Какие этапы проходит личность в процессе становления? Процесс становления личности как называется? Основные этапы становления личности человека

Каждый человек является личностью. С разных точек зрения и ракурсов восприятия действительности человек может рассматриваться по-разному. Он может быть охарактеризован как единица труда, боеспособная единица, потребитель и так далее. Но в первую очередь человек – это личность .

Возможно, некоторые полагают, что личность человека, его состояние и характер формируются сразу же. То есть, человек еще при рождении уже наделен определенными чертами характера, которые впоследствии развиваются. В пользу такого утверждения адепты данной точки зрения могут привести следующие аргументы: черты родителей формируют будущую личность ребенка , так звезды на небе сошлись, назвали конкретным именем, так решил Господь и так далее.

На самом деле личность человека переживает определенные фазы своего становления. Процесс формирования человеческой личности – сложный и весьма интересный алгоритм создания единой конструкции из различных материалов с использованием самых разных инструментов и рычагов воздействия на общее состояние личностной композиции индивидуума.

Необходимые критерии сформированности личности

Для начала стоит обозначить два критерия сформированности человеческой личности, которые были выделены Л. И. Божовичем:

  1. Первый критерий выделяет роль наличия иерархии в одном определенном смысле в мотивах человека. Буквально это означает способность человека отказаться от собственных непосредственных побуждений в пользу чего-то другого. В данном случае, рассматривая этот критерий, можно сказать, что индивид обладает опосредованным поведением. При этом стоит отметить, что мотивы, по которым непосредственные побуждения преодолеваются, являются социально значимыми. Также эти мотивы являются социальными по своему происхождению, что подразумевает следующее: мотивы появились и сформировались в условиях существования, воздействующего на развитие человека общества;
  2. Второй критерий обозначает способность сознательно руководить своим поведением. Фундаментом сознательно принятых решений является понимание собственных принципов, мотивов и целей.

Можно сказать, что второй критерий отличается от первого тем, что он предполагает непосредственно сознательное подчинение определенных мотивов . Первый критерий отмечает опосредованное поведение человека, которое имеет особенность, заключающуюся в вероятности наличия в основе принятых решений, и стихийно сложившуюся мотивационную иерархию . Может также рассматриваться и стихийная нравственность – явление, означающее осуществление действия или принятие того или иного решения без наличия обоснования причины совершения поступка именно таким образом. Но при этом поведение человека не является безнравственным или неадекватным.

Второй признак также является своеобразным определением опосредованного поведения, но в то же время тут подчеркивается наличие самосознания в качестве особой личностной инстанции.

Теперь стоит рассказать более подробно об этапах становления личности индивидуума. Для начала стоит обозначить общую картину всего рассматриваемого процесса. Личность, как утверждается в психологии, формируется в результате присвоения или же усвоения человеком опыта, выработанного обществом . Стоит сразу же отметить, какую весомую роль в процессе становления личности играет социум.

Опыт

Получаемый опыт играет важную роль в процессе формирования личности. Воздействие общества на индивида предоставляет ему новые знания и навыки, которые являются рычагами для последующего появления или изменения определенных личностных качеств. Опыт, оказывающий непосредственное влияние на личность индивида, – это целые системы представлений о жизненных ценностях и нормах существования в обществе. Такие представления могут быть почерпнуты из самых разных источников – философские и научные работы специалистов, медиапространство, общественное мнение, а также произведения искусства и другие. Также не стоит забывать и о канонических истинах, которые индивид получает в детстве от своих родителей.

Конечно, нельзя забывать о том, что все вышеупомянутые системы представления в разное время и в различных культурах отличались друг от друга. Стоит подчеркнуть, что отличия в некоторых случаях могут быть колоссальны. Но смысл, в принципе, остается неизменным. Его можно выразить с помощью следующих понятий: «социальные планы» или «объективное предбытие» .

Общество не является статичной средой для существования индивида. Вышеуказанные социальные планы могут быть реализованы именно с помощью социума , так как именно общество осуществляет организацию специальной активности, которая может быть использована для реализации своих планов. Ни один индивид в данной ситуации не является пассивным существом. Активность общества в любом случае пересекается с активностью субъекта. При пересечении этих активностей происходят процессы, которые становятся определяющими в процессе формирования личности индивида.

Как уже было сказано, важную роль в процессе становления личности играет получаемый опыт. Но не стоит рассматривать опыт как закономерный итог усвоения определенных навыков в результате воздействия общества. Процесс формирования личности намного более сложен, чем просто процесс запоминания и применения новых навыков. Опыт в данном случае рассматривается в плане получаемых навыков, впоследствии формирующих новые мотивы и социальные планы, которые будут присвоены индивидом в результате различных процессов, происходящих с ним в жизни.

Переживание

В то же время было бы некорректно утверждать, что исключительно процессы и явления, затрагивающие индивида в реальной жизни, могут активно влиять на появление новых мотивов и планов. Получение и усвоение новых навыков несет в себе лишь пользу для их последующего применения в похожих жизненных ситуациях, но формирование личности обязательно происходит только в случае переживания, которое ощущается в процессе получения нового опыта. Процесс проживания часто может быть сугубо творческим , эмоционально насыщенным.

Этапы

Теперь стоит перейти к описанию имеющихся этапов в формировании личности индивида. Будут рассмотрены главные и существенные фазы становления личности.

Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву

Для начала стоит обратиться к разделению по А. Н. Леонтьеву, согласно которому человеческая личность в процессе своего становления переживает два рождения :

Фазы становления личности по Л. И. Божовичу

Л. И. Божович предлагает другую точку зрения на процесс формирования личности индивида. По его мнению, переломные фазы в процессе развития человеческой личности представляют собой кризисы, возникающие на стыке двух возрастов . Анализ этих кризисов позволяет лучше исследовать психологическую сущность процесса личностного формирования. Каждый возраст несет в себе центральное системное новообразование . Такие новообразования возникают в ответ на потребности ребенка. Следует отметить тот факт, что они несут побудительную силу из-за наличия в себе аффективного компонента.

Л. И. Божович выделил следующие основные этапы:

Введение

Основная часть

2 Понятие и сущность процесса социализации, её этапы

3 Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие. Стадии развития личности по Э. Эриксону

Заключение

Список литературы


Введение


Проблема формирования и развития личности не теряет своей актуальности на протяжении вот уже многих поколений людей. Ведь никому не секрет, что уровень социального, материального, а самое главное духовно-нравственного развития общества напрямую зависит от его самой главной составляющей - личности. Вот почему первоочередной задачей любого социума является обеспечение нормальных условий формирования и развития здоровой и полноценной личности.

Проблема становления личности волнует умы человечества, начиная с древних времен, ведь основополагающей силой развития общества, движения вперед на пути прогресса всегда являлись, в первую очередь, люди, а в частности личности. Именно поэтому исследования человеческой натуры мы можем прослеживать ещё в трудах древнейших ученых, таких как Сократ, Платон, Аристотель, и они продолжаются и в наши дни с помощью современных технологий и новый методов изучения факторов и механизмов развития человека. Это и обуславливает степень разработанности данной проблемы в литературе.

Целью моей работы стало узнать, что собой представляет человеческая личность, её структура, факторы формирования и дальнейшего развития. Что оказывает наиболее сильное влияние в различные периоды жизненного пути человека. Природа создавала каждого человека индивидуальностью, чей внутренний мир и внешний облик неповторимы, но в то же время мы являемся представителями одного вида, сталкиваемся с одними и теми проблемами и задачами на своем о жизненном пути. Недаром говорят, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности. Этим и сложна и интересна задача моей работы: познать глубинные процессы и особенности становления, формирования, развития, приобщения к социуму личности.

1. Основная часть


1 Понятия личности, её структура, факторы формирования и развития


Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.

Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Факторы развития и формирования личности

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;

микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;

воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;

социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;

наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.

на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.

психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.


2 Понятие и сущность процесса социализации, ее этапы


В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности - э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь - это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Этапы социализации личности

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

·Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

·Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию. Основные этапы социализации личности:

·Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

·Вторичная социализация - на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

·Детство - социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70%. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

·Подростковый возраст - не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

·Молодость (ранняя зрелость) - возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

·В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

Психологические механизмы социализации личности

Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмы социализации: подражание, внушение и т. д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т. д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации личности: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т. е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования),другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).

Стилизованный механизм социализации личности действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т. д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их "удельный" вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.


1.3 Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие. Стадии развития личности по Э. Эриксону


Возрастные периоды становления человека

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

) пренатальный (внутриутробный);

) детство;

) отрочество;

) зрелость (взрослое состояние);

) преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

Предзародышевую;

Зародышевую (эмбриональную);

Стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком. Период детства включает стадии:

Рождение и младенчество (от рождения до 1 года);

Раннее детство (или "первое детство" - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;

Дошкольный возраст (или "второе детство" - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

Младший школьный возраст (или "третье детство" - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

Подростковый (или пубертатный);

Юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период "становления", самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Нравственное и социальное развитие

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек - в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой.

Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Теория психосоциального развития, разработанная Э. Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Каждой из них соответствуют свои, присущие данному обществу, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать. Все его детство от рождения до юности рассматривается ученым как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание неповторимости своего индивидуального бытия. Это длительный процесс, он включает в себя ряд стадий развития личности. В младенчестве главную роль для ребенка играет мать - она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего формируется базовое доверие к миру.

Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". Социальное неодобрение позволяет ребенку посмотреть на себя как бы изнутри, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце этой стадии должно сложиться равновесие "автономии" и "стыда". Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не станут подавлять его желания, не будут наказывать за провинности.

В возрасте 3-5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность. Это осознание приходит, потому что он бегает, умеет говорить. Также расширяется область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Последняя очень важна, так как благодаря ей возникают инициативность, творчество, усваиваются отношения между людьми, развиваются психические возможности ребенка: воля, память, мышление и пр. Но если родители сильно его подавляют, не уделяют внимания играм, то это отрицательно влияет на развитие, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Когда в школе его преследуют неудачи, появляется, а потом и закрепляется чувство неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, теряется интерес к учебе. В этом случае он как бы снова возвращается в семью, она оказывается для него убежищем, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. Когда родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется на всю его жизнь.

В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется центральная форма "эгоидентичности". Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит в глазах других, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот проблемы, которые встают перед подростком. И это уже есть требования общества к нему, связанные с его самоопределением. На этой стадии снова возникают все критические моменты прошлого. Если раньше у ребенка оказались сформированными автономность, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое Я, свое признание со стороны окружающих. В противном случае идентичность размывается, подросток не может отыскать свое "Я". Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На шестой стадии (молодость) актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, смешения с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимного единения с определенными людьми. Однако если и в этом возрасте происходит диффузия идентичности, то человек замыкается, изоляция и одиночество становятся еще сильнее.

Седьмая, центральная, стадия - взрослый этап развития личности. Формирование идентичности продолжается всю жизнь; воздействие ощущается со стороны других людей, особенно детей, - они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии таковы: личность реализует себя в хорошем, любимом труде и заботе о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого обратить свое Я (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается; намечаются застой, косность, психологический и физиологический регресс.

После 50 лет (восьмая стадия) создается завершенная форма эгоидентичности как результат всего развития личности. Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах. Ему нужно понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не следует переделывать. Человек "принимает" себя и свою жизнь, им осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Таким образом, на каждом возрастном этапе между ребенком и обществом, родителями, педагогами складывается своя специфическая социальная ситуация взаимодействия; каждый раз складывается та или иная ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения в развитии личности и способностей человека. Появление новых качеств на определенном возрастном этапе (на другом ведущая деятельность окажется иной, как и социальная ситуация, в которой протекает развитие) порождает специфические проблемы, которые могут быть решены человеком с позитивным или негативным исходом. Результат этого исхода во многом зависит от внешних факторов - от воздействия окружающих, поведения и воспитания родителей, норм общества и этнической группы и т. п.

Например, в младенчестве, если нет тесного эмоционального контакта, любви, внимания и заботы, нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, у ребенка появляется агрессивность, а в будущем - различные проблемы, касающиеся взаимоотношений с другими людьми. То есть эмоциональное общение младенца с взрослыми является ведущей деятельностью на этом этапе, влияющей на развитие его психики и обусловливающей положительный или негативный исход. Позитивный результат на этом этапе - у младенца формируется доверие к миру, людям, оптимизм; негативный - недоверие к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.


4 Устойчивость личности и психическое здоровье, понятие психопатологии. Психотерапевтическое воздействие на личность


По определению ученых "Психическое здоровье - это такое относительно устойчивое состояние организма и личности, что позволяет человеку осознанно, учитывая свои физические и психические возможности, а также окружающие природные и социальные условия, осуществлять и обеспечивать свои индивидуальные и общественные (коллективные) биологические и социальные нужды на основе нормального функционирования психофизических систем, здоровых психосоматических отношений в организме ". Особого внимания среди этих признаков психического здоровья считается критерий психического равновесия. От степени взвешенности психического равновесия зависит уравновешенность человека с объективными условиями, ее приспособленность к ним (В.Н. Мясищев).

Уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешнее воздействие имеют большое значение для разграничения нормы и патологии, ведь только у психически здорового человека, т.е. уравновешенного, мы наблюдаем проявления: - Относительной устойчивости поведения и адекватности ее внешним условиям; - Высокую индивидуальную приспособляемость организма к привычным колебаниям внешней среды; - Способность поддерживать привычное комфортное самочувствие, морфофункциональное сохранения органов и систем. Психическое здоровье человека тесно связано с наличием и сохранностью психологической устойчивости. Проблемы психологической устойчивости личности имеют большое практическое значение, поскольку устойчивость предохраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для внутренней гармонии, обеспечивает реализацию физических и духовных потенций человека. Составляющие психологической устойчивости: - Способность к личностному росту с адекватным решением внутренне личностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых) - Относительную (не абсолютно) стабильность эмоционального состояния и благоприятного настроения; - Развитое волевое регулирование. Устойчивость к преодолению трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психического саморегулирования, постоянный достаточно высокий уровень настроения - это неотъемлемые составляющие психического здоровья. Аномалии в психике личности наиболее четко выражаются в проявлениях дисгармонии, потере равновесия с социальным окружением (т.е. с социумом), в нарушении процессов социальной адаптации. Этот критерий органически связан с двумя другими: органичностью организации психики и ее адаптивными возможностями.

Психопатология - раздел психиатрии <#"justify">Разделы:

·Общая психопатология - изучает основные, свойственные многим психическим болезням, закономерности проявления и развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, природу психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, методы исследования и лечения.

·Частная психопатология - изучает отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности. Речь <#"justify">·К позитивным синдромам относятся, например, астенический, аффективный, неврозоподобный (возникают при неглубоком поражении психики), галлюцинаторный, галлюцинаторно-параноидный, парафренный (свидетельствуют о более глубоком поражении), кататонический и различные виды помрачения сознания (наиболее тяжёлые психопатологические синдромы).

·Негативные синдромы проявляются истощением психической деятельности, изменением личности (деградация <#"justify">Изменение личности с помощью психотерапевтического воздействия

Проблема личностных изменений - одна из важнейших проблем психологической науки, имеющая методологическое значение. Большинство отечественных и зарубежных исследователей небезосновательно полагают, что изменения личности происходят только в период ее активного формирования, не позднее 30 лет. В ходе решения проблемы изменчивости личности были предложены ее различные теоретические модели. К наиболее популярным относится модель П. Косты и Р. Мак-Крэя, американских психологов, известных своими работами в области измерения базисных факторов личности. Они ввели понятия основных тенденций и адаптационных характеристик.Первые после 30 лет остаются стабильными (к ним в первую очередь относится "большая пятерка" личностных факторов), а вторые, включающие привычки, аттитюды, отношения, интересы и т. п., могут меняться в течение всей жизни.

Развитием модели Косты и Мак-Крэя явилась модель Д. Мак-Адамса, который выделил три параллельных и не взаимодействующих друг с другом уровня личности. Содержание первого из них соответствует содержанию понятия "основные тенденции" в концепции Косты и Мак-Крэя, этот уровень относительно устойчив в течение периода взрослости. Он состоит из качеств, которыми индивид обладает независимо от воздействий среды. Второй уровень может быть соотнесен с адаптационными характеристиками. На этом уровне личность испытывает влияние контекстуальных и мотивационных воздействий. Если первый уровень может быть попят как уровень наблюдателя (внешнее описание личности), то второй уровень характеризует внутреннее, непосредственное содержание личности, существующее в данный момент. Изменения как функция развития личности ожидаются именно на этом уровне. Третий уровень - экзистенциальная личность. На этом уровне человек конструирует представление о себе, смысле и значении своей активности в окружающем его мире. Мак-Адамс полагает, что этот уровень личности напрямую связан с борьбой за создание жизнеспособной идентичности личности, или так называемого мифа жизни. На этом уровне изменения происходят непрерывно.

Таким образом, изменений личности в плане формирования каких-либо новых или исчезновения уже имеющихся качеств под влиянием психотерапии не происходит.

Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие, собственно, и делает личность личностью. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое из качеств (в их взаимодействии с другими) имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует. Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств у личности, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое "приведение в соответствие" и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений. Подтверждением этой мысли является хорошо известное опытным психотерапевтам отсутствие продолжительного позитивного эффекта в случаях глубокого невроза или психоза. При этих заболеваниях происходит более или менее выраженная деструкция личности, а поэтому и не удается добиться устойчивого эффекта. Сторонники психоанализа считают, что он является наиболее эффективным методом терапии при серьезных формах патологии. В известной мере эта эффективность обеспечивается длительностью психоаналитического процесса, нередко длящегося годами. Регулярные психоаналитические сеансы становятся для пациента своего рода костылями, с помощью которых он бредет по жизни.


Заключение


При ближайшем рассмотрении, мне удалось выяснить, что показателем устойчивого развития и социального благополучия общества является гармоничная и полноценная личность. Процесс формирования и развития личности продолжается на протяжении всей жизни человека, с помощью институтов и механизмов, которые являются факторами формирования и становления личности. Основными факторами формирования личности человека на первых порах его жизни является семья и его воспитание в ней, там закладывается фундамент, на котором строится дальнейшая жизнь ребенка, его отношение с другими людьми, общая оценка мира и своего места в нем. Также немаловажным фактором выступает само общество, его социальный и политический строй, менталитет, обычаи, традиции, нравственные устои принятые в нем.

Очень важную роль в становлении личности играет социализация, то есть процесс усвоения индивидом определенных образцов поведения и социальных норм, потому как человек существо биосоциальное, а это значит вне общества ему не выжить.

На каждом этапе развития человек сталкивается с определенным видом трудностей, преодоление которых является его восходом на новую ступень становления личности. В зависимости от успеха выхода из кризиса, человек приобретает некоторые навыки и делает выводы, которые помогают ему на следующем жизненном пути.

Формирование личности складывается из нескольких факторов, каждый из них оказывает различное влияние. Это непрерывный, сложный и абсолютно индивидуальный процесс. Безусловно на протяжении всей истории человечества люди пытались выяснить почему происходит дисгармония личности, что именно стало причиной сбоя. Иногда ответ лежит на поверхности: достаточно лишь обратить внимание на ближайшее окружение человека, общественный строй в котором он вырос, социальные, природно-климатические условия и т.д. Но иногда причина скрывается глубоко внутри самой личности. Недаром ведь говорят: "Чужая душа - потёмки". От этого еще сложнее помочь человеку восстановиться и снова встать на путь развития и благополучия. В наше время, когда ритм жизни настолько велик, прогресс движется вперед с неумолимой скоростью, дорога каждая секунда времени и мы постоянно куда-то спешим, бежим и опаздываем любой стресс может спровоцировать дисбаланс развития личности, ведь мы порой забываем, что душа иногда нуждается в простом созидании, уединении и покое. Это и приводит к различным психопатологиям, сначала в безобидных, но потом прогрессирующих формах. Поэтому так важно уделять внимание не только физическим, но и духовным потребностям, прислушиваться к себе и четко понимать, чего вы действительно хотите, а что навязано извне.

Подводя итог, хотелось бы выделить, что для правильного развития личности необходимо учитывать все факторы ее формирования и уделять вниманию каждому, но не забывать, что каждый человек индивидуален, и у каждого свой путь, который он должен пройти.


Список используемой литературы

личность социализация эриксон психопатология

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С.Л. - СПб: Издательство "Питер", 2009. - С. 592.

Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие. / Гуревич П.С. - М.:2011. - С. 560

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. - М.: 2009. - С. 576.

Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология / Батюта М.Б., Князева Т.Н. - М.:2011. - С. 306


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Какие этапы проходит личность в процессе становления?

Ответ

Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится как все. Данная фаза может быть названа адаптацией.

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для её утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её.

Третья фаза - интеграция. Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей в каждой из фаз даёт возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности. Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

Социализация - это процесс достаточно сложный для изучения. Тем не менее социальная психология активно развивается в этом направлении. Вопросы социализации и того, какие этапы проходит личность в процессе становления, являются основными для этой науки вместе с рядом других рассматриваемых явлений, касающихся общественной жизни человека. А она настолько многообразна, что тяжело представить, какой была бы наша жизнь, если во всем этом мы смогли бы разобраться. Но разве возможно это? Вряд ли. Точно известно одно: если бы общество было простым, то как бы нам было скучно жить, вы не находите?

Немного о социализации

Итак, какие же этапы проходит личность в процессе своего становления? Есть несколько теорий, которые стараются дать ответ. Каждая из них по большей части не противоречит остальным. При этом на социализацию человека каждая психологическая школа смотрит под своим углом. Кто-то ее рассматривает с позиции социальных групп. Так называется объединение людей, у которых есть общие цели, ценности. Общество также можно называть социальной группой. Только в этом случае его можно считать большим объединением. Нет особенной разницы, какие этапы проходит личность в процессе становления. Важно то, что конечная точка почти всегда известна. Естественно, процесс социализации может не получиться. В таком случае человек может считаться маргиналом или десоциализировавшейся личностью.

Разница между мариганалами и дезадаптантами

В чем разница между маргиналами и теми людьми, которые выпали из общества? Маргиналы находятся как бы между социумом и изоляцией от него. При этом они могут и не жить в обществе. Чаще всего их не очень радостно принимают. Чтобы хоть как-то выжить, такие люди создают собственные группировки, в которых объединяются похожие личности. Они могут вести себя девиантно (с отклонениями от нормы) и даже деликвентно (с нарушением юридических законов). В данном случае мы можем говорить о том, что люди были десоциализированы.

Но далеко не каждый приходит к такой жизни. Некоторые люди вполне спокойно продолжают интегрироваться в общество. Очень часто рассматривается процесс социализации через адаптацию. Есть несколько теорий о том, какие этапы проходит личность в процессе становления. Мы же рассмотрим так называемую

Этапы социализации личности

Есть три личности: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Для первого этапа характерен в большинстве случаев детский возраст, и продолжается он до тех пор, пока человек не начал сам себя обеспечивать. Если же у него это получается, ему родители не нужны для выживания, то можно говорить о прекращении дотрудового этапа социализации.

Дотрудовая социализация

Для данного этапа характерно активное усвоение социальных норм, а также постепенная интеграция в ряд обществ, которые в данный момент актуальны для человека. В случае с дотрудовой социализацией это школа, разнообразные секции, кружки.

Трудовая социализация

После того как человек устроился на работу или же закончил школу, начинается этап трудовой социализации, который характеризует тотальный расцвет жизни. Так, в это время личность может найти и реализовать свое призвание и стать успешной. Это в идеале, если процессы социализации совмещаются с самоактуализацией (по Маслоу и другим представителям Но может быть и такое, что человек продолжает социализироваться, жизненного опыта продолжает набираться, принятых в обществе норм придерживается. Но при этом он не развивается.

Это путь ложной социализации, когда человек вроде бы интегрирован в общество, но его социальное положение и статус настолько малы, что есть большой риск вылететь оттуда. достаточно сложный, чтобы учитывать все факторы. Но он непосредственно связан с социализацией человека. Некоторые люди говорят, что процесс становления личности - социализация и есть.

Но это не совсем так. Просто мы столько говорим об адаптации человека в социуме не потому, что это синонимично развитию личности, а по причине большого влияния общества на становление человека. Поэтому мы и рассматриваем происходящее сквозь призму адаптации к разным группам. Так что нельзя сказать, что процесс становления личности называется социализацией. Это в корне неверно.

Послетрудовая социализация

Последним этапом социализации является послетрудовая, которая сопряжена обычно с наступлением пенсионного возраста. Но поскольку существует огромное количество работающих пенсионеров, то можно сказать о том, что данный этап начинается уже после того, как человек перестал активно трудиться. Для пенсионного возраста характерно постепенное ослабевание социальных навыков. С социально-психологической точки зрения, старость дана человеку, чтобы нормы и устои передавались другим людям, чтобы их жизненная база становилась значительно лучше еще в молодом возрасте. Вот поэтому бабушки так любят поучать. Правда, не всегда это принимается, но бывают и обратные случаи.

Этапы профессионального становления личности

Стоит еще затронуть такую тему, как этапы становления личности как профессионала. Их достаточно много, поэтому можно рассмотреть вопрос только вкратце.

  1. Новичок. Это этап, когда человек только знакомится со своей профессиональной деятельностью.
  2. Ученик. Человек начинает осваивать практические навыки и потихоньку получает опыт в этом деле и уверенность в себе.
  3. Специалист. Стандартные операции отработаны, но ничего нового человек придумать не может.
  4. Профессионал. Специалист с творческим подходом. Очень гибок и нестандартно подходит к самым сложным ситуациям.
  5. Мастер. Человек, для которого его работа - это все. Именно поэтому его подходы настолько оригинальны, а результаты деятельности появляются так быстро, что кажется, человек даже и не работал. Это же представляется и самому мастеру.

Вот такие пять этапов. Они достаточно интересны, не так ли? Мы разобрались, какие этапы проходит личность в процессе становления. Они достаточно понятны и легки для восприятия. Процесс становления личности человека все же является очень сложным, но при этом данная информация поможет несколько увеличить читателю свою копилку знаний и наполнить ее полезной информацией.

На вопрос Помогите пожалуйста ответить на вопрос!! ! Какие этапы проходит личность в процессе становления? заданный автором Европеоидный лучший ответ это Кризис - это становление личности.
Первый этап кризиса – младенческий, который проявляется в возрасте от 3 до 7 лет. Когда происходит становление личности человека. Когда ребенок начинает осознавать все происходящее вокруг. И многое зависит от того, какое у него будет окружение и какое будет отношение окружающих к нему.
Следующий этап кризиса происходит в возрасте с 10 до 16 лет. Когда у ребенка появляется чувство самостоятельности, когда все советы и попытки воспитания воспринимаются в штыки. Влияние сверстников и друзей оказывают очень сильное воздействие. Обостряется чувство неуверенности и мнимой самостоятельности. В этом возрасте очень важно не упустить из виду тот факт, что все происходящее вокруг воспринимается с особой чувствительностью. Появляется первая влюбленность, которая может перерасти в большое и светлое чувство. Не зря этот возраст считается самым нежным.
Это самые важные этапы преодоления кризиса, последующие этапы возрастных категорий от 18 до 22лет, когда происходит поиск себя и своего места в жизни. Кризис периода 22-27 лет, этап, когда необходимо внести в свою жизнь изменения. В возрасте 32-37 лет происходит переоценка жизненных ценностей. И последующие этапы так называемого кризиса среднего возраста.
Очень важно правильно подойти к прохождению того или иного этапа кризиса. Это восхождение по лестнице жизни, где невозможно попасть на следующий пролет, не пройдя предыдущий, и то, как вы пройдете предыдущий этап, зависит то, каким у вас будет следующий этап. Поэтому важно преодолеть все кризисы, чтобы прожить жизнь полную радости и чувства удовлетворения собой и жизнью.
Источник: ньюайлэнд

Ответ от Бесхитростный [гуру]
В психике любого человека всё это – инстинкты, привычки, разум и интуиция - так или иначе, есть. Но взаимодействуют между собой эти составляющие у разных людей по-разному. В зависимости от того, какие из этих составляющих преобладают в человеке, можно говорить о его строе психике. Из этого определяется 4 основных типов строя (устройства) психики:
Человечный строй психики.
Демонический строй психики.
Строй психики биоробота-зомби.
Животный строй психики.
Но в современном нам обществе существует огромное число недолюдков, строй психики которых можно назвать опущенный в противоестественность ниже животного. Этот строй психики несвойственен природе человека, его генетике. Он привнесён в жизнь социальной системой, в которой живут современные люди, выполняя на практике жизненные установки, сформированные несправедливой и безнравственной концептуальной властью.
Кроме этого, каждый человек живёт не один (изолированно) , а в обществе (городе, каком-то коллективе, фирме, партии и т. д.) . Это порождает в обществе в целом (селе, городе, области, партии, фирме и т. д.) некую коллективную психическую деятельность («коллективную психику» , психическую «атмосферу».) Она может быть двух видов:
С ростом ошибок. К ошибкам, которые совершает один человек, добавляются ошибки, совершаемые другими. Ком ошибок растёт и погребает под собой всё такое общество (часть общества, партию …), если общество (часть общества) не подготовит другую психическую «атмосферу» .
С устранением ошибок. Ошибка, совершённая одним человеком, устраняется другими. Но главное здесь в том, что каждый старается не совершать ошибок сам, чтобы не обременять других устранением ошибки.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх