Клетка животных. Конспект урока биологии на тему: "Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости" Конспект по биологии тему клетка

Цель : сформировать убеждение о том, что клетка - главный структурный и функциональный элемент организма;

Задачи :

Обучающая : Обеспечить в ходе урока усвоение и повторение знаний о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);
Развивающая : Развить у учащихся умение сравнивать и обобщать клетку человека и растительную клетку;
Воспитательная : Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений и убеждений о клеточности строения всего живого на нашей планете;

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование : Плакаты растительной и животной клетки, компьютер и мультимедийная доска, карточки

Ход урока:

I. Обобщение знаний по разделу: «Человек - как биологический вид» (блиц-опрос)

  1. Какой вклад в развитие науки о человеке внесли Гиппократ и Аристотель?
  2. Что изучает анатомия, физиология и гигиена?
  3. Что включает в себя понятие - здоровый образ жизни?
  4. Каково положение человека в системе животного мира?
  5. Что свидетельствует о близком родстве человека и человекообразных обезьян?
  6. Чем человек умелый отличается от австралопитека?
  7. Какие орудия могли изготавливать неандертальцы?
  8. Как называют первых ископаемых людей современного типа?
  9. Какие три большие расы людей выделяют сегодня?
  10. Назовите признаки указывающие на принадлежность людей к одному виду?

II. Изучение нового материала

Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка?

Клетка - наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов.

Все части и органы тела человека построены из клеток. Клетки обладают следующими свойствами: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.

Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции (электронный адрес.4 рисунок 1).

Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).

По форме выделяют клетки: (с отростками, веретенообразные, круглые, плоские).

Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).

Несмотря на такое разнообразие все клетки тела человека имеют единый план строения. Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана (электронный адрес.5 рисунок 2).

Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана. Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.

Ядро - важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.(рис. 3, 4 стр. 16, 17)

Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части - гиалоплазмы и органоидов.

Органоиды - постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции. Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека. (рис. 2) стр. 16

Заполнение таблицы «Органоиды клетки» (работа с учебником)

Органоид

Особенности строения

Функции

Эндоплазматическая сеть

А) гранулярная (шероховатая)

Б) агранулярная (гладкая)

Система трубочек

На поверхности – рибосомы

Гладкая поверхность

Синтез белка

Синтез гликогена и жиров

Рибосомы

Самые маленькие органоиды округлой формы

Образование белка

Аппарат Гольджи

Трубочки и цистерны

Накопление и транспортировка веществ

Митохондрии

Состоит из двух мембран, внутренняя образует складки

Образование энергии (АТФ)

Лизосомы

Округлые тельца

Расщепление веществ

Многие ученые, исследовавшие клетки, пришли к выводу, что клетки животных, растений и микроорганизмов сходны по химическому составу и строению, это одно из основных положений клеточной теории.

Как вы думаете, о чем свидетельствует данный вывод?

(Родство и единство происхождения всего живого. Эволюция живой природы началась с эволюции клетки. Исходный уровень организации живой материи - клеточный.)

Тем не менее клетки животных несколько отличаются от клеток растений, и следует знать эти отличия. (В клетках животных и человека отсутствуют пластиды, центральная вакуоль и целлюлозная клеточная стенка.)

Рассказ учителя о свойствах клетки. (Учащиеся заносят в тетрадь основные жизненные свойства клеток).

1.Обмен веществ - совокупность реакций, включающих поступление в клетку питательных веществ и выделение продуктов обмена; реакции биосинтеза сложных соединений и реакции распада веществ.

2. Биосинтез - способность живых клеток синтезировать определенные вещества из поступающих в нее компонентов. Большинство реакций ферментативные.

3. Дыхание - окисление и распад питательных веществ с выделением заключенной в них энергии, которая запасается в форме молекул АТФ и расходуется на внутриклеточные нужды при необходимости.

4. Рост - увеличение размеров клетки, количества цитоплазмы и органоидов в процессе активного биосинтеза веществ.

5. Раздражимость - способность клеток реагировать на изменение факторов окружающей среды изменением своей жизнедеятельности.

6. Деление - воспроизведение дочерних клеток из материнской. Лежит в основе регенерации тканей и органов, а также размножения и развития организмов.

III.Закрепление. (Кто быстрей)

1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?
(Цитология. В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении среза коры пробкового дерева.)

2. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?
(Орган - многоклеточная структура, а органоид - часть клетки, выполняющая функции, свойственные органам в многоклеточных организмах.)

3. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?
(Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей среды и обеспечивает избирательную проницаемость веществ в клетку.)

4. Чем представлена транспортная система клетки?
(Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участвуют в транспорте веществ в пределах клетки, а клеточная мембрана осуществляет перенос веществ внутрь и наружу.)

5. Какова структура и функции ядра клетки?
(Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков. Снаружи - ядерная мембрана, внутри - хроматин с уплотнениями - ядрышками.)

6. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?
(Хромосомы представляют собой комплекс ДНК и белков. ДНК имеет вид двойной спирали и состоит из отдельных участков - генов, каждый из которых отвечает за синтез одного белка клетки и, следовательно, за развитие определенного признака. В соматических клетках 46 хромосом, в гаметах (половых клетках) - 23 хромосомы.)

7. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?
(Митохондрии за счет окисления органических веществ синтезируют молекулы АТФ, в которых накапливается необходимая клетке энергия.)

8. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных органических соединений? (Рибосомы на поверхности гранулярной ЭПС синтезируют белок, комплекс Гольджи - сложные углеводы, каналы гладкой ЭПС - углеводы и жиры, митохондрии - АТФ, ядро - ДНК (перед делением клетки.)

9. В чем состоит функция лизосом?
(Растворение отработанных веществ и частей клетки. У животных с метаморфозом лизосомы участвуют в редукции отдельных органов, например хвоста у головастиков. В случае длительного голодания разрушают все органоиды, кроме ядра, для поддержания жизни организма.)

10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?
(Через клеточные мембраны соседних клеток, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.)

IV. Подведение итогов урока

V. Дом.задание:

§ 4–5; Заполнить таблицу в тетради «Строение клетки» стр. 17 учебника.

Используемые источник и:

1. Учебник. Биология. Человек. Авторы: Е. А. Очкур, Л. Е. Аманжолова, Р. Е. Джумабаева Алматы «Мектеп» 2008 г.
2. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа
3. http://nsportal.ru/

Урок биологии в 8 классе

Тема: Клеточное строение организма.

Задачи:

    сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);

    сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;

    продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах и т.д.;

    развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное;

    совершенствовать логическое мышление.

Ход урока:

    Орг. момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Изучение новой темы.

Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка.

Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов . (Запись в словарь).

Как и все живые организмы, части и органы тела человека построены из клеток.

Свойства клеток :: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.

Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции. Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).

По форме выделяют клетки:

С отростками

Веретенообразные

Круглые

Плоские.

Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).

Несмотря на такое разнообразие все клетки тела человека имеют единый план строения. Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.

Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана . Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.

Ядро – важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.

Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части – гиалоплазмы и органоидов.

Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции. (запись в словарь).

Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека.

Презентация: органоиды клетки.

Заполнение таблицы «Органоиды клетки» (работа с учебником)

Эндоплазматическая сеть

А)гранулярная (шероховатая)

Б) агранулярная (гладкая)

Система трубочек

На поверхности – рибосомы

Гладкая поверхность

Синтез белка

Синтез гликогена и жиров

Рибосомы

Самые маленькие органоиды округлой формы

Образование белка

Аппарат Гольджи

Трубочки и цистерны

Накопление и транспортировка веществ

Митохондрии

Состоит из двух мембран, внутренняя образует складки

Образование энергии (АТФ)

Лизосомы

Округлые тельца

Расщепление веществ

    Выполнение лабораторной работы «Строеиие клетки» ( в раб. тетр. зад.20 на стр. 18)

Работа в парах, учащиеся рассматривают микропрепараты клеток эпителиальной ткани, соединительной ткани (клеток крови), нервной клетки, мышечной ткани.

    Закрепление.

    1. Выполнение интерактивного задания с

      Определите органоиды клетки (рисунок).

    Подведение итога урока.

    Сообщение домашнего задания.

Урок 8
Тема: «Жизненные свойства клетки»

Цель урока: изучение жизненных свойств клетки, закрепление материала о строении клеток в процессе выполнения лабораторной работы, отработка навыков работы с микроскопом.

Оборудование: таблица и модель «Строение клетки», маркеры, ватманы, стикеры

Ход урока

    Мотивационный этап

В Казахстане принято здороваться пожимая руки друг другу

В Италии горячо обниматься

В Бразилии поглаживать спины

В НИКОРАГО ПРИНЯТО ЗДОРОВАТЬСЯ ПЛЕЧАМИ

В Македонии – локтями

У Австралийских аборигенов принято тройное приветствие подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачивая бедрами в право и влево

Прикоснитесь ладошками друг к другу

Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.

А какой у нас урок?

Урок биологии.

Деление класса на группы

Все вы наверное помните детскую считалочку « На золотом крыльце сидели, царь, царевич, король, королевич…»

Перед вами маршрутный лист (Вы должны заполнить фамилию и имя ученика) Выбрать спикера группы.

На прошлых занятиях Вы изучили строение клетки и ее органоидов

За правильный ответ 1 балл

Видео фрагмент

1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?

(Цитология. В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении среза коры пробкового дерева.)

2. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?

(Орган – многоклеточная структура, а органоид – часть клетки, выполняющая функции, свойственные органам в многоклеточных организмах.)

3. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?

(Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей среды и обеспечивает избирательную проницаемость веществ в клетку.)

4. Чем представлена транспортная система клетки?

(Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участвуют в транспорте веществ в пределах клетки, а клеточная мембрана осуществляет перенос веществ внутрь и наружу.)

5. Какова структура и функции ядра клетки?

(Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков. Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками.)

6. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?

(Хромосомы представляют собой комплекс ДНК и белков.

ДНК имеет вид двойной спирали и состоит из отдельных участков – генов, каждый из которых отвечает за синтез одного белка клетки и, следовательно, за развитие определенного признака. В соматических клетках 46 хромосом, в гаметах (половых клетках) – 23 хромосомы.)

7. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?

(Митохондрии за счет окисления органических веществ синтезируют молекулы АТФ, в которых накапливается необходимая клетке энергия.)

8. В чем состоит функция лизосом?

(Растворение отработанных веществ и частей клетки. У животных с метаморфозом лизосомы участвуют в редукции отдельных органов, например хвоста у головастиков. В случае длительного голодания разрушают все органоиды, кроме ядра, для поддержания жизни организма.)

9. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

(Через клеточные мембраны соседних клеток, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.)

3. Изучение нового материала.

Многие ученые, исследовавшие клетки, пришли к выводу, что клетки животных, растений и микроорганизмов сходны по химическому составу и строению, это одно из основных положений клеточной теории.

Как вы понимаете выражение «Клетка – функциональная единица организма?»

Клетки всех живых существ сходны еще и процессами, протекающими в них.

Ярмарка идей

Проблемный вопрос------Какими жизненными функциями обладает клетка?

У вас на столах листы ватмана, нужно составить кластер по теме «Жизненные свойство клетки»

1. Обмен веществ – совокупность реакций, включающих поступление в клетку питательных веществ и выделение продуктов обмена; реакции биосинтеза сложных соединений и реакции распада веществ. Для обмена веществ в клетке необходимы –ферменты. Объясните что такое пластический и энергетический обмен?

2. Биосинтез – способность живых клеток синтезировать определенные вещества из поступающих в нее компонентов. Большинство реакций ферментативные. Ферменты – это биологические катализаторы, ускоряющие во много раз течение химических процессов. Это специфические белки, присутствующие во всех живых клетках

Задание: провести опыт

Налить в стакан пероксид водорода, встряхнуть аккуратно. Что происходит?. Затем режем мясо и бросаем его в стакан. Что образуется. Как это можно объяснить?

(мясе содержится фермент. Одна молекула фермента может при нуле градусов расщепить за одну минуту миллион молекул пероксида водорода. Этот фермент называется каталаза)

3. Дыхание – окисление и распад питательных веществ с выделением заключенной в них энергии, которая запасается в форме молекул АТФ и расходуется на внутриклеточные нужды при необходимости.

4. Рост – увеличение размеров клетки, количества цитоплазмы и органоидов в процессе активного биосинтеза веществ.

5. Раздражимость – способность клеток реагировать на изменение факторов окружающей среды изменением своей жизнедеятельности. В чем сущность процесса раздражимости и раздражения?

6. Деление – воспроизведение дочерних клеток из материнской. Лежит в основе регенерации тканей и органов, а также размножения и развития организмов.

Рассмотреть в учебнике изображение стр 19 рис.5 процесса деления клетки. Каково значение деления клетки?

4. Закрепление изученного материала.

5. Задание на дом.

Повторить материал на стр. 28–29, составить на отдельном листочке тест о строении, химическом составе и жизненных функциях клетки, состоящий из 15 вопросов.

Рефлексия «Все в твоих руках»

А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко.

Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

Тема: Клетка элементарная единица жизни.

Вид урока: урок применения знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Цель: расширить знания по теме «Клетка элементарная единица жизни». Изучить строение и функции плазматической мембраны. Сравнить строение растительной и животной клеток найти черты сходства и отличия.

Оборудование: презентация, микроскопы, микропрепараты растительной и животной клеток.

Задачи:

1. Образовательные:

    более подробно изучить историю открытия клетки и возникновения клеточной теории;

    обобщить и закрепить знания учащихся о строении растительной и животной клеток;

    рассмотреть строение и функции плазматической мембраны;

    сравнить строение растительной и животной клеток, найти черты сходства и отличия.

2. Развивающие:

    способствовать развитию общеучебных и общебиологических навыков: наблюдения, сравнения, обобщения и формулирования доказательств и выводов;

    развитию умения находить ошибки, объяснять их;

    работать с дополнительной литературой и выполнять творческие задания;

3. Воспитательные:

    содействовать формированию материалистического представления учащихся о научной картине мира;

    показать важность научных открытий в жизни общества и развитии науки биологии;

    содействовать эстетическому развитию учащихся через использование наглядных материалов урока;

Ход урока:

    Организационный момент.

    Изучение нового материала:

Урок я хочу начать словами ученого имя которого вам известно. Послушайте и ответьте на вопросы : (слайд)

- Кому принадлежат эти слова?

- Что вы можете сказать о деятельности этого человека?

«Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него… Острый как бритва перочинным ножом… Очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло… стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами… Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не одной только пробке.» (слайд)

Ответ учащихся:

Эти слова принадлежат английскому ученому Роберту Гуку. Он рассматривал срез пробки растения. Именно Гук в 1665г открыл клетку. (видеофрагмент №1)

Немного подробнее об этом открытии расскажет... (сообщение 3 мин)

Первым человеком, увидевшим клетки, был английский ученый Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука). (слайд)

В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.

Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, похожие на пчелиные соты, построенные из ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»). Фактически Роберт Гук увидел только оболочки растительных клеток.

(слайд)

В 1680 году голландский мастер Антони ван Левенгук (1632–1723) с помощью микроскопа с увеличением в 270 раз впервые увидел в капле воды «зверьков» - движущиеся живые организмы - одноклеточные организмы (бактерии).

Первые микроскописты вслед за Гуком обращали внимание только на оболочки клеток. Понять их нетрудно. Микроскопы в то время были несовершенны и давали малое увеличение.

(слайд)

Длительное время основным структурным компонентом клетки считалась оболочка. Лишь в 1825 году чешский ученый Я.Пуркине (1787-1869) обратил внимание на полужидкое студенистое содержимое клеток и назвал его протоплазмой (теперь ее называют цитоплазмой).

(слайд)

Только в 1833 г. английский ботаник Р. Броун (1773-1858), первооткрыватель хаотического теплового движения частиц (названного впоследствии в его честь броуновским), открыл в клетках ядра. Броун в те годы интересовался строением и развитием диковинных растений - тропических орхидей. Он делал срезы этих растений и исследовал их с помощью микроскопа. Броун впервые заметил в центре клеток какие-то странные, никем не описанные сферические структуры. Он назвал эту клеточную структуру ядром.

Итак, клетка была открыта и ученые приступили к ее исследованию. Давайте вместе сформулируем определение, что такое клетка? (видеофрагмент №2)

Клетка – наименьшая структурная единица организма растений и животных. Клетка от греч. “hitos” – полость. (слайд)

Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Клеточное строение - один из общих признаков всех живых организмов. Это положение получило развитие в клеточной теории М. Шлейдена и Т. Шванна. (видеофрагмент №3)

Об истории возникновения клеточной теории кратко расскажут... (выступления учащихся) (слайд)

Немецкий ботаник М. Шлейден установил, что растения имеют клеточное строение. Именно открытие Броуна послужило ключом к открытию Шлейдена. Дело в том, что часто оболочки клеток, особенно молодых, видны в микроскоп плохо. Другое дело - ядра. Легче обнаружить ядро, а затем уж оболочку клетки. Этим и воспользовался Шлейден. Он начал методично просматривать срезы за срезами, искать ядра, затем оболочки, повторять все снова и снова на срезах разных органов и частей растений. После почти пяти лет методичных изысканий Шлейден закончил свою работу. Он убедительно доказал, что все органы растений имеют клеточную природу.

Шлейден обосновал свою теорию для растений. Но оставались еще животные. Каково их строение, можно ли говорить о едином для всего живого законе клеточного строения? Ведь наряду с исследованиями, доказывавшими клеточное строение животных тканей, были работы, в которых это заключение резко оспаривалось. Делая срезы костей, зубов и ряда других тканей животных, ученые никаких клеток не видели. Состояли ли они раньше из клеток? Как видоизменялись?

Ответ на эти вопросы дал другой немецкий ученый - Т. Шванн, создавший клеточную теорию строения животных тканей. Натолкнул Шванна на это открытие Шлейден. Шлейден дал в руки Шванна хороший компас - ядро. Шванн в своей работе применил тот же прием - сначала искать ядра клеток, затем их оболочки.

В рекордно короткий срок - всего за год - Шванн закончил свой титанический труд и уже в 1839 г: опубликовал результаты в работе «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», где сформулировал основные положения клеточной теории.

Откройте учебники на странице 50 найдите и прочитайте основные положения клеточной теории и запишите их в тетрадь.

(слайд)

Основные положения клеточной теории:

    Клетка является основной структурно – функциональной единицей жизни. Все живое состоит из клеток.

    Все клетки схожи по химическому составу, строению и функциям.

    Новые клетки образуются путем деления исходных клеток.

Вы многое знаете о клетке из курсов биологии 6, 7, 8 классов. Давайте вспомним строение растительной и животной клетки, выполнив задание на доске.

Вы знаете, что любая клетка состоит из трех частей: мембраны, ядра и цитоплазмы. Более подробно остановимся на строении и функциях плазматической мембраны (работа по слайдам № 12,13,14 презентации). Она образована фосфолипидами и белками. Белки погружены на разную глубину в фосфолипидный слой или расположены на внешней и внутренней стороне мембраны.

Функции:

    Через поры в мембране проходят все питательные вещества и выводятся все конечные ненужные продукты;

    Обладает односторонней и избирательной проницаемостью;

    Обеспечивает взаимосвязь клетки и окружающей среды.

Фагоцитоз – способность мембраны впячиваться внутрь, захватывая твердые частицы.

Пиноцитоз – поступление в клетку через мембрану межклеточной жидкости.

(в ходе объяснения ведется краткая запись в тетрадь).

Но сегодня на уроке мы должны рассмотреть не только строение растительной и животной клеток, но и сравнить их, выделить черты сходства и отличия, сделать выводы.

Поможет вам это сделать еще одно задание: вы видите на доске пустые растительную и животную клетки. Распределите органоиды по клеткам и ответьте на вопросы:

Какие органоиды вы поместили только в растительную клетку?

Какие органоиды вы поместили только в животную клетку?

Какие части и органоиды есть и в растительной и в животной клетке?

Сформулируйте вывод. Что общего в строении растительной и животной клеток? Какие существуют отличия?

(слайд)

    В животной клетке есть центриоли. У высших растений в клетках их нет;

    В животной клетке отсутствуют пластиды;

    Плотная целлюлозная оболочка бывает только у растений;

    У растений бывают крупные вакуоли, а у животных они встречаются только у простейших (сократительные).

Лабораторная работа №1

(знакомство с инструктивной карточкой у каждого на столе)

На выполнение лабораторной работы вам дается 7 минут.

Тема: Сравнение растительной и животной клеток. Цель: (сформулируйте самостоятельно и запишите цель лабораторной работы исходя из ее темы) Оборудование: микроскоп, микропрепараты растительной и животной клеток.

Ход работы:

    Рассмотреть микропрепараты растительной и животной клеток. На основании изученного заполнить таблицу знаками «+» или «-»

Части и органоиды клетки

    Сделайте вывод:
А. О чем может свидетельствовать принципиальное сходство строения клеток растительного и животного организма? Б. о чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных?

Выводы по лабораторной работе:

А). О чем может свидетельствовать принципиальное сходство строения клеток растительного и животного организма? Примерный ответ учащихся. (Принципиальное сходство строения и химического состава клеток растений и животных указывает на общность их происхождения, вероятно, от одноклеточных водных организмов.)

Б). О чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных? Примерный ответ учащихся. (Животные и растения далеко отошли друг от друга в процессе развития. У них разные типы питания (автотрофный и гетеротрофный), различные способы защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды и т.д. Естественно, все это должно было отразиться на строении их клеток.)

3. Закрепление

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели историю открытия и изучения клетки, а так же историю становления клеточной теории, познакомились с её основными положениями. Сравнили строение растительной и животной клеток нашли черты сходства и отличия, сделали выводы. На следующем уроке мы продолжим изучение органоидов клетки более подробно.

А сейчас ответьте на вопросы:

    Кто и в каком году открыл клетку?

    Что такое клетка?

    Кто был основоположником клеточной теории?

    Сформулируйте основные положения клеточной теории.

    Каково строение плазматической мембраны?

    Какие функции выполняет плазматическая мембрана?

    Что такое фагоцитоз?

    Что такое пиноцитоз?

    Перечислите отличия растительной и животной клеток.

    Домашнее задание:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх