Как правильно сделать крепления на лыжи. Какие крепления для лыж выбрать

В этой статье речь пойдет об установке креплений на лыжероллеры. Каким набором инструментов нужно обладать для всего этого действия?

Есть небольшая хитрость. Шуруп проблематично вкручивается в металл (в платформу лыжероллеров). Смазываем его каким-нибудь вязким веществом (например, я всегда использую лыжную мазь), и все пойдет как по маслу.

Если не вдаваться в подробности – действует общее правило для установки креплений (как для классических лыжероллеров, так и коньковых): лыжное крепление в сборе прикладывается к платформе лыжероллера впритык к заднему брызговику и делается отметка для сверления шурупа передней части креплений. Далее делаем отметки для шурупов в соответствии с отверстиями креплений (если есть кондуктор, то по его отверстиям).

Использовать сверло диаметром 4-4,5 мм.

Для креплений типа «SNS» (Atomic, Salomon) – Передний шуруп крепления должен находиться на расстоянии 14,5 см от заклепки переднего брызговика.

Для креплений типа «NNN» (Rottefella, Fischer) – Передний шуруп сверлится на расстоянии 17 см от заклепки переднего брызговика.


SWENOR имеют свою таблицу для установки креплений на лыжероллеры. Из таблицы видно, что для металлических платформ использовать сверло 4мм, для платформ из стекловолокна сверло 3,6мм. В зависимости от модели лыжероллеров и вида креплений указано расстояние от начала платформы (начальная точка измерения разная у металлических и стекловолоконных платформ) до паза креплений (место, где ботинок зажимается в крепление). Измерения производить с задней части платформы!


Если у вас остались вопросы – буду рад помочь!

Небольшая памятка по уходу за лыжероллерами.

После использования в мокрую погоду промойте чистой водой и нанесите смазку в достаточном количестве на подшипники, прокрутите колеса, чтобы смазка равномерно распределилась, после высушите. Хранить лыжероллеры необходимо в сухом помещении, избегая попадания прямых солнечных лучей на колеса, т.к. некоторые имеют свойство деформироваться. Всегда перед тренировкой проверяйте целостность колес, креплений и надежность фиксации гаек на оси.

Как на профессиональном, так и на и любительском уровне - пожалуй, один из самых популярных способов зимнего времяпрепровождения огромного количества людей. Кто-то предпочитает активно отдохнуть на ближайшем пункте проката этого спортивного снаряжения, ну, а кто-то целенаправленно едет на известные горнолыжные курорты, в принципе, за тем же.

От чего зависит выбор крепления?

Безусловно, одну из главных ролей в качественном и приятном катании играет непосредственно сам инвентарь. Ассортимент лыж сегодня очень велик, причем отличаются они как по маркам производителей, так и по своему назначению (беговые, горные, прыжковые). Широк и ценовой диапазон, поэтому стоит сразу определиться с планируемой на покупку суммой.

Порой любители зимних катаний сталкиваются с весьма серьезной проблемой. Как правильно установить крепления на лыжи? Доверить процесс монтажа можно и специалистам, но при желании сэкономить часть финансовых средств и просто приобрести дополнительный опыт стоит разобраться в технологии этой работы самостоятельно.

Из чего состоит лыжное крепление?

В конструкцию этого элемента, который призван обеспечивать безопасность, входят пятка и передняя головка, которые обязательно должны быть отрегулированы в соответствии с параметрами конкретного человека (вес, размер ботинка и т. п.).

На самом креплении находятся специальные штыри, функция которых заключается в фиксировании ботинка. Также имеются особые скобы и изгибы, позволяющие ноге свободно двигаться внутри, но не дающие ей соскользнуть. Обычно эти элементы имеют форму носка ботинка, что не может не сказаться положительно на удобстве катания.

Пятка крепления призвана обеспечивать лыжнику безопасность во время падений. В современных образцах такая способность называется вертикальной эластичностью. Кроме того, с помощью этой части крепления значительно снижается уровень вибраций, поступающих на ботинок.

Как обеспечить монтаж фиксатора?

Итак, правильное крепление лыж осуществляется отчасти с помощью надлежащего просверливания. Делать нужно это не на глаз и не с применением меток. Зачастую у производителя можно приобрести специальный кондуктор, благодаря которому будет гарантирован хороший результат.


Для проделывания отверстий существует большой выбор сверл, каждое из которых подходит тому или иному типу лыж: сечение 4,1x9,5 мм - для металлических покрытий, 3,5x9,5 - для деревянных, а 3,5x7 мм станет хорошим решением для юниорского спортивного снаряжения, толщина которого меньше, чем у взрослых моделей.

После просверливания всех необходимых отверстий в полотне лыж в каждое из них добавляется небольшое количество клея, а затем уже монтируется само крепление. Винты должны входить плотно, без сдвигов.

Эта информация может стать полезной во время размышлений над тем, как установить крепление на лыжи.

Беговые лыжи: установка креплений

Именно эти элементы позволяют четко передавать усилия и устанавливать направление скольжения при движении как в классическом стиле, так и в коньковом. Очень важно сделать акцент на том, как правильно установить крепления на лыжи для бега, поскольку без этих знаний даже хорошо подобранное снаряжение не только не сможет доставить от катания абсолютно никакой радости, но и способно подвергнуть владельца серьезной опасности.

Одно из них - устаревшее Nordic Norm 75мм, называемое в массах "рантовым". Главным его достоинством является относительно невысокая цена, но в остальном его технические характеристики оставляют желать лучшего. Стопу оно фиксирует плохо и, несмотря на жесткое крепление мыска ботинка, вся подошва скользит из-за недостаточной поперечной и продольной устойчивости. Коньковый стиль бега в этом случае практически невозможен, а классический выходит немногим лучше. Такая установка креплений на не принесет владельцу удовольствия от катания, поэтому следует уделить внимание двум другим типам фиксаторов.


Эти образцы принадлежат моделям нового, инновационного поколения. К ним относятся система SNS и система NNN.

Будет довольно непросто сравнивать эти два крепления, поскольку каждое из них представляет собой устройство с крайне высокими эксплуатационными показателями.

В основе функционирования этих двух систем лежит технология применения флексоров и направляющих, что существенно упрощает задачу того, как поставить крепления. На лыжи с такими фиксаторами подошва ботинок ложится крепко и удобно, а дополнительная стабилизация при катании и классическим, и придает ощущение уверенности и весьма облегчает процесс передвижения.

Функциональные особенности систем крепления SNS и NNN

Уровень фиксации каждого из этих двух образцов является туристическим, иногда даже оснащенным автоматическим застегиванием. Такой вариант прекрасно подойдет для лыжников-любителей, чьи навыки катания еще не слишком хорошо развиты.

Система SNS появилась немного раньше, и главное ее отличие заключается в том, что в конструкцию крепления входит всего одна продольная составляющая, в то время как у типа NNN их две.

Не секрет, что основная разница между беговыми и горными лыжами - это связь ботинок у первых с тем или иным образцом креплений. А поскольку различия двух вышеназванных систем совсем незначительные, то здесь акцент должен делаться исключительно на выбор обуви. Определившись с тем, как правильно установить крепления на лыжи, следует подобрать ботинки, которые будут соответствовать стилю катания и отличаться неповторимым комфортом и дизайном, а уже затем разобраться со стандартом их фиксации.

Крепления для горных лыж

Этот вид спортивного снаряжения подходит, как становится ясно из названия, только для катания по склонам. Для бега такие лыжи не приспособлены, так как они имеют иные параметры длины и ширины, а также отличаются от других образцов своими техническими характеристиками . Но, так или иначе, крайне важно знать, как поставить крепления на лыжи этого типа, поскольку спуски с вершин требуют повышенного уровня безопасности, обеспечить который можно только благодаря надежной фиксации всей конструкции на ноге.

Порядок установки креплений для горных лыж

Во избежание некачественного результата работы все действия для снаряжения этого типа нужно выполнять строго по следующей инструкции:

1. В центре тяжести лыжи, найти который можно и собственноручно, очерчивается линия.

2. Крепление укладывается так, чтобы его передний край доходил как раз до нарисованной метки. В фиксатор аккуратно вставляется ботинок, который поправляется так, что все его основание располагается по центру, поскольку только в этом случае установка креплений на горные лыжи будет правильной.

3. Затем ботинок снимается, а в месте его расположения через дырочки в фиксаторе делаются небольшие отверстия, которые можно проделать шилом или сверлом с сечением 1,5-2 мм в диаметре. Далее при помощи отвертки или шуруповерта заворачиваются прилагающиеся в комплекте саморезы.

4. Ботинок плотно закрепляется в проделанных дырках. При этом важно соблюсти весь алгоритм действий так, чтобы в конце всей работы фиксатор был в меру жестким, комфортно облегал ногу и соответствовал всем требованиям норм безопасности при катании.

Эта инструкция поможет разобраться в том, как правильно установить крепления на лыжи, предназначенные для езды по горам и крутым склонам.

Самое простое лыжное крепление - носковой ремень. Но такое крепление очень ненадежно - ведь не случайно мальчишки всегда приделывают к ремешку резинки или просто подвязывают его веревочкой.

Ременное крепление, снабженное пяточным ремнем, имеет преимущество в том, что оно позволяет использовать для ходьбы на лыжах любую обувь, и в первую очередь валенки.

Более усовершенствованным считается туристское крепление с боковыми металлическими скобами и регулируемым пяточным ремнем. Оно может быть использовано на прогулочных лыжах и не требует специальных лыжных ботинок.

Значительно более удобно жесткое рантовое крепление. Специальный лыжный ботинок надевается на шипы и прижимается по ранту дужкой. Такие крепления быстро и надежно соединяют ботинок с лыжей, не стесняют пятку, обеспечивая в то же время хорошее управление лыжей. Они ставятся на спортивно-беговые и прогулочные лыжи.

Для катания на горных лыжах нужны крепления, плотно прикрепляющие ботинок к лыже. Спортсмены-горнолыжники обычно наглухо привязывают ботинки ремнями. Начинающему лыжнику этого делать не следует.

Горнолыжные крепления состоят, как правило, из регулируемых по ширине металлических скоб, снабженных рантодержателями. В последнее время вместо неподвижных скоб применяются подвижные носковые рантодержатели, автоматически освобождающие ногу при падении.


Рис. 5. Лыжные крепления (сверху вниз) туристские, рантовые, горнолыжные крепления на пружинах и на ремнях



Закрепленный в носке рантодержателем ботинок плотно пристегивается к лыже тросом, натягиваемым с помощью носкового замка - «лягушки». Необходимое натяжение создается за счет пружины, расположенной в носковой части троса или на самой «лягушке». Пользоваться тросом с пяточной пружиной не рекомендуется - он плохо держит ногу и портит ботинки. Чтобы трос лучше прижимал ботинок к грузовой площадке, его пропускают через крючки, установленные на боковых поверхностях лыжи. Пара крючков возле передней части каблука позволяет наглухо прикрепить ботинок, что необходимо для выполнения поворотов. Пара крючков, находящихся у основания большого пальца ноги, обеспечивает подъем пятки, что важно при длительном переходе на горных лыжах по ровному месту. В случае необходимости трос пропускают через передние или задние крючки.

В последнее время получают распространение горнолыжные крепления, имеющие только носковой рантодержатель и пяточную защелку. При падении они автоматически раскрываются.

Для маленьких детей лучше всего подходят крепления с металлическими скобками, поставленными на подошву от старых сандалий. У сандалий обрезается вся передняя часть и оставляются только подошва и задник с ремешками. Любая детская обувь входит в такие крепления. Скобки, снабженные носковым ремнем, и ремешок от сандального задника надежно и безопасно удерживают ногу и позволяют хорошо управлять лыжей.



Рис. 6. Детские лыжные крепления

Вместо сандалий можно использовать материал типа линолеума, отрезав от него полоску, равную ширине лыжи и длине детской обуви (с запасом), и пришив задник и ремешок. Ботинок с креплением ставят на лыжу. Между ботинком и полоской линолеума устанавливают скобки, намечают отверстия для шурупов, затем, сняв ботинок, укрепляют скобки винтами.

Для детей постарше можно использовать школьные крепления, которые продаются в магазинах. Если ребенок носит обувь 33-го размера и выше, то ему уже годятся крепления для взрослых.

Теперь нужно решить сложный вопрос: куда ставить крепления?

Прежде всего необходимо найти центр тяжести лыжи. Для этого лыжу скользящей поверхностью ставят на ребро линейки или карандаша. Место, в котором она займет положение равновесия, и будет ее центром тяжести. Его отмечают поперечной чертой.

Крепление должно быть установлено так, чтобы концы пальцев ноги оказались смещенными от центра тяжести к пятке лыж на расстояние 1-1,5 см.

Самое простое правило, применимое почти для всех лыж, - носок ботинка должен находиться на линии центра тяжести. Смещение допускается только к заднику лыжи. Это облегчает ввод лыжи в поворот. Но увлекаться этим не следует, иначе носки лыж будут сильно оттягивать стопу и утомлять ноги.


Рис. 7. Определение центра тяжести лыжи

Рис. 8. Разметка подошвы ботинка для рантового крепления

Перед установкой рантового крепления вдоль грузовой площадки лыжи необходимо провести среднюю линию. Такую же линию прочерчивают и на ботинке. Она пройдет между двумя первыми пальцами ноги к середине каблука, где так же, как и на носке, делают легкие заметки. Затем на ботинок надевают скобы, е которых предварительно снята дужка, так, чтобы передний рант совпадал с краем скобы. Если скобы неразъемные, их поджимают по ботинку. Ботинок со скобами ставят на лыжу. Совместив их средние линии и точно отметив положение скоб на лыже, ботинок снимают, и по только что полученным отметкам ставят скобы. Через дырки в скобах на лыже отмечают отверстия для шурупов. Затем сверлом делают отверстие под винт. Чтобы не просверлить лыжу насквозь, предполагаемую глубину отверстия отмечают на сверле с помощью изоляционной ленты. Диаметр отверстия должен быть меньше диаметра винта примерно на миллиметр. Затем винты смазывают лыжной мазью и сначала осторожно, а потом в полную силу завертывают до отказа. Надевают на скобы дужку; вставляют ботинок. Продвинув вперед от отказа, его центрируют, следя за тем, чтобы боковой рант равномерно касался стенок скоб. Закрывая дужку так, чтобы она полностью касалась ранта, с силой надавливают на нее.



Проделав эту операцию несколько раз, ботинок снимают. На подошве остаются вмятины от шипов. По этим вмятинам сверлом или горячим гвоздем делают в подошве отверстия, которые строго соответствуют диаметру шипов и ни в коем случае не проходят насквозь. Надев ботинок на шипы и закрыв дужку, на конец ее средним делением надевают гребенку и намечают на лыже отверстия для винтов, которыми она укрепляется на лыже. Прикрепив гребенку, защелкивают ботинок и под его пяткой прибивают резинку. Резинка должна иметь размер каблука. Ее рекомендуется прибить по всему периметру так, чтобы она чуть пузырилась - тогда под пяткой не будет набиваться снег.

Вторая лыжа размечается по первой. В остальном операции совершенно одинаковы.

Если вам приходится устанавливать крепление в первый раз, то вначале надо потренироваться на доске, схожей по размерам с грузовой площадкой лыжи. Необходимо проделать все, что было описано ранее, не стоит только сверлить отверстий в ботинке.

При установке креплений на горных лыжах центральную пластинку скобы размещают так, чтобы передний край ее совпадал с линией центра тяжести или был смещен на 1-2 см назад. Намечают на лыже отверстия и, поставив боковые щечки с рантодержателем, укрепляют их на пластинке, регулируя положение по ботинку. На лыжу ботинок ставят так, чтобы его носок и задник располагались точно по оси. Укрепив щечки, вставляют в скобу ботинок и надевают на его каблук трос. Трос должен быть укреплен на средних делениях передней защелки, называющейся «лягушкой», а сама «лягушка» в полураскрытом положении устанавливается на лыже, впереди ботинка. Выбрав слабину троса, намечают место установки «лягушки» сначала только на одном или двух винтах. Укрепив «лягушку» этими винтами, закрывают ее. На боковых поверхностях лыжи намечают места для крючков. Их следует развернуть по ходу троса. Поставив крючки и прибив или приклеив резинку под каблук ботинка, «лягушку» защелкивают. Если трос, проходящий через задние крючки, плотно держит ботинок и позволяет легко закрыть «лягушку», установку креплений можно считать оконченной. Следует лишь укрепить «лягушку» добавочными винтами Если регулировка троса не позволяет надежно прикрепить ботинок и все возможные варианты натяжения исчерпаны, «лягушку» переставляют на новое место.

Горнолыжное крепление с передним рантодержателем-автоматом ставят на лыжах так, чтобы место упора ботинка приходилось на центр тяжести лыжи или было смещено на 1-2 см назад. В остальном порядок установки крепления остается прежним.

Для горнолыжника-любителя лучшее крепление - пружинное, с головкой-автоматом. Этот тип крепления позволяет быстро снимать и надевать лыжи и обеспечивает безопасность, особенно если на «лягушке» есть устройство, раскрывающее крепление при падении вперед.

Многие любители используют также крепления на ремнях с вращающейся пяткой и автоматической головкой. Такое крепление безопасно и хорошо держит голеностопный сустав. Однако при необходимости часто снимать и надевать лыжи оно неудобно, так как на затягивание ремней уходит много времени.

При установке на лыжи крепления с вращающейся пяткой следят за тем, чтобы при застегивании пяточной пружинкой «лягушки» ботинок достаточно крепко был прижат к головке. Иначе он все время будет выскакивать из крепления. При заматывании ремень ведут через каблук к противоположному от места закрепления ремня кольцу. Оттуда направляют назад, винтообразно обхватывают им ахиллово сухожилие и обматывают вокруг лодыжки, а затем снова ведут назад через ахиллово сухожилие к кольцу и месту закрепления ремня. Отсюда, через подъем, направляют ремень к застежке, после чего пяточную пружину закрывают.

При перестановке креплений старые отверстия в лыже следует заделывать деревянными пробками.

При установке крепления на металлические или пластмассовые лыжи употребляются специальные шурупы с самонарезающей резьбой. Если таких шурупов нет, в отверстиях лыж нарезают резьбу с помощью метчика и используют обычные винты для металла.

Лыжные палки подбираются довольно просто - длина их должна доходить до подмышек. Это правило годится для всех типов лыж. Для прогулок рекомендуется пользоваться легкими камышовыми палками. Для горнолыжников лучше подходят дюралевые или стальные палки конического или веретенообразного профиля. Они обязательно должны иметь надежно укрепленные кольца и удобные кожаные петли для рук. Штыри палок должны быть достаточно острыми.


Рис. 9. Лыжные палки

Крепления – это металлические скобы, которые крепятся к лыжам, и ремни с пряжками, предназначенные для того, чтобы удерживать обувь в скобе. Этот вид креплений является довольно распространенным, так как они надежны и подходят для любой обуви, то есть специальные ботинки не требуются. Полужесткие крепления менее прочные и удобные, чем жесткие, к тому же они тяжелее.

Жесткие крепления предназначены для специальных лыжных ботинок, но при подгонке могут быть пригодны для разной обуви. Расположение шипов и размеры – стандартные.

Как правильно установить крепления на лыжи

Чтобы установить крепления на лыжи самостоятельно, прежде всего, нужно определить центр тяжести лыжи. Для этого необходимо перевернуть ее, положить серединой на острое ребро ножа или линейки и перемещать предмет вдоль лыжи, пока она не примет положение равновесия (лыжа должна встать горизонтально). Отметьте найденную линию на внешней стороне.

После того, как центр тяжести определен, приступаем к следующему этапу установки. Обычно в комплекте с креплением имеется шаблон, с помощью которого можно наметить положение каждого отверстия для шурупов, чтобы установить крепления на лыжи правильно. Здесь вам и пригодится отмеченная ранее линия центра тяжести: по ней определяют верное расположение шаблона на лыже.

Наметив местоположение шурупов, просверлите отверстия, глубина которых будет немного меньше длины шурупов. В них нужно налить небольшое количество эпоксидной смолы (иногда в комплект поставки входит специальный клей). Теперь можете прикручивать крепление.

Проверяем

Всегда необходимо проверить – правильно ли установлены крепления. Для этого возьмитесь за ботинок и приподнимите его и прикрепленную лыжу. Если вы все сделали верно, ее передняя часть будет перевешивать, а грузовая площадка при этом прижмется к подошве ботинка.

Совет 2: Как установить крепления на лыжи для конькового хода

При покупке новых лыж приходится сталкиваться с установкой креплений на них. В магазинах, конечно, предлагают установить крепления на купленные лыжи , но это связано с дополнительными затратами. Поставить крепления самому – не такая уж сложная задача, главное – тщательно рассчитать все параметры и детально следовать инструкции, приложенной к купленным крепления м.

Если у вас крепление современного образца типа NNN или SNS от Salomon, тогда вам жутко повезло. Так, как они сами по себе могут определить центр тяжести лыжи. Достаточно взять лыжу, найти самую тонкую ее часть (как линейка) и поставить ее ребром на пол, после берем вторую лыжу и кладем ее поперек, очень желательно положить ее под прямым углом. После чего наблюдаем процесс, того, как работают весы (передний и задний конец лыжи должен висеть в воздухе на одинаковой высоте). Но если вы приобрели крепление достаточно тяжелое, тогда вам следует измерять центр тяжести немного иначе. С первой лыжей все так точно, но вторую нужно положить через паз фиксации ботинка.

После того, как лыжи станут в нужное положение, вам нужно будет отметить перпендикулярную черту на верхней стороне лыжи и обязательно над самим креплением. Данную процедуру повторите со второй лыжей. Читаем дальше и даем ответ на вопрос, как правильно установить крепления на лыжи?

Итак, теперь нужно определить центр тяжести ботинка. Важно понять он старого или современного образца. Первые стоит крепить у самого среза ботинка, а у вторых центр тяжести установлен по срезу ботинка. Но мы ориентируемся по креплениям стандарта SNS, не пугайтесь, разница для других абсолютно отсутствует. Кроме этого, неважно какой стиль вы используете при беге. Найдите на ботинке стержень, который войдет в специальный паз в креплении, именно этот паз и должен находиться там, где у нас центр тяжести у лыжи.

Кстати, под этим пазом, по центру, находится еще один паз, в котором крепится средняя часть крепления. Затем берем крепление, прикладываем к нашей разметке и в местах, где должны быть шурупы мы шилом делаем маленькие отверстия. После того, как отметили, можно убрать крепление и проверить, совпадает ли центральная метка с центром, а задние метки одинаково отдалены от краев. Повторяем операцию со второй, чтобы можно было установить крепления на лыжи.

Берем, жило и меряем насколько глубоко шуруп зайдет в лыже – это делается, что бы потом лыжу не просверлить насквозь. Когда померили, берем сверло диаметром 6-4 мм, можно меньше и сверлим. Важно: после того как измеряли глубину, отметить ее изолентой или же вообще отлично если на сверле есть линейка.

Теперь, когда у нас 3 готовых отверстия в каждой лыже мы можем снять пластиковую скобу, которая отстегивает лыжу. Затем в ней фиксируем крепление шуруповертом. Полностью закручивать не нужно, где-то до половины. Кстати, не пользуйтесь клеем. Раньше лыжи были деревянными, а на современные лыжи клей пагубно влияет.

Ставим на место снятую скобу. Собираем крепление и устанавливаем «встык» закрывая при этом предыдущие шурупы, до упора. Не забываем отметить отверстия на обеих лыжах, после чего прикрутить болты (тут точно клей не понадобится). После всего этого закрываем «пятки» заглушками. Вот и все, надеюсь, у вас получилось.

Избавьтесь от опасных папиллом НАВСЕГДА

Простой и проверенный способ избавления от папиллом и бородавок без опасных последствий. Узнайте как >>

Как установить лыжные крепления

От того, как поставить крепления на беговые лыжи, а также от качества их исполнения зависят рабочие характеристики лыж. Представленные в современных магазинах лыжи имеют особую площадку, которая обеспечивает надежность фиксации спортивной обуви. Даже если вы идеально, их неправильная установка может повредить структуру лыж, сократив срок службы и прочность.

Какие инструменты нужны для установки креплений?

Каждый может справиться с установкой крепления на беговые лыжи своими руками. Для этого вам понадобится следующий набор инструментов:

  • шаблон для идеально точного высверливания отверстий;
  • линейка или уголок для определения центра лыжи;
  • дрель со сверлами 3,4-3,5 мм;
  • маркер или карандаш;
  • специальный клей или простой ПВА;
  • отвертка или шуруповерт.

Как правильно разместить крепление?

Для беговых лыж сегодня существует несколько наиболее популярных систем крепления ботинок к беговым лыжам:

  • SNS - выпускается фирмой Salomon;
  • NNN - выпускается Rottefella;
  • NIS - их производит Madshus и другие фирмы.

Способы установки разных крепежных систем на лыжи могут быть разными, но есть определенные требования, которые всегда неизменны:

  • лыжные ботинки должны надежно крепиться к лыжам;
  • система должна обеспечивать высокую маневренность и легкость управления при движении;
  • крепление должно повышать прочность лыжи в месте его монтажа.

Линейкой необходимо вымерить центр лыжи и отметить его карандашом. Для разметки отверстий для вкручивания крепежных болтов используйте шаблон или специальный кондуктор - это очень удобно и быстро. Установите кондуктор, подходящий под выбранный вами вид крепления - SNS или NNN. Тщательно вымеренный и отмеченный центр тяжести должен совпасть со специальной меткой на кондукторе.


Если нет кондуктора, изготовьте шаблон из картона или плотной бумаги (иногда крепления продаются с уже готовым шаблоном). При его отсутствии приложите крепление к лыже так, чтобы отметка центра тяжести на лыже совместилась с отметкой на шаблоне. Это же касается оси крепления скобы ботинка. Присутствующие на шаблоне отверстия необходимо пометить карандашом или продавить шилом. Этот вариант разметки не самый точный, поэтому лучше его не использовать.

Современные крепления могут иметь смещающиеся элементы, поэтому размечать отверстия под шурупы, на которых держится платформа, следует при собранном и закрытом креплении. В противном случае, отверстия сместятся примерно на сантиметр.

После того, как отверстия для лыжных креплений отмечены, приступаем к их высверливанию. Проделать отверстия можно дрелью с регулировкой оборотов и специальными сверлами подходящего диаметра и с ограничителем глубины. Особое сверло имеет расширение, которое центрует его в отверстии кондуктора и останавливает при достижении определенной глубины.

Сверлить отверстия следует на малых оборотах с небольшим нажатием. Под установку крепления NNN требуется отверстие диаметром 3,4 мм, а под SNS - 3,6 мм. В обоих случаях глубина отверстия составляет ровно сантиметр.

Порядок установки креплений на беговые лыжи

Если вам интересно, как ставить крепления на беговые лыжи, запомните следующую информацию. Перед монтажом нужно залить проделанные отверстия клеем, который заполняет все трещинки, обеспечивая прочность и защищая внутреннюю структуру лыж от воды. Без качественной защиты отверстий влага будет просачиваться в них и всасываться в полость лыжи, вызывая гниение изнутри. Такое обычно случается с изделиями, имеющими сотовую структуру или изготавливаемыми из натуральных материалов.


Вы можете купить особый фирменный клей, но также подходит обычный ПВА. Применять эпоксидные смолы нельзя, так как растворитель может повредить структуру лыжи. Крепление прикручивают к лыже максимально качественно, чтобы не было ни малейшего люфта. После этого клей должен засохнуть в течение суток.

Крепления для лыж марки NIS

Как поставить крепления на беговые лыжи должен знать каждый лыжник. Применение креплений NIS существенно упрощает процесс работ и позволяет регулировать положение площадки под ботинки на лыже.

Устанавливать крепления NIS можно только на специальные лыжи, которые имеют особую платформу. Подобные модели выпускают компания Madshus и некоторые другие. При монтаже крепление для лыж следует завести по направляющим до возникновения характерного щелчка. По направляющим устанавливают также подпятник, который фиксируют в подходящем положении специальным ключом из комплекта.

Монтаж подпятника на недорогие модели лыжных креплений не требует особых инструментов. Система NIS обеспечивает возможность подбора правильного местоположения крепления на лыжах с учетом особенностей трассы и погоды. Менять положение можно перед каждой лыжной прогулкой или тренировкой.

Вы купили себе лыжи, крепления, ботинки и палки. Если с ботинками и палками все понятно, то многие задают вопрос - а как же правильно прикрепить крепления к лыжам?

Для начала подготовим инструменты. Нам потребуется:

  • Линейка или карандаш (с их помощью мы будем определять центр тяжести лыжи);
  • Маркер;
  • Шуруповерт или дрель;
  • Тонкое сверло диаметром 3-4 мм (лучше брать троечку)
  • Фигурная отвертка (такая же битка для шуруповерта);
  • Ровные руки.

Начнем с того, что определим центр тяжести лыжи. Кладем на ровную поверхность заранее приготовленные линейку или карандаш, на него кладем лыжу. Ловим место на лыже, в котором лыжа будет держать равновесие. Это и есть центр тяжести, не забудьте отметить его маркером. Если вы вдруг сместились на пару миллиметров в сторону, ничего страшного. Такую же процедуру повторяем со второй лыжей.

После того как мы отметили центр тяжести на лыжах, прикладываем в лыже крепление таким образом, чтобы механизм крепления ботинка был строго на нашей метке. Профессионалы сдвигают крепление немного назад для большей скорости при движении. Мы этого делать не будем, так как нашей задачей стоит получить как можно больше удовольствия, а не гонка на время на олимпийской трассе. Приложили? Проверили? Теперь в отверстиях крепления ставим метки на лыже, туда мы будем вворачивать шурупы. Еще раз проверьте правильно ли вы поставили метки.

С этой задачей мы справились, переходим к подготовке посадочных отверстий под шурупы на лыжах. Высверливаем неглубокие отверстия по меткам для шурупов. Не переусердствуйте, сверлить лыжу насквозь не нужно, глубина отверстия должна быть не больше сантиметра. Если вы все сделали правильно, вы увидите несколько аккуратных отверстий для наших шурупов.

Переходим к монтажу креплений. Совмещаем отверстия на креплении с высверленными отверстиями на лыже и вкручиваем шурупы в лыжу. Сразу закручивать намертво не нужно, оставьте шурупы немного недотянутыми. Проверим правильно ли крепление прилегает к лыже. Крепление должно стоять ровно, без смещений в стороны. Все правильно? Затягиваем винты накрепко. Сверху шурупы можно залить эпоксидкой или клеем «момент» и дать ему просохнуть. Те же операции проделываем со второй лыжей.

На этом нашу инструкцию можно закончить. Как видите крепить крепления на лыжи не так сложно. Но если вы сомневаетесь в своих силах, специалисты центра активного отдыха МотоТайм сделают монтаж креплений для вас. Также вы сможете купить лыжи и все аксессуары для лыж в интернет-магазине по гораздо меньшей цене чем в офлайн-магазине. Торопитесь, зима скоро закончится!

Установка лыжных креплений – этим искусством должен был владеть каждый советский гражданин, потому что во времена СССР никаких специальных мастерских для этого не было. Да и в голову никому, тем более, бывалому туристу, не приходило обращаться за платной помощью в этом элементарном деле. Тем более, что раньше, как и сейчас, в состав комплекта входила инструкция по установке лыжных креплений.

Правильная установка лыжных креплений начинается с ее прочтения, что, как правило, делается. Советуем точно соблюдать пошаговые рекомендации , где учтена специфика монтажа в зависимости от их вида.

Но если вы умудрились потерять инструкцию - читайте наш рассказ с пошаговыми фото, в котором подробно описана установка полужестких лыжных креплений.

Полезные статьи:

Крепление лыжное полужесткое: как установить правильно?

Шаг 1. Найдите центр тяжести лыжи, положив ее на любой предмет небольшого размера, например, на строительный уголок или ручку отвертки. Она должна быть уравновешена - носок и запяток висеть в воздухе. Над этим местом, на лыже прочертите линию. Это и будет центр тяжести.

Шаг 2. Возьмите крепление, положите его на лыжу таким образом, чтобы его передний край лег на очерченную линию. Аккуратно, не сдвинув крепление с места, вставьте в него ботинок, в котором собираетесь идти в поход (если собираетесь идти в бахилах, то и). Подправьте так, чтобы подошва ботинка, его носок и пятка, находились по центру лыжи. Только в этом случае вам гарантирована правильная установка лыжных креплений.

Шаг 3. Аккуратно, придерживая в таком положении крепление, снимите ботинок. Сразу поставьте метки карандашом через отверстия в креплениях. По этим меткам просверлите небольшие отверстия дрелью (сверлом 1,5-2 мм в диаметре). Или проделайте их шилом.

Заверните шурупы, прилагаемые в наборе к креплениям, отверткой или шуруповертом.

Шаг 4. Прикрепите трос и вставьте ботинок в крепление. Максимально возможно раскрутите бегунок лягушки, таким образом, чтобы он оказался на самом конце болта.

Вставьте трос в бегунок. Защелкните лягушку и рукой натяните ее как можно дальше к носку лыжи. Отметьте место ближайшего к носу отверстия для установки лягушки. Второе будет закрыто лягушкой, поэтому сначала просверлите одно отверстие (но не на сквозь, не более, чем на 5 мм вглубь), вкрутите в него шуруп, затем, раскройте лягушку и по месту второго отверстия вкрутите второй шуруп.

Шаг 5. Закрутите бегунок таким образом, чтобы и лягушку хватило сил защелкнуть, и ботинок плотно сидел в креплении. Под каблуком ботинка установите подпятник. Вставьте ремешок в прорези щечек. Готово! Установка лыжных креплений успешно завершена!

Полезные статьи:

Созданных конкурирующими фирмами: SNS от SALOMON и NNN от ROTTEFELLA. Есть еще российский вариант прогулочных креплений 75 мм. Все остальные обозначения - это лишь модификации данных типов. При установке креплений на лыжи к ним предъявляются четыре главных требования:
1)хорошая управляемость и маневренность;
2)надёжное соединение двух составляющих - обуви и лыжи;
3)сохранение прочности в месте инсталляции крепления;
4)Минимальный возможный вес;

Нужно обязательно уточнить, что характеристики лыжи напрямую зависят не только от правильности установления крепления, но и от его положения.

И SNS и NNN имеют огромный ассортимент моделей креплений, которые направлены на самые разные уровни спортивной подготовки лыжников. В зависимости от предназначения крепления могут отличаться прочностью, весом и жесткостью фиксации обуви.

Все современные модели соединяют ботинок и крепление с помощью специальной скобы, которая находится в подошве обуви и которая зажимается креплением. Для всех стандартов беговых креплений правилом является обязательное совмещение оси крепления и оси центра тяжести лыжи. Именно поэтому все производители лыж ориентируются на данное правило и делают свою продукцию с тем, чтобы при совмещении осей она показывала наилучшие характеристики. В таком случае прочность всей конструкции будет максимальная. Немаловажным фактором будет золотая середина в отношении жесткости и эластичности, а также хорошая управляемость.

Современное конвейерное производство лыж не всегда позволяет достигнуть полной идентичности продукта, особенно в случае, когда лыжи делаются из природного материала. В этом контексте особенно важно выглядит создание стандарта NIS, который значительно упрощает процесс крепления и уменьшает риск неправильной установки.

Зачастую лыжи в зоне инсталляции креплений имеют платформу, которая добавляет прочности лыже и обеспечивает хорошую фиксацию крепления. Однако неопытные лыжники при установке крепления часто сдвигают данную платформу. Это может привести к серьёзным повреждениям лыжи и чревато травмами. Поэтому установку крепления на лыжу стоит проводить с помощью специального инструмента, который позволит избежать ошибок.

Для инсталляции креплений вам минимум понадобятся:

  • бумажный шаблон для нанесения разметки; В идеальном варианте специальный кондуктор.
  • линейка;
  • сверло с нужным диаметром (3,4 - 3,6 мм); В идеальном варианте особое сверло с упором для удаления заусенец. (Если заусенцы не убраны, то есть вероятность перекоса крепления при установке)
  • клей; Гибкий влагостойкий.
  • отвёртка;
  • дрель;
  • лыжи и крепления.

Процесс разметки.

Однако мы настоятельно не рекомендуем выполнять разметку без шаблона новичкам - это чревато неточностью со всеми вытекающими негативными последствиями. Также не стоит забывать о том, что некоторые детали крепления могут смещаться и поэтому разметка под фиксаторы платформы обязательно должна производиться при закрытом креплении. В противном случае смещение может составлять несколько сантиметров.


Профессиональный кондуктор-шаблон для установки креплений.

Не забывайте, что у каждого стандарта (NNN и SNS) есть свой шаблон и кондуктор, которые серьёзно отличаются друг от друга.

Процесс сверления.

Для такой тонкой работы желательно иметь не простую дрель, а с управлением оборотами, а также свёрла, которые чётко подойдут под диаметр и глубину итогового отверстия. В специализированных мастерских используется оборудование, которое позволяет центровать сверло и останавливать его строго на нужной глубине.
Обычно для установки креплений SNS используют сверло 3,6 мм, для NNN - 3,4 мм. Глубина отверстия - 10 мм.

Кроме того специальное сверло срезает заусенцы, которые остаются на лакокрасочном покрытии лыжи. В случае если вы используете обычное сверло и не убираете заусенцы, то при установке крепления может произойти перекос и крепление не будет правильно застегиваться.

Инсталляция крепления.

Перед инсталляцией крепления необходимо залить все отверстия специальным клеем, который покроет все трещины, оставшиеся после вкручивания шурупа. Таким образом, это будет дополнительная гидроизоляция и долговечность (в противном случае влага, которая будет туда попадать, начнёт вызывать процессы гниения изнутри).

В профессиональных центрах мастера используют специализированный клей от фирм Salomon и Rottefella. Но в принципе, возможно даже использование обыкновенного ПВА - он также может обеспечить герметичность конструкции. А вот эпоксидными смолами пользоваться нельзя . Они могут повредить важные конструкционные элементы лыжи. Крепление фиксируется полностью - нельзя оставлять какие-либо люфты. После инсталляции клей должен сохнуть около 9-12 часов.

Инсталляция креплений на платформу NIS.

Для упрощения установки креплений, которая также допускает регулировку расположения крепления в зависимости от центра тяжести. Сейчас лыжи с такими платформами выпускают производители Rossignol и Madshus.

Нужно завести крепление по специальным направляющим до щелчка, который говорит о том, что оно стало на место. Точно по такому же принципу нужно установить и подпятник. Но для этого понадобится специальный ключ, который идёт в комплекте.

Платформа NIS позволяет варьировать место крепления не только в зависимости от типа лыж, но и в зависимости от погодных условий и от состояния трассы. Изменить положение можно с помощью специального ключа, сместив его на несколько «щелчков» в нужном направлении и зафиксировав.

Надежность, легкость и быстрота установки - вот три главных преимущества, которые даёт лыжнику эта платформа для креплений.

Установка креплений на лыжи, купленные у нас, производится на профессиональном оборудовании бесплатно!

Если у вас крепление современного образца типа NNN или SNS от Salomon, тогда вам жутко повезло. Так, как они сами по себе могут определить центр тяжести лыжи. Достаточно взять лыжу, найти самую тонкую ее часть (как линейка) и поставить ее ребром на пол, после берем вторую лыжу и кладем ее поперек, очень желательно положить ее под прямым углом. После чего наблюдаем процесс, того, как работают весы (передний и задний конец лыжи должен висеть в воздухе на одинаковой высоте). Но если вы приобрели крепление достаточно тяжелое, тогда вам следует измерять центр тяжести немного иначе. С первой лыжей все так точно, но вторую нужно положить через паз фиксации ботинка.

После того, как лыжи станут в нужное положение, вам нужно будет отметить перпендикулярную черту на верхней стороне лыжи и обязательно над самим креплением. Данную процедуру повторите со второй лыжей. Читаем дальше и даем ответ на вопрос, как правильно установить крепления на лыжи?

Итак, теперь нужно определить центр тяжести ботинка. Важно понять он старого или современного образца. Первые стоит крепить у самого среза ботинка, а у вторых центр тяжести установлен по срезу ботинка. Но мы ориентируемся по креплениям стандарта SNS, не пугайтесь, разница для других абсолютно отсутствует. Кроме этого, неважно какой стиль вы используете при беге. Найдите на ботинке стержень, который войдет в специальный паз в креплении, именно этот паз и должен находиться там, где у нас центр тяжести у лыжи.

Кстати, под этим пазом, по центру, находится еще один паз, в котором крепится средняя часть крепления. Затем берем крепление, прикладываем к нашей разметке и в местах, где должны быть шурупы мы шилом делаем маленькие отверстия. После того, как отметили, можно убрать крепление и проверить, совпадает ли центральная метка с центром, а задние метки одинаково отдалены от краев. Повторяем операцию со второй, чтобы можно было установить крепления на лыжи.

Берем, жило и меряем насколько глубоко шуруп зайдет в лыже – это делается, что бы потом лыжу не просверлить насквозь. Когда померили, берем сверло диаметром 6-4 мм, можно меньше и сверлим. Важно: после того как измеряли глубину, отметить ее изолентой или же вообще отлично если на сверле есть линейка.

Теперь, когда у нас 3 готовых отверстия в каждой лыже мы можем снять пластиковую скобу, которая отстегивает лыжу. Затем в ней фиксируем крепление шуруповертом. Полностью закручивать не нужно, где-то до половины. Кстати, не пользуйтесь клеем. Раньше лыжи были деревянными, а на современные лыжи клей пагубно влияет.

Ставим на место снятую скобу. Собираем крепление и устанавливаем «встык» закрывая при этом предыдущие шурупы, до упора. Не забываем отметить отверстия на обеих лыжах, после чего прикрутить болты (тут точно клей не понадобится). После всего этого закрываем «пятки» заглушками. Вот и все, надеюсь, у вас получилось.

Народная мудрость: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»

1. Крепления SNS и NNN тоже можно использовать для нахождения центра тяжести. Используем плоскую, как линейка, сторону и кладем торцевой стороной на пол. Перпендикулярно сверху устанавливаем лыжу как весы, передвигая продольно, добиваемся равновесия. При утяжеленном креплении измеряют, приложив крепление к лыже, при этом добиваясь, чтобы ось центра тяжести проходила сквозь фиксирующего паза ботинка, перемещая вдоль лыжу и само крепление.

2. Найдя центр тяжести, отмечаем на торцах лыж перпендикулярные вертикальные линии с обеих сторон от крепления к верхней стороне лыжи и соединяем их. Это можно сделать с помощью угольника, хотя погрешность в пределах двух миллиметров допустима для такой длины лыж. После этого такую же процедуру проделываем со второй лыжей.

3. Никакой разницы между ботинками нового образца с креплением непосредственно у переднего среза и былого образца, где крепление находится на выступе - у обоих ось центра тяжести находится у переднего среза ботинка. Получается, что у старых ботинок выступ выходит за ось центра тяжести. Так же не имеет значения планируемый стиль бега. Главное, чтобы в подвешенном состоянии лыжа не перевешивала ни спереди, ни сзади. Исключение составляют лишь лыжники с опытом, которые для»увеличения скорости» немного смещают их назад от оси центра тяжести. Но для применения этого на практике нужен опыт.

4. Современные лыжные крепления типа SNS и NNN имеют поперечный паз для фиксации металлического стержня ботинка в передней его части. Этот паз необходимо совместить с прочерченной осью центра тяжести. Непосредственно под пазом в центре находится продольный паз. В него затем вставляется средний элемент крепления. Нижняя донная его часть совпадает с центром стержня, ее и совмещаем с нашей отмеченной линией на верхней стороне лыжи.

5. Предварительно необходимо вывинтить все три до конца не завинченных из крепления винта. Если автоматически защелкивающиеся SNS Profile Auto закрыты, и не подобраться к третьему винту, то надо нажать на скобу (защелка сместится внутрь), после чего надо вставить толстую отвертку или другой подходящий инструмент, чтобы не дать фиксатору вернуться. Затем откидываем скобу для получения доступа к шурупу. Аналогичная процедура проводится для снятия крепления с лыж.

6. Далее следует примерка к лыжам по меткам и разметка при помощи шила будущих отверстий по центру. Убрав крепления, необходимо сверить среднюю метку строго посередине с помощью штангенциркуля или рулетки. Два задних отверстия должны быть одинаково удаленные от краев. Для коррекции, делаем шилом новые метки глубже.

7. Перед сверлением советуем подстраховаться и проверить глубину входа шурупа, дабы не пробить лыжу насквозь. Вычитаем высоту крепления и остаток примеряем к лыже. Если лыжа тонкая и длина штатных винтов избыточна, то надо заменить их на шурупы необходимой длины.

8. На сверле отметьте глубину планируемого отверстия намоткой изоляционной ленты, если нет линейки на дрели. Сверло должно быть диаметром от 3,6 до 4 мм в зависимости от толщины винтов. Затем аккуратно просверливаем шесть отверстий на всей паре лыж. Почему аккуратно, потому что сегодня лыжи имеют стеклопластиковое сотовое наполнение под несколькими миллиметрами деревянной вставки для креплений. Поэтому сверло, несмотря на ограничители из изоляционной ленты или линейки, под давлением может легко проскочить насквозь. Не стоит давить во время сверления на дрель. Лыжи предварительно нужно прижать ногой или зафиксировать струбциной во избежание пружинящего фактора. Необходимо сверлить строго вертикально, без перекосов, не раскачивая дрель, добиваясь четкой формы отверстий.

9. Просверлив по три отверстия у каждой лыжи, снимаем пластиковые скобы, отстегивающие лыжи, крепим к ним крепления винтами, предварительно наживив не более чем наполовину, так выравнивать будет проще. Затем с помощью шуруповерта затягиваем на небольшое усилие, есть все-таки определенный риск их сорвать. Проверяем плотность соединения. Ничего не должно болтаться.

Примечание: Не используйте клей, так как он подходит только к деревянным лыжам, причем, масса из них негативно влияет на современные внутренности. Толстый шести миллиметровый винт плотно закрывает отверстие, и предотвращает попадание влаги. А канты шурупов успевают стереться раньше, чем что-то может сгнить внутри лыжи.

10. Снятую скобу устанавливаем на место, воткнув нижний конец в петлю, затем нажав скобу вниз с усилием до характерного щелчка. Аккуратно! Не прищемите пальцы. Далее, собираем элементы крепления, вынимая предварительно шурупы - в среднем элементе два, а в последнем один. Устанавливаем встык элементы, закрывая предыдущие шурупы. Отмечаем аналогично шилом отверстия, убираем элементы, сверлим, прикручиваем шурупы, устанавливая элементы крепления встык до упора. После привинчивания последнего «подпятника », отверстие закрывается заглушкой.

Успехов Вам на лыжне!

Естественно, лыжи – одна из самых важных составляющих снаряжения лыжника, но далеко не всё. Понадобятся и крепления, и специальные ботинки. А их многообразие введет в растерянность любого новичка в лыжном спорте. И чтобы определиться с выбором этого лыжного снаряжения, перед походом в магазин полезно будет ознакомиться с тем, на что стоит обращать при покупке.

Выбор ботинок

В первую очередь стоит подобрать наиболее удобные для себя ботинки, а потом уже и присматривать и соответствующие лыжные крепления. Поэтому описание начнем именно с лыжных ботинок.

Ботинки для беговых лыж, как и лыжи, делятся на три типа по предполагаемому стилю катания и на четыре – по целевой аудитории.
В зависимости от стиля катания на беговых лыжах вам понадобятся ботинки:

  • для конькового стиля нужен высокий ботинок с жёстким манжетом для фиксации ноги. Нагрузка на ногу при этом стиле выше, потому наличие манжета обязательно – без него лыжник может повредить ногу;
  • низкий ботинок с мягкой подошвой идёт для традиционного стиля;
  • есть ещё универсальные ботинки, они идут со съёмной жёсткой манжетой или без неё, с умеренно жёсткой подошвой.
По целевой аудитории лыжные ботинки делятся на следующие группы:
  • ботинки для профессионалов. Такие ботинки подвергаются самой большой нагрузке, и потому при их производстве большое внимание уделяется надежности и качеству. На профессиональных ботинках для беговых лыж применяются новейшие технологии, поэтому в них редко встретишь кожаные элементы – есть синтетические материалы, по многим параметрам превосходящие кожу. Ботинки для профессионалов дороги, но и прослужат они довольно долго;
  • ботинки для спортивного туризма. К этим ботинкам тоже предъявляются серьёзные требования. Их в основном приобретают туристы с большим опытом, а также альпинисты. Ботинки для спортивного туризма делают удобными и для пешего перехода, без лыж, если это потребуется. Их чаще всего делают комбинированными, со сменной манжетой, материалом служит натуральная кожа с синтетическими вставками. Они должны быть надёжными и прочными, удароустойчивыми;
  • ботинки для оздоровительных лыжных прогулок. К таким ботинкам не предъявляется высоких требований, поэтому есть и дорогие, и подешевле: в зависимости от материалов, из которых сделаны ботинки;
  • ботинки для детей. Детские ботинки должны быть удобными, прочными и тёплыми. Кроме того, они должны и легко надеваться, и легко сниматься.
На ботинках для беговых лыж в основном используются шнурки. Если отпустить шнурки на ботинке, так чтобы его можно было свободно обуть, шнурки не должны выпадать через самое верхнее отверстие для шнуровки, т.е. быть достаточно длинными. Правильно зашнурованный ботинок, с одной стороны, надёжно фиксирует ногу, а с другой – не сдавливает её. Бывает, что в верхней части ботинка дополнительно есть липа – она защищает от попадания снега в ботинок и служит дополнительным фиксатором.
Приобретать лыжные ботинки без примерки ни в коем случае нельзя, а при примерке обязательно надевайте носки. Это могу быть либо специализированные носки для занятия лыжным спортом, либо шерстяные – не тонкие, и не толстые. Лыжный ботинок ни в коем случае не должен жать. С другой стороны, в чересчур свободных ботинках будет трудно управлять лыжами.
Итак, примеривая ботинок, надо в нём пройтись, постоять, оторвать пятку от пола – внутри ботинка пятка должна плотно прилегать к подошве, не отрываться от нее. МирСоветов также рекомендует обратить внимание на то, что образующаяся при подъёме пятки складка в области подъема стопы не должна давить на пальцы. Если же ботинки не подходят под эти критерии – это значит, что они вам не подходят.
Кроме того, если выбираются ботинки для конька, то манжета должна хорошо держать ногу, но не сдавливать или мешать её движению. Вообще, что касается жёсткости ботинка, то для конькового стиля катания она самая большая, для классики – самая малая, ну и для комби – средняя.

Строение горнолыжных ботинок принципиально отличается от строения ботинок для беговых лыж. Горнолыжные ботинки состоят из двух элементов – внешнего ботинка и внутреннего сапожка.
Внешний ботинок отвечает за импульс, передаваемый лыжником во время движения – чем жёстче ботинок, тем лучше слушаются лыжи.
Разные фирмы по-разному обозначают жёсткость горнолыжных ботинок. Одни фирмы характеризуют их просто: «мягкие», «жёсткие». Другие, а именно, Nordica и Salomon, вывели абсолютную величину жёсткости – килограмм силы на градус прогиба (имеется ввиду сгибание вперёд). Для новичков МирСоветов рекомендует ботинки с жесткостью в пределах 15-60 кгс/град. Для уже освоившихся и обладающих базовыми навыками катания на лыжах эта планка поднимается до 40-80 кгс/град. Далее, когда вы уже будете вполне уверенно стоять на лыжах – стоит присматриваться к горнолыжным ботинкам жесткостью 60-90 кгс/град. А жесткость 115 кгс/град и более рассчитана на тех, кто занимается лыжным спортом профессионально, их в рассмотрение пока брать не стоит.
Вообще, жёсткость внешнего ботинка может быть отрегулирована – но если лыжник впервые стоит на лыжах, это ему, конечно, не поможет. Регулировка жесткости рассчитана на продвинутых лыжников. В зависимости от склона или прикладываемых усилий она может быть немного изменена.
На передней части голенища расположены металлические или пластиковые застёжки-клипсы, оснащённые регулировкой длины для более чёткого и комфортного фиксирования ноги. Количество клипс может быть от 1 до 4 на ботинок.
Кроме клипс, ботинки могут быть снабжены винтами, предназначенными для разных целей. Например, при откидном заднике, такой винт встроен в большую клипсу, при его закручивании внутри ботинка затягивается фиксирующая ногу лента.
В горнолыжных ботинках также может присутствовать силовой ремень, который фиксирует манжету (голенище) по верхней ее части.
Сама манжета может регулироваться по наклону вперёд и назад, что служит для более точной подгонки ботинка под стойку лыжника. Дополнительно в горнолыжных ботинках может быть еще одна функциональная возможность, называемая кантингом. Эта опция позволяет изменять угол наклона манжеты ботинка влево/вправо, подстраивая ее под строение скелета ног у конкретного человека.
В задней части ботинка располагается элемент, отвечающий за улучшение передачи усилия на лыжу.
При ходьбе вне склона удобно, чтобы верхняя часть ботинка была ослаблена. Для этого существует переключение «ходьба-катание», которое как раз освобождает от сковывания заключённую в ботинок ногу.

Еще одно существующее различие в горнолыжных ботинках – принцип входа. В ботинках с передним входом манжета раскрывается спереди, что обеспечивает лучшее облегание ботинком ноги. Чаще всего такой принцип применяется для спортивных и экспертных моделей, в таких ботинках манжета не имеет регулировки по наклону назад. Ботинки с центральным входом оснащены частично откидывающейся задней частью ботинка, что позволяет легче надевать и снимать его. И, наконец, ботинки с задним входом, наиболее удобные для новичков, имеют откидной задник, благодаря чему они довольно легко обуваются.
Внутренний сапожок в горнолыжных ботинках изготавливается из мягких материалов. Он одновременно снимает необходимость надевания носка под ботинок и служит для более тонкой подгонки по размеру.
По своим свойствам материалы для внутреннего ботинка отличаются. Для моделей, предназначенных для новичков, сапожок делают таким образом, чтобы он в течение первых же минут принял точную форму ноги. В экспертных моделях на это нужно время – внутренний сапожок изготовлен из более жёсткого, неподатливого материала. С одной стороны, он обеспечивает лучший контакт с лыжей (как и жёсткость внешнего ботинка), но с другой стороны – не имеющим должного уровня подготовки лыжникам будет неудобно в таких ботинках. На них можно будет перейти со временем.
Выбирать ботинки для катания по горным склонам сложнее. По поводу размера есть одно элементарное правило, которого следует придерживаться: если стопа широкая, лучше брать на полразмера больше, потому что при нагрузке она обязательно станет еще шире больше. По этой же причине примерять ботинки надо обязательно стоя.
Примерять надо на тонкий эластичный носок. Он должен быть идеально ровным и гладким, без каких-либо складок, и заканчиваться выше границы окончания манжета.
Надо понять, что ориентироваться при выборе на фирму-изготовителя бесполезно – каждая из них выпускает ботинки со своими особенностями – с более широким или узким носком или пяткой, с разными подъёмами и так далее. Цена для лыжного ботинка – тоже не самый точный показатель. Самые дорогие ботинки – экспертные, они будут очень сложны для новичка. Крайне важно выбрать удобные ботинки – если при примерке хотя бы немного давит, не стоит их брать – на склоне этот дискомфорт усилится многократно, что может стать причиной испорченного отдыха (в лучшем случае).
Примеряя ботинок, надо застегнуть все клипсы. Начинать застегивать ботинок следует со второй от носка клипсы, той которая стягивает свод стопы, тем самым фиксируя пятку. После этого следует прислушаться к ощущениям – не упираются ли пальцы в носок, можно ли ими немного двигать; пятка не должна болтаться или отрываться от стельки при наклоне. Нужно подвигать ногой вперёд-назад, из стороны в сторону.
Теперь можно попробовать затянуть клипсы по максимуму. Тут есть свой подводный камень: не стоит забывать, что внутренний ботинок ещё не обмялся, и что потом затягивать клипсы нужно будет сильнее. И если при примерке они уже затягиваются максимально, то потом, когда это действительно потребуется, клипсы не подтянуть.
Если кажется, что ботинок всё же мал, МирСоветов рекомендует надеть на вторую ногу на полразмера больше и снова прислушаться к ощущениям, какой ноге удобнее. При примерке нужно присесть – если бросает назад, значит, ботинок жестковат. Лучше провести в ботинках 15-20 минут, постоять, немного пройтись. Купив ботинки, не стоит убирать их до катания – можно ходить в них дома, готовя ноги к склонам…
Что касается фирм, производящих лыжные ботинки, то их немало. Хорошо зарекомендовали себя «Rossignol», «Salomon», «Fischer» и др.
Полезно знать, что наравне с типичными целевыми группами производители выделяют горнолыжные ботинки для карвинга и женские модели.
В ботинках для карвинга нет нужды начинающему, они рассчитаны на давно и прочно стоящих на лыжах спортсменов. А отличия этих моделей в следующем:

  • с одной стороны, повышенная жёсткость наружного ботинка в боковом направлении и, наоборот, ослабление сопротивления манжеты в наклоне вперед-назад;
  • наравне с привычным переключателем «ходьба-катание» есть третий (“soft”, “carve”), отвечающий за мягкое сопротивление ботинка в сгибе вперёд или назад.
  • в этой модели практически всегда применяется «платформа», возносящая ногу лыжника выше над поверхностью лыжи.
В женских моделях производители учитывают особенности женского строения, а так же центр тяжести (поэтому верхняя часть ботинка сильнее наклонена вперёд). Под свод стопы предусмотрен более высокий подъем, и в то же время в таких более низкий задник, уже пятка.

Выбор креплений

Крепления для беговых лыж бывают трёх видов:
  • передние (Nordic 75);
  • с «желобом» (система SNS);
  • с «рельсами» (система NNN).
Передние – это устаревшие крепления, теперь мало пользующиеся спросом, несмотря на дешевизну. Последние две разновидности креплений наиболее востребованы. Разница между «желобом» и «рельсами» в том, что в первом случае ботинки имеют одну полосу для крепления, а во втором – две.
Остановимся о каждом из креплений подробнее.
Передние крепления, Nordic 75. Как и было сказано выше, этот тип устаревший, и уже почти не используется.
Система NNN имеет два выступа для крепления, «рельсы». Такой тип крепления предпочтителен для любителей , так как, в отличие от SNS, передняя скоба ботинка сдвинута назад, что позволяет лучше управлять лыжами.
В передней части креплений NNN есть резиновые упоры. По их цвету легко можно определить жёсткость. Определение жёсткости важно для того, чтобы понять, какие крепления вам подходят больше исходя из предпочитаемого стиля катания. Для конькового хода требуется большая жёсткость, для классического, соответственно – меньшая. Варианты цветов креплений, обозначающие жесткость, таковы: белый – для наиболее жёсткого стиля, зелёный – для катания помягче, чёрный – стандартные «резинки» и красный – мягкие. Таким образом, белые и зелёные подходят для конькового стиля, а чёрные и красные – для классики.
На таких креплениях специализируется Rottefella, причём производит их и для других фирм. Таким образом, к креплениям NNN подходят и ботинки фирм Alfa, Artex, Alpina, и новинки Rossignol.
Система SNS от вышеназванной отличается тем, что скоба ботинка закрепляется сразу в его носке. Что касается цвета резиновых упоров, то они тоже отличаются. Их три вида, но на «резинках» к тому же выдавлена цифра, соответствующая жесткости. Есть жёлтые (с цифрой 85) – для классики, красные (115) – для конька и универсальные (95) – розово-сиреневые. Имеет один выступ для крепления «желобок».
Крепления SNS и ботинки к ним производит фирма Salomon. МирСоветов обращает ваше внимание, что новые модели креплений SNS и ботинок отличаются от старых, и потому при покупке стоит проконсультироваться по поводу совместимости тех и других.
К креплениям SNS подходят следующие фирмы ботинок: Salomon, старые модели Rossignol, Adidas, Karhu, Fisher.
Крепления SNS и NNN подходя ко всем размерам обуви. Исключения составляют детские и юношеские, к ним выпускают специальные крепления, которые отличаются большой ручкой защёлки и более мягким механизмом крепежа.
К слову, крепления бывают двух видов:
  • автоматические;
  • механические.
В первом случае, как только вы вставите скобу в паз, они сами защёлкнутся, во втором же – крепёж закрывается вручную. Несмотря на кажущееся неудобство второго вида, для профессиональных креплений характерен именно он, так как закрепляется более надёжно.
Что касается установки креплений, МирСоветов рекомендует делать это в специализированном месте (в сервисе или магазине). Опасность состоит в том, что можно неверно определить центр тяжести, просверлить случайно лыжу насквозь или сделать отверстия под крепёж слишком большими.

Горные лыжи
В горных лыжах безопасность лыжника во многом зависит от креплений. Всё сделано для того, чтобы при движении они надежно фиксировали ботинок, не давая ему съехать, но в то же время, при вероятности падения или травмы тут же расстёгивались.
Современные крепления для горнолыжных ботинок изготавливают из сверхпрочных материалов – титана, стали или высокопрочного пластика. Основные элементы крепления – это: головка крепления, пятка крепления, платформа и скистоп.
Головка крепления. Это передняя часть крепления, которая отвечает за высвобождение носка ботинка при падении лыжника – вбок и назад. Важнейшая её характеристика – эластичность. Это способность головки при коротких импульсных ударах не раскрываться, а возвращать «ушедший» ботинок на исходную позицию. Вертикальная эластичность может быть до 20 мм, боковая – до 45 мм. Кроме того, в некоторых моделях есть система Твинкам, которая позволяет ботинку смещаться в бок на половину подошвы. Если смещение происходит и дальше, головка расстёгивается, если нет – возвращает ботинок на место.
Пятка крепления. Выполняет те же функции, что и головка, только освобождает при необходимости пятку ботинка. Также имеет показатель вертикальной эластичности (до 25 мм).
По способу застегивания они делятся на:

  • застегивающиеся вручную;
  • полуавтомат – они выставляются вручную, а затем защёлкиваются при нажатии ногой;
  • автомат – крепления защёлкиваются сами при нажатии;
Выбирая крепления в магазине, было бы неплохо узнать величину срабатывания – тот показатель, при котором крепления расстегнутся. Справиться с этой задачей поможет опытный консультант или инструктор.
Платформа. Часть лыжного крепления, соединяющая головку и пятку. Основная её функция – в обеспечении лучшего контакта крепления и лыжи, в смягчении микроударов (например, на неровной трассе) и гашении вибрации. Кроме того, более высокое положение ботинка относительно скользящей поверхности и канта даёт ряд плюсов: позволяет не нарушать гибкость лыжи, способствует более удобному распределению усилий, затрачиваемых на движение и т.д.
Скистоп – это система, отвечающая за торможение лыжи при падении. Грубо говоря, стержни из металла, опускающиеся вниз по бокам от лыжи, когда ботинок высвобождается из крепления. Поэтому чтобы скистоп был эффективен, т.е. смог затормозить лыжу при ее отстегивании после падения, МирСоветов советует подбирать скистопы таким образом, чтобы ширина была больше ширины лыжи.

Очень важно первоначально выбрать наиболее подходящие лыжи, крепления и ботинки к ним. Поскольку любой дискомфорт при катании отобьет желание к дальнейшему катанию на лыжах. Но в то же время очень сложно в первый раз не сделать ни одной ошибки при выборе. Окончательное понимание того, что вам действительно нужно, придет только со временем, с опытом катания. А потому, если есть возможность, перед покупкой своего первого снаряжения, испытайте несколько различных лыж, ботинок, креплений (например, взяв напрокат или одолжив у друзей). Тогда и к покупке вы будете подготовлены не только теоретически.
В следующей статье, дабы окончательно вас подготовить, расскажем,

Выбрать лыжные крепления становится сложнее из-за борьбы брендов за удержание клиента. Если до 2015 года была только бесшурупная платформа NIS, которую все без проблем сверлили и ставили любые крепления, то с 2016 года все усложнилось. Появилась система IFP с новой платформой, на которую не так просто поставить крепления на шурупах без переходника. Теперь выбор креплений – головная боль для непосвященного в эти маркетинговые войны пользователя.

В статье кратко и понятно рассказываем о типах лыжных креплений, платформ, их совместимости и какую лучше выбрать.

Виды лыжных креплений: отличия SNS, NNN и Turnamic, совместимость

На конкуренции систем SNS и NNN выросло не одно поколение лыжников, к этому уже все привыкли – отличие SNS от NNN в количестве направляющих. В 2005 году NNN перешла на бесшурупную платформу NIS и постепенно отказалась от креплений на шурупах. В 2016 году выходит система IFP с креплениями Turnamic – с ней выпускаются только лыжи Fischer и Rossignol. Salomon и Atomic выпускают свою систему Prolink – аналог NNN, только на шурупах. Теперь разберемся в этой чехарде, чтобы все стало понятно.

Лыжные крепления NN75

Устаревшая система креплений Nordic Norm 75 . Не имеет никаких преимуществ, кроме цены. Редко встречается в продаже и даже в лыжных прокатах.

Крепления стандарта NN 75

Лыжные крепления SNS (Salomon Nordic System )

Система французского бренда Salomon, со временем ее стали копировать неизвестные производители, в том числе китайские. Крепления SNS отличаются одной широкой направляющей. Делятся на Pilot (2 скобы крепления ботинка) и остальные с одной точкой крепления (без слова Pilot в названии). Все крепления этой системы ставятся на шурупы в просверленные лыжи.

Ботинки SNS совместимы с креплениями:

  • Salomon Profil и SNS Access
  • Salomon Pilot (крепления Pilot подходят только к ботинкам Pilot, ботинки Pilot подходят к любым креплениям SNS)

Совместимость лыжи-крепление:

  • Крепления SNS ставятся на шурупы на любые лыжи

Подошва ботинка SNS Pilot

Лыжные крепления NNN (New Nordic Norm )

Система норвежского бренда Rottefella. Крепления NNN существуют на шурупах и бесшурупных платформах. В 2016 году вышла система креплений Turnamic и ботинки с подошвой Turnamic (Fischer, Rossignol) – аналогичны подошве NNN, ботинки полностью совместимы. Salomon и Atomic не остались в стороне, а выпустили свои крепления Prolink – те же NNN, но на шурупах.

Ботинки NNN и Turnamic совместимы с креплениями:

  • Rottefella NNN, NIS , Move
  • Fischer Turnamic и Rossignol Turnamic
  • Salomon Prolink и Atomic Prolink

Совместимость лыжи-крепления:

  • Крепления Rottefella NIS только на платформы NIS
  • Крепления Turnamic только на платформы IFP
  • Крепления Prolink только на шурупах (можно просверлить любую платформу, но об этом ниже)

Подошва ботинок NNN и Prolink. Turnamic совместима, но идет без протектора в средней части.

Коньковые и классические крепления

Крепления делятся на коньковые и классические. На креплениях для коньковых лыж флексор (резинка) более жесткий, а на SNS Pilot есть вторая точка фиксации ботинка. Крепления для классических лыж имеют более мягкий флексор. В любительских комбинированных креплениях стоит универсальный флексор, который подойдет только для катания классикой и прогулок.

В коньковом ходе лыжа будет болтаться на мягком флексоре в фазе проноса. В классике наоборот нужен флексор помягче, чтобы не мешал работе стопы и отталкиванию. Обязательно обратите внимание при покупке, для какого стиля предназначены крепления.

Какие крепления для лыж лучше: механические или автоматические

Все производители имеют в своей линейке автоматические и механические крепления. Автоматические защелкиваются сами, а отстегиваются вручную. Механические – застегиваются и отстегиваются вручную.

  • Автоматические крепления менее надежны и предназначены для прогулок на лыжах, стоят значительно дешевле механических. Могут отстегиваться в самый неподходящий момент, если перед катанием в механизм забился снег.
  • Механические крепления надежные и долговечные, предназначены для тренировок и соревнований, выдерживают большие нагрузки. Стоят дороже, но работают как часы – не отстегиваются в неподходящий момент, механизм не замерзает.

SNS или NNN: какая система лучше?

Маркетинг и война патентов вынуждают лыжников идти на компромиссы. В этой войне не стали огораживаться только Salomon и Atomic – выпустили ботинки с разными подошвами под разные крепления. В статье , мы писали, что лучше выбирать крепления под ботинки, а не наоборот. Нельзя сказать, лучше NNN или SNS – обе надежные и качественные. Единственное, что может остановить от покупки ботинок SNS – они постепенно теряют популярность, в продаже их становится все меньше. К тому же многие не хотят сверлить свои новые лыжи, если их можно не сверлить.

Крепления какого бренда выбрать?

Ответ, наверное, предсказуем. По возможности выбирайте крепления именитых брендов, таких как Salomon, Rottefella, Fischer, Rossignol, Atomic. Они будут дороже российских и китайских аналогов, но изготовлены из прочного, морозоустойчивого пластика и проходят жесткий контроль качества. У российских и китайских аналогов выше процент брака, хуже качество, но ниже цена.

В чем преимущества NIS и Turnamic перед креплениями на шурупах?

Основное преимущество отнюдь не в упрощении монтажа, а в возможности перемещать крепление по лыже и адаптировать работу лыж под свои нужды. Это удобно в классике, когда смещением можно регулировать держание лыж. Сдвинув на пару щелчков вперед, получите лучшее держание, но чуть пострадает скольжение. Сдвинув назад – наоборот, скольжение улучшится, но держание станет хуже. На регулировать держание и скольжение можно только сдвигом креплений.

В коньковом ходе смещением креплений настраивается соотношение устойчивость/скорость. Смещение вперед увеличивает устойчивость лыж, смещение назад – уменьшает устойчивость, но увеличивает выкат. Эффект не столь значительный, как на классике.

Как установить крепления NIS и IFP на лыжи без платформы?

Платформы NIS и IFP продаются отдельно и устанавливаются шурупами на любые лыжи.

Как установить крепления SNS на лыжи с платформой NIS и IFP?

Как пользоваться креплениями NIS?

Как пользоваться креплениями IFP Turnamic?

Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению. 🙂



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх