" Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Евангелие от Матфея)

Но Он пришел. В пик мистерии и символизма. Что будет дальше - тайна. На пороге чудовищной тайны находится Александр Блок, когда на заре 1918 года, спустя лишь около двух месяцев после прихода красной машины, пишет свою поистине пророческую поэму. Неведение, вьюга, вулкан, стихия окружали тогда судьбу и слово поэта, который мог ориентироваться лишь на необъяснимые подсознательные порывы творческого гения. Отсюда и абсолютно нерукотворный уровень текста поэмы "Двенадцать", и неисчерпаемость смыслов, и удивительная парадоксальность; отсюда и предельно скудная сюжетная линия, и безмерно богатое пространство вокруг - пространство звука и цвета.
Цвет здесь управляет мыслью, он творит и создает объём и полифонию. Черные вечер, белый снег, красный флаг, красная гвардия с черным небом, с черной злобой, со святой злобой, ночкой чёрной, белый снег, с красным флагом, чёрным ус. Это цветовой марш, ритм трёх солдат: красного, черного и белого.
Красный цвет входит в наше осязание происходящего еще до конкретно сформулированного указания на цвет (примечательно, что слово "красный" звучит в поэме всего 5 раз и впервые в третьей главе). Но с первых строк мы - в огне, в пожаре, в безумии, во всепоглощающей агонии революционного вулкана, где вокруг - огни, кровь и растление. Здесь и родинка "пунцовая", и руки "алые", и белый снег обагрился кровью. Здесь и "красная" любовь, что под воздействием бесовской силы порождает "кровавую" ревность, и Родина, что в пожарище времени походит на огненный Тартар, и старообрядческий глас в сгорающих срубах ("Исус" мы читаем с одной "и"). Здесь красный - цвет сознания, цвет неизлечимой муки рвения в чему-то новому, но дьявольскому.
Черный и белый. Зло и добро. Сырая антитеза. Но парадокс в том, что в поэме всё иначе: зло тут предсказуемо, а добро неожиданно. И будто бы вмиг оксюморон становится лишь предметом насмешки символизма, и злоба уже как черная, так и святая, а значит мгла пребудет наравне со святостью, и уже не разобрать эту грань. И черное небо заслоняет белая вьюга, и черные люди ставят красные метки на белом снегу, и черное время сменяется красною смутой. Чёрный - это мгла, это боль, это обман, ибо черное пытаются подменить святым, а черное время пытаются выставить за белую страницу. Белый - это суета, она кружит снегом, вьюгой, пургой, страшным вихрем; это смертный холод и лёд, оголяющий все грехи и пороки. Но в итоге белый становится вознесением, "нежной поступью надвьюжной", символом полета и пути. И венчик из логичных красных роз обращается в белый, и черный предписанный высший дух в глазах наших свят, и нечто неведомое рисует пером поэта вместо Антихриста врага или брата его - Христа.

Революционные волнения начала ХХ века в России вызвали отклики многих литераторов. События 1917 года и Гражданской войны побуждали к созданию произведений как современников, так и писателей поздних периодов, вплоть до сегодняшнего дня. Среди поэтов, вдохновившихся этим периодом отечественной истории, был и А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» отобразила неоднозначное авторское восприятие переворота, о смысле которого гадают до сих пор. Богатая символика произведения имеет большое количество интерпретаций.

Символы: роль и их значение

Что значит символ для поэта? Это всё равно, что термин для ученого, то есть при помощи него можно более ёмко, без лишних слов, выразить мысль. И Блок в своём творчестве активно пользовался такой возможностью.

  • Цвета. Первое, чем встречает поэма читателя, – антитеза цветов – чёрного и белого. В мировой культуре у этих оттенков существуют десятки значений, но именно для этой поэмы белый – обновление, стремление к будущему, чёрный – мрак старого мира, страдание души, вызванное грехом. Кроме того, в тексте присутствует красный, выражающий сопротивление, желание перемен.
  • Ветер – знак бури и революции. Он пытается взвихрить снег, чтобы занести всё старое, пережитое.
  • 12 – число, наделённое особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с множеством апостолов на Тайной вечере. Существует масса гипотез, какая авторская позиция скрывается за евангельской символикой. Возможно, для Блока события 17-го года сопоставимы по значимости в истории человечества со Страстной неделей.

Образы

  1. Важно подчеркнуть роль и образ автора в «Двенадцати». Блок осознавал, что присутствует при эпохальном событии, он интуитивно ощущал грядущие в стране перемены, потому в этом произведении «Писатель – вития», а сама поэма ассоциируется скорее с летописью. Здесь поэт выступает в роли Пимена или Нестора, цель которого – запечатлеть происходящее.
  2. Обратимся к образу двенадцати красногвардейцев. По именам названы не все, но названные в поэме герои не случайно совпадают с апостолами. Такое упоминание позволяет закрепить за героями наибольшее число ассоциаций, вызываемых у читателя. Иван, Андрей, Петр – эти имена и сакральны, и социальны одновременно.
  3. Например, Петруха раскаивается в убийстве из ревности, но этот герой не был бы столь значимым для поэмы, не вызывай его имя аллюзию на Петра, что отрёкся от Христа. Преступление в обоих случаях не является поводом сойти с пути, но стимулирует с ещё большим рвением двигаться дальше. И для Петра блоковского, и для евангельского не было времени сожалеть о содеянном: нужно двигаться вперед, для воплощения общей идеи.
  4. Самым обсуждаемым образом в поэме является Христос (сочинение о его роли в произведении доступно ). Интересно проследить, как он возникает в поэме. В начале поэмы присутствует ветер, в 12-й главе у этой стихии появляется красный флаг, этот же атрибут и в руках Христа. Можно предположить, что Спаситель присутствует в поэме с первых строк, но в виде духа, дуновения, а находит своё воплощение лишь в конце произведения. Что значит этот образ для поэмы? Несправедливо считать, что это знак авторского одобрения событиям 1917 года. Блок осознавал неизбежность революции, невозможность вернуться к старому порядку. Мир стал другим, старый свет остался в прошлом, страна на пороге новой эры. Предыдущая – началась с Христа и апостолов. И они никуда не исчезли: сменились декорации, но главные герои остались.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления

образовательные:

  • определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта;
  • показать особенность восприятия поэтом революции

развития:

  • развитие образного мышления, воображения

воспитательные:

  • воспитание любви к слову, способности сопереживать, сострадать

Место урока в системе знаний:

  • после первичного самостоятельного прочтения поэмы учащимися, в начале его текстуального изучения на уроке.

Основные понятия:

  • АНЕСТЕЗИЯ
  • СИНЕСТЕЗИЯ
  • ЗВУКОЦВЕТ

ХОД УРОКА

I. Столкновение с проблемой

Здравствуйте, ребята!

Во многих областях современной жизни: науке, искусстве, литературе, психологии активно используются слова со значением цвета .

Психологи отмечают связь цвета с эмоциями, т.е. каждый цвет вызывает определенную эмоцию.

Сравните репродукции. Какая из них понятна, позволяет увидеть эмоции, чувства?

(1 - наполнена смыслом, цветом, передает настроение, 2 - бесцветна).

Бесцветная картина - непонятна, оставляет зрителя равнодушным.

Отсутствие эмоций, чувств - бесчувственность называется АНЕСТЕЗИЯ .

Закрепляю на доске:

АНЕСТЕЗИЯ

Смешение чувств, например: слышим звук - видим цвет - представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ .

Закрепляю на доске:

СИНЕСТЕЗИЯ

(СИНЕСТЕЗИЯ - это психологическая соотносимость цвета, звука, слова)

Основополагающий вопрос:

Каким мы видим мир? (Ярким, цветным, в зависимости от настроения).

Использование черно-белой гаммы усиливают сходство с документальной фотографией, напоминают кадры немого кино (такой палитрой пользуется А.Блок в поэме "Двенадцать").

ЦВЕТ - один из факторов, определяющих состояние нашей психики.

Гипотеза исследования:

Мироощущение Блока через призму душевных терзаний исследованы недостаточно.
Анализ поэмы на основе СИНЕСТЕЗИИ позволит определить психологическое состояние А. Блока в момент создания поэмы "Двенадцать".

ТЕМА УРОКА: А. Блок "ДВЕНАДЦАТЬ": цветопись душевного состояния

Поэма А. Блока "Двенадцать" создана почти 100 лет назад в январе 1918 года.

Почему? Ответ определим в конце урока.

Двенадцать. С чем ассоциируется это слово?

В поэме 12 красногвардейцев, 12 глав;

  • 12 часов - полночь;
  • 12 месяцев - конец года.
  • 12 - символ конца дня, года, а также начало нового, шаг в неизвестное будущее:

II. Выдвижение рабочей версии:

Поэты-символисты знали, что звуки речи окрашены и зависят от смысла слова.

Звукобуква ассоциируется с цветом - это звукоцвет (раздать карточки)

см. Слайд 4

На доске:

ЗВУКОЦВЕТ - цвет, соответствующий звуку

Проблемный вопрос:

Существуют ли звуко-цветовые соответствия в поэме А.Блока?

III этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.

  • Определите звукоцвет 1 главы поэмы "Двенадцать".
  • Послушаем 1 главу в исполнении И. Кваши: (4:10)

(преобладающие звуки О, А, Э, У окрашены в темные и светлые тона, напоминают образ ВЕТРА).

Поработаем в группах. Определите, какова СИНЕСТЕЗИЯ других глав:

  • 1 группа - главы № 2,3,4
  • 2 группа - главы № 5,6
  • 3 группа - главы № 7,8
  • 4 группа - главы № 9,10,11

12 главу рассматриваем совместно, читает учитель:

Схема текста: на доске

Какова СИНЕСТЕЗИЯ текста:

  • Звуки
  • Образы?

Ответ: (Поэма построена на противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового).

Черный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете.

Учитель:

Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они - защитники революции. Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:

И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:

Пальнем-ка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними - "черное, черное небо", в груди - "черная злоба, святая злоба".

Еще одна краска достаточно часто появляется в поэме, какая?

Ответ: (Красная. Это символ кровопролития).

В очи бьётся
Красный флаг.
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...

Красный - это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими "державным шагом" двенадцатью красногвардейцами.

Черный, белый и красный цвет в поэме не столько передают картину всероссийских событий, сколько картину "мирового пожара").

Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой культуры , цивилизации, всего старого мира .

И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:

Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы - сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. Образ Иисуса Христа для Блока являлся вестником нового мироустройства, где люди будут жить категориями равенства, братства, свободы.

Такой увидел Блок-поэт революцию, обратите внимание на видение революции Блока художником Ю. Анненским, его иллюстрации понравились Блоку.

(см. слайды № 8,9,10) (схематичны, отсутствие ярких красок, черно-белый вариант сходство с документальным кино ).

Предпочтение ЧЕРНОГО, БЕЛОГО, КРАСНОГО цветов в поэме согласно теории французского психолога Макса Люшера, означает:

Оправдались ли надежды Блока на революцию?

Почему он хотел, чтобы поэму прочли когда-нибудь не в его время?

(Вслед за поэмой "Двенадцать" Блок создает стихотворение "Скифы", затем поэтического взлета не будет. Блок разочарован, поэтическая тишина, молчание:)

А. Блок - на самом деле величайший поэт, ведь в поэме "Двенадцать" он сумел передать музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.

Рефлексия: какой цвет сейчас предпочитаете Вы, поднимите карточки звукоцвет. Это ваше психологическое состояние, восприятие урока, ваши чувства, эмоции. Спасибо за сотрудничество!

Текст сочинения:

Свой ҭворческий путь А. Блок начинал как поэҭ-символист. Эҭим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму "Двенадцать" своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного талантливому лирику.
Основные цвета в поэме "Двенадцать" черный и белый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер. Белый снег.
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Сҭихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрываюҭ ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они защиҭники революции. Но с какой легкостью предаюҭся они разбою разгулу, грабежам, будто их цель не строительство нового мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет?;
символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту эҭих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
...И идуҭ без имени святого Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную, В толстозадую."
На данный моменҭ эҭи защиҭники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними "черное, риое небо", в груди "черная злоба, святая злоба".
И ҭуҭ появляется еще один цвет красный. Он сим-(пизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме ммелто красного появляется цвет "кровавый", красноречиво свидетельствующий обо всех тех жерҭвах, которых тре-буҭ разрушение старого и построение нового мира. Видимо, лирикому идеал революционеров мировой пожар щ одно стихийное воплощение, сжигающее и очищающей все отжившее, больное, мерҭвое. Но под силу ли чело-ияку контролировать эҭу неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови Господи, благослови!
И все же, несмотря ни на что, А. Блок вериҭ в революцию, в то, что ее участники и защиҭники со временем сумеюҭ преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинҭэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди Исус Христос.
А. Блок на самом деле величайший поэҭ, ведь в поэме "Двенадцать" он сумел передать не только "музыку революции", но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.

Права на сочинение "Цветовая символика поэмы А. Блока "Двенадцать"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Символика цвета и символика образов в поэме (двенадцати и Иисуса Христа)

Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX--XX веков. Будучи поэтом-символистом, Блок сумел в ярких и многозначных образах передать грандиозные события и предсказать грядущее. Блок услышал загадочную музыку времени, перелил ее в свои стихи, благодаря которым эта мелодия звучит и для нас, его потомков.

Читая поэму “Двенадцать”, мы слышим взволнованную речь автора -- очевидца и участника того великого события. Поэма “Двенадцать” -- своеобразная и правдивая летопись большевистской революции. Блок оригинально и образно попытался запечатлеть для потомков свое время, “остановить мгновение” хотя бы в своем произведении.

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком -- ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит -- ах, бедняжка!

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды.

Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой -- белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему.

Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны -символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Но цвета преобладают в поэме: черный и белый. Все события происходят вечером или ночью. Почему Блок выбирает это время суток?

Поздний вечер.

Пустеет улица.

Один бродяга

Сутулится,

Да свищет ветер...

Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь -- самое подходящее для них время суток.

Да еще ветер бушует, сбивает с ног. Это природное явление и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное. Ветер веселый «И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: “Вся власть Учредительному Собранию”... В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную силу. Недаром впереди революционного патруля оказывается Иисус Христос. Блок только обозначил будущее, оно еще высветится ярко и зримо в других его произведениях. Здесь же крепко “держится”, стараясь не отстать от настоящего, призрак старого мира -- голодный пес. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого, оно неотступно преследует по пятам каждого.

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались -- поколочу! ...

Скалит зубы -- волк голодный --

Хвост поджал -- не отстает --

Пес голодный -- пес безродный...

Как беспощадно и правдиво Блок показывает гибнущий привычный мир! Он ведь тоже принадлежит к нему. Но такова действительность, и автор не может покривить душой. Временами в поэме четко слышится радостное возбуждение лирического героя, он приветствует ветер перемен. А поэт, что ждет от будущего сам Блок? Скорее всего, он предвидит свою гибель вместе со старым, привычным и ненавистным миром, но противостоять этому невозможно, как немыслимо остановить стихию. В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” -- символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови --

Господи, благослови!

Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди.

Велика заслуга поэта, что он не просто сумел услышать время, а запечатлел его в своей поэме.

Трах-тах-тах! --

И только эхо

Откликается в домах...

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах...

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль.

Вот они, защитники революции! Жестокие, грубые, бездуховные каторжники и преступники. Но в финале поэмы появляется самый загадочный образ, который "облагораживает" всю шайку:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Он, судя по контексту, возглавляет отряд красногвардейцев. Можно предположить, что этим автор придал бывшим преступникам ореол святости, и теперь это уже не "голотьба", а новый, революционный народ. Некоторые исследователи творчества поэта предложили трактовать эту идею шире. Двенадцать - это апостолы, возглавляемые Петром. Но на каких основаниях строится эта идея? Лишь по их количеству, сходного с числом апостолов? Или потому, что среди них выделен лишь один - Петр? А может потому, что в финале их возглавляет Иисус Христос? Да, поэтому. Но они - апостолы нового времени, новой эпохи, предпочитающих вместо смирения борьбу.

Но сам Блок предостерегал от скоропалительных выводов: не следует недооценивать политические мотивы в поэме "12"; она более символична, чем может показаться на первый взгляд. Разберемся же с основным, самым загадочным образом поэмы - с образом Христа.

Образ Христа, завершающий поэму, многим критикам и литературоведам казался случайным и неуместным. Да и сам автор скептически относился к этому образу. Образ Христа в поэме "Двенадцать" многогранен: Христос как символ революционера, Христос как символ будущего, языческий Христос, старообрядческий сжигающий Христос, Христос-сверхчеловек, Христос как воплощение Вечной Женственности, Христос-художник и даже Христос-антихрист. Думается, что все эти по-своему остроумные допущения уводят от главного. Главное же заключается в том, что образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Но и это нельзя понимать однобоко: те самые двенадцать, идущие по улице и творящие беззаконие, убивающие простых людей также ассоциируются с Христом, и тогда образ Христа не может стать святым и нельзя говорить об оправдании революции. Но образ Иисуса Христа появляется у Блока не на пустом месте: уже в лирике поэта он занимал очень важное место. Например, в стихотворении "Вот Он - Христос - в цепях и розах..." и по ритму

Вот Он - Христос - в цепях и розах

За решеткой моей тюрьмы.

Вот Агнец Кроткий в белых ризах

Пришел и смотрит в окно тюрьмы.

и по настроению ("Единый, светлый..."), образ Иисуса Христа многогранен (как и в поэме).

Литературоведы предлагали множество трактовок этого образа, а споры по этому вопросу продолжаются и по сей день. В. Орлов рассматривал Христа как вождя угнетенных и обиженных, защитника бедных и обездоленных. Л. Долгополов предполагал, что образ Иисуса символизирует собой начало новой эры, будущее России - светлое и одухотворенное. Не менее интересны и иные точки зрения, противоположные выше обозначенным. Рассмотрим наиболее интересные.

В. Б. Шкловский писал: «Так, Александр Блок не мог разгадать своих "Двенадцати". Моя формула Блока: "канонизация форм цыганского романса" - признавалась, или не оспаривалась им.

В "12" Блок пошёл от куплетистов и уличного говора. И, закончив вещь, приписал к ней Христа.

Христос для многих из нас неприемлем, но для Блока это было слово с содержанием.

С некоторым удивлением он сам относился к концу этой поэмы, но всегда настаивал, что именно так получилось. Вещь имеет как бы эпиграф сзади, она разгадывается в конце неожиданно. Блок говорил: "Мне тоже не нравится конец "12". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему же Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем больше я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос. К сожалению, именно Христос".

Идеологический ли это Христос?

Вот вам отрывок из письма А.Блока к Юрию Анненкову:

"О Христе: Он совсем не такой: маленький, согнулся, как пёс сзади, аккуратно несёт флаг и уходит "Христос флагом" - это ведь - "и так и не так". Знаете ли Вы (у меня через всю жизнь), что, когда флаг бьётся под ветром (за дождём или за снегом и главное - за ночной темнотой), то под ним мыслится кто-то огромный, как-то к нему относящийся (не держит, не несёт, а как - не умею сказать)".

Значит, возможно такое понимание тему Христа: ветер. Ветер рвёт полотнища плакатов. Ветер вызывает флаг, а флаг вызывает кого-то огромного, к нему относящегося, и опявляется Христос.

Конечно, он "именно Христос" по запасу образов поэта, но вызван он композицией образов - ветром и флагом» .

М. Волошин предложил очень оригинальную идею. По его мнению, Христос не возглавляет отряд, а убегает от него, спасая свою жизнь. Может быть его даже ведут на расстрел, на казнь или на Голгофу. И "кровавый" флаг в его руках - это не знак революции и ее победы, это кровь Христа на белом флаге - символе примирения и капитуляции. Вторая точка зрения - точка зрения П. Флоренского, на мой взгляд, - самая удачная. Его идея основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени Христа - Исус (пропущена одна буква "и"). Случайным или необходимым назвать это сложно. Что этим хотел сказать автор? Может быть то, что возглавлял отряд не сын Божий, а самый настоящий антихрист. Именно он впереди красногвардейцев и всей революции в целом. Он как и Бог может быть "...и за вьюгой невидим" и "от пули невредим". Вполне обоснованная теория.

Борис Соловьёв так понимал образ Христа: «Христос в поэме Блока - это заступник всех угнетенных и обездоленных, всех, кто был некогда "загнан и забит", несущий с собою "не мир, но меч" и пришедший для того, чтобы покарать их притеснителей и угнетателей. Это Христос - воплощение самой справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, - какими бы суровыми и даже жестокими ни выглядели они в глазах иного сентиментально настроенного человека. Вот тот Христос, с которым, сами того не ведая, идут красногвардейцы, герои поэмы Блока. Конечно, такая трактовка вопросов морали вызвана идеалистическими предрассудками поэта, - но и их следует принять во внимание, если мы хотим уяснить образ, завершающий его поэму».

Те, кто приемлет насилие и террор, движим лишь жестокостью и злобой, не может возглавляться чистым и светлым. Такие люди не могут быть названы ни апостолами, ни святыми. Само собой, точки зрения выдвинуты людьми. Каждый человек, в силу своих жизненных позиций, убеждений и приоритетов, видит то, что хочет видеть. Так, ярые поборники революции - А. Горелов, В. Орлов, Л. Долгополов - предпочли увидеть в этом образе символ светлого будущего России. Флоренский же, к примеру, был вынужден покинуть Россию, точнее его "выкинули" из нее "философским пароходом". Потому и точка зрения противоположна.

Эволюционный путь развития всегда наиболее эффективен нежели революционный. Не следует словно двенадцать разрушать все старое, не создавая ничего взамен. Гораздо лучше перенять достижения прошлого и именно на их базе усовершенствовать то, что вызывало недовольство.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх