Конспект по биологии тему клетка. Конспект клеточная теория. Обмен материалами между клеткой и окружающей средой

Клетка - целостная и сложная биологическая система, мельчайшая единица строения многоклеточных организмов. Части клетки обеспечивают её нормальную жизнедеятельность, а при размножении - передачу наследственных признаков от родителей детям. В отличие от растительных клеток в клетках животных нет пластид , отсутствует клеточная оболочка .

Тела всех живых организмов состоят из клеток. Есть организмы, тела которых состоят только из одной клетки, - это бактерии, одноклеточные водоросли и грибы, простейшие. Тела большинства животных состоят из множества клеток.

Изучением строения, развития и деятельности клеток занимается наука цитология (от греч. цитос - «клетка», логос - «наука»).

Клетки всех животных имеют общее строение и отличаются от клеток растений. Большинство клеток животных очень мелкие: их размеры - 10-100 микрон (микрометр). Поэтому изучать их строение приходится при большом увеличении микроскопа. Формы клеток животных очень различны: клетки мышц сильно вытянуты в длину, имеют веретеновидную форму, клетки крови - овальной формы, клетки кожи - плоские, вытянутые в высоту или бокаловидные. У одних клеток есть отростки и выступы, другие клетки гладкие.

Размер и форма клеток зависят от того, какую работу (функцию) они выполняют в организме.

Снаружи животная клетка покрыта эластичной клеточной мембраной . Она отделяет содержимое клетки от наружной среды и способна пропускать внутрь клетки одни вещества, а из клетки - другие, обеспечивая обмен веществ. В растительной клетке снаружи от мембраны расположена плотная оболочка , содержащая целлюлозу. В отличие от растительных клеток клетки животных такой оболочки не имеют.

Основное содержимое клетки, заполняющее весь её объём, - вязкая зернистая цитоплазма . Она постоянно движется, в ней протекают все жизненные процессы клетки. В цитоплазме периодически образуются пузырьки, наполненные жидкостью, - вакуоли . Они играют важную роль в пищеварении: здесь накапливаются питательные вещества; через вакуоли удаляются вредные продукты жизнедеятельности, и в результате поддерживается относительно постоянный состав цитоплазмы. Между клеткой и окружающей средой осуществляется обмен веществ .

Центральное место в цитоплазме занимает плотное округлое тельце - ядро . В нём находятся хромосомы , состоящие из длинных молекул органического вещества. Они регулируют процессы, протекающие в клетке, обеспечивают передачу наследственных признаков дочерним клеткам при размножении.

Помимо ядра в цитоплазме расположены другие органоиды (органеллы) — компоненты клетки, выполняющие определённые функции, - «клеточные органы».

Митохондрии отвечают за преобразование и запасание энергии, которая затем расходуется на жизненные процессы клетки. На рибосомах образуются белки, в аппарате Гольджи - жиры и углеводы. Кроме того, внутри аппарата Гольджи белки, жиры и углеводы накапливаются. Сюда они поступают по трубочкам эндоплазматической сети - этот органоид охватывает сетью разветвлённых канальцев всё пространство клетки и отвечает за транспортировку образованных в клетке веществ. В аппарате Гольджи вещества «упаковываются» в виде комочков и капелек, а потом уходят в цитоплазму и используются по назначению. Лизосомы участвуют в разрушении ненужных белков, жиров и углеводов.

В клетках животных отсутствуют пластиды , характерные для растительных клеток. Отсутствие хлоропластов - важное отличие животных клеток. Именно в них у растений происходит синтез органических веществ из неорганических. Животные, в отличие от растений, питаются готовыми органическими веществами.

Клетка животных содержит органоид , которого нет в растительных клетках. Он называется клеточным центром . Основу клеточного центра составляют два цилиндрических тельца. Они играют важную роль в делении клеток животных, обеспечивая равномерное распределение наследственного материала материнской клетки в образовавшихся клетках.

В цитоплазме клеток всех живых организмов можно обнаружить многочисленные мелкие и крупные зёрна, капельки белков, жиров и углеводов. Эти вещества образуются в разных частях клетки, транспортируются, распределяются и используются в процессе обмена веществ.

Это конспект по теме . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Урок биологии в 8 классе

Тема: Клеточное строение организма.

Задачи:

    сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);

    сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;

    продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах и т.д.;

    развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное;

    совершенствовать логическое мышление.

Ход урока:

    Орг. момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Изучение новой темы.

Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка.

Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов . (Запись в словарь).

Как и все живые организмы, части и органы тела человека построены из клеток.

Свойства клеток :: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.

Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции. Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).

По форме выделяют клетки:

С отростками

Веретенообразные

Круглые

Плоские.

Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).

Несмотря на такое разнообразие все клетки тела человека имеют единый план строения. Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.

Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана . Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.

Ядро – важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.

Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части – гиалоплазмы и органоидов.

Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции. (запись в словарь).

Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека.

Презентация: органоиды клетки.

Заполнение таблицы «Органоиды клетки» (работа с учебником)

Эндоплазматическая сеть

А)гранулярная (шероховатая)

Б) агранулярная (гладкая)

Система трубочек

На поверхности – рибосомы

Гладкая поверхность

Синтез белка

Синтез гликогена и жиров

Рибосомы

Самые маленькие органоиды округлой формы

Образование белка

Аппарат Гольджи

Трубочки и цистерны

Накопление и транспортировка веществ

Митохондрии

Состоит из двух мембран, внутренняя образует складки

Образование энергии (АТФ)

Лизосомы

Округлые тельца

Расщепление веществ

    Выполнение лабораторной работы «Строеиие клетки» ( в раб. тетр. зад.20 на стр. 18)

Работа в парах, учащиеся рассматривают микропрепараты клеток эпителиальной ткани, соединительной ткани (клеток крови), нервной клетки, мышечной ткани.

    Закрепление.

    1. Выполнение интерактивного задания с

      Определите органоиды клетки (рисунок).

    Подведение итога урока.

    Сообщение домашнего задания.

Цель урока: изучить строение растительной клетки.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях;

Раскрыть особенности строения растительной клетки и значение её частей;

Развивающие :

Развивать сопоставительный анализ, через сравнение строения различных клеток (растительной и животной);

Продолжить развитие логического мышления, через решение проблемных вопросов;

Продолжить работу над развитием наблюдательности, -через работу с наглядным материалом;

Развивать личностные качества: умение самостоятельно работать, умение работать быстро и аккуратно.

Воспитательная : воспитать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 484

С.Федечкина

План-конспект

урока по биологии с учащимися 6 "б" класса

Тема урока: Строение растительной клетки.

Цель урока: изучить строение растительной клетки.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях;

Раскрыть особенности строения растительной клетки и значение её частей;

Развивающие :

Развивать сопоставительный анализ, через сравнение строения различных клеток (растительной и животной);

Продолжить развитие логического мышления, через решение проблемных вопросов;

Продолжить работу над развитием наблюдательности, -через работу с наглядным материалом;

Развивать личностные качества: умение самостоятельно работать, умение работать быстро и аккуратно.

Воспитательная : воспитать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов

Оборудование: лупы различных размеров, таблица "Строение растительной клетки", таблицы с изображением различных микроскопов, световой микроскоп, модель растительной клетки; портреты ученых: Антонии Ван Левенгука, Роберта Гука, Теодора Шванна и Матиаса Шлейдана.

Ключевые слова и понятия: клетка, строение растительной клетки, органоиды клетки, цитоплазма, плазматическая мембрана, ядро, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, клеточный центр, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

Методы и методические приемы: беседы, с опорой на схемы в учебнике и на доске. Самостоятельная работа.

Ход урока

1. Актуализация знаний

А) Фронтальный опрос

Ответьте на вопросы:

1.Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

2.Кто такие эукариоты (примеры организмов)?

3.Чем они отличаются от прокариот (примеры организмов)?

4.Какие растения называются высшими?

5.В чем основное отличие высших растений от низших?

6.Приведите примеры высших и низших растений.

Б) Вызывается один ученик. Задание. Покажите основные части микроскопа.

2. Постановка познавательной задачи урока.

3. Изучение нового материала.

Беседа с учащимися

А) Увеличительные приборы.

Учитель показывает лупу.

Как называется этот прибор?

Что можно делать с помощь увеличительно стекла? (ответ учащихся.)

Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы!

А как думаете, когда впервые была изобретена лупа?

Лупа была известна еще в древней Греции. За 400 лет до нашей эры Аристофан описал свойства увеличительного стекла. Но обычная лупа не дает большого увеличения. Во сколько раз лупа может увеличивать предметы? (ответ учащихся.) Обычная лупа увеличивает в 2-30 раз. Но есть прибор, увеличивающий гораздо сильнее. Что это за прибор? (ответ учащихся) Конечно же, это микроскоп. Первый микроскоп появился около 300 лет назад. Изобретателем считается Антонио Ван Левенгук.Он впервые обнаружил живые существа в капле воды. Его микроскоп давал увеличение почти в 300 раз.

Но кто же дальше усовершенствовал микроскоп? (ответ учащихся.) Это был английский учёный Роберт Гук. Он изобрел специальный осветитель для микроскопа. Микроскоп Гука был гораздо больше похож на современный световой микроскоп. Кто знает, что принесло известность этому учёному? (ответ учащихся.) Он впервые увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Ячейки он назвал « клетками».

Но ученые долгое время считали, что из клеток состоят только растения.

Идею о том, что все живые организмы состоят из клеток, выдвинули два немецких ученых: Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Эта идея получила название клеточной теории. Это произошло в 1839 году.

Б) Строение растительной клетки.

Клетка - это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки отделены друг от друга плазматической мембраной- плотной прозрачной оболочкой. Основная задача мембраны - защита содержимого клетки от воздействия внешней среды. Местами на ней можно увидеть более тонкие участки-поры. Мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку (клеточную стенку), состоящую из клетчатки. Она очень прочная и за счет этого придает клетке прочность и защищает ее от внешнего воздействия. Между оболочками клеток находится межклеточное вещество. При разрушении клетки межклеточное вещество разъединяются.

Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой - бесцветным вязким веществом. В ней протекают различные химические процессы. В живой клетке цитоплазма постоянно движется. Скорость движения зависит от температуры, освещения и других условий. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ.

В цитоплазме располагаются органоиды клетки. Органоиды - дифференцированные участки цитоплазмы, имеющие определенное строение и функции.

Важнейшим органом клетки является ядро. Оно крупное и четко выраженное. В ядре находится одно или несколько ядрышек. Около ядра находится клеточный центр.

Функцию транспортировки различных веществ в клетке выполняет эндоплазматическая сеть.

В растительной клетке присутствуют и другие органоиды, например, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

Кроме того, в растительной клетке имеются пластиды. Существуют три вида пластид. Они различаются по форме, размерам, функциям. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты - красную, а лейкопласты - белую.

Помимо этого в клетке находятся различные включения – временные образования, например, крахмальные зерна, капли жиров.

В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются вакуолями.

Заполни таблицу (пользуясь текстом учебника И.Н.Пономаревой параграф7)

Пример заполнения таблицы. В целях экономии времени таблица с названиями граф в печатной версии даю сама (учитель).

Название органоида

Описание

Функции

Цитоплазма

Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находится ядро, органоиды и включения.

Объединяет все органоиды клетки, в ней протекают все процессы обмена веществ.

Плазматическая мембрана

Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов, на внешней стороне имеется клеточная оболочка, состоящая из целлюлозы.

Защита клетки от внешнего, придание клетки определенной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней средой, в контактировании клеток друг с другом.

Ядро

Окружено ядерной оболочкой, пронизанной порами, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосом.

Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ.

Пластиды:

Присутствуют только в растительных клетках.

Хлоропласты

Овальной формы, заполнены хлорофиллом.

Фотосинтез.

Хромопласты

Имеют желтую, оранжевую или красную окраску.

Обеспечивает окраску плодов, лепестков, осенних листьев.

Лейкопласты

Бесцветные, округлой формы, содержатся в неокрашенных частях растений(стебли, клубни, корни)

Накопление запасных питательных веществ

Эндоплазматическая сеть

Сеть многочисленных каналов и полостей в цитоплазме клетки.

Синтез накопление и выделение продуктов обмена

Аппарат Гольджи

Имеет сложную структуру, состоящую из полостей, трубочек и пузырьков.

Накопление и выделение продуктов обмена.

Клеточный центр

Только у низших растений.

Состоит из двух цилиндрических телец, расположенных под углом друг к другу.

Принимает участие в делении клетки.

Рибосомы

Мелкие тельца, по форме напоминающие восьмерку

Сборка сложных молекул белков.

Митохондрии

Мелкие тельца различной формы с многочисленными выростами на внутренней части мембране.

Образование и накопление энергии (синтез АТФ)

После выполнения работы 2-3 человека зачитывают результат работы.

4. Закрепление знаний и умений, полученных на уроке.

Ответь на вопросы:

1.Докажите, что клетка является живым организмом.

2.Что такое органоид?

3.Какие органоиды растительной клетки вы знаете?

4.Каких органоидов нет в растительной клетке?

5.Что такое цитоплазма?

6.Какова основная функция ядра?

5.Объявление итогов урока

6Домашнее задание

Параграф номер 7

Учитель биологии

И. Иванова




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх