Консультация по литературе (9 класс) на тему: план анализа лирического произведения. План разбора лирического стихотворения (произведения)

Слайд 2

Цель урока

  • Познакомить с особенностями анализа лирического произведения
  • Познакомить с литературоведческими понятиями: тема, рифма, стопа, аллитерация, метонимия, гипербола.
  • Слайд 3

    План анализа лирического произведения

    1. Автор и дата.
    2. История создания.
    3. Тема.
    4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
    5. Средства поэтического языка
    6. Поэтическая Фонетика
    7. Стихотворный размер.
    8. Рифма, рифмовка.
    9. Мое отношение.
  • Слайд 4

    Виды рифмы

    • Мужская
    • Женская
    • Дактиллическая
  • Слайд 5

    Мужская рифма

    И море, и буря качали наш челн;
    Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
    Две беспредельности были во мне,
    И мной своевольно играли оне.

    Ф. И. Тютчев.

    Слайд 6

    Женская рифма

    Тихой ночью, поздним летом,
    Как на небе звезды рдеют,
    Как под сумрачным их светом
    Нивы дремлющие зреют.

    Ф. И. Тютчев.

    Слайд 7

    Дактилическая рифма

    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.

    М. Ю. Лермонтов. Тучи

    Слайд 8

    Тема - то, о чем идет речь в произведении

    • Тема любви (любовная лирика)
    • Тема дружбы
    • Тема одиночества
    • Тема народа
  • Слайд 9

    Тема любви (любовная лирика)

    Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.

    А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."

    Слайд 10

    Тема природы (пейзажная лирика)

    Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

    С. А. Есенин "Береза"

    Слайд 11

    Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)

    Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

    М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"

    Слайд 12

    Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)

    Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

    Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."

    Слайд 13

    Тема свободы (вольнолюбивая лирика)

    Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

    А. Н. Радищев ода "Вольность"

    Слайд 14

    Тема дружбы

    Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

    А. С. Пушкин "К Чаадаеву"

    Слайд 15

    Тема одиночества

    Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми

    М. Ю. Лермонтов "Парус"

    Слайд 16

    Тема родины (патриотическая лирика)

    Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

    А. А. Блок "Россия"

    Слайд 17

    Тема народа

    Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

    Н. А. Некрасов "Железная дорога"

    Слайд 18

    Рифмовка и ее виды

    • Парная
    • Перекрестная
    • Кольцевая
  • Слайд 19

    Парная

    Парная - (иначе - смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

    Пружина чести - наш кумир,
    И вот на чем вертится мир

    Слайд 20

    Перекрестная

    Перекрестная - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье.
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье

    Слайд 21

    Кольцевая

    Кольцевая - (иначе - опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:

    Любовь и дружество до вас
    Дойдут сквозь мрачные затворы,
    Как в эти каторжные норы
    Доходит мой свободный глас.

    Слайд 22

    Поэтическая лексика

    • ЭПИТЕТ - художественное определение;
    • СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
    • ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
    • ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
    • ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
    • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
    • МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
  • Слайд 23

    Эпитет

    Но люблю я, весна золотая,
    Твой сплошной, чудно смешанный шум...

    (Н.А.Некрасов)

    Цветок засохший, безуханный,
    Забытый в книге вижу я;
    И вот уже мечтою странной
    Душа наполнилась моя:

    Где цвёл? Когда? Какой весною?
    И долго ль цвёл? И сорван кем,
    Чужой, знакомой ли рукою?
    И положен сюда зачем?

    (А.С.Пушкин)

    Слайд 24

    Сравнение

    Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.

    И шел, колыхаясь, как в море челнок,
    Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

    (Лермонтов)

    В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное.

    Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

    И погнувшись изба,
    Как старушка, стоит.

    (Кольцов)

    Слайд 25

    Ирония

    Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

    А ты сам ступай, детинушка,
    На высокое место лобное,
    Сложи свою буйную головушку.
    Я топор велю наточить-навострить,
    Палача велю одеть-нарядить,
    В большой колокол прикажу звонить,
    Чтобы знали все люди московские,
    Что ты не оставлен моей милостью...

    Слайд 26

    Гипербола

    Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:

    Вихрь полуночный - летит богатырь!
    Тьма от чела его, с посвиста пыль!
    Молнии от взоров бегут впереди,
    Дубы грядою лежат позади.
    Ступит на горы - горы трещат;
    Ляжет на воды - бездны кипят;
    Граду коснется - град упадает,
    Башни рукою за облак кидает.

    Слайд 27

    Литота

    Литота - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).

    Какие крохотные коровки!
    Есть, право, менее булавочной головки!

    Слайд 28

    Олицетворение

    Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

    Идет седая чародейка,
    Косматым машет рукавом;
    И снег, и мразь, и иней сыплет,
    И воды претворяет в льды.
    От хладного ее дыханья
    Природы взор оцепенел...

    Слайд 29

    Метафора

    Метафора [греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.

    Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.

    Пчела из кельи восковой
    Летит за данью полевой.

    СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение

    (отзывы о нем).

    II. Структура образов и развития конфликта.

      Тема и идея стихотворения

      Эмоциональная окраска чувств.

      Композиция, сюжет (если есть).

      Образный ряд стихотворения.

      Черты лирического героя.

    III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).

      Тропы и фигуры.

      Языковой поуровневый анализ:

    а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

    б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);

    в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

      Ритм, стихотворный размер, рифма.

    VI. Личное восприятия стихотворения.

    Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

    Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.

    Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

    Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения...) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.

    Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.

    И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.

    КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ АНАЛИЗА

    ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и чувства лирического героя, выражает состояние и переживание, вызванное каким-либо жизненным обстоятельством или содержащее общественное настроение.

    I. «Выходные данные».

    Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к стихотворениях, лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.

    II. Структура образов и развитие конфликта.

    1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие, факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния (ушедшая любовь «Я вас любил», настоящая любовь «Я помню чудное мгновенье», дружба «Мой первый друг, мой друг бесценный...», положение народа и назначение поэзии «Элегия» Н.А.Некрасова).

    Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу («Я вас любил...» - благословление ушедшей любви, «Я помню чудное мгновенье» – прославление образа возлюбленной, «Элегия» - призыв к изменению существующего положения.

    2. Эмоциональная окраска чувств.

    Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В стихотворении М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» мы улавливаем и боль, и страдания, вызванные гибелью поэта, и откровенную ненависть к убийце, не видевшем в Пушкине национального гения, и восхищение талантом великого поэта, и гнев по поводу реакции на эту гибель консервативной части общества.

    Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)

    3. Композиция, сюжет (если есть).

    Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.

    Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.

    Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии»:

    И сердце вновь горит и любит – оттого,

    Что не любить оно не может.

    В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.

    С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа:

    Событийно-эмоциональные

    Эмоционально-изобразительные

    Собственно изобразительные или повествовательные

    События, факты, обстоятельства, действия, воспомина- ния, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;

    М.Ю.Лермонтов

    «Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)

    Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.

    (М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).

    Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //

    Саваном покрыта

    наша сторона //

    И березы в белом плачут по лесам.

    Кто погиб здесь?

    Умер? Уж не я ли сам?

    (С.Есенин)

    В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается

    (А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»

    Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).

    4. Образный ряд стихотворения.

    Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.

    Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ.

    Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).

    5. Основные черты лирического героя.

    Образ лирического героя – это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях (В стихотворении «Памяти Добролюбова» лирический герой сам Н.А.Некрасов. Он через восхищение жизнью своего друга и соратника сумел передать мироощущение и умонастроение демократической интеллигенции своего времени).

    III. Жанровое своеобразие стихотворения.

    К лирическим жанрам относятся ода, элегия, эпиграмма, послание, гимн и многие другие.

    Ода – торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной жизни, выдающуюся личность и т.п.

    Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.

    Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.

    Послание – стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.

    Гимн – хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.

    Стансы – небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.

    Мадригал – стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.

    С учетом формы и содержания стихотворения можно выделить такие лирические жанры: стихотворение – портрет, стихотворение – воспоминание, стихотворение – размышление, стихотворение – исповедь, стихотворение - признание, стихотворение – зарисовка и пр.

    IV. Основные особенности поэтического языка.

      Тропы и фигуры.

    Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения

    употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.

    Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.

    1. Эпитет – образное определение. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки: серебряные коньки, шёлковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

    Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное: «Бродяга – ветер», прилагательное: « деревянные часы»; наречие или деепричастие: «ты ж ад но глядишь», «самолёты несутся с ве рк ая ». Эпитет можно переделать в сравнение. Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.

    Сравнение – это такие образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).

    Анчар, как грозный часовой, стоит

    один во всей вселенной (А.С.Пушкин )

    Сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно или может просто указывать на сходство (похож на...) Часто сравнение выражается формой творительного падежа:

    И осень тихою вдовой

    Вступает в пёстрый терем свой.

    Возможны и бессоюзные сравнения:

    Заутра казнь, привычный пир народу...

    Существуют развернутые сравнения, предполагающие детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений.

    Я помню чудное мгновение:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолетное виденье,

    Как гений чистой красоты .

    Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.

    Метафора – это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается.

    Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (месяц).

    Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

    Такие выражения, как «железный стих», «шёлковые ресницы», «утро седое», одновременно выполняют роль эпитетом и метафор и называются метафорическими эпитетами. В метафоре нельзя отделить определения от определяемого слова: исчезает смысл.

    Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания.

    В каждый гвоздик душистой сирени ,

    Распевая, вползает пчела.

    Вознеслась ты под свод голубой

    Над бродячей толпой облаков ...

    ___________

    Метафора представляет собой нерасчленённое сравнение, в котором легко усматриваются оба члена:

    Со снопом волос своих овсяных

    Отоснилась ты мне навсегда ...

    Покатились глаза собачьи

    Золотыми звёздами в снег...

    Помимо словесной метафоры, имеют место метафорические образы, или развёрнутые метафоры:

    Ах, увял головы моей куст,

    Засосал меня песенный плен,

    Осуждён я на каторге чувств

    Вертеть жернова поэм .

    В литературе XX века распространение получает развёрнутая метафора: литературный образ охватывает несколько фраз или всё произведение, превращаясь в самостоятельную картину. Например, в стихотворении Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» заглавная метафора разворачивается в целый сюжет: фантасмагорическое путешествие по ночному Петербургу.

    Аллегория – иносказание. Условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.

    Правосудие – женщина с завязанными глазами и весами в руках.

    Аллегория надежды – якорь.

    Аллегория мира во всём мире – белый голубь.

    Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

    Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч:

    Сито свито,

    Золотом покрыто,

    Кто взглянет,

    Всяк заплачет.

    В отличие от символа аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.

    Перифраз – замена однословного названия предмета описательным выражением. (Перифраз строится по тому же принципу, что и загадка: перечисляются существенные «опознавательные» признаки неназываемого предмета).

    Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А.С.Пушкин пишет:

    От в том покое поселился,

    Где деревенский старожил

    Лет сорок с ключницей бранился,

    В окно смотрел и мух давил.

    Стихотворения–загадки - распространённое явление и в поэзии футуристов:

    И лишь светящаяся груша

    О тень сломала копья драки,

    На ветке лож с цветами плюша

    Повисли тягостные фраки.

    На языке буквальных соответствий приведённый отрывок означает примерно следующее: погасли лампочки, театр заполнился публикой.

    Перифраз (второе значение) – использование писателем формы известного литературного произведения (часто в ироническом плане).

    В этой жизни умирать не ново,

    Но и жить, конечно, не новей .

    (С.Есенин.)

    В этой жизни помереть не трудно –

    Сделать жизнь значительно трудней.

    (В.Маяковский).

    Олицетворение - приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

    Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.

    Олицетворение как художественный приём представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.

    Улыбнулись сонные берёзки,

    Растрепали шёлковые косы.

    Утешится безмолвная печаль,

    И резвая задумается радость...

    Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе:

    «Светила нам только зловещая тьма » (А.Ахматова);

    Той грустной радостью, что я остался жив». (С.Есенин).

    На оксюмороне построены названия некоторых произведений литературы – «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский), Оксюморон создаёт новое понятие или представление: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы».

    Примеры оксюморона:

      Люблю я пышное природы увяданье.

      О, как мучительно тобой я счастлив .

      Порой влюбляется он страстно

    В свою нарядную печаль .

      Смотри, ей весело грустить ,

    Такой нарядно обнажённой .

      Мы любим всё – и жар холодных числ,

    И дар божественных видений.

    Ирония – скрытая насмешка.

    Употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

    «Отколе, умная, бредёшь, ты, голова?» – обращается Лиса к Ослу, считая его в действительности глупым.

    Или в басне «Стрекоза и Муравей»:

    «Ты всё пела? Это – дело » -

    иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.

    Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной.

    Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления («В сто сорок солнц закат пылал! » (В.Маяковский). «Редкая птица долетит до середины Днепра » (Н.В.Гоголь).

    «Любовь мою, как апостол во время оно,

    По тысяче тысяч дорог разнесу »

    (В.Маяковский).

    Литота – преуменьшение.

    Образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи.

    Например, в народной сказке: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках, у Н.А.Некрасова в «Песне Еремушке»:

    Ниже тоненькой былиночки

    Надо голову клонить ...

    Метонимия – замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой её подают, характерная одежда и человек, в неё одетый, действие и орудие этого действия:

    Зато читал Адама Смита ...

    (А.С.Пушкин)

    Не то на серебре , на золоте едал ...

    (А.С.Грибоедов)

    Потому, что здесь порой

    Ходит маленькая ножка ,

    Вьётся локон золотой...

    (А.С.Пушкин)

    Все флаги в гости будут к нам –

    Петербург станет центром морской торговли, и корабли разных стран придут в этот порт под своими национальными флагами .

    «Я три тарелки съел ! » (три тарелки ухи)

    И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

    Исступленно запели смычки ...

    Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя.

    Синекдоха – один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого (Москва – вместо Россия), единственное число вместо множественного (человек вместо люди).

    Отсель грозить мы будем шведу .

    Мы все глядим в Наполеоны .

    Чтобы у ног вы увидали

    Мундир, и шпоры, и усы!

    Символ – многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности.

    Символический образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. Являясь условным обозначением, символ во многом сходен с аллегорией, но он отличается от неё большей степенью обобщения, не поддающегося однозначному толкованию. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» человеческая душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией; личность ассоциируется с образом одинокого паруса, раздираемого ветром и несущегося по воле волн. Подобные символические соответствия можно обнаружить и в таких стихотворениях, как «Анчар» А.С.Пушкина, «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, «Песня о Буревестнике» А.М.Горького и многих других.

    (Лирические произведения способны рисовать картины, возникающие перед нами, как живые, способны трогать наши сердца, потому что наблюдения и переживания воплощены в них поразительно точно с помощью богатых средств художественной речи).

    Фигуры речи

    (синтаксис, построение)

    Стилистические фигуры – особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова .

    Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:

    Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог

    ________ (Г.Р.Державин)

    Они сошлись. Волна и камень,

    Стихи и проза, лёд и пламень

    Не столь различны меж собой...

    __________ (А.С.Пушкин)

    Ты богат, я очень беден:

    Ты прозаик, я поэт .

    (А.С.Пушкин)

    Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи. Иногда по принципу антитезы строятся и большие прозаические произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского и другие.

    Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.

    И где ж Мазепа ? Где злодей ?

    Куда бежал Иуда в страхе?

    (А.С.пушкин. «Полтава»)

    Не думай бежать!

    Это я вызвал.

    Найду. Загоню. Доконаю. Замучу !

    (В.Маяковский)

    Когда волнуется желтеющая нива,

    И свежий лес шумит при звуке ветерка .

    (М.Лермонтов)

    Исполнились мои желания, Творец

    Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

    Чистейшей прелести чистейший образец .

    (А.С.Пушкин)

    Параллелизм – сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность.

    Чаще всего в фольклоре сопоставляется образ природы и образ человека.

    Ах, кабы на цветы не морозы,

    И зимой бы цветы расцветали;

    Ох, как бы на меня не кручина,

    Ни о чём-то бы я не тужила .

    В литературе этот приём имеет самое разнообразное применение, причём наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда развиваются параллельные сюжетные линии.

    В процессе подготовки к олимпиаде по литературе особое внимание следует уделить анализу художественного текста. Олимпиадные задания по литературе в старших классах предлагают учащимся выполнить анализ лирического или прозаического произведения по выбору. Остановимся на стихотворении.

    Сразу следует отметить, что умение анализировать лирическое произведение необходимо не только потенциальным участникам олимпиады. Уметь анализировать текст должны все старшеклассники, и к этому умению они идут на протяжении всего времени изучения литературы. В старших классах ученики уже владеют инструментами анализа: понятиями теории литературы, средствами художественной выразительности, основами стихосложения. Остаётся только правильно применить, упорядочить эти знания.

    План анализа лирического стихотворения

    Любой художественный текст, и лирический в том числе, анализируется с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Определим последовательность действий при анализе стихотворения.

      Внимательное и вдумчивое чтение произведения. Стараемся понять смысл и «прислушиваемся» к себе: какие чувства, мысли вызывает это стихотворение?

      Обращаем внимание на дополнительную информацию, которая может быть дана: время создания стихотворения, краткие сведения об авторе и т. д. Например, анализируя стихотворение Иосифа Бродского «1972 год», мы по дате можем понять всю трагичность настроения этого произведения, всю боль и безысходность – в 1972 году Бродский был изгнан из Советского Союза.

      Для анализа содержания ставим перед собой следующие вопросы и отвечаем на них:

      — о чём это стихотворение?

      — какие чувства, мысли оно вызывает?

      — каким настроением оно проникнуто?

      Для анализа формы стихотворения ставим главный вопрос: КАК автору удалось передать содержание, с помощью каких приёмов и средств? Таким образом обеспечивается анализ произведения в единстве формы и содержания, что и требуется в идеале.

      Ещё раз перечитываем стихотворение и отмечаем все моменты необычности художественной речи, всё, что обращает на себя внимание.

      — Находим тропы и объясняем, какую роль они играют в раскрытии содержания, приводим примеры.

      — Находим стилистические фигуры, которые использовал поэт, и тоже связываем их с содержанием, то есть не просто называем, а пытаемся объяснить, зачем использовал, чего сумел достичь этим использованием и т. д.

      — Обращаем внимание на поэтический синтаксис: какие предложения преобладают, для чего это было сделано.

      — Ритмика, строфика, размер стихосложения, звукопись – то есть обращаем внимание на звучание стихотворения.

    Это в упрощённом виде порядок разбора лирического произведения, именно РАЗБОРА, то есть анализа, который не следует путать с интерпретацией, то есть истолкованием произведения.При анализе мы идём от целого к частям, на основе понимания текста хотим определить и понять отдельные его элементы, их роль в создании текста как целостного смысла.При интерпретации движемся от частей к целому.

    Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ – это именно расчленение) художественного произведения кажется не просто нелогичным, но и ненужным. Ведь писатель и не думал о том, как и что он хотел сказать, какие художественные средства употребил и так дальше. А мы тогда зачем копаемся?!

    А вот зачем. Художественное произведение – это отражение действительности с одной стороны, а другой – «послание» автора своим читателям, его сокровенные мысли, облеченные в совершенную (иногда и несовершенную) форму. Есть произведения, в которых все ясно: прочитал, посмотрел – и можешь сказать, о чем это произведение. А есть такие, в которых «копаться» надо, чтобы понять до конца, что хотел сказать писатель и почему выбрал такую форму. И чем глубже вы погрузитесь в мысль писателя, тем богаче и культурно, и духовно станете сами.

    Анализ, таким образом, средство «общения» с автором.

    Надеюсь, я убедительно доказала вам, что анализ делать нужно? И этому надо учиться.

    Дело это непростое и небыстрое. Моя задача сегодня – дать вам общее представление об анализе лирического текста и привести пример.

    Первая проба

    Анализ художественного произведения – это череда вопросов «что?», «зачем?» и «как?» и ответы на них.

    То есть что хотел сказать писатель, что использовал, как это сказал и зачем употребил художественные средства. В итоге мы должны получить ответ как можно более полный и глубокий.

    Схематично анализ текста можно свести к следующему: проблема – форма и содержание произведения в единстве – ответ на проблему, или идея произведения.

    Анализ лирического текста должен быть оформлен как связный текст, но сегодня я так делать не буду, а покажу, где что искать.

    Возьмем шедевр А.С. Пушкина «И.И. Пущину», написанный в 1826 году.

    С чего начать?

    Вопрос, конечно, интересный, как говорил известный персонаж. Ответ: с проблемы. Надо ответить на вопрос: о чем стихотворение?

    «И.И. Пущину» — о дружбе. Значит, мы должны ответить на вопросы: «Что думает автор о дружбе? Каким должен быть друг?».

    А вот теперь, когда мы определили проблематику стихотворения, приступим к анализу. Сам анализ я буду сопровождать пояснениями.

    Жанр (этот компонент анализа нужен в том случае, если произведение имеет ярко выраженные жанровые признаки): это послание, поэтому стихотворение начинается прямым обращением к другу, повтор слов «мой друг» вместе с эпитетами «бесценный» и «первый» в значении «самый лучший», «любимый», «главный» подчеркивает тепло отношений между друзьями.

    Культурологический компонент (если он играет роль в понимании смыслов произведения): стихотворение написано в 1826 году, когда И.И. Пущин, лицейский друг поэта, был в заключении как участник восстания декабристов. В стихотворении встречается упоминание о заточении, лирический герой посылает в темницу другу свой дружеский привет.

    Композиция произведения (есть разные типы композиции, каждая из них играет свою роль; в стихах обычно это построфная композиция). Стихотворение состоит из двух строф, в первой идет речь о прошлом, на что указывают глаголы в прошедшем времени: «благословил», «огласил», а во второй – о настоящем и будущем (глаголы «молю, «озарит», «дарует»). Следовательно, лирический герой, вспоминая прошлое, обращается к будущему, даря другу поддержку в трудную минуту.

    Лингвостилистический анализ произведения (лингвостилистический анализ произведения – самая важная его часть. Литература – это искусство слова, и язык, речь – это главные инструменты писателя. Нужно учитывать и тот факт, что в художественном тексте слова, становясь в разные позиции, сочетаясь друг с другом, могут приобретать дополнительные, иногда несвойственные в нейтральном стиле смыслы. Это и есть суть творчества писателя. Зададимся вопросом: «А КАК говорит о дружбе автор?». При этом не обязательно сразу искать выразительные средства, просто смотрите на произведение и думайте, что использует автор).

    В первой строфе А.С. Пушкин использует мало глаголов, всего два, но есть прилагательные и причастия «первый», «бесценный», «уединенный», «занесенный», что создает впечатление остановившегося времени. Метафорический эпитет «печальный снег» рождает ощущение темноты, грусти, тоски, как и рифма «уединенный» и «занесенный», усиливающая чувство одиночества лирического героя. Поэт в то время находился в ссылке, круг его общения был ограничен до предела, пространство замкнулось и время остановилось. В конце строфы строчка «твой колокольчик огласил» через аллитерацию на «л» будто разрывает уединение, мы будто слышим звуки смеха, радости, веселья, ведь приехал друг, способный поддержать героя.

    Для второй строфы характерен более возвышенный тон и слова высокого стиля: «молю», «святое провиденье», «дарует», «утешенье». Поэт понимает, что его друг находится в серьезной опасности, ему грозит длительное заключение, и, может быть, они никогда больше не увидятся. Более того, употребление устаревшей формы повелительного наклонения «да… дарует» вместе с лексикой религиозно-духовного стиля («провиденье», «молю», «святое») приближает вторую строфу к молитве. Лирический герой и посылает другу свой привет в тюрьму, поддерживает в часы отчаяния, молится за него. Тесную связь друзей подчеркивает употребление местоимений (части речи, не имеющей самостоятельного значения) «голос мой» — «душе твоей», «то же утешенье». Так говорить могут только друзья, с полуслова понимая друг друга. Дружба, по Пушкину, чувство святое, способное помочь преодолеть все на кремнистом жизненном пути.

    Особого внимания заслуживает организация времени и пространства в стихотворении. (Еще один важный компонент анализа. Пространство и время вторичной реальности, что и представляет собой художественное произведение, по воле автора могут быть замкнутыми, как например, в детективных романах, и это усиливает напряжение поиска преступника, а могут быть открытыми, как в романе «Отцы и дети», где главный герой Базаров, путешествуя, многое понимает, меняется и так далее).

    В первой строфе стихотворения пространство замкнуто («уединенный», «печальным снегом занесенный»), время остановилось, человек ощущает полное одиночество и удаленность от всего мира. Колокольчик на тройке друга веселым звуком разрывает одиночество, «заводит часы» поэта. Во второй строфе слова «летят» к другу, разрывая заключение, от прошлого («лицейские дни») к будущему, запуская ход времени.

    Ощущение «разрыва» замкнутого круга возникает благодаря словам света. От полной темноты («занесенный печальным снегом») к лучу дружбы, озарившему темницу, до «ясных лицейских дней». Дружба, по мнению лирического героя, способна соединить друзей во времени и пространстве, дать жизни свет и тепло.

    В конце анализа текста вы должны прийти к ответу на вопрос, о котором рассуждает автор. Как вы помните, стихотворение о дружбе. Завершаем анализ текста:

    А.С. Пушкин (кстати, в стихах часто идеей может стать и чувство) в стихотворении «И.И. Пущину» утверждает, что дружба – это святое чувство, способное дать утешение в самых сложных испытаниях. Для человека дружба – одна из самых главных ценностей в жизни.

    Теперь просто для интереса сравните, совпало ли ваше представление о дружбе с пушкинским? Или вы обогатили представление об этом чувстве, поняв поэта до конца? Анализ помог вам в этом? Просто на заметку: сегодня дружба превращается в понятие «хорошо общаемся» (не могу понять, что это такое!) и клик по кнопке «добавить в друзья» в соцсетях. Это одно и то же? Очевидно, нет.

    Пусть у вас будут настоящие друзья! До встречи.

    Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


    Перед читателем лирического произведения не может не возникнуть вопрос, а с кем же он разговаривает, в чью речь вслушивается, о ком узнает столь много неожиданного и интимного? Разумеется, авторский голос слышен в любом произведении вне зависимости от его родовой принадлежности. С этой точки зрения особой разницы между эпопеей «Война и мир», драмой «Три сестры» и лирической миниатюрой Фета не существует. Важно другое. В лирических стихах авторский голос становится смысловым центром, именно он скрепляет стихотворение, делает его цельным и единым высказыванием.

    Лирическое «я» в разных стихах звучит по-разному, разное означает: порой поэту важно дать ощущение полной слитности «я», существующего в литературе, и «я» реального. Но бывает и иначе. В предисловии к переизданию сборника «Пепел» (1928 г.) Андрей Белый писал: «...лирическое “я” есть “мы" зарисовываемых сознаний, а вовсе не “я" Б. Н. Бугаева (Андрея Белого), в 1908 году не бегавшего по полям, но изучавшего проблемы логики и стиховедения». Признание весьма серьёзно. Андрей Белый увидел в своих стихах «другого», а между тем именно этот «другой» был центром едва ли не важнейшей книги поэта. Как же следует назвать подобное явление?

    За несколько лет до предисловия Белого была написана статья Ю. Тынянова «Блок»; здесь, резко отделив Блока-поэта от Блока-человека, исследователь писал: «Блок самая большая тема Блока... Об этом лирическом герое и говорят сейчас». Далее Тынянов рассказывает, как складывается в поэзии Блока странный, всем знакомый и как бы сливающийся с реальным А. Блоком образ, как образ этот переходит из стихотворения в стихотворение, из сборника в сборник, из тома в том.

    Оба наблюдения связаны не с поэзией «вообще», но с конкретными поэтами, принадлежащими к одной творческой системе — русскому символизму. Ни Белый, ни Тынянов, ни серьезные ученики последнего не собирались распространить термин на всю мировую лирику. Более того, «теория лирического героя» предполагала, что большинство текстов строится по иным законам, что лирический герой — понятие специфическое. Попытаемся выяснить, какова же его специфика?

    Жизнь поэта не сливается с его стихами, пусть даже на биографической основе написанными. Для того чтобы почти любой жизненный факт оказался неразрывно сцепленным с поэзией, втянутым в орбиту стиха, и необходим лирический герой. Это не герой одного стихотворения, но герой цикла, сборника, тома, творчества в целом. Это не явление собственно литературное, но нечто возникающее на грани искусства и бытия. Сталкиваясь с таким явлением, читатель неожиданно оказывается в положении незадачливого редактора ахматовской «Поэмы без героя», не может разобраться, «кто автор, а кто герой». Грань между автором и героем становится зыбкой, неуловимой.

    Поэт по большей части пишет о себе, но пишут поэты по-разному. Иногда лирическое «я» стремится к идентичности с «я» поэта — тогда поэт обходится без «посредника», тогда возникают стихи, подобные «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина, «Сну на море» Тютчева или «Августу» Пастернака.

    Но бывает и иначе. Ранняя лирика Лермонтова глубоко исповедальна, почти дневник. И все же не Лермонтов, а кто-то другой, близкий поэту, но не равный ему, проходит сквозь его стихи. Тексты живут лишь в одном ряду, один тянет за собой другой, вызывает в памяти третий, заставляет думать о том, что было «между ними», особую смысловую роль обретают даты, посвящения, пропуски текста, трудно расшифровываемые намеки. Стихи тут не самодостаточные, замкнутые миры (как в только что приведённых случаях), но звенья цепи, в пределе — бесконечной. Лирический герой возникает как средоточие и результат развития своеобразного «пунктирного» сюжета.

    Лирический герой может быть достаточно однозначным. Вспомним поэзию русского романтизма. Для большинства читателей Денис Давыдов — лишь лихой поэт-гусар, молодой Языков — поэт-студент, Дельвиг — «ленивец праздный». Маска наложена на биографию, однако тоже оказывается художественно выстроенной. Для целостного восприятия стихов читателю вовсе не обязательно знать о трудах Давыдова по военной теории, о горькой судьбе и тяжёлой болезни Дельвига. Разумеется, лирический герой немыслим без «биографического подтекста», но сам подтекст поэтизируется в соответствии с основным духом творчества.

    Надо также понимать, что Лирический герой — не «постоянная величина», он появляется в тех случаях, когда жизнь поэтизируется, а поэзия дышит фактом. Недаром В. Жуковский написал в итоговом для романтического периода стихотворении:

    И для меня в то время было
    Жизнь и Поэзия одно.

    С романтической культурой, для которой характерен своеобразный лирический «взрыв», когда сама жизнь поэта стала почти художественным произведением, - связано появление лирического героя, странного «двойника» автора; с эпохой символистской — его второе рождение. Отнюдь не случайно отсутствие лирического героя в зрелом творчестве Баратынского или Некрасова, выросшем в глубоком и серьезном споре с романтизмом, или у поэтов, споривших с символизмом, — Мандельштама, Ахматовой, поздних Пастернака и Заболоцкого. Не случайна и характерная для последних неприязнь ко всему игровому в литературе. Строгие слова Пастернака звучат неожиданным ответом Жуковскому:

    Когда строку диктует чувство.
    Оно на сцену шлёт раба,
    И тут кончается искусство
    И дышат почва и судьба.

    Не будем сравнивать больших поэтов, чей диалог в веках организует сложное целое русской поэтической традиции, важно понять другое: лирический герой много даёт поэту, но и требует от поэта не меньшего. Лирический герой большого поэта достоверен, до пластичности конкретен. Таков он у Блока, проходящий долгий путь «через три тома». Блок не обмолвился, назвав их «трилогией». У «трилогии» есть и «лирический сюжет», не раз прокомментированный в письмах поэта: от озарений «Стихов о Прекрасной Даме» через иронию, скепсис, снежные и огненные вакханалии II тома — к новому, уже иному приятию жизни, к рождению нового человека в томе III. Давно известно, что не чистая хронология, но логика целого руководила Блоком при составлении циклов, при выработке окончательного композиционного решения. Многим стихам III тома по времени место во II, однако внутренняя история «лирического героя» диктовала поэту их перестановку.

    Заметим, что отношения поэта с собственным порождением не всегда идилличны, поэт может уйти от старой маски, уже привычной для читателя. Так случилось с Языковым. Поздние стихи его никак не вяжутся с обликом хмельного дерптского бурша, переход к новому стилю, к новому типу поэтического мышления потребовал категорического разрыва со старым амплуа как формой контакта с читателем. Отказ от лирического героя — чёткая грань между «старым» и «новым» Языковым. Таким образом, антитеза «Лирический герой» — «прямой» голос автора оказывается значимой не только для истории поэзии как целого, но и для творческой эволюции того или иного (не каждого!) поэта.

    Задумываясь над проблемой лирического героя, следует быть осмотрительным, всякий «быстрый вывод» здесь приводит к путанице. Увидеть его у современного поэта очень легко. Сама ситуация века массовой информации чрезвычайно приблизила, разумеется лишь внешне, поэта к аудитории, вырвала его из прежней «таинственной отдаленности». Эстрада, на которой выступают отнюдь не только «эстрадные» поэты, а затем и телевидение сделали лицо стихотворца, его манеру чтения и поведения «всеобщим достоянием». Но напомним ещё раз — для объективной оценки необходимы перспектива, взгляд на всё творчество, временная дистанция, а их критик-современник лишён. Лирический герой существует, пока жива романтическая традиция. Читатель ясно видит и напряжённо-волевого героя лирики И. Шкляревского, и «книжного мальчика», чей образ создаёт А. Кушнер, и меланхолично-мудрого «певца» Б. Окуджавы. Нет нужды объяснять, что реальный облик поэтов многомерней и сложней. Важно, что образы эти живут в читательском сознании, иногда переживая поэтическую реальность.

    Конечно, никому не заказано пользоваться термином и в других значениях: для одних он кажется синонимом «образа автора», для других — поощрительным призом, для третьих — способом сурового укора. Поэт не становится лучше или хуже в зависимости от того, есть у него лирический герой или нет. А термин — «инструмент» очень хрупкий, поэтому использовать его надо осторожно.



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх