Конспект по литературе на тему "Ю. П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки". Смысл названия рассказа Юрия Казакова «Тихое утро

Гипермаркет знаний >>Литература >>Литература 7 класс >>Ю. П. Казаков. «Тихое утро»

Ю. П. Казаков. «Тихое утро»

По высказываниям многих писателей, талант Казакова как мастера русского рассказа был замечен сразу, хотя писателем, по его словам, он стал поздно.

Обратим внимание школьников, насколько своеобразно развивались его творческие способности: он играл на виолончели в оркестре, хотел всерьез стать музыкантом. Может быть, именно это впоследствии помогло в его творческой работе. Юрий Павлович Казаков - автор многих сборников рассказов: «Арктур - гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре», «Во сне ты горько плакал» и др. Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной природой , воспевал в своих рассказах Волгу, Север.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То жеможно сказать и о рассказе «Тихое утро».

Чтение рассказа, составление плана, характеристика героев, художественный и краткий пересказы , чтение по ролям диалогов, ответы на вопросы учебника - все это должно привести учащихся к размышлениям о взаимоотношении детей, о внутреннем мире героев (Как ведет себя каждый из них? Кто из них может узнать любой звук, раздающийся утром в поле? Какие чувства переполняли Яшку, когда тонул Володя?). Случай, потребовавший от Яшки напряжения всех физических и моральных сил для спасения друга, раскрывает характеры мальчиков - вот что важно понять школьникам.

Подготавливая краткий пересказ, или художественный, с сохранением художественных особенностей текста, или выборочный - рассказы Яшки, учащиеся составляют план пересказа. Так выглядел план краткого пересказа, выполненный учащимися седьмого класса:

1. Ранним утром.
2. Яшка будит Володю.
3. По дороге на рыбалку.
4. Ловля рыбы.
5. Володя тонет.
6. Спасение Володи.
7. Яшка и Володя по дороге домой.

Интересно, если школьники разделятся на группы, из которых первая покажет краткий пересказ, вторая - выборочный, третья - художественный, с последующим обсуждением качества пересказов.

В тексте рассказа много живых диалогов, посоветуем семиклассникам подготовить по группам и диалоги, например:

1. Со слов: «Яшка заложил в рот испачканные землей пальцы и свистнул.» до слов: «Володя наконец справился с ботинками.»

2. Со слов: «Проходили мимо колодца со старым, поросшим зеленью срубом.» до слов: «Солнце наконец взошло...»

3. Со слов: «Робкая, влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки.» до конца рассказа.

Подросткам важно обратить внимание при рецензировании подготовленных диалогов на то, как проявляются в процессе чтения характеры героев.

Создание плана, пересказы, чтение диалогов, ответы на вопросы учебника и учителя подведут учащихся к более трудной работе - созданию сравнительных характеристик наших героев: Яшки и Володи. Под руководством учителя семиклассники воспользуются планом, который дан в справочном разделе учебника, подумают над тем, что общего и что различного в поведении и характерах героев рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро».

Школьники сравнивают, как просыпаются герои и готовятся выйти на рыбалку («И Яшке, и Володе не хочется так рано вставать, голова валится на подушку, и глаза слипаются.», «Володя зашевелился на сене. Лицо его, измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно.», но «Яшка подтягивается, решительно начинает действовать: поел, взял удочки, накопал полную банку червяков, разбудил Володю, а Володя успел только одеться и пойти вместе с Яшкой по дороге на рыбалку.» - из рассказов семиклассников). Затем сопоставляются поступки героев, их рассказы по дороге на рыбалку, во время рыбалки, спасение Володи и дорога к дому...

Ребята отмечают, что Яшка чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое знает из того, что необходимо на рыбалке, Володя, напротив, робел, не только многое не знал, но и не умел ходить босиком, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу - все это еще предстояло ему узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу.

Как же переживают мальчики случившееся с ними? Отчего они оба плакали? Почему для Яшки не было никого милее Володи и никого не любил он больше Володи? Как это можно объяснить? Как проявляются лучшие черты характера в каждом? Трудна ли ситуация, в которой оказались герои?

В самом деле, непросто, оказавшись в такой ситуации, выстоять, оказаться мужественным и стойким, выдержать испытание. Важно, чтобы школьники попытались сами подготовить рассказ о трудных случаях из своей жизни, описав обстановку, может быть, настроение, состояние, чувства, которые пережили. Они могут называться по- разному: «Случай в лесу», «Друзья познаются в беде» и т. д. Работы учащихся коллективно анализируются, устно рецензируются, и вновь вспоминается рассказ Казакова, его построение, художественные особенности (мастерство диалога, описание чувств Яшки, описание пейзажа), которые помогают нам не только живо представить себе происходящие события, но и вместе с героями пережить случившееся.

Познакомим семиклассников с высказываниями о Ю. Казакове, с его собственными суждениями о писательском труде. Так, Г. Семенов в предисловии к книге Юрия Казакова «Арктур - гончий пес» пишет: «Редко пользуясь диалектом, Юрий Павлович умел создать атмосферу северного села, северного говора, умел сотворить чудо из обычных, общеупотребительных слов, какими общаемся мы все друг с другом. В чем дело? Я думаю, опять-таки в таланте...» 2 .

Ю. Кузьмичев замечает: «. В рассказах Казакова - может быть, все вымысел, но основа - истина».

Подумаем вместе с учащимися, почему Юрий Казаков считает, что писателю необходимо мужество. Каким представляется школьникам автор «Тихого утра» благодаря рассказу, его позиции, высказываниям о нем?

Закончить работу над рассказом можно сочинением, отзывом на один из рассказов Ю. Казакова или письменной характеристикой «Главный герой рассказа «Тихое утро».

Не менее интересны и самостоятельные рассказы учащихся, которые организуются после обсуждения этих текстов («Случай в деревне», «Как я однажды заблудился в лесу», «Когда я особенно оценил моего друга?» и пр.), с последующим коллективным обсуждением в классе.

На уроках развития речи можно провести конкурс на лучшее сочинение-рассуждение на одну из тем: «О благородстве», «О мужестве», «О сострадании» - с примерами из текстов Л. Толстого, И. Бунина, А. Платонова, Ю. Казакова.

В книге «Читаем, думаем, спорим.» предлагается для ознакомления еще один текст современного писателя В. Мирнева «Ночью», в котором герой, в отличие от героя Ю. Казакова, испугался, в минуту опасности сбежал, но потом все-таки делает все, чтобы односельчане спасли оставленного им в лесу дядю, раскаивается в своем поступке. Сопоставление рассказов и героев В. Мирнева и Ю. Казакова даст новый импульс для важного разговора о долге и мужестве, умении прощать и сострадать о том, как это показывается разными писателями.

Далее в этой же книге школьники прочитают о проблемах, поднятых А. Вампиловым и А. Володиным (сцена из киноповести «Старшая сестра»), подумают над рисунками X. Бидструпа на сходные темы, рассмотрят, составят устные рассказы.

Особыми на основе стихотворений поэтов XIX и XX веков будут уроки, посвященные родной природе и ее отражению в произведениях русских писателей.

Приближаясь к последней теме по русской литературе. представленной обращением Д. С. Лихачева к молодежи, напутствием ей, напомним, что эта тема, как и некоторые другие (детство, родная природа, сострадание, история нашей родины, взаимоотношения взрослых и детей в разных семьях и пр.), проходит в учебнике с самого начала, от «Поучения» Владимира Мономаха до обращения к молодым Д. С. Лихачева, и может помочь организации специального урока на эту тему.

1 Поработаем над пониманием композиции, обратимся к словарям, разделу по теории литературы.
2 Цит по кн.: Казаков Ю. Арктур - гончий пес. - М., 1985. - С. 9.
3 Кузьмичев Ю. Юрий Казаков. - Л., 1986. - С. 31.

В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Помощь школьнику онлайн , Литература для 7 класса скачать , календарно-тематическое планирование

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Конспект урока по литературе в 8 классе

Тема: «И некому было крикнуть о помощи…» Ю.П.Казаков. «Тихое утро».

Цели:

- воспитание нравственных качеств, таких, как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку;

- кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П.Казакова;

Продолжить работу по формированию умений составлять характеристику литературного героя, отвечать на вопросы, аргументировать;

- стимулировать познавательную деятельность учащихся через решение проблемных ситуаций в работе с текстом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце.

А.И. Солженицын.

2. Слово учителя.

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Но говоря о серьёзном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убеждённостью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, своё представление о мире и человеке.

Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремлённого к нам, и позы погружённого в раздумья человека…
Штрихи к портрету. Когда пятнадцатилетний арбатский паренёк Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, окончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку (музыкальное училище им. Гнесиных в Москве) и получает специальность по классу контрабаса. Два года после училища Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел, а начавшееся увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького. Все годы учёбы и после Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, охотился.
Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей.
С ружьём и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом.
А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.

В основе лучших рассказов Казакова всегда лежит какой-нибудь подлинный случай или житейская ситуация, почерпнутая из жизни и ценная своей достоверностью, хотя, конечно, автор этим не ограничивается. Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью. У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни. Казаков в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства. Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании, когда читаешь рассказ «Тихое утро».

3. Жанр произведения . Тема, идея.

а) - В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ.

Что такое рассказ?

Докажите, что «Тихое утро» - рассказ.

б) План
1. Ранним утром.

2. Яшка будит Володю.

3. По дороге на рыбалку.

4. Ловля рыбы.

5. Володя тонет.

6. Спасение Володи.

в) - Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи.

Какова тема рассказа ? (Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь).

3. Работа над эпиграфом, темой урока.

Как вы понимаете смысл эпиграфа? (человек совершает добро или зло, пропускает через своё сердце, и оно обязательно отразится в его душе, оставит какой-то след, чему-то научит, выработает какие-либо качества: хорошие или плохие).

Тема нашего урока « И некому было крикнуть о помощи…». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Дома вы прочитали рассказ Ю.Казакова « Тихое утро». Исходя из темы, эпиграфа, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (будем говорить о главных героях - Яше и Володе; рассмотрим и осмыслим поступок, который совершил Яша; о чём они думали, чувствовали; о добре и зле, понять идею рассказа).

Мы также будем говорить и о творчестве Ю.Казакова, обратим внимание на роль пейзажа в произведении.

В эпиграфе есть слова «добро и зло», как вы понимаете значение этих слов?

(Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло - поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей).

Расскажите, что вы знаете о Казакове? (презентация учащихся, рассказ о Ю.Казакове) 3. Анализ рассказа «Тихое утро».

Вспомним главных героев рассказа.

а) Викторина «Узнай героя»

1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»
2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»

3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным».

4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на

сырой траве».

б) Работа с текстом.

С чего начинается рассказ? (с описания утра). Такое утро обещает прекрасный день.

Сравнить героев:

    как они проснулись

    собирались на рыбалку

    по дороге на рыбалку

    во время рыбалки

    спасение Володи.

Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке.

Какие черты их характера и поведения здеся проявляются?

Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.

Запишите ключевые слова в характеристику героев:

Яшка

Володя

«жаворонок», волевой, «переборол себя»

ловкий, энергичный («весело затрусил к риге») деревенский, близок к природе

высокомерный, язвительный, смелый

неловкий, несобранный, медлительный

городской, сдержанный, целеустремлённый

язвительный, грубый, импульсивный

скромный, сдержанный

хвастун, отходчивый

честный

знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

умеет ценить красоту

любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе

умеет ценить красоту

оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу

Какое выразительное средство использует здесь автор? (Метафора, разговорная лексика)

Язвительные выражения в литературе называются ИРОНИЕЙ. Ирония = осмеяние, насмешка.

Как ведет себя Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь проявляются?
- Может ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели?

(Да. Он торопливо завязывал шнурки…)

Можно ли Володю обвинить в угодничестве? Почему?

Перечитайте диалог между ребятами по пути на рыбалку.

Чем отличается поведение Яши от поведения Володи?

О чем еще разговаривали ребята? (об услышанных звуках, об осьминогах)

Как проявляются в этих фрагментах их характеры?

(Я. – знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

В.- любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе)

в) Художественный пересказ «Описание реки».

Какой увидели ребята реку, подойдя к ней? «Вышли на бугор…» до слов: «Володя готов был…») - Река видится одинаково прекрасной и Володе, и Яше. Запишите в таблицу: умеют ценить красоту.

О чем разговаривают мальчики во время рыбалки? (о том, как правильно ловить рыбу)

Всегда ли у Яши все получалось в рыбной ловле? Докажите словами из текста.

(Я. – склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок)

Посмотрите в таблицу. Похожи ли ребята? Можно ли считать их друзьями? Почему?

г) «Володя тонет».

Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. Выборочный пересказ этого испытания. «Но в этот момент земля…» до слов: «Глаза Володи потемнели…»

В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?
(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на

свете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи?

Поменяйте ситуацию, поменяйте мальчиков местами. Как поступил бы Володя, если бы тонул Яша?

д) Сделайте вывод-характеристику обоим мальчикам.

- Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

Какую роль играет описание природы в рассказе? Как изменяется природа? Раннее утро, туман, тишина - звучит мотив настороженности, непонятности, возможно, трагичности и даже смерти; солнце - мотив света, радости, жизни; опять мёртвая тишина, описание омута - опасность; солнце – победа жизни над смертью. В самом начале рассказа нет гармонии человека и природы. И только в конце рассказа, действительно, тихое утро: ярко светит солнце, земля радуется новому светлому дню, и Яшка с Володей очень рады, счастливы, что Володя не утонул…

5. - Какова идея рассказа?

(Идея – остаться человеком в любых обстоятельствах; взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Дружба познается в беде).

6. - Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так

думаете? (Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)

7. Рефлексия.

1) - Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа?

Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

Вернёмся к эпиграфу: « Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце», вы говорили, что в человеке добра должно быть больше, сейчас каждый из вас на стикерах напишет, что такое добро.

Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему?
2) «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение - героическим?

3) - О том, какими мы все должны стремиться быть в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина.
Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тиши.
Только б, дочка, шли ошибки эти
Не от бедности – от щедрости души.
Не беда, что тянешься ко многому:
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься – не сворачивай –
И на помощь маму не зови…
Я хочу, чтоб чистой и удачливой
Ты была в работе и в любви.
Если горько вдруг обманет кто-то,
Будет трудно, но переживешь.
Хуже, коль полюбишь по расчету
И на сердце приголубишь ложь.
Ты не будь жестокой с виноватыми,
А сама виновна – повинись.
Всё же люди, а не автоматы мы,
Всё же непростая штука – жизнь…

Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее.

8. Дома: Напишите характеристику Яши или Володи, пользуясь таблицей, составленной на уроке и материалом учебника.

Смысл названия рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» 900igr.net


Юрий Казаков1927 - 1982 Родился в Москве в семье рабочего. Окончил строительный техникум в 1946 г. В 1951 - музыка льное училище им. Гнесиных. Был принят в состав оркестра Музыка льного театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт».


Юрий Казаков Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зеленое» (1956), «Некрасивая» (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга «Арктур – гончий пес» (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.


Юрий Казаков Уже во многих ранних рассказах проявляется редкий дар Ю.Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер. Писатель вообще испытывал тяготение к натурам необычным, выпадающим из общей меры, живущим своей особой внутренней жизнью.


Юрий Казаков В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картины природы, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания…


«Тихое утро» – одно из тех произведений Ю. Казакова, которое было известно во всей Москве.


Писатель показывает утро тихое, совсем без звуков, словно рисует кистью… И когда начинаешь читать рассказ, его название и неторопливое, спокойное повествование настраивают на умиротворённый лад.


Цели работы Но вот ты закрываешь книгу и испытываешь недоумение: почему «Тихое утро»? Что имел в виду писатель, выбирая такое название для своего рассказа? В чем заключается смысл этого названия? Поиск ответов на эти вопросы и станет целью данной работы.


Сюжет рассказа. Два мальчика, москвич Володя и знаток рыбных мест Яшка, отправляются на рыбалку. Володя, не привыкший вставать рано, недовольно ворчит, и Яшка уже начинает жалеть, что позвал его с собой на рыбалку.



Спасение Володи Володя привстал, точно собирался куда-то бежать, но снова повалился, корчась на сырой земле. Яшка смотрел на него и никого он сейчас не любил больше Володи, ничего не было ему милее этого страдающего лица. Робкая, влюблённая улыбка светилась в глазах Яшки.


Спасение Володи Вдруг Володя очнулся, вытер рукой лицо, взглянул на воду и, заикаясь, выговорил: «Как я… то-нул…» Из глаз Яшки брызнули слёзы, и он заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз.


Спасение Володи Глаза Володи потемнели, рот приоткрылся, с испугом и недоумением смотрел он на Яшку. Володя заморгал, покривился, посмотрел опять в воду и сердце его дрогнуло, он всё вспомнил… И тоже заплакал, беспомощно опустив голову.


Смысл названия рассказа Вода в омуте давно успокоилась, рыба с Володиной удочки сорвалась, удочку прибило к берегу… Светило солнце, пылали кусты, и только вода оставалась всё такой же чёрной.


Смысл названия рассказа Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали с полей летели запахи сена и сладкого клевера. Запахи эти и этот лёгкий тёплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню. Утро по-прежнему было тихим…


Смысл названия рассказа Конечно, название рассказа «Тихое утро» выбрано неслучайно. Слово «тихое» явно противопоставлено содержанию рассказа, чувствам, которые пришлось пережить в это вовсе не тихое утро героям Ю.Казакова. Антитеза, заложенная в названии, помогает читателю ярче и полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять главную идею произведения: остаться человеком в любых обстоятельствах.


Смысл названия рассказа В самом деле, непросто, попав в такую ситуацию, выстоять, оказаться мужественным и стойким, выдержать испытание. Не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время Яшка.


Смысл названия рассказа Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувство злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувство жалости и сострадания к Яшке пришла истинная любовь к своему другу, любовь, которая должна царить в душе каждого человека.


Смысл названия рассказа Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…


Тихое утро


Список использованной литературы: Юрий Казаков "Тихое утро (рассказы)" 1989 г материалы сайтов «www.openclass.ru» «www.ped-sovet.ru» «www.prosholu.ru»

Казаков Юрий Павлович – писатель-прозаик из под пера которого вышло ни одно замечательное произведение. Писатель второй половины двадцатого века, который типичные вещи мог показать совсем с другого ракурса. Ему хорошо удавалось донести до читателя главную мысль своих произведений, которые читаются легко и с интересом. Например, сегодня нам посчастливилось познакомиться с одним из рассказов Казакова «Тихое утро».

Тихое утро Казаков краткое содержание

Рассказ «Тихое утро» нам повествует о двух мальчиках, которые рано утром отправились на рыбалку. Там произошло ужасное событие. Мальчик Володя из города, что приехал к своему другу Яшке в деревню, упал в реку. Увидев данное происшествие, Яшка сначала убежал из места рыбалки, так как очень испугался. Но, уже на лугу понял, что он – единственная надежда на спасение друга, ведь поблизости нет ни души. Переборов все свои страхи, страх за себя и свою жизнь, страх за жизнь друга, он прыгнул к другу, который уже был под водой и спас Володьку, оказав ему первую помощь. После, мальчики долго еще рыдали, но это были слезы радости от удачного финала.

Здесь в рассказе переплелись разные ситуации. Здесь и хвастовство, и обида, и ссора, затронуты проблемы долга, совести, любви к ближнему. Все события происходят на фоне природы, которая была спокойной. Даже когда тонул один из героев, природа оставалась все также спокойной, солнце поднималось и начинало ярко светить, все вокруг дышало тишиной и покоем, «над землей стояло тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное». Здесь «Тихое утро» противопоставлено тем событиям, что происходили в рассказе,а сделано это для того, чтобы как можно ярче передать тот ужас, что испытывали мальчишки.

Казаков Тихое утро герои

В рассказе Казакова «Тихое утро» главными героями являются два мальчика. Володька – житель из Москвы, который отправился на рыбалку в ботинках. Он ничего не знал о рыбалке, как и о сельской жизни, поэтому для него было все интересно.

Яшка же типичный житель села, который все знает и который, как рыба в воде. Ему нравится язвить Володьке, подшутить, при этом он много поведал историй о жизни сельских ребят. Яшка – знаток рыбалки, один из лучших, который сумел проявить геройство и не оставил Володьку.

Герои рассказа «Тихое утро» Казакова на своем примере учат нас никогда и ни при каких условиях не бросать своих друзей в беде несмотря ни на что.

План

План рассказа «Тихое утро» Казакова позволит быстро вспомнить сюжет и происходящие события.
1. Яшка готовится к ранней рыбалке
2. Яшка будит Володьку
3. Мальчики идут на рыбалку
4. Рассказы по дороге к реке
5. Ужасный случай: Володька тонет
6. Яшка спасает друга
7. Счастливый финал.

Конспект урока литературы

Тема: Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Учитель: А.В. Степанова, МКОУСОШ №38 г. Тулы

Класс: 7

Цели урока:

А) Дидактическая: познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа «Тихое утро»; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; совершенствовать навыки анализа эпического произведения, составления характеристик героев, выразительного чтения.

Б) Развивающая: развивать устную речь, внимание, воображение; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; продолжить формирование эстетической культуры личности школьников.

В) Воспитывающая: воспитывать уважение, сочувствие, сострадание к человеку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, экран, проектор, колонки, презентация Power Point; таблицы «Характеристика героя. Яшка», «Характеристика героя. Володя», «Пейзаж как средство характеристики героев».

Ход урока.

Слайд 1

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ю.П. Казакова. Этот писатель довольно поздно стал задумываться о том, чтобы посвятить себя литературному труду. Окончил музыкальное училище в Москве. Три года играл в симфонических и джазовых оркестрах. И лишь в 26 лет Юрий Казаков поступает в Литературный институт.

Слайд 2

Первые же его рассказы принесли успех: «Арктур – гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре». В основе его рассказов лежит, как правило, действительный случай. Таков и рассказ «Тихое утро». Об этом произведении нам и предстоит сегодня вести разговор. Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

  1. Работа над темой урока.
  1. Постановка задачи урока.

Учитель: Чтобы лучше понять природу поступков героев рассказа, я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое добро и зло?

Слайд 3

Дети: Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.

Учитель: Как вы считаете, добро и зло существует исключительно во внешнем мире, или оно живет в душе человека, исходит от человека?

Дети: Добро и зло существуют в душе человека.

Учитель: Назовите имена главных героев рассказа «Тихое утро». Кто из них был добрым, а кто злым?

Дети: ответы детей.

Учитель: Можем ли мы однозначно оценить человека, однозначно сказать, добрый он или злой? Почему?

Дети: нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения».

Учитель: Так и в рассказе «Тихое утро» перед нами предстают герои с сильными и слабыми сторонами своей души. Наша задача сегодня понаблюдать за героями, за их поступками, понять причины этих поступков. В ходе урока вы будете заполнять таблицы: первый ряд характеризует Яшку, второй – Володю, третий – рассматривает пейзаж как средство характеристики героев.

  1. Анализ произведения.

Слайд 4

Учитель: коротко охарактеризуйте главных героев рассказа , ответив на вопросы:

  1. Где живет мальчик?
  2. Как он чувствует себя в деревне?
  3. Каково отношение героя к рыбалке?

Ответы детей.

Фактически в рассказе происходит столкновение двух культур: городской и деревенской. Мир Яшки ограничен его деревней, а мир Володи городом. На страницах рассказа разворачивается описание первого контакта, соприкосновения противоположных на первый взгляд миров.

Слайд 5

Постановка проблемного вопроса: Итак, наши герои очень разные. В связи с этим в процессе анализа рассказа я прошу вас подумать над вопросом: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Учитель: Рассказ начинается с пробуждения Яшки. Каким было настроение мальчика? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (с.182 – последний абзац, с.183)

Дети: У мальчика было радостное настроение. Это подтверждают следующие слова: переборол себя, соскочил с крыльца, весело затрусил, побежал, перевалился через плетень, свистнул.

1 группа – заполнение таблицы.

Дети: Описание тихого радостного утра соотносится с настроением Яшки. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Мирный радостный рассвет вдохновлял художников и музыкантов. Прослушайте отрывок из музыкального произведения композитора М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» , чтобы лучше понять настроение Яшки.

Слайд 6

Прослушивание музыкального произведения.

Какое утро у композитора? Какие чувства у вас возникли?

Ответы детей.

Учитель: Прочитайте утренний разговор Яшки и Володи.

Дети: чтение по ролям

Учитель: Как вы думаете, почему произошел конфликт между мальчиками? Почему у Яшки пропало настроение?

Дети: Яшка не получил ожидаемого признания.

Учитель: Найдите ключевые слова, характеризующие состояние Яшки (1 группа – заполнение таблицы – с.183)

Дети: Разозлился, зло ответил, с пренебрежением осмотрел, прелесть утра была отравлена, презрительно спросил, заскучал, съязвил.

Учитель: А как реагирует на конфликт Володя? Найдите слова, характеризующие состояние мальчика (2 группа – заполнение таблицы, с.184)

Дети: Промолчал, покраснел, сквозь зубы ответил, подрагивал от обиды ноздрями, готов был разреветься, ждал этого утра, страдал, сердился на себя, казался себе неловким и жалким, с завистью и с восхищением поглядывал.

Учитель: И вот наши герои отправляются на рыбалку. Как ведут они себя в дороге? Прочитайте.

Слайд 7.

Дети: Сначала мальчики идут молча.

Учитель: Как ведет себя Яшка?

Дети: он чувствует себя хозяином, он на своей земле, знает обо всём, что здесь происходит: о звуках деревни, о птицах, о рыбалке. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Когда Володе становится весело?

Слайд 8

Дети: Когда мальчики разговорились у колодца, и Яшка пригласил Володю вечером ловить большую рыбу в бочаге и ночью жечь костер. Володя почувствовал себя немножечко «своим», и ему стало весело. Он ощутил всю прелесть утра. 2 группа – заполнение таблицы.

Рассмотрим эпизоды рыбалки.

Учитель: где мальчики ловили рыбу? Найдите описание омута (с.188, 5 абзац). Как меняется описание природы? Почему?

Слайд 9

Дети: читают описание омута (мрачность, пахло сыростью, черная вода, ветлы закрыли небо). Состояние природы предвещает будущую беду. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Ребята выбрали место. Началась рыбная ловля. Что чувствует Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина? Как автор передает чувства Яшки? (с.190)

Дети: Яшке было стыдно. Он винил в неудачах Володю. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Случалось ли вам в своей жизни чувствовать подобное?

Ответы детей.

Между героями все еще есть недопонимание. Конфликт теперь не внешний, а внутренний. Мальчики не стараются понять друг друга.

Проанализируем эпизод, когда Володя начинает тонуть (с.191 – 192).

Учитель: Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Найдите слова, показывающие его чувства.

Дети: Яшка чувствует страх, но надеется, что все как-то обошлось. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?

Дети: Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него. 1 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Какие действия предпринимает Яшка и чем это заканчивается?

Дети: Яшка пытается спасти Володю, но утопающий хватается за Яшку и топит его. Яшка понимает, что сам может погибнуть, поэтому отталкивает Володю.

Комментарий учителя: Автор очень тонко описывает психологию тонущего человека. Володя не специально топил Яшку. Утопающие инстинктивно хватаются за то, что может их спасти. Поэтому неопытные спасатели часто погибает вместе с теми, кого они спасают.

Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза. 3 группа – заполнение таблицы.

Учитель: Яшка снова предпринимает попытку спасти Володю. Когда Яшка видит товарища под водой недвижимого, он все еще боится, что Володя опять схватит его. Но Володя уже не может сделать этого. Чем же заканчивается рассказ?

Ответы детей.

Учитель: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

Дети: Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. 1,2 группы – заполнение таблицы.

Учитель: В заключительном абзаце говорится, что всё радовалось новому светлому дню. Почему именно такими словами заканчивается рассказ?

Дети: Новый день начался не только в природе, но и в душах мальчиков. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. 3 группа – заполнение таблицы.

Слайд 10

  1. Ответ на проблемный вопрос.

Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Ответы детей.

  1. Домашнее задание.

1 ряд – характеристика Яшки.

2 ряд – характеристика Володи.

3 ряд – пейзаж как средство характеристики героев.

Задание готовится по таблицам, которые группы заполняли на уроке.

Слайд 11

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Упражнение «Плюс – минус – интересно»

  1. Выставление отметок.

Предварительный просмотр:

Характеристика героя.

Яшка


Подписи к слайдам:

Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

ДОБРО И ЗЛО

Краткая характеристика героев Где родился герой? 2. Как мальчик чувствует себя в деревне? 3. Как герой относится к рыбалке?

По дороге на рыбалку «…Ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице». Володя «…с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и серую рубаху».

«Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!»

Исаак Левитан «У омута» Исаак Левитан «Озеро» «…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно».

Проблемный вопрос Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

«Плюс – минус – интересно» Что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции? Что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным? Интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх