Любовная лирика поэтов "серебряного века"


"Тема любви в поэзии Серебряного века"

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека - и экономической, культурной, и политической.... Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.

Александр Александрович Блок - великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.

В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл - «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой - весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:

Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.

Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то - «невозможные», шаги -«несуществующие».... Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» - это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.

Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка - Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.

Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет - это цвет романтической мечты, красный -тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.

Отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы. Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам: Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни. К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье - меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт. 1906-1907 - цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий - «Фаина» (1906-1908) -актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы - сильной личности, женщина здесь - символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»). Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя. Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь. Но лишь любовь к одной женщине - к своей жене - Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе...». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо: Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла... Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил...». Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном. А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.

Тема любви в поэзии Серебряного века

вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно - вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:

Я тоже любил, и она жива еще.

Все так же, катясь в ту начальную рань,

Стоят времена, исчезая за краешком

Мгновенья. Все так же тонка эта грань...

Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.

Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:

Любить иных - тяжелый крест...

Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т. д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:

О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем

Разрыве столько грез, настойчивых еще!

Когда бы, человек, - я был пустым собраньем

Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.

Разочаровалась? Ты думала - в мире нам

Расстаться за реквиемом лебединым?

В расчете на горе, зрачками расширенными

В слезах, примеряла их непобедимость?

Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме...»; «Ты как будущность войдешь».

Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это - Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.

Анне Ахматовой:

Похожие на вашу первозданность.

А ошибусь, - мне это трынь-трава,

Я все равно с ошибкой не расстанусь.

И - Марине Цветаевой:

Мне все равно, чем сыр туман.

Любая быль, как утро в марте.

Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит - «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.

Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.

Серебряный век русской поэзии - это целая эпоха - великая эпоха, подарившая всему миру таких гениев, как Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак и Владимир Маяковский. Этот ряд можно еще и еще продолжать, я здесь намеренно привожу и стихи поэтов, чьи имена не так звонки и не столь «на слуху». Я открывала их для себя, пленяясь изяществом слога и изысканностью форм, очарованная романтической возвышенностью и глубиною их чувств.

* * *
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, что я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной молю ответа.
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(И. Анненский)

Иннокентий Анненский - его перу принадлежит это стихотворение, которое открывает замечательный сборник стихов о любви - Поэзия Серебряного века. Я приглашаю вас познакомиться с этой книгой. Тут можно, открыв наугад, читать любое стихотворение - их авторы, несомненно, личности неординарные, часто с драматичною судьбою, что не могло не отразиться в их поэзии.
Мы чувствуем сегодня и мыслим уже иначе, и говорим слова совсем другие. Но … давайте прикоснемся душою к этим строкам, чтобы насладится ароматом той эпохи, прикоснемся к таинству, имя которому ЛЮБОВЬ!

Любовью ль сердце разгорится, -
О, не гаси ее огня!
Не им ли жизнь твоя живится,
Как светом солнца яркость дня?
Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хоть бы любовию ответной
Тебе никто не отплатил.
Пусть говорят: как все в творенье,
С тобой умрет твоя любовь, -
Не верь во лживое ученье:
Истлеет плоть, остынет кровь,
Угаснет в срок определенный
Наш мир, а с ним и тьмы миров,
Но пламень тот, Творцом возженный,
Пребудет в вечности веков.
(К.Р.)

Великий князь Константин Романов, его стихи появлялись на страницах печатных изданий за скромной подписью «К.Р.» и несомненно встречали живой отклик современников, почитавших не только высокий слог, но и людей искренних и светлых душою.

Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое -
От неизбежного.

От неизбежного -
Твоя печаль
И пальцы рук
Не остывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.
(О. Мандельштам)

Осип Мандельштам - какие необычные краски, слова и сравнения находит поэт для воссоздания облика своей возлюбленной!
Я думала, что о любви все пишут - страдая, и трагично. И неожиданно для себя нашла много стихов, легких и светлых, и даже ироничных.

«Люблю», - сказал я не любя -
Вдруг прилетел Амур крылатый
И руку взявши, как вожатый,
Меня повлек вослед тебя.

С прозревших глаз сметая сон
Любви минувшей и забытой,
На светлый луг, росой омытый,
Меня нежданно вывел он.
Чудесен утренний обман:
Я вижу странно, прозревая,
Как алость нежно-заревая
Румянит смутно зыбкий стан;

Я вижу чуть открытый рот,
Я вижу краску щек стыдливых,
И взгляд очей еще сонливых,
И шеи тонкий поворот.

Ручей журчит мне новый сон,
Я жадно пью струи живые -
И снова я люблю впервые,
Навеки снова я влюблен!
(М.Кузьмин)

Это был Михаил Кузьмин. Мне хотелось бы привести здесь еще одно стихотворение этого автора.

О, быть покинутым - какое счастье!
Какой безмерный в прошлом виден свет -
Так после лета зимнее ненастье:
Все помнишь солнце, хоть его уж нет.

Сухой цветок, любовных писем связка,
Улыбка глаз, счастливых встречи две, -
Пускай теперь в пути темно и вязко,
Но ты весной бродил по мураве.

Ах, есть другой урок для сладострастья,
Иной есть путь - пустынен и широк.
О, быть покинутым - такой счастье!
Быть нелюбимым - вот горчайший рок.
(М.Кузьмин)

Нежно говорил ей -
мы у реки
шли камышами:
«Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, - не звезда,
а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко…
Вы прекрасно картавите,
только жалко Италию…»
Она: «Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти…»
(В. Маяковский)

Владимир Маяковский - да, конечно же, это он, поэт-трибун, поэт-лирик (впрочем, как лирика мы открываем его уже вне школьной программы).
А сейчас я хочу познакомить вас с поэзией Надежды Тэффи. К сожалению, я ничего не могу рассказать о ней (это имя я открыла для себя впервые на страницах этого сборника). Невольно восхитилась, какое светлое прекрасное лицо! И что еще меня буквально поразило: как много можно сказать о своих чувствах, о любви, даже не коснувшись их словами!

Заря рассветная… Пылающий эфир!..
Она - сквозная ткань меж жизнию и снами!..
И, солнце затаив, охлынула весь мир
Златобагряными, горячими волнами!

Пусть не торопит день прихода своего!
В огне сокрытом - тайна совершенства…
Ни ласки и ни слов, не надо ничего
Для моего, для нашего блаженства!
(Н. Тэффи)


На свиданье меня месяц звал голубой.
Я ему поклялась, обещала прийти.
Я с тобой эту ночь не могу провести!

Нет, оставь! Не целуй! Долгой лаской не муч!
Посмотри - уж в окно бьет серебряный луч.
Только глянет на нас бледный месяца лик -
Ненавистен и чужд станешь ты в тот же миг!

Подбегу я к окну… Я окно распахну…
Свои руки, себя всю к нему протяну…
И охватит меня бледный лунный туман.
Серебристым кольцом обовьет он мой стан…

Он скользнет по плечам, станет кудри ласкать,
На ресницах моих поцелуем дрожать…
Он откроет душе, как ночному цветку,
Невозможной мечты и восторг и тоску.

Буду счастье искать я в тревожном, больном
Красоты и греха ощущенье двойном,
Умирать без конца… До конца замирать,
Трепет лунных лучей, как лобзанье впивать…

Так оставь! Не терзай меня тщетной мольбой!
Не могу эту ночь провести я с тобой!
(Н. Тэффи)

Можно спорить, кто искуснее в любви - мужчина или женщина - можно спорить, чей поэтический слог изящнее и глубже, искреннее чья любовь. Нам не найти однозначного ответа. Можно сравнивать. А можно наслаждаться мастерством и сопереживать возвышенным чувствам интереснейших из людей.

Этот вечер был тускло-палевый, -
Для меня был огненный он.
Этим вечером, как пожелали Вы,
Мы вошли в театр «Унион».
Помню руки, от счастья слабые,
Жилки - веточки синевы.
Чтоб коснуться руки не могла бы я,
Натянули перчатки Вы.
Ах, опять подошли так близко Вы,
И опять свернули с пути!
Стало ясно мне: как ни подсказывай,
Слова верного не найти.
Я сказала: «Во мраке карие
И чужие Ваши глаза…»
Вальс тянулся, и виды Щвейцарии:
На горах турист и коза.
Улыбнулась, - Вы не ответили…
Человек не во всем ли прав!
И тихонько, чтоб Вы не заметили,
Я погладила Ваш рукав.
(С. Парток)

София Парток - близкая подруга Марины Цветаевой, стихи которой я с удовольствием представила бы более широко, если бы… - если бы не их драматический надрыв и внутренняя обреченность… Хотя каждое стихотворение, буквально, захватывает дух. Но… давайте вспомним (а можно, про себя, споем!) всем давно известное и полюбившееся стихотворение:

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать - куда Вам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,
И Вы - на палубе…
Вы - в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…

Вечерние поля в росе,
Над ними - вороны…
- Благославляю Вас на все
Четыре стороны!
(М. Цветаева)

Я позволю себе прочесть еще одно из диссонирующих со светлой тональностью данной статьи стихотворений без «хеппи энда» (которых я умышленно здесь избегала), потому что имя Анны Ахматовой не могу не вспомнить. Я снова и снова думала о драматизме чувств поэтов Серебряного века - возможно, это объяснимо тем, что то были равновеликие личности, где никто не хотел уступить другому? Возможно, один из двоих не мог столь же искренне ответить на глубокое чувство? Но… бесполезно и тщетно искать ответы на извечные вопросы: почему любовь бывает безответной? почему горящие сердца … расстаются?

Хочешь знать, как все это было? -
Три в столовой пробило,
И прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!» -
«Да».
(А. Ахматова)

А закончить мне хотелось бы, обратившись вновь к стихам Иннокентия Анненского. «Весенний романс».

Еще не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь…
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь…
(И. Анненский)

Поэзия Серебряного века - ее свет вселяет веру в торжество красоты, добра и величия человеческого духа. Думаю, каждый со мною согласится, что исповедальные строки любовной лирики поэтов Серебряного века способны внушать нам, что жить просто и мудро, любить светло и чисто, «смотреть на небо и молиться Богу» - есть счастье не только не преходящее, но и каждому, в ком дышит Дух, доступное. И вполне обретаемое.
Чего я всем нам искренне желаю!

В. Гордеева
_________________________________
*) «Жизнью я дышу, любя» (В. Брюсов, венок сонетов «Роковой ряд»)

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.
О, милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.

М. Цветаева.

ХОД УРОКА

Учитель. Невозможно представить себе литературу любого периода без любовной лирики. Сегодня мы обращаемся к любовной лирике «серебряного века», миру глубоких и сложных интимных переживаний. Главный критерий этих произведений – неповторимость, оригинальность поэтического стиля, передающего индивидуальный строй уши, желание выразить мир по-своему.
Итак, представим себе, что в один из декабрьских вечеров 1905 года мы оказались в квартире Вячеслава Иванова, которая всеми петербуржцами называлась «башней». По средам здесь собирались люди искусства, многие читали свои стихи. Первое слово предоставляем хозяину. Стихотворение с притягательным названием «Любовь»

Ученик читает стихотворение В. Иванова «Любовь».

Учитель.

– Какое впечатление произвело на вас это произведение?
– В чем оригинальность авторского подхода?
(Название стихотворения настраивает читателя на трепетное чувство, особую лирическую интонацию. Но при чтении стихотворение не производит такого впечатления. Оно поражает монументальностью, стройностью в разработке темы, отточенностью сонетной формы, но никак не силой и сокровенностью чувства, а скорее рассудочностью, холодностью.
В стихотворении нет традиционного лирического «я». Основной акцент сделан на слове «мы», которое повторяется пять раз и символизирует слияние, нерасторжимый союз. Все стихотворение построено на одном композиционном приеме: вариация ассоциаций, способных передать силу и неразрывность этого союза. В последних строфах появляются религиозные, мифологические образы (крест, божественный гроб, Сфинкс).
Блестяще выдержана форма сонета. Каждая строфа – законченное целое. В первой утверждается тема стихотворения, вторая ее развивает, первый торцет намечает развязку, второй ее завершает. Стихотворение написано пятистопным ямбом.
В стихотворении много славянизмов, что придает ему пышность, торжественную монументальность. Оно поражает скорее виртуозным владением техникой, чем силой чувства).

– Здесь же, на башне В.Иванова, молодая начинающая поэтесса А.Ахматова читает свои первые стихи. В этот вечер она прочла «Песню последней встречи». Все ждут, что скажет В.Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. Вячеслав Иванов молчит минуту, потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку: « Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии!» Неожиданно высокая оценка.

Ученик читает стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи».

Учитель.

– Что заставило признанного мэтра так высоко оценить стихотворение начинающей поэтессы, ведь отношение к женской поэзии было тогда снисходительным?
– Какое переживание лежит в основе стихотворения?
– Как душевное переживание героини проявляется в ее поступках, восприятии окружающего мира? Найдите в тексте говорящие детали.
– Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке?

(Учащиеся ориентируются на вопросы под текстом стихотворения в раздаточном материале)

– Еще одно стихотворение А.Ахматовой «Вечером».

Ученик читает стихотворение.

Учитель.

– Какая ситуация изображена в стихотворении? Что позволяет критикам говорить о зачатках сюжета в лирика А.Ахматовой?
– В чем противоречивость переживания героини? С помощью какого художественного приема Ахматова передает противоречивость ее чувств?
– Стихотворения Ахматовой современники называли «маленькими гейзерами». Что лежит в основе этого определения? Что объединяет эти два стихотворения?
(Ее любовные драмы происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несёт огромную психологическую нагрузку. В подобных стихах чувство действительно как бы вырывается наружу из некого тяжкого плена молчания, терпения, безнадёжности и отчаянья.)

Учитель: Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для неё вне жизни. Предчувствие любви, её ожидании, разочарование, ревность – все эти состояния цветаевской героини запечатлены в любовной лирике в многочисленных нюансах. Истинное чувство, по Цветаевой, живёт не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Своеобразной клятвой верности любви можно назвать стихотворение «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…»
Послушаем его.

Ученик читает.

Учитель.

– Что вы услышали. Какое место в жизни лирической героини занимает любовь?
– Как это помогают понять две последние строчки первого четверостишия?
– Какую жизненную позицию в отношении любви занимает лирическая героиня?
– Как любовь помогает человеку в жизни, что говорит об этом лирическая героиня?
– Какой новый поворот темы вносит последнее четверостишие?
– Чем тема любви в творчестве Цветаевой отличается от той же темы в творчестве А. Ахматовой, В. Иванова?
– Ожиданием любви живёт лирический герой Б. Пастернака в стихотворении «Никого не будет в доме».

Ученица читает.

Учитель.

– Как представляет себе свою возлюбленную лирический герой?
– Какое место в жизни он ей отводит?
– Жемчужиной в любовной лирике Пастернака является стихотворение, которое мы сейчас услышим.

Ученица читает «Любить иных – тяжёлый крест…».

Учитель.

– Какой новый поворот в развитие темы вносит это стихотворение?
– Как в стихотворении сочетается конкретное и отвлечённое?
– Чем восхищён лирический герой?
– На какие философские размышления наталкивают лирического героя размышления о любимой женщине?
– И закончить наш разговор хочется словами ещё одного замечательного представителя «Серебряного века» О. Мандельштама.

(Учитель читает стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»)

– Какой вывод мы можем сделать? Всё в жизни движется любовью!

У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них на-чинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.

Творчество И. Анненского мало знакомо нашим совре-менникам. Да и при жизни поэта лишь немногие крити-ки и поэты по достоинству оценивали его творчество.

Одно из его стихотворений — подлинный шедевр лю-бовной лирики — дошло до наших дней, но не прослави-ло автора и не сделало его широко известным:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркну-тая разговорность и даже будничность речи.

Для И. Анненского примечательна и краткость, сжа-тость выражения, поэтической мысли. У поэта редки сти-хотворения, занимающие целые страницы. Он умел в не-многих необходимых словах сказать многое:

Еще не царствует река,

Но синий лед она уж топит;

Еще не тают облака,

Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь

Ты сердце шелестом тревожишь...

Еще не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь...

Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Аннен-ского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал «лица не общее выраженье». А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не толь-ко текут, но и светятся.

Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гу-милев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.

Те свойства поэзии, которые не оставили равнодуш-ными его современников — искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, — сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впе-чатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх