Как освятить пищу: приготовление прасада дома. Прасад или как правильно освящать пищу в христианстве и ведической культуре

«Приятного аппетита», «На здоровье» – сотрапезники обмениваются друг с другом стандартными фразами, потому что так положено, и особенно не вникают в их значение. У православных трапеза и молитва неразделимы: пищу принято благословлять на этапе приготовления еды, до и после её приёма.

Почему это нужно? Откуда пошёл обычай и как правильно освящать хлеб насущный? Согласно православным традициям, есть, не помолившись, равносильно чревоугодничеству, которое считается грехом. Поэтому каждый приём пищи , и не только – сопровождается молитвой. Священное Писание рассказывает о земном периоде жизни Иисуса Христа, в котором он всякий раз благословлял пищу перед вкушением. И сегодня христиане, следуя его примеру, из чувства любви и благодарности Христу, питающему их души, по обыкновению садятся за стол и возносят молитву Творцу, просят его о том, чтобы пища на столе пошла присутствующим на здоровье, а не во вред.

Что даёт молитва в процессе готовки?

Верующие люди считают, что пища, которая начинается и сопровождается молитвой, вкуснее и полезнее для здоровья, а без слова Божия она теряет вкус. Поэтому приготовление еды тоже должно начинаться с молитвы. В современном обществе болезни желудка и кишечника диагностируются у каждого третьего, при этом одинаково часто страдают молодые и пожилые люди.

Плохой аппетит, расстройство желудка, изжога, переедание, проблемы с вкусовыми рецепторами – в итоге еда доставляет неудовольствие, а проблемы, наносит вред. В православной литературе на этот счёт есть простое объяснение – причина в невоздержании и в том, что пища, хлеб насущный, не освящается молитвой. Ведь что такое молитва?

Это обращение за благословением хлеба, который человек вкушает. Это личные отношения верующего с Творцом.

Как благословлять пищу?

Как благословлять пищу в процессе её приготовления? Для начала необходимо вспомнить о том, что готовящаяся еда может исцелить, а может превратиться в яд медленного действия, который капля за каплей, клетка за клеткой будет разрушать физическое тело и душу.

Каким будет готовое блюдо?

Это зависит от настроения и мыслей человека, его готовящего. Когда в сердце любовь, а мысли заняты молитвами и радостными мыслями, пища становится живительным бальзамом. Есть несколько молитв, одна из них звучит так: Господи Иисусе! Благослови дары, посланные мне сегодня, как проявление любви своей, и напитай их духом животворящим. Аминь. Благодарственные слова необязательно заучивать наизусть – они должны быть искренними, идти из души. В них нужно благодарить Бога за хлеб, данный перед трапезой и благословлять Творца - Соиздателя.

Что делать перед едой?

До начала трапезы нужно произнести покаянные слова, после чего вознести благодарственную молитву Богу. Она освещает пищу, признаёт её даром, ниспосланным Богом, и благодарит его за эту милость.

Важно, вознося молитву перед едой, произносить слова от души, а не механически. Она читается вслух, но в некоторых случаях священники разрешают отступить от этого правила и помолиться про себя.

Это допускается, если верующий трапезничает в кафе , столовой и другом общественном месте или находится в кругу иностранцев, исповедующих другую веру. Благодарственные слова возносятся в положении сидя или стоя – кому как удобно, всеми присутствующими в унисон или повторяя про себя слова, которые произносит один из присутствующих. Если на трапезе присутствует священнослужитель, он благословляет пищу.

Просить соседа по столу вознести молитву нельзя, чтобы не поставить его в неловкое положение. Возможно, малознакомый человек исповедует другую веру. В этом случае правильнее помолиться перед едой про себя. Представители другой веры сделают то же самое – ничьи духовные чувства не будут оскорблены. Благодарить Творца и просить благословения никогда не поздно . Тем, кто забыл помолиться до приёма пищи, нужно прерваться, сосредоточиться, произнести молитвенные слова и продолжить завтрак или обед. Глубоко верующие люди обращаются к Господу, читая « ». Это универсальная молитва на все случаи жизни.

Как часто просить благословения перед едой?

Православные должны обращаться к Богу перед завтраком, обедом, ужином и неуставными приёмами пищи.

Нужно ли молиться перед перекусами?

Все, что кроме обеда , ужина и завтрака с определёнными оговорками, в христианской традиции считается , которое, как известно, грех. Безобидные чаепития с друзьями, перекус в кафе или фаст - фуд на ходу считаются неуставными перекусами. На такие случаи есть молитва оптинских старцев о прощении грехов. Христианство учит великодушию, жёстких требований к содержанию покаянных слов до и после еды нет. Допускается произвольная форма обращения к Богу и любые молитвенные речи, подходящие по смыслу.

Нужно ли молиться после еды?

Верующие христиане не встают из-за стола после еды, пока не помолятся. Молитва после вкушения пищи символизирует благодарность Богу за его милосердие, за то, что он даёт земным грешным пищу и силы, покровительствует им, защищает от проблем и болезней. В этих благодарственных словах содержится просьба о том , чтобы Господь не лишал человека своего покровительства при жизни и после смерти.

Православные молятся перед ликами святых, поэтому правильно, если на кухне или в столовой есть В залах кафе, столовых и ресторанов святых образов нет, но у верующих людей всегда с собой небольшие дорожные иконы. К ним и нужно обращаться. Молитвы обычно возносят стоя, глядя прямо на икону. Произносить слова можно вслух и про себя . Верующие крестятся обязательно перед молитвенной речью и по её окончании.

Если за столом присутствуют несколько человек, слова благодарения Богу произносит хозяин дома. Они делают это в голос, но с закрытыми глазами, чтобы действия присутствующих не отвлекали от богоугодного дела.

Сотрапезники повторяют слова молитвы про себя, а в конце хором произносят: «Аминь». Крёстным знамением себя осеняют все присутствующие за столом. Делается это, как упоминалось выше, до и после молитвы.

Как правильно крестить еду?

Православные осеняют крестом пищу , поданную на стол, после покаяния и молитвы, непосредственно перед трапезой. Для этого следует сложить указательный, большой и средний пальцы вместе, а два оставшихся пальца крепко прижать к ладони.

Яства на столе осеняют знамением по схеме: сверху вниз, снизу налево и слева направо. Получается фигура креста в воздухе – такая же, какой христиане осеняют себя в храмах и церквях, но в зеркальном отражении. Движение слева направо получается относительно самого человека, а в отношении предмета или еды сложенные пальцы укажут на их правую сторону, а затем на левую, как и положено в православии.

Пасхальная пища благословляется по особым традициям. Блюда, приготовленные к Воскресению Христову , православные освящают в храмах и церквях. Правом благословлять её наделены священнослужители и дьяконы. Служитель церкви окропляет пищу святой водой, не произнося ни слова, после чего приглашает прихожан молиться у Гроба Господня. Всенощная служба начинается субботним вечером накануне Светлого Воскресения Христова. Освятить праздничную еду можно и воскресным утром. Этим обрядом завершается пасхальный пост – верующие возвращаются в свои дома и садятся за праздничный стол. В этот день вместо традиционных молитв звучат здравицы: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Христиане этими словами поздравляют друг друга, восславляют Господа . На столе обязательно должны быть освящённые в храме яйца и пасхальные куличи.

Эта еда символизирует новую жизнь, новое рождение Христа и его бессмертие. С неё и начинается трапеза. Перед тем как приступить к другим блюдам, собравшиеся за столом молятся про себя – несколько минут стоит тишина. После этого старший или хозяин дома обращается со словами благодарности к Богу и начинается праздничная трапеза с вином.

  • В вечер накануне Рождества Христова в церквях служат Божественную , после которой сразу идёт вечерняя служба.
  • Только после её окончания можно вкусить сочиво – сладкую кашу из риса, ячменной или пшеничной крупы.
  • Вкушению предшествуют слова благодарения во славу Иисуса Христа. Блюда должны быть постными, потому что Сочельник – это последний день поста, разговеться можно только 7 января утром, не забывая о праздничных молитвах.

Слова благодарения и благословения, которые христиане возносят Богу и святым, в буквальном толковании означают одобрение, пожелания успеха. Эти пожелания совершаются тогда, когда верующий осеняет благословляемый им предмет, еду крёстным знамением.

У кого православные просят благословения? У Отца Небесного, Матери Божьей, ангелов – там, где ангелы, там и святые, святому Николаю. В святых писаниях описаны примеры того, как яды, которыми служители дьявола намеревались отравить божьих угодников, теряли свою убийственную силу после наложения крёстного знамения на пищу.

Молитва до и после трапезы, крещение еды – это противостояние таким церковным грехам, как чревоугодие и переедание. Священники уверены, что православный , возносящий слова покаяния и благодарения Высшим силам перед трапезой, намного меньше подвержен этим мирским слабостям. Следовательно, риск ожирения, сахарного диабета и других заболеваний, обусловленных неправильным питанием и привычкой переедать, у них в несколько раз ниже, чем у остальных.

Прасад или Как правильно освящать пищу в Христианстве и Ведической культуре

Освященная пища (прасад) – приносит счастье, любовь и способна изменить судьбу как нашу, так и тех, кого вы угощаете. Освященная пища, меняет свои свойства, тем самым приобретая неповторимый вкус и становится целебным нектаром для нашего организма и сознания. Регулярное употребляете освященной пищи, может лечить очень многие тяжелые проблемы, даже алкоголизм и наркоманию, т.к. очищает тонкое тело и дает более высокий и сладкий вкус. В статье вы найдете информацию о том, как правильно освящать пищу в Христианской и Вайшнавской традиции.

Подробные описания, как правильно освящать пищу в Ведической культуре:

Продукты для освященной пищи:

Прасад начинается с покупки продуктов. Для прасада не используется: мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы и алкоголь. Т.к. это продукты в гуне невежестве, они не могут давать любовь, которая, как известно, в гуне благости. Испорченные, старые или гнилые продукты также не годятся.

Процесс приготовления освященной пищи:

  • Готовить лучше всего, стоя на восток. Поскольку, еда готовится для Бога, прежде всего, когда вы готовите, думайте, слушайте или пойте о Всевышнем. В этом случае, ваши мысли и энергиялюбви будут передаваться пище. Я, например, во время приготовления слушаю лекции своего духовного учителя, который с любовью говорит о Боге.
  • Еду в процессе приготовления не пробуют.
  • Во время приготовления пищи не допускайте, чтобы на кухне находились домашние животные (кошки, собаки).
  • От каждого блюда, что вы приготовили, возьмите порцию и положите на красивые тарелочки (или на одну тарелку). Эти тарелочки должны быть новыми и предназначены только для освящения, и никто другой никогда не должен ими пользоваться. И затем поставьте эти тарелочки на алтарь перед Божеством.
  • Во время прочтения мантры хорошо звонить колокольчиком (держите в левой руке), т.к. это дает дополнительные очень очищающие и благотворные вибрации.

Чтение Мантр для освещения пищи:

Освящение пищи простым способом:

Когда поставите пищу на алтарь, произнесите:

«Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту еду»

А затем в течение нескольких минут повторяйте маха-мантру:

Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама,

Рама Рама, Харе Харе.

Также есть такая мантра, которой можно очищать пищу, воду и любые предметы:

Бхункте бходжайатхе харих

Так же в Бхагавад-гите (24:4) есть мантра, которую можно использовать для очищения и освящения пищи.

Эта мантра очищает пищу с помощью благословения Бога, причем очищает любую, даже не очень чисто приготовленную пищу, удаляя все ее недостатки и несовершенства, включая ингредиенты пищи и даже посуду для ее приготовления.

Мантра гармонизирует состояние пяти пран человека и освящает вообще любые предметы, над которыми она читается. Поэтому, если вы хотите всегда быть здоровым, возьмите за правило каждый прием пищи представлять актом, предлагающим эту пищу Богу, а не актом простого поглощения еды. Для этого разучите эту мантру и всегда ее повторяйте (вслух, шепотом или «про себя») перед едой. Через некоторое время вы сами ощутите чудесные изменения в состоянии вашего здоровья.

Брахма Арпанам Брахма Хавир

Брахмаагнау Брахманаа Хутам

Брахмайава Тена Гантавйам

Брахма Карма Самаадхинаха

Ахам Вайшваанаро Бхутва

Праанаапаана Самаа Юктаха

Пачаамйанам Чатур Видам

Ом Шанти Шанти Шантихи

Значение данной мантры:

Брахман – это акт приношения.

Брахман, есть сама суть приношения.

Брахманом и предлагается это приношение.

Воистину тот достигает Бога,

Кто видит Бога во всех Его деяниях.

Брахман – это священный огонь,

И всепроникающая космическая энергия

Пребывающая во всех живых существах.

Освящение по всем правилам, принятым в обществе вайшнавов:

Для этого вам необходимо устроить алтарь с изображениями Господа Кришны, Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады, ачарьи-основателя Общества сознания Кришны. Тарелку с едой ставят перед изображением Шрилы Прабхупады. На тарелочку Кришны положите листочек туласи, если у вас есть такая возможность. Также хорошо на поднос, где уже находятся тарелочки Кришны положить немного соли и пару долек лимона, поставить стаканчик с водой. Разница между упрощенным вариантом поднесения пищи и полным ритуалом заключается еще и в произносимых при этом мантрах. Во время предложения по всем правилам склонитесь перед алтарем и три раза читайте вслух, напевайте или прошепчите приведенную ниже мантру:

Намо Ом Вишну падайя

Кришна прештайя бхутале

Шримате бхакти веданта

Свамин ити наминэ

Намастэ сарасвати дэвэ

Гаура Вани прачаринэ

Пашчатья деша таринэ

Нама маха ваданьяйя

Кришна према прадайа те

Кришнайя Кришна Чайтанья

Намнэ гаура-твише намах

Говиндайя намо намах

Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама,

Рама Рама, Харе Харе.

Завершающий этап освещения пищи:

В любом из вариантов, после прочтения мантры принесите свои поклоны и оставьте еду на 5-15 минут, чтобы Господь вкушал ее.

После этого нужно переложить прасад что буквально означает «милость Господа» в кастрюли, сковородки, в которых у вас находится приготовленная еда или на отдельную тарелку, а посуду Кришны тщательны вымыть.

Вся приготовленная еда считается теперь освященной, но та, что непосредственно находилась на тарелке Кришны, почитается особо и называется Маха-прасадом. «Маха» на санскритском языке означает большой, огромный маха-прасад – великая милость. Каждый должен кроме всего остального получить хотя бы чуть-чуть маха-прасада.

В “Бхагавад-гите”, одном из ведических писаний, Господь Кришна говорит, что если кто-то с любовью и преданностью предложит Ему вегетарианскую пищу, будь то всего-навсего листок, плод или вода, Он примет ее. По Своей непостижимой милости Господь пробует пищу, предложенную Ему, и тем самым одухотворяет ее. Так обычная еда становится прасадом Кришны, милостью Господа Кришны, а обыкновенный прием пищи превращается в трансцендентный акт поклонения Господу и общения с Ним.

Вкушая Кришна-прасад, мы очищаемся и избавляемся от последствий своей кармы.

Как мыть посуду предназначенную для освещения:

Желательно не делать это тем губками и тряпками для мыться посуды, которыми Вы пользуетесь обычно, а иметь для этих целей специальные, или же просто мыть руками. Также не стоит ставить посуду Кришны в раковину, где вы моете свою посуду, т.е. просто держите тарелочки в руках когда моете, не ставьте их в раковину, а тем более если там лежит ваша невымытая посуда. Вымыв посуду Кришны уберите ее в специально отведенное для этого место.

«Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы…”

Подробные описания, как правильно освящать пищу в Христианстве:

Отличие процедуры предложения или освящения пищи в Христианстве и Вайшнавизме, не носит принципиальных различий. Но в Вайшнавизме гораздо более жесткие требования, при несоблюдении ритуала можно нанести оскорбление Божеству неправильным Служением.

Для освещения пищи в христианстве самый простой вариант, это когда семья садится за стол, глава семьи или духовный наставник читает молитву (при этом все берут друг друга за руки). Тем самым пища на столе освящается. Даже такой, казалось бы простой ритуал способен освятить пищу, причем качества этой, освященной, пищи будут принципиально отличаться от ЕДЫ. Это уже прасад (как говорят в традиции Вайшнавизма), пища предложенная Господу. А еще желательно для него и приготовленная. Освещение очищает и трансформирует энергетику пищи, насыщая ее энергиями и качествами Бога. Таким образом, происходит ежедневная работа и трансформация сознания людей Личностью Бога.

Причем, не важно, если уровень духовного развития людей не позволяет фиксировать, ощутить или почувствовать это. Трансформация все равно идет и работает над нами через пищу.

Процесс освящения пищи в православии:

Поставьте приготовленную с любовью к Богу пищу на алтарь перед иконой и произнесите молитву. Так как требования к освещению пищи в христианстве менее строгие, я просто даю несколько молитв.

Молитва перед едой

Отче наш (3 раза),

Очи всех на Тя, Господи, уповают,

и Ты даеши им пищу во благовремении,

отверзаеши Ты щедрую руку Твою

и исполнявши всякое животное благоволения

Молитва на благословение пищи и пития мирянам

Господи Иисусе Христе, Боже наш,

благослови нам пищу и питие

молитвами Пречистыя Твоея Матери

и всех Святых Твоих,

яко благословен еси во веки. Аминь.

И перекрестите пищу и питие 3 раза

Молитва после еды

Благодарим Тя, Христе Боже наш,

яко насытил еси нас земных Твоих благ;

не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия,

но яко посреде учеников Твоих пришел еси,

Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва Иисусу на освящение пищи (не каноническая).

Иисус, Пастырь наш!

Приди к нам, в сердца наши!

Будь же меж нами за этим столом!

Раздели с нами хлеб наш насущный!

Даруй нам Свет Осознания и дай нам от Силы Твоей!

Защити нас от Злого и очисти от Скверны и всякого Лукавства.

Другие МОЛИТВЫ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ И ОСВЯЩЕНИЯ ПИЩИ

Молитва на освящение пищи до еды

Господи, благодарим Тебя за все, что Ты нам посылаешь!

Да выполнит эта пища свое божественное предназначение,

преобразуя свет солнца в свет наших клеток.

Наполни ее светом и радостью святой!

Благословенно Небо, благословенная Земля,

благословенна пища сия,

а также приготовляющий и вкушающий ее.

Благодарим, Тебя, Отче,

за благодатную пищу сию.

Прикоснись же дыханьем Твоим

и освяти всю эту пищу.

Дабы мы могли после ее вкушения

Воспринимать энергии не только земные,

но и божественные.

Дабы мы могли достойно и с новою силою

творить Божественную волю Твою.

Молитва перед едой

ОТЕЦ ЕДИНЫЙ И ВСЕВЫШНИЙ,

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, БЫТИЯ,

БЛАГОСЛОВИ НАМ ЭТУ ПИЩУ,

ПУСТЬ НАПИТАЕТ СУТЬ ТВОЯ

ЕЁ МЕЛЬЧАЙШИЕ ЧАСТИЦЫ

ЛЮБОВЬЮ, СВЕТОМ, КРАСОТОЙ!

СВОЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ДЕСНИЦЕЙ ОЧИСТИ,

ЗАРЯДИ СВЯТОЙ ЭНЕРГИЕЙ И БЛАГОДАТЬЮ,

И ЧЕРЕЗ ПИЩУ ДАЙ НАМ СВЕТ,

БЛАГОСЛОВИ НАС, БОЖЬЯ МАТЕРЬ,

И УКРЕПИ ЛЮБВИ ЗАВЕТ! ОМ Ра!

Молитва после еды

Благодарим, Тебя, Отче,

за благодатную пищу сию.

Дыхание, любовь и энергии

Твои снизошли на нас

и укрепляют тело, силы и дух.

И дух наш возликовал.

Надеемся и верим, Отче,

что так же как насытил нас,

голодающих и жаждущих.

Надеемся и верим, Отче,

что так же как Ты спас нас,

отчаявшихся и заблудших.

Стоит отдельно уточнить, что между прочтением молитвы и вкушением пищи, должно пройти не менее 3 минут.

Вообще, мы часто забываем молиться. Поэтому все нижеприведенные молитвы надо распечатать и приклеить на стене прямо перед обеденным столом. Тогда меньше шансов забыть. И даже само их присутствие тоже будет дополнительно очищать и пищу и помещение.

Читайте также: Можно ли поднимать найденные на улице деньги, украшения, крестик? здесь

“Как стать женой олигарха?”

“Шепотки на укрепление здоровья”

“Можно ли поднимать найденные на улице деньги, украшения, крестик?”

Hit-Plus.ru, вы найдете множество биографий и историй успеха известных людей, а также цитаты и и правила жизни звезд, любопытные факты и фотографии, и интересные материалы связанные с их жизнью. Кроме того, здесь вы найдете разнообразные игры онлайн, электронный сонник, онлайн гадания на каждый день, тесты, гороскопы, народные приметы, значение имени, привлечение денег и благосостояния, материалы по теме психология и многое другое.

Вся информация и файлы, представленные на этом сайте,

предназначены исключительно для ознакомительных целей.

Молитва освящающая пищу

Православные молитвы перед едой

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Вариант молитвы перед едой:

Молитва на благословение еды и пития мирянам

Молитва после вкушения пищи

Молитва на принятие просфоры и св. воды

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов»

О, Пресвятая Дево Богороди­це, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждаю­щихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов на­ших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благосло­вение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с бла­гоговейным трепетом и сокру­шенным сердцем смиренно мо­лим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, муд­рая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители на­шей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвы до и после еды

Перед едой

Молитва пред вкушением пищи

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

На благословение пищи и пития мирянам

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь. (И перекрестить пищу и питие.)

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

КАКУЮ МОЛИТВУ ЧИТАТЬ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ

Каждый православный христианин знает, что садясь за трапезу, и встав из-за стола, необходимо помолиться. Христианская молитва до и после еды имеет большой смысле – молясь, мы одновременно просим Бога освятить пищу, благодарим Его за хлеб насущный, и просим не оставлять нас своей милостью и впредь.

Православная молитва перед и после вкушения пищи имеет огромное педагогическое значение: дети, которые с младенчества приучены молиться Богу, больше уважают труд родителей, бережно относятся к продуктам, а особенно к хлебу, понимая, что его дарует сам Бог. Кроме того, обычай молиться до и после еды предполагает присутствие за столом всей семьи, а этого так не хватает нам в последнее время, когда все куда-то торопятся, каждый занят своими проблемами, и члены семьи страдают от дефицита внимания по отношению друг к другу.

Святые отцы о необходимости молиться до и после еды

О необходимости молитвы перед и после вкушения пищи писали множество святых отцов. Среди них святитель Афанасий Великий, праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Вырицкий, святитель Тихон Задонский, праведный Алексей Мечев и другие. В частности, преподобный Серафим Вырицкий говорил, что люди много болеют именно из-за того, что перестали молиться перед едой, и вкушают пищу, приготовленную без молитвы, с руганью, с плохими помыслами; праведный Алексей Мечев завещал от каждой трапезы отделять кусок неимущим, а святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал не садиться за стол в возмущении и раздражении, после ссоры, потому что принятие пищи в таком состоянии способствует болезням. Обычай молиться перед едой и после еды и питья – очень древний, в безбожные годы был утерян, но сейчас, к счастью возрождается вновь.

Правильная молитва перед и после вкушения пищи

В каждой семье разные обычаи, соответственно и по-разному читают молитвы до и после еды. В одних семьях принято, чтобы молитвы благословения пищи читал вслух глава семейства, в других – самый младший член семьи, в третьих – по очереди. Для того, чтобы было удобно молиться, повесьте над столом икону Христа или Божьей Матери. Уместны на кухне иконы Богородицы Хлебная или Спорительница хлебов. Если за столом присутствуют представители другой религии, то читать православные молитвы после еды, креститься самим и крестить пищу не принято, чтобы не вызывать у них смущение. Также не корректна молитва вслух на рабочем месте и в гостях, если Вы не уверены, что хозяева исповедуют православную веру и поддержат Вас.

Слушать на видео молитву после и перед принятием пищи

Текст православной молитвы перед едой

Oтче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Пасха - это ветхозаветное установление. Евреи хотели уйти из Египта, чтобы вернуться на родину. Но фараон, у которого они были в плену, желая обогатиться бесплатной рабочей силой, не выпускал их.

В годы этого плена Господь не раз посылал фараону знамения через раба своего Моисея, чтобы фараон отпустил народ в Землю обетованную. Последнее, что Бог повелел египетскому народу, пока евреи были в их плену, - заклать ангца (то есть ягненка) и его кровью помазать косяки дверей. Сделать это надо было потому, что в ночь должен был прийти ангел-губитель и убить всех первенцев земли египетской. Но если на двери будет кровь агнца, ангел-губитель пройдет мимо дома.

Таким агнцем, но уже в Новом Завете, стал Иисус Христос. «Пасха» как раз переводится как «шествие мимо», шествие мимо смерти. Мы в празднике Воскресения Христова, причащаясь Тела и Крови Ангца Божия, как сам себя называет Христос, становимся помазанными Его кровью. И смерть проходит мимо нас. Пасха - это жизнь вечная, это освобождение от смерти. Христиане нашли тот рецепт, который делает человека бессмертным.

Зачем освящать еду на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Освящение не только еды, но и других материальных вещей, окружающих христианина, - это древняя традиция. Освящая что-то, мы посвящаем это Богу, испрашиваем на это Божие благословение.

На Пасху мы приносим в храм еду. В деревнях в начале XX века вообще все, что выставлялось на стол на Пасху, привозилось в храм, благословлялось, а десятина (десятая часть) оставлялась для нуждающихся. И только после этого люди разговлялись - благоговейно вкушали освященную праздничную еду.

Я думаю, это очень хорошая традиция - на все испрашивать у Бога благословение.

Как поститься перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

В Страстную пятницу - самый строгий пост. По Уставу вообще не положено ничего есть в этот день. Если вы можете это понести по здоровью, попробуйте. Во все остальные дни Страстной седмицы пост тоже строгий, мы вкушаем только растительную пищу, причем без масла.

Когда можно разговляться на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Разговление (первая скоромная трапеза после окончания поста) на Пасху обычно совершается после Литургии и причастия. Если вы были на Литургии ночью, то после ночной службы можете приступать к праздничной трапезе. Если вы пришли на Литургию утром, то точно так же - после причастия - можно разговляться. Главное, ко всему нужно подходить с чувством меры. Не объедаться.

Если вы по какой-то причине не может встретить Пасху в храме, разговляться можно начинать примерно в то время, когда в храмах заканчивается праздничная Литургия. Чем хороша в этом плане Церковь? Мы и постимся вместе, и разговляемся вместе. То есть все делаем сообща. Это то, чего так не хватает современному миру, - общность.

Как правильно провести день Пасхи? Есть ли вещи, которые нельзя делать?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха - это не 24 часа, а как минимум целая неделя - Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей.

Как стоит провести Пасху? Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих. Одним словом, все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит и тебе.

Что можно есть на Пасху и можно ли пить алкоголь на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

На Пасху можно есть и пить все, главное, делать это умеренно. Если вы умеете вовремя остановиться, вы можете угоститься всеми блюдами, выпить вина или немного крепких напитков - не до сильного опьянения, конечно. Но если вам трудно себя ограничивать, лучше не притрагивайтесь к алгоколю. Порадуйтесь веселием духовным.

Можно ли работать на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Чаще всего вопрос, работать или нет, зависит не от нас. Если пасхальное воскресенье у вас выходной, это, конечно, очень хорошо. Вы можете и посетить храм, и встретиться с близкими, и поздравить всех.

Но часто бывает так, что мы оказываемся людьми подневольными и по графику работы вынуждены работать на Пасху. Нет ничего страшного в том, если вы потрудитесь. Может, и можно по этому поводу погрустить, но не больше пяти минут! Послушание есть послушание. Делайте свою работу в этот день добросовестно. Если вы в простоте и правде исполните ваши обязанности, Господь обязательно коснется вашего сердца.

Можно ли заниматься домашней работой на Пасху? Делать уборку, вязать, шить.

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Когда мы где-то читаем, что в праздник есть запрет на домашнюю работу, нам стоит понимать, что не просто запрет, а благословение на то, чтобы мы провели это время во внимании к Господу, празднику и нашим ближним. Чтобы не мы зацикливались на мирской суете. Запрет на работу на Пасху не канонический, это, скорее, благочестивая традиция.

Домашние хлопоты - неотъемлемая часть нашей жизни. Вы можете заниматься ими и в праздник, но только подходя к этому разумно. Чтобы не провести Пасху, занимаясь генеральной уборкой до самой ночи. Иногда лучше, например, оставить немытую посуду в раковине, чем раздражаться на домочадцев, которые не помыли за собой тарелки.

Что значит, если человек умер на Пасху? Это знак особой милости Божией или наказание?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Если на Пасху или на Светлой седмице умирает верующий человек, для нас это, действительно, признак милости Божией к этому человеку. Народная традиция говорит даже, что тот, кто скончался на Пасху, входит в Царствие Небесное без мытарств, то есть минуя Страшный суд. Но это «народное богословие», догматически все-таки каждый человек будет судим и даст ответ за свои грехи перед лицем Божиим.

Если же в эти дни умирает человек неверующий, то, я думаю, это ровным счетом ничего не значит. Ведь и при жизни Воскресение Христово не было для него знаком избавления от смерти...

Можно ли ездить на кладбище на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Такой традиции не было в Церкви никогда. Она родилась среди людей во времена Советского союза, когда человек был лишен духовного общения и отстранен от Церкви. Где еще было встретиться с загробным миром, о котором говорит Церковь и с верой в существование которого так жестоко боролась власть? Только на кладбище. Ездить к родным на могилки никто не мог запретить.

С тех времен и повелось ездить на кладбище на Пасху. Но сейчас, когда храмы открыты и мы можем пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище к близким в другие дни. Например, на Радоницу - в день, когда по традиции Церковь поминает умерших. Приехать туда пораньше, привести могилки в порядок, посидеть спокойно рядом и помолиться. Подробнее о посещение кладбища читайте .

Как надо приветствовать друг друга на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Пасхальное приветствие - ангельское. Когда Жены-мироносицы пришли к Гробу Господню, чтобы помазать тело распятого Христа благовониями, они увидели там Ангела. Он возвестил им: «Что вы ищете живого между мертвыми?», то есть рассказал, что Спаситель воскрес.

Мы приветствует наших братьев и сестер по вере на Пасху словами «Христос воскресе!» и отвечаем на приветствие: «Воистину воскресе!». Тем самым мы говорим всему миру, что для нас Воскресение Христова - основа жизни.

Что принято дарить на Пасху?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

На Пасху можно дарить ближним любые приятные и нужные подарки. И будет хорошо, если к любому подарку вы добавите пасхальное яичко, разукрашенное или красное. Яичко как символ свидетельство новой жизни - Воскресения Христова.

Красный цвет пасхального яйца - это память о предании, согласно которому Мария Магдалина подарила императору Тиберию на Пасху яйцо. Император сказал ей, что не верит в то, что человек мог воскреснуть, что это так же невероятно, как если бы это яйцо из белого вдруг стало красным. И, по преданию, случилось чудо - на глазах у всех яйцо стало красным, как кровь Христова. Теперь крашеное яйцо - символ Пасхи, Воскресения Спасителя.

Что делать со скорлупой от освященных яиц и зачерствевшим куличом?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Благочестивая традиция говорит нам, чтобы мы не выкидывали вместе с мусором то, что освящено в храме. Все это можно сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать там, где люди и животные не будут попирать его ногами.

Почему нельзя красить яйца до года?

Как это нельзя? Кто это сказал? Можно и даже нужно приобщать к этому детей. Им и вам от этого будет радость.

Надо очень остерегаться, если в водной фразе какой-то рекомендации следует «а я вот слышал, что… а мне вот сказали…». Это аналогия испорченного телефона получается. Подобные советы до добра не доведут.

Советское время конечно тоже привнесло что-то своё, например, все на Пасху скопом принялись ездить на кладбище, и праздник, который как раз отрицает смерть, ушёл на второй план. Мы уже живём в победе Христовой. Вот это всё, к сожалению, забывается. Начинаются какие-то автобусы, поездки, рюмочки.

Но это не значит, что нужно перестать ездить на кладбище, нет.

Здесь речь идёт о том, что Пасха – это великая радость, поэтому не время грустить, нужно оставить все мирские хлопоты, заботы и посвятить этот день Богу, воспоминанию Его воскресения, победы жизни над смертью. При этом мы можем помолиться о своих родных и всем сердцем разделить с ними эту радость. У Бога мёртвых нет, он дал нам перспективу жизни вечной, и мы надеемся на его милосердие.

Когда нельзя убираться дома перед Пасхой?

Отвечает отец Александр Абрамов

Есть духовная гигиена, она состоит в том, что мы действительно должны стараться на страстной неделе оградить себя от всяких развлечений, рутинных дел, суеты повседневной. Надо больше бывать в храме. И ясно, что желательно навести порядок заранее, чтобы не пропустить важных событий, богослужений Страстной недели .

Но это не носит характер абсолютного запрета, потому что существует жизнь и существует здравый смысл. Проблема в том, что, приходя в церковь люди духовный здравый смысл ещё не приобрели, а повседневный уже отключили и это создаёт такое отличное пространство, для того чтобы забивать голову всякими глупостями.

Можно ли венчаться на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Вопрос носит очень ясный характер, и ответ будет однозначный. Если вы придёте в церковь на Светлой неделе вам скажут, что венчаться нельзя.

Есть установленные Церковью дни, в которые совершается венчание - это понедельник, среда, пятница и воскресенье.

Есть дни недели вне зависимости от времени года, когда венчание не совершается, например, в постные дни или в субботу.

Например, почему не венчают во вторник? Потому что в этом случае первый брачный день выпадет на постный. Ну что это за начало семейной жизни, если первый же день уже сопряжён с ограничениями.

Не венчают в субботу, накануне воскресенья, потому что воскресный день – это малая Пасха и по-хорошему говоря, человек в этот день должен вести религиозную жизнь, а не личную.

Понятно, что очень многие склонны пренебрегать всеми этими традициями церковной жизни, но для того, чтобы пренебрежение не приобрело уж совсем такой дикий характер, в эти дни просто не венчают.

Светлая неделя – это всё как один день Пасхи. Большое празднование Светлого Христова Воскресения. И всё внимание конечно сосредоточено именно на этом.

Поэтому венчание на Светлой неделе тоже не совершается. Таков богослужебный строй.

Это не потому, что церковь гнушается венчаниями или людьми, которые хотят устроить свою семейную жизнь. А просто потому, что это время мы полностью посвящаем празднованию Пасхи – это время всеобщей радости.

Можно ли поминать на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Если говорить о церковном порядке, то первая панихида совершается на Радоницу (день особого поминовения усопших) – это вторник второй недели после Пасхи. Во многих храмах была такая благочестивая традиция - панихидные столы, то место куда ставят свечи, закрывают тканью, показывая тем самым, что у Бога мёртвых нет. И в Пасхальную неделю это особенно ясно. Пасха - самый радостный христианский праздник, она вытесняет из сердец верующих всякую скорбь и печаль.

Как говорит священное писание: « Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых » (Мк., 12:27) . Поминать естественно можно, то есть проговаривать «упокой Господи…» и произносить имя человека, за которого вы молитесь. Как же этого не делать, если мы любим своих родных и близких и желание донести это до Бога конечно есть.

Заупокойные же службы в храме (панихиды) на Светлой неделе полностью упраздняются, так как это время нашей радости о Христе Воскресшем, а не скорби. Но это не значит, что священник не упоминает об упокоении людей за литургией.

Можно ли хоронить на Пасху?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Если кончина проходится на Светлую неделю, то совершается отпевание особым чином, пасхальным. Особенно трогательное оно относительно младенцев, потому что утверждается их безгрешность и принадлежность к Пасхе сразу.

Можно ли крестить перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Небольшой экскурс в историю.

Интересно, что в древние времена в церкви вообще не крестили индивидуально. Это у нас сейчас такое. Мы переносим потребительские привычки на церковь.

К примеру, мы пришли в поликлинику и нам кажется совершенно диким, что нас примут одновременно ещё с четырьмя людьми. И точно также мы думаем и о крестинах. А раньше крестили совершенно иначе.

Во-первых, крестили не в храме, а как правило, на открытых водоёмах, и выбиралось для этого два или три дня в году. Людей готовили, беседовали с ними, они проходили учения в вере, если речь идёт о взрослых людях и потом либо в Сочельник Рождества, Богоявления (Крещения Господня), либо в Великую субботу всех вместе крестили.

Есть дни, когда неуместно было бы говорить о Крещении, скажем в Страстную пятницу, когда мы целиком сосредоточены на Страстях, страданиях Христовых. Хотя я, просто даже из соображений какого-то благочестия и почитания Бога не стал бы крестить на Страстной неделе.

Но если говорить в целом, то принять таинство Крещения можно в любое время и на Светлой неделе тоже.

Почему нельзя красить яйца на Пасху?

Вообще у нас принято освещать куличи и яйца в Великую субботу, то есть непосредственно перед Пасхой.

Поэтому к этому дню мы готовимся заранее. Но поскольку ситуации в жизни бывают разные, вы можете освятить свои праздничные дары и в сам день Великой Пасхи, это не будет считаться чем то противоестественным. Раньше, ещё до революции куличи и яйца освящали как раз после ночной Пасхальной службы перед тем, как разговляться.

Что касается подготовки к празднику, то желательно сделать всё заранее, чтобы у вас осталось время для самого главного. Чтобы встретить Светлое Христово Воскресение вы могли с радостью, лёгким сердцем, могли придти навстречу с Богом, оставив позади все хлопоты и заботы.

Произошло Великое событие и необходимо об этом помнить, оно должно стать центром всего.

Почему нельзя есть яйца до Пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Светлым Пасхальным дням предшествует Великий пост, когда мы старались воздерживаться по возможности от тяжёлой пиши (животного происхождения), то есть держать себя в неком средоточии, даже можно сказать тонусе, подталкивая себя к внутренней работе. То есть мы не едим не только яйца, но в принципе все продукты животного происхождения, так как соблюдаем пост. Никаких иных суеверных причин не есть яйца нет.

В Великую субботу мы приходим в храм, чтобы освятить яйца, куличи, пасхи, которые станут украшением нашего праздничного стола.

И уже после Пасхальной службы в кругу семьи мы разговляемся, то есть теперь мы можем позволить себе без зазрения совести отведать праздничных яств, но только тоже важно соблюдать меру, не наедаться сразу, так как это очень большая нагрузка для нашего организма .

Мы радуемся, наступил праздник и теперь время пировать.

Что нельзя делать в субботу перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Не существует каких-то однозначных запретов. У каждого человека своя, неповторимая жизнь. Он окутан столькими обстоятельствам и нюансами, что сложно что-либо сказать наперёд. Точно также как невозможно по этой причине никого осуждать.

Но, конечно, стоит помнить, что Великая суббота - день сокровенного замирания. Его еще называют «Суббота покоя».

Мы всё ещё печалимся о смерти Христа. Вспоминаем снятие Его с креста и положение во гроб. В одном из ключевых песнопений этого дня есть слова «Да молчит всяка плоть человеча «.

Но все мы уже стоим на пороге Великого дня и праздника.

Мы ждём того часа, когда можно будет воскликнуть «Христос Воскрес!».

Но сейчас мы должны как бы замереть. Наступает затишье в преддверии чего-то очень значительного.

И конечно, в этот день речь не должна идти о каких-либо весёлых гуляниях или черезмерных хлопотах и заботах.

Нужно всё отложить, по возможности. Быть на Литургии утром. И сохранить тишину и мир в душе до начала пасхального богослужения.

Почему нельзя отмечать день рождения на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Пасха - самый Великий день в году. Торжество жизни. Мы прославляем Спасителя нашего Иисуса Христа, за Его безграничную любовь и доброту, за то что он подарил нам жизнь вечную. И конечно это событие в жизни каждого человека должно стать центральным.

Поэтому отмечание дня рождения не может быть важнее Пасхи.

С другой стороны, никаких запретов на это тоже нет.

Просто нужно помнить о том, что это Светлый день.

И не хотелось бы его омрачать излишним пьянством, к примеру, или другими непотребными вещами.

Потому, что у многих, к сожалению, день рождения ассоциируется именно с тем, что бы загулять по полной программе. И Пасха для этого не самое подходящее время. Даже исходя из уважения к традициям церкви и почитанию Бога.

Можно ли охотиться в Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Если вы охотитесь ради забавы, то однозначно нельзя ни в какой день. Всё-таки это убийство живых существ.

Иногда люди охотятся для того, чтобы просто с голоду не помереть, тогда это допустимо, здесь уже стоит вопрос выживания.

Или, к примеру, когда это вопрос заработка, который также позволяет выживать. Главное, чтобы это не стало меркантильным развлечением.

Что касается именно Пасхальных дней, то любой верующий православный человек, постарается отложить на этот период охоту, если же не находится в условиях экстренных, когда нужно действовать по обстановке.

Можно ли причащаться на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Можно и даже нужно. Только подготовиться к Таинству Причащения стоит заранее. И дело здесь не только в посте, но, главное, в очищении сердца и разума.

Необходимо сходить на Исповедь. Вы можете сделать это в Среду, Четверг или Субботу на Страстной неделе. Но более подробное расписание стоит уточнить в том храме, куда вы ходите прийти.

В любом случае, нужно смотреть по обстоятельствам. Если вдруг, по каким-то причинам, вы не успели подготовиться заранее, то вам стоит спросить благословение на Причастие у батюшки, объяснив свою ситуацию.

С недавнего времени появилось официальное разрешение допускать людей на Пасху к Причастию без исповеди. Но это право всё равно остаётся на усмотрение священника. Потому, что люди все разные.

Главное - не молчите, не слушайте чьих-то сторонних советов, если у вас есть вопрос, то идите непосредственно к тому, кто поможет его разрешить, в данном случае - к священнику.

Можно ли ходить на Пасху на Кладбище?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

В жизни Церкви всё очень мудро устроено. Каждая традиция или обряд имеет свой смысл. И для всего в ней есть своё место.

Мы можем поминать своих родных и близких усопших в собственных молитвах, это наше право и, более того, это очень важно и для нас и для тех, чью память мы чтим.

Можно ли беременным ходить на кладбище на Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Беременным можно ходить на кладбище, как и всем. Но, согласно Православной традиции, на Пасху не посещают кладбища .

Так как Пасха - это не время для поминовения усопших. Это всеобщая радость, всеобщее ликование и прославление Спасителя нашего Иисуса Христа. Первое поминовение усопших после Пасхи совершается на Радоницу .

Когда можно исповедоваться перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Конечно, на исповедь лучше приходить заранее, не откладывать на последний момент.

Исповедоваться можно будет в Великую Среду, Четверг и Субботу Страстной недели.

Но более точную информацию о времени вам необходимо будет уточнить в том храме, куда Вы собираетесь прийти. Так как в каждом храме свой уклад.

Что надеть на Пасху в храм?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Вы можете подобрать любой наряд по своему вкусу, но важно помнить куда вы идёте. И постараться выглядеть опрятно и не слишком вызывающе.

Можно ли беременным готовить куличи и пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Конечно можно, но только осторожно. В том смысле, что будущие мамы очень уязвимы и им нужно более бережно относиться к своему здоровью. Чтобы слишком не уставать.

А подготовка к встрече Великого праздника - всегда есть дело приятное и радостное.

Можно ли работать в неделю после Пасхи?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Работа - дело очень индивидуальное. У кого то есть возможность отпроситься, взять небольшой отпуск на время Пасхальной недели и полностью этот период посвятить Богу. Поближе познакомится с традициями жизни Церкви. Но у кого-то такой возможности попросту нет. Так что здесь сложно занимать какую-то категоричную позицию. В идеале, конечно, хорошо бы в первые дни Светлой недели побывать на еще раз на пасхальной литургии, во многих храмах совершаются крестные ходы всю Светлую неделю. Эта та Радость, лишать себя которой очень жаль.

Что можно делать в Пасху?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

В принципе, каких-то конкретных ограничений здесь нет.

Закончился Великий пост как период лишений и строгости по отношению к себе.

Настал черёд Великой радости, теперь не время унывать и печалиться.

Делайте то, что приносит вам радость. Общайтесь с близкими и друзьями, делитесь с ними радостью о Христе Воскресшем.

Только не забывайте о самом главном, к чему мы шли через все эти недели Великого поста. Постарайтесь побывать еще хотя бы раз на Пасхальной литургии (во многих храмах также совершается Крестные ходы всю Светлую седмицу) - не лишайте себя этой радости.

Можно ли гадать перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Гадать нельзя никогда. Да друзья, это так.

Что такого плохого в гаданиях, спросите вы.

Во-первых, это неуважение к Воле Божией. Во-вторых, это пренебрежение той свободой, которой Господь наделил каждого из нас от рождения.

Когда мы используем даже шуточное, как нам кажется, гадание, получая ответ, мы себя программируем на определенные действия.

И самое интересное, что это происходит уже неосознанно.

В социальной психологии есть такое понятие как «самореализующееся пророчество». Ребёнку в детстве родители могут навязать какую-то установку, к примеру, «ты неумёха». И это установка будет ему очень мешать по жизни. Бессознательно он будет действовать так, чтобы всячески её подтвердить, заранее обрекая себя на неудачу.

Пройдут долгие годы, прежде чем он попробует разобраться что к чему.

И тут схема очень похожая. Мы узнаём какое-либо предсказание о себе и в этот момент лишаемся свободы выбора, свободы действия, так как всё теперь будет работать на эту установку.

Если вы соотносите себя с миром церкви, вам придётся сделать выбор.

Во что и кому вы верите. Если вы с Богом, то должны Ему доверять, иначе никак.

15.08.2013 10:32

Рейтинг: / 85

ПлохоОтлично

Приготовление пищи для предложения Богу

В духовной диетологии пища делится на приготовленную для себя любимого (бхога) и приготовленную для вселюбящего Бога (прасад) . Поэтому она подразделяется не только на разные типы используемых продуктов, но и на разные типы мотивов, с которыми она готовится. Обычно люди думают, что освященная пища – это пища, которую освятили на алтаре, но алтарь воспринимают, как алтарь грубый, состоящий из дерева или камня, поэтому это часть правды. В действительности, главный алтарь – это алтарь нашего ума, который соткан из мотивов и желаний. Поэтому первичное освящение пищи происходит на алтаре ума. Если человек готовит с желанием доставить Богу удовольствие, с пониманием, что эти продукты даны ему от Бога с любовью, то такая пища уже фактически является прасадом, освящение которой на «физическом» алтаре уже является простой формальностью, но тоже необходимой.

Итак, Кришна-прасад - это пища, приготовленная с любовью к Богу и Его детям из благостных продуктов и освященная на алтаре. Духовно развитые люди употребляют в пищу только прасад, тем самым защищая себя от влияния материального осквернения и иллюзии. Для приготовления прасада нельзя использовать мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок и другие тяжелые ингредиенты. Несвежая и испорченная пища так же не подойдет. Во время приготовления прасада должна соблюдаться исключительная чистота. Общее правило для всех: во время приготовления пищу никогда не пробуют, медитируя исключительно на то, как доставить удовольствие Богу.

Предложение приготовленной пищи Кришне на алтаре

Для освящения бхоги должен быть специальный поднос и посуда. Когда пища готова, ее раскладывают, сервируют и подают не слишком горячую, украсив поднос цветами и листьями туласи. На подносе обязательно должен быть стакан свежей воды. Жидкие блюда наливаются в глубокую посуду, твердые раскладываются в мелкую, хлеб может быть положен прямо на поднос. Соль и приправы кладутся отдельно.

После того, как поднос поставлен перед алтарем на специальный столик, надо сесть на коврик и, звеня колокольчиком, произнести трижды следующие мантры.

1.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале

шримате-бхактиведанта-свамин ити намине.

Намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шуньйавади-пашчатьйа-деша-тарине.

2.

намо маха-ваданьяя кришна-према-прадайа те

кришная кришна-чайтанья-намне гаура-твише намаха

3.

намо брахманья-девая го-брахмана-хитайа ча

джагат-хитайа кришная говиндайа намо намаха

4.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Почитание прасада

Спустя 15 минут после предложения, прасад может быть снят с алтаря и подан на стол. Принятие прасада – это не обычное дело. Кришна-прасад – это милость Господа. Его принятие – поистине мистический акт. С каждым кусочком прасада человек становится немного ближе к Господу. Материальные желания тают прямо на глазах, и изначальная любовь к Кришне пробуждается в сердце того, кто вкушает освященную пищу. Путь к сердцу не только мужчины, но и женщины тоже, лежит через желудок. В Кали югу по своей беспричинной милости Кришна воплотился в форме своего имени и, точно также, по милости преданных, Он принял форму прасада. В «Бхагавад-гите» сказано, что, не предлагая пищи Господу, человек ест только один грех, принимая же остатки предложенной пищи, он освобождается от всех грехов. Если человек ест только прасад, он освобождается от кармы и восстанавливает свою память о Верховной личности Господа Шри Кришне , помня которого в момент смерти, он навсегда возвращается назад домой к Кришне.

Почитание прасада

Почитание прасада - это, несомненно, один из главных методов преданного служения, который обожают все преданные. Сознание Кришны даже в шутку называют «кухонной религией». Отказавшись от мяса и других продуктов в стихии невежества, преданный буквально тонет в буквально океане нектарного кришна-прасада.

Как мы знаем, - это остатки пищи, предложенной к Господу, что в буквальном переводе означает «милость Господа.» Кришна-прасад неотличен от Самого Кришны, и мы оказываем почтение Кришне в форме прасада, раздавая его и вкушая его.

Прасад непосредственно с подноса, предложенного Кришне, называется маха-прасадом или «сверхмилостью». Хотя нет никакой разницы между прасадом и махапрасадом, маха-прасад особенно дорог преданным, так как напоминает им об особенной связи с Господом.

Молитвы, читаемые перед вкушением прасада

Перед принятием прасада преданные произносят следующие молитвы:

маха-прасаде говинде нама-брахмани ваишнаве
свалпа-пунья-ватам раджан вишвасо наива джаяте

«О царь, у тех, кто едва-ли совершал благочестивые поступки в прошлом, никогда не возникает вера в маха-прасад, Шри Говинду (Кришну), Святое имя и Ваишнавов.»

бхаи-ре!

шарира авидья-джал, джодендрия тахе кал,
дживе пхеле вишая-сагоре
та’ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,
та’ке джета катхина самсаре
кришна баро доямой, корибаре джихва джай,
сва-прасад-анна дило бхаи
сеи аннамрита пао, радха-кришна-гуна гао,
преме дако чайтанья-нитай!

«О братья! Это материальное тело - комок невежества, а чувства - пути, ведущие к гибели. Так или иначе мы упали в океан материальных чувственных наслаждений, и из всех чувств язык наиболее прожорлив и необуздан. В этом мире очень трудно обуздать язык, но Ты, дорогой Кришна очень добр к нам. Ты послал нам этот замечательный прасад, чтобы помочь обуздать язык. Поэтому давайте же вкушать этот прасад до полного удовлетворения, прославлять Их Светлости Шри Шри Радху и Кришну и с любовью взывать о помощи к Господу Чайтанье и Прабху Нитьянанде!»

Правила, связанные с принятием прасада

Вот некоторые правила, связанные с принятием прасада.

  1. До и после еды следует вымыть руки и ополоснуть рот (если Вы в Индии и ходите без носок, то следует вымыть и стопы).
  2. Для еды и питься следует полозоваться правой рукой (в особенности, если вы едите руками - левая рука используется для омовения). Левой рукой можно брать стакан с напитком.
  3. Прасад нельзя выбрасывать (в самом крайнем случае остатки можно скормить животным или положить в реку, где их доедят рыбы).
  4. Нельзя прикасаться к прасаду стопами.
  5. Не пейте холодного после еды.
  6. Не переедайте! Шрила Прабхупада говорил: «Одна четверть желудка должна быть наполнена водой, половина пищей, а оставшаяся четверть - воздухом.»
  7. Во время вкушения прасада не следует обсуждать дела. Лучше включить киртан или бхаджаны Шрилы Прабхупады. Или кто-нибудь может читать в это время истории из «Источника» или «Гауранги».
  8. Следует медитировать на то, как Кришна только что пробовал это подношение. Можно также медитировать на то, как Кришна по Своей милости дает нам этот прасад. Можно вспоминать игры Господа Чайтаньи и Господа Кришны, связанные с прасадом.

священник В. Шумов

Предисловие архимандрита

Наш современник, подвижник благочестия, отец (+ 1949) оставил такое наставление: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятьями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (Крещенской) водой, – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.

Всё, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш…». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и Ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи…». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где Ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу.

Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило» [Старец иеросхимонах (Василий Николаевич Муравьев) (1885-1949), М., 1996. – с. 43,45.]. Эти мысли еще более актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, мы начинаем всё больше осознавать необходимость возрождения православных традиций, а с другой стороны, в обществе возросло действие демонических сил. Поэтому издаваемая до сих пор литература с рецептами блюд для православного христианина важна, но ещё более важна культура христианского приготовления пищи и благоговейного её вкушения. Для этой цели переиздается редкая ныне брошюра священника В. Шумова.

И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам… ()

В этих словах говорится о чуде, совершённом Спасителем в пустыне. Пять тысяч мужей, кроме жён и детей, стало быть всего 10 тысяч, слушали слово Спасителя о царствии Божием, слушали целый день и с таким наслаждением питались этою нетленною пищей, что забыли о пище вещественной, необходимой телу. Быть может, они сами и долго ещё не вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики подошли к Спасителю и сказали: «Место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы он в соседних городах и сёлах купил себе хлеба». – «Вы дайте им ясти», – сказал Спаситель. Но что было дать, когда после строгого обыска, оказалось у всего народа только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Спаситель велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, эти хлебы и рыбы, и, преломив, дал ученикам; ученики же преподали народу. И дивное дело, – ели все и насытились, и даже оказался остаток, – собрано 12 коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было всё случившееся, но на самом деле.

Такова сила и могущество нашего Спасителя! В Его божественных руках слабое и немощное делается мощным, малое и ничтожное обращается в великое. Кто не узнает здесь Того, Который из праха сотворил человека, из ничего, единым словом Своим, создал мир? Так понял народ и это чудо, – он признал Божественного Чудотворца истинным Мессией и хотел поставить Его даже царем, но Иисус Христос уклонился от этой чести, потому что быть царем земным не входило в план божественного домостроительства о спасении рода человеческого. Царство Его не от мира сего.

В чуде Христовом для нас, между прочим, поучительно то, как Иисус Христос приступил к насыщению народа. «Воззрев на небо, благослови», говорит евангелист. Итак, обращение к Отцу Небесному, прославление Его, одним словом – молитва, вот что предшествовало этой благодатной трапезе. И у нас есть благочестивый обычай пред вкушением пищи обращаться с молитвой к Богу. Не дорого ли для нас, что этот добрый обычай освящён примером самого Иисуса Христа? Но в наше время многие стали уклоняться от этого обычая. К чему и зачем, говорят, это делать? Это ничего не значащий обряд. Но походят ли на правду такие речи? Зачем, в самом деле, нужно молиться пред вкушением пищи и пития?

Представьте, что у вас есть вещь, подаренная вам вашим другом, благодетелем, любимым вами братом, отцом, матерью, сестрой или женой. Как вы обращаетесь с этою вещью? Когда увидите её или когда станете употреблять её, вы непременно вспомните того, кто подарил её вам, и если тот человек жив, вы пожелаете ему заочно доброго здоровья, а если умер – Царства Небесного. Точно так и здесь. Что такое пища, вкушаемая нами? Это дар Отца Небесного, подающего нам на всякий день без всяких со стороны нашей заслуг, единственно по Своей милости. Как же, садясь за стол, не вспомнить Того, Кто питает нас? Как не восчувствовать и не сказать пред Ним так: «Ничего, Господи, нет у нас нашего, всё от Тебя. Ты, о нас промышляя, посылаешь всё нужное для нашей жизни. Благослови же употреблять дар Твоей благости во славу Твою и с пользою для нас». Так мы должны исповедовать свою зависимость от Бога; так должны свидетельствовать, что чувствуем Его милости к нам. А что же делают те, которые не хотят молиться пред столом и после стола? Они не хотят признать себя в зависимости от Бога; они себе, своим силам приписывают то, что имеют; они таким образом как бы отнимают у Бога то, что действительно исходит от Него, являются гордыми, неблагодарными. А гордость и неблагодарность, вы знаете, какие тяжкие грехи. И в этих-то грехах виновны те, которые не следуют обычаю молиться Богу пред вкушением пищи. Но действительно ли от Бога дается нам пища? Непременно так. Труд земледельца никогда бы не увенчался успехом, если бы Господь в одно время не послал на его ниву дождь, в другое – теплоту солнечную. Да он не мог бы и трудиться, если бы Господь не даровал ему сил к трудам. Больной разве способен к чему-нибудь? И мы с вами разве имели бы когда что-нибудь, если бы одному из нас Он не дал хороших способностей душевных, другому – крепких сил телесных, третьему – средств к образованию себя, четвёртому – благодетелей. Иной живёт в больнице или богадельне, ест чужой хлеб – но и это всё от Бога. Это Он посылает людям слабым, бедным благодетелей; это Он влагает в сердца людей богатых желание помочь бедным, позаботиться об участи их; ради Него – во Имя Его оказывается и самая помощь. Значит, всё от Бога, свой ли, чужой ли хлеб мы едим. Значит, каждый, кто бы он ни был, должен молиться пред вкушением пищи и по вкушении.

Пищу мы вкушаем для подкрепления сил, для поддержания жизни телесной. Так, но всегда ли достигается эта цель? Вместо пользы от пищи не получается ли иногда вред? Вместо здоровья не приносит ли она иногда болезнь, даже смерть? Бывает нередко – садятся за столь здоровыми, а выходят больными. Потому-то, приступая ко вкушению пищи, и необходимо вознести молитву к Богу, чтобы на пользу, а не во вред нашему телу послужила вкушаемая нами пища, чтобы дух наш был весел после еды, а тело крепко и бодро. И поверьте, кто молится не машинально, не кое-как, а со вниманием и благоговением, тот при правильном, умеренном употреблении пищи получает желаемое. Такой человек через молитву испрашивает благословение на свою пищу, потому вкушает её с пользой для своего здоровья.

Молитва делает пищу не только полезною, но и приятною. При молитве и самое простое, неизысканное кушанье становится приятнее, сладостнее, чем роскошные яства богачей и сластолюбцев. Эту истину я поясню примером. Недалеко от Константинополя в глубоком безмолвии жил святой отшельник. Все почитали этого пустынника, и многие для пользы душевной посещали его. Однажды в одежде простого воина пришел к этому старцу римский император. При разговоре пришедший гость, увидал висящую на стене корзину с сухим хлебом. Ему захотелось вкусить этого хлеба. Старец очень этому обрадовался, принес деревянную чашку с водой, положил туда сухой хлеб и, помолившись, сел со своим гостем за трапезу. По окончании стола старец принес свежей воды и подал гостю. После трапезы гость открылся, кто он, и потом сказал: «Вот я и родился царём, и теперь царствую, но никогда не вкушал хлеба, не пил воды с такою приятностью, с какою ныне ел и пил у тебя. Как сладка мне твоя пища!» – «Мы, монахи, принимаем пищу свою с молитвой и благословением, оттого наше брашно, хоть и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празднословием, и оттого богатые и роскошные трапезы бывают у вас безвкусны – им недостает услаждающего благословения Господня». Поймите из рассказанного, что значит молитва перед вкушением пищи.

Не следуйте, братие, тем, которые не молятся, садясь за трапезу. Такие люди в учители нам не годятся. Наверное можно сказать, что они и в другое время или никогда не молятся, или молятся, но мало, вообще холодны к молитве. Кто Бога помнит, Его любит, тот не может забыть о Нём при пользовании дарами Его, тот не постыдится вознести к Нему молитву, хотя бы с ним тут никто не молился. Помолясь Богу пред столом, и за столом будьте в молитвенном настроении, с мыслью о Христе и тут не расставайтесь, – так и думайте, что вот с вами Христос, невидимо присутствующий. Потому и за столом избегайте смеха, празднословия, неуместных рассказов, шуток. Если во время стола сильнее, чем в другое время, чувствуется потребность поговорить, то говорите степенно. Помните, что в других местах даже в молчании вкушают хлеб. Дай нам, Господи, на всякое время и на всяком месте питать в себе чувство страха Твоего, и тогда бы, что бы ни стали мы делать – пить или есть, или иное что творить, по слову Апостола, всё во славу Божию будем делать. Да будет с нами так.

Аминь!

Молитва перед вкушением пищи

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

На благословение пищи и пития мирянам

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва на принятие просфоры и св. воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Издательство Московского Подворья

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх