Какие герои в сказке стойкий оловянный солдатик. Осознание философского смысла сказки Х.К. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"

Главный герой сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» — игрушечный солдатик, отлитый из олова. Вместе с другими оловянными солдатиками его подарили на день рождения одному мальчику. Надо сказать, что от своих братьев главный герой сказки отличался тем, что у него была только одна нога. Для изготовления этих солдатиков использовали оловянную ложку, и на него олова чуть-чуть не хватило. Но солдатик стоял стойко даже на одной ноге.

Всех подаренных солдатиков мальчик расставил на столе, где было еще много других игрушек. Самой красивой игрушкой был картонный дворец, перед которым находилось зеркальное озеро с лебедями. На пороге дворца стояла на одной ножке его хозяйка, танцовщица. Солдатику она настолько понравилась, что он только о ней и думал.

Когда все в доме улеглись спать, игрушки ожили и стали играть сами по себе. Из табакерки, за которой стоял солдатик, выскочил злой тролль. Ему не понравилось, что солдатик смотрит на танцовщицу, и тролль затаил злобу.

Утром дети переставили солдатика на окно и от порыва ветра он выпал на улицу. Солдатика искали, но не нашли. Прошел сильный дождь и канавы были полны воды. Два мальчика, проходившие мимо, нашли солдатика. Они решили соорудить для него лодку из газеты и отправить в путешествие по воде. Течение было сильное и солдатика быстро уносило в реку. Он стойко переносил опасное плавание и думал о танцовщице. В какой-то момент бумажная лодка начала тонуть, но солдатик так и не попал на дно реки. Его проглотила большая рыба.

В брюхе у рыбы было темно и тесно. Но солдатик был стойким, он терпеливо сносил все трудности. Прошло время и солдатик увидел свет. Оказывается, рыбу поймали рыбаки, и с рынка кухарка принесла ее в дом, где начала разделывать. Чудом было то, что солдатик снова попал в тот самый дом, откуда началось его путешествие. Обрадованная кухарка отнесла солдатика детям. Он вновь увидел знакомые игрушки и прелестную хозяйку картонного замка.

В этот момент один из мальчиков, возможно, подученный злым троллем, неожиданно схватил солдатика и бросил его в печку. От жара пламени солдатик, сделанный из олова, начал таять. И в эту минуту от порыва ветра картонная танцовщица взлетела и приземлилась прямо в пламени печи, рядом с оловянным солдатиком. Она тут же сгорела, и солдатик к тому моменту тоже растаял.

Утром служанка нашла в печи лишь комочек олова, который был похож на сердце и обгорелую брошку, что когда-то висела на шее картонной танцовщицы.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Стойкий оловянный солдатик» состоит в том, что стойкость порой творит чудеса. Если есть способность переносить все невзгоды и лишения, то обязательно вернешься к тем, кого хочешь видеть. У этой сказки, по вине злого тролля или по случайности, грустный конец, но главные герои сказки, в итоге, оказались вместе.

Сказка «Стойкий оловянный солдатик» учит не обращать внимания на зависть и ненависть, которая, порой исходит от некоторых недоброжелателей. Быть стойким – значит уметь преодолевать трудности и не сгибаться под ударами судьбы.

В этой сказке мне понравился оловянный солдатик, который стойко сносил все удары судьбы. Он хотел быть вместе с танцовщицей — он с ней и остался.

Какие пословицы подходят к сказке «Стойкий оловянный солдатик»?

Кто крепко держится, тот побеждает.
Стойким и счастье помогает.

Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери — старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир — ну, прелесть что за солдаты! Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были: «Ах, оловянные солдатики!» Это закричал, хлопая в ладоши, маленький мальчик, которому подарили оловянных солдатиков в день его рождения. И он сейчас же принялся расставлять их на столе. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей ноге так же твёрдо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех.

На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, — она была танцовщицей, — а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик её и не увидел, и подумал, что красавица тоже одноногая, как он.

«Вот бы мне такую жену! — подумал он. — Только она, как видно, из знатных, живёт во дворце, а у меня только и есть, что коробка, да и то в ней нас набито двадцать пять штук, ей там не место! Но познакомиться всё же не мешает».

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе; отсюда ему отлично было видно прелестную танцовщицу, которая всё стояла на одной ноге, не теряя равновесия.

Поздно вечером всех других оловянных солдатиков уложили в коробку, и все люди в доме легли спать. Теперь игрушки сами стали играть в гости, в войну и в бал. Оловянные солдатики принялись стучать в стенки коробки — они тоже хотели играть, да не могли приподнять крышки. Щелкунчик кувыркался, грифель писал по доске; поднялся такой шум и гам, что проснулась канарейка и тоже заговорила, да ещё стихами! Не трогались с места только танцовщица и оловянный солдатик: она по-прежнему держалась на вытянутом носке, простирая руки вперёд, он бодро стоял и не сводил с неё глаз.

Пробило двенадцать. Щёлк! — табакерка раскрылась.

Там не было табаку, а сидел маленький чёрный тролль; табакерка-то была с фокусом!

— Оловянный солдатик, — сказал тролль, — нечего тебе заглядываться!

Оловянный солдатик будто и не слыхал.

— Ну постой же! — сказал тролль.

Утром дети встали, и оловянного солдатика поставили на окно.

Вдруг — по милости ли тролля или от сквозняка — окно распахнулось, и наш солдатик полетел головой вниз с третьего этажа, — только в ушах засвистело! Минута — и он уже стоял на мостовой кверху ногой: голова его в каске и ружьё застряли между камнями мостовой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но сколько ни старались, найти солдатика не могли; они чуть не наступали на него ногами и всё-таки не замечали его. Закричи он им: «Я тут!» — они, конечно, сейчас же нашли бы его, но он считал неприличным кричать на улице, он ведь носил мундир!

Начал накрапывать дождик; сильнее, сильнее, наконец хлынул ливень. Когда опять прояснилось, пришли двое уличных мальчишек.

— Гляди! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Отправим его в плавание!

И они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда оловянного солдатика и пустили в канавку. Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладошки. Ну и ну! Вот так волны ходили по канавке! Течение так и несло, — не мудрено после такого ливня!

Лодочку бросало и вертело во все стороны, так что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!

Лодку понесло под длинные мостки: стало так темно, точно солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несёт? — думал он. — Да, это всё шутки гадкого тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та красавица — по мне, будь хоть вдвое темнее!»

В эту минуту из-под мостков выскочила большая крыса.

— Паспорт есть? — спросила она. — Давай паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и ещё крепче сжимал ружьё. Лодку несло, а крыса плыла за ней вдогонку. У! Как она скрежетала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:

— Держи, держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!

Но течение несло лодку всё быстрее и быстрее, и оловянный солдатик уже увидел впереди свет, как вдруг услышал такой страшный шум, что струсил бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика вода из канавки устремилась в большой канал! Это было для солдатика так же страшно, как для нас нестись на лодке к большому водопаду.

Но солдатика несло всё дальше, остановиться было нельзя. Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась… Раз, два — наполнилась водой до краёв и стала тонуть. Оловянный солдатик очутился по горло в воде; дальше больше… вода покрыла его с головой! Тут он подумал о своей красавице: не видать ему больше. В ушах у него звучало:

Вперёд стремись, о воин,
И смерть спокойно встреть!

Бумага разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба. Какая темнота! Хуже, чем под мостками, да ещё страх как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё.

Рыба металась туда и сюда, выделывала самые удивительные скачки, но вдруг замерла, точно в неё ударила молния. Блеснул свет и кто-то закричал: «Оловянный солдатик!» Дело в том, что рыбу поймали, свезли на рынок, потом она попала на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Кухарка взяла оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату, куда сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние. Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — чего-чего не бывает на свете! — он оказался в той же комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ножке, высоко подняв другую. Вот так стойкость! Оловянный солдатик был тронут и чуть не заплакал оловом, но это было бы неприлично, и он удержался. Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом.

Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, это всё тролль подстроил! Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или любви — он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает от чего — от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она него, и он чувствовал, что тает, но ещё держался стойко, с ружьём на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и — конец! А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.

Тексты сказок кажутся ребенку чем-то добрым в любом случае. Только с возрастом, когда человек подрастает, ему чудится, что сказки на самом деле не детские произведения, а очень даже взрослые, философские и глубокие. Конечно, весьма важно и то, как подана та или иная история. Сегодня мы поговорим о произведении «Стойкий оловянный солдатик». Краткое содержание его ждет читателя в этой статье.

«Неправильный» оловянный солдатик

История начинается с того (если опустить вступление автора), что мальчику из обеспеченной семьи дарят на день рождения коробку с оловянными солдатиками. Их всего 25. И последнему немного не повезло: не хватило олова, и поэтому он получился одноногим. Даже по тем скупым описаниям, которые оставляет автор, читатель понимает, что солдатик очень расстраивается из-за своей непохожести на других. И вот, о чудо! В комнате он видит балерину небесной красоты. Ангел, а не балерина. И что удивительно, она тоже стоит на одной ноге.

Здесь нужно прервать рассказ о произведении «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание которого - в фокусе нашего внимания) и сказать: балерина, разумеется, не была одноногой, она настолько высоко подняла другую ногу, что солдатик ее просто не заметил.

Служивый притаился за табакеркой на столе и из своего укрытия наблюдал за девушкой. Она его не видела, он же за ней зорко на неё смотрел. Ночью, когда люди уже спали, игрушки начали веселиться. Не двигались только двое - солдат и балерина.

Мрачное пророчество тролля

Вдруг из табакерки, где ни разу в жизни не держали табака, выскочил тролль и начал подначивать солдата, что он, мол, не так уж хорош для такой прекрасной балерины. Военный не слушал. Тогда тролль пригрозил ему, что утром с влюбленным случится нечто ужасное. На этом месте произведения «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание, надеемся, дает это почувствовать) у читателя замирает сердце, он спрашивает себя: «Что же будет с бедным воином?»

Мытарства оловянного солдатика

Ребенок утром нашел солдатика и поставил его на окно. Оно случайно открылось, и солдатик выпал. Неизвестно, был в этом замешан тролль или нет. Мальчик вместе с нянькой выбежали на улицу, но сколько ни искали, найти не могли. Тем временем пошел дождь. Нет, даже целый ливень. Мальчик ушел. Другие уличные дети нашли оловянного храбреца (ведь он за все это время не потерял присутствия духа) и пустили его в по канавке. Дети в это время радостно хлопали в ладоши и кричали. Герою же произведения «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание неспешно движется к финалу) было не до смеха. Ведь для него канавка - это целая река, и эта река направлялась к водопаду - большому каналу. К тому же он встретил на своем пути крысу. Она спрашивала у него почему-то паспорт или пропуск, но воды увлек солдатика прочь от Зубастой. Корабль начал тонуть, а вместе с ним и солдатик. Потом темнота поглотила его, но это была не смерть, а лишь брюхо рыбы.

Превратности судьбы

Далее излагаем пунктиром. Солдатика извлекла из брюха рыбы кухарка. Рыба, естественно, была поймана и попала на рынок, а затем на кухню. И удивительное дело: путешественник попал в тот же самый дом. Его поставили на то же самое место. Правда, радость храбреца была недолгой. Один из детей, которые были в доме (самый маленький мальчик) подхватил его и бросил в печку. Конечно, его подговорил тролль, но от этого не легче.

Что случилось с героем далее, догадаться несложно - он расплавился. Замечательно описывает эту сцену Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» - произведение, которое стоит читать только в полном объеме, тем более что оно небольшое. Но самый драматичный момент автор оставляет напоследок.

Балерина, повинуясь внезапному порыву ветра, отправляется в печку за героем. Влюбленные (теперь уже можно так сказать) погибают рука об руку. Наверное, солдату было не страшно и не больно умирать рядом с любимой.

Сказочная и удивительная история «Стойкий оловянный солдатик» всегда интересна детям, так как рассказывает о сильной, но короткой любви двух героев, которые за весь сюжет не говорят ни одного слова. Но заканчивается эта история о сильной любви трагично и печально.

Сборник Андерсена «Сказки, рассказанные детям»

В 1935 году в Дании выходит небольшая книга уже известного детского писателя. Этот сборник имел огромнейший успех и моментально расходился в продаже. Даже сам автор не ожидал, что его небольшие, но поучительные сказки будут пользоваться таким успехом.

В этот сборник вошла и сказочная история «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание которого есть в этой статье. После выхода данной книги появилась в Дании и новая традиция: книгу Ханса Христиана Андерсена теперь стали переиздавать в одно и то же время. Каждый раз она выходила из печати накануне Рождества и новогодних праздников, и ее приобретали родители, чтобы сделать приятный и долгожданный подарок своим детям.

Краткое содержание сказки «Стойкий оловянный солдатик»

На день рождения малышу преподносят подарок. Это двадцать пять маленьких солдатиков, сделанных из олова. Но вот только один из них сильно отличается от остальных. А все потому, что когда игрушки делали, то при отливе материала оказалось мало, и воин остался без одной ноги. В сказочной и поучительной истории Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» краткое содержание помогает понять основную идею произведения. Ночью игрушки оживают. И это уже интересно малышам, ведь они мечтают, чтобы так было.

Когда все игрушки в комнате мальчика оживают, то солдатик, который наблюдал за всем, увидел маленькую и хрупкую танцовщицу, в которую сразу же влюбился. Танцовщица была прекрасна! Каждое ее движение, каждый взмах руки - все это было великолепно. Но автор в сказке «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание всегда интересует детей разного возраста, показывает и то напряжение, и тишину, которая воцаряется в комнате, когда появляется страшный тролль. Он сразу же замечает солдатика и, увидев, что тому понравилась танцовщица, делает предупреждение, чтобы он даже не смотрел на нее.

Но воин совсем не обращал внимания на грозного тролля и продолжал любоваться тонкой и хрупкой балериной. Тогда злодей пообещал, что обязательно с ним разберется. Так и происходит в сказке «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание продолжим тем, что утром игрушку поставили на подоконник, а окно было открыто. Подул ветер, он не смог устоять на одной ноге и выпал. Пока он лежал под окном, прошел дождь.

Вскоре игрушку находят мальчишки, они сделали небольшой кораблик из бумаги и посадили в него солдатика, пустили в канаву. По дороге сначала происходит столкновение с крысой, а затем, когда корабль переворачивается, игрушку проглатывает рыба. Она попадает на стол хозяина того дома, где раньше и жил солдатик из олова. И все же конец печален: игрушку мальчик швыряет в камин. Туда же ветер уносит и танцовщицу.

Экранизация

Сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», краткое содержание которой есть в этой статье, экранизировали и в России, и за рубежом. Самой лучшей работой является мультипликационный фильм с одноименным названием, который вышел на экраны в 1976 году.

Хотя до этого уже были попытки экранизировать сказку Андерсена. Первая состоялась в 1934 году. Режиссером был Аб Айверкс, а мультфильм назывался «Джек в коробке». Были и другие попытки.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.

Задачи урока:

  • Рассказать учащимся факты биографии Г. Х. Андерсена.
  • Прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик».
  • Осуществить анализ сказки.
  • Дать характеристику героев сказки, их поступков.
  • Выявить отношение автора к героям сказки.
  • Провести аналогии событий сказки с моментами биографии автора.
  • Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
  • Закреплять навыки работы с текстом.
  • Развивать умение учащихся высказывать своё мнение по вопросу, умение работать в группе, прислушиваться к высказываниям одноклассников (их позиции по вопросу).

1. Введение в урок

(Слайд 2) Учитель: Мы продолжаем путешествие по стране сказок. Вы узнали сказочника? Приятно вам смотреть на его лицо?

Дети: Да. Это Андерсен. У него доброе лицо. Грустная лёгкая улыбка. Мудрый взгляд.

Учитель: Обратите внимание на здания, которые изображены на слайде. О чём они вам могут «рассказать»?

Дети: Здания старинные, причудливые. Такие были построены давным-давно. Андерсен тоже жил давным-давно.

(Слайд 3) Учитель : Какие сказки Г. Х. Андерсена вы читали?

Дети: «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Снежная королева» и другие.

(Слайд 4) Учитель: На нашем «зелёном дубе» есть яблоки с отрывками из сказок Андерсена. Предлагаю вам по одному «срывать» (гиперссылки) их с дерева и отгадывать: из какой сказки эти строчки?

  • (Слайд 5) Принцесса на горошине;
  • (Слайд 6) Огниво;
  • (Слайд 7) Гадкий утёнок;
  • (Слайд 8) Дюймовочка;
  • (Слайд 9) Русалочка.

2. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена

(Слайд 10) Учитель: Родился Андерсен 2 апреля в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника.

(Слайд 11) Учитель: Семья Андерсена жила бедно. Родители без устали трудились, зарабатывая гроши. Рассмотрите дом, где провёл детство писатель. Что подтверждает мои слова?

Дети: Дом одноэтажный. Там маленькие окна и их мало. Никаких украшений. Это дом бедняков.

(Слайд 12) Учитель: Маленький Ганс рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром, разыгрывал домашние спектакли с самодельными куклами. Если бы малыш на картине был маленький Ганс Христиан, что бы он думал, пуская мыльные пузыри?

Дети: Наверно, придумывал сказку о мыльном пузыре. Или фантазировал, куда пузырь полетит.

(Слайд 13) Учитель: Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил ехать в Копенгаген – столицу Дании. Название этого города переводится как «Торговая гавань». Рассмотрите фотографии города и скажите почему?

Дети: Город – морской порт, с каналами. Туда приплывает много людей и торговцев.

(Слайд 14) Учитель: Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Подумайте каково было будущему писателю в детской гимназии?

Дети: Неуютно из-за насмешек одноклассников.

(Слайд 15) Учитель: Всемирную известность сказочника он приобрёл после издания первого сборника сказок. В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки. Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России».

(Слайд 16) Учитель: Как вы думаете, почему День детской книги связали с днём рождения Андерсена?

Дети: Сказки Андерсена очень нравятся детям. Они понятны и любимы.

Учитель: Международной премией были награждены многие детские писатели. В 1974 году Почётной грамотой был награждён С. Михалков, а в 1976 году Почётную грамоту получила А. Барто.

3. Словарная работа

(Слайд 17) Учитель: Мы сегодня прочитаем сказку про стойкого оловянного солдатика. Перед чтением посмотрим значение некоторых слов, которые встретятся вам в тексте.

4. Чтение сказки. Беседа после прочтения.

Учитель: Изменилось ли ваше настроение после прочтения сказки? Понравилась ли сказка? Какие самые яркие эпизоды вы отметите?

(Слайд 18) Учитель: Какие различные (даже противоположные) чувства вызывает у вас эта сказка?

Дети: Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают. И в тоже время нам интересно, занимательно, радостно от чудес сказочных, от светлой любви солдатика и танцовщицы.

Учитель: Рассмотрите эти две иллюстрации и определите, с какой мы соотнесём грустное чувство, а с какой радостное?

Дети : Первая иллюстрация оставляет сказочно-интересное впечатление. Там изображены игрушки, любовь главных героев. Вторая иллюстрация очень грустная, нам жалко солдатика.

Учитель: В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут? Мы постараемся ответить на эти вопросы при повторном внимательном чтении сказки.

5. Аналитическое чтение сказки

(Слайд 19) Учитель: В первой части сказки мы знакомимся с её героями. Какой вопрос нам хочется задать игрушкам: кто или что?

Дети: Кто. Они ведут себя, как живые. Думают, разговаривают.

Учитель: Какие чувства вызвали новые игрушки у мальчика?

Дети: Радости.

Учитель: Найдите слова в тексте, подтверждающие это чувство.

Дети: «Ах, оловянные солдатики!», «закричал, хлопая в ладоши», «сейчас же принялся расставлять их».

Учитель: Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих «братьев» солдат? Как к нему относится мальчик и Андерсон? Найдите слова сказки, подтверждающие ваши ответы.

Дети: У солдатика не было ноги (не хватило олова при его отливе). Мальчик играл с солдатиком, он не выбросил испорченную игрушку. Мальчику солдатик нравился: «но он стоял на своей одной ноге так же твёрдо…». Андерсену солдатик тоже нравится «и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех».

Учитель: Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?

Дети: Она была красивая. У них было что-то общее: «..решил, что красавица тоже одноногая, как он».

Учитель: Перечитайте монолог солдатика в первой части. Как характеризуют эти слова солдатика?

Дети: Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но переживает, что ей будет неуютно с ним.

Учитель: Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».

Дети: Наверно солдатик чувствует себя не достойным красавицы, боится с ней сразу познакомиться. Что «она, как видно, из знатных», и ему обычному солдатику её не добиться. Он «притаился» и только наблюдает за барышней.

Учитель: Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же «недостойным», непохожим на других?

Дети : гадкий утёнок, дюймовочка среди жуков, русалочка среди людей.

Учитель: Ганс Христиан Андерсон вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.

Учитель: Как же относилась к солдатику красавица? Перечитайте начало второй части и найдите ответ на этот вопрос.

Дети: Пока все игрушки играли, шумели, кувыркались, устроили «шум и гам», танцовщица «не тронулась с места». Она была единодушна с солдатиком, ведь он также, как и она не участвовал в общем «шуме», он «не сводил с неё глаз». Может это была любовь? И барышня заметила бедного солдата?

Дети: А может быть она и не собиралась его замечать. Может быть она была гордячкой и считала ниже своего достоинства обращать внимание на всяких солдатиков.

Дети: Наверно она была просто скромной, её воспитание не позволяло ей познакомиться первой.

Учитель: Давайте мы сейчас немного отдохнём и стоя поиграем в артистов театра. Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём. Танцовщицу. Игры игрушек (дети, стоя возле парт, изображают «живые фигуры»).

Учитель: Какая игрушка вам не нравится? Почему он вам не понравился? Найдите ответ в тексте.

Дети: Чёрный тролль из табакерки. Он угрожает солдатику. «Чего глядишь, куда не надо».

Учитель: Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо?

Дети: Наверно тролль считает себя «крутой» игрушкой и танцовщицу тоже, и простым солдатикам незачем смотреть на неё.

Учитель: Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась?

Дети: Табакерка наверно была красивая, ведь это маленькая шкатулочка для чего-то. Их красиво украшали.

Учитель: И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?

Дети: Злые мысли. Злые, некрасивые поступки.

Учитель: Такие люди часто встречались в жизни Ганса Христиана Андерсена. Образованные, культурные деятели датской литературы часто давали понять, что Андерсену следует знать свое место (место босяка и мужика) среди господ профессоров и академиков. «Всё хорошее во мне втоптали в грязь», - говорил о себе Андерсен. И солдатик оказывается в грязи. Когда? Почему?

Дети: Он упал из окна на грязную мостовую. Его сбросил то ли тролль (злые люди), то ли сквозняк (судьба).

(Слайд 20) Учитель: Какие испытания проходит солдатик?

Дети: Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораблике, темнота подмостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы.

Учитель: Как проходил эти испытания солдатик? Подтвердите словами из текста.

Дети: Он переживал, боялся, но всё таки стойко выносил все испытания. «Считал неприличным кричать на улице», «весь дрожал, но держался стойко», «молчал и ещё крепче сжимал ружьё», «держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул», «страх как тесно».

Учитель: Как Андерсен относится к солдатику? Подтвердите.

Дети: Переживает за него. Называет его «беднягой».

Учитель: Что или кто помогает солдатику справиться с этими испытаниями?

Дети: Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. «Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица – по мне, будь хоть вдвое темнее!». «Тут он подумал о своей красавице…».

Учитель: Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях.

Учитель: Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому. Ведь наверняка его ружьё заканчивалось оловянным острым штыком, и он мог оцарапать руки мальчиков, повредить желудок рыбе.

Дети: Нет. В сказке ничего не говориться об этом. Солдатик боится, страдает, но никому не причиняет вреда. Он упорно терпит.

Учитель: Так и Андерсену приходилось страдать и терпеть, стойко переносить все унижения в жизни. При этом не растерять доброты и нежного отношения к простым людям.

(Слайд 21) Но вот испытания солдатика подошли к концу. И произошло чудо – как награда за стойкость – он оказался к комнате того же мальчика и увидел снова красавицу! Что хотел сказать солдатик и вместе с ним автор словами «Вот так стойкость!»?

Дети: Солдатик восхищается упорством балерины, ведь стояла на одной ноге всё это время. А Андерсен этими словами как бы восхищается и солдатиком, восхищается его крепким характером.

Учитель: Какие слова из четвёртой части говорят о силе любви между нашими героями?

Дети: «Был тронут и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом».

Учитель: Да. Влюблённым часто не нужны слова. Они могут общаться взглядами. Они понимают друг друга, они «на одной волне» чувств. Какие слова сказки резко «отрывают» читателя от созерцания светлой любви героев?

Дети: «Вдруг один из мальчиков…». Мальчик поступает плохо, бросает солдатика в огонь.

Учитель: Как вы объясните слова «Наверное, это всё тролль подстроил!».

Дети: Этот мальчик наверно был другом, знакомым нашего маленького мальчика-хозяина. Он наверняка спокойный приличный мальчик. Иначе его бы не пригласили в гости к нашему мальчику. Но в нём тоже «сидел» злой тролль: может это зависть, что у него такой игрушки нет.

Учитель: Солдатик горит в огне. Что он чувствует?

Дети: Ему жарко. Но даже здесь он любит: «Ужасно жарко, от огня или от любви – он сам не знал».

Учитель: Что же барышня?

Дети: Ветер её подхватил и она попала в огонь к солдатику.

(Слайд 22) Учитель: Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла?

Дети: Победила. В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал другие пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.

6. Синтез

Учитель: Ещё в начале урока мы выделили два настроения сказки: светлое и грустное. Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок есть и положительные черты и отрицательные.

(Слайд 23) Предлагаю классу разделиться на четыре группы. Каждая группа получит для рассматривания иллюстрацию из сказки. Вы должны будете посовещаться и ответить на несколько вопросов: Какой герой изображён на иллюстрации? Назвать его положительные и отрицательные черты.

(Иллюстрация 1) Дети: Это мальчик, которому подарили солдатиков. Он любит свои игрушки, не ломает их. Он долго искал упавшего солдатика.

Дети: В сказке есть другой мальчик – гость первого. В нём пробудилась зависть к необычному солдатику.

(Иллюстрация 2) Дети: Это чёрный тролль. Он завидует солдатику. Указывает ему, угрожает. Разлучает солдатика с красавицей.

Дети: До этого тролль скрывался в красивой табакерке, на которую все любовались. Не ожидая «секрета, фокуса». Солдатику эта табакерка помогла притаиться и его не положили в коробку вместе с другими солдатиками.

(Иллюстрация 3) Дети: Это прелестная танцовщица. Она своей красотой покорила сердце оловянного солдатика. Она полетела в огонь вслед за солдатиком.

Дети: Очень уж недоступная. Ни одним движением не дала понять солдатику, что видит знаки его внимания.

(Иллюстрация 4) Дети: Это оловянный солдатик. Он любит красавицу танцовщицу. Стойко выдерживает все испытания выпавшие на его долю.

Дети: Он немного неуверен в себе, не решается познакомиться с барышней. Не смотря на стойкость характера, он испытывает страх во время своего вынужденного путешествия.

7. Итог урока

(Слайд 24) Учитель: Теперь мы попробуем ответить на вопросы, которые задавали в начале урока. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Дети: Им завидовали. Они не понравились другим, потому что были не такие как все. В других игрушках, людях «проснулись» низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев.

Учитель: Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы. Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки.

(Слайд 25) Учитель: Домашнее задание будет связано с ещё одной иллюстрацией, которую я вам предлагаю рассмотреть. Вы конечно же узнали персонажа сказки на этой иллюстрации. Ваша задача: перечитать сказку и рассказать, что вы узнали об этом персонаже. Почему Андерсен выбрал именно её, как она ведёт себя, нравится ли она вам?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх