Консультация на тему: Приёмы поддержания дисциплины в классе

УЧЕНИЧЕСКАЯ ГАЛЁРКА: ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ

«Режиссура урока» (В. Букатов, М. Ганькина)

Очень часто на задних партах класса во время урока имеется постоянный источник шума, что-то нечто галёрки. Это постоянно требует повышенного внимания, отрывает время от урока. Предлагаем несколько неординарных способов обыграть эту ситуацию и нормализовать дисциплину на уроке. Игровая неотложка в восьми подсказках.

ПОДСКАЗКА №1 Галерка существует хотя бы потому, что есть авансцена. Уйдите с авансцены в конец класса, и галерка превратится в партер.

Но это не значит, что первые парты тут же превратятся в галерку. (Первые парты – это особые парты, хотя бы потому, что там доска и учительский стол, так сказать, «постоянные величины») Более того, их внимание к вам повысится, вы увидите это по повороту детских голов на 180 градусов.

ПОДСКАЗКА №2 Галерка бывает особенно громкой (шумной), когда учитель сам говорит громко. Попробуйте перейти на шёпот или на басы . Не смущайтесь, если несколько первых реплик потонут в общем гаме. Продолжайте, как ни в чём небывало, и ученики постепенно, один за другим реагируя на привычное, начнут-таки к вам прислушиваться. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом всё медленней и медленней – увеличивая паузы и растягивая гласные (в первую очередь те, что под ударением). В любом случае смена звукового ряда вашей речи заострит слух учеников и привлечет их внимание к вам.

ПОДСКАЗКА №3 Когда ситуация урока уже вышла из-под контроля и класс, как говорится, стоит на ушах, учителю иногда полезно сделать что-нибудь экстраординарное : например, внезапно сесть на корточки (или, наоборот, влезть на стул, написать что-то на доске) и как ни в чём не бывало продолжать урок оттуда.

ПОДСКАЗКА №4 Галерка – это, прежде всего, нерабочая атмосфера. Поэтому полезно время от времени проводить коротенькие эстафеты на скорость . Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определённого цвета или качества (или с определённой буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город (даже на математике!). Повторяться, чур, нельзя!

А можно провести эстафету с мелом у доски. Задание: написать любую букву или цифру – какой ряд быстрее? Чем проще задание, тем лучше.

Конечно, можно привязать эстафету и к нуждам урока (например, каждый выбегающий из ряда пишет на доске формулу по физике) Но будьте осторожны! Из-за дидактичности задания может существенно снизиться мобилизация.

Напоминаем, что популярная детская игра «Испорченный телефон» также строится на принципе эстафеты. В классе это можно сделать так: какое-то слово пускается по среднему ряду, а крайние ряды «Ловят слово», то есть пытаются его отгадать.

ПОДСКАЗКА №5 Предложите ребятам объединиться в несколько команд . Кто-то всё равно может выпасть из работы. Но в малой группе и проблемы галерки тоже малые.

ПОДСКАЗКА №6 В разгар неделового шума попробуйте чётко произнести: «Все встали!» - и встать самому . (Или наоборот: «Все сели!» - и сесть самому.) Если до этого вы стояли, то предварительно сесть (и наоборот).

Следующая ваша реплика должна быть неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!» (варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и так далее). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.

ПОДСКАЗКА №7 Начните задавать «нарушителям» конкретные вопросы : «Хочешь выйти? Выходи!» но это надо делать абсолютно деловым тоном, не впадая в амбиции и выяснение отношений.

Или: «Устал? Ну, пойди отдохни, поиграй на коврике…»

Или: «Давайте все послушаем, о чём это там говорят Петя и Вася. Наверное, о чём-то важном?..»

Но помните, что эти варианты – какими бы элегантными они ни казались – в конечном счёте работают на запугивание. Выделить кого-то одного – чтоб ему стало неловко – значит работать не на объединение класса, а на его разъединение.

ПОДСКАЗКА № 8 Хорошо налаживают общий ритм работы упражнения-разминки, связанные с одновременностью действий . Один из вариантов «Дружного эха» «Кто меня слышит» поможет ученикам, по той или иной причине выпавшим из контекста урока, испытать азарт, а вместе с ним желание включиться в общую работу и понять суть происходящего.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ

Увы, учитель сам подчас создаёт галерку. Ведь шум на уроке – это расплата за то, что учителя устраивает тихая партизанская жизнь в классе (помните, как мы сами читали под партой «трёх мушкетеров» и делали домашнюю работу?), не имеющая отношения к предмету, но и не мешающая учителю мирно проводить своё урочное время или с энтузиазмом читать лекцию продвинутым.

Тихая галерка кочует по всему классу: тог на первой парте, то на четвёртой, то на последней кто-то да выключен из урока. Почему? Да потому, что на уроке не занят делом (точнее, учителю не удалось занять его делом).

Громкая галерка самозарождается по этой же причине – когда дети не заняты делом. Получается, что тихая партизанская жизнь и шумная галерка – это две стороны одной медали, симптомы одной и той же болезни.

Однако дырку в зубе анальгином не лечат! Можно, конечно, на какое-то время утихомирить боль, но она обязательно вернётся, и с новой силой.

Так что экзотические меры (например, №3 или №6) – это, конечно, здорово. Но давайте же и профилактику делать.

ПОДСКАЗКА № 9 «КТО МЕНЯ СЛЫШИТ»

В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а наоборот, очень тихо, себе поднос учитель говорит почти шёпотом: «Кто–о меня –я слы-ы-ышит…поднимите левую руку». Некоторые ученики наверняка начнут прислушиваться.

А учитель продолжает: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит… погладьте себя по плечу». Несколько рук мелькают в воздухе, появляются улыбки.

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит… - всё так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, - постучите по столу три раза». Раздаются рикошет лёгких постукиваний, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовёшься.

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит… - дотроньтесь правой рукой до правого плеча соседа»

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит…встаньте» Все дружно встают. В классе идеальная тишина: муха пролетит – слышно будет.

«Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Все собраны.

Режиссёрский комментарий. Как уже отмечалось, этот игровой приём был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей старших групп детского сада.

Но наиболее эффективен он на уроках со старшеклассниками. При условии неожиданных и разнообразных заданий-движений (почесать нос, погладить себя по голове, послать воздушный поцелуй, залезть под парту и т.п.). Конечно, в первый раз начинать нужно с простенького, а уж потом вовсю «поддавать» игрового жару!

ПОДСКАЗКА № 10 «РУКИ-НОГИ»

На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – встает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.

Режиссёрский комментарий. Упражнение очень эффективно собирает внимание, ощутимо меняя мобилизованность каждого из участников. Справляется тот, кто способен чётко подчиняться «нехитрым» командам, не поддаваясь соблазну повторять движения соседей, которые могут быть неверными.

Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учеников уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.

«Руки-ноги» можно выполнять, поделив класс на две команды: одна работает, другая судит.

Почему так важна дисциплина на уроке ? Ответ, кажется, очевиден: без осознания правил корректного поведения - в классе, на улице, в общественном месте, даже просто наедине с собой - достижение личностного роста и профессионального успеха не представляется возможным. Несвоевременные шутки, превращающие аудиторию в подобие цирковой арены; проявления агрессии по отношению к соученикам или преподавателю; выкрики с места; срывы уроков, в том числе за счет непрекращающихся разговоров и хамских выходок; невыполнение заданий, запугивание отличников с целью либо унизить, либо получить доступ к домашним работам сводят на нет попытки учителя создать в классе атмосферу . А без последней - мы уже об этом говорили - невозможно сделать процесс получения образования качественным; труд педагога - имеющим смысл.

Превентивные меры - как установить дисциплину на уроке

Лучший способ избежать подобных проблем - расставить все точки над «і» при знакомстве с классом. Обычно, именно это происходит с шестилетками, переступившими школьный порог первого сентября. Но даже малыши время от времени сталкиваются с другим педагогом (например, на уроке пения или в случае замены по причине отсутствия постоянного учителя); каждый из них имеет собственные специфические требования и свое представление о здоровой рабочей атмосфере.

Ожидания учителя должны быть сразу донесены до детей и восприниматься ими однозначно. Понятно, что они - ожидания - не могут быть одинаковыми для учеников начальной школы и студентов университета (предполагается, хотя не всегда подтверждается практикой, что вторые - достаточно сознательны). На первых же стоит потратить классный час: пусть малыши сами предложат свое видение хорошего и плохого поведения; договорятся между собой, как будут объединяться против обидчика, если таковой объявится; что сделают, если у них попросят списать задание или, например, обмануть учителя, убедив его в том, что он ничего не задавал?!

Учитель должен помнить, что до определенного возраста дети склонны повторять кажущиеся им смешными действия сверстников (гримасы, шалости; имитация жужжания, мяуканья или кукареканья). Лучшей реакцией на демонстрацию специалисты считают ее игнорирование; умение оставаться спокойным в центре урагана. Но, вероятно, ученики просто устали и нуждаются в разрядке: можно уделить пару минут и устроить соревнование под лозунгом «Кто мычит лучше всех?» (главное, чтобы взрослый не сильно увлекся и не победил).
Создание атмосферы взаимоуважения и взаимопонимания пресечет на корню любые попытки детей перетянуть канат на себя.

Нарушения дисциплины на уроке

Разговоры и болтовня

Непрерывные разговоры, способностью к которым отличаются отдельные «элементы» независимо от того, к какой возрастной категории они относятся, легко останавливаются повышением голоса обычно уравновешенного учителя. Говорю не о крике на виновника, а просто о некотором дополнительном напряжении голосовых связок. Кстати, неожиданным и действенным может оказаться и снижение тона: пусть попробуют разобрать объясняемое шепотом.

Игры во время урока

Не меньшим врагом дисциплины, чем болтовня, являются и игры во время урока. Нет, не только вчерашних воспитанников детского сада: выход каждой новой революционной модели телефона или навороченного гаджета способен сорвать не одно занятие у самого гениального учителя. Конфискация (временная, конечно) - не выход… Пару раз не выдерживала и отбирала, оставляла у себя на столе. Потом забывала и мучилась: забрал ли великовозрастный ребенок свою новую игрушку?! А вот запрет на любые не имеющие отношения к дисциплине предметы на парте - вполне логичное и уместное требование.

Практические методы поддержания дисциплины на уроке

Какие методы могут быть использованы для достижения поставленной цели? Прежде всего, поддерживающая дисциплина, дающая студенту альтернативу. Например, не выдворять решившего вдруг прогуляться из класса, а предложить выбор: «Займите свое место или я буду вынужден(а) задержать весь класс после урока из-за потраченного впустую времени»; дать время на выполнение распоряжения; возможно - если остальные начнут роптать - объяснить, что не видите другого выхода. Часто проявляющие неуважение к учителю не позволяют себе вызывать недовольство учеников.

Хорошо зарекомендовал себя и косвенный контроль, выражающийся в использовании невербальной коммуникации для предотвращения деструктивного поведения и поощрения сосредоточенности (когда класс уважает педагога, ему бывает достаточно поднять брови, чтобы в аудитории восстановилась тишина; думаю не ошибусь, если отнесу сюда же умение держать паузу).

Некоторым ученикам (студентам) проще придерживаться дисциплины в случае осознания серьезности последствий при выявлении нарушений; утверждения преподавателем своей власти; четкого понимания соответствия наказания проступку. В американских школах применяется тайм-аут, а в тяжелых случаях - отстранение от занятий. Последняя форма наказания тщательно прописана в статутах каждого учебного заведения США, она имеет основной целью дать возможность «штрафнику» обдумать свое поведения в отрыве от коллектива, продолжая занятия дома и сдавая пропущенный материал экстерном. Метод «выйди из класса!» применяется в российских и украинских школах нелегитимно, и часто связан вовсе не агрессивными проявлениями, а с отсутствием у школьника «подобающего» внешнего вида или медицинской справки. В уставах образовательных учреждений на постсоветском пространстве прописан пункт об отсутствии права у преподавателя выдворять дебошира из учебной аудитории. Требуется переключение его внимания на какое-либо индивидуальное задание.

В особо сложных случаях - такие редко, но по разным причинам встречаются, думаю, в практике любого преподавателя - стоит обсудить проблему с коллегами, школьным психологом, родителями (даже если «бунтарь» заканчивает в этом году ВУЗ). Возможно, у такого поведения есть объективные, но глубоко скрытые причины (их необходимо выяснить, возможно, благодаря письменному изложению); помочь разобраться с ними - прямая задача всех вышеупомянутых.
Основным результатом такой встречи должно стать осознание учеником своих ошибок, недопустимости их повторения; выработка конкретных рекомендаций по исправлению ситуации; обеспечение обязательности их исполнения.

Можно ли выставлять из класса? Мне всегда виделась в такой мере некая доля признания собственного бессилия. Если уж нервы совсем сдали, то отправить следует точно не шататься по коридору, а в кабинет директора, например: малоприятная процедура даже для отъявленных бездельников; особо агрессивных лучше туда сопроводить, назначив ответственного за дисциплину - на несколько минут - кого-нибудь из остающихся. При этом не будет лишним напомнить о том, что домашнее задание никто не отменял, а всё прослушанное становится неотъемлемой частью самостоятельной работы.
С проверки успешности выполнения и того, и другого можно начать следующий урок.

Что еще должен делать учитель, чтобы диалог с классом оказался максимально конструктивным? В первую очередь, заинтересовывать происходящим (но об этом я уже писала); соблюдать дистанцию - и эмоциональную, и физическую. Предотвращать все возможные попытки неадекватного поведения: идя, в частности, на групповую экскурсию, наиболее непредсказуемых постоянно держать в поле зрения; поручить им заранее какое-то задание (например, фотографировать происходящее). Не превращать урок в бесконечную нотацию с пеной в уголке рта: сделать замечание его заслужившему и тут же переключить внимание на других детей. Действует как холодный душ. Ребенок должен понять раз и навсегда, что его попытки вывести учителя из себя изначально обречены на провал. Позвольте ему в этом убедиться.

Максимально настраиваться на позитивный лад. Не злоупотреблять, но и не игнорировать примеры успеха реальных личностей (важно уметь связать достижения со способностью, если не учиться с утра до ночи, то хотя бы сосредоточиться на достижении цели). Ставить «СТОПы» (термин, присущий скорее фондовому рынку, прекрасно срабатывает в классе, который пора усмирить). В качестве такого сигнала может быть использована поднятая рука, указка, для младших - яркая табличка; для футбольных фанатов - желтая или красная карта.

Уметь выступить арбитром в случае возникновения спора: совершенно не обязательно виновен тот, кто попал под горячую руку. Награждать за хорошее поведение, например, свободным временем, «веселой пятиминуткой» - работая продуктивно, дети позволят выкроить такой промежуток.

И не бояться. Трудно представить себе ребенка, которого не удастся убедить, если не принимать все происходящее исключительно на свой счет; быть последовательным и настойчивым. Победа не заставит себя ждать.

Нелегкая, она окажется вдвойне приятной.

Содержимое

Первый урок для учителя - не менее волнительное событие, чем аналогичный опыт у ребенка. Хотя вопросы дисциплины в классе волнуют не только молодых педагогов, но и преподавателей со стажем. Ведь от того, как дети себя ведут на уроке, зависит не только степень их усвояемости материала, но и дальнейший контакт с учителем. Существует мнение, что поведение детей на уроке зависит от того, нравится ли им предмет. На самом деле, причина в другом - в умении учителя заинтересовать, организовать и привлечь внимание учеников.

Чтобы выбрать правильный подход к ученикам, нужно учитывать особенности их возраста: не секрет, что самый трудный подростковый период, когда любая мелочь может стать причиной эмоциональной катастрофы. Хотя сложности есть в каждом возрасте:

  • дети в начальной школе характеризуются быстрой потерей концентрации внимания, нужно постоянно придумывать, как их заинтересовать;
  • старшеклассники на все имеют свое мнением и уверены, что лучше знают, нужен им тот или иной предмет или нет.

Организация дисциплины в классе требует от учителя максимальной силы и концентрации, а также знания хитростей и тонкостей детской психологии.

Образ идеального учителя для детей

Приступая к педагогической работе, молодой учитель должен с первых дней зарекомендовать себя и создать принципы выстраивания отношений с детьми. Неуверенность в своих силах, попытки понравится всем, позволение проявления неуважения к себе -все эти факторы приведут к тому, что дисциплины в классе не будет, и дать ученикам знания не получится.

Поэтому изначально нужно выстроить собственный образ и придерживаться основных его проявлений:

  • относиться к детям доброжелательно, говорить спокойно и с улыбкой;
  • построить подачу материала таким образом, чтобы он вызывал интерес у детей;
  • правильно рассчитать время урока, последовательно излагать материал, чередовать лекцию и практику;
  • постараться установить контакт с детьми, называть их по именам, вовлекать в процесс общения каждого ученика;
  • использовать нестандартные методы обучения, разнообразить урок;
  • не позволять детям разговаривать, кричать, реагировать на все нарушения, а не игнорировать их.

Такой образ учителя даст несколько результатов.

Во-первых, дети будут увлечены уроком и новой темой, им будет интересно изучать информацию.

Что делать, если дисциплина нарушена

Поведение учеников, особенно в младших классах, напоминает снежный ком. Если один начинает разговаривать и баловаться, остальные дети подхватывают его поведение, и уже через несколько минут в классе стоит оглушительный шум, неразбериха и хаос. Многие молодые учителя в такой ситуации теряются, пытаются перекричать учеников, делают резкие движения, чем еще больше усугубляют общую атмосферу. Но пытаться продолжать урок и рассказывать тему в таких условиях тоже невозможно.

Для успокоения общего шума и восстановления дисциплины стоит запомнить и применять несколько правил:

  1. Важно постоянно поддерживать контакт с детьми и отслеживать их малейшее отвлечение от предмета. Если какой-то один ребенок потерял нить повествования, отвлекся в окно или начал обращаться к другим детям, можно задействовать его, задать вопрос, попросить выйти к доске.
  2. Если «снежный ком» не удалось остановить в самом зародыше, дети начали шуметь и баловаться, учителю лучше замолчать вообще и выждать паузу. Как правило, такой прием срабатывает, и в классе устанавливается тишина. После этого нужно строго и серьезно, но не повышая голоса, сказать, что урок будет продолжаться только при наличии внимания и соблюдения тишины.
  3. На детей нельзя кричать, лучше вообще не повышать голос. С самого первого урока с новыми учениками важно показать им уважение к их личности, не принижать их стараний и заслуг, не пренебрегать ни одним ребенком. Получить уважение от учеников можно только в ответ на собственное аналогичное отношение.

Дети шумят и балуются по двум причинам: либо им неинтересно, либо они знают, что могут позволить себе это делать. Поэтому важно сразу установить такие правила, чтобы это поведение было недопустимым.

Маленькие хитрости опытных учителей

Безусловно, учителю со стажем проще вести урок и наладить дисциплину в классе. Молодые педагоги могут перенимать опыт и прислушиваться к советам квалифицированных преподавателей, чтобы изначально избежать многих ошибок в общении с учениками.

Например, многие опытные учителя говорят, что с самого начала пытаются понять, кто в классе «заводила». Как правило, это самый шумный и заводной ребенок, на которого многие другие смотрят с восхищением и готовы поддержать, если он начинает баловаться. Выделив такого ученика или даже нескольких, опытный учитель старается постоянно контролировать его внимание и умеет задействовать его в уроке, чтобы у него не оставалось времени и желания на отвлечения.

Еще одной хитростью, которая позволяет завладеть детским вниманием, является перемещение учителя по классу. Объясняя новый материал или контролируя написание самостоятельной работы, можно передвигаться по классу, сесть за одну из парт, стать в противоположном углу комнаты. Такое действие заинтересует детей и собьет их с привычного знакомого поведения педагога.

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной.

Как наладить дисциплину в классе и правильно установить отношения с учениками? Нюансы, особенности, советы

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию. Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

  • вызвать искренний интерес к предмету;
  • грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;
  • ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;
  • вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;
  • контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;
  • установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;
  • выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.
Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.
  1. В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.
  2. Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.
  3. Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.
  4. Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.
  5. Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.
  6. Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия:
    • используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки;
    • создавайте специально для уроков презентации;
    • выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока;
    • проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;
    • используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.
  7. Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.
  8. Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.
  9. Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе
  10. Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.
Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.

Основной целью посещения детьми школы является обучение, то есть процесс получения новых знаний. Для этого в учебных заведениях всего мира используется классно-урочная система, дающая возможность чередовать умственные нагрузки (урок) с отдыхом (переменами). И именно от того, как пройдет урок, зависит уровень осмысления нового материала и дальнейшее обучение.

Поэтому, для того, чтобы обеспечить высокую эффективность урока, были составлены основные правила поведения учащихся на уроке, являющиеся частью общей культуры поведения в школе, с которыми и познакомимся в этой статье.

Формулировка таких правил в каждой школе может быть разная, но цель всегда остается одна: объяснить учащимся как надо вести себя на уроке.

Правила поведения ученика на уроке

1. Не отвлекайся!

На уроке, особенно когда идет объяснение нового материала, надо вести себя тихо и спокойно: не разговаривать и не отвлекаться на посторонние вещи. Если вам что-то не понятно или просто не расслышали, подняв руку, обратитесь к учителю.

2. Уважайте учителя и других учеников!

Желая ответить или выйти, обязательно поднимайте руку. Обращаясь к кому-то, используйте вежливые слова. Не перебивайте отвечающего и не выкрикивайте.

3. Соблюдайте правила техники безопасности.

По каждой дисциплине они свои, но основным для всех является быть внимательными при работе с опасными предметами, возле окон и дверей.

4. Порядок на столе.

Не допускайте беспорядка и наличия предметов, ненужных для данного урока (учебников, книг, игрушек и др.), которые будут вас отвлекать от процесса обучения.

5. Не опаздывайте!

Опоздание на урок, даже по уважительной причине, отвлечет и учителя и учащихся. Но если так все-таки произошло: постучите, извинитесь и как можно быстрее и тише сядьте на своё место.

6. Выключайте телефон.

7. Не ешьте.

Во-первых - это некрасиво, а во-вторых - процесс пищеварения не совместим с мыслительной деятельностью, поэтому были придуманы большие перемены, на которых дети имеют возможность спокойно перекусить.

8. Берегите имущество школы.

Не качайтесь на стуле, не рисуйте на партах и в учебниках.

9. Следите за осанкой.

Главной болезнью учеников называют , который развивается при неправильной посадке, поэтому в классах висят памятки и учителя постоянно напоминают, как надо сидеть.

10. Не подсказывайте и не выкрикивайте!

Подсказывая кому-то, вы только мешаете отвечающему, не даете ему собраться, подумать и дать ответ. Если ученик не выучил материал, никакие подсказки ему не помогут.

Помните, плохое поведение на уроке приводит к неусвоению материала всем классом.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх