Можно ли беременеть если муж пьет фенибут. Что опасно при беременности. Активная составляющая Фенибута и лекарственные формы

Много чудотворных икон Божией Матери было явлено российскому народу, но не все смогли дойти до наших дней. Трудно сказать, утеряны ли они навсегда или сокрыты до времени. Но есть такие, которые и сегодня остаются огоньком надежды на то, что Господь не оставил свой народ. Почаевская икона уже несколько столетий является таким светильником веры. Прославившись более пятисот лет назад, и сегодня она привлекает тысячи паломников.


История святого образа

В 16 в. митрополит Неофит проезжал через Почаев, где его очень тепло встретили дворяне Гойские. В память о своем визите он подарил им икону. Вскоре митрополит стал патриархом, а икона прославилась великими чудесами. Ей было суждено стать святыней целого народа.

Почаевская икона Божией Матери несколько десятков лет провела в доме благочестивых христиан, пока не случилось первое исцеление. Тогда владелица решила, что иметь такую святыню в одиночку недостойно. Образ был передан в обитель, где стал достоянием всего православного народа. Правда, это продолжалось недолго. После смерти Анны Гойской родственники решили вернуть икону себе.

Насмешки над святым образом не прошли даром - жена наследника стала бесноватой. По совету благочестивого монаха образ был отдан обратно в монастырь. Спокойная жизнь обители вновь была нарушена в 1721 г., когда она была передана католикам. Они весьма почтительно относились к образу - папа Климент даже прислал золотую ризу, украшенную коронами.

Спустя почти столетие обитель была возвращена в лоно Православной церкви. Сегодня она имеет статус лавры и относится к Московскому патриархату. Каждую субботу перед Почаевской иконой поется акафист. Делается в память о чудесном исцелении незрячей девочки.


Значение Почаевской иконы

Характерное отличие иконы - под ликами Спасителя и Богородицы находится отпечаток стопы. Это след самой Богородицы. Почему же его стали изображать на образе? Это сделано в память о посещении самой Царицы Небесной.

Почаевская лавра расположена на одноименной горе. Но когда-то она пустовала, и однажды ночью два монаха были удостоены чудесного видения. В огненном столбе стояла Богородица - голову венчала корона, в руке Дева держала скипетр. Пламя не обжигало ее - оно было подобно тому, которое видел Моисей на Синае. Когда видение прекратилось, на скале остался след. Отпечаток наполнился чистой водой.

От этого места и начали монахи застраивать гору, на которой сегодня стоит 16 храмов. Сначала здесь появилась Успенская церковь, затем над отпечатком ноги Богородицы возвели Собор. Источник вместе со стопой покрыты ковчегом и ограждены решеткой.

Именно об этом напоминает изображение отпечатка на Почаевской иконе Божией Матери.

Оригинальный образ сделан на липовой доске, как и многие иконы. Использованы масляные краски. Тонкая полоска серебра, которая была нанесена сверху, была потеряна. Ее заменили жемчужной ризой. Необычен также оклад, напоминающий звезду, лучи которой богато украшены камнями.


Где пребывает образ

Чудотворная икона помещается над царскими вратами. В храме, где хранится Почаевская икона рано утром (монахи встают еще затемно), братия монастыря служит полунощницу. Затем, с пением тропарей, чудотворная икону опускают на обычный уровень. Висит она на лентах из шелка, рядом всегда дежурит монах. Поочередно все, кто пришел на службу, подходят к иконе.

В этом же храме можно получить воду из чудесного источника, открытого Богородицей. Сам родник находится за оградкой, где теплятся неугасимые лампады. Можно приложиться к изображению стопы. Саму воду раздает послушник («стопочный»). Но не только этими святынями богата Почаевская лавра.

Обитель уже несколько столетий является оплотом православной веры на всей западной Украине. Прославленный молитвенник преподобный Иов преставился здесь, прожив более сотни лет. Теперь его святые мощи тоже хранятся здесь.

Ни первая, ни вторая мировые войны не помешали монахам нести свои послушания - обитель не закрывалась. Немецкая оккупация, хрущевские гонения - во все эти тяжелые для страны моменты молитва звучала в древних стенах, продолжались служения. Говорят, мир будет стоять до тех пор, пока будет совершаться Литургия. Поэтому монастыри являются духовным оплотом всей земли.

Российские храмы иконы Божией Матери «Почаевская» строятся в Москве, Ростове-на-Дону, действующие храмы есть и в других городах.

Смысл святого образа

Большинство икон Божией Матери укладываются в несколько основных типов. В данном случае это «елеуса» («милостивая») - хотя название не совсем точное и является одним из эпитетов, которым наградили св. Марию, оно перешло на иконографическую схему. Узнать его можно по основным чертам:

  • Младенец и Его Мать прикасаются друг к другу лицами. В этом открывается очень личное общение между ними.
  • Голова Марии склоняется к Сыну.
  • Христос обнимает Богородицу левой рукой.
  • Изображение поясное.

Почаевский извод отличается еще тем, что Богородица в правой руке держит плат, которым обвит Младенец. Также чудотворная икона известна по своему драгоценному окладу, который по размерам сопоставим с самим образом. Лики как бы окружены золотым сиянием.

Присутствуют на иконе лики святых:

  • мученик Стефан - считается, что он первым был убит за христианскую веру;
  • преподобный Авраамий - в истории было очень много подвижников с таким именем, возможно это Авраамий Ростовский, сокрушавший идолов и обративший в христианство несколько языческих племен;
  • пророк Илья - известнейший ветхозаветный пророк, покровитель десантников и летчиков, почитаемый также в исламе, иудаизме. Известен тем, что взят на небо живым;
  • мученик Мина - первый флорентийский мученик;
  • великомученица Екатерина - жила в первые века христианства, была казнена после отказа выйти замуж за римского императора, решив посвятить себя Христу;
  • св. Ирина - предана смерти вместе с двумя сестрами-христианками в 4 в.;
  • св. Параскева - одна из первомучениц, погибшая со всей семьей во время правления Нерона.

Значение композиции Почаевской иконы глубже, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, здесь показана ласковая Мать, любящий Сын. Любой человек может «примерить» на себя одну из ролей - все были детьми, даже если сами не стали родителями. Но также здесь изображаются идеальные отношения Бога и человеческой души.

О чем молятся и в чем помогает Почаевская икона

За столетия собран весьма обширный список чудес (более 500), которых Господь удостоил верующих, молившихся перед образом. В чем помогла Почаевская икона людям?

  • Самое первое известное чудо произошло в домовом храме дворянской семьи, где находился образ. Мужчина, от рождения слепой, совершал молитвы перед иконой, после чего стал видеть. После этого случая образ было решено передать в обитель.
  • Один монах был захвачен в плен татарами. Находясь в кандалах, он горько сокрушался о том, что не сможет больше увидеть стен родного монастыря. И вдруг оказался посреди празднично одетых людей - Божия Матерь перенесла его в Почаевскую лавру.
  • Среди турок сохранилось предание о явлении Богородицы во время осады Почаева. В сонме ангелов явилась она перед нападавшими, которые от страха потеряли головы и стали убивать друг друга.
  • В 1664 г. у одного помещика скончался сын. Его бабка всю ночь молилась перед Почаевской иконой, умоляя вернуть любимого внука. К утру он очнулся и попросил есть.
  • Среди современных чудес - исцеление маленького мальчика, лишившегося слуха. Это стало осложнением после болезни. Врачи говорили, что восстановление займет много времени. Бабушка принесла Юре икону, которую оставили на ночь в палате. А утром ребенка выписали - он оказался здоров.

Воспитание души

При встрече с необъяснимыми явлениями человек может растеряться, поскольку разум привык всему давать собственную трактовку. Но не все поддается объяснениям - даже ученые это признают. Собраться с мыслями в таком случае поможет молитва. У «Почаевской» иконы их звучало бесчисленное количество, многие получали чудесный отклик.

Понятие «чудо» имеет много значений, особенно в области веры. Главное чудо, которое может сотворить Бог - это исцеление человеческой души, изменение сердца. Оно становится более мягким, чувствительным к голосу совести, открытым к чужой боли. Тогда человек понимает, что он может сам творить чудеса - проявляя заботу о ближних, жертвуя чем-то ради них, становиться примером. Об этом надо неустанно просить Господа.

О чем еще молятся православные у Почаевской иконы?

  • Об исцелении от недугов тела, в том числе проблем со слухом, зрением.
  • О защите от врагов в любой ситуации.
  • О прекращении вражды.
  • Об укреплении веры, исцелении души от бесов уныния.

Молитва Почаевской иконе Божией Матери

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. Аминь.

Особое место занимает чудотворная икона, находящаяся в Почаевском Свято-Успенском мужском монастыре (лавре) на Волыни (Украина). Ее почитают не только православные, но и приверженцы других религий.

Около четырех столетий находится этот чудотворный образ в стенах Свято-Успенского собора, положившего начало монастырскому комплексу. И все эти годы не прекращаются чудеса, явленные верующим по их молитвам перед иконой Божьей Матери.

История и значение

Уже сама история иконы начинается чудесным образом: Богородица как будто сама выбрала место, где ее святое изображение будет находиться . Поэтому стоит начать с предыстории.

В 1340 году у горы, на которой впоследствии выросла Лавра, поселились два монаха. Как-то один из них, совершив молитвы, отправился к вершине, но внезапно его поразило необыкновенное видение: на камне, словно окутанная пламенем, стояла сама Матерь Божья . Инок кликнул своего товарища, и тот тоже сподобился увидеть явление Заступницы рода человеческого.

Увидев чудесное сияние, исходящее с горы, туда прибежал пасший неподалеку скот Иоанн Босой, деревенский пастух. Втроем очевидцы Божьего чуда стали молиться и славить Господа Бога и Его Пресвятую Матерь.

Как свидетельство явления Богородицы, на камне, где она стояла, отпечаталась стопа ее правой ноги. Нынче камень со «стопочкой», как любовно называют этот отпечаток верующие, находится в том же Успенском храме и постоянно наполняется водой, таинственным образом источаемой камнем.

Воду, веруя в ее чудодейственную силу, постоянно набирают паломники, коих приезжает в Лавру великое множество, используют для исцеления от различных болезней, но стопа-источник не оскудевает.

Нередко на списках иконы Божьей Матери Почаевской помещается и изображение стопы.

Согласно существующему преданию, в эти места Божьей Матери, которая потом была названа Почаевской, попала как дар-благословение для дворянки Анны Гойской от греческого митрополита Неофита.

Следуя в Москву из Константинополя, будущий патриарх Константинопольский проезжал по землям Волыни и на несколько дней остановился для отдыха в Урле, поместье Гойской. Тронутый теплым и радушным приемом, высокий гость благословил хозяйку старинным образом Богородицы, с которым никогда прежде не расставался.

Священный дар был помещен в домашней молельне Анны Гойской и находился там долгое время. Но как-то кто-то из домашних заметил, что икона излучает дивный свет. Доложили хозяйке. Та сначала не поверила, но потом увидела этот образ во сне – «в великом свете». Перед иконой после этого была зажжена неугасимая лампада и совершались молитвы.

Первое чудо от иконы произошло в семье Анны: перед ней исцелился брат помещицы, Филипп. Разные источники указывают и разные недуги, от которых он избавился. Одни говорят о слепоте, другие – что он был хромым. Но факт остается фактом – это исцеление, произошедшее в 1597 году, засвидетельствовано историей.

После этого благочестивая Анна Гойская приняла решение передать чудотворный образ для вечного хранения поселившимся на Почаевской горе монахам . А когда здесь был построен храм Успения Пресвятой Богородицы, икона с почестями была помещена в нем. И теперь ее история навсегда слилась с историей монастыря, защитницей и заступницей которого она являлась и является.

Четыре столетия существования Лавры богаты событиями. Среди них много бедствий. Монастырь притесняли лютеране, осаждали турки, захватывали униаты, однако по заступничеству Царицы Небесной все беды миновали.

А описания многих, поистине легендарных, чудес дошли до нашего времени.

В июле 1675 года обитель осадили полчища татар. Монастырь тогда еще не был укреплен, и долго укрываться за его стенами было нереально. Тогдашний игумен воззвал к братии и укрывшимся здесь мирянам молиться ко Пресвятой Богородице и преподобному Иову , почившему игумену Почаевскому.

Утро накануне решающего татарского штурма началось с молитв. И буквально с первыми их словами над церковью появилась сама Матерь Божья, окруженная ангелами с обнаженными мечами . А рядом с ней молился о защите православной обители прп. Иов.

Увидев небесных воинов и приняв их за привидение, татары стали беспорядочно стрелять в них, но стрелы летели обратно, поражая выпускавших их. Врага обуяли ужас и паника, в которой они стали убивать своих же .

Преследовавшие бежавших татар защитники монастыря захватили много пленных. Некоторые из них с течением времени стали христианами и остались в Лавре навсегда.

После смерти Анны Гойской икону из монастыря изъял ее наследник Андрей Фирлей, кальвинист, и почти 20 лет владел ею.

Как-то перед гостями жена Фирлея глумливо стала изображать молитву перед иконой и тут же была поражена душевной болезнью – беснованием . Исцелилась она только тогда, когда икону вернули в Лавру.

В 1721 году Почаев захватили униаты. Для Лавры наступили трудные времена, но и тогда в монастырской летописи было описано более 500 чудес, явленных православной святыней.

Среди них – избавление от неминуемой смерти графского кучера. Граф Потоцкий, исповедовавший униатство, едва не пристрелил его, обвинив в том, что лошади понесли и коляска с седоком перевернулась.

Бедный кучер пал на колени и, повернувшись лицом к Почаевской горе, горячо взмолился к Богоматери о спасении . Несколько попыток графа выстрелить из всегда безотказного пистолета закончились осечками – жизнь кучера была спасена.

Самого Потоцкого это настолько потрясло, что он уверовал в силу иконы и пожертвовал много средств на устройство монастыря , в частности на возведение именно Свято-Успенского собора.

Только в начале XIX века монастырь был возвращен Православной Церкви. И это ознаменовалось исцелением Аннушки Акимчуковой, слепой от рождения девочки из Каменца-Подольского.

Она помолилась у иконы, промыла глаза водой из святой стопы и обрела возможность видеть . Сопровождавшая ее бабушка-униатка, пораженная явленным чудом, перешла в православие.

Исцеления происходят и в наши дни. Описан случай выздоровления парализованной монахини, которая на костылях, с сопровождающим, приехала в Почаев из Оренбурга, а уехала уже самостоятельно.

Костыли, оставленные ею в монастыре, как свидетельство чуда находятся рядом с иконой.

Это только незначительная толика эпизодов, свидетельствующих о чудотворности образа Почаевской Божьей Матери и записанных в монастырских фолиантах.

О чем ей молятся?

Каждый год из самых разных частей света едут и едут многочисленные паломники, чтобы поклониться великой святыне и попросить ее помощи. С молитвой к иконе Божией Матери Почаевской обращаются все верующие : ведь в жизни как – что ни человек, то проблема.

Люди просят помощи в неизлечимых болезнях, включая те, которые не поддаются никаким видам врачевания. Молятся за пленных и за их освобождение, за то чтобы вразумить заблудших и закоренелых грешников, за укрепление колеблющихся в вере.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Владычице Богородице! Благодарю Тя от всего сердца моего, яко сподобила мя еси грешнаго и недостойнаго раба Твоего предстати зде и покланятися на святей горе Твоей. О, коликих благ удостоихся тако многогрешный аз милосердием Твоим. Вижду, Пречистая, и ужасаюся, и истаевает дух мой, зря воочию многоцелебный сей источник благодати Твоея, егоже издревле во следе святыя стопы Твоея неизреченно явила еси, и всеблагоговейно покланяемся на месте, идеже стоясте Девичестии нозе Твои, молю Тя, благословенная Надеждо и Спасение душ и телес наших: омый мя цельбоносною водою Твоею от всякия скверны плоти и духа, утоли благодатными струями Твоими вся страсти моя сердечныя, уврачуй каплями от приснотекущaгo источника Твоего вся недуги моя телесныя, да Тобою наставляемый, врачуемый и избавляемый, воспеваю Тебе всеусердно: Радуйся, источниче радости непрестаемыя, радуйся, точе доброты неизреченныя. Радуйся, вожделений нечистых потопление, радуйся, скверн всяких измовение. Радуйся, струе световиднейшая во здравие верным от горы приосененныя чащи благодать исцелений подавающая, радуйся, росо небесная, свыше токи премудрости жаждущим истиннаго познания ниспосылающая. Радуйся, похвало Почаевская, спаси ны, молящияся Тебе, Надеждо наша и утешение. Аминь.

Где находится Почаевская Пресвятая Богородица?

Свято-Успенском соборе Почаевской Лавры, в третьем ярусе роскошного иконостаса, который подарил монастырю император Александр II. Каждое утро икону на шелковых лентах опускают на уровень человеческого роста – для поклонения и . Оригинальная икона имеет небольшие размеры. Оправлена в оклад в форме звезды со многими исходящими от нее лучами.

Но в этом же соборе есть большой ее список, который тоже носит название «Почаевская» и тоже почитается как чудотворный. Эта икона появилась в Киеве после избавления города от эпидемии холеры. Внизу этого списка уже изображена стопа Богородицы.

Чудотворный список иконы Почаевской Божьей Матери, прославленный избавлением от напасти в том же 1848-м, холерном, году, находится в сибирском Иоанно-Введенском женском монастыре, неподалеку от Тобольска .

Почаевская икона, и тоже чудотворная, есть и в Москве. Она сберегается в Св. Димитрия Солунского – у Тверских ворот. Чудотворный ее список есть и в Свято-Даниловом монастыре – в его Троицком соборе.

В чем помогают иконы «Неопалимая Купина» и «Воздвижение Креста Господня»?

В Православной Церкви многие иконы почитаются чудотворными, и к ним традиционно обращаются люди со своими бедами.

Так, Богородичная икона «Неопалимая Купина» считается защитницей от пожара – с этой целью ее помещают дома.

Перед ней молятся за тех, кто сам стоит на страже безопасности, – за военных, пожарников, врачей, летчиков. Люди этих профессий тоже считают «Неопалимую Купину» своей покровительницей.

В военных столкновениях этот образ Богородицы оберегает по молитве солдат и военачальников. Сильно согрешившие верят, что благодаря искреннему покаянию перед иконой ее чудесный огонь испепелит все содеянные ими . Избавляет она и страдающих психическими недугами.

Что касается иконы «Воздвижение Креста Господня» , то молитвы перед ней тоже касаются всех человеческих забот и тягот, начиная от избавления от зубной боли и заканчивая молением даровать милость Божию во всех трудных ситуациях.

Бесплодные просят о даровании детей и получают просимое.

Страдающие мигренями, болями в суставах молят об исцелении.

С верой обращаются к иконе неизлечимо больные.

Молящиеся «Воздвижению Креста Господня» наполняются силой духа, помогающей смиряться и терпеть, надеяться и ждать.

Молитва к иконе «Воздвижения Креста Господня» весьма короткая и искренняя: «Прошу непостижимую и непобедимую Божественную Силу Честного и Животворящего креста не оставить нас, грешных.»

Почаевская Успенская лавра — одна из четырех лавр Российской империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй, цивилизаций, мировоззрений. До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией, и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции, но и Болгарии, Боснии, Сербии.

Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде – киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году.

В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда – явления Пречистой в столпе огненном над скалой почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.

Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев.

Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.

Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI – XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма.

Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами – после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь.

С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами.

Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой – плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.

Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства.

Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.

И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи.

Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места.

Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской).

В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»).

Стихира Почаевской гласит:

Приидите, российстии собори,
и от всех язык, вернии, соберитеся,
на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия,
и узрим место стопы Ея,
идеже во огенном столпе древле явися,
и от источника, оттуду истекшего,
верою окропление приимем,
и чудотворней иконе Ея поклонимся,
прощения прегрешений наших просяще,
и душам нашим велия митости.

Надежда Дмитриева. Из книги «О Тебе радуется!»

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 1

Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши.

Почаевская икона Божией Матери широко почитается как в Православной, так в Католической Церкви. Ее история неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина), в котором она пребывает уже около 400 лет. Но и задолго до этого Почаевская гора была отмечена благодатью Богоматери. Свыше 500 лет тому назад, когда гора была совершенно необитаема, пришли и поселились в небольшой пещере два инока. Они-то и были свидетелями чудного явления Богоматери.

Как-то раз в 1340 году один из них после обычной молитвы пожелал взойти на вершину горы. И вдруг он увидел Богоматерь, окруженную пламенем и стоящую на камне. Он немедленно позвал другого отшельника, который тоже удостоился созерцать чудное видение. Все это видел и пастух по имени Иоанн Босой. Он взбежал на гору, где застал обоих иноков, и все они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Богоматерь, остался навсегда вдавленным отпечаток правой стопы Пречистой. В этой стопе Богоматери и до сих пор находится вода, никогда не уменьшается она и никогда не переливается.

Сама же Почаевская икона появилась в обители следующим образом. В 1559 году из Константинополя в Москву направился за помощью греческий митрополит Неофит. Проезжая через Волынь, он посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. “Богобойная” Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение. В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя и хранил при себе как родовую святыню.

Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону “в великом свете”. Гойская затеплила тогда перед ней неугасимую лампаду. Когда же от иконы исцелился ее хромой брат Филипп, она передала в 1597 году икону инокам, поселившимся на Почаевской горе. На скале поставили церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создали монастырь, на содержание которого Гойская дала средства. С тех пор икона стала называться Почаевской.

По смерти Гойской Почаевская гора досталась ее племяннику, лютеранину и ненавистнику православия, Андрею Фирлею. Он ограбил монастырь и захватил икону, которую держал у себя дома двадцать лет. Однажды он решил поглумиться над православной святыней. Созвав гостей, одел свою жену в ризы православного священника, дал ей в руки потир, и она стала громко кричать хулы на Богоматерь и Ее иконы. Но тут же была наказана. Ее стал мучить злой дух, и она освободилась от ужасного недуга только лишь после того, как ее муж вернул Почаевскую икону в монастырь.
Как–то монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлений праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября).

Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары начали штурм обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда. В память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады было установлено празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля (5 августа).

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

В 1773 году лики младенца Христа и Богородицы были коронованы присланными папой Климентом XIV двумя коронами из чистого золота.
В 1831 году, когда была уничтожена уния, Почаев перешел к православным и назван Почаевской лаврой. Католики распускали слухи, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии, Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления опровергали эти слухи. Так, в 1832 году слепая девочка Анна Акимчукова пришла в Почаев с 70-летней бабушкой за 200 верст - из Каменец-Подольска. Помолясь у иконы и промыв глаза водой из стопы Богоматери, она вдруг стала видеть. Державшаяся униатства ее бабка, пораженная чудом, тут же приняла православие. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы невелики — 30х23 см. Она написана древним византийским письмом и принадлежит к иконографическому типу «Умиление».Изображение Богоматери поясное. На правой руке Ее Предвечный Младенец, в левой плат, прикрывающий Младенца. Кроме того, на иконе имеются греческие надписи, а на полях миниатюрные изображения святых: пророка Илии, святителя Мины, первомученика Стефана, преподобномученика Авраамия, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины.

В Успенском соборе лавры хранится большая икона, носящая также название Почаевской. Она устроена киевлянами в память избавления Киева от холеры в 1848 г. и считается чудотворной. На ней внизу изображена стопа Богоматери. Иконы этого вида называются «стопочными», в отличие от тех, где есть лики святых - «с предстоящими».

Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери «Почаевская».

Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник (†1985), шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары, у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы святой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.

Купол главного храма

Интерьеры храма

Внутри храма

Чудотворная Почаевская икона Божией Матери

В 1991 году униаты пытались захватить Почаевскую лавру. Из Львова уже вышли автобусы с налетчиками. Иноки и миряне, пришедшие в обитель по зову монастырского колокола, начали читать акафисты Божией Матери и преподобному Иову Почаевскому перед чудотворным образом Богородицы. Молитва продолжалась всю ночь. До лавры автобусы так и не доехали.

В Москве, в храме апостолов Петра и Павла в Лефртове есть чудотворная Почаевская икона. Она была принесена в храм в 1930-х гг.

Чудотворный список Почаевской иконы Божией Матери (Почаевская икона находилась в Москве в 2001г.) находится также в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

Тропарь, глас 5-й:
Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Кондак, глас 1-й:
Источник исцелений и веры православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися, темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощеши, можеши.

Много икон Богоматери с Младенцем было написано на протяжении христианства, но немногие из них дошли до настоящего времени. Священный почаевский лик Божьей Матери является звездой надежды для людей, потерявших веру в спасение, исцеление от болезней, лечить которые порой бессильны врачи.

Важно. Почаевская икона Божией Матери более полувека воскрешает, исцеляет, укрепляет и дарует веру всем истинно верующим православным людям.

Исторические сведения о появлении Святого Лика Богородицы

Шел 1559 год, когда греческий митрополит Неофит посетил Волынь на пути к патриарху Московскому. Никогда священник не покидал Константинополь без заветной святыни, родового изображения Богоматери с Младенцем, дарующей благословение на дальний путь.

Дворяне Гойские оказали иерарху теплый прием, за их чистосердечное гостеприимство он благословил хозяйку Анну Гойскую, вдову, образом Святой Матери с Младенцем, с которым до сих пор никогда не расставался.

Родовая молельня Гойских почти 30 лет хранила святой лик. Обитатели поместья неоднократно замечали дивное свечение, исходящее от святого изображения.

1597 год стал знаменательным для семьи Гойских. Филипп Козинский, родной брат дворянки Анны, полностью прозрел, страдая перед этим врожденной слепотой. После этого чудотворный лик несколько раз посылал знамения, исцеления приходящим к нему с молитвами членам семьи.

Благочестивая дворянка поняла, что святое изображение должно служить многим людям, передала икону в Почаев по дарственной.

Через некоторое время Андрей Фирлей, ставший наследником иконы, после смерти богобоязненной Анны, предъявил права на святой лик, забрал его из монастыря на целых 20 лет. Бог не простил такого глумления над изображением Богородицы, поразил супругу Фирлея душепомешательством.

100 лет Почаевский монастырь храним Царицей Небесной, пока не началась Збаражская война 1675 года. Турки плотным кольцом окружили монастырь, забрасывая его тучами стрел. Внезапно небо озарилось образом Божией Матери, окруженной полчищами ангелов, рядом стоящим Преподобным Иовом. Все стрелы, пущенные турками в Царицу Небесную, ангелов, стали возвращаться обратно, поражая врага его же оружием.

Турецкие полки позорно бежали от гнева Богородицы. Это было 5 августа, день, который поныне отмечается, как праздник иконы Божией Матери «Почаевская».

Наступил 1721 год, католики - униаты стали обладателями Святого образа Богоматери Почаевской,

Будучи под покровом униатов, Почаевская икона Божией Матери была коронована в 1773 году. Над головами Святой Марии и Младенца появились золотые короны.

1831 год принес православной церкви праздник - чудотворная святыня была возвращена под покров Почаева, Успенский собор Лавры освящается изображением Богородицы с Младенцев, окруженных святыми.

Украшения ризой из золота, инкрустирование драгоценными камнями, звездообразным киотом окончательно преобразовали святыню. С 1869 года изображение стало таким, каким его можно увидеть над царскими воротами Лавры.

Под сводами Лавры, которая принадлежит Московскому патриархату, по субботам звучит акафист Почаевской иконе Божьей Матери , воспоминание о чудесном возвращении зрения слепой от рождения девочки.

Почаевская икона Пресвятой Богородицы

Уникальность и отличительная особенность Святого лика Богородицы Почаева

Среди изображений Почаевской Божьей Матери, фото которых не всегда отображают одинаковый образ, есть отличительные черты, присущие только этому лику.

Святая картина выполнена неизвестным художником византийской школы, основой для нее случит липовая доска, укрепленная шпунтами из дуба. Для написания иконы использовалась темпера, краски на основе яичного желтка.

Отличием от множества изображений Богородицы, которая является православным людям поныне, узнать Почаевскую икону Богородицы легко по отпечатку стопы, расположенному в нижней части. Такого знака больше нет ни на одном образе.

Стопа символизирует след Царицы Небесной, оставленный Нею на горе, с которой началось строение Почаевской лавры.

О других монастырях в честь Богородицы:

  • Пещерный мужской монастырь Покрова Пресвятой Богородицы «Шулдан»

Ценность изображения Богородицы в силе исходящей от нее благодати, Божией любви. Святой лик более полувека освящает Почаевскую лавру, даруя спасение и исцеление всему человечеству как православному, так и других верований.

Важно. Множество чудес подарила любящая свой народ Божья Матерь, являясь спасительницей в самых критических моментах нелегкой жизни.

Возникновение Почаевской лавры

По преданию, в конце 9 столетия ученики Святого Мефодия основались около речки Почайне, на пустынной горе, дав ей название почаевская.

В середине 13 столетия киевские иноки, бежавшие от Батыя, поселились на горе, имея благословения отцов-основателей Феодосия и Антония.

Оба монаха ночью увидели огненный столб, который не обжигал. Еще служители монастыря увидели Божью Матерь с короной на голове, со скипетром в руке. После исчезновения знамения на вершине горы остался отпечаток стопы, наполненный хрустальной водой.

Обладает чудодейственной силой. За святой водой приезжают паломники со всего мира, набирая ее для исцеления больных. По Божьей милости стопа-источник, находящаяся на самой горе, никогда не оскудевает.

О святых источниках:

Сегодня это место укрывает ковчег, окруженный решеткой.

Местонахождение Почаевской иконы

Ныне на горе построено шестнадцать храмов, в Успенском над центральным входом хранится Почаевская икона Божией Матери .

Под пение тропарей светлый лик опускается вниз при помощи шелковых лент, около него постоянно находится монах.

Это изображение обвито особой нежностью. Божья Матерь трепетно касается щеки Сына, подчеркивая этим особые отношения. Удерживая Его на правой руке, а левой Богоматерь заботливо укрывает босые ножки Младенца платом. Нежное сияние исходит от Божественного единства, озаряясь золотыми лучами оклада.

По низу образа расположены святые, пророки и мученики:

  • справа можно видеть пророка Илию , покинувшего землю живым на огненной колеснице и Мину - мученика из Флоренции;
  • слева -святого Стефана, который первый пострадал за Иисуса, а также Прп Авраамия, положившего свою жизнь при обращении язычников;
  • центр основания украшает Великомученица Катерина, отказавшаяся от богатого замужества, посвятившая свою жизнь Иисусу, за что была казнена;
  • по бокам от нее стоят святые Параскева , Ирина, погибшие за веру вместе со своими семьями в разное время.

Значение образа Почаевского образа Богоматери несет глубокий смысл, выражая не только благоговейное отношение между Матерью и Сыном, но и между Богом Отцом и всем человечеством.

Главное чудо, дарованное Милостивой, как еще называют Царицу Небесную, заключается в исцелении человеческих душ, обращении их в православную веру.

Богородица Почаевская, значение изображения которой трудно переоценить, спасла монастырь от закрытия во время войн, в хрущевский жесткий период по отношению к православной вере. Существует поверье, что конец света не наступит, пока оплотом христианства, будет Почаевская Лавра, оглашаемая Литургией.

Явление Богородицы на горе Почаевской

Чудеса и исцеления, дарованные Матерью Божией

При чтении молитвы перед ликом Почаевской Богородицы, искренне уверовавшие во Христа люди, получают ответы на свои просьбы.

Ни единожды Царица Небесная даровала людям:

  • исцеление от недугов;
  • освобождение от бесов и зависимостей;
  • укрепление веры и наставление на путь истинный;
  • избавление от плена;
  • защиту дома от злых людей и воров.

Чудеса исцеления начались с момента появления светлого лика в доме дворянки Гойской.

  • Как писалось выше, первым чудом было прозрение слепорожденного мужчины.
  • Не прекращалась милость Богородицы во время нахождения иконы во владении униатов.

Граф Потоцкий настолько рассердился на своего кучера за небрежность, что решил его пристрелить. По недосмотру слуги лошади графа понесли так, что коляска оказалась перевернутой.

Казалось бы, что уже ничего не спасет перепуганному кучеру, которому ничего не оставалось, как только молиться. Бедный слуга буквально вцепился взглядом в Почаевскую гору и вознес горячую молитву Божией Матери.

И чудо произошло. Выстрелы звучали один за другим, но не касались кучера.

Это событие настолько потрясло графа Потоцкого, что он не только уверовал в силу Богоматери, но и сделал пожертвования, на какие был возведен Свято-Успенский собор.

  • 1664 год подарил новое чудо. Умер сын помещика Жабокритского. В скорби и горе молилась бабушка за внука перед святой иконой всю ночь, а на утро мальчик открыл глаза и попросил кушать.
  • Современный мир не оставлен милостью Царицы Небесной. Святой лик дарует слух глухим. Мальчик Юра оглох после перенесенной инфекции. Врачи прописали лечение на длительное время. Всего ночь провел ребенок в палате, держа около себя изображение Богоматери, подаренную бабушкой, на утро был выписан, как здоровый.
  • Анна Якимчукова была слепа от рождения, приехала из Каменецка-Подольского к святой горе, омыла свои глаза водой из чудотворной стопы и сразу начала видеть.
  • Каждый православный, приходящий с молитвой к чудотворному образу, видит под ним костыли. Это своеобразный памятник чудесному исцелению монахини в 1950 году, приехавшей из Оренбурга. Она подошла к изображению Богоматери, волоча ноги, при сопровождении помощницы, а ушла из него самостоятельно, оставив костыли под иконой.

У святыни звучат молитвы об освобождении из плена.

  • Во время войны турки пленили монаха. День и ночь сокрушался пленник, молясь Богородице, обращаясь к Ней с просьбой об освобождении. Все случилось чрезвычайно быстро. Из подвала, где монах был закован кандалами, он оказался на подворье Почаевской лавры среди нарядно одетого народа.
  • Освобождает священный лик от плена духовного. В домах, где хранится чудотворный образ, исчезают ссоры, злость и вражда .

Чудотворные списки Святого образа

  • Первый список Святого изображения хранится в этой же лавре. В отличие от светлого лика Богородицы и Младенца, представленных в сиянии золотых лучей, этот список изображает Божью Матерь с Младенцем, а под ними отпечаток стопы. Эта икона в свое время спасла Киев от холеры.
  • Этот же холерный 1848 год по милости Богородицы даровал спасение Тобольскому краю от черной болезни. Список чудотворного образа хранит Иоанно - Веденский женский монастырь.
  • Бережет список святыни московскую церковь Святого Димитрия Солунского, охраняя Тверские ворота.
  • Поклонится списку Богородицы приходят люди в Троицкий собор, расположенном при Свято-Данииловом монастыре.
  • Лефортовская Петропавловская церковь хранит еще один список святого лика.

Немало списков чудотворной иконы хранятся во всем мире, где есть православные церкви. В этом перечне не только Россия, Украина, но и Босния, Сербия, Болгария, другие страны.

Важно. Успение, Рождество Пресвятой Богородицы , 5 августа, день спасения Царицей Небесной храма от турков, являются праздниками, когда святая икона возглавляет крестный ход, совершаемый в Лавре.

Посмотрите видео с молитвой перед Почаевской иконой



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх