Мир как осуществление красоты. Основы эстетики (Н. О. Лосский). Эстетика классицизма. Русская эстетика XIX-XX века

М.И. Михайлов

ОСНОВЫ ЭСТЕТИКИ

Нижний Новгород


Михайлов М.И.

Основы эстетики. Учебное пособие. Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. с.

Рецензенты:

заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского И.К. Кузьмичев;

кандидат философских наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского В.А.Белоусов

В учебном пособии доктора философских наук, доктора филологических наук, профессора М.И. Михайлова освещаются наиболее важные темы по курсу эстетики. Особое внимание уделено анализу основных эстетических категорий.

В процессе изучения эстетических проблем используется обширный литературно-художественный материал.

Пособие рассчитано на студентов вуза и всех, интересующихся проблемами эстетической науки.

М.И. Михайлов

ВГИПУ, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................... 4

ВВЕДЕНИЕ. Эстетика как наука............................................................ 9

1. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.................................... 12

1.1. Сущность эстетической культуры личности................................... 12

1.2.Структура эстетической культуры личности.................................. 13

1.3. Значение эстетической культуры личности..................................... 18

2. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ................................. 24

2.1. ТРАГИЧЕСКОЕ................................................................................ 24

2.1.1. Истоки и сущность трагического.................................................. 24

2.1.2. О соотношении драматического, героического, трагического... 47

2.2. ПРЕКРАСНОЕ................................................................................. 53

2.2.1. Природа прекрасного.................................................................. 53

2.2.2. Красивое, красота, прекрасное..................................................... 68

2.3. КОМИЧЕСКОЕ............................................................................... 88

2.4. БЕЗОБРАЗНОЕ................................................................................ 100

3. ИСКУССТВО....................................................................................... 110

3.1. Понятие искусства............................................................................. 110

3.3. Художественный образ................................................................... 139

3.4. Виды искусства................................................................................. 144

3.5. Основные художественные направления в искусстве..................... 151

4. ХУДОЖНИК: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО................................... 162

4.1. Что такое творчество........................................................................ 162

4.2. Художник: сущность и структура.................................................... 162

4.3. Проблема художественно-творческих способностей...................... 167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................... 171

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 173


ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время эстетика стала не в моде. Потребности людей все больше стали носить материальный (экономический), а не духовный характер. И это очень плохо. Н.В. Гоголь был тысячу раз прав, когда утверждал («Выбранные места из переписки с друзьями»): «Без пробуждения человеческой души ничего не поможет, ни экономические, ни социальные изменения». Жан Моне – отец Европейской интеграции, обобщая свой тридцатилетний опыт объединения Европы – сказал: «Если бы я начинал скачала, то начал бы не с экономики, а с культуры». Нелишне здесь вспомнить и академика Н.Н. Моисеева: «…общество стоит сейчас на пороге катастрофы, потребующей перестройки все оснований своего планетарного бытия… Может быть, даже на пороге нового этапа истории вида homo sapiens, поскольку в основу приспособления человека ложится его «душа», если пользоваться терминологией А.А. Ухтомского» .

Нетрудно понять, что будущее человечества если не в решающей степени, то во многом зависит от того, насколько оно сможет возвыситься, преобразиться духовно, а значит и эстетически, насколько оно окажется способным проникнуться чувством красоты (прекрасного). Как справедливо пишет И.К. Кузьмичев, «…с грандиозными и безмерными по своей сложности новыми проблемами справится только эстетически, художественно образованное, то есть гуманитарное общество» . Слова Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасет мир» в таком случае – не пустые слова, не «декларация», а великая истина, принадлежащая Гению. И эту истину забывать нельзя.

Соответственно этому необходимо признать, что эстетике должно принадлежать приоритетное место в системе социогуманитарных наук, изучаемых в высшей школе.

Немаловажно сказать о том, что отличает данное учебное пособие от подобного рода работ? Это прежде всего то, что в центре внимания автора находятся важнейшие (фундаментальные) эстетические категории, составляющие «скелет» эстетики как науки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, низменное, безобразное. Авторский взгляд на природу, т.е. сущность и специфику названных категорий, нестандартен и отличается научной новизной. Это в первую очередь связано с тем, что анализ той или другой эстетической категории дается не изолированно от других категорий (как «вещь в себе»), что, к сожалению, до сих пор распространено в эстетической литературе, а в рамках их систематизации. Во-вторых, авторская характеристика основных эстетических категорий дается не односторонне, а в разных аспектах: гносеологическом, социальном и психологическом.

Следует отметить, что в современной эстетике, особенно зарубежной, все меньше и меньше внимания стали уделять обозначенной проблеме. Названные традиционные категории эстетики, в том числе прекрасное как центральная категория, постепенно уступают место так называемым маргинальным (второстепенным, побочным) понятиям: интенсивность, новизна, ирония, деконструкция, нониерархичность, симулякр, интертекстуальность, мозаичность, ризома, телесность, парадоксальность, нарратология и др.

Отдельные авторы порою вообще отказываются от использования категориального аппарата эстетики и пишут о тех или иных эстетических вопросах в духе эссе. Это невольно приводит к размыванию эстетических понятий, категорий, в том числе к подмене прекрасного низменным, безобразным. Такое положение дел в научном отношении недопустимо. Ведь всякая наука имеет право называться наукой до тех пор, пока она пользуется определенными терминами и представляет собой систему категорий. Без этого нет и не может быть науки как таковой. Немецкий физик В. Гейзенберг не случайно писал: «…нам нужны понятия, при помощи которых мы могли бы ближе подойти к интересующим нас явлениям. Обычно эти понятия берутся из истории науки; они подсказывают нам возможную картину явлений. Но если мы намерены вступить в новую область явлений, эти понятия могут превратиться в набор предрассудков, скорее тормозящих прогресс, чем способствующих ему. Однако и в этом случае мы вынуждены использовать их и не можем преуспеть, отказавшись от понятий, переданных нам традицией».

Представляет тут значительный интерес и утверждение М. Планка о том, что несостоятельны «попытки применить принцип относительности вне физики, например, в эстетике или даже в этике». Часто произносимая фраза «Все относительно», по его словам, неправильна, не имеет смысла уже внутри самой физики, поскольку относительная величина предполагает существование чего-то абсолютного, т.е. всегда сводится к другим, более глубоко лежащим абсолютным величинам. «Без предпосылки существования абсолютных величин, – писал он, – вообще не может быть определено ни одно понятие, не может быть построена ни одна теория» .

Можно без преувеличения сказать, что обращение к традиционным фундаментальным категориям не устарело, – другое дело, что наши представления о них нуждаются в определенной смысловой коррекции, в известной степени наполнении новым, более глубоким содержанием.

Вот почему, как нам представляется, основные эстетические категории (и прежде всего прекрасное) должны стать теми абсолютными величинами, в соответствии с которыми (или через призму которых) следует рассматривать и оценивать относительные величины – маргинальные понятия современной неклассической эстетики.

Немаловажно учесть и то, что эстетика как научная дисциплина не должна плестись в хвосте искусства (современного искусства). Более того, она должна идти не просто в ногу с художественной практикой (нередко с нежелательной практикой), но в известном смысле служить основой, опорой для художественной деятельности творца, его эстетических устремлений и целей, а это значит выполнять по отношению к искусству ценностно-нормативную роль. В этой связи нужно во многом согласиться с А.Ю. Большаковой, когда она, анализируя состояние современной литературы, делает вывод: «…предметом собственно художественной литературы всегда была и остается не пресловутая «действительность», а таящийся в ее недрах эстетический идеал, развертывающийся в зависимости от специфики писательского дарования и избранного им ракурса изображения – самыми разными гранями (эстетическими доминантами). От возвышенного и прекрасного до низменного и безобразного. Стоит понять эту истину, и все становится на свои места» .

Следовательно, сам по себе напрашивается вывод: не только эстетик – подручный художника, шире – создателя эстетических ценностей, но и художник, создатель эстетических ценностей не в меньшей мере – подручный эстетика (как ученого).

К сожалению, эстетика на современном этапе утрачивает свою былую миссию – оценочно-нормативную и «проективно»-методологическую функцию и прежде всего потому, что она из науки постепенно превращается в эссеистику, в служанку разного рода псевдохудожников и дельцов от искусства.

Эстетика средневековья

В период господства религиозного мировоззрения эстетические взгляды строились на отрицании языческих, т.е. античных представлений. Отрицалась не только плотская, телесная красота, но и вообще красота природного мира. И в то же самое время религиозная философская эстетика пользовалась тем философским языком и теми понятиями, которые были выработаны в эпоху античности. Поздняя античность также уходила от материалистических представлений древних греков.

Неоплатонизм уже сочетал в себе элементы мистики и идеи сверхчувственного. От этого был один шаг к идее мира как воплощения божественного замысла, к сверхчувственной красоте Бога. Согласно воззрениям религиозных философов, вечная, сверхчувственная, абсолютная красота есть Бог. Мысли Платона о сверхчувственном мире идей были здесь доведены до предела. Но Платон через эту мистификацию делал шаг к постижению природы человека.

К постижению того, что человек живет в мире идей, его деятельность основана на идеях, на претворении в жизнь идей. А потому и взаимодействие человека с предметным миром основано на восприятии соотношения идеи и чувственного единичного предмета. Религиозная эстетика абсолютизирует еще сильнее идеальный мир человека, превращая его в трансцендентный мир Бога. И полностью противопоставляет идеальное и материальное. И в познании, и в творчестве человек имеет противоположность идеи и вещи, но только во взаимосвязи. Религия, абсолютизируя духовное начало, возможно, и выявляет его действительное значение в жизни человечества, но вместе с тем искажает реальное взаимодействие духовного и материального в природе человека.

Фома Аквинский (1225-1274) фактически подвел итог западной средневековой эстетике. Он перенес акцент красоты на чувственно воспринимаемую, природную красоту, оценив ее саму по себе. У него вещь является прекрасной лишь тогда, когда в ее внешнем виде предельно выражается ее природа, сущность. Красоту Фома определяет как совокупность ее объективных и субъективных характеристик. Объективные характеристики: «должная пропорция или созвучие, ясность и совершенство». Субъективные аспекты он усматривал в соотношении прекрасного с познавательной способностью, которая реализуется в акте созерцания, сопровождающемся духовным наслаждением. Под искусством Фома понимал всякую искусную деятельность и ее результат.

Эстетика эпохи возрождения

Мировоззрение Возрождения можно представить себе из приводимого ниже отрывка из знаменитой «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико деллаМирандолы. Мирандола(1463- 1494) пишет, что Бог, сотворив человека и поставив его в центр мира, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю». Возрождение принято считать возвратом к античности. Но оно отличается от античности радикально пониманием человека, идеалом человека. Античность формирует представление о человеке, границы которого ограничены и определены его природой. Мировоззрение же Возрождения впервые осознает, что никаких пределов развитию человека этот мир не поставил. Начинает ощущать безграничность творческих сил человека. Возрождение - эпоха раннего капитализма. Средние века подготовили развитие производительных сил, выросло население, усовершенствовались ремесла, человек стал постигать законы природы. И он сам стал изменяться. Получало развитие его мышление, воля, интерес, потребности. Стало необходимостью его собственное развитие.

Ранний капитализм принес необходимость личной активности, предприимчивости. И человек пересматривает отношение к самому себе, понимание самого себя. Мыслители Возрождения считают, что человек по природе добр, не склонен ко злу, благороден, а самое главное, что человек своими делами делает себя великим. Эпоха Возрождения богата титанами духа. Идеал эпохи - мастер. И титаны Возрождения знают несколько языков. Владеют несколькими видами искусств. Леонардо да Винчи и скульптор, и инженер, и поэт, и зодчий, и живописец, и философ, теоретик искусства. В центре искусства Возрождения природный, чувственный человек, который живет земными радостями. Но в то же время Возрождение создает идеал человека чести, достоинства, высокой духовности и нравственности. Данте в «Божественной комедии» проходит по векам, прожитым человечеством, и обозревает нравственное состояние этих эпох на примере судьбы исторических личностей, попавших в ад. Боккаччо в «Декамероне» полон иронии по отношению к показному благочестию служителей церкви. Фактически он выступает против вселенского ханжества, которое характерно для верующего человечества. И ищет подлинную чистоту человеческого духа.

Философия этой эпохи больше занята проблемами искусства. Искусство в эту эпоху несет основную мировоззренческую функцию. Оно создает чувственный идеал эпохи и в то же время оно есть творение человеком своей чувственности. Своей человеческой чувственности. Теоретики эпохи считают искусство формой познания природы. И это верно, ибо природа человека как чувственно воспринимаемая природа не дается человеку наследственно. Он создает эту природу и присваивает ее. Создает силой воображения.

Эстетика эпохи классицизма

Эпоха становления единого экономического рынка на больших территориях. Возникают сильные централизованные государства. В силу этого возникают нации с единым языком, единым психологическим складом. Происходит развитие наук, научного склада мышления. Общее требование эпохи - подчинение индивида гражданскому долгу. И в то же самое время возникает необходимость усиления роли государства во взаимоотношении индивидов, так как усиление буржуазных отношений чревато войной всех против всех. Эстетические взгляды эпохи

испытывают воздействие своего времени. Рационалистическое мировоззрение рождает эстетику НиколоБуало (1636-1711). В своем произведении «Поэтическое искусство», написанном в стихотворной форме, Буало проводит идею регламентации жанров и видов искусства. Согласно его взглядам, духовное начало делает внешнее, материальное прекрасным. Но для него духовное начало - рацио, разум. Красоты вне истины нет. Строгая определенность жанров искусства, скажем, в драме принцип единства времени, места и действия, исходит из понимания того, что разумность - прежде всего организованность, согласно логике разума, четких логических форм. Ярким примером такого понимания искусства служит сад Версаля, где исповедуется принцип привнесения красоты в природу. Не дикая природа красива, а только облагороженная разумом человека.

Эстетика эпохи просвещения

Следующий этап развития капиталистического общества характерен горячей враждой к крепостному праву. Идея приобщения к Богу, возвышения до божественного сменяется идеей просвещения, образования народа. Вожди просвещения отстаивают интересы народных масс, крестьян. Они верят в то, что ликвидация крепостничества принесет с собой общее благосостояние. В эту эпоху происходят ранние буржуазные революции. Буржуазия выступает как прогрессивный класс, который несет освобождение народу. Идеи буржуазии в эту эпоху прогрессивны. Ее духовные вожди борются с невежеством, обскурантизмом, религиозным дурманом, средневековой псевдонаукой, антигуманной феодальной моралью, с религиозным искусством и эстетикой.

Эстетика этой эпохи составная часть идеологии третьего сословия перед Великой Французской революцией. Эта эстетика развивает представление об искусстве, которое доступно всем, которое демократично, исповедует принцип воспроизведения жизни и совершения суда над ним, правдиво и идейно. Дени Дидро приходит к мысли, что искусство воспроизводит типические характеры, что каждое сословие имеет свои характерные черты, свои человеческие типы. Практически все деятели этой эпохи пишут и спорят о воспитательной роли искусства. А французский философ Э. Кодильяк (1714-1780) усматривал главную причину возникновения искусства в потребности общения людей.

Современная среднеевропейская эстетика

К началу XX века, под воздействием естественных наук, а также частично в результате психологических исследований и разрабатываемой классификации психических элементов, формировалась идеалистическая методология феноменологии. Рассматривая внеопытные структуры сознания, освобожденные от натуралистических установок, она снимает расчлененность на субъект и объект, сводит деятельность рефлексии сознания исключительно как подчиненную самопознанию. Одним из основоположников феноменологии выступает Ф. Брентано. Э. Гуссерль же был учеником Ф. Брентано и начал свою философскую карьеру, когда наиболее влиятельными направлениями в западной философии были позитивизм, неокантианство, а в целом «господствовали» эмпиризм, индивидуализм, сциентизм, конвенционализм. Скептицизм и релятивизм, по мнению Э. Гуссерля, разрушающие человеческое знание, вызывали в его душе резкий протест и он находит новую, логически достоверную базу в виде феноменологической редукции. «Своему открытию мира объектов, обладающих абсолютным бытием, Гуссерль придавал очень большое значение. Тут-то и обнаружилась, по его мнению, подлинная обширная аподиктическая основа, на которой можно построить человеческое знание. Феноменологическая редукция приводит к изменению точки зрения, установки, человека: осуществив редукцию, он переходит от естественной установки сознания к феноменологической.

При естественной, природной, установке сознания существование объектов изучения относительно и подвержено сомнению; при феноменологической установке оно абсолютно и несомненно»4. Новая позиция Э.Гуссерля привлекла к себе много молодых философов, таких как М.Шелер, Н.Гар-тман, А.Пфендер, М.Гайгер, А.Рейнах, О.Беккер, в их числе был и М.Хайдеггер, которые образовали феноменологическое движение. Эстетическая теория XX-го века получает в феноменологии все необходимые средства для своего развертывания и существования в контексте довольно сложной духовной картины Западной Европы. Метод редукции дает возможность исследовать понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального, что для эстетики принципиально важно. Человек выступил как (своего рода целый) мир обозначаемых истин, находящихся над эмпирико-психологическим сознанием и придающим ему смысл.

Гуссерлевский метод выявления априорных структур человеческого существования активно применяли в эстетике такие ученые феноменологического направления как М. Мерло-Понти, М.Дюфрен, Р.Ингарден и др. В своей философской концепции Морис Мерло-Понти истолковывает человеческое отношение к миру через такую характеристику сознания как интенциональность. Возводя категорию восприятия к «верховной и центральной», философ находит то «нейтральное поле», где человеческие намерения (интенции) осуществляют связь с миром. Занимаясь проблемами лингвистического характера, М.Мерло-Понти создает ряд предпосылок для анализа художественно-эстетических явлений и их экзистенциальной трактовки. Феноменологическую связь с эстетикой, искусством и литературной критикой проявил ученый более позднего поколения Микель Дюфрен.

В своих взглядах на содержание, состояние и перспективы развития искусства он высказал ряд принципиальных дополнений к новоевропейской эстетической мысли в таких трудах как «Феноменология эстетического опыта», «Поэтическое» и др., а также в статьях «Эстетика и философия» /I967/, «Философия на Западе» /I973/. Ученый предлагает учитывать по отношению к современному искусству такие показатели как интернационализация, распространенность искусства в репродукциях, причины агрессивности антиискусства, соотношение «новых средств» художественного производства», стандартизация промышленности и творческая свобода художника. Философско-антропологическая традиция в виде классического психоанализа привлекала широчайший интерес деятелей искусства не только в Европе, ведь психоаналитический подход сильно способствовал избежать не столько художественных коллизий, сколько психологической замкнутости на самих себя. Полная эмоциональная открытость произошла не сразу и воплощение идей З.Фрейда в художественные произведения вели к десоциологизации искусства, снижению его общезначимости.

Впрочем, сам З.Фрейд скорее всего отдавал себе отчет в том, на какой стадии духовной зрелости находится человечество, во всяком случае каковы причины его беспокойства, несчастья и тревожных настроений. «Мне кажется, пишет Фрейд,-- что вопрос о судьбе рода человеческого зависит от того, удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий позыв агрессии и самоуничтожения, нарушающий сосуществование людей. В этом отношении, быть может, как раз современная эпоха заслуживает особого интереса». Человеческая личность во всей полноте ее сущностных особенностей находится в центре учения персонализма, которое также исходит из соотнесения человеческой воли с богом как высшим началом. Деятельности человека персоналисты придают не столько рационалистический, сколько эстетически-поэтический характер. Так, Эммануель Мунье через поэтические образы делал осязаемыми понятия и размышления о духе и теле, о биологическом, физическом и существующем во времени. «Магический язык» преобразования мира персоналисты заключали в поэзию и искусство, протестуя против некоторых направлений модернизма и контркультуры. В романтической манере и с глубокой грустью высказывается Э. Мунье в своих наблюдениях над средствами искусства и вообще судьбой персоналистской эстетики: «Являясь бестелесной, поэзия также не сводится ни к чистому созерцанию идеи, ни к творческой мощи духа. На всем протяжении человеческой истории она выступает чувственным выражением внутренней безосновности существования; ей свойственно развенчивать привычные точки зрения, направлять божественный свет на обыденные предметы и привносить в возвышенные сферы волнующее присутствие обычного.

Верно и то, что многие играми в абстракции прикрывают свою неспособность постичь пределы человеческого, в то время как другие, разочаровавшись во всякого рода, хитросплетениях, утешаются внешней красивостью или тем, что сегодня в моде. Верно также и то, что всевозможные деформации в искусстве, являются признаком глубокого нигилизма эпохи».8 Приводимое замечание мыслителя ценно еще и тем, что в нем как бы спрогнозирована современная ситуация, когда эстетическое в структуре человеческого бытия не находит концептуального аналога в теории, как это отражено (пусть иерархически) в классической гносеологии. Философское осмысление искусства в его отношении к сознанию приобретает космическую размерность, которую пытаются встраивать в миры исторических реалий и социальных форм человеческой жизни. Действительно, онтология искусства требует социокультурного измерения, но значит ли это, что нужно полностью отказаться от классических основ методологии, позволит ли это выйти на новый уровень постижения природы искусства, как уникального феномена человеческого бытия? До тех пор пока вопрос остается открытым, всегда есть надежда на некий «прорыв», который завладел бы вниманием социальной антропологии в направлении «эстетической экспертизы» на человеческое и человечность. Ведь в традиции философской антропологии такой опыт имеется.

Накануне ХХІ-го века «обращенность на себя» эстетической теории становится все более значимой, различные аспекты становления и существования этой науки все таки постоянно интересуют ученых. Тем более, что объективная, эссенциалистская (сущностная) теория искусства нужна и возможна. Другое дело, что на этапе постмодернизма, где все оказывается в прошлом и это нормальная ситуация в которой находится не только мировая культура, но в известной мере и наша тоже: «...Возникает новая ситуация, при которой культурология как метанаука становится единственным способом адекватного описания и анализа этого типа отношений, в то время как традиционная эстетика в силу ее иерархичности бессильна понять, что же происходит»9. Растерянность и предполагаемый кризис эстетической науки мог бы перейти в конструктивный процесс через обращение к коренным основаниям самой эстетики, ее эмпирическому и теоретическому уровню, исходя из той же философско-антропологической традиции.

Не утратили свою актуальность исследования эстетического знания как теоретической системы, анализ функциональных ориентаций эстетики. В связи с тем, что эстетика является областью методологической рефлексии, обращенной к гуманитарному знанию, а следовательно к науке апелирующей к человеку, в поле зрения эстетических завоеваний попадают интерпретационно-феноменологическое и деятельностно-конструктивное, философско-эстетическое и научно-эстетическое начала. Усилиями многовекового культурного творчества в совокупности с индивидуальными теоретическими построениями отдельных ученых-эстетиков, образовались три типа эстетической теории в зависимости от преобладающего системообразующего начала: философско-эстетическая теоретичность, общеэсте-тическая теоритичность и частнонаучные эстетико-теоретические конструкты.

Ныне устанавливается новый стиль методологического размышления, формирующий определенный тип методологического отношения к познанию и философско-эстетическому преобразованию. По своему содержанию этот путь интегрирует предметное эстетическое и философское знание. Однако наибольшая сложность возникает при интерпретации понятия «картина мира» в качестве предметных границ и полноты объема что касается строгой научности категорий, принципов, законов современной эстетической теории. Наряду с биологической, физической, философской, можно выделить чувственно-пространственную, духовно-культурную, метафизическую картины мира. Дискутируя этот вопрос «...мы делаем предметом специального изучения амбивалентность человеческого мироотношения, его противоречивость, которая в граничных проявлениях, выступает как антиномичность.

Человеческая экзистенция содержит в себе фундаментальную напряженность, проявления которой - от «всеязыковой» семантичной диалогичности до напряженной человеческой между конечностью и бесконечностью, смыслом и бессмыслицей, жизнью и смертью, и т. п.». Таким образом, философская антропология интегральную сущность которой составляют феноменология, экзистенциализм, психоанализ, неотомизм, персонализм и их всевозможные модификации, выступает контекстом для новой фундаментальной онтологии эстетического.

XVIII век, именуемый в истории культуры веком Просвещения, поставил задачу формирования человека разумного, владеющего знанием и применяющего его для всестороннего понимания и преобразования мира. Решение этой задачи, в свою очередь, предполагает вопрос, а что изменять в человеке, как формировать человека разума? Над этим вопросом задумался А. Баумгартен (1714-1762) - немецкий философ, который шел от антропологии. В XVIII веке человек рассматривался как совокупность трех духовных способностей: разума, воли, чувства. Обозначив этот «треугольник», Баумгартен обнаружил, что первые две способности рассмотрены еще античной философией. Философия, занимающаяся понятийной сферой, давно оформлена - это логика. В XVIII в. считалось, что отношение к миру может быть только познавательным, отсюда и наука, рассматривающая законы рационального познания - логика. Вторая способность - это воля, т.е. свобода поступания, также давно, еще в античности («Никомахова этика» Аристотеля), осмыслена философией в этике, философии поступка, смысловая сторона которого и интересует философию. Но есть еще сфера непосредственного, чувственного постижения мира. Философия этим начала заниматься с XVIII века, но соответствующего раздела философского знания еще выделено не было. В 1750-1758 гг. Баумгартен публикует свой знаменитый труд под названием «Эстетика» («Aesthetica»), который обозначил рождение новой науки. И здесь Баумгартен обращается к древнегреческому aisthetikos - чувственный, эмоциональный. Чувственный, в том числе, имеет общий смысл и с древне-славянским «чуять», т. е. и для русского сознания чувствовать - значит постигать, проникать куда-то. А Баумгартен и говорил, прежде всего, о чувстве как способности постижения мира, тех его сторон, которые недоступны рациональному познанию: например красоты и гармонии мира. Затем он пробросил мостик: высшая форма чувствования - чувство красоты, а высшая форма красоты - искусство, и в эстетику он включил и сферу эстетического, и сферу художественного. С этого момента эстетика существует как философская наука, философия эстетического и искусства.

Окончательное становление эстетики как науки произошло в философии немецкого Просвещения в трудах И. Канта (1724-1804). Кроме «Критики чистого разума» (1781), « Критики практического разума» (1788), Кант создает «Критику способности суждения» (1790), а точнее «Критику оценочной способности суждения», где Кант формулирует специфику этой сферы. А. Баумгартена принято называть отцом эстетики, поскольку имя науке дал именно он, на самом деле он только зафиксировал сложившиеся реалии. Эстетика как философская наука начинается с Канта, потом будет Гегель, романтики и далее. История эстетики занимается становлением эстетической проблематики в исторической динамике. Нас интересует теория эстетики и потому определим объект и предмет эстетики.

  • 2. Предмет эстетики

    Заметим, что объект эстетики не равен ее предмету. Объект - те реалии, которые внеположены человеку, на которые направлена его познавательная активность. Специфику науки определяет предмет - цель постижения, модальность существования объекта и это внутреннее содержание науки. Предмет - это то, что « я хочу» познать в объекте и понимание чего составляет науку.

  • Начнем с тех внешних сторон действительности, которые человек выделяет в эстетическом отношении к миру. Эти особые качества человек назвал: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т. д. Итак, первый пласт объекта эстетики - эстетические явления действительности. Что здесь пытается понять эстетика? Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, в чем их сущность и специфика конкретных проявлений, таких, как красота, например. Сразу определим, что мы не сводим все многообразие эстетических явлений к красоте: эстетическое как особая реальность давно уже не есть только красота. Главный вопрос - вопрос о смысле, человеческом предназначении этой сферы, и этим вопросом эстетика задается всегда. Как писал Н. Заболоцкий в своем стихотворении «Некрасивая девочка»:

    ……………….что есть красота?
    И почему ее обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота?
    Или огонь, мерцающий в сосуде?

    По сути, эстетика занимается постижением глубин и основных закономерностей эстетических реальностей, это и делает эстетику философской наукой.

    Второй пласт объекта эстетики как науки: эстетическая реальность дается человеку через определенные субъективные механизмы, хотя долго считалось, что эти механизмы не имеют определенных специфических характеристик. Но есть эстетические реалии, которые очевидны как приметы определенной субъективности, например, эстетический идеал. Впервые проблему эстетической субъективности поставил Кант, выделив те свойства, процессы, которые носят ментальный, внутренне субъективный характер, которые выступают способом открыть и освоить сферу эстетических явлений. Речь идет о существовании особого функционального механизма, связанного с человеческой психикой, особого, эстетического сознания и его отдельных элементов, структур. Сюда входят структуры, на которых базируется эстетическое отношение к миру: эстетический вкус, идеал, восприятие, переживание, установки, эстетические ценностные ориентации, эстетические потребности, эстетическое самосознание. Эстетическое сознание является специфической структурой: может быть нравственно развитый человек, который глух к эстетическому и, наоборот, феномен эстетства - гипертрофия развитого эстетического сознания, упоенного красотой человека, нравственный аспект поступков которого совсем не рассматривается.

    Эстетическая выразительность и ценность мира является человеку, будучи опосредована психическими проявлениями, например, эстетическими переживаниями. Мир ценностей красоты и уродства, трагического и смешного, является только через особый опыт переживания. Поэтому тот, кто не имеет опыта переживания эстетических ценностей и искусства, не сможет понять науку эстетику.

    В чем же предмет эстетики? В системном качестве эстетического. Общепсихологическими механизмами обнаружения эстетического в опыте чувств занимается психология, задача эстетики - понять универсальные для этой сферы и одновременно специфические основания, структуры и процессы эстетического сознания. Можно зафиксировать неразрывность первого и второго пластов: эстетического бытия и эстетического сознания. Категориальным выражением неразрывности эстетического бытия и эстетического сознания становится в эстетике категория эстетического отношения, объясняющая это интегрирование.

    Мы можем сказать, что объектом эстетики является эстетическое отношение к миру или эстетическое освоение мира - важнейшая категория, начиная с Ф. Шиллера (1759-1805) и И.В. Гете (1749-1832). Предметом эстетики является изучение наиболее общих оснований и закономерностей эстетического освоения мира человеком.

    Третий пласт объекта эстетики связан с пониманием того, что люди не только чувственно осваивают, но сами творят эстетически выразительную среду, начиная с эпохи верхнего палеолита. Создавая орудия труда, они стали одновременно украшать их, свое жилище и свое тело. С самого начала культуры это присуще человечеству, и сфера многостороннего переустройства мира максимально расширяется в настоящее время. На рубеже XIX и XX вв. возникла деятельность, которая специфически проектирует формы такого переустройства - дизайн. Эстетическаяпрактика и есть созидание эстетически значимого мира, и дизайн отвечает за эту сторону универсальной эстетической практики. Эстетическая практика формирует и меняет не только объект - окружающий мир, в ее ходе формируется и субъект эстетического отношения. В эстетической практике происходит очень тонкая работа над духовным миром человека. Речь идет об эстетическом воспитании и самовоспитании. В этом прикладном плане эстетику можно назвать философией эстетического воспитания так же, как и философией дизайна.

    Наконец, четвертый пласт - искусство. На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру, элитарное культивирование способности созидать красоту. Сегодня, в ХХI веке мы не можем свести искусство к эстетическому началу. В русском языке это обозначено: наряду с «эстетическим», существует другое слово - «художественный». Искусство - система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности.

    Второй макрообъект эстетики - искусство, а ключевая категория, на которой базируется современная эстетика, художественное.

    Традиционный взгляд заключается в том, что художественное совпадает с эстетическим (древний взгляд), затем для Гегеля, в эпоху классической эстетики, эстетика - это философия искусства, и эстетическое живет только в искусстве. Подобной позиции уже в XX веке придерживался М.М. Бахтин (1895-1975). Другая крайность: эстетическое и художественное не пересекаются - это позиция современной американской эстетики. Согласиться с этим нельзя, искусство остается формой эстетического отношения к миру, до сих пор преследуя эстетические цели. Эстетическое качество мы находим во всех трех звеньях искусства: в художественном творчестве - как эстетическое отношение автора к миру и его видение эстетических ценностей; в художественном произведении, которое есть единство эстетически значимого содержания и эстетически совершенной формы, где художественная ценность включает ценность эстетическую; в художественном восприятии, предполагающем наслаждение красотой и выразительностью формы. Сегодня выясняется, что не только в форме красоты, но и уродства эстетическое присутствует в искусстве. И здесь возникает вопрос: как понимать художественную деятельность, что к ней относить? Все ли, что «сотворил» человек, считающий себя художником, и есть искусство? Чем же занимается эстетика в применении к искусству? Что она пытается понять? Философия искусства ставит следующие вопросы:

    1. Что есть искусство? В чем его сущность? В чем интегральная специфика искусства, позволяющая результаты творчества относить к сфере художественной?
    2. Какова структура искусства? Что составляет феномен искусства?
    3. Для чего искусство? Каковы социокультурные функции искусства?
    4. Каковы закономерности генезиса и исторической эволюции искусства?
    5. Что есть историческая типология или историческая морфология искусства, т. е. каковы исторические типы искусства.
  • Итак, статус эстетики как науки определяется ее предметом - выявлением наиболее общих оснований и закономерностей эстетического и художественного освоения мира.

    Особенностями предмета эстетики определяется философско-мировоззренческая природа и место науки в структуре гуманитарного знания. Эстетическое отношение к миру, возникающее в архаической культуре, является одним из фундаментальных мироотношений, выявляющих меру соответствия мира и человека, характер вписывания человека в мир. Категории эстетики раскрывают мироощущение, мировосприятие, миросозерцание и миропонимание человека, ценностные приоритеты культурных эпох.

  • 3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика

    Хотя сам термин «эстетика», как мы видели, ввел Александр Баумгартен в эпоху Просвещения, эстетическая мысль уходит корнями в глубокую древность и представляет собой свободное осмысление эстетического опыта как внутри других наук (философии, риторики, филологии, богословия и т. п.), так и самими творцами искусства - художниками. Благодаря трудам Платона мы знаем о первых философских размышлениях о прекрасном. Задолго до XVIII века, уже в эпоху античности, определились основные категории и проблематика науки эстетики, которые рассматривались на протяжении всех последующих этапов ее развития. Исследователи истории эстетики (В.В. Бычков) выделяют условно три периода становления науки: протонаучный (до середины XVIII века, до появления труда Баумгартена), классический , совпадающий с развитием классической философской эстетики (середина XVIII-XIX в.) и постклассический или неклассический (с Ф. Ницше и до настоящего времени).

  • В «протонаучный» период предмет размышления античной эстетики (пифагорейцы, Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.), Платон (428 или 427-348 или 347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), римские риторики) - природа красоты, особенности искусства и его восприятия. Такие категории как прекрасное, трагедия и трагическое, возвышенное, комическое, эстетическое наслаждение и катарсис навсегда вошли в арсенал эстетической науки, благодаря античности. Средневековая эстетика (Августин Блаженный (354-430), прежде всего) ввела в систему эстетических категорий понятие символического образа, рассмотрев его главные модификации (подражательный, аллегорический, знаковый), выделила творчество как процесс, вызывающий к жизни красоту и искусство. Важным моментом преемственности развития эстетики внутри первого этапа является убежденность мыслителей в теснейшей связи прекрасного с ценностями этическими - добром, благом, любовью. Эстетика Возрождения и последующих классицизма и барокко, опираясь на идеи античности и средневековья, акцентирует внимание на анализе закономерностей художественного творчества и выявлении оптимальных, с точки зрения человека, правил построения художественного произведения.

    В европейской традиции на первом этапе эстетика активно развивалась в античности, в особенности в рамках древне-греческой философии, затем в Средние века, и - далее в Возрождении и культуре XVII века внутри художественно-эстетических направлений классицизма и барокко.

    Развитие науки эстетики в классический период связано, прежде всего, с немецкой классической философией в лице Лессинга (1729-1781), Шиллера (1759-1805), Гете (1749-1832), и, главным образом, Канта (1724-1804) и Гегеля (1770-1834), а в XIX веке - с культурами романтизма, реализма и символизма.

    Начавшийся с Ницше (1844-1900) неклассический этап философии, радикально меняет характер и понятийный аппарат философской эстетики, выводя ее за пределы аналитики в сферу метафорического рассмотрения. Неклассическая эстетика XX века вернулась к категориальному анализу сущности эстетического и искусства, но существенно дополнила состав и понятийные доминанты аппарата науки.

    Идеи классической эстетики органично продолжали размышления античности, правда, менялась трактовка сложившихся категорий в зависимости от философских позиций мыслителя. Немецкая и английская (Шефтсбери (1671-1713), Берк (1729-1797), Юм (1711-1776)) философия XVIII века ввела проблемы изучения эстетического субъекта в качестве главных для эстетики. Значительное место классической эстетике будет уделено в наших лекциях, где мы еще обратимся к ее трактовке эстетического и искусства.

    Начало неклассического этапа эстетики определяется философским поворотом второй половины XIX века, определяемым в свою очередь радикальной культурной модернизацией, продолженной XX веком. В XX веке проблемы эстетики продуктивно рассматриваются в контексте таких наук как искусствознание, культурология, психология, социология, семиотика, лингвистика и новейших философских направлений, таких как феноменология, психоанализ, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, семиотическая философия и философия постмодернизма. Категориальный аппарат и методология названных наук значительно обогатили эстетику в исследовании современных форм эстетической практики и искусства и определили возможность их объяснения. Например, характерная черта эстетической практики человека ХХ в. - стремление к созданию чего-либо уродливого; это становится закономерностью эстетического формообразования и художественной формы, и является приметой кризиса культуры, ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Понятно, что категория безобразного становится полноправной категорией новейшей эстетики. Таким образом, если обратиться к арсеналу ее категорий, становится понятной приставка «не»: эти категории не являются эстетическими с точки зрения эстетики классической. Неклассическая эстетика или нонклассика в качестве главных берет проблемы существования современного человека, употребляя категории симулякр, артефакт, абсурд, заумь, безобразное, жестокость («жесть» в просторечии), деконструкция. С утверждением в гуманитарных науках исследования феномена повседневности как специфической сферы человеческого существования, в эстетику вошли такие категории как арт-практики (новейшие формы искусства), актуальное искусство (в противовес изящному, классическому).

  • Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С. 544.
  • Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под. ред. В.В. Бычкова. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2003. - 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).
  • Термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos (чувст-вующий, чувственный).

    Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

    История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени отношение к ней и ее место в системе философского знания неоднократно менялось. Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и содержания эстетики сформировались еще в античности.

    1. Эстетика первоначально сложилась, как один из элементов картины мира такое место она занимала в философских представлениях пифагорейцев и греческих натур философов.
    2. У софистов эстетика рассматривалась как чисто субъективная основа ценностного отношения к миру. В основе их эстетических представлений лежал релятивизм.
    3. Сократ стремился выделить объективную ценностную основу эстетических представлений, предположив тесную связь эстетики с этикой. Платон, развивая концепцию Сократа, соединил ее с пифагорейской традицией понимания эстетических ценностей как численного выражения.
    4. У Аристотеля эстетика становится дисциплиной рассматривающей общефилософские вопросы красоты и теории художественного творчества. Аристотель впервые поставил перед собой цель разработать систему эстетических категорий в их взаимосвязи.
    5. В эпоху средневековья эстетика становится как и вся философия вспомогательной по отношению к богословию дисциплиной, в трудах Тертуллиана, Блаженного Августина, Фомы Аквинского эстетика это раздел богословия, который должен раскрыть роль искусства и красоты мира в отношениях человека к Богу.
    6. В эпоху Возрождения эстетика изучала соотношение природы и художественной деятельности (так определил ее задачи Л. да Винчи).
    7. В эпоху Просвещения основной задачей эстетики считалось изучение особенностей художественного познания мира (по Баумгартену).
    8. Гегель считал, что предметом эстетики является искусство, причем не любое, а именно «изящное искусство». У Гегеля система эстетических категорий исторически развивается, и она строится на основе исторического становления категорий их перехода из одной в другую. Основными эстетическими категориями у Гегеля являются: прекрасное возвышенное и безобразное. Им соответствуют три исторически развивающихся формы искусства: классическая, символическая и романтическая.
    9. Чернышевский критиковал концепцию Гегеля и считал, что предметом эстетики должно быть все многообразие эстетического отношения человека к мир.
    2.Особенности эстетического метода познания мира.

    В эстетике чувственное познание является основной целью, в отличие от гносеологии, где оно рассматривается как предварительная ступень для понятийного, логического знания. Эстетика рассматривает его как ценное само по себе. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.

    В основе эстетического удовольствия лежит усмотрение в предметах целесообразности формы, то есть соответствия предмета некой внутренней цели, внутренней природе. С внешней стороны эта целесообразность может выступать как соразмерность частей друг с другом целым или гармоничное сочетание красок. Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем большее чувство удовольствия оно у нас вызывает тем более прекрасным оно нам кажется.

    Особенность эстетического удовольствия в его всеобщности и одновременно субъективности чувственного восприятия. Проблема соединения всеобщности эстетического удовольствия и субъективности чувственного восприятия – это одна их основных проблем эстетики, ее пытались разрешить через предположение о существовании всеобщих понятий разума и всеобщей логики мышления.

    Эстетической знание носит конкретновсеобщий характер. Поскольку эстетика таким образом представляет собой некую систему понятий логических категорий. В настоящее время всеобщность эстетического познания мира находит свое отражение в системности эстетического знания. Для эстетики характерна логическая связь, соподчиненность, иерархия понятий категорий законов. Всякая проблема эстетики может быть разрешена только если она поставлена в связь со всеми остальными проблемами и вопросами эстетики. Эстетика с этой точки зрения предстает как система законов и категорий описывающих мир в его богатстве и ценности для человека и творчество по законам красоты, сущность искусства особенности процесса его развития, специфику художественного творчества, восприятия и функционирования художественной культуры. Признаками системности эстетического знания являются так же монистичность – т.е. объяснение всех явлений из одних и тех же исходных оснований. А так же принцип минимальной достаточности. Минимальное число аксиом или других исходных положений должно способствовать такому развертыванию идей, чтобы в своей совокупности они могли охватить максимальное число фактов и явлений. Принципиальная разомкнутость, готовность воспринять и теоретически обобщить до сих пор неизвестные факты и явления.

    Таким образом полное определение эстетики с точки зрения ее метода должно звучать следующим образом: эстетика это система закономерностей, категорий, общих понятий, отражающая в свете определенной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, в том числе бытия и функционирования искусства восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.

    Рассматриваются эстетика как философская наука, история эстетических учений, сущность эстетического отношения и эстетической ценности, категории эстетики, аксиологическая (неоаксиологическая) интерпретация природы искусства, введены понятия эстетического и художественного как метакатегории эстетики. Имеется краткий терминологический словарь.
    Подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины. Студентам ВУЗов, всем интересующимся проблемами современной эстетики.

    Предмет эстетики.
    Термин «эстетика» (от древнегреч. aisthetikos - чувственный) относится к чувственному восприятию.
    В истории развития эстетики можно выделить два основных периода:
    эстетики имплицитной (от лат. implicite - неявный, в скрытом виде);
    эксплицитной (от лат. explicite - распутанный, приведенный в порядок; в развернутом, явном виде).

    Имплицитная эстетика существовала во все периоды человеческой истории и представляет собой осмысление эстетического опыта как внутри мифологического сознания, так и в теоретических дисциплинах (философии, риторике, филологии, богословии).

    Рождение эксплицитной эстетики в качестве самостоятельной науки произошло в XVIII в. в трудах немецкого философа Александра Баумгартена («Эстетика», 1750-1758), который назвал эстетику низшей ступенью философии, наукой о чувственном познании, а ее совершенной формой - красоту. Ученый мыслил в традициях современной ему философии Нового времени.

    По мнению другого философа того же времени, Г. Лейбница, существует три сферы духовного мира человека -воля, разум и чувство. Баумгартен считал, что изучением разума в европейской философии занималась логика, воли - этика, изучением чувства не занимается никто. Эстетика и была призвана восполнить этот пробел.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение
    Глава 1. Эстетика как философская наука
    1.1. Предмет эстетики
    1.2. Структура эстетической теории и задачи курса эстетики в системе образования
    1.3. Методы и функции эстетики, ее функции
    1.4. Эстетика в системе гуманитарного знания
    Глава 2. История эстетических учений
    2.1. Основные теории античной эстетики
    2.2. Средневековая эстетика
    2.3. Эстетика эпохи Возрождения
    2.4. Эстетика классицизма
    2.5. Эстетика Просвещения
    2.6. Эстетические идеи немецкой классической философии
    2.7. Марксистский этап в развитии эстетической мысли
    2.8. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX в
    2.9. Развитие русской эстетической мысли
    2.10. Эстетика в Беларуси
    Глава 3. Эстетическое отношение, эстетическая деятельность, эстетическая ценность и эстетическая оценка
    3.1. Эстетическое отношение
    3.2. Эстетическая деятельность
    3.3. Эстетическая ценность и эстетическая оценка в свете неоаксиологии
    Глава 4. Категории эстетики
    4.1. Система эстетических категорий
    4.2. Эстетическое как метакатегория эстетики
    Глава 5. Объектные категории эстетики
    5.1. Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное
    5.2. Категории эстетики: возвышенное и низменное.
    5.3. Категории эстетики: трагическое и комическое
    Глава 6. Эстетическая структура личности, эстетическое сознание и субъектные категории эстетики
    6.1. Эстетическая структура личности
    6.2. Эстетическое сознание
    6.3. Субъектные категории эстетики
    Глава 7. Художественное как метакатегория эстетики
    Глава 8. Природа искусства
    8.1. Эстетические основания искусства
    8.2. Полифункциональность искусства
    Глава 9. Морфология искусства
    Глава 10. Виды искусства
    10.1. Художественная литература
    10.2. Архитектура
    10.3. Дизайн
    10.4. Изобразительные искусства
    10.5. Синтетические искусства
    10.6. Музыка
    10.7. Хореография
    Глава 11. Художественное творчество и художественное произведение
    11.1. Сущность и природа художественного творчества
    11.2. Художественное произведение
    11.3. Категории, анализирующие степень ценности художественного произведения
    Глава 12. Эстетика XX века
    12.1. Основные тенденции развития эстетики в XX в.
    12.2. Модернизм
    12.3. Постмодернизм
    Заключение
    Краткий терминологический словарь
    Литература.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Основы эстетики, Кирпиченок Е., Салеев В., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх