Как научить малыша играть в шахматы. Как научить ребенка играть в шахматы с нуля. Какой учебник выбрать

Шахматы - прекрасная игра, с помощью которой можно научить ребенка мыслить стратегически и анализировать различные ситуации. Начните с основных понятий, таких как различия между фигурами и тем, как они ходят. Когда ребенок усвоит эту информацию, приступите к игре в различные разновидности шахмат. Не торопите ребенка, постоянно поощряйте его и будьте терпеливы. Таким образом вы сможете привить ребенку любовь к шахматам, и он будет воспринимать их как увлекательное и интересное занятие.

Шаги

Знакомство с доской и фигурами

    Познакомьте ребенка с шахматной доской. Доска имеет 8 горизонтальных и 8 вертикальных линий. Всего она состоит из 64 клеток. Половина клеток окрашены в светлый, а половина - в темный цвет. Если у вас нет под рукой шахматной доски, ее можно нарисовать на листе картона или школьной доске.

    Приступите к изучению фигур. Ознакомьте ребенка с пешками, конями, слонами, ладьями, ферзем и королем. Отметьте различия в их внешнем виде. Расставьте фигуры на доске, чтобы ребенок увидел, как они располагаются в начальной позиции.

    • Конь, как и следует из названия, обычно напоминает голову и шею этого животного.
    • Слон имеет вид высокой остроконечной шляпы.
    • Король является самой важной фигурой, так как цель игры заключается в пленении короля противника.
    • Укажите на различия во внешнем виде между королем и ферзем.
    • Ладьи обычно напоминают крепостные башни.
  1. Продолжите описание фигур. Расскажите о каждой фигуре и объясните, как она ходит. Убедитесь, что ребенок запомнил данную фигуру, прежде чем переходить к описанию следующей.

    • Пешка может ходить на одну или две клетки из начальной позиции, и лишь на одну клетку в том случае, если она уже ходила. Пешка может побить лишь те фигуры противника, которые стоят на соседней с ней клетке по диагонали, и она не может ходить назад.
    • Конь является единственной фигурой, которая способна перепрыгивать через другие пешки и фигуры. Он ходит буквой "Г". Конь может ходить на две клетки по горизонтали, а затем на одну по вертикали, либо на две клетки по вертикали и одну по горизонтали.
    • Слон ходит по диагонали на любое количество клеток.
    • Ладья ходит на любое количество клеток вперед, назад или по горизонтали. Она не может ходить по диагонали.
    • Ферзь может ходить в любом направлении (по горизонтали, вертикали или диагонали) на любое количество клеток. Это самая сильная фигура.
    • Король ходит на одну клетку в любом направлении, причем два короля не могут становиться на соседние клетки.
  2. Расставьте на доске все фигуры. Разместите фигуры на доске и попросите ребенка назвать их. После этого рассмотрите, как ходит каждая фигура. Если вы используете координатный метод, следует разместить фигуры на следующих клетках:

    • У каждого игрока есть 8 пешек, которые занимают 2-ю и 7-ю горизонтали.
    • Ладьи располагаются на 1-й и 8-й клетках вертикалей A и H.
    • Ферзи стоят на 1-й и 8-й клетках вертикали D.
    • Слоны занимают 1-ю и 8-ю клетки вертикалей C и F.
    • Кони расположены на 1-й и 8-й клетках вертикалей B и G.
    • Короли занимают 1-ю и 8-ю клетки вертикали E.

Игры для изучения ходов

  1. Поиграйте одними пешками. Расставьте на шахматной доске лишь пешки. Цель данной игры состоит в том, чтобы перевести на противоположный край доски как можно больше своих пешек. Если две пешки упираются друг в друга и не могут ходить дальше, они останавливаются. Напомните ребенку, что пешка ходит на одну клетку вперед, пока не сталкивается с пешкой противника. Пешка может побить пешку соперника, если та расположена впереди от нее на соседней клетке по диагонали.

    • Другая цель данной игры может состоять в том, чтобы первым довести свою пешку до противоположной стороны доски.
    • Напомните ребенку, что белые ходят первыми, и при первом ходе пешка может походить на две клетки вперед.
    • Это поможет ребенку усвоить, как двигаются пешки.
  2. Добавьте слонов. Когда ребенок усвоит, как ходят пешки, дополните игру слонами. При этом цель игры останется той же. Напомните ребенку о том, что слоны ходят по диагонали. Данная игра научит ребенка:

    • использовать пешки для защиты слонов;
    • определять оптимальный момент для вывода слонов за пешечную цепь;
    • держать слонов позади пешек противника;
    • понимать ограничения, которые накладывает на слонов их способность ходить лишь по диагонали.
  3. Введите ладьи. Расставьте на доске ладьи, слонов и пешки. Цель по-прежнему состоит в том, чтобы довести пешку до противоположного края доски. Напомните ребенку о том, что ладья может ходить на любое количество клеток по горизонтали или вертикали, но при этом ей нельзя перепрыгивать через другие фигуры.

    • Ребенок должен усвоить, как важно сохранить ладьи до конца игры.
    • Кроме того, на этом этапе ребенок должен начать понимать разницу между взятием отдельной фигуры противника и выигрышем всей партии.
  4. Поставьте на доску коней. Пусть ребенок походит конями по пустой доске. Ход буквой "Г" довольно необычен, и для его усвоения может понадобиться некоторое время. Выберите на доске клетку, до которой ребенку необходимо добраться конем. Тем самым вы научите ребенка думать на несколько ходов вперед.

    • Когда ребенок освоится с конями, добавьте пешки и поиграйте в ту же игру, что и раньше с другими фигурами.
  5. Поиграйте конями, ладьями, слонами и пешками. Поставьте на доску все эти фигуры. Цель по-прежнему состоит в том, чтобы первым провести свою пешку до последней горизонтали. Это довольно сложная игра, но после предыдущего обучения ребенок должен освоить ее.

    • Ребенок начнет изучать различные позиции и то, как фигуры взаимодействуют между собой.
    • Если у ребенка возникнут трудности, вернитесь к одной из более простых игр. Не торопите ребенка и позвольте ему постепенно учиться в удобном для него темпе.
  6. Поиграйте ферзем, королем, пешками и ладьями. С помощью данной игры вы сможете познакомить ребенка с понятиями шаха и мата. Шах означает нападение на короля, а при мате королю некуда скрыться от шаха. Используйте лишь по 4 пешки на игрока.

    • Напомните ребенку, что белые всегда ходят первыми, и о том, что ход считается совершенным, как только игрок оторвал руку от фигуры.
    • Сосредоточьте внимание на ходах короля и ферзя.
  7. Поиграйте в шахматы всеми фигурами. Когда ребенок усвоит, как ходит каждая фигура, поиграйте с ним в обычную шахматную игру. Цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Напомните ребенку о том, что при достижении последней горизонтали пешка превращается в ферзя.

    • Как и ранее, если ребенок хочет вернуться к более простым играм, позвольте ему сделать это.

Изучение более сложных ходов

  1. Объясните, как превращаются пешки. При достижении последней горизонтали пешка превращается в другую фигуру. Она может стать ферзем, ладьей, слоном или конем. Как только пешка доходит до последней горизонтали, ее можно заменить на выбранную вами фигуру. Чаще всего пешек превращают в ферзей.

    Объясните взятие пешки на проходе (энпассан, анпассан, от фр. en passant - "на проходе"). Такое взятие возможно в том случае, если пешка совершает первый ход и ходит на две клетки, а рядом расположена пешка противника. Если пешка противника бьет клетку, через которую прошла ваша пешка, она может взять походившую пешку следующим ходом. Если взятие на проходе не произошло сразу после первого хода пешки, оно становится невозможным в дальнейшем.

Если вам предложат играть в шахматы - никогда не говорите: «Не умею». Скажите: «Умею, но не хочу».

Владимир Высоцкий, «Рассказ об игре в шахматы»

Мое желание научиться играть в шахматы появилось именно после такой ситуации. Правда, сказать «умею» я смогла, а вот продолжить «но не хочу» не получилось. Пришлось играть. Несколько оглушительных поражений после коротких партий дали понять: знания правил игры недостаточно, чтобы выиграть. Было ещё что-то, о чём знали только шахматисты. То, что помогало им видеть доску под другим углом, словно заглядывать в будущее и разочарованно комментировать: «Ну что же ты наделала!». Захотелось узнать этот секрет, и я решила понять…

Как взрослый человек может научиться играть в шахматы

Для начала нужно было выяснить, можно ли научиться играть в шахматы самостоятельно: с помощью интернета, мобильных приложений или самоучителя. Тщательный опрос тех, кто уже умеет играть, показал: можно попробовать научиться играть самому, но лучше делать это с другом или преподавателем.

Однако первые шаги всё-таки можно и нужно сделать в одиночестве. Желательно:

  • найти или купить доску;
  • познакомиться с фигурами;
  • узнать правила игры.

На это у вас уйдёт не больше часа. Используйте видео на YouTube, на эту тему есть множество роликов. Если есть желание, отговорки излишни. Начать играть может даже ребёнок (с четырёх лет).

После того как вы разберётесь с этим этапом, стоит искать преподавателя. Почему нельзя учиться играть самому? Ответ очень простой. Вы можете попробовать делать это самостоятельно, и у вас даже начнёт получаться. Дело только в скорости обучения. То, до чего вы додумаетесь за несколько дней, учитель объяснит за час. Более того, опытный игрок или преподаватель поможет увидеть на доске то, чего вы попросту не заметите из-за отсутствия опыта.

Как найти преподавателя

Записаться в шахматную школу или клуб

Единственная проблема, которая может у вас появиться, - это ограничение по возрасту. Но и её можно решить.

Когда я попыталась записаться в ближайшие шахматные школы, мне отказали из-за того, что на обучение берут только малышей. Зато вместо этого предложили прийти и попробовать договориться с преподавателем о частных уроках.

Даже если в вашем городе есть только одна шахматная школа, идите туда и попробуйте найти себе тренера.

Ещё есть шахматные клубы. Чаще всего в них играют люди постарше, объединённые большим желанием и страстью к игре. Это классный выбор для тех, кто любит шахматы, но не всегда хороший вариант для новичка.

Найти друга-шахматиста

Когда я попробовала сделать это, оказалось, что шахматисты состоят в неком подобии «Бойцовского клуба». Простой пост в социальных сетях показал: больше половины моих друзей играли или играют в шахматы. Просто никому об этом не говорят. Попробуйте расспросить своих друзей и вы. Уверена, вы будете удивлены.

Что же касается моего личного опыта, среди своих знакомых и друзей я нашла одного, который оказался кандидатом в мастера спорта по шахматам. Мы быстро договорились об уроках, и я ещё немного приблизилась к поставленной цели.

Нанять преподавателя

Не связываясь с организациями, школами, клубами и кружками, можно просто найти учителя для частных уроков. Постарайтесь встретиться с ним лично до того, как вы договоритесь о первом уроке, чтобы убедиться: с этим человеком вы сможете учиться и не побоитесь переспрашивать у него по нескольку раз непонятные моменты. Если почувствуете дискомфорт, стеснение, неловкость, попробуйте найти другого преподавателя.

«Любой, кто играет лучше вас, уже может научить. Вот только преподаватель не должен быть занудой. И тратиться на суперпрофессионалов сразу не стоит», - советует Владимир Хлепитько.

Peter Miller/Flickr.com

Что читать

Пока ваш тренер будет рассказывать, что такое дебют, миттельшпиль и эндшпиль, учить теории и практике шахмат, попутно демонстрируя искусство композиции, вам уже можно начинать помогать себе двигаться ещё быстрее. Например, с помощью книг. Литература сама по себе не научит играть, зато станет мощным подспорьем в этом нелёгком деле.

1. Для начинающих подойдут книги-самоучители и сборники задач. Например, «Сборник шахматных комбинаций » С. Д. Иващенко, «Учебник шахматной игры » Х. Р. Капабланки и «Путешествие в шахматное королевство » Ю. Авербаха. Не стесняйтесь открывать книги для детей или с пометкой «Для тех, кто только начинает играть». Ведь именно в них сложная система шахмат объясняется очень наглядно и понятно.

2. Когда разберётесь с введением и одновременно проведёте несколько плодотворных уроков со своим преподавателем, переходите к книгам по стратегии и тактике. Разберитесь с каждым этапом игры в шахматы, благо о них написано очень много. Понять, какую именно книгу выбрать, довольно сложно, поэтому обязательно спросите совета у своего тренера. Можно обратить внимание на эти труды:

  • «Моя система », А. И. Нимцович;
  • «Стратегические приёмы в шахматах», А. И. Терехин;
  • «По следам дебютных катастроф », Я. И. Нейштадт;
  • «Переход в эндшпиль», Ю. Разуваев, Г. Несис.

3. Ищите вдохновение. Читайте не только учебники по шахматам, но и книги, связанные с этой великой игрой. Например, Владимир Хлепитько говорит, что ему нравится книга Гарри Каспарова «Шахматы как модель жизни».

Смотрите фильмы о шахматах и шахматистах, например:

  • «Бобби Фишер против всего мира» - о биографии американского чемпиона и его легендарном матче с Борисом Спасским.
  • «Защита Лужина» - фильм, в котором не стоит разглядывать шахматные доски в поисках интересных комбинаций, зато можно погрузиться в его неповторимую атмосферу.
  • «Шахматная горячка» - чёрно-белая советская комедия, конечно же, почти не о шахматах. Зато в кадре появляется сам Капабланка!

А ещё?

Конечно, игнорировать интернет-помощь не стоит. Пока вы тренируетесь в реальности, все остальные способы сделать уроки более результативными тоже годятся.

  • iChess.net - канал, который делает шахматы понятными, добавляет азарта и вдохновляет на новые свершения.
  • «ШахМатКанал » - канал, который специализируется на проведении видеотурниров между блогерами и всеми желающими, после чего детально анализирует ошибки и успехи игроков.
  • Скажу так: если очень сильно хочется, обязательно получится. Для меня попытка научиться играть в шахматы стала настоящим испытанием. Игра, мягко говоря, непростая. Но прекрасная. Поэтому, если вам действительно нравятся шахматы и вы готовы уделять этому немного времени каждый день или хотя бы каждую неделю, всё обязательно получится.

    Успех дадут желание и любовь к игре, а способов достижения успеха много, главное - продолжать передвигать фигурки!

    Владимир Хлепитько, руководитель шахматного клуба Wisdom

    Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.

    В чём польза для детей

    Игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей

    Прославленный советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

    Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

    • эта игра заставляет думать;
    • чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
    • с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
    • желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
    • игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

    С какого возраста можно учить играть

    Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года

    Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.

    Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми. Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре . Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.

    Как правильно мотивировать ребёнка

    В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

    • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
    • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
    • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

    Методики обучения

    Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями

    Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

    1. Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
    2. Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
    3. Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
    4. На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
    5. Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»). Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
    6. Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь
    7. Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

    Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

    Видео: Как научить малыша играть в шахматы

    Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.

    Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).


    Легенда о появлении шахмат

    В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.

    Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.

    Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.


    А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»

    Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.

    Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество – больше, чем песчинок в пустыне Сахара!

    Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам. Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.

    Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.


    Основные элементы и правила игры

    Шахматная доска

    Покажите ребенку шахматную доску.

    Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.


    Важно правильно расположить шахматную доску – слева должно быть черное поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.

    Шахматные войска

    У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.


    Король

    Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» – партия заканчивается.


    Ферзь

    Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

    Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.


    Ладья

    Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.


    Слон

    В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой – на черных.


    Конь

    Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» – на одну клетку вбок и две вперед, либо две – вбок и одну вперед.


    Пешка

    Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.


    Необычные ходы в шахматах

    Рокировка

    Это особенный и очень важный ход, при котором совершают движение сразу две разные фигуры (король и ладья), король прячется в укрытие, а ладья выводится в центр для активной игры. Он осуществляется так – король двигается в сторону ладьи, а ладья перепрыгивает через него и становится рядышком. Каждая из сторон может сделать только одну рокировку в течение партии.


    Взятие на проходе

    Пешке разрешается «побить» вражескую пешку на том поле, через которое она перепрыгнула первым ходом.


    Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня я хочу рассказать вам еще об одной отличной возможности повлиять на интеллектуальное развитие вашего ребенка. Многие родители отдают своих деток в шахматные кружки. Я же дам вам несколько советов, как научить ребенка играть в шахматы в игровой форме самостоятельно. Интересно? Читайте и учитесь маленьким родительским хитростям.

    Игра в шахматы является эффективной настольной игрой, влияющей на детское умственное развитие. Благодаря этой игре ребятишки становятся более усидчивыми , внимательными, самостоятельными. Развивается память, а также прочие ценные черты характера.

    Замечено, что дети, занимающиеся шахматами, хорошо ориентируются на плоскостях, умеют сравнивать, обобщать и предвидеть результаты своих действий. И в интеллектуальном развитии они намного опережают своих сверстников.

    Также наблюдается одна закономерность — дети, которые с раннего детства начали играть в шахматы, проявляют не только блестящие математические способности, но и очень успешно учатся в школе. Поэтому начинать знакомство с шахматами желательно как можно раньше!

    С какого же конкретно возраста следует начинать обучение ребенка шахматам? Единодушного мнения по этому вопросу нет, все зависит от уровня развития конкретного ребенка, но следует знать, что период с 2,5 до 5 лет является оптимальным для начала обучения этой умной игре.

    Как научить ребенка играть в шахматы: с чего начать

    Если вы решили, что уже пора начать обучение вашего малыша шахматам, то имейте в виду, что для первого знакомства лучше приобрести деревянные фигурки достаточно крупного размера. Диаметр основания должен быть минимум 3−4,5 см и строгой формы.

    Первоочередная задача родителей — это необходимость познакомить ребенка с наименованием каждой фигурки и научить его отличать одни фигурки от других по цвету и форме.

    В обучении игре в шахматы вашему ребенку очень поможет книга «Шахматы для самых маленьких », автор И.Г. Сухин. Почитайте отзывы о книге и учите малыша увлекательной игре!

    Следует помнить, что не каждый ребенок способен с первого раза запомнить наименования всех шахматных фигур. Поэтому достаточно длительный период времени следует посвятить запоминанию этих фигур. Чтобы ребенку все это быстро не наскучило, попробуйте преподнести новые знания в виде увлекательной игры!

    Варианты игры

    Можно предложить крохе сыграть в «Волшебный мешочек» . Для этого спрячьте поочередно в непрозрачный мешок фигурки шахмат и предлагайте малышу определить на ощупь, какая фигурка спрятана. Чтобы достигнуть наибольшего эффекта, позвольте малышу самому спрятать фигурки, а сами отгадывайте — какая фигурка в мешочке. Давайте возможность ребенку поправлять ваши «неверные ответы».

    Еще одна интересная игра называется «Шахматный теремок» . Создайте из деревянной шахматной доски домик — «теремок». Пусть сюда, как по сюжету из сказки, забегут шесть различных белых фигурок: пешки, король и прочие. Король у вас может забраться на «теремок» и «сломать» его, а другие фигурки пусть помогут его поднять.

    Можно поиграть в «Школу» . Для этого переверните шахматную доску клеточками вниз и в углубление поставьте шахматные фигурки. Скажите ребенку, что он учитель, а это его ученики. Пусть он назовет «имя» каждого ученика.

    Таким образом, можно самим выдумать великое множество подобных маленьких игр, в результате которых ребенок с легкостью запомнит и выучит названия всех шахматных фигур. Это будут ваши первые совместные шаги к большому успеху!

    Постепенно усложняйте задачи перед ребенком , однако следите за тем, чтобы у него из-за сложности не пропало желание! А для этого следует знать, что занятие должно идти не более 20 минут, у ребенка должен сохраняться положительный эмоциональный настрой, и при первых признаках переутомления ребенка игру следует прекратить!

    Так, маленькими шажками, при условии регулярных занятий ваш ребенок научится хорошо играть в шахматы! И кто знает, может именно ваш ребенок через несколько лет станет победителем на каком-нибудь международном шахматном турнире!



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх