяют в следующих случаях:

3) Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.) (рисунок В.12).

Разметкой 1.16.1-1.16.3 обозначаются непосредственно направляющие островки – их площадь, разметкой 1.1 обозначается их граница

То, что сплошную линию разметки 1.1. пересекать запрещается всем известно, соответственно выезд на разметку 1.16.1-1.16.3 запрещен и нарушение Правил дорожного движения не вызывает сомнений.

Еще раз хочу ответить на замечания: “ГОСТ не для водителей, водитель не должен знать ГОСТ – это для строителей” – должен в касаемо его части. Правила прямо ссылаются на ГОСТы. Без ГОСТ водители не знали бы как выглядят знаки и разметка, какая допустимая светопропускаемость тонировки и прочее.

Остановка и стоянка

Вернемся к разъяснению, что понятие “Что не запрещено, то разрешено” к Правилам дорожного движения применяться не может. Это отражено и в требованиях к остановке и стоянке.

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, – на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Обратите внимание, никаких прямых запретов.

Движение по разметке

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Никто же не будет спорить, что движение по разметке является нарушением?

Следуйте Правилам Дорожного движения и Ваши поездки будут более безопасными. Поиски пробелов в большей части случаев будут не в Вашу пользу.

С каждым годом автомагистрали заполняются новыми транспортными средствами. Удивляет не только появление новых и неожиданных современных моделей, но и стремительный рост их количества. Безусловно, автодорога, являющаяся главным пространством, представляющим особую опасность для человека, становится ещё более опасной, особенно для тех, кто теряет бдительность, кто привык рисковать, испытывая всплески адреналина.

К сожалению, изучая статистические данные, предоставленные дорожной инспекцией, можно ужаснуться, поскольку ежедневно в стране гибнет около сотни человек, среди них около десяти детей. В Европе тоже гибнут люди вследствие ДТП, но количество погибших или пострадавших практически в десять раз меньше. Кстати, если в российских мегаполисах предпочитают сплошь и рядом углубляться «под землю», формируя новые подземные , то в европейских странах такая практика напрочь отсутствует. Однако у них значительно чаще можно встретить островки безопасности на дороге, тогда как у нас такую дорожную разметку тоже можно заметить, но значительно реже. Что же собой представляет эта разметка, можно ли при её активном использовании улучшить ситуацию на автодорогах, снизить количество ДТП - разобраться в таких вопросах не так уж и сложно.

Островок безопасности

Островок безопасности представляет собой разновидность дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки. Главным назначением такого островка является обеспечение безопасности для пешехода. Водителям категорически запрещается заезжать или пересекать такую разметку, поэтому пешеход может спокойно передохнуть, если не успел пересечь автодорогу сразу. В Европе как раз такие островки встречаются значительно чаще, что волей-неволей активно развивает дисциплинированность у всех участников дорожного движения.

Функции островков безопасности

Если желаете, можете провести небольшой эксперимент. Остановите любых пешеходов на улице и поинтересуйтесь их мнением относительно того, зачем нужен такой островок. Большинство уверенно заявит, что он позволяет останавливаться пожилым людям, которым очень сложно переходить быстро проезжую часть, пока горит зелёный сигнал светофора. На самом деле такая разметка преследует несколько иные цели. Прежде всего, она делит автодорогу на две части. Пешеходу при такой ситуации нет необходимости контролировать ситуацию со всех сторон. Вспомните, как иногда приходится крутить головой то влево, то вправо, чтобы определить для себя, на каком расстоянии находится приближающееся авто, можно ли себе позволить переходить проезжую часть или продолжать стоять на месте, нервно крутя головой. Хорошо, если пешеход никуда не торопится. Он простоит долго, но начнёт движение, только когда убедится в полной своей безопасности. Если же пешеход торопится, опаздывает на работу, вряд ли он будет стоять и хладнокровно оценивать безопасность перехода. Приходится иногда рисковать. К сожалению, именно такие риски провоцируют .

Если же на широкой автодороге имеется такая разметка, то никаких особых затруднений пешеход не испытывает. Он может спокойно оценить ситуацию только с одной стороны проезжей части, перейти её, остановиться на островке безопасности, убедиться в отсутствии транспортных средств с другой стороны, после чего продолжить и завершить успешно переход проезжей части.


Однако это не единственная функция островка. Ещё её одним назначением является создание ситуации, при которой происходит вынужденное снижение скорости автомобилистами. Именно такая разметка немного сужает полосу движения, а также слегка смещается в сторону. Кстати, водителям приходится немного по-иному , значительно уменьшая радиус поворота. Если рядом с такой разметкой дорожные службы слегка приподнимают дорогу, укладывают «лежачего полицейского», тогда водителям волей-неволей приходится снижать скорость своего движения до 30–40 км/ч.

В некоторых случаях на таких организованных пространствах устанавливают знаки дорожного движения или даже светофоры. Такие конструкции позволяют водителям издалека заметить «особенность» проезжей части и стать максимально бдительным.

Требования, выдвигаемые к водителям

В крупных мегаполисах достаточно сложно найти свободные места, где можно было бы , особенно если нет желания пользоваться платными услугами. Именно по этой причине некоторые водители принимают рискованное решение, на основании которого останавливаются и паркуются именно на таком островке. Некоторые пребывают в абсолютной уверенности, что за такими действиями не последуют никакие штрафные санкции. Так ли это на самом деле, разрешается ли ставить транспортное средство на такой разметке, можно ли совершать на неё въезд и выезд, совсем не мешает разобраться.

Если внимательно изучить правила дорожного движения, то никакого прямого запрета на въезд и выезд вроде бы как в них нет. Однако следует учитывать некоторые дополнительные обстоятельства. В большинстве случаев такая разметка сопровождает пешеходный переход, а остановка на нём транспортных средств ПДД запрещена. И также островки могут быть организованы на перекрёстках, на них тем более никто не останавливается.


Если же рассмотреть ситуацию, когда машина мчится по автомагистрали, на которой вдруг встречаются островки, выполняющие функции разделения транспортного потока, можно решить, что парковаться в таких случаях можно. Действительно, пешеходный переход, перекрёсток отсутствуют. Однако важно учесть ещё один момент. Такая разметка сопровождается наклонными линиями, обрамлёнными одной сплошной линией.

Рекомендуем вам скрупулёзно вспомнить требования правил дорожного движения относительно того, какие линии разрешено пересекать автомобилям. Возобновив в своей памяти эти строки, вам станет понятно, что, если ваш автомобиль наехал на островок, сотрудник дорожной автоинспекции будет иметь полное право выписать вам штраф вследствие совершения вами административного правонарушения. В трактовке к такому штрафу будет указано не то, что вы заехали на островок, а то, что вы пересекли сплошную линию, нарушив требования дорожной разметки. Именно по этой причине и въезд, и выезд, и остановка на таком островке запрещены. Исключением может быть только выезд одного колеса автомобиля на границу островка безопасности при завершении манёвра обгона. В этих случаях считается, что водитель начал совершать манёвр на том участке автодороги, где ему это разрешается.

Мы рекомендуем вам неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, только там, где она разрешена, не обращая внимания на других останавливающихся, действующих зачастую наугад, полагаясь целиком на «авось». Если же вы совершите манёвр, противоречащий ПДД, можете даже не объяснять инспектору дорожной полиции, почему вам так было необходимо заехать или остановиться на островке безопасности. За такими вашими действиями последует всё равно штраф, сумма которого часто исчисляется пятьюстами рублями.

Избежать возникновения неприятностей на автодорогах вы сможете, если глубоко изучите всё, что прописано про островки безопасности в ПДД, в которых указано, что это такое, как их различать и какие требования соблюдать. Мы рекомендуем вам вести себя на автодорогах так, чтобы не провоцировать аварийные ситуации, перемещаться безопасно и комфортно и, как следствие, не провоцировать дополнительные финансовые потери в виде штрафных счетов.

Островки безопасности September 23rd, 2013

Как мы знаем, в развитых городах Европы крайне мало внеуличных переходов. Пешеходы переходят проезжую часть, как люди, по земле. Однако не смотря на частое пересечение траекторий движения машин и пешеходов, в европейских странах удается добиваться низкой смертности! У нас же не смотря на большое количество под и надземных переходов, пешеходная смертность..., вы сами знаете. Как же европейцам удается обезопасить людей, переходящих дорогу? Ответ прост: переходы в Европе заметные для водителей и удобные для пешеходов, что в результате и определяет безопасность. Добиваются они этого с помощью лежачих полицейских, тротуарных выступов с запретом парковки (как мы предлагаем ), подсветкой переходов, продуманной настройкой светофоров и использованием островков безопасности. О последних я и хочу сегодня поговорить.

Функции островков
У нас почему-то к островкам безопасности сложилось отношение исключительно как к месту отдыха для пожилых людей, которые не в состоянии перейти улицу за один приём. На самом деле, это не единственная и далеко не главная их функция.

Основная цель островка безопасности - разбить переход через улицу на две части, в каждой из которых пешеход следит только за одним направлением движения. Ему не нужно мотать головой туда-сюда, прогнозируя безопасность перехода. Посмотрел налево - дошел до островка, посмотрел направо, дошел до тротуара.


Дополнительную гарантию снижения скорости можно получить, приподняв проезжую часть напротив островка с плавным въездом-съездом, рассчитанным на 30-40 км/ч. Это, конечно, решение для локальных улиц, не требующих большой пропускной способности. Зато такая комбинация обеспечит почти 100%-ную безопасность, не говоря о том, что так будет еще удобнее для пешеходов.

Как ни странно, но островок может даже повысить пропускную способность перекрестка или участка улицы, имеющего только пешеходный светофор.

В первом случае этого можно добиться более сложным пофазником с множеством коротких фаз. То есть, светофор будет переключаться через короткие промежутки времени, а не как у нас любят: типа полторы минуты едем, 20 секунд стоим. А, например, по 10 секунд пешеходам каждые 45 секунд цикла. В случае с островками уже не нужно заботиться о тех, кто не успеет перейти дорогу за одну фазу, то есть не нужно прибавлять в пешеходную фазу 5 секунд, как делают сейчас. Не успеют - подождут на островке. А чтобы долго не пришлось ждать и должны быть короткие интервалы между фазами. Естественно, это все надо просчитывать в каждом конкретном случае. Возможно, где-то будет лучше оставить все как есть, если пешеходные потоки редкие, но с высокой концентрацией тихоходных бабушек, например, у поликлиники, собеса, сбербанка и магазина шоколадных конфет:)

Во втором случае, например на дорогах 1+1 или 2+2 со спокойным движением и немногочисленными пешеходами, можно после создания островка вообще убрать светофор. Тогда пешеходам вообще не придется ждать зеленого сигнала, а водители не будут стоять зря на красный, глядя на пустой переход. Если пешеходов все-таки много и они идут сплошным потоком (например, возле выхода из метро), то светофор нужен, чтобы какое-то время и пешеходы подождали, пропустив машины.

Также островки удобны в случае "закрытых" левых поворотов с дополнительной полосой. Когда крайняя левая полоса заканчивается островком, можно спокойно ждать проезда встречных машин, не мешая автомобилям твоего направления, двигающимся прямо.

Еще с помощью островков можно канализировать потоки. Удобная штука на широких перекрестках. Она не только разбивает переход через множество полос на несколько частей, но и позволяет независимо настраивать светофор на каждом отрезке. Например пешеходов на поворотном "канале" пускать каждые 30 секунд, а на основном светофоре каждую минуту. Таким образом, можно подкопить пешеходов на островке для перехода через основную проезжую часть. Ну а канализирование потоков само по себе благо, физически запрещающее странные маневры вроде поворота направо из левой полосы (и наоборот). Таким образом, островки могут прилично повысить пропускную способность перекрестков и уменьшить аварийность на них.

Благодаря островкам появляется место для установки знаков, светофоров, которые в свою очередь еще больше повышают заметность перехода. Когда посреди дороги вырастает столб или знак, это трудно не заметить издалека.

В общем очень полезная штука со всех сторон.

Идеальный островок (см. схему ниже) должен удовлетворять нескольким параметрам

Минимум 2 метра шириной. Это необходима для велосипедистов и родителей с колясками. Советские ГОСТы говорят о полутора метрах, но их явно не хватит для велосипеда. Так что лучше два, с запасом;

Поверхность должна быть нескользящей, лучше, если это будет плитка. Не только ради лучшего сцепления, но и ради ощущения пешеходов, что они стоят на своей территории, а не на отгороженном куске проезжей части, как например любят делать в Америке;

По краям должны быть установлены защитные столбики. Не нужно городить конструкцию с 30-сантиметровыми бордюрами, как у нас записано в нормах, видимо, "защищающими" от удара грузовика на скорости 100 км/ч. Светоотражающие столбики будут решать задачу заметности островка и пассивно обезопасят пешеходов от наездов. Парадокс в том, что чем менее защищенным будет островок (в разумных пределах), тем внимательнее будут водители. Это как с . Сделали бы проезжую часть в другом уровне и с бордюрами - гоняли бы. Сделали в одном уровне и со столбиками - скорость была бы 40-50 км/ч. А без столбиков, когда пешеходы ходят совсем рядом, разгоняться страшно;

Полосы рядом с островком сужаются до 3-3,25 метров. Ничего страшного в этом нет. Проехать на 80 км/ч по такой полосе будет не комфортно, а на 40-60 вполне (что для города самое то);

Если на переходе остается светофор, то он обязательно должен быть с обратным отсчетом. Стоять даже на идеальном островке посреди потока всё-таки не очень приятно, поэтому когда пешеход смотрит на красный свет и, при этом, движение не интенсивное - ему захочется перебежать. С таймером он будет спокойно ждать. Конечно, при условии, что ждать нужно не больше 20-30 секунд (а не как у нас пока делают по полторы минуты).

Московская практика
С теорией разобрались, перейдем к практике. Почему же в столице почти нет островков? Ответ можно найти в ГОСТах, в которых написано, что расстояние до приподнятого островка должно быть не менее 10,5 метров. Не знаю, откуда взялось такое требование. Видимо, проектировщики хотели, чтобы длинномеры (или танки?) могли поворачивать на любых перекрестках. Однако даже узкие амстердамские переулки и фура с подруливающими задними колесами передают привет этим проектировщикам.

Сложно точно сказать, нужно либо вообще убрать требование о минимальном расстоянии, либо сделать его небольшим, 3,5-4 метра (естественно, при проектировании необходимо будет учитывать требования общественного транспорта, проходящего через перекрестки с островками, т.к. автобусам и троллейбусам нужен достаточно широкий коридор), или же все-таки в этом месте островок не делать. Но изначально ограничиваться 10,5 метрами от бордюра - это нонсенс какой-то.

Мы считаем, чтобы не прыгать с места в карьер, нужно начать с приподнятия направляющих островков. Это будет однозначно проще реализовать, т.к. по сути, островок уже есть, осталось только его оформить.

Речь идет о подобных местах:

Островки нужно продлевать до пешеходного перехода и поднимать. Так уже сделано например в Строгино:


Конечно, сделано топорно, но это первый шаг. Теперь можно работать над тем, чтобы островок выглядел эстетичным.

Когда, научимся такие делать, можно переходить к островкам посложнее - на прямых участках широких дорог, разделяющих потоки. Там уже нужно будет думать о сужении полос, о том, как грамотнее разделить проезжую часть, может в данном месте лучше сделать не 3+3, а 4+2 с закрытым левоповоротным карманом и соответственно сместить островок с центральной оси.

А вот как-то так можно было бы разделить проезжую часть на Хамовническом валу.

В общем, нужно делать, учиться, брать примеры у прогрессивных зарубежных коллег. Впрочем, даже самый дешевый островок с асфальтом уже лучше чем ничего.

Надеюсь что в обозримом будущем у нас появятся и вот такие островки:

а лучше - такие

Вы уже хотите такой островок безопасности возле своего дома?

А вот уже реализованный нами замечательный пример островков на площади у Политехнического музея (у Маросейки)

Материалы для публикации подготовлены

Как мы знаем, в развитых городах Европы крайне мало внеуличных переходов. Пешеходы переходят проезжую часть, как люди, по земле. Однако не смотря на частое пересечение траекторий движения машин и пешеходов, в европейских странах удается добиваться низкой смертности! У нас же не смотря на большое количество под и надземных переходов, пешеходная смертность..., вы сами знаете. Как же европейцам удается обезопасить людей, переходящих дорогу? Ответ прост: переходы в Европе заметные для водителей и удобные для пешеходов, что в результате и определяет безопасность. Добиваются они этого с помощью лежачих полицейских, тротуарных выступов с запретом парковки (как мы предлагаем на Пятницкой), подсветкой переходов, продуманной настройкой светофоров и использованием островков безопасности. О последних я и хочу сегодня поговорить.
Функции островков
У нас почему-то к островкам безопасности сложилось отношение исключительно как к месту отдыха для пожилых людей, которые не в состоянии перейти улицу за один приём. На самом деле, это не единственная и далеко не главная их функция.
Основная цель островка безопасности - разбить переход через улицу на две части, в каждой из которых пешеход следит только за одним направлением движения. Ему не нужно мотать головой туда-сюда, прогнозируя безопасность перехода. Посмотрел налево - дошел до островка, посмотрел направо, дошел до тротуара.
Также островки снижают скорость автомобилей, так как полоса движения сужается и немного смещается в сторону. Он делает безопаснее левые повороты на перекрестках, уменьшая радиус поворота. Конечно, в этом случае нужно не перестараться и не сделать радиус меньше, чем удобно общественному транспорту. 12-15 метров будет вполне достаточно. Подробнее об этом можно прочитать у Владимира Злоказова.
Дополнительную гарантию снижения скорости можно получить, приподняв проезжую часть напротив островка с плавным въездом-съездом, рассчитанным на 30-40 км/ч. Это, конечно, решение для локальных улиц, не требующих большой пропускной способности. Зато такая комбинация обеспечит почти 100%-ную безопасность, не говоря о том, что так будет еще удобнее для пешеходов.

Как ни странно, но островок может даже повысить пропускную способность перекрестка или участка улицы, имеющего только пешеходный светофор.
В первом случае этого можно добиться более сложным пофазником с множеством коротких фаз. То есть, светофор будет переключаться через короткие промежутки времени, а не как у нас любят: типа полторы минуты едем, 20 секунд стоим. А, например, по 10 секунд пешеходам каждые 45 секунд цикла. В случае с островками уже не нужно заботиться о тех, кто не успеет перейти дорогу за одну фазу, то есть не нужно прибавлять в пешеходную фазу 5 секунд, как делают сейчас. Не успеют - подождут на островке. А чтобы долго не пришлось ждать и должны быть короткие интервалы между фазами. Естественно, это все надо просчитывать в каждом конкретном случае. Возможно, где-то будет лучше оставить все как есть, если пешеходные потоки редкие, но с высокой концентрацией тихоходных бабушек, например, у поликлиники, собеса, сбербанка и магазина шоколадных конфет:)
Во втором случае, например на дорогах 1+1 или 2+2 со спокойным движением и немногочисленными пешеходами, можно после создания островка вообще убрать светофор. Тогда пешеходам вообще не придется ждать зеленого сигнала, а водители не будут стоять зря на красный, глядя на пустой переход. Если пешеходов все-таки много и они идут сплошным потоком (например, возле выхода из метро), то светофор нужен, чтобы какое-то время и пешеходы подождали, пропустив машины.


Также островки удобны в случае "закрытых" левых поворотов с дополнительной полосой. Когда крайняя левая полоса заканчивается островком, можно спокойно ждать проезда встречных машин, не мешая автомобилям твоего направления, двигающимся прямо.
Еще с помощью островков можно канализировать потоки. Удобная штука на широких перекрестках. Она не только разбивает переход через множество полос на несколько частей, но и позволяет независимо настраивать светофор на каждом отрезке. Например пешеходов на поворотном "канале" пускать каждые 30 секунд, а на основном светофоре каждую минуту. Таким образом, можно подкопить пешеходов на островке для перехода через основную проезжую часть. Ну а канализирование потоков само по себе благо, физически запрещающее странные маневры вроде поворота направо из левой полосы (и наоборот). Таким образом, островки могут прилично повысить пропускную способность перекрестков и уменьшить аварийность на них.
Благодаря островкам появляется место для установки знаков, светофоров, которые в свою очередь еще больше повышают заметность перехода. Когда посреди дороги вырастает столб или знак, это трудно не заметить издалека.
В общем очень полезная штука со всех сторон.
Идеальный островок (см. схему ниже) должен удовлетворять нескольким параметрам
- минимум 2 метра шириной. Это необходима для велосипедистов и родителей с колясками. Советские ГОСТы говорят о полутора метрах, но их явно не хватит для велосипеда. Так что лучше два, с запасом;
- поверхность должна быть нескользящей, лучше, если это будет плитка. Не только ради лучшего сцепления, но и ради ощущения пешеходов, что они стоят на своей территории, а не на отгороженном куске проезжей части, как например любят делать в Америке;
- по краям должны быть установлены защитные столбики. Не нужно городить конструкцию с 30-сантиметровыми бордюрами, как у нас записано в нормах, видимо, "защищающими" от удара грузовика на скорости 100 км/ч. Светоотражающие столбики будут решать задачу заметности островка и пассивно обезопасят пешеходов от наездов. Парадокс в том, что чем менее защищенным будет островок (в разумных пределах), тем внимательнее будут водители. Это как с Большой Дмитровкой. Сделали бы проезжую часть в другом уровне и с бордюрами - гоняли бы. Сделали в одном уровне и со столбиками - скорость была бы 40-50 км/ч. А без столбиков, когда пешеходы ходят совсем рядом, разгоняться страшно;
- полосы рядом с островком сужаются до 3-3,25 метров. Ничего страшного в этом нет. Проехать на 80 км/ч по такой полосе будет не комфортно, а на 40-60 вполне (что для города самое то);
- если на переходе остается светофор, то он обязательно должен быть с обратным отсчетом. Стоять даже на идеальном островке посреди потока всё-таки не очень приятно, поэтому когда пешеход смотрит на красный свет и, при этом, движение не интенсивное - ему захочется перебежать. С таймером он будет спокойно ждать. Конечно, при условии, что ждать нужно не больше 20-30 секунд (а не как у нас пока делают по полторы минуты).
Московская практика
С теорией разобрались, перейдем к практике. Почему же в столице почти нет островков? Ответ можно найти в ГОСТах, в которых написано, что расстояние до приподнятого островка должно быть не менее 10,5 метров. Не знаю, откуда взялось такое требование. Видимо, проектировщики хотели, чтобы длинномеры (или танки?) могли поворачивать на любых перекрестках. Однако даже узкие амстердамские переулки и фура с подруливающими задними колесами передают привет этим проектировщикам.
Сложно точно сказать, нужно либо вообще убрать требование о минимальном расстоянии, либо сделать его небольшим, 3,5-4 метра (естественно, при проектировании необходимо будет учитывать требования общественного транспорта, проходящего через перекрестки с островками, т.к. автобусам и троллейбусам нужен достаточно широкий коридор), или же все-таки в этом месте островок не делать. Но изначально ограничиваться 10,5 метрами от бордюра - это нонсенс какой-то.
Мы считаем, чтобы не прыгать с места в карьер, нужно начать с приподнятия направляющих островков. Это будет однозначно проще реализовать, т.к. по сути, островок уже есть, осталось только его оформить.
Речь идет о подобных местах:
Островки нужно продлевать до пешеходного перехода и поднимать. Так уже сделано например в Строгино:
Конечно, сделано топ***, но это первый шаг. Теперь можно работать над тем, чтобы островок выглядел эстетичным.
Когда, научимся такие делать, можно переходить к островкам посложнее - на прямых участках широких дорог, разделяющих потоки. Там уже нужно будет думать о сужении полос, о том, как грамотнее разделить проезжую часть, может в данном месте лучше сделать не 3+3, а 4+2 с закрытым левоповоротным карманом и соответственно сместить островок с центральной оси.
А вот как-то так можно было бы разделить проезжую часть на Хамовническом валу.
В общем, нужно делать, учиться, брать примеры у прогрессивных зарубежных коллег. Впрочем, даже самый дешевый островок с асфальтом уже лучше чем ничего.
Надеюсь что в обозримом будущем у нас появятся и вот такие островки:
а лучше - такие
Вы уже хотите такой островок безопасности возле своего дома?
А вот уже реализованный нами замечательный пример островков на площади у Политехнического музея (у Маросейки)
Материалы для публикации подготовленыterrific_jams.
Добавить мой журнал в друзья можно тут.

Tags: Для, чего, нужны, островки, безопасности, на, дороге

Островок безопасности - элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных напр...

Зачем нужны островки безопасности

Несмотря на то что в европейских городах мало подземных переходов и люди, в основном, пересекают проезжую часть по земле, пешеходов там сбивают крайне редко. Смертельный исход наездов на людей там так же мал. У нас же строят все большее и большее количество внеуличных переходов, однако, пешеходная смертность не уменьшается.
Как же европейцам удается обезопасить людей, пересекающих дорогу? Ответ прост: большинство переходов обустроены островками безопасности. Посмотрите, на улице всего по одной полосе в каждую сторону, а островок все равно имеется.


фото mostovoy
Сравните с Москвой:


Безобразие? Конечно! Чтобы обезопасить пешеходов, у нас бросаются в другую крайность: тотальное строительство подземных переходов. Уже через одну полосу делать стали.
Часто приходится читать в комментариях, что пешеходам надо физически запретить (с помощью строительства заборов) переходить улицы по земле. Даже если признать эту позицию правильной, её невозможно реализовать. Никаких денег не хватит для выкапывания такого количества подземных переходов.
Поэтому для любого человека переход даже тихой улочки может закончиться летальным исходом:
Как можно было бы избежать смерти пешехода в таком случае? Можно построить над или подземный переход за 150-200 миллионов рублей, или сделать островок безопасности, оборудованный проитивоударным столбиком. Наезд автомобиля на него выглядит примерно так:
Дело, конечно, не в том, что мы заменяем жертву-пешехода на жертву-водителя. Если бы каждый переход и каждый перекресток был оборудован островками безопасности, автомобилисты бы не стали гонять как сумасшедшие по улицам.
Ведь островки безопасности являются мерой успокоения трафика, что снижает скорости и приводит к равномерности потока. Полосы рядом с островком сужаются до 3-3,25 метров. Ничего страшного в этом нет. Проехать на 80 км/ч по такой полосе будет не комфортно, а на 40-50 вполне.
Островки безопасности на перекрестках уменьшают радиус поворота и заставляют водителя снижать скорость.
Максимально убирая пешеходов под землю, мы приходим к ситуации, когда автомобилисты начинают считать себя единственными участниками дорожного движения. Причем они перестают замечать не только пешеходов, но и другие машины. Автомобилистам островки безопасности нужны не меньше. Необходимость снижать скорость перед перекрестком, оборудованным островками безопасности, сильно уменьшит желание некоторых летчиков проскакивать светофор не краснеющий желтый.
Вот так недорогие островки безопасности могут сохранить множество жизней. Но вместо этого пешеходов загоняют под землю, а против автомобилистов развешивают тысячи камер.

"островке безопасности"? - All-answers.ru

Нужен ли техосмотр на автомобиль · Разрешено ли ставить ксенон... Что такое "островок безопасности" и можно ли автомобилистам им пользоваться... зону, предназначенную для пешеходов, между двумя полосами на дороги.

Можно ли оштрафовать за остановку на островке безопасности...

9 июн 2011 ... Я остановился на островке безопасности. Подъехал патруль ГАИ и.... P.S.: Без этих шоуменов было б скучно на дорогах!)))) Ответить.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх