Лекарство от страха – совершенная любовь

Совершенная любовь , говорит Иоанн, изгоняет страх, ведь совершенство - это верная любовь человека.

Заметки на Кафолические послания.

Свт. Лев Великий

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Итак, не была другой истина, в которую надо было вникнуть, и не другим учение, которое следовало проповедовать, но надлежало, чтобы способность тех, кто обучался, увеличилась, и увеличилась твердость той любви, которая гонит всякий страх наружу и не боится ярости преследователей.

Проповеди 76.

Прп. Авва Дорофей

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Святый Иоанн говорит в соборных посланиях своих: . Что хочет сказать нам чрез сие святой (Апостол)? О какой любви говорит он нам, и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в Псалме: бойтеся Господа вси святии Его (Псал.33:10) , и много других подобных изречений находим мы в божественных Писаниях. И так, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святый Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх ? Святый хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например: кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святый называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога, и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений; но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх .

Однако невозможно достигнуть совершенного страха (иначе), как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда (находимся) в состоянии раба; или ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и (тогда) мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его, и уверен, что все имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: уже неси раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом (Гал. 4:7) . Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святый Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его. И Господь, сказав Аврааму, когда он привел для жертвоприношения Ему сына своего: (Быт. 22:12) , сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо (иначе) как бы он сказал: ныне познах , когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, - оставил все свое, и переселился в чуждую землю, к народу служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх (всего) этого навел (на него Бог) такое страшное искушение - жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: ныне познах, яко боишися ты Бога . Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит (Апостол): любы вон изгоняет страх ; ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сем состоит совершенный страх.

Поучение 4. О страхе Божием.

Прп. Макарий Великий

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Посему и приходят явные скорби, дабы мы, хотя бы через них, снова обратились к благочестию. Младенцы ищут Бога, боясь земной опасности, а преуспевающие держатся стремлением, ибо совершенная любовь изгоняет страх .

В сравнении с той любовью, которая совершенна, эти дарования [говорение языками и тому подобное] еще частичны. И кто пребывает на этой ступени, если будет в небрежении, то случается, что и падет. А кто имеет любовь, тот не может падать. Сказываю же тебе о людях, которых видел, что имели они все дарования и соделались причастниками Духа, но, не достигнув совершенной любви, падали.

Слово.

Прп. Максим Исповедник

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Вопрос : Если боящийся не совершен в любви , то почему несть лишения боящымся Его (Пс. 33:10) ? Если нет лишения, то ясно, что [боящийся] совершенен. Каким же образом боящийся не совершенен ?

Ответ : Прекрасное благочиние Божественных Писаний, определяя по спасительному законоположению Духа степени тех, кто от внешней множественности страстей направляется к Божественному Единству, называет «боящимися» вводимых [в благочестие] и пребывающих еще преддверии божественного храма добродетелей; стяжавших же соответствующий навык в добродетельных помыслах и нравах обычно называет «преуспевающими»; а достигших уже умозрительным путем самой вершины проявляющейся в добродетелях Истины нарицает «совершенными». Итак, ни боящийся Господа, всецело отвратившийся от ветхого жития в тлении страстей и из страха [Божия] предавший всё свое душевное расположение божественным повелениям, не лишен ни одного из благ, приличествующих вводимым [в благочестие], хотя он еще не приобрел навыка в добродетелях и не сделался причастником мудрости, проповедуемой между совершенными (1 Кор. 2:6) ; ни преуспевающий не лишен ни одного из благ, относящихся к его степени, хотя он и не стяжал еще самого ведения божественных [тайн], отличающего совершенных.

Опять же те, которые мужественно проходят деятельное любомудрие как не освободившие еще душу от страха и памятования о будущих божественных наказаниях, пусть будут признаваемы нами за «боящихся», которые, согласно блаженному Давиду, нисколько не лишены того, что необходимо для борьбы за истину с супротивной силой, хотя им и не хватает дарованных свыше и распространяющихся в уме таинственных созерцаний, [свойственных] совершенным. А удостоившиеся уже мистическим образом созерцательного богословия, очистившие ум от всякого материального представления и носящие безукоризненный образ и подобие божественной красоты пусть будут для нас «возлюбленными».

Итак, согласно блаженному Давиду, боящимся (как «боящимся») несть лишения , хотя «боящийся» и не обладает полнотой и совершенством непосредственного единения со Словом, наравне с «любящими» Господа. Ибо каждый в своем порядке (1 Кор. 15:23) и в определенной для него обители имеет совершенство, хотя один по сравнению с другим и бывает более возвышенным по качеству или количеству духовного возмужания.

Поскольку же страх бывает двояким, по написанному: бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28) , и: страх Господень чист, пребываяй в век века (Пс. 18:10) , и: велий и страшен есть над всеми окрестными Его (Пс. 88:8) , то должно исследовать, как любовь изгоняет страх , если он пребываяй в век века, а также как Бог пребудет в беспредельные века страшным для всех, кто окрест Его?

Или лучше: поскольку страх, как я сказал, бывает двояким, один - чистым, другой - нечистым, то, значит, тот страх, который, будучи нечистым, возникает при проступках и в ожидании наказания, имеет причиной своего происхождения грех, а поэтому не пребудет всегда, уничтожаемый вместе с грехом через покаяние; чистый же страх, всегда возникающий независимо от памятования при проступках, не уничтожается никогда. Потому что он каким-то сущностным образом был внедрен Богом в тварь, делая явной для всех естественную досточтимость Его превосходства, превышающего всякое царство и силу. Поэтому тот, кто не боится Бога как Судью и не благоговеет пред Ним по причине преизбыточествующего превосходства [Его] беспредельной силы, справедливо не имеет лишения, будучи совершенным в любви, хотя и с благоговейным страхом и подобающим преклонением любит Бога. Такой человек стяжал страх, пребывающий в век века, и ему несть лишения ни в чем.

Таким образом, созвучны друг с другом пророк и Евангелист: один, говоря, что несть лишения боящимся Господа чистым страхом, а другой - что боящийся Его как Судью вследствие загрязненной совести не совершенен в любви . Согласно такому пониманию, Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви у тех, кто любит Его и окажется окрест Его. Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха.

Если угодно, исследуем и что значит окрест Его (Пс. 88:8) . Окружаемый имеет окружающих его. Поскольку же Господь имеет окружающих [Его], то под «находящимися позади» будем подразумевать тех, которые путем заповедей и в соответствии с деятельной добродетелью безупречно пошли за Господом Богом; под «находящимися слева» - успешно осуществляющих естественное созерцание в духе с помощью благочестивого постижения судов [Божиих], ибо Книга Притчей Соломоновых говорит о мудрости: В шуйце же ея богатство и слава (Притч. 3:16) ; под «находящиеся справа» - тех, кто воспринял чистое от чувственного мечтания и нематериальное ведение умопостигаемых [существ], ибо лета жизни в деснице ея (там же); под «находящимися спереди» - тех, кто в силу преизбыточествующего и духовно-страстного влечения к божественной Красоте удостоился наслаждения [созерцать Бога] лицем к лицу.

Если же в этом выражении содержится другой, более возвышенный глубокий смысл, то он доступен вам и подобным вам божественным мужам.

Вопросоответы к Фалассию.

Первый страх любовь совершенная изгоняет вон из души, ее стяжавшей, и не боящейся уже муки; а второй, как сказано, она всегда имеет сопряженным с собою. Первому приличествуют следующие слова Писания: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15:27) ; и: начало премудрости страх – Господень (Притч. 1:7) ; ко второму: страх Господень чист пребываяй в век века (Пс. 18:10) ; и: несть лишения боящимся Его (Пс. 33:10) .

Тот еще не имеет бесстрастия, кто в случае искушения, не может оставить без внимания погрешность друга, в самом ли деле она есть за ним, или только кажется, что есть. Ибо скрывающиеся в душе такого страсти, возбуждаясь, ослепляют ум и не дают усмотреть лучи истины и различить доброе от худого. Не следует ли положить, что таковой не стяжал еще и совершенной любви, изгоняющей вон страх суда.

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся же не совершися в любви

Через все нас ведет и во всем нас держит Божественная Христова любовь. Только с ней у нас нет страха. Нас не страшит ни смерть, ни грех, ни дьявол, ни мучения, ни несчастия.

В Божественной любви присутствуют все Божественные силы Христа, и если они имеются, то что нас может устрашить? Может быть, смерть или грех, или, может, ад и все силы зла? Ничего из всего этого. Эта любовь, всегда совершенная, если есть в нас, то она изгоняет всякий страх из нас. Поэтому христиане и являются единственными истинными героями в мире, единственными бесстрашными победителями всего “страшного”, всего земного. Только один путь существует, которым любовь Христова печатлеется в нас неизгладимо и глубоко. И этот путь составляют все евангельские добродетели. Евангельская любовь развивается, живет и совершенствуется только посредством остальных евангельских добродетелей: молитвы, поста, праведности, смиренномудрия, надежды и веры. Это путь, который выводит и рождает совершенную любовь. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Он истинно говорит. Значит, если ты не хочешь иметь страх, прежде реши, обладаешь ли ты уже совершенной любовью , которая изгоняет страх . Если же страх исключается до достижения этого совершенства, то надмевает гордость, а не назидает любовь.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Еп. Михаил (Лузин)

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

В любви нет страха и проч.: все изречение этого стиха составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего стиха - совершенство любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова - дерзновение . Страх есть в этом смысле понятие, противоположное понятию дерзновения , так как страх заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви; страх и любовь - понятия несовместимые. Если любящий брата своего, пребывая в Боге, достигает такого совершенства любви , что имеет дерзновение пред Богом в день суда , то душе его не может быть причастен никакой страх, так как любовь изгоняет из души страх. Есть страх рабский, есть страх сыновний. Апостол говорит именно о страхе рабском, который противоположен любви; этот страх возбуждается ожиданием наказания, и потому он заключает в себе муку, или мучение. Этот страх исключается любовию, но ею отнюдь не исключается страх сыновний, или то безболезненное и приятное чувство бдительного внимания к себе и опасения, как бы не сделать чего неугодного Богу. Совершенная любовь освобождает душу от этого рабского страха и вселяет в нее мир и покой и надежду дерзновения, - это высшее состояние счастия человека на земле. - «Основываясь на словах Давида: бойтесь Господа, все святые Его (Пс. 33:10) , иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем: страх - двоякого рода. Один - предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнию и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это - страх предначинательный. Другой страх - совершенный. Этот страх свободен от всякой боязни, почему и называется чистым и пребывающим в век века (Пс. 18:10) . Что же это за страх и почему совершенный? - Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовию и всячески старается о том, чтобы у него ничего не недоставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого» (Феофилакт). - В страхе есть мучение : неприятное, тягостное, болезненное чувство и мучительное; это как бы предвкушение будущего мучения грешника, тогда как любовь - предвкушение сладостного, светлого, райского состояния. - Боящийся несовершен в любви : кто боится Бога, как раб строгого господина, тот очевидно не имеет сыновней искренней любви и преданности Богу и очевидно несовершен в любви к Богу.

Толковый Апостол.

П реследует ли вас страх? Многие люди не знают, что Библия – это предписания от страха и других негативных эмоций.

Задумайтесь вот над чем: когда люди больны, они ищут доктора, так как верят, что лекарство, прописанное им, сделает их здоровыми.

Враг использует страх, чтобы запугивать христиан. Остановите запугивание через истину Слова Божьего.

Мы должны больше доверять Святому Писанию – Библии. Божье Слово – это Его записанные предписания для Своих детей не только для того, чтобы быть здоровыми, но и чтобы преуспевать в Нем.

Основное преимущество послушания Его Слову в том, что мы изо дня в день все лучше и лучше познаем Его характер.

Одна из сфер, где дети Божьи нуждаются в Его предписаниях – это область страха.

Враг использует страх, чтобы запугивать многих детей Божьих. Духовными глазами я вижу его стоящим на пути Божьих благословений для нас.

Враг говорит (образно выражаясь): «Если вы хотите получить Божьи благословения, вам придется столкнуться со мной».

Страх может маскировать себя под беспокойство, заботы, опасения или озадаченность, но все это основанные на страхе эмоции.

Причина страха находится в его определении: «Эмоции, переживаемые в предчувствии боли или опасности».

Главное слово здесь «предчувствие». Враг пытается навязать вам образ наихудшего возможного исхода, чтобы вы испугались.

Однако Слово Божье дает нам предписание пресекать страх у самого корня. Предписание, к которому я обращаюсь, когда страх пытается охватить меня – это 1 Ин. 4:18: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.»

Бог не хочет, чтобы Его дети жили в мучениях и были жертвами запугивания врага. Иисус пришел освободить нас и разрушить дела дьявола силой Своего Слова!

Бог – наш источник совершенной любви. 1 Ин. 4:8 говорит нам: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Вот три дополнительных Писания (предписания) о Боге, о которых нужно помнить и размышлять, когда вы в страхе:

  • «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10).
  • «Не повелел ли Я тебе?: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (И.Нав. 1:9).
  • «Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся» (Втор. 31:8).

Во всех этих отрывках Писания Господь уверяет Своих детей: «Я с вами». Это утверждение, которое вам нужно вкладывать в свое сердце, когда страх пытается охватить вас. Вы никогда не одиноки – Господь с вами.

Вдобавок, Господь говорит Своему народу не ужасаться. Слово «ужас» произошло от слова, означающего «быть не способным».

Однако в такие времена вам необходимо напоминать себе, что Господь с вами и Он способен.

Вот одна вещь, на которую вы должны решиться, чтобы изгнать страх: откажитесь ожидать боли и опасности в своем воображении. 2 Кор. 10:4-5 советует «ниспровергать замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленять всякое помышление в послушание Христу».

Согласно этому месту Писания, вы можете пленять саморазрушительные мысли, которые враг насадил в ваш разум. Не позволяйте им бесконтрольно распространяться в вашем разуме, разрушая все вокруг!

Вместо этого берите в плен мысли страха, фокусируясь на том, что вам известно о Боге из Его Слова. Божье Слово говорит:

  • Господь уже находится там, куда вы идете! Он – Вездесущий, что значит, что Он может идти перед вами и в то же самое время быть с вами.
  • Господь находится там, чтобы укрепить вас.
  • Господь там, чтобы дать вам мудрость, когда вы не знаете, что делать. Он лишь просит, чтобы вы просили у Него мудрости (Иак. 1:5).

Если вы размышляете и верите Божьей истине, тогда есть ли смысл беспокоиться о чем-либо?

под капель. Дорожка спускается от калитки и вьется под холмом, среди кустов

и молодых березок. Другие холмы, покрытые глыбами быстро тающего снега,

уходят цепью вдаль и теряются в лысых и ржавых пространствах болот. Там

земля сливается с холодным, ярким и четким небом. - Вдали зажигаются

огоньки, слышен собачий лай и ранний редкий птичий свист.

На ступенях крыльца, перед большим цветником, над раскрытой книгой с

картинками, дремлет Герман. Елена, вся в белом, выходит из дверей, некоторое

время смотрит на Германа, потом нежно берет его за руку.


Проснись, Герман! пока ты спал, к нам принесли больного.

Герман (в полусне)

Я опять уснул. Во сне - все белое. Я видел большую белую лебедь; она

плыла к тому берегу озера, грудью прямо на закат...

Солнце на закате и бьет тебе в глаза: а ты все спишь, все видишь сны.

Герман

Все белое, Елена. И ты вся в белом... А как сияли перья на груди и на

крыльях...


Проснись, милый, мне тревожно, мне тоскливо. К нам принесли больного...

Герман (просыпается)

Ты говоришь - больного? Странно, отчего к нам? Ведь здесь никто не

ходит, дорога упирается прямо в наши ворота...

Он совсем больной, какой-то прозрачный, ничего не говорит... только

посмотрел на меня большими, грустными глазами. Мне стало жутко, и я

разбудила тебя...

Почему только его принесли сюда, когда к нам нет дороги...

Елена

Милый мой, мне странно, мне дивно, точно что-то должно случиться...

Взгляни на него, Герман: он лежит у меня в комнате, на маленьком диване.

Точно ангел с поломанным крылом.

Елена

Не сны, Герман, а явь. Это страшнее снов. Только бы не заговорил. Точно

он пришел звать меня из жизни...

Герман


Не надо так думать, Елена, не бойся. А то и я испугаюсь. Когда живешь

уединенно, самые маленькие события кажутся большими... Ведь ничего не

случилось, милая. Да и что может случиться?


Пойди к нему, Герман. Взгляни - и возвращайся ко мне. А если он станет

говорить, - не слушай.

Но ведь ты говоришь, он больной? И молчит? А если бы и заговорил... что

нового может он рассказать?

Герман уходит в дом. Елена кружит около цветника. Входит Друг.

Добрый вечер. Сегодня ваш дом как-то особенно светел. Еще с того холма

я увидал ваше белое платье и как будто большие белые крылья у вас за

Сегодня к нам в дом принесли больного. Он очень похож на ангела, мне

ступеньку крыльца.

Мир вам и вашему дому. Недаром мне стало легче. Я просил принести меня

к вам, потому что издали увидал, что дом ваш светел; светлее всех, стоящих

на холмах. А больше никого нет в этом доме?

Нас только трое: Герман, я и мать.

Монах

Прекрасен Герман, живущий в тихом доме с женой и матерью; ибо дом его

светел. Но с далекого холма увидал я над ним большие белые крылья...

Друг (Елене)

Вот, и он увидал ваши белые крылья.


...и подумал, что здесь - Фаина.
Даже имени такого не знаю.
Это, верно, монашеское имя?
Разве вы никогда не слыхали о прекрасной Фаине?

Елена (задумчиво)

Монах (всем с улыбкой)

Мало же вы знаете. Должно быть, одиноко живете. Весь мир знает Фаину.

Герман


Странное имя: Фаина. Тайна какая-то в нем. Темное имя.

Монах (с улыбкой)

И ты, юноша, не слыхал о Фаине?

Герман


Не слыхал.
Мир тебе, Герман. Скоро услышишь. Солнце садится, ветер крепчает. Дайте

доме. Дай силу проститься с ним и увидать, какова жизнь на свете. Сохрани

мне только жар молодой души и живую совесть, господи. Больше ни о чем не

прошу тебя в этот ясный весенний вечер, когда так спокойны и ясны мысли. Я

верю, что Ты услышал меня. Теперь - я спокоен.

Он встает с колен. Из дому выходит друг.

Так вы едете?

Герман

Откуда вы знаете?

Это хорошо, Герман.

Герман

Почему вы всегда меня поучаете? Я знаю сам.

Нет, вы мало знаете. Когда мы встретимся с вами - там (показывает в

театр), вы увидите, что я знаю больше вас. - Очень не нравится мне этот

монах.


Герман

Почему?


Друг

Лукавый и сентиментальный, как все монахи. Мне было стыдно слушать, как

он издевался над вами.

Герман


Издевался?
Вы знаете, кто такая Фаина, которой он вас морочил? - Просто-напросто

каскадная певица с очень сомнительной репутацией.

Герман (резко)

Не знаю почему, только вы иногда бываете мне противны, мой друг. Когда

предстоит решить что-нибудь важное, лучше, чтобы друзья ничего не советовали

Какой вы злой, однако. Я не знал. Это мне тоже нравится.

Герман

Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно.

Ну, я вижу, что я здесь - лишний. Надо же вам дать время -

посентиментальничать напоследок. До свиданья. (Уходит.)

Герман задумчиво бродит по саду. Из дому выходит Елена, вся белая, молодая и


Ушел?

Герман


Ушел. - Правда, он все-таки любопытный человек?

Елена молчит.

Так это решено, Герман?

Герман

Решено.


Елена

Последнее слово, милый. Останься со мной, если можешь и хочешь. (Вдруг

Герман


Не могу, Елена. Ты видишь: весна настала.
Я знаю, Герман. Но больно...

Герман


Я принесу тебе новые вести.
Помнишь, ты сам сажал лилию прошлой весной? Мы носили навоз и землю и

совсем испачкались. Потом ты зарыл толстую луковицу в самую черную землю и

уложил вокруг дерн. Веселые, сильные, счастливые... Без тебя лилия не

Лилия тебе дороже моей души. Посмотри наверх. Разве не понимаешь ты,

что происходит там?
Когда ты говоришь, все понимаю. Без тебя - не пойму.

Герман


Слышишь, как поет ветер? Точно - песня самой судьбы... веселая песня.

Слышишь? - Господи, как жутко и радостно! А в доме нет ветра и не слышно

песни судьбы. Ты слышала, что сказано: "совершенная любовь изгоняет страх"?


Да, ты говоришь, мать читала эти слова...

Герман


Мать знает сердце сына...

Елена (вдруг, точно очнувшись)

Нет! Нет! Я знаю сердце моего возлюбленного! И больше - не боюсь! Если

суждено, иди, мой милый, иди, мой царственный! Иди туда, где звучит песня

Совсем смерклось. Мать выходит и останавливается на темном пороге.

Боже мой! Боже мой! Зачем ты уходишь, дитя мое? Увижу ли тебя? Зачем

уходишь? (Садится на пороге. Ее лица не видно.)
Вот - фонарь. Светлый, как твое сердце, Герман. Милый, иди. Ты

вернешься.

Прощай, Елена. Прощай, мама. Это не страшно. Я скоро вернусь. Самое

трудное - перейти черту. Прощайте. У вас инок в доме.

Быстро идет к калитке. Елена за ним. Мать на пороге - в страшной тоске .

Я буду ждать.

И вдруг - точно грозовой весенний ливень: Елена, рыдая, обрушивает руки на

плечи Германа.

Герман (взволнованно)

Скоро. Скоро.

Она смеется сквозь слезы. Он тихо разнимает ее сильные руки. Поднимает

фонарь и, встряхнув головой, начинает быстро спускаться по дорожке. -

Бледное лицо монаха приникло к широкому стеклу и смотрит в ночь: точно

больным и выцветшим глазам его нет приюта. - Весенний ветер усиливается, в

разрывах черного неба - яркие и крупные звезды. - Елена тихо идет к дому.

Пошатывается. Платье белеет.

ВТОРАЯ КАРТИНА

То же место - около дома Германа. Настала глубокая ночь и тишина. Не слышно

собачьего лая и птичьего свиста. Острая крыша дома тонет в черном небе. Там

несутся испуганные ветром тучи, то застилая, то открывая крупные звезды. Все

погружено в полный мрак, только большое окно Елены открыто. Елена склонила

пробор над работой у лампы, а перед нею сидит больной монах и смотрит на нее

большими грустными глазами. Вся картина подернута нежно-голубой прозрачной

кисеей, как будто и дом, и Елена, и монах - отошли в прошлое.

Черная была, весенняя ночь. Над лесистым обрывом широкой реки остановилось

зарево от костров, и песни звенели. Слушай, Елена... Высоко, над обрывом

стояла статная девушка и смотрела далеко за реку. Как монахиня, была она в

черном платке, и только глаза сияли из-под платка. Так стояла она всю ночь

напролет и смотрела в далекую Русь, будто ждала кого-то. Но никого не было

там, только заливной луг, да чахлый кустарник, да ветер весенний. Когда же

смотрела она наверх, были изломаны гневные черные брови и чего-то просили

бледные, полуоткрытые губы... Укрой меня, Елена.

Елена (укрывает его платком)

Ты бредишь, братец,

она на том берегу. И каждую ночь ползали монахи к белой ограде, -

посмотреть, не махнет ли рукавом, не запоет ли, не сойдет ли к реке Фаина...

Елена (бросает работу)

Фаина? Ты рассказываешь про Фаину! Не надо говорить, не надо...

Не перебивай меня, слушай. Вечером на селе захлестывало хмелем душу

Фаины, и все деды на палатях знали, что пошла она в пляс... Все парни из

соседних сел сбирались поглядеть, как пляшет, подбочась, Фаина... Но тоска

брала ее среди пляса, и, покидая хоровод, уходила Фаина опять и опять к

речному обрыву, долго стояла и ждала кого-то. И только глаза сияли из-под

платка - все ярче, все ярче...


Мне странно... Мне дивно...
И такая грусть обняла меня, Елена. И так я томился, так хотелось мне

быть человеком... В черную ночь увидал я багровое зарево над рекой. Это -

раскольники сжигались: старая вера встала заревом над землею... И стало на

селе Фаины светло, как днем. Ветер гнул деревья, и далеко носились искры, и

пламя крутилось в срубах. Из рева псалмов, из красного огня - спустилась

Фаина в синюю тень береговую, и видел я, как дорожка синего серебра побежала

за лодкой, как вышла из лодки под монастырем Фаина, оглянулась назад и

побежала от родного села в темное поле. Открыв малую дверь в белой ограде,

Слышны его удаляющиеся шаги.

Елена (в окне)

Точно сейчас панихиду пели. Или мне только снилось? Или это ветер,

брат? Или это - весна? Мне страшно, точно что-то случилось с милым. Что же

ты молчишь?

Монах ничего не отвечает. По-прежнему он сидит перед нею и печально смотрит

ТРЕТЬЯ КАРТИНА

Город. Семьдесят седьмой день открытия всемирной промышленной выставки.

Главное здание выставки - гигантский зал. Круглые стекла вверху - как очи

дня, но в самом здании - вечная ночь. Электрический свет из шаров матового

стекла проливается ослепительными потоками на высокие помосты,

загроможденные машинами; стальные тела машин напоминают формами каких-то

чудовищных зверей. Здесь собраны: локомотивы последних систем с саженными

ведущими колесами, точно врезанные в короткие рельсы; автомобили на толстых

шинах, чувствительные к легчайшему толчку; моторные лодки, закинувшие далеко

вперед хищные носы, - подобия распластавшихся морских птиц;

Чтоб только наблюдать, не предаваясь

Какому-то блаженному лиризму.

Опомнитесь и прогоните жалость.

Мне только передать хотелось вам

Видения таинственные жизни:

Рассказ о том кровоточивом нищем,

Который протянул за подаяньем

Каждый человек, независимо от национальной принадлежности, социального статуса, вероисповедания, так или иначе, многократно сталкивается в своей жизни с различными проявлениями страха .

В силу сильно выраженного эгоцентризма, человек всегда боится что-то потерять. Что же он боится потерять? Давайте рассмотрим основные категории страха :

Страх за свою физическую жизнь

Страх за свое имущество, состояние, вложения

Страх потери любимого человека

Страх перед соперником (соперницей)

Страх за свою семью и будущее потомство

Страх перед смертью

Страх физической боли

Страх разоблачения

Страх общественного мнения

Сюда можно добавить специфические виды страха (фобии), такие, как боязнь высоты, страх темноты, страх замкнутого пространства, страх водного пространства и так далее.

В силу своего отождествления со своим физическим телом, человек считает четко обособленным от других членов социума, как бы таким замкнутым на себя сосудом. Все, что за пределами его мысленно очерченной территории – чуждое, агрессивное. А отсюда и страх потери "своего", то есть того, что вписывается в круг его личного пространства.

Мы часто слышим от людей такие выражения, как "я боюсь смерти", "я боюсь боли", я боюсь потерять семью, любимого, любимую", "я боюсь обанкротиться" и так далее. Список можно продолжить.

От начала грехопадения человечества и до наших дней в людях царит ложное восприятие мира, как системы, состоящей из бесконечного океана разобщенных между собой индивидуумов, соперничающих между собой за место под солнцем. Отсюда вражда, ненависть, распри, зависть, соперничество и все худое.

"Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление !"

(Еккл.4:4)

"Потому что все дни его - скорби, и его труды - беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это - суета!"

(Еккл.2:23)

Скорбь, беспокойство, вечные труды – постоянные попутчики человека в его земной юдоли.

Как победить свои страх и ? И есть ли лекарство от страха ?

Слово Божье однозначно говорит "Да" и "Аминь".

"В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви."

(1Иоан.4:18)

Оказывается, все очень просто: лекарство от страха совершенная любовь! Это любовь Божья, определение которой богодухновенно записано Апостолом Павлом в послании к Коринфянам:

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит ,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит."

(1Кор.13:4-7)

Оказывается, есть простой рецепт избавления человека от его страхов – начать любить , то есть проявить качества своего характера в соответствии с определением выше.

Способен ли человек сам по себе исполнить все это? К сожалению, нет. Чтобы любить такой любовью, необходимо глубокое перерождение личности, которое достигается лишь истинным покаянием и принятием верою искупительной жертвы Христа. В Писании это называется "рождением свыше". Иными словами, уверовавший снимает с себя ветхие одежды старого мышления и облекается в ум Христов. Человек отдает Богу абсолютно все, что он раньше считал своим и чего так боялся потерять. Свободному от всего уже нечего терять. Вся жизнь такого человека, включая безопасность его дома, семьи, родных и близких, накопленное имущество, имидж в обществе, всевозможные страхи, тайные помыслы, - все полностью вверено в надежные руки Божьи. Отцовская любовь сполна покрывает человека, заполняя все его естество.

Вот с этого момента человек начинает любить все вокруг Божьей любовью, потому что сама любовь Бога в нем живет и полностью вытесняет всякий страх. Он просто наслаждается жизнью, будучи уже свободный от прошлого груза ветхого мышления, навязанного с пеленок человеческими штампами. Вот так, и только так можно победить всякий страх – просто начать любить, потому что все попытки человека собственными усилиями искоренить свои страхи путем всевозможных тренингов, медитации, тренировок воли обречены на неудачу. Иисус говорил ученикам:

"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит плода; ибо без Меня не можете делать ничего .

Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают."

(Иоан.15:5,6)

Отсюда следует, что только одно есть лекарство от страха – это совершенная любовь, пребывающая в нас и приносящая добрые плоды в нашей жизни.

Да пребудет с Вами Господь.

Обязательно посмотри видеоролик!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

Всего доброго. С уважением,



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх