Конспект урока "Повторительно-обобщающий урок. Русь в IX – первой половине XII в.". Киевская Русь в IX - XII веках

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

НА ТЕМУ «КИЕВСКАЯ РУСЬ В IX – НАЧАЛЕ XII ВВ.

ВВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ И ЕГО

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

ПЛАН

Введение.......................................................................................................

Киевская Русь в конце IX - начале XII века.....................................

Расцвет Киевской Руси (конец Х – первая половина XI в. .............

Владимир I ...........................................................................................

Ярослав Мудрый.................................................................................

Принятие Крещения.............................................................................

Историческое значение христианства.............................................

Вывод............................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная необходимая, зерцало их бытия и деятельности; скрижать откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего ».

Принятие христианства (православия) на Руси всегда рассматривалось как событие, которое принесло ей новую историческую судьбу, позволив покончить с языческим варварством и на равных войти в семью христианских народов Европы. Однако при этом подчеркивалось, что «крещение Руси» было длительным и сложным процессом, сопровождавшимся сохранением мощного пласта языческих верований.

По мере усиления военно-политической интеграции и между княжествами на Руси и укрепления власти киевского князя росло единство Древнерусского государства. В условиях многобожия многообразия языческих культов встал вопрос о том, какой из богов в языческой Руси должен стать главным.

В соседних с Русью странах уже утвердились монотеистические религии: ислам – в Волжской Булгарии, иудаизм – в Хазарии, христианство – в Византии. Приняли христианство такие славянские страны, как Польша и Чехия. Перед Древнерусский государством встала проблема выбора новой веры.

1 КИЕВСКАЯ РУСЬ В КОНЦЕ IX - НАЧАЛЕ XII ВЕКА

С конца IX до примерно второй трети XII века Киевская Русь представляла собой государство, состоявшее из волостей, управлявшихся представителями династии Рюриковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Теперь титулы «каган» и «великий князь» перестали употребляться, поскольку исчезла в них необходимость. Вся восточно-славянская территория находилась под непосредственной властью одного княжеского рода. Верховным правителем являлся тот, кто был старейшим в роде и княжил в Киеве. Князья – правители волостей являлись его вассалами. Волости сложились на основе территорий прежних союзов племенных княжеств, но их границы менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей территории.

Со складыванием к концу Х века структуры единого государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья из числа дружинников назначают посадников – наместников в городах; воевод – предводителей различных по численности и назначению военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества; сборщиков поземельных податей – данников; судебных чиновников – мечников и т.д.

2 РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ Х – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI В.)

2.1 Владимир I

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980 – 1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Княжение Владимира Святославича (980 – 1015) было периодом политической стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы.

В годы правления Владимира I продолжилось подчинение Киеву славянских племен. Так, в 984 году Владимир покорил радимичей, а еще до этого, в 981 – 982 годах дважды ходил в поход на непокорных вятичей и обложил их данью.

Киевский князь предпринимал частые нападения на земли сопредельных народов. В 981 году он отнял у поляков Перемышль и другие Червенские города, в 983 успешно воевал против ятвягов (древнелитовское племя), в 985 году ходил на болгар. Однако главной заботой по-прежнему оставалась борьба с кочевниками. Непрерывные нападения печенегов требовали укрепления юго-восточной границы. Владимир создал солидную оборонительную линию южнее Киева, построив ряд крепостей на Стугне, Суле, Десне и других реках. Из них особенно выделялись Переяславль и Белгород. Гарнизоны новых пограничных крепостей были набраны среди дружинников далеких северных земель (кривичей, вятичей и словен), чтобы привлечь к обороне государства все силы новой державы. Опираясь на эти линии Владимир оградил Русь от новых набегов. Кроме того, внезапности нападения он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошую службу дальней разведки, оповещения, связи. Могучие витязи, богатыри стали героями русских былин, народный эпос в былинах воспел и самого князя «Владимира Красное Солнышко».

Владимир стремился не только к политическому объединению восточно-славянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь – бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком Киевском холме. Возглавлял пантеон Перун – бог-громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось. Неканонические идолы уничтожались. Язычество, казалось, переживало подъем; идолам приносились человеческие жертвы, князь и значительное число горожан с явным одобрением воспринимали эти кровавые ритуалы, которые, судя по всему, в предшествующие десятилетия были почти забыты (по крайней мере, в Киеве). Однако языческая реформа не удовлетворила князя Владимира. Искусственное возрождение религии предков оказалось делом бесперспективным. Это очень скоро почувствовал и сам Владимир. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от былой приверженности язычеству. Что заставило Владимира принять христианство? Только ли понимание государственной пользы христианства?

Психологически достоверное описание причин, подвигших Владимира к крещению, оставил известный русский богослов первой половины XIX века архиепископ Филарет (Гумилевский):

«Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, сластолюбие грубое не могли не тяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры на берегах Днепра и Волхова, украшал их серебром и золотом», приносил «жертвы перед ними. Мало того – пролил даже кровь двух христиан на жертвеннике идольском. Но все это, как чувствовал он, не доставляло покоя души – душа искала света и мира» .

2.2 Ярослав Мудрый

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015 – 1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья – любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников – варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019 – 1054).

В 1024 году против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 году Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава – это время расцвета Киевской Руси, ставшей одной из сильнейших государств Европы.

Ярослав вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное». В исследовательской литературе последних лет дается менее «светлый» образ, но более приближенный к реальности той эпохи»: отмечаются скупость, чрезмерная осторожность, проваряжские симпатии Ярослава. Он не только «мудрый», но и довольно грозный и ловкий политик. Впрочем, в оценке сложной фигуры князя нет единодушия среди исследователей. Ярослав родился в 978 году. Матерью Ярослава была полоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Прожил 76 лет.

В 1036 году Ярослав нанес жестокие поражения осадившим Киев печенегам. После этого разгрома они больше не рисковали нападать на русские пределы. Однако борьба со степью продолжалась, так как печенегов вскоре сменили новые кочевники – половцы.

В княжение Ярослава Киевская Русь продолжала натиск на запад и северо-запад.

В 1030 году Ярослав построил город Юрьев, утвердившись на западном берегу Чудского озера.

В 40-х годах Ярослав поддерживал короля Польши Казимира против мятежных польских князей. Этот союз был закреплен женитьбами Казимира на Доброгневе – сестре киевского князя, а Ярославова сына Изяслава – на сестре короля. Другие дети Ярослава также вступили в династические браки.

При Ярославе переписывались многие книги, многие переводились с греческого языка на русский.

Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, а может быть, как предполагают некоторые ученые, производилось обучение и более серьезное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники.

Обилие «книжных людей» позволило Ярославу создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределы Руси. Ярослав составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительских и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви святой Софии.

Увлечение книжным делом не было для великого князя самоцелью; оно выступало составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки.

Среди важнейших государственных мероприятий Ярослава следует отметить назначение митрополита без ведома константинопольского патриарха. В православной церкви существовало четыре патриархии. Главную роль играла константинопольская патриархия. Она делилась на митрополии. Их было 60. Среди прочих была киевская, основанная между 995 – 997 гг. Митрополитов по древней традиции назначал патриарх. Обычно митрополитами в Киеве были иностранцы, которым интересы Византии были дороже интересов Руси. Это, вероятно, и побудило Ярослава в 1051 году выставить кандидата в митрополиты из числа русских священников. Выбор пал на священника загородной княжеской церкви Иллариона, это был широко образованный, талантливый публицист. Самым известным его произведением является «Слово о законе и благодати». Самостоятельное назначение митрополита говорило о растущей независимости русской церкви, хотя до полного ее выхода из-под власти Константинополя было еще далеко.

Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание «Мудрый».

Ярослав Мудрый проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой «Русской Правды» - памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни.

«Русская Правда». Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда»

приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежит только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

3 ПРИНЯТИЕ КРЕЩЕНИЯ

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т.е. вера в единого бога. В Византии господствовало христианство, а в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. «Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 году в Киеве появились представители всех трех перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное ему посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвели на него самое благоприятное впечатление. Однако, неудовольствуясь этим, Владимир отправил своих собственных послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, заявили, что мусульманский закон «не добр», что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру назвали самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять на земле находишься или на небе. Так по легенде свершился выбор веры.

Также надо отметить, что православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному архетипу славян, которым присуще ценностно-рациональное мышление, в отличие, например, от европейцев, у которых мышление целерациональное. Соответствие православия ценностно-рациональному мышлению объясняется тем, что в отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимает смысл жизни как достижение внутреннего духовного единства и коллективное стремление к лучшему будущему, социальной справедливости.

Предпочтение, которое было отдано на Руси православию, объясняется также и тем, что Римская католическая церковь признавала богослужебным языком только латынь, а Константинопольская православная церковь допускала возможность использования родного языка. Кроме того, римский папа, претендуя на ведущую роль в политике, требовал подчинения светской власти духовной, и поэтому возвышал католическую церковь как над государствами и империями, так и над их королями и императорами. Восточная же церковь строила свою деятельность на основе «симфонии религиозной и светской власти»: константинопольский патриарх, отстаивая приоритет духовной власти в вопросах веры, поддерживал своим авторитетом светскую власть. Выбор веры был предрешен и территориальной близостью Византии, экономическими и политическими связями с ней, культурным влиянием, а также примером Болгарии.

Летописные источники сообщают некоторые подробности, предшествовавшие «крещению Руси». В 987 году Владимир откликнулся на просьбу византийского императора Василия II о помощи в подавлении мятежа Варды Фоки, который пытался захватить императорский трон. За эту помощь император обещал отдать в жены киевскому князю свою сестру Анну, но при условии обращения его в православную веру. Однако после подавления мятежа император не спешил выполнять свое обещание. Владимир захватил принадлежавший Византии Корсунь, крестился там и добился от императора выполнения своего обещания. Затем князь окрестил свою дружину, а по возвращению из похода в 988 году – киевлян.

Принятие христианства из Византии, скрепленное браком с представительницей императорского дома, подняло международный престиж Древнерусского государства. Коренным образом изменился международный статус Древней Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные династические браки княжеского рода на Руси практически со всеми королевскими домами Западной, Центральной и Северной Европы.

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы. Но все же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира).

Большинство жителей Киевской Руси было крещение на протяжении княжения Владимира, но немало оставалось и язычников. Часть новообращенных возвращались к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-Востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI века, а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия.

4 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем – от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения:

1. Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престо их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного подчинения, а от князя – осознания своей высокой ответственности.

2. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил ее материальным содержанием за счет «десятины» - особого налога. Появилась вторая структура власти, поддерживающая первую государственную.

3. Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племен в единый русский народ. Став христианином, православным, древлялин, тиверец и т.д. ощутил себя русским.

4. Изменилось международное положение Киевской Руси. Вчерашняя варварская держава вошла теперь на равных в семью европейских христианских народов.

5. Христианство вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли.

6. Христианство приобщило Русь к великой культуре Византии, а через нее и к античной культуре.

7. Сразу после крещения Русь получила письменность, что способствовало распространению грамотности. В XI веке стали появляться первые рукописные книги. Монастыри – центры культуры.

8. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству.

9. Получили развития ремесла, огородничество.

ВЫВОД

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Кроме всего прочего, христианство стало могучим фактором объединения для Руси. Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI – XII веков.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебное пособие «История Отечества». Л.П. Балакина, Челябинск, 1996 г.

2. Учебник «История России». А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.Д. Сивохина, Москва, 2005 г.

3. Учебное пособие «История Отечества», «Феникс» Ростов-на-Дону, 2004 г.


Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 3.

«История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.25.

«История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.24.

«История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.26.

«История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.28.

«История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 28.

Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 18-19.

Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 19-20.

История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 28-29.

Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр.20.

История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 29.

Европа и древнерусские Земли в 4-12 вв.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Считают, что праславяне выделились из индоевропейской группы народов к 1 тысячелетию до н. э. «Венедами» их называли в своих произведениях античные историки, такие как Тацит, Плиний старший и др. Название «славяне» появилось в источниках где-то с 6 в. н. э.

Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизацион-ный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным.

Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.

У восточных славян действовала примитивная форма демократии:

1) все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или племенных собраниях (вечах) ;

2) большой вес имело при принятии тех или иных решений мнение пожилых сородичей – старейшин. В этот же период появляется должность военного вождя (князя), необходимыми атрибутами которого считались особое происхождение, физическая сила и военная доблесть. Князь имел свою дружину воинов, возглавлял племя во время войны. При этом вождь оставался первым среди равных. Часто форму демократии у восточных славян называют «военной демократией».



Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом:

1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья;

2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины;

3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины;

4) уличи и тиверцы поселились на юге;

5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону;

6) ильменские славяне размещались в северо-западных регионах.

Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.

Хозяйство было еще слабо развито. В основе хозяйства находилось земледелие, которое отличалось примитивным характером, велось без соблюдения севооборота. Восточные славяне использовали несовершенный плуг («рало»). Вместе со скотоводством у восточных славян в VII–IX II вв. были развиты промыслы. В особенности были развиты рыболовство и бортничество (собирательство меда диких пчел). Внутренняя торговля в этот период только зарождалась, хотя уже получила развитие внешняя торговля. Так, например, восточные славяне вели активную торговлю с Византией, древними скандинавами (варягами), народами Востока. Продавали они меха, мед, воск, рабов, а покупали оружие, вина, ткани. Самыми знаменитыми были торговые пути, которые назывались «из варяг в греки» (шел из Балтийского моря в Черное по Днепру) и «из варяг в арабы» (из Балтийского море в Каспийское по Волге).

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКАЯ РУСЬ

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

1) общественное разделение труда;

2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;

3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.

Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

1) норманнская теория;

2) антинорманнская теория.

Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.

Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.

Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.

В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.

Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В X – НАЧАЛЕ XII в

При Владимире Святославиче (980-1015)

Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии.

Политический строй древнерусского государства сочетал в себе как институты феодальной формации, так и первобытно-общинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.

В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяс-лаву он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.

Социально-политический строй древнерусского государства Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором: 1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника; 2)происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии.

При этом появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях; 3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским хозяйством.

Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.

Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».

После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило во время правления Владимира Мономаха (1113–1125). Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.

Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.

Занятие 3. Русь в IX – нач. XII в.

Предпосылки формирования древнерусского государства

      Экономические:

      • успехи в развитии хозяйства (пашенное земледелие);

        отделение ремесла от сельского хозяйства и сосредоточение его в городах;

        развитие торговли.

      Социальные:

      • возникновение имущественного неравенства и общественной иерархии.

      Политические:

      • формирование племенных союзов – уже в VI веке;

        потребность в особой системе управления – государственном аппарате;

        угроза со стороны внешних врагов (кочевники – хазары, печенеги, норманны);

        наличие протогосударств (предгосударств) в VII –IX вв.: Куяба (вокруг Киева), Славия (вокруг Новгорода), Артания (Рязань, Чернигов).

      Духовные:

      • схожие обычаи, общая религия.

К середине IX века сложилось два центра объединения восточнославянских племён – Новгород и Киев.

Этапы развития древнерусского государства

1) IX – cередина Х в. – время первых киевских князей;

2) вторая половина Х – первая половина XI в. – время княжества Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;

3) вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности, или к удельным порядкам.

Основные события (по периодам правления киевских князей)

862 г. – призвание ильменскими словенами Рюрика: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Прийдите к нам и правьте нами». Рюрик княжил в Ладоге, затем во всех новгородских землях

882 г. – поход Олега на Киев, подчинение Киеву древлян, северян, радимичей.

      Контроль над торговым путём «из варяг в греки»: из Византии по Чёрному морю и Днепру – волоком в Ловать – оз. Ильмень – р. Волхов – Ладожское озеро – Финский залив – Балтика.

      Два похода на Византию – договоры 907 и 911 годов: право торговли, право жить в Константинополе (за счёт греков, но ходить без оружия).

      Согласно летописной легенде погиб от укуса змеи: «И принял он смерть от коня своего» (А. Пушкин).

912 – 945 гг. – княжение Игоря

      Был убит во время похода в земли древлян за данью.

      Продолжал политику подчинения восточнославянских племён (уличи) и походы в Византию

945 – 957 (969) гг. – княгиня Ольга

      Установила чёткий порядок взимания дани.

      В 955 (957) г. Приняла христианство (христианское имя – Елена).

957 – 972 гг. – княжение Святослава Игоревича (Святослав I )

      Разгромил Хазарский каганат, подчинил вятичей.

      Активная внешняя политика: походы на Дунайскую Болгарию, Византию

      В 972 г. был убит печенегами, когда возвращался в Киев из похода (из его черепа печенеги сделали чашу для вина).

      Своих сыновей назначил наместниками вместо племенных князей восточнославянских племенных союзов.

      После его смерти – борьба за власть (Ярополк – Олег, Владимир – Ярополк).

980 – 1015 гг . – княжение Владимира I (Владимир «Красное солнышко», Владимир Святой)

      987 г. – союз с Византией.

      988 – принятие христианства (в 980 г. пытался провести «языческую реформу»: роль главного бога отводилась Перуну).

      Укрепление власти над восточнославянскими племенами; введение новой административной системы: во главе союзов племён Владимир ставит своих сыновей – происходит полная ликвидация племенных княжений.

      Создание оборонительной системы на юго-восточных границах: засеки и сторожевые башни.

      К отдалённым городам прокладываются «дороги прямоезжие».

      После смерти – межусобная борьба сыновей: Ярослав, Святополк (Окаянный), Мстислав Тмутараканский

1019 – 1054 гг . – княжение Ярослава Мудрого

      Разгром печенегов

      1016 г. – начало составления «Русской правды» (окончательный вариант – 1072 г).

      Укрепление связей с европейскими государствами.

      Софийский собор в Киеве, Киево-Печерский монастырь.

      Образование Киевской митрополии, первый русский по происхождению митрополит – Илларион.

      После смерти Ярослава Мудрого начались усобицы (закон о престолонаследии – власть передавалась не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему).

1097 г. – съезд князей в Любече: «каждый да держит вотчину свою»: юридическая основа феодальной раздробленности.

1113 – 1125 гг . – княжение Владимира II Мономаха (сын Всеволода Ярославича)

      Походы на Полоцкие земли.

      Разгром половцев.

      «Устав Владимира Мономаха» – ограничивались проценты по займам и запрещалось долговое рабство.

      Устранение мести за убийство, замена её денежным штрафом – вирой .

      «Поучение к детям» – за сохранение единства русских земель.

1125 – 1132 гг. – княжение Мстислава I Великого.

      Постоянные походы: Полоцкие земли, Чернигов, половцы, Литва.

Задания

Деятельность митрополита Иллариона, князя Ярослава Мудрого связана с

1) VIII в. 2) IX в. 3) XI в. 4) XIII в.

Что из перечисленного связано с деятельностью Владимира Мономаха?

2) принятие христианства

3) введение чётких норм сбора дани

4) разгром печенегов

5) разгром половцев

6) строительство Софийского собора в Киеве

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух , относятся к событиям (явлениям) VIII–ХII вв.

1) рядовичи; 2) волхвы; 3) помещики; 4) закупы; 5) полюдье; 6) пожилое.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Способ сбора дани в Древней Руси – _________________.

Установите соответствие между административными должностями и функциями: ка каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДОЛЖНОСТИ

А) вирники

Б) тысяцкие

В) мытники

Г) посадники

1) сбор поземельной дани

2) наместники князя в городах

3) сбор штрафов

4) руководство ополчением

5) сбор торговых пошлин

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Поставьте события в хронологической последовательности:

1) съезд князей в Любече

2) правление Юстиниана в Византийской империи

3) разгром Хазарского каганата

Прочтите отрывок из летописи.

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на ом холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.

Владимир же посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира

3) бог Солнца Даждьбог был покровителем княжеской власти до введения на Руси христианства

4) Новгород находился на древнем торговом пути «из варяг в греки»

5) описываемые события произошли в середине Х века

6) упоминаемый в летописи князь Владимир взошёл на киевский трон по завещанию своего отца

Рассмотрите схему и выполните задания.

1. Напишите век (словом), в котором происходили события, обозначенные на схеме.

2. Назовите имя князя, совершавшего походы, обозначенные на схеме стрелками.

3. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой 1.

4. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три верных суждения. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.

2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.

3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.

4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.

5) На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.

6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.

Историческое сочинение

Задание 25: историческое сочинение по определённому периоду истории России

Что подразумевают составители под "определённым периодом"?

      время правления какого-то руководителя государства (или часть длительного правления)

      совокупность нескольких правлений (например, эпоха дворцовых переворотов)

      переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)

Требования к историческому сочинению:

    указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории (до 2 баллов);

    назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России (до 2 баллов);

    указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории (до 2 баллов);

    дать историческую оценку значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков (1 балл);

    корректное использование исторических терминов, понятий (1 балл);

    отсутствие фактических ошибок (до 2 баллов);

    ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) - (1 балл).

Важно: баллы по критерию 6 и 7 ставятся только в том случае, если ученик получил не менее 4 баллов по критериям 1-4.

Выделяют три блока периодов:

1) 9в. – 1689; 2) 1689 – 1914 (имперский период); 3) с 1914 – по 1991

Примерные периоды:

1.Образование Древнерусского государства. .

Образование Киевского государства - это длительный, сложный процесс объединения различных племен восточных славян. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне тогда представляли единую этническую общность. Они жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря. Их расселение в VI-VIII вв. Шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров, на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад -в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Результатом было разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную.

В VI в. происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой формируется древнерусская народность. Восточные славяне жили племенными союзами, которых насчитывалось примерно полтора десятка. Каждый союз включал в себя отдельные племена, каких на русской равнине было 100-200. Каждое отдельное племя в свою очередь делилось на множество родов.

Каждый племенной союз имел свою территорию. Наиболее крупным было племя полян, живших по среднему течению Днепр (в районе Киева - будущей столицы древнерусского государства). (*)Земля полян носила название"русь" или "рось" по имени одного из племен, жившего по реке Рось. По мнению академика Рыбакова Б.А., а также некоторых других учёных это название затем было перенесено на всю территорию восточных славян. Существуют также и другие мнения. (*) Название города Киева летопись связывает с именем князя Кия, княжившего в VI в. вместе со своими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Приднепровье. По имени Кия был назван основанный братьями город.

К западу от полян жили древляне, бужане, волыняне, дулебы. К северу от полян - северяне. По реке Москве и Оке - вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины - кривичи и полочане. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. По Днестру жили уличи, хорваты и тиверцы. На реке Соже - родимичи. Между Припятью и Березиной - дреговичи.

Соседями восточных славян были на западе прибалтийские народы: западные славяне (поляки, словаки, чехи); на юге печенеги и хазары, на востоке - Волжская Булгария и многочисленные финно-угорские племена.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это определило их оседлый образ жизни. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы. Картофель был привезен из Америки позднее в XVIII в. Южные районы обгоняли в своем развитии северные. На севере, в районе таежных лесов господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали, они засыхали. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два- три года участок давал неплохой урожай, потом земля истощалась и приходилось уходить на другой участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, борона-суковатка, заступ, серп, цепы, каменные зерно теки и ручные жернова. *Поляне получили название, по мнению историка Н.М.Карамзина, от "чистых своих полей". (Карамзин Н.М. История государства Российского.- Т.I.- М.: 1989.- С.48.). Некоторые ученые считают, что князь Рюрик был из племени "Русь", однако большинство современных ученых отрицают существование такого племени. Большинство историков сходится во мнении, что это слово скандинавского происхождения, "русью" называли княжеских дружинников.

В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там плодородных земель было много и участок земли засевался в течение 2 - 3-х лет. С истощением земли переходили на другой участок. В качестве основного орудия труда использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом.

Славяне также занимались скотоводством, разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной зоне - лошадей. Из других занятий восточных славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда).Низкий уровень производительных сил требовал от славян огромных затрат труда. Такую работу мог выполнить только большой коллектив. Поэтому славяне жили в деревнях (*) родовыми общинами (родами) , они носили название " мир " ,"вервь" (**).родов имели общее имущество. Во главе родов стояли старейшины, выбираемые всем родом. На народном собрании (вече) решались все важнейшие дела племени. Во главе племени, объединяющем несколько родов, стоял князь. Племя имело свое ополчение, из которого пополнялась княжеская военная дружина. Князь и военные вожди также выбирались из лучших людей. Развитие межплеменных связей, организация совместных военных походов, подчинение сильными племенами более слабых приводило к объединению племен, к образованию племенных союзов, во главе которых также стояли князья.

На протяжении VI-IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родоплеменные связи, развивается торговля. Происходит дальнейшее развитие пашенного земледелия, из которого выделяются ремесла. Распадаются родовые общины, из них выделяются парные семьи, которые становятся отдельной производственной единицей. Несколько семей объединяются в соседскую общину. Каждая такая община владела определенной территорией. Её владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность семьи. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Появление личной собственности привело к захвату больших участков земли бывшей родоплеменной знатью: князьями, старейшинами, военными вождями в наследственную собственность (феод), к появлению богатых * "Деревня" - от слова "дерн" - верхний слой почвы. ** "Вервь" - веревка, которой отмеряли участок землилюдей.Они использовалиродоплеменные органы управления, дружину для упрочнения своей власти над рядовыми общинниками. Постепенно шёл процесс формирования классового феодального общества. Крестьян называли смердами. Большинство из них платили дань непосредственно князю. Постепенно всё большее количество смердов попадали в зависимость от бояр, дружинников. Складывалась личнозависимая от феодалов категория крестьян: холоп - раб, не имеющий своего хозяйства и работающий при дворе феодала, рядович - крестьянин, заключивший с феодалом договор (ряд) и выполняющий по нему определенные обязанности, закуп- крестьянин, бравший у феодала ссуду (купу) и за это отрабатывал на феодала. Формируются основные феодальные повинности - оброк,барщина.(*) Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер. Они стремились обеспечить себя всем необходимым. На рынок они ещё не работали. Однако, с ростом производительных сил, совершенствованием орудий труда, появились излишки продуктов, которые можно было обменивать на ремесленные товары. Стали складываться города как центры торговли, ремесла. Они же являлись опорными пунктами обороны от внешних врагов.

Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния рек. Центральная часть города носила название Кремля, Крома или Детинца. Она была защищена валом, на котором возводилась крепостная стена. Там находились дворы князей, крупнейших феодалов, храмы, монастыри. Кремль имел форму треугольника. С двух сторон его защищали реки - естественная водная преграда. С третьей стороны выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом располагался торг. К Кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ремесленные районы, населенные людьми одной специальности, назывались слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей был путь из "варяг в греки": через Западную Двину и Волхов с его притоками, через систему волоков суда перетаскивались в Днепр, доходили до Чёрного моря и далее вдоль морского берега - до Византии. Полностью этот путь сложился в IX в. *“Оброк ”-плата феодалу деньгами или продуктами. “Барщина”-отработка повинностей на феодала Другим из древнейших торговых путей был Волжский путь, связывающий Русь со странами Востока.Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным дорогам. К моменту образования Древнерусского государства существовало уже несколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов. Племенные княжения восточных славян объединились в единое государство в IX в. К моменту образования Древнерусского государства произошло объединение трех крупных славянских племенных союзов: Куявы - земли вокруг Киева, Славии - район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании - точно район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо-восточная Русь.

Летописец начала XII века, монах Киево-Печерского монастыря Нестор связывает образование Древнерусского государства с призванием в Новгород варяжских князей, трех братьев: Рюрика, Синеуса, Трувора (*). По этой легенде северные племена, ильменские славяне платили дань варягам, а южные славяне, поляне и их соседи находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы изгнали варягов за море. Но никак не могли прекратить междоусобную войну между собой. Собравшиеся на Совет новгородцы решили послать за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами" (*), сказано в летописи. Так власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей: Рюрик осел в Новгороде, Синеус - на Белоозере, Трувор - в Изборске. Есть и другие исторические версии. Так в новгородской летописи конца XV в. появилась новая версия появления варягов, согласно которой Рюрик со своей дружиной был призван служить в Новгород по совету посадника Гостомысла. После смерти бездетного Гостомысла власть в городе захватил Рюрик.

Билет № 1



Билет № 2

Билет № 3

Билет № 4

XIII в. в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.

Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей.

Швеция, Прибалтика - цели→ захват новых земель

→ распространение католичества

Июль 1240 г. – Невская битва .

Шведы поднялись по Неве с целью охватить Новгородскую землю «клещами»: с запада – немцы, с северо-запада – шведы è молниеносное нападение русских дружин и ополчения князя Александра Ярославича è шведы потерпели поражение. Причины поражения шведов : героизм новгородских воинов, талант Александра Невского (внезапность, преградил шведам отход к кораблям, разделил противника пехотой и конницей на части). Значение победы: Новгород сосредоточил все свои силы против немецких рыцарей.

Апрель 1242 г. – Ледовое побоище.

Тактика рыцарей è клином-«свиньей» прорвать оборону русских, разбить их по частям.

Тактика Александра Невского è окружение врага, лед не выдерживает тяжеловоору-женных немцев. Причины победы русских: Талант Александра Невского: выбор места для решающего сражения, знание тактики противника (построение «свиньей»), умелая расстановка русской армии, героизм русских воинов. Значение победы: новгородская и псковская земли сохранили свою независимость. Предотвращение дальнейшего вторжения в русские земли. Князь Александр Невский причислен к лику святых.

Билет № 5

Образование СССР: предпосылки, причины, принципы создания Союза.

Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия). Причины создания СССР: 1. Общность исторических традиций: 2 столетиями складывавшаяся единая экономика, 3. плодотворное культурное взаимодействие, 4. сходство политических систем: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП(б).



Принципы создания СССР. В августе 1922 г. был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И. В. Сталина). Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что реальная федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя. Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации).

Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными - унитарными.

Билет №7

Билет № 8

Билет № 9

Билет 10

Билет 11

Билет № 12

1. Преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия.

Цели реформ Петра I (1682-1725) - максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшими сподвижниками Петра I были А. Д. Мен тиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский, П. П. Шафиров, Ф. Ю. Ромодановский, Я. Брюс.

Военная реформа. Была ведена рекрутская повинность, новые уставы, экипировка на западный манер, построен флот. Однако говорить о создании регулярной армии вряд ли верно, она существовала уже с се редины XVII в., сменился лишь ее кадровый состав в результате роспуска стрелецких полков. Замена дворянской конницы драгунской привела к снижению боеспособности кавалерии.

Реформа государственного управления. Боярская Дума была заменена высшим государственным органом - сенатом (1711), призванным при необходимости заменять царя, приказы - коллегиями. Введена «Табель о рангах», предусматривавшая систему чинов и порядок их присвоения не по знатности, а в соответствии со служебными показателями. Указ о престолонаследии позволил царю назначать наследником кого угодно. Столица в 1712 г. перенесена в Петербург. В 1721 г. Петр принял императорский титул. Церковная реформа. В 1721 г. было ликвидировано патриаршество, церковь стала управляться Святейшим синодом и была лишена части своих богатств. Священники переведены на казенное жалованье, число их сократилось, причем часть их перешла в разряд помещичьих крепостных.

Изменения в экономике. В 1724 г. была введена по душная подать, взимавшаяся со всех мужчин податных сословий независимо от возраста, появилась масса косвенных налогов (на гробы, бороды, бани и т. п.), корабельные поборы и др. В целом налоги выросли примерно в Зраза. Создано до 180 мануфактур, что положило начало крупной отечественной промышленности. Введены казенные монополии на разные товары, которые, впрочем, к концу правления Петра ста ли отменяться. Строятся каналы и дороги, но многие проекты не были реализованы из-за нехватки средств.

Социальные реформы. Указ о единонаследии (1714) приравнял поместья к вотчинам и запретил их дробить при наследовании, чтобы те барские сыновья, кото рые не получат поместья, шли на государеву службу. Для крестьян вводятся паспорта, крепостные и холо пы фактически приравниваются, что положило начало крепостному праву в его «классической», наиболее жестокой форме.

Реформы в области культуры. Созданы Навигацкая, Инженерная, Медицинская и пр. школы, первый пуб личный театр, первая общедоступная газета «Ведомости», музей (Кунсткамера), Академия наук. Дворян отправляют учиться за границу. Однако заметно образовательный уровень дворянства повысился лишь во второй пол. XVIII в. Вводится западное платье для дворян, бритье бород, курение, ассамблеи.

Итоги. Окончательно сформировался абсолютизм. Выросла военная мощь России: она стала играть видную роль в европейской политике. В то же время серьезно обострился антагонизм между верхами и низами, крепостное право начало приобретать рабские формы. Непомерно усилился налоговый пресс, причем положительный эффект не соответствовал вложенным средствам. Чрезвычайно разросся бюрократический аппарат. Высший класс слился в одно дворянское сословие, продолжавшее, впрочем, сохранять свою неоднородность.

Билет 13

Билет № 14

Билет 15

Билет № 16

Билет № 17

Билет № 18

Билет № 19

Завершающие этапы Великой Отечественной войны и Второй мировой войны: основные сражения, поражение и капитуляция гитлеровской Германии и Японии, причины и значение победы стран антигитлеровской коалиции.

Январь-май - наступательные операции под Ленинградом и Новгородом (снята блокада Ленинграда), на Правобережной Украине, под Одессой (город освобожден) и в Крымуиюнь-декабрь - операция «Багратион» и ряд других наступательных операций (полностью освобождена Белоруссия), Львовско-Сандомирская операция в Западной Украине, операции по освобождению Румынии и Болгарии, Прибалтики, Венгрии и Югославии

12 января - 7 февраля - Висло-Одерская операция, освобождена большая часть Польши (начата на 8 дней раньше запланированного срока по просьбе союзников).13 января - 25 апреля - Восточно-Прусская операция, взят Кенигсберг, центр Восточной Пруссии.16 апреля - 8 мая - Берлинская операция, взятие Берлина (2 мая), капитуляция Германии (8 мая). Ряд наступательных операций в Маньчжурии, капитуляция Японии (2 сентября)

Вторая мировая война

1944. Февраль-декабрь - наступательные операции англо-американских войск, в Тихом океане. 6 июня - открытие второго фронта в Европе. Высадка англо-американских войск в Нормандии, на севере Франции 25 августа - вступление союзных армий в Париж, оказавшийся во власти французских патриотов, восставших 19 августа. Середина декабря - выход англо-американских войск к границам Германии 16 декабря -немецкое наступление в Арденнах

1945. 8 февраля - 25 апреля - продвижение англо-американских войск по территории Германии (от западных границ). Массированные бомбардировки городов Германии. Апрель - английское и американское наступление в Италии. Август - установление военно-морской блокады Японии. 6 августа - атомная бомбардировка американцами города Хиросимы 9 августа - атомная бомбардировка города Нагасаки

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны:

Победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость, была восстановлена государственность народов Европы, оккупированных Германией;

Фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали;

Фашизм и нацизм были осуждены как идеология агрессии, насилия, расового превосходства;

В Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (в частности, Польша получила Силезию, СССР - Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова);

Вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его прямым контролем;

Возросло и влияние США, утвердившихся в роли лидеров западного мира;

Был дан мощный импульс национально-освободительному движению, началось разрушение колониальной системы.

Источниками победы антигитлеровской коалиции были патриотизм, мужество и героизм народов, их нетерпимость к фашизму, единство действий в борьбе с агрессией.

Победа в Великой Отечественной войне была победой народа. Она куплена дорогой ценой: убито, умерло от ран, погибло в плену, замучено не менее 27 млн человек; разрушено 1710 ropoдов, более 70 тыс. сел, около 32 тыс. фабрик - не менее одной трети национального богатства СССР.

Билет 20

Билет 21

Билет 22.

1. Реформы 1860 – 1870-х гг.: содержание, итоги, последствия.

Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней мере с начала XIX в. (деятельность Негласного комитета в начале правления Александра I, секретные комиссии по крестьянскому вопросу при Николае I).Причины отмены крепостного права: Поражение в Крымской войне (1853-1856), отставание России от европейских держав, безнравственность крепостного права.

Утвержденные Государственным советом «Положения» легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права власти обнародовали двумя неделями позже - 5 марта в условиях повышенных мер безопасности. Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Они освобождались с землей, но за выкуп и на определенных условиях. Размер крестьянского надела не мог превышать установленной нормы. Если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли «отрезались» в пользу помещика («отрезки»). За землю нужно было выплатить определенную сумму помещику. До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности («временнообязанное состояние»). Столь крупных денег у крестьян не было. Государство становилось поэтому своеобразным посредником: оно выплачивало 75-80% выкупной суммы помещику. Остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами. Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности - все это прямые следствия реформы.

Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60-70-х гг. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы.

Земская реформа 1864 г. учреждала органы местного самоуправления - земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики.

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной. Старые сословные суды ликвидировались, создавались мировые и коронные суды, единые для всех сословий. Они функционировали на основе принципов публичности и гласности, состязательности сторон (участие адвоката и прокурора в судебном заседании), независимости судей (назначенный императором судья не мог быть без приговора суда освобожден от своей должности). Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

Военная реформа растянулась на полтора десятка лет (1862-1874). В процессе ее проведения страна была поделена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 г. Александр II утвердил закон о переходе к всеобщей воинской повинности. С рекрутской системой было покончено, все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот. Экономические и политические преобразования 60- 70-х гг. XIX в. в целом остались незавершенными.

Билет 23

Билет 24

Причины распада СССР.

СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство унитарное;

Единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством;

Политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит.

Значение распада СССР: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.

Становление новой российской государственности. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система.

Билет № 25

Ответы на билеты группы 25.26.

Билет № 1

Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.

Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.

К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора в 862 г.

Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Новгорода и Киева в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. В конце IX - начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882-912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, совершил два похода в Византию (907, 911 гг.)Игорь (912-945) успешно воевал с уличами, воевал с Византией.Святослав (964-972) - с вятичами, разгромил Хазарский каганат и воевал с Византией. Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань).

Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого. При нем из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси. Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) и его сыновей. К нему относится древнейшая часть Русской Правды-первого письменного закона Древней Руси. Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.

В конце XI - начале XII в. власть киевских князей ослабла, появилась тенденции к раздроблению единого государства Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113-1125). После смерти князя и смерти его сына Мстислава Великого (1125-1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх